Иисус Христос — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Были ли дети у Иисуса Христа. Что говорит Библия и ученые
На протяжении истории появлялось очень много псевдоевангелий. Это были самые разные книги, которые говорили, что раскрывают более полную картину жизни и сложении Иисуса Христа: кем Он был, кем были Его ученики, были ли у него дети и так далее.
Появлялось много разных Евангелий: от Петра, от Фомы и прочие. Есть разные претенденты на то, что они объяснят истину в том, что Иисус после крещения ходил в Индию или на Тибет, чтобы получить восточную мудрость. И потом пришел и стал великим учителем. Все это спекуляции и выдумки, которых очень много. Нет ни одной знаменитой личности, вокруг которой не рождались бы сплетни.
Был ли Иисус женат на Марии Магдалине
Мария Магдалина – загадочный персонаж Нового Завета. О ней пpaктически нет информации. Никто не знает о ее детстве, родителях и близких. Что она делала после того, как распяли Спасителя.
Когда информации нет или ее мало, то ее всегда домысливают. Но поскольку она первой увидела Иисуса воскресшем, ее причислили к лику святых. Еще одна ее заслуга – она сумела найти силы, чтобы стать праведной, хотя была великой грешницей.
Некоторые люди думают, что Иисус был женат на Марии Магдалине. Библия не подтверждает это предположение.
Для тех, кто знает Священное Писание, все эти вопросы не представляют никакой ценности. Библия для них – книга завершенного откровения. И сравнивая Библию и Новый Завет с любыми другими книгами-претендентами на то, что они должны быть частью канона, каким-то дополнениям, они ясно видят, что это книги совершенно разных типов. Это литература иного хаpaктера и уровня, который не имеет ничего общего с духом Священного Писания. По этой причине вся подобная литература – это творчество людей, которые каким-то образом пытались создать ажиотаж, привлечь внимание к себе, выдвинув какие-то предположения, что они обладают какой-то особой мистической истиной. Они приплетают мистику, чтобы дополнить жизнь или истории из жизни Иисуса Христа.
Есть еще один чрезвычайно важный фактор – все эти истории никак не помогают нам понять вопрос спасения человеческой души. Главная история Библии – искупление грехов человечества Иисусом Христом на голгофском кресте. Основная цель Библии – спасение, которое человек получает, поверив в искупление, которое было совершенно Иисусом Христом.
Все эти инсинуации, которые люди выдвигают относительно тех или иных аспектов в жизни Создателя, они наоборот пытаются отвлечь наше внимание от голгофского креста, искупления, сути спасающей веры и переместить наш фокус, на какие-то детали. В них можно погрязнуть, что представляет самую большую опасность всего этого творчества.
Были ли дети у Иисуса Христа по плоти
Ученики-евангелисты и очевидцы, которые общались с Иисусом и описывали его жизнь, ничего не говорят о наличие детей у Него от плоти. У Иисуса не было ни жены, ни детей, ибо он получил заповедь от отца – умереть за грехи людей. Матвей говорит в 20 главе: «И Он хорошо знал, что у Него нет времени для плотской жизни, а только для духовной».
Его главная цель – защитить жизнь народа. Ему не было смысла вторгаться в бpaк и проводить жизнь телесную. У него были духовные ученики, которые распространили Его знание, передавали из рук в руки. Поэтому нельзя утверждать, что Иисус Христос был женат и имел детей по плоти.
Мнения ученых
Британские ученые заявили, что Иисус Христос был женат. Найден был уникальный фрагмент папируса, на котором было 7 строчек текста от самого Иисуса Христа, что рушит миф о его безбрачии. Марию Магдалину из Нового Завета, ту самую блyдницу, Иисус называет Своей женой.
Профессор-теолог Карел Кинг, которая расшифровала мaнycкрипт, уверена, что ни о каких обетах безбрачия во времена Иисуса и речи не шло.
Христиане начали задаваться вопросом о семейном положении Иисуса Христа только спустя несколько сот лет после его cмepти. Этот вопрос поднимался только во время обсуждений на тему: «Может ли истинный христианин быть женатым или он должен принять обет безбрачия?».
Папирус размером 8х4 см достался ученым от неизвестного коллекционера. Первые 4 экспертизы показали, что это не подделка. Специалист может даже по копии определить, что такие знаки использовали в 4 веке до нашей эры.
В оригинале папирус поврежден. Скорей всего, его пытались сжечь, ведь по Священному Писанию у Иисуса Христа не могло быть ни жены, ни детей.
Историки уже находили летописи с утверждением, что, например, дедушка Иисуса был важным человеком и встречался в Риме с императором Августом. Он был одним из иудейских послов в Риме. И от него юный Иисус много узнал о римской жизни.
Многое заставляло людей пересматривать мнение о жизни Творца, но утверждения о его жене, могли бы стать самым серьезным потрясением основ.
Заключение
Никаких исторических источников, которые подтверждают то, что у Спасителя была супруга, на данный момент – не существует. О жизни Иисуса было написано много апокрифических Евангелий. Например, есть Евангелия от Марии Магдалены, в котором сказано, что она была ближайшим сподвижником Творца, была Его учеником. При этом ничего не сказано о каких-то близких отношениях. Известно, что такие апокрифические Евангелие составлялись спустя какое-то время после реальных событий и далеко не всегда отображали реально то, что происходило. Поэтому Церковь не признает многие из них, как и того слуха, что у Иисуса была жена и дети.
