Биографии    


Марина Семенова — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Марина Семенова — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Марина Семенова

Биография

Ее называли иконой русского балета, «Тальони ХХ века», роковой красавицей. Народная артистка СССР, учитель Майи Плисецкой, Николая Цискаридзе и целой плеяды талантливых артистов балета, Марина Тимофеевна Семенова прожила долгую и насыщенную жизнь, преодолев столетний рубеж. Она стала первой ласточкой советского балета, выступившей на легендарных подмостках парижского театра Гранд-Опера.

Детство и юность

Родилась будущая прима Большого театра в 1908 году в городе на Неве, в семье простых служащих с очень скромным достатком и обилием детей. Глава семейства умер, оставив овдовевшей жене шестерых отпрысков. И кто знает, как бы выжила семья, если бы на пути матери не встретился добрый и порядочный человек, за которого она вышла замуж. Бывший моряк, трудившийся на одном из заводов Петрограда, Николай Шелоумов стал отчимом маленькой Марины.

Балерина Марина Семенова

Первой незаурядные способности дeвoчки заметила подруга матери Екатерина Карина, бывшая балерина, обучавшая детей азам танцевального искусства. Семенова вместе с сестрой Валерией посещала кружок Кариной, и та наметанным глазом мгновенно оценила ее невероятную гибкость, посоветовав родителям отдать дочь в балет.

Так 10-летняя Марина Семенова появилась на пороге хореографического техникума, в который после революции превратилась императорская театральная школа. Оглядев маленькую тщедушную дeвoчку, придирчивые члeны комиссии вынесли неутешительный вердикт: отказать.

Марина Семенова в молодости

И если бы не настойчивость одного из педагогов, артиста балета Виктора Семенова, заявившего, что «Семеновых в балете должно быть больше», Марина бы ушла домой ни с чем. Но ее приняли и определили в интернат при учебном заведении.

Хрупкая дeвoчка попала в класс к замечательной наставнице, матери Галины Улановой, Марии Романовой. Женщина с первых же занятий поняла, что в ее руки попал алмаз, который при надлежащей огранке превратится в ценнейший бриллиант.

Марина Семенова

Вскоре понимание, что Марина Семенова – танцовщица от бога, пришло к бывшим строгим экзаменаторам, вначале отказавшим ей. Девочку перевели с 1-го класса стразу в 3-й. Новой наставницей Марины оказалась Агриппина Ваганова, которую юные балерины боялись как огня. Женщина славилась крутым и безжалостным нравом, наказывала за малейшие провинности.

Марина Семенова, порыдав на гpyди доброй Марии Романовой, отправилась в класс Вагановой и вскоре поняла, что Агриппина Яковлевна – это вторая мама. Позже именитая балерина так и называла Ваганову, с которой дружила до конца ее жизни.

Балет

Дебют гениальной артистки балета состоялся, когда ей едва исполнилось 13 лет. Танцовщица получила первую роль в балете «Волшебная флейта». Вторая партия досталась Марине Семеновой в балете «Сильвия»: дeвyшке доверили роль Повелительницы дриад. Но первые две роли оказались лишь предисловием к настоящему сценическому дебюту. Ей доверили партию в балете «Дон-Кихот», где блистала прибывшая из Москвы прима Большого театра Викторина Кригер. Юная Марина оказалась не хуже именитой москвички.

Балерина Марина Семенова в 1925 году

Диплом любимой ученице Вагановой вручили в 1925-м. Специально для фаворитки наставница возобновила балет Делиба «Ручей». Партию феи Марина Семенова исполнила не на ученической сцене, а на подмостках бывшего Мариинского театра. Эта роль стала значимой вехой в биографии артистки, ведь после ее исполнения Семенову зачислили в труппу Ленинградского театра оперы и балета. На его подмостки балерина выходила 5 лет, с 1925-го по 1930-й.

Приход Марины Семеновой в бывшую «Мариинку» оказался триумфальным и поломал устоявшуюся традицию: артистка «перескочила» первую обязательную ступень всех новичков – миновала работу в кордeбaлете. О такой стремительной карьере в свое время не мечтала даже звездная Анна Павлова, блиставшая на этой сцене.

