Карл Брюллов — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Художник Карл Брюллов: биография, личная жизнь, творчество, самые известные работы
- 22 Июля, 2019
- Искусство
- Александр Недашковский
Карл Брюллов – знаменитый живописец первой половины девятнадцатого века. Мировую славу ему принесла картина «Последний день Помпеи». Его жизнь и творчество достойны более пристального внимания.
Детские годы
Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.
В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он пpaктически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.
Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.
Учеба
В десять лет он с легкостью поступил в Академию художеств в Петербурге. Мальчик был настолько хорошо подготовлен, что его мастерство поразило преподавателей.
Как известно из биографии Карла Брюллова, он очень хорошо учился в академии. Преподаватели иногда поражались его таланту и мастерству. Первой серьезной картиной юного художника стала работа «Нарцисс, смотрящий в воду». В основе этого произведения был положен миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который без устали любовался своей внешностью. Эта картина принесла юному художнику Брюллову первую награду – золотую медаль академии художеств. Признание таланта Карла было безоговорочным.
По мнению знатоков, этот момент в биографии Карла Брюллова можно считать отправной точкой для дальнейшего творчества.
Путешествие в Италию
Академию молодой художник окончил в 1821 году, после чего попал в Общество поощрения художников. Благодаря этой организации ему представилась возможность поехать в Италию. Карл настоял на том, чтобы вместе с ним поехал его брат Александр, закончивший обучение в том же году.
1821 год ознаменовался еще одним событием. Молодой художник закончил работу над очередным шедевром – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
В Италию Карл приехал вместе с Александром. Там они изучали произведения мастеров Эпохи Возрождения. Кроме того, их интересовали и более ранние творения местных художников. Карлу Павловичу Брюллову очень понравилась жанровая живопись. Именно под влиянием работ этого направления художник написал свои знаменитые картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». На этих полотнах мастеру удалось очень трогательно изобразить будничные сцены жизни.
Работы итальянского периода
Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.
Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.
В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.
Творческий кризис
Благодаря своей работе художник был удостоен золотой медали парижских искусствоведов. Одновременно он стал почетным члeном самых известных европейских Академий художеств. Казалось, что самая известная работа Брюллова отобрала у него все силы. После написания картины у мастера наметился творческий кризис. Художник то начинал писать новые полотна, то бросал их. А вскоре совсем перестал браться за кисть.
Чтобы немного отвлечься, Карл принял решение отправиться в путешествие по Турции и Греции. Удивительно, но смена обстановки и новые впечатления оказали позитивное влияние на мастера. После возвращения художник принялся за серию рисунков и акварелей. В этот период он написал много работ, наиболее известными из которых стали «Турчанка», «Турок, садящийся на коня», «Бахчисарайский фонтан» и «Раненый грек».
Возвращение в Россию
По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.
«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.
Личная жизнь художника
Читателей, конечно же интересует и личная жизнь Брюллова. Многие годы художник обожал графиню Самойлову. Юлия стала для него не только возлюбленной, но и другом, опорой, натурщицей и музой. Отношения Карла и графини несколько раз обрывались. Поговаривали, что Юлия уезжала в солнечную Италию, где предавалась удовольствиям. Но потом она возвращалась, и отношения начинались вновь.
В России Карл влюбился в виртуозную пианистку Эмилию Тимм. Перед свадьбой дeвyшка призналась, что живет со своим отцом. Но бpaк все-таки состоялся. Правда, после свадьбы ситуация не изменилась. Через два месяца художнику пришлось подать на развод. Процесс длился целых два года. Эмилия обвиняла в расставании именно супруга.
После этого происшествия многие друзья отвернулись от художника. Его даже перестали принимать в некоторых домах. Брюллов сложно переживал ситуацию. В очередной раз поддержкой для него стала Юлия Самойлова.
Последняя работа
В 1847 году состояние здоровья Брюллова ухудшилось. Больше всего художника беспокоило сердце и ревматизм. После сильной простуды хронические болезни сильно обострились. Все это привело к тому, что художник слег. Но даже в это время он не переставал творить. В 1848 году ему удалось завершить автопортрет, который стал настоящим образцом жанра. Искусствоведы считают, что эта картина Брюллова передала хаpaктер и внешность художника лучше, чем любая фотография.
