Николай Бурляев — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Николай Бурляев
Биография
Николай Бурляев — советский и российский актер театра и кино, режиссер. Николай Петрович подростком попал в кино с улицы — счастливый случай позволил получить полезные знакомства и определиться с выбором творческой карьеры.
Детство и юность
Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Он мог бы стать архитектором, однако судьба распорядилась иначе.
Семья Бурляевых была тесно связана со сценой еще с дореволюционных времен. Дедушка и бабушка Николая выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Дед Диомид исполнял комедийные роли, а бабушка Людмила использовала талант драматической актрисы.
Семья Бурляевых жила в коммунальной квартире в доме на улице Максима Горького. В соседнем дворе жил актер Борис Ливанов — колоритный, артистичный, бесподобный в любом амплуа. Коля, глядя на него, мечтал о сцене, но в 5 лет пережил сильный испуг и с тех пор начал заикаться.
Николай Бурляев в фильме «Иваново детство».
Старший брат Геннадий занимался шахматами, а Николай был подручным на турнирах: записывал ходы, переставлял фигуры. Еще один брат Борис снимался в кино с 4-го класса. С ним Коля впервые и пришел на пробы к картине «Урок истории». Роль получил брат, и после этого Бурляев решил, что с мечтами о кино покончено, лучше быть архитектором. Но жизнь распорядилась иначе.
В 1964 году Николай окончил школу и поступил на второй курс Щукинского училища. К тому времени опыт работы в театре и кино у юноши уже был. На одном курсе с ним занимались Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Звездный курс завершал обучение в вузе блестящими постановками. Первым был сдан спектакль «Волки и овцы», режиссером которого стал Евгений Симонов. В нем Бурляеву досталась роль Аполлона Мурзавецкого.
Вскоре последовала вторая работа — «12 разгневанных мужчин» по пьесе Реджинальда Роуза, которая была поставлена Никитой Михалковым. Николай вжился в образ главного присяжного, архитектора по образованию.
Фильмы
Кинодебют Бурляева состоялся в 6-м классе. В то время Андрей Кончаловский заканчивал ВГИК и писал дипломную работу. Как-то режиссер прогуливался по Бродвею (так москвичи называли улицу Максима Горького) и у кафе «Отдых» увидел местного пацана — это был Николай. Кончаловский предложил подростку роль в своей картине. Фильм «Мальчик и гoлyби» получился грустным и поэтичным, в 1962 году на Венецианском фестивале картина получила приз. А фото юного артиста появилось в картотеке «Мосфильма».
На съемочной площадке Бурляев познакомился с Владимиром Шуруповым, который работал в театре Моссовета. Шурупов и привел подростка в театр. Следующие 4 года Николай играл внука в спектакле «Ленинградский проспект». Главным героем постановки стал Василий Павлович Забродин в исполнении Николая Мордвинова.
Немаловажную роль в творческой биографии молодого артиста сыграло сотрудничество с Андреем Тарковским, который снял Николая в фильме «Иваново детство». Режиссер заприметил талантливого мальчишку еще в 1960-м и спустя 2 года через Кончаловского позвал его на запись прозаического отрывка из рассказа Владимира Богомолова «Иван». Это и стало пробами актера.
Николай Бурляев о роли Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Николай Петрович БУРЛЯЕВ: «Это моя лучшая роль». —.
Артист всю жизнь считал это знакомство судьбоносным. Герой Бурляева — мальчишка-оборванец, жертва войны. Во время съемок драмы подросток ходил в бассейн, потому что по сюжету герой актера должен был переплывать Днепр поздней осенью. Вновь фильм побывал в Европе — в Венеции режиссеру за киноленту присудили премию «Золотой лев святого Марка». Работу юного дарования высоко оценил Жан-Поль Сартр.
В дальнейшем Николаю Петровичу приходилось заниматься фигурным катанием, фехтованием, верховой ездой. Как говорил Бурляев, актер не должен многое уметь, а должен этому научиться.