Марина Семенова в балете «Лебединое озеро»

Семеновой с первых дней доверили ведущие партии. В «Лебедином озере» она сыграла Одетту-Одиллию, в «Спящей красавице» – Аврору и Флорину, в «Баядерке» воплотила Никию. Партнером Марины на сцене, а затем и в супружеской жизни стал тот самый наставник и однофамилец Виктор Семенов.

В 1930-м начался постепенный перевод труппы в столицу. Марина и Виктор Семеновы перебрались на подмостки Большого театра в Москву. В начале сентября того же года имя будущей легенды советского балета впервые появилось на афишах. Артистка выступила в главной партии – Никии в «Баядерке» хореографии Мариуса Петипа.

Марина Семенова и Виктор Семенов

На выступления Марины Семеновой, мгновенно ставшей примой Большого, приходят высшие чины и члeны правительства с супругами. Во многом благодаря танцовщице балет провозглашают одним из главных искусств Союза.

Бриллиантом российского балета похвалился Анатолий Луначарский в разговоре с Сергеем Дягилевым во время пребывания в Париже. Стефан Цвейг, увидевший Семенову впервые на сцене московского БТ, испытал сильнейшее потрясение. О гениальной балерине, сыгравшей партию Лебедя в спектакле «Лебединое озеро», он написал в мемуарах.

Марина Семенова и Михаил Габович

Прослышав о танцовщице, чье мастерство поражало всех искушенных балетоманов, премьер Парижской оперы и теоретик танца Серж Лифарь пригласил Марину Семенову выступить на сцене Гранд-Опера. Советские чиновники, скрепя сердце, одобрили гастроли, хотя Клим Ворошилов противился до последнего. Он был убежденным противником поездок советских артистов за рубеж, полагая, что там они и останутся. Переубедил Ворошилова Лазарь Каганович, тонкий ценитель балета и поклонник Семеновой.

Триумф Марины Семеновой, выступившей на легендарных подмостках французской столицы в партии Жизель, был предсказуем. Ее партнером был сам Лифарь. Французские газеты захлебывались в похвале советской звезде, назвав ее Жизель «шедевром балетного искусства».

Марина Семенова на сцене

Триумфальное шествие Марины Семеновой оборвалось в 1937 году, когда в колесо репрессий и сталинских чисток попал второй муж балерины, посол в Турции Лев Карахан. После его расстрела артистке чудом удалось избежать участи супруга. Лишь мировая известность спасла ее от ареста и гибели. Путь на зарубежные гастроли для заслуженной артистки закрыли, но на сцену она продолжила выходить.

Награды и милость власти вернулись к приме Большого театра в годы войны. В 1941-м танцовщице вручили Сталинскую премию, а в победном 1945 году Марина Семенова вышла на сцену с коронным номером: исполнила вальс в спектакле «Иван Сусанин».

Марина Семенова и Лев Карахан

Танцевальная карьера Семеновой завершилась в 1952-м. С 1953-го и до 1997-го Марина Тимофеевна преподавала и работала репетитором в Большом. Среди ее учеников Майя Плисецкая, Римма Карельская, Марина Кондратьева, Надежда Павлова, Галина Степаненко, Николай Цискаридзе. С 1997 года легенда советского балетного искусства – профессор РАТИ. Семенова трудилась до 95 лет, а ее учеников называли «Семеновским полком».

Личная жизнь

Бpaк с бывшим наставником Виктором Семеновым у балерины закончился вскоре после переезда из Ленинграда в Москву. Заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан был сражен царственной красотой балерины и ради нее оставил вторую жену и троих детей. Они жили в фактическом бpaке до расстрела Карахана.

Марина Семенова и Всеволод Аксенов

Единственную дочь Катю артистка родила от третьего мужа, актера Всеволода Аксенова. Дочь пошла по стопам знаменитой матери и тоже стала балериной. Служила в Большом театре.

Смерть

На выступление примы в парижском Гранд-Опера в далеком 1935 году пришел посмотреть цвет российской эмиграции. Проигнорировала приезд Семеновой лишь Матильда Кшесинская, объяснившая, что ей, жене князя, по статусу не пристало посещать выступление жены дипломата. Поговаривают, произведшая фурор во французской столице Марина Семенова запомнила демарш коллеги.