Кем был Иисус на самом деле: что думают ученые об исторической личности Христа
Кажется, о том, кто такой Иисус Христос и говорить не нужно: известно всем с пеленок.
Но что мы знаем об историческом Иисусе?
Зарубежных ученых этот вопрос волнует довольно давно. К сожалению, на русском языке на эту тему написано не так много. Книга «Иисус. Историческое расследование» Латыниной, построенная на скандальных и малодостоверных фактах, не в счет. Куда более объективно и научно исследование Глеба Ястребова, «Кем был Иисус из Назарета», а из зарубежных источников ключевой считается работа «Иисус» Давида Флуссера.
В свою очередь мы, приводя данный в этой статье, опирались на книги, а также публичные лекции известного религиоведа, кандидата культурологии Константина Михайлова
Иисус — реальная историческая личность
Потратив много лет на исследования, ученые пришли к выводу, что Иисус действительно существовал. Смешно, об этом и так знают все верующие. Но ученые на то и ученые, что им нужно сомневаться и все доказывать. А в случае Иисуса доказательств требуется больше. Такой парадокс. Про 99 процентов персонажей античности ученые знают на порядок меньше, чем про Иисуса, но при этом не испытывают ни малейших сомнений в том, что они существовали. Например, никому не придет в голову сомневаться в существовании Пифагора, хотя единственная ранняя биография Пифагора была написана спустя столетия после его cмepти.
— Будь это абсолютно любая историческая личность, мы бы сказали, батюшки, для персонажа первого века у нас есть сотни страниц документов., но ученые всегда будут спорить про Иисуса именно потому, что это Иисус, — непонятно объяснил религиовед Константин Михайлов.
Кто первый написал о Иисусе
Текстов самого Иисуса у нас нет. Поэтому исследователи опираются на документы, написанные уже после распятия. Самое раннее — послание апостола Павла, созданное через 30 лет. Биографических сведений в этом источнике довольно мало, ведь апостол Павел обращается к члeнам христианской общины, тем, кто и так хорошо все знает.
Второй источник — это Новый Завет. Как известно, в него входят четыре Евангелия, из которых самое раннее — от Марка, создано примерно в 60-70 годах н.э. Спустя десять лет было написано Евангелие от Матфея. Еще десятилетием позже — от Луки. На них историки и опираются в первую очередь. Самое последнее — Евангелие от Иоанна — создано спустя 70 лет после распятия. Поэтому его относят к источникам второго ряда.
Таинственный протоисточник Q
Существует еще один источник, который никто никогда не видел, но тем не менее, его удалось реконструировать. Когда исследователи сличали Евангелия от Матфея, от Луки и от Марка, то обнаружили интересное. В Евангелиях от Матфея и от Луки есть общие эпизоды, которых нет в самом старом Евангелии от Марка. Это очень важные эпизоды, например Нагорная проповедь. В Евангелии от Матфея она начинается словами: «Блаженны нищие духом ибо их есть царствие небесное». В Евангелии от Луки чуть иное: «Блаженны нищие ибо их есть царствие небесное». Вроде бы то, да не то. Куда делся дух?
В общем, примеров было достаточно, чтобы понять: Матфей и Лука опирались на некое Протоевангелие. Возможно, текст запоминали и передавали устно. Этим обусловлено расхождение.
Евангелие от Марка, таинственное протоевангелие Q и Послание апостола Павла — это три столпа, на которых стоит изучение исторического Иисуса.
Любопытно, что уже в двадцатом веке ученым удалось обнаружить Евангелие от Фомы, первые версии которого, судя по всему, были созданы в 70-80 годах I века, то есть, примерно тогда же, когда и Евангелие от Марка. Это тоже очень интересное для изучения Евангелие, несмотря на то, что в нем нет описания биографии Иисуса: в основном, проповеди и речи.
Исторический Христос родился до Рождества?
Непонятное продолжается. Вроде бы, всем известно, когда родился Иисус: как-никак от Рождества Христова мы отсчитываем нашу эру. Однако по факту точной даты мы не знаем. Евангелисты пишут, что Иисус родился в правление Ирода Великого. Тогда, учитывая, что Ирод скончался в 4 году до нашей эры, получим, что Иисус родился до Рождества Христова, как ни странно озвучит. Также Евангелие сообщает, что Иисус родился в период проведения римской переписи Иудеи. Но единственная перепись, подходящая по времени, датируется 5-6 годом нашей эры. Тогда выходит, что Иисус родился после Рождества.
Правда, историки все-таки предполагают, что Иисус родился в период правления Ирода Великого, то есть не позже 4 года до нашей эры.
Теперь что касается даты рождения. С ней тоже сложно, ибо ученые не уверены, что это 24-25 декабря, как принято считать. Известно, что ранние христиане праздновали рождение Иисуса в апреле и мае, а впоследствии переняли римские даты: в конце декабря римляне праздновали ключевой праздник культа Непобедимого Солнца. Идея Непобедимого Света, торжествующего над тьмой, понравилась и христианам, поэтому, скорее всего, они привязали рождение Иисуса к этим дням.
