Биографии    


Григорий Александров — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Григорий Александров — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Григорий Александров

фотографии >>

биография

Александров Григорий Васильевич

Григорий Васильевич Мормоненко

10 (23) января 1903, Екатеринбург — 16 декабря 1983, Москва.

Русский советский кинорежиссёр.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943). Народный артист СССР (1948).

Родился в семье горнорабочего. Но по другим сведениям — отец его, Василий Григорьевич Мормоненко, был хозяином большой гостиницы и ресторана «Сибирь». Согласно семейному преданию, он выкрал из отчего дома невесту (Анфиса Григорьевна происходила из знатного рода сибирских татар).

Гриша в двенадцать лет был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе. Закончил городскую музыкальную школу. Учился на курсах клубных руководителей при Политотделе III армии, заведовал фронтовым театром.

Осенью 1921 года был принят в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта, которым руководил С. Эйзенштейн. Одним из самых популярных в то время был ансамбль «Синяя блуза». В нём играла Ольга Иванова, ставшая женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители его назвали в честь американского киноактёра Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.

В кино пришёл в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном. Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства. 1930-й год они встречали в Париже. Затем была Америка. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.

В августе 1932 года Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актёром Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развёлся. Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности.

Вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе. Роль влюблённого пастуха изначально выстраивалась на Утёсова, солиста ленинградского мюзик-холла. Александров долго не мог найти актрису на роль героини. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре спектакль с участием Любови Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты. «Весёлые ребята» вышли на экраны в 1934 году, Александрова наградили орденом Красной Звезды. И женился Александров на Орловой уже победителем.

Война застала супругов на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву. В июне большинство мужчин Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налётов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для «Боевого киносборника».

В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией. В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву — в должности руководителя «Мосфильма».

В 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри.

Александров и Орлова очень любили свою дачу во Внуково. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу только на «вы». Детей у них не было. Когда Александров узнал о том, что у жены обнаружен paк, он сказал: «Хорошо, что она первая. «. Орлова ушла из жизни в январе 1975 года, а в сентябре 1978 года умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил бpaк с его вдовой Галиной. Она ухаживала за пожилым режиссёром, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Он сделал её своей наследницей.

Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили в Кремлёвку на обследование, и всё произошло очень быстро — инфекция в почках.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Григорий Васильевич Александров

Фото Все

Видео Все

Григорий Александров. Легенды мирового кино

Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь

Почему режиссер Григорий Александров женился на жене своего сына

Григорий Александров — биография

Григорий Александров – советский режиссер, сценарист, получивший мировую известность, несмотря на жесткие идеологические рамки. Он был обласкан властью, его супругой стала белокурая красавица Любовь Орлова. Александров долго искал свое призвание, но сумел выбрать его с поразительной точностью.

Григорий Александров занимался творчеством в непростое время, однако умел заставить власть относиться к себе лояльно. Фильмы режиссера — «Веселые ребята», «Цирк» отличаются оптимистичностью, настраивают на позитивное отношение к жизни.

Детство и юность

Настоящая фамилия знаменитого режиссера Александрова – Мормоненко. Он родился в Екатеринбурге в январе 1903 года. Достоверной информации о родителях Григория Мормоненко нет. По одним сведениям – будущий режиссер вырос в семье разнорабочего. Есть иная версия — Мормоненко-старший был владельцем гостиницы, его семья жила в роскоши. Многие исследователи биографии режиссера склоняются к второму варианту. Для этого достаточно внимательно всмотреться в интеллигентное, благородное лицо режиссера.

Григорий Александров в молодости

Информация о творческой карьере Александрова достоверна. Он пришел работать в оперный театр в 12 лет, сначала выполнял обязанности разнорабочего, затем постепенно поднялся по карьерной лестнице до ассистента режиссера. Плотный рабочий график не помешал ему окончить музыкальную школу, курсы режиссеров Рабоче-Крестьянского театра, организованные Губнаробразом.

Актерская карьера

Со временем рамки провинциального театра показались Григорию тесными. Все познается в сравнении – так получилось и у Александрова. Актеры столичного Художественного театра, посетившие уральский город, поразили его своей игрой. После этих гастролей он уже не видел смысла своего пребывания в родном городе.