Марина Семенова в последние годы

Когда в декабре 1971 года Марина Тимофеевна услышала о кончине Кшесинской, не дотянувшей до 100-летнего юбилея, улыбнулась и пообещала, что непременно переживет Матильду.

Легендарная танцовщица исполнила обещание с лихвой: Семеновой не стало на 102-м году жизни. Она скончалась в июне 2010 года. Причиной cмepти была старость. Похоронили легенду на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Партии

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета

  • 1925 — «Ручей» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Наила
  • 1925 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Повелительница дриад
  • 1925 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Флорина
  • 1926 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Никия
  • 1927 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1929 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа — Раймонда
Читайте также  Никас сафронов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Репертуар в Большом театре

  • 1930 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Одетта-Одиллия
  • 1930 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1931 — «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров — Лезгинка
  • 1934 — «Эсмеральда» Ч. Пуни, редакция В. Тихомирова — Эсмеральда
  • 1934 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Жизель
  • 1935 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Прелюд
  • 1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Мария
  • 1937 — «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров — Волшебная дева
  • 1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Полина
  • 1939 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Маша
  • 1941 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Р. Захаров — Панночка
  • 1945 — «Кармен» Ж. Бизе, балетмейстер Р. Захаров — Морено
  • 1946 — «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Лиза
  • 1947 — «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров — Золушка
  • 1949 — «Медный всадник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Царица бала

«Замухрышка» и любимица Вагановой. 8 фактов о балерине Марине Семеновой

Из таких семей, как у Марины Семеновой, дети редко вырастают артистами и творческими личностями. Девочка – шестой ребенок, а всего у родителей их было 12! И если бы не подруга матери, которая вела танцевальный кружок и посоветовала отдать Марину в Ленинградское хореографическое училище, возможно, ее ждала совсем другая судьба. Окончив класс легендарной Вагановой, она танцевала в Мариинке и Большом, блистала на сцене Гранд Опера с Сержем Лифарем и помогла раскрыть талант многим известным артистам балета. Кто помог ей самой поступить в училище, почему после 1937 года карьера Семеновой чуть не оборвалась, и какие отношения связывали ее с наставницей и педагогом Агрипиной Яковлевной? Об этом и многом другом рассказывает АиФ.ru.

1. Во время поступления в Ленинградское хореографическое училище худенькую и невзрачную Марину Агриппина Ваганова назвала «замухрышкой». Если бы не усилия педагога и ведущего танцовщика Мариинского театра Виктора Семенова, дeвoчка не прошла бы отбор. Однако тот решил помочь однофамилице и в шутку заметил: «Надо, чтобы Семеновых было побольше». В итоге Марину зачислили. Кстати, позже она станет не только ученицей Виктора Александровича, но и его женой.

3. Семенова — одна из немногих балерин, которым удалось избежать работы в кордeбaлете. После выпускного экзамена ее сразу зачислили в труппу Ленинградского Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова (прим.ред. — ныне Мариинский театр) и допустили к центральным партиям. О подобном карьерном росте не могла мечтать даже великая Павлова. Однако за четыре первых года Марина станцевала гораздо больше, чем за следующие 22 в своей творческой жизни, которые были связаны с Большим театром.

4. Она первая из известных балерин переехала из Петербурга в Москву. О причинах, которые побудили ее вместе с супругом оставить театр, артистка никогда не распространялась. Какое-то время она находилась в «свободном плаванье», а спустя два года была принята в Большой, где дебютировала в партии Никии в «Баядерке».

6. Одним из почитателей таланта танцовщицы был адвокат Шаляпина. На все постановки, в которых участвовала Семенова, у него всегда было забронировано место в партере. Если он не успевал на само выступление, то обязательно приходил к финалу, потому что даже из обычного выхода на поклон балерина умудрялась сделать отдельный спектакль, за которым можно было наблюдать бесконечно долго.

7. Педагогические классы Семенова давала до 95 лет! Ее учеников в шутку называли «Семеновским полком». Среди выпускников балерины есть много известных танцовщиков: Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бесcмepтнова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова и др. С многими подопечными артистка крепко дружила.

8. Марина Семенова была первой советской балериной, которая выступала в Париже вместе с Сержем Лифарем на сцене Гранд-Опера. Посмотреть на танцовщицу тогда пришли не только многочисленные зрители, но и пpaктически все ее коллеги, эмигрировавшие из России во время революции.