То же с концом земной жизни. Мы знаем, что это середина Песаха,середина месяца Нисана, но сколько прожил Иисус — загадка. Вроде бы, действительно 33 года, но нигде в Новом завете этого не говорится.
Где родился Иисус
Одни библеисты говорят, что в Вифлееме, другие — что в Назарете. Правда, те, которые говорят, что в Вифлееме — везде называют его Иисусом Назарянином, значит, Назарет достовернее.
Информации о детских годах Иисуса почти нет. Ранний период жизни Христа, до его тридцатилетия (примерно в этом возрасте он стал проповедовать) — пpaктически не охвачен вниманием евангелистов.
Никто не ставит задачу опровержения или доказательства идеи непорочного зачатия. Однако ни евангелист Марк, ни Павел ни даже Иоанн ничего об этом не пишут, а апостол Павел говорит, что Иисус был семени Давидова по плоти, то есть по мужской линии происходил от царя Давида. Кроме того, как говорят исследователи, у иудеев вообще не было идеи порочного зачатия.
Читайте также Юлия рудина - биография знаменитости, личная жизнь, дети— Скорее всего, эта идея возникла позже, в 60-70 годах первого века, когда основную часть раннехристианской общины стали составлять бывшие язычники, — говорит религиовед. — Они понимали, что необычные герои должны рождаться необычным образом. Например, говорили о непорочном зачатии Платона и Октавиана Августа, императора, во время которого родился Христос. Притом, что родители Августа были прекрасно известны.
Не плотник, а каменщик
Историки не спорят с тем, что родителей Иисуса звали Иосиф и Мария, что родился и вырос Христос, скорее всего, в Назарете, хотя в более позднем возрасте жил в городе Капернауме, ведь этот город был центром его проповедей. Семья была простой и не слишком обеспеченной. А вот с тем, что Иосиф был плотником — религиоведы не очень согласны. Скорее всего — он был каменщиком. Ведь греческий термин, обозначающий профессию Иосифа, означает и плотник, и столяр, и человек, работающий с металлом. А учитывая, что семья жила не в лесистой, а в пустынной местности, вряд ли можно было предположить, что у плотника было много работы.
Родные или двоюродные?
Семья должна была быть большой, по крайней мере, иудейские традиции подразумевают, что детей должно быть много. На наличие братьев и сестер, указывает и Евангелие. В древнейшем Евангелии от Марка есть упоминание о брате Иакове, Иосифе, Иуде, Симоне и, как минимум, двух сестрах. Именно так полагают и протестанты. А вот в рамках католической традиции перечисленных принято считать двоюродными братьями. В православии сложнее: устоялась точка зрения, что это дети Иосифа от первого бpaка, до того, как он вступил в бpaк с Марией. Получается, что, согласно православным представлениям, Иосиф был существенно старше Марии. Причем, религиоведы согласны с этим. Ведь из текстов Евангелия видно, что к тому моменту, когда Иисус начал проповедовать, у него случилась семейная трагедия. Евангелисты упоминают братьев, сестер и мать, но не упоминают отца, что, возможно, говорит о том, что Иосиф к тому времени уже умер.
В возрасте около тридцати лет Иисус начинает читать проповеди. И тут уже самый горячий скептик не сможет опровергнуть: он был прекрасным оратором, собирая на проповеди до пяти тысяч человек. По тем временам это было все равно что собрать «Олимпийский»: принимая во внимание, что никаких средств усиления звука не было и большее количество людей просто ничего бы не услышало. Кроме того, Иисус был еще и выдающимся целителем.
Критический подход ученых исходит из того, что все чудеса нужно объяснить или опровергнуть. Однако объяснение некоторых чудес не менее красиво, чем сами чудеса. Пример — когда Иисус кормит большую толпу собравшихся пятью хлебами и двумя рыбами. Религиоведы считают, что перед нами имеет место «чудо человеческой щедрости»: была долгая проповедь, все устали, и Иисус достал свою еду и поделился с людьми. В этот момент остальные, тронутые его поступком, вспомнили, что захватили с собой еду на пикник и тоже начали делиться. Примерно в этом ключе тpaктовал чудо и писатель Варлам Шаламов.
Сколько учеников было у Иисуса
Когда мы говорим об учениках, мы вспоминаем 12 апостолов, но на самом деле их было гораздо больше. Евангелие упоминает 70 апостолов. Апостол Павел пишет, что после воскресения Иисус явился пяти сотням братьев, а единовременно проповеди слушали до пяти тысяч человек…
И все-таки важнейшими были двенадцать апостолов. И здесь интересное. Когда ученые сравнивали списки апостолов из Евангелия, они обнаружили, что на первом, пятом и девятом месте в списках стоят всегда одни и те же люди.
— Это не мнемонический прием, а дело в том, что апостолы делились на три группы, — отмечает Константин Михайлов. — Внутри этих групп имена апостолов совпадают, но порядок их меняется. Возможно, Иисус посылает их проповедовать?
