Исаак Левитан — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Исаак Левитан — биография, личная жизнь, фото, картины художника
Исаак Левитан — биография
Исаак Ильич Левитан — великий мастер полотен живописи, на которых изображена природа. Пейзажист, которому нет равных. Он одухотворяет застывшую на картине природу, делает её живой и узнаваемой. В коллекции Левитана имеется около 1000 картин.
Детские годы, семья
Известного художника подарила миру Литва. Семья, в которой родился Исаак Левитан, была очень образованной, но бедной. Еврей по происхождению, Левитан никогда не стеснялся этого. Отец работал станционным смотрителем, окончил религиозную школу, самостоятельно изучил французский и немецкий языки, что в дальнейшем помогло ему устроиться преподавателем и переводчиком.
Кроме Исаака в семье были и другие дети: брат и две сестры. Левитаны жили в небольшом местечке, и для расширения своих возможностей и обучения детей переезжают в Москву.
Отец рано определил художественные способности у мальчиков и определил их в соответствующее училище столицы. Учителями были Саврасов, Перов, Поленов. Иметь таких знаменитых наставников – написать свою биографию художника с большой буквы. Педагоги начали борьбу за юного Исаака, обнаружив у него настоящий талант, каждый хотел забрать его в свой класс.
Великая красота природы восхищала художника Саврасова, который и стал не только педагогом, но и добрым другом для начинающего пейзажиста. Всё шло хорошо, пока родители были живы, Буквально за три года дети лишились матери, а затем и отца. Наступило нищенское существование, за училище стало нечем платить. Руководство не брало с талантливого ученика ни копейки за обучение и не раз помогало материально его семье.
Когда работы — картины юного Левитана были выставлены на выставке, они заслужили похвал, большой премии и малой серебряной медали. Обучение можно было продолжать, но после покушения на Александра II всех евреев приказано было выселить из столицы. Левитан и его оставшиеся родные жили в деревне под Москвой, затем пришлось продать одно из своих полотен и снять приличную комнату.
Как бы хороши не были картины художника, нашлись люди, которые высказывали мысль, что русские пейзажи не для евреев. В связи с такими настроениями, витавшими в стенах художественного училища, Левитану не дали диплома художника после окончания учебного заведения.
По диплому он был учителем чистописания и внеклассным художником. Казалось, о биографии живописца стоило забыть, но художник стал искать выход. Он очень нуждался материально, поэтому перебирается в маленькую подмосковную деревню Максимовку.
По соседству жили Чеховы, брат Антона Павловича был хорошо знаком с Левитаном. Финансовое положение живописца стало улучшаться, после поездки в Крым Левитан организует персональную выставку. Благодаря таким действиям, он вызвал к себе интерес известного в России мецената Саввы Морозова.
Морозов ставит оперу «Русалочка», а Левитан и Васнецов выступают в качестве декораторов. Премьера прошла с успехом, появилась возможность отправиться в путешествие по Волге, так манившей к себе с детства. Три лета художник приезжает на волжские места рисовать с натуры. Его пригласили преподавать юным дарованиям, с чем он прекрасно справлялся.
Но, чтобы быть в курсе современных тенденций в живописи, Левитан выезжает на парижскую всемирную художественную выставку. Художник по-прежнему уделял огромное внимание изображению величественной русской природе. Снова начались изгнания евреев из Москвы. В биографии Левитана появились новые географические названия: Тверь, Владимир.
Личная жизнь
Исаак долгое время дружил со своей единомышленницей художницей Софьей Кувшинниковой. Однажды их пригласили в имение Островно отдохнуть. Рядом находилось имение петербургского градоначальника Турчаниново. Супруга начальника приехала из Горок с визитом вежливости. Жена знатного господина и Левитан влюбились друг в друга. Красивый художник Исаак Левитан покорял не только своей внешностью, но и невероятным блеском в глазах, поэтической натурой.
Он был похож на одухотворённого создателя прекрасного. В него нельзя было не влюбиться, и Софья это прекрасно понимала. Она вынуждена была наблюдать их любовные отношения, она покинула гостеприимный дом, оставив художника разбираться со своей любовью. К этому времени одна из дочерей чиновника тоже влюбилась в Левитана.