Когда Тарковский снимал «Андрея Рублева», то пригласил Бурляева на роль Бориски. К сожалению, долгих 5 лет историческая драма пылилась на полках, зрители увидели картину только в 1971 году. А в 1972-м актер работал над фильмом «Проверки на дорогах», но и эту киноленту пустили в прокат лишь 13 лет спустя.
Николай Бурляев и Наталья Варлей.
В 1976 году артист начал снимать собственные фильмы, к этому времени у него уже был диплом режиссера. Его первая самостоятельная работа — «Ванька-Каин». В картине «Лермонтов», снятой в 1987 году, Бурляев был и режиссером, и сценаристом.
80-е ознаменовались в творческой карьере Николая Петровича рядом блестящих ролей. Актер предстал перед зрителями в образе композитора Володи Косцова в детском фильме «Камила», в комедии «Печники» сыграл школьного учителя, а в экранизации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» воплотил Ивана Федоровича Шпоньку.
В 1983 году Бурляев вновь попал в звездный проект — сыграл фронтовика Александра Нетужилина в драме «Военно-полевой роман», где партнерами актера по рабочей площадке стали Наталья Андрейченко, Инна Чурикова и Виктор Проскурин. Фильм номинировался на «Оскар».
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
За время карьеры артист представал перед зрителями в различных амплуа. Лучшей работой зрелого периода актера считается роль Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году Юрием Карой. Он тоже вышел в прокат спустя десятилетие после завершения съемок. В кинокартине сыграли звезды российского кинематографа Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко.
В 1995-м состоялась новая экранная встреча поклонников с Николаем Петровичем: на этот раз в киноленте Петра Тодоровского «Какая чудная игра», где артист предстал в образе болезненного фронтовика Михаила Михайловича. В основу сюжета фильма легла история о проделках 4 студентов училища искусств, забывших о том, что они живут в очень непростое время, — на дворе стоял 1950 год.
В следующий раз Бурляев появился на большом экране в 2003 году, исполнив главную роль в биографической драме Натальи Бондарчук «Любовь и правда Федора Тютчева». В фильме подобрался блестящий женский актерский ансамбль, куда вошли сама Бондарчук, а также Ирина Безрукова и Анна Михалкова.
В 2008 году имя артиста появилось в титрах исторической драмы «Адмиралъ», посвященной жизни русского военачальника Александра Колчака. Николай Петрович воплотил императора Николая II. Главные роли исполнили Константин Хабенский, Елизавета Боярская и Анна Ковальчук.
В фэнтези «Тайна Снежной королевы» (2016) артист примерил образ сказочника. В новой экранизации сказки Ханса Кристиана Андерсена также снялись Анна Потебня, Нина Усатова, Дмитрий Харатьян. В этом проекте были задействованы дочь Бурляева Мария и сын Иван, который не только воплотил на экране образ отца Герды, но и написал музыку к фильму. Бывшая жена Николая Петровича Наталья Бондарчук появилась на экране в роли атаманши, а также выступила режиссером, продюсером и сценаристом. Лента была номинирована на «Золотой орел» в номинации «Лучшие костюмы».
В 2019-м фильмографию режиссера пополнила документальная картина «Отменивший войну», которая стала лауреатом независимой интернет-премии «На благо мира».
Общественная деятельность и взгляды
Бурляев — потомственный казак и президент Фонда культуры казаков России. Он считает себя верующим человеком, является члeном Патриаршего Совета по культуре и входит в число учредителей Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского.
Артист называет себя гомофобом, неоднократно в интервью категорически высказывался против лиц нетрадиционной ориентации и предлагал «ограничить беспредельные права гомоceкcуалистов в демонстрации данной патологии по телевидению».
В марте 2014 года Николай Петрович присоединился к обращению деятелей культуры РФ в поддержку политики президента Владимира Путина в Украине и Крыму.
Личная жизнь
Бурляев был женат трижды. В первый раз артист женился в 20 лет на Наталье Варлей. Актриса была на год моложе мужа. Отношения не заладились с самого начала, слишком уж неприспособленными к быту оказались оба в молодости. Вскоре супруги расстались.