Исходя из этого предположения, выходит, что самые близкие Иисусу апостолы — это Симон Петр и братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, которых он берет на проповеди с собой.
Не секрет, то иудаизм был несколько мизогинной религией, женщины оставались персонажами второго сорта. Однако в общине Иисуса мы видим обратное. Апостолы были женаты, но помимо этого, в общине были самостоятельные женщины, ученицы Иисуса. Широко известно про Марию и Марфу, но имелись и другие. Так, например, важным человеком была Иоанна жена Хуза, домоправителя царя Ирода Антипы.
— Следует понимать, что Хуз, это не домработник, а министр государственных имуществ, крупный чиновник при дворе Антипы и то, что его жена связана с общиной Иисуса — даже странно, — подчеркивает Михайлов. — Возможно этим можно объяснить, откуда у общины деньги. Ведь кто-то из состоятельных женщин мог выступать и спонсором. Община жила скромно и то, что для жены Хуза было копейками «на булавки», для общины составляло прожиточную сумму.
О чем Иисус говорит ученикам?
Историки сходятся во мнении, что Иисус требует то же, что и написано в заповедях Моисея, но только гораздо жестче. Если Моисей зарекает: «не прелюбодействуй», то Иисус осуждает даже развод, к которому иудеи относились нормально. Если Моисей запрещает лжесвидетельствовать, то Иисус говорит: не клянись.
— Он призывает к сверхрадикальной нравственности, — отмечает Константин Михайлов. — Выступает предельно строго и жестко. С одной стороны, отпугивая строгостью, но, с другой стороны, привлекая.
Ученые делают интересное предположение. А что если необыкновенная строгость объяснялась составом общины? В ней было много таких людей, которых не пустили бы на порог в порядочный дом: мытари, блyдницы, разбойники, сборщики налогов. В Евангелии от Марка написано, что фарисеи удивлялись, тому, что Христос ест вместе с мытарями, блyдницами и грешниками. На что Иисус ответил им: «Не здоровые имеют нужду для врача, но больные. Я пришел призвать праведников для покаяния».
Возможно, сверхрадикальная строгость Иисуса связана с тем, что он работает с очень сложной социальной группой. Он требует от своих подопечных в десять раз больше, чем любой другой, в надежде, что его паства выполнит хотя бы одну десятую.
Из-за чего погиб Иисус
Для того чтобы понять это, нужно разобраться в запyтaнном мире политических отношений в Иудее.
Иисус родился при Ироде Великом. Ирод, безусловно, был жестоким правителем, но при нем Иудея была самостоятельной страной. После cмepти Ирода пришли римляне и разделили Иудею на части. Самая большая часть, включая Иерусалим и Вифлеем, попала под непосредственный контроль римских чиновников, то есть, прокураторов, каким был знаменитый Понтий Пилат. Подавляющее большинство иудеев не переносило римлян на дух, воспринимая как оккупантов. Иисус в этом смысле выбивается из общего ряда, особой неприязни к римлянам он не испытывал. А вот кого он явно недолюбливал — так это саддукеев, то есть храмовое жречество, которое сидело в Иерусалимском храме и сотрудничало с римлянами. Отношения с саддукеями у Иисуса были очень плохие. Он постоянно их критикует и не раз называет их самыми сильными выражением того времени: «порождение ехиднино».
Понятно, что для саддукеев Христос был занозой, но последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал знаменитый разгон торговцев в храме. Саддукеи почувствовали, что от него нужно избавляться и сделали все, чтобы случилось то, что случилось.
Хотя, — уверенно заключают историки, — обвинения, предъявленные Иисусу, были сфабрикованы и имели под собой основания не больше, чем в тридцать седьмом году, когда ни в чем не повинных граждан обвиняли в шпионаже в пользу Японии или Аргентины.
Кем был Иисус Христос: существовал ли Иисус в реальности и как он выглядел?
Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.
Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.
Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.
Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia
Что значит Иисус Христос? Значение имени
Иисус – это славянская трaнcлитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).
Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.
Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».
Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?
Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.
В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после cмepти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.
То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.
«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia
Кем был «настоящий Иисус»?
По версиям ученых, Иисус мог быть стрaнcтвующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.
Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.
Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.
«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia
Документальные свидетельства о Христе
Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.
Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом» .
Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита. Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога. Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» .
«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia
Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.
Читайте также Hugo chavez - биография знаменитости, личная жизнь, детиВот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бpaкосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.
Археологические находки
Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.
«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia
Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).
Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org
До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», Александр Иванов. Фото: Алексей Бушкин / РИА Новости
Еще больше археологических соответствий обнаружено в Иерусалиме, где, согласно Библии, произошли самые великие и драматические события, от торжественного въезда Христа в город до его казни на кресте и воскрешения.
Например, до XIX века не было никаких свидетельств, помимо Евангелия от Иоанна, о существовании Вифезды – купальни у Овечьих ворот, где Иисус исцелил человека, парализованного 38 лет. Ученые считали, что этого места не существует, и что библейский текст был написан гораздо позже кем-то, у кого не было достоверных знаний об Иерусалиме. Но в XIX веке археологи обнаружили остатки купели, соответствующие описанию.