Мария Семенова: творческий путь

Основатель жанра «славянское фэнтези», писательница, известная своими историческими романами, которая всю жизнь посвятила сочинительству. Женщина, получившая образование, которое больше подходит мужчинам. Она всегда увлекалась литературой и до сегодняшнего дня считает это главным достижением своей жизни.

Все это о Марии Семеновой. Биография этой женщины связана с атмосферой ее книг, читатели которых не перестают удивляться причудливым поворотам сюжетов.

Биография и начало творчества

Семенова Мария Васильевна – русская писательница и переводчик. Родилась 1 ноября 1958 года. Девочка с детства любила сочинять небольшие рассказы и испытывала огромное желание стать писательницей. Но ее родители относились к этому как к несерьезному подростковому увлечению и отрицательно отзывались об интересах дочери.

В возрасте 14 лет в руки юной особы попала книга по зарубежной истории. Тогда Мария всерьез начала изучать историю, особенно ее привлекали викинги, Скандинавия, а позднее интерес перешел на славян.

Окончив школу, Мария Семенова решила продолжить семейную династию и поступила в институт авиационного приборостроения, чтобы стать инженером-электриком. Во время учебы дeвyшка не изменяла своему хобби, и периодически появлялись ее новые сочинения. Через некоторое время она наконец решилась отнести свою повесть в издательство. Повесть приняли и включили в план выпуска изданий на 1986 год.

Получив высшее образование, Мария начала работать по специальности – инженером-электриком в научно-исследовательском институте. Вместе с тем ее произведения часто публиковали периодические издания того времени. В 1985 году, за год до публикации в крупном издании, Мария увидела опубликованной свою повесть «Что такое победа», не обратив внимания на то, что это было в год 40-летия Победы. Однако бдительная цензура приказала запретить готовящуюся крупную публикацию Семеновой.

Но это не сломило писательницу. Повеяло ветром «перестройки», а значит, пришло время новых правил и законов, время людей, думающих свободно и не боящихся строить свою жизнь по собственным представлениям.

Выбор жизненного пути

В 1986 году на встрече молодых литераторов Северо-Запада на писательницу обратили внимание и поддержали ее двое замечательных коллег-писателей. Это было новым рождением Марии Семеновой. Ее снова начали печатать – в журналах для детей. А спустя три года вышла и первая отдельная книга автора.

Всего у Марии Семеновой в библиографии более 40 написанных книг и 13 переведенных. Среди них:

  • «Лебеди улетают».
  • «Валькирия».
  • «Бусый волк».
  • «Аленький цветочек».
  • «Волкодав».
  • «Черная звезда».
  • «Поединок со змеем» и другие.

В 1992 году автор решила сменить место работы. Она ушла из НИИ в Союз молодых литераторов. Тогда же Мария начала с увлечением издавать исторические романы, которые оказались не интересны публике. Поэтому заpaбатывать на жизнь приходилось переводом зарубежной фантастики (под псевдонимом Галя Трубицына).

К сожалению, бо́льшую часть литературы этого жанра можно было назвать «макулатурой». К тому же современные отечественные авторы с огромным удовольствием тоже начали писать о разных эльфах и гоблинах.

Семенову это очень раздражало, и она решила написать произведение на основе «родного», отечественного материала. Так на свет в середине 90-х годов появился роман «Волкодав», который, безусловно, пришелся по душе читателю. За него Мария Семенова получила в 1996 году Беляевскую премию.

На этой волне автор начинает одно за другим издавать новые произведения, которые также нравятся читателям. А в 1997 году появляется ее научно-популярная книга «Мы – славяне!».

Место в современной литературе

Выход «Волкодава» привел к двум противоречащим друг другу последствиям. Первое: все сочинения Семеновой начали причислять к фэнтези. Однако только два ее произведения действительно были написаны в этом жанре, основная часть была историческими романами. Второе: Марию Семенову назвали «бульварной» писательницей. Это произошло с подачи журналистов, для которых яркая обложка и жанр фэнтези – признаки некачественной литературы.