Александров уехал в Москву с благородной целью – чтобы повысить свою квалификацию. Он стал работать в Первом рабочем театре. Значимым для Григория стало знакомство с Сергеем Эйзенштейном, для которого он стал помощником в создании театральных постановок, кинофильмов «Броненосец «Потемкин», «Стачка».

Григорий Александров в фильме Стачка

Александрову, страстно желающему постоянно совершенствоваться в профессии, удалось побывать в Голливуде. Его отправили в Америку с благой миссией – продвигать советский кинематограф. Режиссер не забывал о собственных интересах, познакомился со многими зарубежными звездами, в том числе и с Чарли Чаплином.

Режиссер

Сотрудники театра сразу обратили внимание, что заграничное турне превратило Александрова в совершенно другого человека. Он без тени сожаления разрушил свои прекрасные отношения с Эйзенштейном. Ранее эти отношения были настолько тесными, что коллегам они казались подозрительными. Актеры, не стесняясь, обсуждали друзей, используя непристойные шуточки. Но теперь Григорий, ощутивший вкус зарубежной свободы, не желал оставаться в жестких рамках, куда по привычке загонял его старший товарищ.

Была и другая весомая причина, благодаря которой так разительно переменилось поведение Александрова. Сталин предложил ему снять кинокартину о революции. Фильм, появившийся на экране под названием «Интернационал», имел большой успех у любителей кинематографа. Удачливый режиссер получил следующий заказ от правительства, в этот раз советское руководство поручило ему снять веселую комедию.

Читайте также  Анастасия кузьмина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кадр из фильма Григория Александрова «Веселые ребята»

Результатом работы Александрова стали «Веселые ребята». Картина была для режиссера судьбоносной. В период ее создания он познакомился с красавицей Орловой. После завершения показа кинофильм получил специальную премию Венецианского фестиваля.

История «Веселых ребят» была непростой, Наркомат просвещения не одобрил идеи фильма, поскольку в ней отсутствовала партийная пропаганда. Это было веское основание для перемещения «Веселых ребят» в архив. Но здесь в дело вмешался всемогущий Максим Горький, настоявший, чтобы фильм посмотрел Сталин. Оптимистичная, жизнеутверждающая картина понравилась вождю, а затем ее с большим удовольствием посмотрели миллионы советских граждан.

Режиссер прекрасно понимал, что только счастливый случай помог его комедии выйти на экраны. Следовало закрепить успех, Григорий возлагал большие надежды на фильм «Цирк». Изначально сценаристами картины были Ильф и Петров. Но режиссера их текст не устроил, он так поработал над идеей фильма, что она стала неузнаваемой. Ильф и Петров отказались от авторства. Чтобы избежать прошлой ошибки, режиссер усиливает сюжет, тесно связав его с идеологией советского гражданина.

Кадр из фильма «Цирк»

Два первых военных года Григорий Васильевич работал в Алма-Ате, куда эвакуировали всех сотрудников «Мосфильма», их семьи. Однако в 1943 году его вызвали в столицу, предложили занять пост руководителя «Мосфильма». У Александрова больше не было времени для режиссерской работы, он занимался решением организационных проблем.

С 1951 года Александров стал работать преподавателем ВГИКа. В течение шести лет он занимался обучением режиссеров, изучал новые сценарии. В то же время Григорий Васильевич часто был участником международных конкурсов, куда звездного режиссера приглашали в качестве эксперта высокого класса.

Личная жизнь

У красивого, импозантного режиссера было три бpaка. Его первая супруга, актриса Ольга Иванова, выступала в эстрадном коллективе под названием «Синяя блуза». В 1925 году у молодой пары родился сын Дуглас. Когда Григория откомaндировали в Америку, молодая жена стала встречаться с любовником, по этой причине супруги развелись.

Григорий Александров и его вторая жена Любовь Орлова

Второй женой режиссера стала Любовь Орлова. Именно Александров сделал эту изящную красавицу знаменитой, отдавая ей главные роли в своих фильмах. Для актрисы этот бpaк тоже был вторым. Их взаимоотношения окружающие считали очень необычными. Супруги, спавшие на разных кроватях, дома не разговаривали друг с другом, предпочитая общаться с помощью записок.