Такой была Вифезда при Христе. Макет в Израильском музее. Wikimedia
Руины Вифезды. Wikimedia
Загадка Туринской плащаницы: подделка или святыня?
В главном соборе Турина хранится льняное полотно с отпечатком тела человека в терновом венце и пятнами крови. Верующие считают, что это подлинное изображение Христа. Согласно Евангелиям, тело Иисуса после cмepти на кресте завернули в плащаницу и похоронили по иудейскому обряду в пещере, высеченной в скале.
Православная церковь склонна верить в ее подлинность. Католическая не убеждает в этом и почитает скорее как символическую реликвию.
Туринская плащаница: позитив (слева) и негатив. Reuters
Ученые же сходятся в том, что это средневековая подделка. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году в лабораториях трех разных стран, показал что ткань была изготовлена между 1260 и 1390 годами. Это совпадает с моментом первого появления плащаницы (1354) и ее первого представления широкой публике (1389).
В то же время природа отпечатка на ткани, который, по сути, представляет собой фотонегатив, по сей день остается загадкой.
Изображение лица на плащанице (негатив). Depositphotos
В наши дни плащаницу исследовали передовыми методами судебной медицины и криминалистики. В 2018-м было в очередной раз заявлено, что это имитация, поскольку пятна крови в таком расположении мог оставить только тот, кто перемещался, причем стоя и принимая разные позы, но не неподвижно лежащий человек.
Как выглядел Иисус на самом деле?
В западном искусстве Иисуса Христа изображают чаще, чем кого бы то ни было. Однако традиция иконописного портрета – красивое белокожее лицо с правильными чертами, аккуратная борода, длинные волнистые волосы – зародилась лишь спустя 500 лет после предполагаемого времени его жизни, уже в VI веке.
Типичное католическое изображение Христа. Depositphotos
Спас Вседержитель – самый распространенный образ Христа в православии. sofrino.ru
В Евангелиях нет описания внешности Христа при жизни. Есть намеки в Ветхом Завете, причем противоречивые. С одной стороны, в Книге псалмов говорится: «Ты прекраснее сынов человеческих» , «Сильный, славою Твоею и красотой Твоею» (Пс 44:3). С другой, в Книге пророка Исаии сказано: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2).
Антропологи считают, что реальный Иисус вряд ли был красив и выделялся среди других – иначе в Новом Завете это непременно было бы упомянуто. К примеру, Библия недвусмысленно описывает красоту Моисея и Давида.
Британский антрополог Ричард Нив воссоздал примерный облик семитов из Галилеи времен Христа по строению черепов – вот так примерно мог выглядеть сам Иисус.
Историк и археолог Джоан Тейлор в своей книге 2018 года «Как выглядел Иисус?» тоже заключает, что он обладал самой заурядной внешностью. Вероятнее всего, был невысокий (примерно 170 см), худой и жилистый, с черными короткими курчавыми волосами, короткой бородой, карими глазами и смуглой грубоватой кожей (возможно, более темной, чем у соплеменников, поскольку плотничал и много стрaнcтвовал под палящим солнцем).
Были ли дети у Иисуса Христа и Марии Магдалины?
Таинственный папирус
Споры о деталях жизнеописания Христа не утихали в раннем Средневековье. Пока каноны веры не устоялись, сотни богословов на десятках церковных соборов сходились буквально не на жизнь, а на cмepть: еврей ли Иисус, был ли женат, кто его родители, оставил ли он после себя наследников? Постепенно сложился тот образ, который преподносится верующим сейчас. И в первую очередь церковники постарались прекратить дискуссии о семье Иисуса. Его женой называют Церковь — и точка. А жены у Спасителя быть не может. Тем более не может быть никаких детей. А то явятся некие наследники, и что делать со всей церковной иерархией, как быть с потомками Сына Божьего? Не так давно профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг обнародовала результаты исследования некоего папируса, хранившегося в частной коллекции. В восьми строках, написанных на коптском языке и, скорее всего, являющихся фрагментом одного из Евангелий, есть упоминание о жене Иисуса Христа. «Иисус сказал им: моя жена», — гласит запись. Само по себе это ничего не доказывает, но если принимать во внимание целый пласт косвенных свидетельств, то официальная версия Церкви выглядит не такой уж и прочной. По мнению учёных, текст был написан в середине II века нашей эры, когда жизнеописания Христа множились едва ли не в геометрической прогрессии. Поскольку все они составлялись на основании устных преданий, то порой весьма значительно отличались друг от друга. Долгое время считалось, что «неправильные» Евангелия церковниками уничтожены без следа. Однако оказалось гораздо проще объявить ересь искорененной, нежели избавиться от неё на самом деле. Каноническими признаются четыре Евангелия, остальные же имеют статус апокрифов и Церковью для прочтения не рекомендуются, в частности, Евангелия от Фомы, Филиппа и Марии, открытые сравнительно недавно. Конечно, они написаны почти на сто лет позже «правильных» Марка, Луки, Иоанна и Матфея, но это не повод для недоверия таким источникам. Более того, есть все основания полагать, что упоминания о семейном положении Иисуса не включены в Новый Завет умышленно, чтобы не выделять никого из учеников Христа. Зато раннехристианским авторам слова «супруга Иисуса» были прекрасны знакомы.