Второй женой артиста стала режиссер и актриса Наталья Бондарчук, подруга Натальи Варлей. Этот бpaк оказался более продолжительным. У пары родились 2 детей — Мария и Иван. Иван с детства увлекался музыкой, окончил консерваторию и стал композитором. Мария пошла по стопам родителей — училась в ГИТИСе, затем поступила актрисой в Театр имени Владимира Маяковского.
После развода с Бондарчук у артиста начался роман с Татьяной Злоцкой — влюбленные жили вместе и даже стали родителями сына Ге opгия. Ребенка Бурляев признал, но семья так и не сложилась — Злоцкая не приняла детей Николая Петровича от предыдущего бpaка.
Третья супруга актера Инга Шатова — тоже актриса, она помогает мужу и возглавляет кинофорум «Золотой витязь». У пары двое детей — Илья и Дарья. Младшая дочь появилась на свет, когда Бурляеву было уже 50 лет.
Актер говорит, что он счастлив в личной жизни: дети Николая Петровича талантливы, а с бывшими женами удалось сохранить дружеские отношения.
Николай Бурляев сейчас
Сейчас актер основное время уделяет общественным работам и продвижению кинофорума «Золотой витязь», который в 2021 году отпраздновал 30-летний юбилей. В рамках празднования этой даты прошел фестиваль «Эхо XXX МКФ «Золотой витязь» в Ярославле», где состоялось открытие школы авторской режиссуры. В планах ректора киношколы Бурляева — порядка 100 мастер-классов по режиссуре, драматургии, актерскому и ораторскому мастерству, анимации, созданию костюмов и пр.
Николай Петрович посещает российские города, где проводит творческие встречи. Артист популяризирует культурные и нравственные ценности, высказывается против засилья невежества и хамства на телеэкранах.
В июне 2021-го Бурляев заявил, что будет баллотироваться в Госдуму РФ по партийному списку «Справедливой России».
Николай Бурляев
Имя: Николай Бурляев (Nikolay Burlyaev)
Отчество: Петрович
День рождения: 3 августа 1946 (75 лет)
Кто родился в этот день: 16 чел.
Место рождения: г. Москва
Вес: 80 кг
Карьера: актер, режиссер
- Детство и юношеские годы
- Работа с Тарковским
- Студенчество
- «Взрослые» роли
- Режиссер
- Личная жизнь Николая Бурляева
- Николай Бурляев сейчас
- Лучшие фильмы
Биография Николая Бурляева
Детство и юношеские годы
Николай родился и вырос в Москве в суровые послевоенные годы. Он был четвертым, самым младшим ребенком в семье, к тому же очень слабеньким и болезненным. В пять лет он начал еще и заикаться – пьяный сосед напугал мальчишку в темном коридоре коммуналки. Казалось бы, у Коли не было ни единого шанса стать актером, но судьба распорядилась иначе.
Хотя родители всю жизнь проработали инженерами-экономистами, с искусством и творчеством имели непосредственную связь. Бабушка и дедушка по отцовской линии выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Деомид Бурляев был великолепным комиком, его жена – талантливой трагедийной актрисой. А сам род ведет начало от запорожского казака Кондратия Бурляя, который являясь сподвижником Богдана Хмельницкого, в качестве посла был направлен в Москву с ходатайством о присоединении к России. Этому есть документальное подтверждение, которое попало в руки Николая уже в зрелом возрасте.
Читайте также Юрий сазонов - биография знаменитости, личная жизнь, детиКогда Коля родился, семья проживала в коммунальной квартире дома № 13 по Леонтьевскому переулку. Позже выяснится, что в этом особняке провел свои последние годы Николай Мартынов, убийца Михаила Лермонтова. Много лет спустя, когда Бурляев приступил к съемкам фильма о легендарном русском поэте, на старинных фотографиях он с изумлением узнал дом, в котором провел первые пять лет своей жизни.