Такие порядки в доме завела актриса, имевшая на то личные причины. Многим казалось, что супруги находятся в фиктивном бpaке. Однако это было не так, подтверждением стали записки, дневники Орловой и Александрова, найденные в их загородном доме. Режиссер находился в бpaке с актрисой до самой кончины признанной красавицы.

Григорий Александров с семьей (сыном и внуком)

Третьей супругой звезды советской кинематографии стала вдова его сына Дугласа, Галина Александрова. Немолодой режиссер жил, не обращая внимания на досужие разговоры, Галина была очень внимательной женой. Она приводила в порядок его дневники, готовила любимые блюда Александрова, следила за своевременным приемом лекарств. Ответным жестом Григория Васильевича стало завещание на имя Галины, ставшей наследницей всего его имущества.

Причины cмepти

В декабре 1983 года режиссер скончался. Его почки, пораженные инфекцией, перестали функционировать.

Могила Григория Александрова

Александров умер в одиночестве, его третья жена была в заграничной комaндировке. Прах режиссера покоится на Новодевичьем кладбище.

Режиссерские работы

  • 1924 Стачка
  • 1927 Октябрь
  • 1929 Старое и новое
  • 1930 Сентиментальный романс
  • 1932 Да здравствует Мексика!
  • 1934 Весёлые ребята
  • 1936 Цирк
  • 1938 Волга, Волга
  • 1938 Первое мая
  • 1947 Весна
  • 1949 Встреча на Эльбе
  • 1952 Композитор Глинка
  • 1953 Великое прощание
  • 1960 Русский сувенир
  • 1974 Скворец и Лира

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Любовь Орлова и Григорий Александров в кадре и за кадром: Что скрывалось за фасадом идеального бpaка

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: « Я увидела гoлyбоглазого золотоволосого бога – и все было кончено ». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в бpaке и развестись.

Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: « Где ты нашел эту старую калошу? » А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был бpaк по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.

Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных paкурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергeй Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.

В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам.

Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.

Читайте также  Группа "иванушки" - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого бpaка Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.

Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: « Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно! » Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.

Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их бpaк – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.

Конечно, многие сомневались в том, что их бpaк был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотрeбллять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.

В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климaкc» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.

В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был paк поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их бpaк не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Григорий Александров: как сложилась личная жизнь знаменитого советского режиссёра (7 фото)

Александров увидел Ольгу на сцене и влюбился с первого взгляда. Артистка ответила взаимностью, и вскоре влюблённые сыграли свадьбу.

Ольга подарила Григорию его единственного сына. Отец назвал мальчика Дугласом в честь своего любимого актёра Дугласа Фэрбенкса. Но появление ребёнка не спасло семью от краха.

Однажды Александров уехал в комaндировку за границу. После возвращения домой он узнал, что у супруги завязался страстный роман с другим мужчиной. Обманутый муж тут же оформил развод.

Но Григорий недолго оставался один. Режиссёр проводил кастинг на роль Анюты в своём знаменитом фильме «Весёлые ребята». Именно тогда он впервые увидел молодую актрису Любовь Орлову.

Буквально на следующий день режиссёр пригласил актрису в Большой театр на творческий вечер. Они не остались на банкет, а решили прогуляться по вечерним улицам.

Григорий и Любовь были почти ровесниками и творческими людьми, у которых нашлось множество тем для беседы. Они сразу почувствовали, что им легко и хорошо вдвоём.

Симпатия быстро переросла в глубокое чувство. Молодые люди поженились ещё до выхода «Весёлых ребят» на экраны. После оглушительного успеха картины карьера творческой пары начала стремительно развиваться. Григорий отдавал супруге главные роли в своих картинах. Именно он сделал Любовь Орлову знаменитой актрисой.

Они были гармоничной парой, которую связывала не только любовь, но и крепкая дружба. Супруги вели довольно замкнутый образ жизни, почти не общались с коллегами, не любили светские вечера и приёмы.

У них было много не только поклонников, но и недоброжелателей, которые обвиняли супругов в высокомерии и гордыне. Но, возможно, в этих людях говорила обыкновенная зависть.

Александров и Орлова не обращали внимания на пересуды. Они жили в своём уютном мире, любили проводить время на даче во Внуково. У супругов был особенный праздник – 23 мая, день их первой встречи. Новый год они всегда отмечали вдвоём и после боя курантов долго гуляли на своём дачном участке.