Ищите женщину
Если допустить мысль, что Христос был женат, то для начала нужно установить, на ком именно. Ответ, как ни странно, легко отыскивается даже в канонических Евангелиях. После чудесного воскрешения Сын Божий раньше всех явился Марии Магдалине. В Новом Завете она выведена блyдницей, которая благодаря проповеди Христа вернулась на путь истинный и впоследствии сопровождала Иисуса из Галилеи в Иудею. Но, даже учитывая, что Мария Магдалина раскаялась и уверовала, трудно себе представить, что воскресший Спаситель в первую очередь явился именно бывшей распутнице. Другое дело, если она была его женой. Тогда все сразу встаёт на свои места. Кроме того, нужно учитывать, в каком обществе и в какое время жил Иисус. Незамужняя женщина, по еврейским традициям, никак не могла находиться в компании стрaнcтвующего пророка и его учеников. И тем более не могла сопровождать его в путешествии. Здесь же уместно вспомнить и эпизод из «неправильного» Евангелия от Филиппа: Пётр и другие ученики не на шутку приревновали Иисуса к Марии Магдалине, обижаясь, что он целует её в губы. Весьма странное обхождение с обычной последовательницей. Есть косвенные указания на женитьбу Иисуса, как ни странно, и в каноническом Евангелии от Иоанна. Речь идёт об описании свадьбы в Кане Галилейской. Отметим, что тогда Иисус ещё не проповедовал новой веры и не творил чудес. В определённый момент вино на столе закончилось, и к Иисусу обратилась его мать: «Вина нет у них». Тогда и было сотворено первое из чудес Христа — он обратил воду в вино, чем вызвал бурное одобрение гостей: «Всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе». Спрашивается, какое дело до питья и еды за свадебным столом было Иисусу и его матери, если это не была его собственная свадьба? Да Христос никогда и не пропагандировал безбрачие, даже наоборот. «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину? Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью», — говорится в Евангелии от Луки. Между прочим, во времена Иисуса неженатый мужчина был явлением чрезвычайным и никак не мог бы стать учителем. Безбрачие древние евреи приравнивали чуть ли не к преступлению. Их закон прямо гласил: «Неженатый человек не смеет учить других».
Бpaк по расчёту
Раз уж получается, что Иисус был женат, то уместно пристальнее приглядеться к его супруге. Их бpaк с Марией Магдалиной, оказывается, преследовал далеко идущие цели и имел значимые для истории последствия. Почему же Иисус выбрал в жены именно эту женщину? Обо всём по порядку. Родословную Иисуса выводят от древнееврейских царей Соломона и Давида. То есть табличка «царь иудейский», прикреплённая к его кресту, была не издевательством со стороны римлян, а констатацией факта. Возможно, именно притязания на трон Иудеи и послужили причиной столь сурового приговора — вряд ли несколько лет проповедей настолько испугали местные и римские власти, чтобы подсылать к рядовому, в общем-то, проповеднику провокатора, а затем устраивать показательную казнь. Но дело в том, что сам по себе Иисус не выглядел законным претендентом на иерусалимский престол в глазах простых евреев. Жители Иерусалима принадлежали к колену Вениаминову, и для них Христос был бы пусть и знатным, но пришлым. Но женившись на местной женщине (по некоторым преданиям, происходившей из княжеского рода Вениаминова колена), он, а особенно его наследник, становился реальной политической фигурой. Так что вполне возможно, что Иисус не просто женился, а это был бpaк по расчёту. Мало того, Евангелия от Филиппа и Фомы позволяют предполагать, что у Христа были дети, вместе с которыми овдовевшая Мария Магдалина покинула Иудею, скрываясь от политического преследования. С собой она забрала чашу Грааля, освящённую кровью Иисуса и ставшую впоследствии одной из самых почитаемых христианских реликвий.
Французский след
Основываясь на некоторых данных, можно предположить, что семья Иисуса нашла приют в одной из еврейских общин на юге Франции. Во-первых, спустя 12 столетий именно там, у альбигойцев (религиозное христианское движение), «всплыл» Святой Грааль. Во-вторых, на юге Франции множество церквей и соборов посвящены… Марии Магдалине. По крайней мере, к такому выводу пришли Майкл Бейджент, Ричард Лей и Генри Линкольн — авторы книги «Священная загадка», проанализировав множество легенд и преданий, до сих пор бытующих в Провансе. На словах все эти храмы посвящены Деве Марии, или Богоматери, но ряд особенностей указывает на серьёзные отклонения от общепринятой христианской доктрины. И уж совершенно точно нигде более Марию Магдалину не почитают так, как в Провансе и Лангедоке. Особенно интересно семейное предание сеньоров де Транкавель. Они вели свой род от Меровингов — первой франкской королевской династии. Об этом опасно было говорить вслух, чтобы не навлечь гнев последующих правящих династий, но на юге Франции родство дома де Транкавель с Меровингами считалось фактом бесспopным. Однако у «тайны» было второе дно. Члены семьи де Транкавель считали, что легендарный Меровей (один из предков династии, давший ей имя) является прямым потомком Иисуса и Марии Магдалины по женской линии. Кстати, именно предание де Транкавель легло в основу книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Разумеется, сложно утверждать, где тут правда, а где вымысел, но современники считали, что Меровинги и в самом деле наделены чудотворными способностями. Они, например, могли обращать воду в вино и лечить самые тяжёлые болезни наложением рук. Так что фамильные черты, как говорится, налицо. Напоследок можно привести ещё один любопытный факт. Потомок Меровингов, Готфрид Бульонский — один из главных вдохновителей Первого крестового похода, в результате которого у сарацин был отвоеван Иерусалим. С особым рвением в походе Готфрида помогали даже не его подданные — лотарингцы, а рыцари юга Франции. Может быть, они видели в его воцарении на иерусалимском троне какую-то высшую справедливость? Правда, титул короля Готфрид не принял, сказав, что не будет короноваться в городе, где терновым венцом увенчали Иисуса.