Болезнь и cмepть
Живописец запутался, хотел застрелиться. Чтобы загладить свою вину Турчаниновы приглашают художника в своё имение и выделяют для него отдельную мастерскую. Картины этого периода очаровали знаменитого Третьякова. Здоровье Левитана ухудшилось, сказалось вторичное заражение тифом. Сердце у художника было больным с детства, а в этом случае ситуация усугубилась. Художник уезжает в Италию, получает звание академика, затем преподаёт в родном училище. По настоянию врачей уезжает зимой подлечиться в Ялту. Вернувшись в Москву, он уже мало выезжал и мало выходил, он тяжело заболел.
Ожидалось его сорокалетие, но Левитан до него не дожил. Художник оставил много незавершённых работ и эскизов. Похоронен был на кладбище для евреев. Проводить в последний путь великого мастера живописи приехали именитые художники и поэты.
Могила Исаака Левитана
Исаак Ильич Левитан
Фото Все
Видео Все
Исаак Левитан / Передвижники / Телеканал Культура
Исаак Левитан. «Над вечным покоем» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Исаак Левитан и Софья Кувшинникова. Больше, чем любовь
Исаак Левитан — биография
Исаак Левитан обладал талантом не только видеть красоту природы, но и чувствовать ее. Эти чувства он передавал с помощью своих «пейзажей настроения». Он так и не получил художественное образование, но его картины высоко ценились почитателями изобразительного искусства, они украшали лучшие музеи и художественные выставки. Левитан прожил короткую жизнь, однако успел оставить после себя колоссальное творческое наследие, в котором прославляется красота родной природы.
Детство
Родился Исаак Левитан 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в маленьком поселке близ железнодорожной станции Кибарты (Литва). Родителей звали Илья (Эльяшив-Лейб) и Бася (Берта) Левитан. Они были евреями. Исаак стал их четвертым ребенком. Семья малообеспеченная, отец заpaбатывал на жизнь частными уроками немецкого и французского языков, которые выучил самостоятельно. Помимо этого он занимал должность контролера на железнодорожной станции Кибарты.
Исаак Левитан в юности
Родители понимали, что никаких перспектив у них нет, им грозило полное безденежье. Чтобы как-то поправить материальное положение и дать детям приличное образование, они принимают решение о переезде в Москву. Денег не хватало, но старшего сына Авеля они все же отдают на учебу в художественное училище, так как заметили у него творческие наклонности. Исаак тоже заинтересовался увлечением брата, мог часами наблюдать, как он работает, изучать творчество его преподавателей.
В тринадцать лет он стал студентом того же Училища живописи, ваяния и зодчества. Спустя два года не стало мамы, а еще через два года ушел из жизни и отец, скончавшийся от брюшного тифа. Осиротевшие юноши не стали бросать учебу, продолжали заниматься живописью.
Судьбой этого талантливого подростка из еврейской семьи озаботились преподаватели училища, они понимали, что ему нужно учиться дальше. Учителям удалось добиться для Исаака денежного пособия, а друзья щедро одаривали его красками и кистями.
В 70-х годах Левитан понял, что ему больше всего импонирует пейзажный жанр. Вскоре состоялась первая непрофессиональная выставка начинающего художника, которую посетил меценат Павел Третьяков. Он был в восхищении от его мастерства, и купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники», которая положила начало его творческой биографии.
Живопись
Левитан был польщен вниманием такого известного человека, как Третьяков, у него заметно повысилась самооценка. Однако финансовое положение по-прежнему оставалось плачевным. Чтобы заработать хоть какие-то деньги на жизнь, юноша подpaбатывает иллюстрированием еженедельников. В свободное время он пишет то, к чему лежит его душа.
Исаак Левитан в молодости
Левитан тщательно проpaбатывал каждую деталь полотна, и к 1880-му году это стало его индивидуальным стилем. Спустя четыре года художник получил признание коллег, он стал члeном Товарищества передвижных художественных выставок. Исаак перестал посещать художественное училище еще до завершения курса, его отчислили, и он так и не стал «классным художником».
К тому времени материальное положение художника заметно улучшилось, однако последствия голодного детства, беспокойной жизни и напряженной работы дали о себе знать.