Супруги прожили в счастливом бpaке долгие годы. Их разлучил уход из жизни Любови Орловой. Григорий тяжело переживал утрату. Но в 83 года он снова женился на вдове своего сына, 48-летней Галине Крыловой.

Судьба Дугласа сложилась печально. Он унаследовал таланты своих родителей и успешно окончил ВГИК. Но в 50-е годы сына режиссёра арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде.

В конце концов, его отпустили на свободу, но нервное напряжение стало причиной инфаркта. Дуглас всего на три года пережил Любовь Орлову.

Говорили, что Александров женился на своей невестке, чтобы обеспечить будущее внука Гриши и передать ему всё немалое наследство. Но, возможно, причиной было тяжёлое одиночество после ухода любимой супруги.

Галина заботилась о Григории, готовила его любимые блюда, следила за приёмом лекарств. Она навела порядок в архивах Александрова и была рядом с режиссёром до конца его жизни.

Григорий Александров оставил о себе яркую память во многом благодаря бpaку с Любовью Орловой. Эта красивая пара была для огромной советской страны воплощением идеального союза, созданного на основе любви, уважения и преданности общему творческому делу.

Григорий Александров

Григорий Александров — биография

Никто не удивлялся, когда режиссеры перед прокатом нового фильма отрывали от пиджака Григория Александрова пуговицу — на удачу. Его считали счастливчиком: 30 лет успеха! Но что за этим скрывалось на самом деле? Гриша Мормоненко. Как с таким именем идти в кино? Вот и обитал паренек всегда где-то около — был то помощником реквизитора, то рассыльным, то ассистентом режиссера. Но однажды взял и поменял фамилию. А вместе с фамилией — и жизнь!

Читайте также  Марсело виейра - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Родился Гриша Мормоненко 23 января 1903 года в Екатеринбурге в семье Василия Григорьевича и Анфусы Григорьевны. Григорий был талантлив. Он играл на скрипке, гитаре, губной гармошке. Любил искусство и подражал классикам — например, как Маяковский, предпочитал гулять босиком.

А когда узнал, что в его родном Екатеринбурге открывают режиссерские курсы, не раздумывая на них записался. По окончании курсов ему доверили руководство фронтовым театром, гастролировавшим по Уралу. Правда, разгуляться творческому человеку там было негде. Ночью пишешь пьесу, днем ее репетируешь, а вечером уже показываешь зрителю. И так по кругу!

Среди товарищей Григорий больше всего сдружился с Иваном Пырьевым — будущим кинорежиссером. Вместе они в 1921 году оказались на спектакле гастролировавшего Московского художественного театра. После представления им удалось пообщаться с актерами. Те так захватывающе рассказывали о возможностях столичной жизни, что Пырьев с Александровым решили рвануть в Москву.

Учебное заведение Григорий и Иван выбирали по принципу: чтобы имелись бесплатное питание и общежитие. В итоге в 1921 году они поступили в Московский первый рабочий театр Пролеткульта.

Актерская биография

Здесь Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Сергeй был на несколько лет старше Григория и казался ему мудрым наставником. Именно в его постановках Григорий впервые вышел на сцену: начинал он как актер. С 1924 года снимался в первых киноработах Эйзенштейна.

В 1927-м, когда должна была состояться премьера кинофильма «Октябрь», где соавтором был Григорий Александров, в монтажной раздался телефонный звонок. На том конце провода сообщили: «Ждите, едет товарищ Сталин!» Новость шокировала всех, а Эйзенштейн предпочел поскорее ретировался.

Александрову пришлось принимать высокопоставленного гостя в одиночку. Он продемонстрировал тому несколько отрывков из фильма, после чего Иосиф Виссарионович заявил: «Фильм с Троцким показывать нельзя!» Неодобренные кадры тут же были вырезаны из кинопленки.

Режиссера Сталин запомнил. Через два года благодаря его протекции Эйзенштейну и Александрову дали добро на рабочую поездку по Европе и Америке. Цель ее звучала следующим образом: обучение созданию звукового кино. В поездке коллеги еще больше сблизились. Поползли слухи: между ними явно нечто большее, чем творческий союз. Ни тот, ни другой никогда не комментировали эту тему.