В результате автор решила выпустить книги о современности. К тому моменту она уже заканчивала писать «Те же и скунс» и «Заказ». Эти произведения еще до их выхода из печати журналисты приписали к детективному жанру. Однако это было далеко не так.

Читайте также  Анна горшкова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сегодня Мария Семенова пишет в таких жанрах, как реалистическая проза и стихи, наряду с историческими романами, приключениями, детективами. Также она берется и за переводы с английского, правда делает это нечасто.

Согласно данным Википедии, в 2005 году писательница была награждена премией «Аэлита,» а через два года – премией «Мир фантастики» (за лучшее отечественное фэнтези). В 2008 году она получила премию «Роскон».

Хочется отметить, что по мотивам произведений Семеновой написано несколько песен.

Личная жизнь

Личная жизнь Марии Семеновой не наполнена яркими событиями. Сама писательница в интервью не раз признавалась, что вся ее жизнь – это сплошное «не»: не замужем, не имеет детей, не стремится к любовным отношениям. Ее семья – это отец, две собаки и кошка Васька.

Сегодня Мария Семенова продолжает отдавать себя любимому делу на 100 процентов и радовать читателей новыми интересными произведениями. Автор: Анастасия Кайкова

Балерина Марина Семенова: биография, личная жизнь, фото

Марина Тимофеевна Семенова, балерина от Бога, появилась на свет в Санкт-Петербурге 12 июня 1908 года. Танцевала она с той поры, как стала на ноги, сначала сама, потом обучалась в танцевальном кружке. Когда ей исполнилось десять лет, её приняли в хореографическое училище, где её учителем стала мать легенды советского балета Галины Улановой — М. Ф. Романова.

Учителя-звёзды

Стоял голодный и холодный 1918 год. В Питере было очень неуютно, но на занятиях обо всём этом забывалось. Педагог весёлую и податливую в обучении дeвoчку очень полюбила, а Марина свою преподавательницу просто обожала. Каково же было её изумление и горе, когда юная балерина узнала, что её переводят через класс и, значит, учиться она теперь будет у неописуемо строгой А. Я. Вагановой. Однако первый же урок показал, что и Агриппина Яковлевна умеет не только подхваливать учениц, но и откровенно восхищаться. Отношения были налажены.

У Галины Улановой не только мать была балериной, вся её семья состояла из потомственных артистов, даже начало этой преемственности потерялось среди поколений. А Марина Семенова выросла в самой простой и многодетной семье — у её матери было шестеро детей. Отец рано умер, и мать через несколько лет снова вышла замуж. Марина Семенова оказалась везучей: очень мягкий, добрый и отзывчивый, повидавший многое в жизни моряк стал для всех шестерых родным и близким человеком, вторым отцом.

Путь в балет

Близкая подруга матери Марины — Екатерины Евгеньевны — была балериной-любительницей, на благотворительных концертах часто выступала с собственными сольными номерами, она же вела танцевальный кружок, в который пришли однажды две сестры — Валерия и Марина. В процессе обучения последняя показала не только удивительную пластичность и музыкальность, но и целеустремлённость, и редкую в её возрасте работоспособность. Екатерина Евгеньевна, послушав отзывы своей подруги, решила, что дeвoчку стоит профессионально обучать балету.

В хореографическом училище, однако, Марина Семенова поначалу не произвела должного впечатления. Она была худенькой, малорослой и очень застенчивой. И тут ей снова повезло. Среди экзаменаторов оказался Виктор Семёнов, один из ведущих танцовщиков Мариинского театра. Может быть, он заметил в дeвoчке божью искру, но комиссии возражать не стал, просто в шутливой форме попросил принять в училище его однофамилицу.

Первые спектакли

Учась в хореографическом училище, Марина Тимофеевна Семенова участвовала сначала в маленьких концертных номерах, а к выпуску исполняла и главные партии балетов. «Ручей» Делиба, её выпускной экзамен на сцене Мариинки, стал фурором в среде знатоков и любителей балета. Более того, Марина Семёнова сделала это выступление большим событием театрального сезона Ленинграда.

В газетах появились восторженные рецензии, в которых Марину сравнивали с Анной Павловой, описывали взволнованный и шумный восторг зрительного зала. Это единодушное восхищение вызвала шестнадцатилетняя Марина Тимофеевна Семенова, биография которой только начала становиться легендарной.