Второй дом, в который семейство Бурляевых переехало в 1951 году, был не менее знаковым. Он находился на улице Горького, в пяти минутах ходьбы от Красной площади, а по соседству проживали Бондарчуки, Ливановы и другие известные творческие династии. Но в то время Коля еще не помышлял об актерской профессии, хотя его старший брат Борис снимался в кино с четвертого класса и играл в самодеятельном театре. Да и сам Николай пробовался в фильм «Графские развалины», но роль не получил.
Но, как говорится, от судьбы не уйдешь, и в 1959 году прямо на улице к Бурляеву подошел незнакомый парень с предложением сыграть у него в фильме. Это был старшекурсник ВГИКа Андрей Кончаловский, он снимал дипломную работу «Мальчик и гoлyбь» и никак не мог найти подходящего парнишку на главную роль. Дебют в кино прошел успешно, несмотря на заикание юного актера и полное отсутствие какого-либо опыта. Картина получила приз на Венецианском фестивале, а фотографии Бурляева появились в картотеке «Мосфильма».
Работа с Тарковским
Студенчество
Среднее образование Бурляев получил в школе рабочей молодежи № 18, в которой учились многие талантливые дети. Его одноклассниками были будущие выдающиеся фигуристы Татьяна Тарасова и Алексей Уланов, двумя классами младше училась Ирина Роднина.
Еще во время съемок фильма «Мальчик и гoлyби» Кончаловский познакомил Николая с младшим братом Никитой. С тех пор ребята крепко сдружились и много времени проводили вместе. Михалков окончил школу на год раньше и поступил в Щукинское училище. В 1964 году отнес туда документы и Бурляев.
Поступить не составило большого труда – юный актер был хорошо известен работами у Тарковского и был зачислен сразу на второй курс к Катину-Ярцеву. Николаю невероятно повезло – Юрий Васильевич считался лучшим педагогом в «Щуке» и воспитал целую плеяду легендарных артистов. Среди его выпускников были Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Вениамин Смехов, Константин Райкин, Наталья Варлей и многие другие.
Во время учебы Никита поставил спектакль «12 разгневанных мужчин», который стал дипломной работой курса и потом еще долго не сходил со сцен столичных театров. Бурляев сыграл в нем Генри Форда, одного из двенадцати присяжных, который в одиночку меняет ход всего судебного заседания.
«Взрослые» роли
Режиссер
В 1986 состоялась долгожданная премьера в Доме Кино, а через несколько дней картина подверглась резкой критике на Пятом съезде кинематографистов. Бурляева обвинили в «националистическом экстремизме» и кумовстве из-за того, что он задействовал в картине свою жену Наталью Бондарчук, сына Ивана, тестя Сергея Бондарчука и тещу Инну Макарову. Досталось и самому Бондарчуку, которого обвинили в присвоении государственных денег и использовании их в личных целях. Из-за этого у Сергея Федоровича случился сердечный приступ, который сильно подорвал здоровье режиссера.
После этого съезда Бурляев попал в опалу и был негласно внесен в «черный список» неугодных актеров, которых не рекомендовалось снимать. А затем наступили 90-е, и работы совсем не стало, поэтому актеру пришлось всерьез задуматься, чем кормить семью. В 1992 году ему пришла идея создать и возглавить международный фестиваль православного кино. Деньги на благое дело нашлись, кинофорум назвали «Золотой витязь», а его девизом стали высокие слова «За нравственные идеалы! За возвышение душ человека!».
Личная жизнь Николая Бурляева
Второй супругой Бурляева стала Наталья Бондарчук, старшая дочь знаменитого режиссера от бpaка с Инной Макаровой. Наташа жила в соседнем доме и была на четыре года младше Николая. Они часто пересекались в общих компаниях с Кончаловским и Тарковским, в которого Наталья была страстно влюблена.
Тарковский отвечал Бондарчук взаимностью, снял ее в своем знаменитом «Солярисе», но уйти ради нее из семьи так и не решился. Наташа тяжело переживала их разрыв и даже пыталась расстаться с жизнью. Все это время рядом с ней находился пламенно влюбленный в неё Николай. Он и помог дeвyшке справиться с личной драмой. Наталья оценила его благородство и вышла за Бурляева замуж, таким образом окончательно разорвав все отношения с Тарковским.