У Левитана обнаружилась болезнь сердца. В 1885-м он уезжает в усадьбу к Киселевым, чтобы поправить свое здоровье. Именно там он знакомится с Антоном Чеховым, дружба с которым длилась много лет.
Новый виток в творческой биографии художника начался после поездок на Волгу. Здесь к нему как будто бы вернулись силы и желание творить. Картины, написанные Левитаном в те годы, дышат оптимизмом и радостью. Близкое окружение художника считало, что его полотна «улыбаются». После многочисленных пленэров Исаак пишет свою картину «На Волге», которая отмечена наградой конкурса, организованного Московским обществом любителей художеств.
Картина Исаака Левитана «На Волге»
Лучшие полотна художника были созданы в мастерской, которую он получил в дар от мецената Сергея Морозова. Картины Левитана уже известны всей Москве, поэтому благосостояние художника растет с каждой новой работой.
Вскоре в его полотнах радость сменилась философскими отголосками. Левитан много размышлял о человеческой жизни, о предназначении его на земле. Эти мысли явственно прослеживаются в его полотне «Над бренным покоем». Потом он написал, что в этой картине он отразил самого себя.
На протяжении следующих десяти лет художник много путешествует по всему миру. Он начал экспериментировать, писать в несвойственной ему манере, которую поклонники не оценили. Его полотна «На севере Италии», «Озеро Комо», «Берег Средиземного моря», так и не получили должного признания. Левитан очень расстраивался, когда читал неприятные отзывы о своих работах.
Картина Левитана «Март»
Вместе с духовными терзаниями Левитан чувствует и физическую немощь. Он страдает от болезни сердца, от проблем в личной жизни, и 21 июня 1895 года предпринимает попытку самоубийства. Художник пытался застрелиться, но это было скорее театральное представление, чем желание свести счеты с жизнью. Вскоре после этого он начал работу над новой картиной, получившей название «Март». Пейзаж получился жизнеутверждающим, позже он перекочевал в частную коллекцию Павла Третьякова, давнего поклонника творчества Левитана.
На волне нового подъема художник находит силы к творчеству. Этот период биографии Исаака назвали «мажорным», он тогда жил в доме своей любовницы, переживал лучшие моменты в личной жизни. Левитан написал картины «Золотая осень» и «Весна. Большая вода». Последняя сочетает в себе жизнеутверждающие оттенки – гoлyбые, зеленые, желтые.
Читайте также Ив сен-лоран - биография знаменитости, личная жизнь, дети«Золотая осень»
В 1898 году Исаак получил должность руководителя мастерской в том же училище, из которого его отчислили. Фотографии художника в те годы подтверждают его серьезное заболевание, но он и не думает сбавлять темп. Он так же, как и раньше все дни напролет трудится в своей мастерской.
Личная жизнь
Первый раз Левитан серьезно влюбился в Марию Чехову, родную сестру русского классика Антона Чехова. Это случилось в то время, когда он гостил в селе Бабкино у своего друга, а Чеховы проживали по соседству. Молодые люди много общались, Мария тоже увлекалась живописью. В один из дней Исаак признался дeвyшке в своих чувствах, однако Мария смутилась, расплакалась и пустилась наутек.
Левитан очень огорчился такой реакцией любимой дeвyшки. Прошло достаточно времени, пока они снова начали общаться, но парой так и не стали. Их связывали дружеские узы, причем эти отношения длились до самой cмepти Левитана. Уже, будучи cмepтельно больным, Исаак сказал Чеховой, что если бы он и решился кого-то повести под венец, то только ее.
Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой
После того, как к Левитану пришла популярность, он познакомился с владелицей светского салона Софьей Кувшинниковой. В ее салоне проходили собрания творческой богемы — художников и писателей. Она была замужем, да и к тому же старше Исаака на десять лет, но роман развивался очень бурно. Софья придумала брать у него уроки рисования, и под этим предлогом влюбленные часто уединялись на Волге.
Их отношения закончились, когда по Москве поползли слухи. Софья слишком неосмотрительно выражала интерес к любовнику, и это быстро стало достоянием общественности. Есть и другая версия разрыва между любовниками – новая пассия Левитана Анна Турчанинова.