Режиссер

На родину Александров вернулся новым человеком. Он осознал: быть в кадре -это не для него, куда интереснее создавать фильмы. Будучи неглупым человеком, Григорий понимал: успех в кинопрофессии возможен, если дружить с «правильными» людьми. И когда к нему по старой памяти обратился сам товарищ Сталин, режиссер ему не отказал. В 1932 году он снял для вождя киноработу «Интернационал», прославляющую саму фигуру Иосифа Виссарионовича и его политику в частности. Сталину картина понравилась.

В том же году Григорий Александров взялся за съемки «Веселых ребят». Это должна была быть музыкальная комедия, которая продемонстрировала бы все, чему он научился в Голливуде. В ней планировались сложные трюки, элементы мюзик-холла и оперетты. Все задуманное получилось — по крайней мере, так казалось самому Григорию, — однако кино запретили за неимением революционных идей.

Зритель смог увидеть картину только после того, как Максим Горький обратился к члeнам Политбюро с просьбой хотя бы одним глазком взглянуть на работу. Информация дошла до Сталина. После просмотра он оценил «Веселых ребят»: «Хорошая картина! Я как будто месяц в отпуске побывал!» После столь высокой оценки Александрова больше не трогали.

На съемках «Веселых ребят» Григорий Васильевич встретил и свою будущую жену (вторую по счету) — актрису Любовь Орлову. Впоследствии он называл ее главной любовью своей жизни.

За «Веселых ребят» Александров в 1934 году получил приз Венецианского кинофестиваля. Награда величайшая! Фильм поддержали зрители, творчеству режиссера симпатизировал сам Сталин — твори не хочу! И Григорий взялся за дело. Через два года он выпустил киноленту «Цирк». Только слепой не разглядел в ней неприкрытую идеологию: режиссер поставил цель представить советский образ жизни в самом выгодном свете. В 1938 году на экраны вышла «Волга, Волга», в 1940-м — «Светлый путь», а в 1947-м — музыкальная комедия «Весна». И каждый фильм имел успех!

Работы Александрова стали образцами для подражания: легкая вдохновляющая музыка, добрый юмор, простые герои. Но несмотря на зрительскую любовь в кулуарах поговаривали: Григорий Александров творит, пока у него есть покровители. И действительно, когда главный из них в марте 1953 года отправился в мир иной, для режиссера начались не лучшие времена. Несколько лет после cмepти вождя он ничего не снимал. А когда решился представить публике свою новую работу — картину «Русский сувенир» (1960 г.), общественность взбунтовалась: «Позор! Халтура!» Впав в уныние и депрессию, Александров взял таймаут на неопределенный срок.

Последние годы

Свою последнюю режиссерскую работу в своей биографии — фильм «Скворец и лира» — Григорий Васильевич завершил в 1974 году. Но на экраны ее так и не выпустили. Следом за творческой неудачей посыпались личные. Через несколько лет стало известно о страшном диагнозе любимой жены: paк. После ухода супруги Александров стал готовить документальный фильм о ней, но его показали уже после cмepти самого режиссера.

Вслед за супругой покинул этот мир и его сын от первого бpaка — Дуглас. Инфаркт. Григорий Васильевич в буквальном смысле обезумел от горя. Обращался к невестке Галине с одним только вопросом: «Где Дуглас?» Та отвечала: «За хлебом пошел», и только тогда Александров успокаивался.

Позже, неожиданно для всех, он оформил бpaк с вдовой сына. Сама Галина, несмотря на обвинения в меркантильности и расчете, объясняла это тем, что ухаживает за пожилым свекром. Впрочем, у самого Александрова были на этот счет свои мотивы. Режиссер боялся, что все нажитое непосильным трудом — его архив, бумаги, книги, — перейдет в руки непутевого внука Григория-младшего. Не лучше ли все сразу переписать на Галину, человека куда более надежного?

Болезнь и cмepть

Женщина получила законное наследство в 1983 году, когда Григорий Васильевич скончался в одной из московских больниц. Причиной cмepти великого режиссера явилась инфекция в почках. Правда, супруга пережила его всего на несколько лет, а деньги и архив в итоге все равно попали в руки к внуку. Не понимая всей ценности того, что оставил ему дед, Александров-младший деньги растранжирил, архив выкинул на помойку, дом оставил в запустении, а сам переехал во Францию -подальше от воспоминаний.