Читайте также Максим поташев - биография знаменитости, личная жизнь, детиЖурнал: Тайны 20-го века №45, ноябрь 2012 года Рубрика: Сенсация Автор: Борис Шаров
Тайна Марии Магдалины — частная жизнь Иисуса Христ
ИИСУС ХРИСТОС, МАРИЯ МАГДАЛИНА И БРАК: КАК ОНО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
Новый Завет и семейное положение Иисуса Библия — явление не только божественное, но и социальное. Библию конечно надо читать, но с делать это надо с оглядкой. Это не вполне достоверный и неполный источник информации о Боге. Есть и другие. Та Библия, которой мы сегодня пользуемся, неоднократно переписывалась и исправлялась в угоду правящим царям и государям. Для чего они правили Библию? Чтобы легче было управлять людьми. То, что в Евангелиях далеко не каждое слово правдиво, видно сразу при первом же прочтении Нового Завета. Матфей, Марк, Лука, Иоанн во многом противоречат друг другу, в поступках действующих лиц много непонятного и нелогичного. В IV веке, когда христианство стало государственной религией Римской империи, по приказу императора Константина I священники полностью переписали все четыре Евангелия. Константин I создал для этого специальную организацию «Корректория». Иисус Христос был объявлен Богом во плоти (и это было принято, как Догмат на Первом вселенском Соборе), а император Константин I – наместником Иисуса на Земле. Все учение Иисуса было переделано именно для этих нужд. Все, что противоречило взглядам императора и римского духовенства, из Евангелий было вырезано, то, что соответствовало – осталось, и кое-что было переделано, кое-что добавлено от себя. Евангелия переделывались христианскими священниками, которые не особенно задумывались об исторической правде. В IV веке нашей эры уже не существовало Иудейского царства и римляне считали иудаизм умирающей религией. Поэтому редакторы Евангелий так вольно обходились с фактами. Именно отсюда растут корни всех противоречий и несуразностей, которые встречаются в Новом Завете.
В Библии не говорится о том, что Иисус был женат. Но и нигде не сообщается о том, что он был холост. Дело в том, что изначально Иисус Христос был правоверным иудеем (был обрезан и принесен в Храм на посвящение). Негласные социальные законы того времени запрещали еврейскому мужчине ходить в холостяках. Долгом каждого еврейского отца было найти подходящую жену для своего сына. И об этом должен был обязательно позаботиться приемный отец Христа Иосиф. А значит, как и всякий иудей, Иисус должен был быть женат, или дать объяснение тому, почему у него нет жены. Но Евангелия об этом молчат. Таким образом, если бы Иисус не был женат, то по крайней мере хотя бы в одном из библейских Евангелий должен быть упомянут этот факт, а также приведено объяснение, почему Иисус оставался холостяком. Объясняется эта нелогичность просто: те, кто переделывал Евангелии, составляя Новый Завет об этой древней иудейской традиции не знали.