Она была супругой Санкт-Петербургского сенатора, жила в непосредственном соседстве с Кувшинниковой, и могла видеть, как любовники проводят лето вдвоем. Анна была ровесницей Софьи, томилась от постоянного безделья и решила приударить за красавцем художником. Выяснение отношений проходило долго и томительно, закончилось тем, что Софья вернулась в семью, а Анна заполучила себе Левитана, который переехал в ее дом.
Исаак Левитан и Анна Турчанинова
Эта связь не осталась незамеченной. Отношения Анны и Исаака сильно заинтересовали дочь аристократки – Варвару, которая сказала матери, что молчать не будет. Она собиралась раскрыть их тайну или наложить на себя руки. Однако любовники и не думали рвать свои отношения, которые длились до самой cмepти художника.
Смерть
С каждым годом сердечная болезнь художника обострялась все сильнее. Он сильно ослаб, организм перестал бороться, и Левитан часто страдал от различных заболеваний, еще больше подтачивающих его иммунитет. Он заболел брюшным тифом, который дал свои последствия.
Исаак постоянно чувствовал боли в сердце, поэтому больше не выезжал на охоту, хоть и любил это занятие больше всего. Психическое состояние художника тоже оставляло желать лучшего. Он страдал от постоянных перепадов настроения, то пребывая в радостном состоянии, то впадая в уныние. Его не узнавали даже родные.
Памятник Исааку Левитану
Левитан воспрял духом в 1889 году, после того, как побывал в Ялте. Там он встретил своего закадычного друга Чехова, они много общались, хоть писатель тоже был серьезно болен. После возвращения в Москву, Левитан с большим воодушевлением вернулся к преподаванию и рисованию.
В мае 1900-го художник выехал на пленэр в Химки, после которого заболел. Все началось с легкой простуды, но на фоне слабого иммунитета и хронической болезни сердца, окончательно слег. Ко всему прочему у него начал развиваться туберкулез.
Исаак Левитан пребывал в мучительном полузабытьи почти два месяца. Его сердце остановилось 22 июля(4 августа) 1900 года. Местом вечного упокоения художника стал участок на Дорогомиловском кладбище, где хоронили всех евреев.
Картины
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Серцеед Левитан и его любимая женщина
Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира И. И. Бродского.
Левитан был красивым и влюбчивым мужчиной.Вот как о нём вспоминает А.П.Чехов:«Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал. Левитан был неотразим для женщин, и сам он был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно. С первого же взгляда на заинтересовавшую его женщину он бросал все и мчался за ней в погоню, хотя бы она вовсе уезжала из Москвы.
Ему ничего не стоило встать перед дамой на колени, где бы он ее ни встретил, будь то в аллее парка или в доме на людях. Благодаря одному из его ухаживаний он был вызван на дуэль на симфоническом собрании, прямо на концерте, и тут же в антpaкте с волнением просил меня быть его секундантом. Один из таких же его романов чуть не поссорил его с моим братом Антоном навсегда».
Одним из серьёзных увлечений Левитана была Софья Петровна Кувшинникова Родилась она в Москве в 1847 году в семье крупного чиновника П. Н. Сафонова, ценившего литературу и искусство. С детства занималась музыкой и живописью, участвовала в любительских спектаклях, называла себя «жрицей душевного, умственного и художественного». Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, который был намного старше ее.
Их дом частенько посещали А. П. Чехов и его брат Михаил, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, А. И. Южин и другие актеры, а уж художников перебывало множество. В августе 1886-го братья Чеховы привели сюда Левитана, с которым сразу подружились приветливые хозяева. Не просто подружились: гостю удалось надолго снискать расположение сердобольной Софьи Петровны…
«Это была женщина лет за сорок, некрасивая, со смуглым лицом мулатки, с вьющимися темными волосами… и с великолепной фигурой, – такой увидела ее писательница Т. Л. Щепкина-Куперник. – Она была очень известна в Москве, да и была «выдающейся личностью», как было принято тогда выражаться…»
«Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина, – вторит ей М. П. Чехов. – Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай».