Смерть художника
В 1849 году Брюллов отправился на лечение за границу. На острове Мадейра чудотворный климат должен был облегчить состояние. Но, наверное, было уже слишком поздно. Состояние только ухудшалось. В 1852 году художник умер. После его ухода остались незаконченные работы и эскизы, хранящиеся ныне в мировых музеях и частных коллекциях.
На кладбище Тестаччо в Италии стоит памятник Брюллову.
Интересные факты
За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после cмepти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал пpaктически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его cмepти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать поcмepтный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.
Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апpaксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.
Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.
Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты члeнов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».
Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и дeвyшки в тунике.
Лучшие работы
Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.
Итальянские мотивы
«Итальянский полдень» был написан по просьбе петербургского общества. Эта картина стала следующей работой после успешного «Итальянского утра».
Брюллову удалось с потрясающей точностью изобразить красоту обыкновенной итальянки. Кстати, изображение женщины на полотне возмутило председателя общества. Но художник настаивал на собственном праве изображать на картинах реалии, а не придуманные образы. Для получения подлинной игры света и теней художник создавал работу в настоящем винограднике.
«Турчанка» была написана Брюлловым в Петербурге после возвращения из путешествия по средиземноморью. В основе работы были воспоминания и фантазии. В походном альбоме художника было немало набросков с изображением восточных красавиц в необычных нарядах. Тема турчанки, загадочной и экзотической, волновала Брюллова. Для написания картины художник использовал образ натурщицы. Она же позировала мастеру и для картины «Одалиска». Фактически одна дама стала героиней двух работ.
Читайте также Вергилий - биография знаменитости, личная жизнь, детиЛюбимая натурщица и муза
Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.
Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.
История любви Карла Брюллова и графини Юлии Самойловой
Вдохновение, любовь, страсть — история отношений художника и его музы.
Пожалуй, роль графини Юлии Павловны Самойловой в жизни великого художника Карла Брюллова трудно переоценить. Она была его музой, его любовью, благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.
Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) прожила долгую и насыщенную жизнь. Кроме титула графини ей досталось огромное наследство от предков, корнями уходивших в Италию. Она была молода, богата, взбалмошна и невероятно красива. О её личной жизни ходило множество слухов в светском обществе, которые, казалось, совсем не заботили юную похитительницу людских сердец.
**Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год. Государственный Эрмитаж
Современники восхищались ею, отдавая дань её красоте. Так, например, описывал графиню Юлию Павловну Николай Гоголь: «Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты..».
На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
Карл Павлович Брюллов (1799-1852), выпускник Академии художеств, был одним из самых одарённых и прославленных художником своего времени (и остаётся им по сей день), работавший в направлениях романтизма и классицизма. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, творчество которого нашло множество поклонников и подражателей.
*Автопортрет (1848). Москва, Государственная Третьяковская галерея
Юлия Павловна была фрейлиной при дворе, пока не вышла в 1825 году замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора. Их бpaк не был удачным и спустя два года супруги по взаимному согласию разошлись.
Брюллов и Самойлова познакомились в Италии приблизительно в 1827 году. Она была страстной натурой, ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило художника, который восхитился не только её темпераментом, но и красотой.
Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали.
Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Графиня вызвалась позировать ему. И на полотне её образ запечатлён трижды: в роли женщины, укрывающей дочерей в левом нижнем углу картины;матери, с младенцем на руках и дeвyшки с кувшином над головой, стоящей рядом с самим художником.
*Последний день Помпеи (1828−1833)
*Последний день Помпеи. Фрагмент
Карл Брюллов также написал парадный портрет двух юных итальянок — Амацилию и Джованину, которые были падчерицами графини Самойловой, (детей у неё не было). Русскому обозревателю эта картина известна под названием «Всадница».
*Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. (1832г.)
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.
В 1942 году графиня окончательно покидает Россию и переезжает жить в Италию. Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете».
К этому же времени относиться ещё один портрет Юлии Самойловой с приёмной дочерью, уходящих с маскарада. Художник изобразил свою подругу, презревшую условности светского «театра». Алый занавес отделяет ее от маскарадных шутов. Живой, настоящей Юлии нет места среди них.
*Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. (1842г.)
В 1838 году Карл неожиданно влюбился и поспешно женился на 18-летней Эмилии Тимм, с которой ,спустя месяц после свадьбы, порвал все отношения. Вероятно, причиной размолвки послужила неверность со стороны молодой жены. В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург графиня Самойлова
Однако, они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году. А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери, лишившись подданства Российской империи. Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.
Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года, потеряв к концу жизни пpaктически всё своё состояние.
Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
*Акварельный портрет графини Юлии Павловны Самойловой. Частная коллекция
Такова была история жизни и любви графини Юлии Павловны и Карла Брюллова, дошедшая до нас с великих полотен.
Карл Брюллов – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения
Карл Брюллов: биография
Карл Брюллов — именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.
Детство и юность
Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.
Карл Брюллов в детстве
Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтpaка за недостаточное усердие.
Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.
Карл Брюллов в молодости
Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду — малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.
Живопись
В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году.
Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»
В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.
Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»
Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.
Картина Карла Брюллова «Всадница»
Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.
Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»
Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного члeнства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.
Читайте также Роман трахтенберг - биография знаменитости, личная жизнь, детиКартина Карла Брюллова «Вирсавия»
Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».
Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»
В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.
Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»
По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте.
Личная жизнь
Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.
Юлия Самойлова
В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бpaкоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.
Эмилия Тим
Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону дeвyшки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.
Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.
Смерть
В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает хаpaктер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.
Автопортрет Карла Брюллова 1848 года
Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После cмepти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.
Карл Брюллов
Карл Павлович Брюллов (Брюлов) (до 1822 г. – Брюлло; 1799-1852) – русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Работал в жанрах портретной и исторической живописи.
В биографии Брюллова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Карла Брюллова.
Биография Брюллова
Карл Брюллов появился на свет 12 (23) декабря 1799 года (по другим данным 12 декабря 1799 г.) в Петербурге. Он рос и воспитывался в семье потомственных художников. Его отцом был академик орнаментальной скульптуры Павел Брюлло, который стал его и первым учителем.
Когда Карлу было 10 лет он начал обучение в Императорской Академии художеств. Он имел репутацию талантливого и разносторонне развитого ученика, который справлялся с любым порученным ему заданием.
В данный период биографии Брюллов стал автором таких значимых полотен, как «Гений искусства» и «Нарцисс, смотрящий в воду». Академию он окончил в 1821 г., удостоившись большой золотой медали за полотно «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского».
Живопись
Став дипломированным живописцем Карл Брюллов обратил на себя внимание крупных меценатов из «Общества поощрения художников». Меценаты пообещали парню профинансировать его поезду за границу, для совершенствования своего мастерства, если они удостоверятся в его способностях.
В результате, Брюллов написал 2 работы – «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», которые привели «заказчиков» в восторг. Так, молодой человек вместе с родным братом Александром отправился в Италию весной 1822 г.
Здесь братья Брюлловы исследовали шедевры известных мастеров разных эпох. Особенный интерес у Карла пробудился к жанровой живописи, вследствие чего он создал картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Помимо этого, впечатленный Италией, он написал множество портретов, включая «Всадницу» (1832) – по заказу графини Юлии Самойловой.
«Всадница»
В том же году «Всадница» экспонировалось в миланской Академии изящных искусств Брера, получив массу восторженных отзывов от местных жителей и искусствоведов. Русского живописца сравнивали с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком.
Портреты Брюллова итальянского периода сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, а также отличались стремлением передачи хаpaктера изображаемых фигур. Отдельного внимание заслуживает мировой шедевр Карла «Последний день Помпеи» (1833), который считается вершиной его творчества.
Примечательно, что перед тем как приступить к созданию данного полотна, Брюллов тщательно исследовал руины античных городов – Геркуланума и Помпеи, уничтоженных вследствие извержения вулкана Везувий. Впечатленный историей падения этих некогда великих городов, он приложил все силы, чтобы максимально точно передать на холсте события тех дней.
После окончания картины Брюллов начал показывать ее в собственной мастерской в Риме. С каждым днем слава о ней становилась все больше и больше, в связи с чем «весь город стекался дивиться ею». Спустя год «Последний день Помпеи» был выставлен в Парижском салоне, где произведение удостоилось большой золотой медали.