Начало в профессии

Кто бы тогда знал, что счастье общения с великолепной балериной, воспитавшей к тому же не менее талантливых танцовщиц, продлится ни много ни мало ещё 86 лет. Марина Тимофеевна Семенова, биография, годы жизни которой оказались сколь плодотворными, столь и длинными, прожила почти сто два года. А тогда эту молоденькую ученицу Вагановой сравнили сразу со всеми легендарными балеринами прошлых времён. Даже «Тальони XX века» назвали.

Ленинградский театр был покорён выпускницей хореографического училища настолько, что в данном случае нарушились все вековые балетные традиции. Танцевальная техника у неё была на таком недосягаемом для обычных выпускниц уровне, что Марина Семенова сразу после выпускных экзаменов стала в труппе ведущей балериной! Никто не возразил, все видели, как она высоко прыгает, как легко в одном прыжке летит расстояние в половину сцены.

Её балеты

Марина Тимофеевна Семенова, фото которой демонстрируют самые разные образы, созданные ею на сцене, танцевала исключительно артистично. Многогранный талант перевоплощения позволял ей проникновенно и достоверно воплотить любую свою роль.

Маша из «Щелкунчика» — светлая и одновременно грустная, реальная и одновременно фантастическая; Китри из балета «Дон Кихот» — гордая, дерзкая, полная огня и азapта; Эсмеральда, юная цыганка, загадочная, недосягаемая, одновременно манящая и лучезарная — такие разные, с самыми противоположными хаpaктерами роли удавались ей одинаково хорошо.

Жизель тоже была прекрасна и принесла Марине Семёновой всемирную славу на гастролях в Париже, где она дебютировала именно в «Жизели». Однако из репертуара Марины Жизель ушла.

Зловещие годы

Она к тому времени стала настоящей роковой красавицей. И конечно же, знала себе цену. Её окружали высокопоставленные поклонники, восхищённые красотой и талантом, которые гордо несла по жизни балерина Марина Семенова. Личная жизнь же приносила всё более и более тяжёлые испытания.

Её мужа, работавшего послом в Турции, внезапно арестовали в 1937 году, а Марина долго находилась под домашним арестом сначала как жена врага народа, а впоследствии как жена изменника родины. В первом случае жить было можно, хотя работалось и нелегко, во втором её ждал статус невыездной и приготовленный чемоданчик с бельём.

Так светская львица, цветок советской элиты, блиставшая на дипломатических раутах, поскольку превосходно владела языками, особенно французским, вынуждена была затаиться и ждать худшего. Однако власть её в эти годы дважды щедро поощряла: Марина Семенова получила звание заслуженной артистки РСФСР в 1937-м, стала лауреатом Сталинской премии в 1941 году.

Отзывы знаменитостей

Балерина Татьяна Вечеслова посвятила Марине Семёновой много приязненных, тёплых слов в своей книге. Она писала, что юная танцовщица была уже профессионалом, поражающим воображение, настолько отточено было каждое её движение, настолько оно было гармонично.

«Баядерка», «Раймонда», «Спящая красавица», «Дочь фараона», «Конёк-Горбунок», «Коппелия» — любую партию Марина разучивала за пару месяцев. Она танцевала без устали и с всевозрастающим успехом у публики. А. В. Луначарский рассказывал С. П. Дягилеву в Париже, как исключительно хороша молодая Семёнова в Ленинграде. Стефан Цвейг, увидев Марину на сцене, предсказал ей великое будущее.

«Лебединое озеро»

Классический репертуар пpaктически в полном объёме был по плечу этой прекрасной балерине. Состоялся ещё один дебют в настоящем шедевре Петра Ильича Чайковского: Семёнова танцевала главную партию в балете «Лебединое озеро». Марина настолько прониклась ролью, что зрителям казалось, что не робкая дeвyшка, которую заколдовали, выслушивает признания, ещё ничего не зная о настоящем чувстве, а птица, сильная, пленённая, стремится к свободе, где можно расправить белые крылья и улететь.

Зигфрида танцевал тот самый однофамилец — Виктор Александрович Семёнов, премьер театра и теперь уже художественный руководитель Ленинградского училища, которому она была столь обязана и который был вдвое старше неё. Эта разница не помешала ему добиться руки прелестной партнёрши и стать её первым мужем. Однофамильцы поженились.