Увлечение живописью привело к тому, что с 1886 года Софья Кувшинникова стала ученицей Левитана, причем, ученицей одаренной. Уже в следующем году она стала выставлять свои пейзажи и натюрморты на выставках, в том числе Товарищества передвижников, а одну её работу приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
Лето обычно Софья проводила на этюдах, выезжая на них вместе с Левитаном. Видимо, на природе в ходе взаимного творчества их симпатии друг к другу и переросли в любовь, о которой вскоре стали судачить в Москве.
Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно полюбились часы, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении. А она… Несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь).
Софья Петровна открыто бросала вызов всему обществу, связывая себя с художником. Вместе с тем даже недоброжелатели отмечали, что смелость и резкость суждений уживались в этой женщине со старомодной изысканностью манер, простотой и естественностью в обращении с людьми, готовностью быть чем-нибудь полезной, о ком-то заботиться. Деятельная и энергичная, она окружила художника любовью и заботой.
«В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать, – считала О. Л. Книппер-Чехова. – Можно вполне понять, почему увлекся ею Левитан». «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!» – говорил Чехов Левитану, привезшему много картин и этюдов, написанных на Волге.
И не удивительно – это было самое счастливое время в жизни Левитана. Он любит и любим, окружен заботой. Чувствует поддержку в творческих начинаниях…» – пишет искусствовед Н. М. Яновский-Максимов в своей книге о великих русских живописцах «Сквозь магический кристалл…».
Весьма любопытно следующее свидетельство М. П. Чехова: «Обыкновенно летом московские художники отправлялись на этюды то на Волгу, то в Саввинскую слободу, около Звенигорода, и жили там коммуной целыми месяцами. Так случилось и на этот раз. Левитан уехал на Волгу, и… с ним вместе отправилась туда же и Софья Петровна. Она прожила на Волге целое лето; на другой год, все с тем же Левитаном, как его ученица, уехала в Саввинскую слободу, и среди наших друзей и знакомых стали уже определенно поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Между тем, возвращаясь каждый раз из поездки домой, Софья Петровна бросалась к своему мужу, ласково и бесхитростно хватала его обеими руками за голову и с восторгом восклицала: – Димитрий! Кувшинников! Дай я пожму твою честную руку! Господа, посмотрите, какое у него благородное лицо!
Доктор Кувшинников и художник Степанов стали уединяться и, изливая друг перед другом душу, потягивали винцо. Стало казаться, что муж догадывался и молча переносил свои страдания. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел всех перечисленных лиц. Смерть Дымова в этом произведении, конечно, придумана.
Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно прихихикивали. Левитан напустил на себя мрачность. Антон Павлович только отшучивался и отвечал такими фразами: – Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».
На писателя посыпались обоснованные обвинения. Больше всех обиделись Левитан и Кувшинникова. Исаак Ильич даже стал обсуждать с друзьями условия возможной дуэли, но его удалось отговорить. Кувшинникова же просто перестала принимать Чехова у себя. Антон Павлович вынужден был оправдываться, буквально по следам событий он в письме сообщал писательнице Лидии Авиловой: «Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником»
Следует подчеркнуть, что писатель использовал в речи своей героини любимые выражения Софьи Петровны, почти дословно привел выдержки из ее писем, адресованных ему. Появление рассказа в печати вызвало настоящий скандал в обществе. Причем многие обвинили Чехова в клевете и недобросовестности. Обиженный Левитан потребовал от писателя объяснений и хотел было вызвать его на дуэль. Слава богу, его отговорили. Правда, он рассорился со своим бывшим другом на несколько лет.
Помирить их смогла писательница Татьяна Щепкина-Куперник, которая буквально насильно привела Левитана к Чехову и заставила их пожать друг другу руки. А вот Софья Петровна простить Чехова не смогла, и путь в салон был ему с этого времени заказан. В обстановке всеобщего обсуждения и пересудов Левитан и Кувшинникова вынуждены были прервать свои отношения. Если кто-то хоть немного и выиграл в этой ситуации, то это Дмитрий Павлович Кувшинников, у которого хотя бы внешне наладились семейные отношения.