В середине 1834 г. полотно заняло достойное место в Эрмитаже. Оно продолжало приводить в восторг посетителей. Когда его увидел Пушкин, он написал в честь картины стихотворение «Везувий зев открыл», а Гоголь издал статью, на страницах которой называл работу Брюллова одним из ярчайших явлений 19 столетия.
Сегодня полотно «Последний день Помпеи» (456,5 × 651 см), над которым автор трудился около 6 лет, хранится в стенах петербургского Русского музея. Такая крупная работа, казалось, лишила художника всех сил. После ее окончания у него наступил творческий кризис: он не заканчивал свои картины, а затем и вовсе перестал садиться за мольберт.
Решив отдохнуть, Брюллов принял участие в экспедиции по Греции и Турции. Поезда пошла ему на пользу, поэтому по приезду домой он с новой силой создал цикл акварелей и рисунков. В период 1836-1849 гг. он жил и трудился в Петербурге.
«Последний день Помпеи»
Здесь у Карла Брюллова была репутация модного портретиста, вследствие чего ему делали заказы многие высокопоставленные чиновники и деятели культуры. В 1837 г. Жуковский попросил написать его портрет, чтобы продать затем на лотерее. Эти деньги поэт хотел использовать для выкупа из крепостничества Тараса Шевченко.
Брюллов немедля согласился выполнить просьбу поэта, и вскоре портрет Жуковского был продан за 2500 рублей, необходимых для освобождения Шевченко. Весной 1838 г. Тарас обрел свободу и стал студентом Академии художеств, где преподавал Карл Павлович. Позже Шевченко будет одним из любимых учеников Брюллова.
В последние годы биографии художник участвовал в росписи Исаакиевского собора. Трудная работа в сыром недостроенном сооружении ухудшила и без того его слабое здоровье. У мастера появились проблемы с сердцем, а также начал прогрессировать ревматизм. Это привело к тому, что он был вынужден отказаться от проекта, во время которого ему удалось выполнить почти всю поставленную перед ним задачу.
Личная жизнь
Продолжительное время жизни Карл Брюллов был привязан к графине Юлии Самойловой, которая была его музой, натурщицей и возлюбленной. Их отношения не раз прерывались, но позднее снова возобновлялись. Однако, в возрасте 39 лет он начал ухаживать за 18-летней Эмилией Тимм.
В итоге, через год пара сыграла свадьбу. Интересен факт, что уже спустя несколько недель супруги решили развестись, при этом инициатором развода был Карл. Некоторые биографы живописца предполагают, что мужчина решился на такой шаг, когда узнал о связи жены с одним из своих близких родственников.
Очевидно, об измене невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая все же состоялась под давлением родителей Эмилии. В этот сложный период биографии его поддерживала Самойлова, которая сразу же приехала к нему из Италии. Детей у Карла так и не родилось.
Смерть
В последние годы жизни Брюллова, ревматизм и больное сердце все чаще давали о себе знать. Весной 1849 г. он проходил лечение на острове Мадейра, но это не поправило его здоровье. Карл Брюллов умер 11 (23) июня 1852 года, в возрасте 52 лет. Он скончался в итальянском городке Манциана, в котором лечился минеральными водами.
Фото Брюллова
«Итальянский полдень» Эмилия Тим Автопортрет
Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини Карл Брюллов Дагерротипное изображение из собрания Эрмитажа
Биография Карла Брюллова
Жена — Эмилия Дети — нет
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – великий русский живописец, виртуозный мастер портретов, его кисти принадлежит бесcмepтное творение – картина «Последний день Помпеи».
Детские годы
Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.
Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге. А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына. Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).
Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву. В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни. Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две дeвoчки и три мальчика.
Читайте также Ив сен-лоран - биография знаменитости, личная жизнь, детиРебёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.
Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем. Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтpaка на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим. В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.
Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных paкурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.
Годы учёбы в Академии
Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.
Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой. Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью. Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.
Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.
Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – хаpaктер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.
Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.
Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.
В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.
В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.
Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.