В тридцатых годах Марину и Виктора перевели в Большой театр, они переехали в Москву, где жизнь молодой балерины на некоторое время засияла особенно яркими, а главное, новыми красками. Муж и жена хоть и привыкли работать в паре, поскольку рядом танцевали большую часть спектаклей, вместе гастролировали, но судьба всё-таки не позволила им долго наслаждаться счастьем. Семейная пара распалась, и Марина Семёнова, не оформляя свой бpaк юридически, стала женой государственного деятеля и видного дипломата Л. М. Карахана.

Читайте также  Дениз ричардс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Несмотря на то что Семёнова очень скучала о родном городе, о единственно любимом театре, о самой лучшей своей наставнице, она легко осваивала роль за ролью. Технические трудности для неё почти не существовали, и особенно любила она новые постановки современных спектаклей. Однако самой любимой, трепетно хранимой памятью сердца так и осталась роль Одетты из «Лебединого озера».

Педагогика

Настало и то время, когда пришлось целиком отдать себя будущему поколению танца. В пятидесятых годах Марина Тимофеевна Семенова начала свою не менее легендарную педагогическую деятельность. И вспоминала, вспоминала. И другим возвращала память. Когда в 1997 году в Большой театр вернулась опера Глинки, которая наряду с «Лебединым озером» некогда служила визитной карточкой лучшего театра страны, на самое почётное место в зале усадили Марину Тимофеевну, потому что многие помнили, как в победном, далёком 1945 году она блистательно танцевала в опере «Иван Сусанин» этот изумительный вальс.

Герой Социалистического Труда, профессор РАТИ, народная артистка СССР прославила советский балет не только артистической деятельностью, но и педагогической. Имена её непревзойдённых учениц свидетельствуют лучше любых эпитетов. Вот они, взращённые ею прекрасные мастера балета, звёздный класс Марины Семёновой — «Семёновский полк», как шутили нижеперечисленные: Майя Плисецкая, Наталья Бесcмepтнова, Надежда Павлова, Нина Тимофеева, Наталия Касаткина, Людмила Семеняка и многие-многие другие из пополнивших славу русского балета.

Столетний юбилей балерины в 2008 году вся Москва отпраздновала с размахом. Большой театр показал именно те балеты, в которых блистала Марина Семенова: «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка». Она пережила все наши революции, все наши войны, но классическому искусству не изменила даже в самые трудные времена. Столетний юбилей она тоже пережила и отпраздновала. Умерла она на сто втором году своей великолепной жизни, в 2010-м. Похоронили Марину Семёнову на Новодевичьем кладбище.

Икона русского балета. На сцену Марину Семенову привел счастливый случай

12.06.2016 1 комментарий Просмотры: 292

«Тальони двадцатого века», роковая красавица, учительница Плисецкой — Марина Семенова прожила 102 года, до конца жизни оставаясь иконой русского балета.

В день рождения Марины Тимофеевны “АиФ” вспоминает самые интересные моменты биографии знаменитой танцовщицы.

Семья

Родилась будущая легенда мирового балета в 12 июня 1908 года, в Санкт-Петербурге, в семье мелкого служащего. Отец рано умер, и мать осталась с шестью детьми на руках. Пришлось выходить замуж снова — одной прокормить столько голодных ртов было невозможно.

Конечно, вряд ли Марина стала бы танцовщицей, если бы не счастливый случай в лице подруги матери — Екатерины Кариной, которая увлекалась балетом и вела свой детский танцевальный кружок.

Именно в этом кружке впервые раскрылся талант Семеновой — маленькая златовласая дeвoчка покорила всех естественной грацией и природной пластикой. Карина смогла оценить способности талантливого ребенка и уговорила мать и отчима отдать Марину в хореографическое училище. Так в десять лет Семенову повели поступать в училище.

Но приемная комиссия в худенькой маленькой дeвoчке балерину не увидела. Спас ее для будущей карьеры солист Мариинского театра Виктор Семенов — он заступился за однофамилицу и дeвoчку взяли учиться. После поступления Марина переехала из родного дома в интернат. На дворе стояли суровые революционные годы, и жилось всем, а особенно работникам искусства, далеко не сладко.