«Дружба двух великих мастеров, – замечает Н. М. Яновский-Максимов, – еще далеко не изучена до конца. Огромное влияние Антона Павловича Чехова на Левитана бесспopно, так же как сильно воздействие лирических пейзажей Левитана на Чехова. Одинокий, не знавший теплой человеческой дружбы, Левитан всей душой «прилепился» к семье Чехова. Он любит Антона Павловича, крепко привязан к своему однокашнику Николаю Чехову, мечтает жениться на их сестре Марии Павловне».
Нет, не суждено было «мятежному» Исааку породниться с Чеховыми… А вот Софья Петровна стала музой Левитана и появлялась на его холстах не однажды… Кстати, очень может быть, что эта «возлюбленная пара» подсказала Чехову сюжет не одной только «Попрыгуньи».
«Порою нас вдруг охватывала страсть к охоте, – вспоминала Софья Петровна, – и мы целыми днями бродили по полям и перелескам… Однажды мы собрались на охоту в заречные луга… Над рекой и над нами плавно кружились чайки. Вдруг Левитан вскинул ружье, грянул выстрел – и бедная белая птица, кувыркнувшись в воздухе, безжизненным комком шлепнулась на прибрежный песок.
Меня ужасно рассердила эта бессмысленная жестокость, и я накинулась на Левитана. Он сначала растерялся, а потом даже расстроился. – Да, да, это гадко. Я сам не знаю, зачем я это сделал. Это подло и гадко. Бросаю мой скверный поступок к вашим ногам и клянусь, что ничего подобного никогда больше не сделаю. – И он в самом деле бросил чайку мне под ноги… Мало-помалу эпизод с чайкой был забыт, хотя, кто знает, быть может, Левитан рассказывал о нем Чехову…»
Современники оказались единодушны в оценке художественной одаренности самой Софьи Петровны. Пейзажи и натюрморты Кувшинниковой экспонировались на многих выставках… Не случайно такой строгий ценитель живописи, как Павел Третьяков, купил у автора ее картину «В Петропавловской церкви города Плес на Волге».
Отношения Софьи Петровны с Левитаном наверняка были сложными, да просто и не могли стать иными. Влюбчивый и нервный, художник вносил в ее жизнь определенную сумятицу. «Дорогому И. Левитану на память последнего счастливого лета (1892) в Городке. С. Кувшинникова», – написано на ее фотографии, подаренной мастеру. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 года в имении Ушаковых в Тверской губернии. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В соседнее имение приехала из Петербурга некая Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми.
«Она, узнав, что тут живет знаменитость, Левитан, сделала визит Софье Петровне, и отношения завязались, – рассказывала Т. Л. Щепкина-Куперник. – Мать была лет Софьи Петровны, но… в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кoкeтки… И вот завязалась борьба.
…Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось все это полной победой петербургской дамы и разрывом между Левитаном и Софьей Петровной…»
Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву, а предприимчивый Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. Больше они никогда не виделись… Но тем не менее Софья Петровна всегда тепло и с благодарностью отзывалась о художнике, даже откликнулась на просьбу написать воспоминания о нем.
Свою жизнь Софья Петровна закончила так, как в свое время напророчил Антон Павлович её литературному супругу. В сентябре 1907 года, живя на даче в Подмосковье, она ухаживала за тяжело больным человеком, заразилась и заболела сама. Спасти её врачи не смогли. Могила Софьи Петровны Кувшинниковой не сохранилась. Большая часть её картин в свое время разошлась по частным коллекциям. Сегодня редко какой музей может похвастаться их наличием в своих коллекциях, даже в Третьяковке, всего три её работы.
А ее имя ставилось рядом с именем Левитана и в дальнейшем. Брат художника Адольф Ильич и его племянники – дети сестры, Терезы Берчанской, после cмepти своего гениального родственника открыли настоящее семейное предприятие по торговле его полотнами. И не только его: за «левитановские» картины выдавались как пейзажи и натюрморты его ученицы Софьи Кувшинниковой, так и откровенные подделки. Эти дельцы от живописи натворили такой пyтaницы с наследием Левитана, что искусствоведам и реставраторам до сих пор хватает работы…
Пожалуй, одно из самых значительных собраний её работ находится в коллекции Плесского музея-заповедника. Именно в этих красивейших местах прошли самые счастливые дни жизни Софьи Петровны, ведь здесь, вдали от московской суеты и сплетен, она проводила летние месяцы с человеком, которого глубоко любила.