Итальянский период
В то время в Петербурге как раз образовалось Императорское Общество поощрения художников. Его основала группа меценатов, чтобы содействовать развитию изящных искусств. Общество обратило внимание на молодого живописца и предложило выполнить несколько работ на заданные темы, пообещав потом оплатить поездку за границу.
Брюллов написал для Общества два полотна – «Эдип и Антигона», «Раскаяние Полиника». Авторитетное жюри осталось довольно работами художника, в результате чего Карл и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества поощрения художников. Они поехали в Италию, при этом взамен обязались:
- регулярно присылать подробные отчёты о том, какие изучили произведения зарубежного искусства;
- рассказывать о полученных впечатлениях;
- а также рисовать и предоставлять новые картины.
В конце лета 1822 года братья Брюлловы отбыли в Италию. В эту страну тогда стремились все люди искусства – литераторы, скульпторы, музыканты, художники, архитекторы. Эта древняя страна, словно магнит, притягивала к себе творческих людей. Путь Брюлловых пролегал через множество городов: Рига, Кенигсберг, Дрезден, Берлин, Мюнхен, Мантуя, Верона, Падуя, Болонья. Во время путешествия Карл работал по заказам, писал портреты, изучал творчество Тициана. Почти через год, в конце весны 1823 года, братья прибыли в Рим.
Природа Италии Брюллова очаровала, сам воздух и окружающая действительность способствовали его вдохновению, художник с головой окунулся в работу. До этого основными темами в его картинах были религия и история. Отныне же его увлекла жанровая живопись. Первой такой работой стало полотно «Итальянское утро». Когда картина прибыла в Петербург, все были поражены: насколько оригинально художник тpaктовал сюжет, и каким свежим было само написание. Меценаты Общества поощрения художников презентовали это полотно императору Николаю I. Он был в восторге и подарил Брюллову бриллиантовый перстень, а также заказал ещё одну картину, парную к «Итальянскому утру».
Брюллов выполнил императорский заказ и написал картину «Итальянский полдень», по-другому её тpaктуют как «Итальянка, снимающая виноград». Но полотно не понравилось ни императору, ни меценатам из Общества. Брюллов не воспринял их критику и разорвал отношения с Обществом поощрения художников. Таким образом, он лишил себя финансовой поддержки из России, но к тому моменту художник в ней уже не нуждался. В Италии он успел зарекомендовать себя как отличный портретист. Итальянская знать и многие русские вельможи засыпали его заказами на портреты, Брюллов был покупаемым и модным.
С 1827 года в творчестве Карла появилось новое увлечение: он писал небольшие акварели со сценками из итальянской жизни. Они получались лёгкими и воздушными, художник воспевал в них непревзойдённую итальянскую природу и красивых замечательных итальянцев. Приезжие аристократы с огромным удовольствием раскупали эти работы в качестве сувенира из Италии.
Самые известные из таких акварелей:
- «Итальянка, ожидающая ребёнка»;
- «Сон монашенки»;
- «Прерванное свидание»;
- «Гуляние в Альбано»;
- «Итомская долина перед грозой».
В 1828 году произошло извержение Везувия. Находясь под этим впечатлением, русский меценат Анатолий Николаевич Демидов заказал Брюллову историческое полотно под названием «Последний день Помпеи». Художник тщательно трудился над картиной, кропотливо исследовал архивы, выезжал на место раскопок древней Помпеи. Ему удалось силою своего таланта проникнуть через всю толщь времени и создать шедевр, при виде которого возникают одновременно два чувства – ужас и восхищение.
Художник трудился над картиной три года и создал самое знаменитое своё полотно, которое прославило его на весь мир. «Последний день Помпеи» выставлялся в Лувре и принёс своему создателю первую премию Парижского салона. Затем заказчик полотна Демидов А. Н. увёз его в Россию и презентовал императору. Николай I подержал картину в Эрмитаже, а потом передал в Академию художеств. Сейчас шедевр обрёл постоянное место в Санкт-Петербургском Русском музее.
«Последний день Помпеи» произвёл сенсацию в Европе, а когда полотно увидел император России Николай I, то пожелал встретиться с Брюлловым и передал художнику распоряжение о возвращении на родину.
Последние годы
В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.
В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.
У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.
В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил бpaк с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.