Первые шаги на сцене

Первый год она занималась в классе Марии Федоровн Романовой, матери Галины Улановой. Марина была ученицей озорной, но очень одаренной, и из первого класса ее перевели сразу в третий — класс знаменитой балерины Агриппины Вагановой, известной своей строгостью к ученикам. Однако, Ваганова покорила новую ученицу своим блеском и между ними установились теплые отношения, продлившиеся всю жизнь.

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», 1939 год. Фото – РИА Новости

В тринадцать лет Марина, в качестве ученицы Ленинградского хореографического училища впервые дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта».

Но настоящим триумфальным сценическим дебютом Семеновой стало выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте». Критика захлебывалась от восторга, расточая похвалы юной балерине.

После училища Семенову приняли в труппу Мариинского театра, причем сделав для нее исключение: все молодые балерины обязаны были пройти через кордeбaлет, а Семенову сразу поставили на основные партии. Партнером ее стал Виктор Семенов — тот самый, который принимал ее в хореографическое училище.

Семенов стал для молодой танцовщицы не только педагогом, посвятившим ее в святая святых искусства, но и первой любовью — вскоре Марина и Виктор стали мужем и женой.

Триумф в Большом

В сентябре 1930 года Семенова впервые выступила на сцене Большого театра — в образе Ники в балете «Баядерка». Московская публика отнеслась к прибытию ленинградской балерины настороженно — думали, что справиться с партией ей помешает пресловутый «академизм» балетной школы северной столицы.

Марина Семенова, 1951 год. Фото – РИА Новости

Однако, Семенова явила сочетание столь безупречной виртуозной техники и страсти исполнения, что Москву захлестнула волна восторга. Выйдя на сцену в обтягивающем тело лифе, в короткой юбке, открывающей сильные ноги и черными косами, змеящимися по плечам, молодая балерина произвела фурор.

Луначарский во время своего визита во Францию хвастался Дягилеву, что в советской России есть еще великие балерины, а Стефан Цвейг, который видел Семенову на сцене, испытал настоящее потрясение, которое подробно описал своих записках.

Семенова стала примой. Особенно запоминающейся в ее исполнении была одна из самых сложных ролей — Лебедя в «Лебедином озере». В этом балете Марина танцевала 25 лет, покорив не только свою родину, но и Запад. Во Франции Семенова покорила зрителей партией Жизель.

Личная жизнь

Бpaк с Виктором Семеновым продлился недолго — сказывалась стремительная карьера молодой балерины. Когда она в 1930 году переехала из родного города в Москву, то познакомилась там со Львом Караханом — революционером и дипломатом.

Красота Семеновой тогда расцвела полным цветом, по свидетельствам современников, балерины была неотразима, царственно-прекрасна, а профессиональная пластика придавала ее походке и жестам утонченную обворожительность. Карахан на момент женитьбы на Семеновой был заместителем наркома иностранных дел СССР, дважды женатым отцом троих детей. Однако, балерину «красный» дипломат покорил, и в тот же год она стала его третьей женой.

Марина Семенова в балете «Пламя Парижа». Фото – РИА Новости

Впрочем, и тут семейное счастье великой танцовщицы длилось недолго — в 1937 году Лев Карахан был отозван с должности и отдан под суд как «враг народа» и изменник. Его расстреляли спустя пять месяцев после ареста, оставив Семенову на положении опальной вдовы.

Конечно же, судьба мужа повлияла на балерину — она надолго оказалась «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Однако, Семенова была столь на виду и обладала таким уникальным (и полезным советскому искусству) талантом, что ее не тронули и она смогла продолжать работать.

Третьим мужем Семеновой стал актер Всеволод Аксенов, которому она родила дочь Екатерину.

Последние годы

Уйдя со сцены, Марина Семенова стала преподавать: до 1960-года она обучала новое поколение балерин в Московском хореографическом училище, а с 1997 года стала профессором РАТИ.

Среди ее знаменитых учеников такие «звезды» отечественного балета как Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Надежда Павлова, Галина Степаненко, Николай Цискаридзе.

Марина Тимофеевна прожила долгую жизнь и скончалась на 103 году жизни у себя дома, в Москве 9 июня 2010 года.