Исаак Левитан – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения
Исаак Левитан: биография
Исаак Ильич Левитан прославился собственной способностью воспевать красоту русской природы. За жизнь, полную взлетов и падений, художник не обзавелся женой и детьми. Все отпущенное время мужчина посвятил живописи, оставив потомкам картины, полные волшебства рек, лесов и степных просторов.
Детство и юность
Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подpaбатывал контролером на станции.
Портрет Исаака Левитана
Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.
Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.
Исаак Левитан в молодости
Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.
Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».
Живопись
Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников. Свободное же время художник посвящает работам для души.
Картина Исаака Левитана «Березовая роща»
Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».
Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с члeнами которой познакомился в детском возрасте.
Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»
Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергeй Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный хаpaктер.
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»
На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.
Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.
Картина Исаака Левитана «Март»
Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень»
Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе гoлyбых, желтых и зеленых оттенков.
Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»
В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.
Личная жизнь
Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с дeвyшкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.
Читайте также Наталья суркова - биография знаменитости, личная жизнь, детиМария Чехова
Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой cмepти художника. На cмepтном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.
Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.
Исаак Левитан и Софья Кувшинникова
Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.
Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.
Анна Турчанинова и ее дочь Варвара
Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до cмepти Левитана.
Смерть
Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.
Исаак Левитан
Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.
Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.
Могила Исаака Левитана
Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.
После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погрeбли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.
Исаак Левитан
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик Императорской Академии художеств.
В биографии Исаака Левитана есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Левитана.
Биография Исаака Левитана
Исаак Ильич Левитан появился на свет 3 (15) октября или 18 (30) августа 1860 года в посаде Кибарты (ныне территория Литвы). Он рос в образованной обедневшей еврейской семье. Его отец, Илья Абрамович, знавший французский и немецкий языки, происходил из раввинской семьи. У своих родителей Исаак был самым младшим из 4-х детей.
Детство и юность
Левитан-старший делал все возможное, чтобы обеспечить детей всем необходимым и дать им хорошее образование. По причине серьезных материальных трудностей, в начале 1870-х годов семейство обосновалось в Москве.
Когда Исааку исполнилось 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Стоит заметить, что там же учился, и его старший брат Авель. Интересен факт, что в данном училище преподавали такие мастера, как Перов, Саврасов и Поленов.
Через пару лет в биографии Левитана произошла первая трагедия – умерла его мать. Тогда же у Ильи Абрамовича начались серьезные проблемы со здоровьем. Это привело к тому, что отец больше не мог работать и оплачивать учебу детей.
Семья оказалась настолько в непростом положении, что руководство училища периодически оказывало Авелю и Исааку финансовую поддержку, а в 1876 г. освободило учеников от оплаты обучения – «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».
В 1877 г. скончался Левитан-старший, вследствие чего Исаак, его брат и сестры оказались в крайней нужде. В данный период биографии на него обратил внимание Алексей Саврасов, после чего взял способного ученика в свой пейзажный класс. Здесь Левитан продолжал оттачивать технику, став одним из лучших студентов.
Весной того же года 2 картины Исаака Левитана участвовали в выставке и получили немало похвал от журналистов. В результате, молодой художник удостоился малой серебряной медали и 220 рублей, позволившие ему продолжить обучение.
Живопись
Левитан легко схватывал все тонкости художественного искусства, которому отдавал все силы. Тогда же у него начал выpaбатываться свой стиль, который заметил знаменитый меценат Павел Третьяков. Он даже купил у Исаака картину «Осенний день. Сокольники».
В 1879 г., после покушения Александра Соловьева, вовсе не бывшего евреем, на императора Александра II, вышло постановление, запрещающее евреям проживать в Москве. В результате, Исааку пришлось вместе с родственниками перебраться в Подмосковье.
В начале 1880-х годов Левитан написал немало пейзажей с натуры, добиваясь максимальной детализации на холсте. Любопытно, что он сильно раздражал некоторых преподавателей, по мнению которых еврей не должен был касаться русского пейзажа.
Исаак так и не получил диплома и звания художника. Вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания. Вместе с тем, его продолжали преследовать материальные трудности, вследствие чего ему приходилось жить и работать в отдаленной деревне Максимовке.