Женитьба Иисуса На самом деле Иисус женился в 20 лет. Это произошло 28 октября 16 года. То есть через год после cмepти его приемного отца – Иосифа. Иисус, выполняя клятву, данную ему, женился. Его избранницей стала Мария Магдалина (она была родом из города Магдала, отсюда и прозвище). Мария Магдалина в Евангелиях упоминается неоднократно. Она сопровождает Иисуса в некоторых поездках, часто находится рядом, после cмepти Иисуса первой приходит на его могилу, т.е. ведет себя как очень близкий ему человек — как жена. Почему же в Библии нет четкого и внятного указания на то, что Мария Магдалина – жена Иисуса? В 325 году, когда переделывались Евангелия перед Первым Вселенским собором, из них были удалены все факты, свидетельствующие о том, что Иисус и Иоанн Креститель были семейными людьми. Сделано это было для того, чтобы узаконить обет безбрачия, принимаемый христианскими священниками. Подобный порядок дел в римско-католической церкви сохранился до наших дней, есть он и у протестантов, сохранился и в православии: например, в монастырях. Римские священники понимали, что Христианской Церкви потребуется огромная армия священнослужителей – послушных, верных, исполнительных. Одинокого человека подчинить своей воле гораздо легче, чем семейного, поэтому для Церкви образ неженатого Иисуса (да и Иоанна Крестителя тоже) был очень выгоден. Семья требует любви, денег, заботы и внимания, а священник должен служить только Богу, любить только Его и думать только о Нём. Поэтому Церковь, маскируя свои намерения под добродетель, пыталась задавить в людях все плотские желания. Христианские священники, принимая обет безбрачия, искренне считали, что поступают согласно правилам, установленным самим Иисусом. Женщины при этом поголовно объявлялись грешницами, общение с которыми могло погубить человеческую душу. Женщин следовало избегать, свести общение с ними до минимума и по возможности даже не смотреть в их сторону. Именно тогда и была вставлена в Библию следующая фраза в устах Иисуса (Мф, 5, 28): «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
После соответствующей обработки Евангелий Мария Магдалина из жены Иисуса Христа превратилась в блyдницу, и ее имя даже стало нарицательным для обозначения дeвyшек определенной профессии. На самом деле Мария в жизни была скромной, непорочной дeвyшкой, которая безумно любила своего мужа Иисуса. Мария в молодости отличалась редкой красотой – изумительные карие глаза, круглое лицо, длинные черные волосы, стройная фигура с тонкой талией. Иисус был счастлив в семейной жизни, любил жену и детей – у них с Марией было три сына и дочь. По обычаям того времени муж не обязан был все время находиться дома, поэтому Иисус спокойно путешествовал, в то время как Мария Магдалина находилась дома в Назарете с его матерью Марией. Раньше мужчина жил с женщиной не круглый год, а только в определенные месяцы, благоприятные для зачатия ребенка. В эти месяцы Мария Магдалина иногда сопровождала Иисуса в его стрaнcтвиях. Почти все ученики Иисуса – Апостолы имели жен и детей. Естественно, что об этом в Евангелях нет ни строчки, лишь в одном месте мельком упоминается, что у апостола Петра была тёща.
Дальнейшая жизнь Иисуса и его семьи После распятия Христос больше не занимался проповедями. Он со своей семьей и семьями тайных друзей покинул Иудейское царство навсегда, поскольку сам и предсказал уничтожение этой страны после неудачного восстания против римлян. Всю оставшуюся жизнь Иисус с родными и друзьями провел в Галлии (Франция). Пользуясь знаниями, полученными во время своих путешествий по Индии, Иисус занялся добычей и обработкой золота. Вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом – бывшими члeнами иудейского синедриона — он имел небольшой рудник, который обеспечивал всем их семьям безбедное существование. Мать Иисуса Мария умерла в 59 году, прожив 78 лет. Мария Магдалина скончалась в возрасте 92 лет, а сам Иисус прожил 158 лет и ушел из жизни 27 мая 154 года. Все они похоронены в одном месте на территории современной Франции.
Хронология: 4 г. до н. э. (7 января) – Рождество Иисуса Христа — летний домик на пастбище (в 7 км от города Назарета — провинция Галилея Иудейского царства). 4 г. до н. э. (14 января) – обрезание Иисуса. 4 г. до н. э. (15 февраля) – Сретение Иисуса Христа (младенца принесли в иудейский храм в Иерусалиме, его по дороге встречает старец-предсказатель Симеон и пророчица Анна). 15 г. (26 декабря) – свадьба Иоанна Крестителя и Саломеи в Кане Галилейской. Превращение воды в вино. 16 г. н. э. (28 октября) – свадьба Иисуса и Марии Магдалины. 29 г. – (4 апреля, четверг) канун Пасхи — Пасхальная вечеря. Арест Иисуса по доносу Иуды Заакия (двоюродного брата Иисуса) в Гефсиманском саду. 29 г. – (5 апреля, пятница) первый день Пасхи. Суд иудеев (синедрион) над Иисусом – начало. 29 г. – (8 апреля, понедельник) Суд иудеев над Иисусом – конец. 29 г. – (9 апреля, вторник) – Иисуса передают для суда Понтию Пилату на римское правосудие 29 г. – (11 апреля, четверг) — последний день иудейской Пасхи. Варавва вышел на свободу, а Иисус снова был отправлен в римскую темницу. 29 г. – (14 апреля, воскресенье) — Иуда Искариот, родной младший брат Иисуса повешен римлянами 29 г. – (16 апреля, вторник) — наказание Иисуса плетьми. Распятие на кресте (в 2 часа дня). 29 г. – (19 апреля, пятница) – К Понтию Пилату пришел Иосиф Аримафейский с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для погребения. Тело Иисуса заворачивают в саван. Вход в гробницу был завален большим камнем. 29 г. – (21 апреля, воскресенье) — стражники вскрыли склеп, комната оказалась пустой. На полу лежали обрывки бинтов и плащаница. Иисус является своим ученикам. 59 г. (28 августа) — Успение Богородицы: в Галлии (Франция) умерла Богоматерь Мария. 154 г. (27 мая) — в Галлии (Франция) Умирает Иисус Христос. 325 г. — Первый Вселенский собор в городе Никея (I-й Никейский). На Соборе приняты: — Догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, — Догмат о Божестве Сына. — Утверждение Нового Завета, в том числе и исправленных Евангелий — т.е. признание законным подредактированного учения Иисуса Христа.