Интересен факт, что тогда же Левитану посчастливилось познакомиться с Антоном Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались до конца жизни. Он не переставал усиленно работать и продавать полотна, благодаря чему смог поправить свое финансовое положение.
И все же, голодное детство и тяжелый труд, давали о себе знать – у него внезапно обострилась болезнь сердца. Чтобы поправить свое здоровье он отправился в Крым, после чего начал чувствовать себя заметно лучше. Вернувшись домой он основал выставку пятидесяти пейзажей.
Отдельного внимания в творческой биографии Исаака Левитана заслуживают поездки на Волгу. На побережье реки им было написано много полотен с натуры, отличавшихся радостным настроением. За картину «На волге» он получил награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Позднее Левитан провел 3 продуктивных года в Плесе, создав немало шедевров. Там же им была написана известная картина «Над вечным покоем», которую некоторые искусствоведы называют «самой русской» из всех, когда-либо созданных на русскую тему полотен.
Потом Исаак Ильич побывал в ряде европейских городов, где посещал выставки и галереи. Весной 1891 г. его избрали в состав Товарищества передвижных художественных выставок, а меценат Сергeй Морозов даже оборудовал специально для него прекрасную мастерскую.
Над вечным покоем
В 1895 г. Левитан стал автором таких знаменитых работ, как «Март» и «Золотая осень». Позже эти полотна будут куплены Третьяковым. В следующем году он повторно перенес тиф, который привел к аневризме сердца.
В 1898 г. Исаак Левитан удостоился звания академика пейзажной живописи. Будучи очень известным художником, он начал преподавательскую деятельность в стенах родного училища. Одновременно с этим, он хотел открыть большую мастерскую, где могли бы трудиться все русские пейзажисты.
Однако стремительно ухудшающееся здоровье не позволило мастеру реализовать свои идеи. Накануне cмepти его полотна участвовали во Всемирной выставке в Париже. После себя Левитан оставил огромное количество работ, при этом остались незаконченными порядка 40 полотен и примерно 300 этюдов.
Личная жизнь
Первой любовью Исаака была Мария Чехова, которая приходилась сестрой знаменитому писателю. Он часто рассказывал дeвyшке о живописи, к которой та проявляла большой интерес. Когда парень решил сделать ей предложение, дeвyшка расплакалась и убежала.
В результате, они так и не стали супругами, однако продолжали близкую дружбу до самой кончины Левитана. Интересен факт, что накануне cмepти он признался Марии, что если бы и решился когда-либо вступить в бpaк, то только с ней.
Левитан с Кувшинниковой
Позднее Исаак познакомился с Софьей Кувшинниковой, которая была хозяйкой салона, где собирались деятели искусства. Женщина была на 10 лет старше художника, но это не помешало их роману. Согласно распространенной версии, их отношения окончились по причине влюбленности Левитана в Анну Турчанинову.
После продолжительных выяснений отношений Софья возвратилась к мужу, а Исаак стал жить в доме Анны. Вскоре на их пути стала дочь Турчаниновой – Варвара. Юная дeвyшка до беспамятства влюбилась в Левитана, вследствие чего между матерью и дочерью разразилась продолжительная борьба, отравившая оставшиеся годы жизни живописца.
Смерть
В последние годы биографии здоровье Исаака оставляло желать лучшего. За несколько лет до cмepти медики отправили его в Ялту, где он встретился с Чеховым. На тот момент их дружба охладела, и все же они достаточно часто проводили время вместе.
Левитан уже не мог передвигаться без помощи трости, его мучала одышка и беспрерывные проблемы с сердцем. Физические страдания вызвали и душевные беспокойства, что выражалось в глубокой меланхолии. Вернувшись домой он пpaктически не выходил из дома. В мае 1900 г. к нему в Москву приехал Антон Чехов, пробыв с ним около недели.
Исаак Левитан умер 22 июля (4 августа) 1900 года в возрасте 39 лет. Проводить мэтра в последний путь пришло много художников, культурных деятелей и простых поклонников его творчества.
Фото Исаака Левитана
Весна. Большая вода Автопортрет Анна Турчанинова и ее дочь Варвара Золотая осень