Инга родила Николаю сына Илью (1994) и дочь Дашу (1997) и уже много лет является бессменным директором его фестиваля.
У Николая Петровича есть еще один сын Ге opгий, рожденный в гражданском бpaке. Он стал юристом, живет с матерью в Минске.
Николай Бурляев сейчас
В последние годы Николай много сил и времени уделяет общественной и просветительской деятельности, читает лекции в Международной славянской академии, пишет книги и стихи. Будучи зампредом Общественного совета при Минкультуры, он настаивает, что очень важно не только сохранить исконную культуру Россию, но и развивать ее на основе «традиционных духовно-нравственных ценностей».
Наступление пандемии covid-19 Бурляев воспринял критически:
Николай Петрович Бурляев
Фото Все
Видео Все
Пока все дома — В гостях у Николая Бурляева. Выпуск от 26.02.2017
Николай Бурляев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2013)
Моя история. Николай Бурляев
Николай Бурляев — биография
Николай Бурляев — общественный деятель, актер, режиссер, сценарист, писатель. Родился в 1946 году в Москве.
С детства активно снимается, позднее освоил и профессию режиссера. Активно занимается и общественно-политической деятельностью.
Николай Бурляев родился в августе 1946 года в Москве. Никто не предполагал, что он станет артистом. Считалось, что ему больше подойдет профессия архитектора. Но судьба распорядилась иначе. Хотя с театральной деятельностью были связаны родственники и предки будущей звезды. Например, его дедушка и бабушка были, говоря обычным языком, бродячими артистами. Они колесили по стране с передвижным театром, исполняя комические и драматические роли.
О предках Николая Петровича известно мало, но, возможно, именно от них он и унаследовал артистизм, обаяние, способность филигранно перевоплощаться.
Детство и первые шаги в искусстве
Жил он в обычной коммунальной квартире, каких в 40-ые и 50-ые годы в столице было немало. Это была самая обычная коммуналка с общим коридором, туалетом и кухней. Среди соседей был Борис Ливанов и знаменитые ещё в СССР актёры. Он являлся отцом Василия Ливанова, который бесподобно сыграл Шерлока Холмса.
Маленький Коля всегда мечтал быть похожим на именитого соседа и представлял, как тоже будет таким же колоритным, степенным артистом. Однако в 5 лет у него начались проблемы с речью из-за сильного испуга, он стал заикаться. Конечно, это поставило под сомнение его театральную карьеру.
Фото: Николай Бурляев в детстве
У него были старшие братья, один из них серьезно увлекался шахматами. Николай Петрович помнит, как в детстве он помогал на турнирах, записывал ходы, переставлял шахматы. Один из братьев снимался в кино и даже брал с собой на пробы Колю. Однако стало очевидно, что из-за заикания мечты о кино нужно оставить. Тогда и было принято решение, что мальчику лучше посвятить свою жизнь какой-нибудь другой профессии, например, строительству, архитектуре.
Однако желание стать артистом победила. В 1964 году сразу после окончания школы происходит перелом в биографии Бурляева. Ему удалось поступить в Щукинское училище, причём сразу на второй курс. Он сумел наладить дикцию, плюс уже успел сняться в небольших ролях благодаря старшему брату. Он учился прекрасно, активно участвовал в театральных постановках. Большое влияние на его творчество оказал и Андрей Тарковский, который дал ему роль в картине «Иваново детство». Правда, на тот момент будущая звезда кинематографа был совсем ребенком. Но в 1960 году он также снимался и у Андрея Кончаловского.
К ролям он готовился ответственно несмотря на юный возраст. Например, он вспоминал, что по сюжету играет мальчика, который решился переплыть Днепр. Для этого он ходил в бассейн, чтобы получить навыки.
Впоследствии ему приходилось осваивать множество и других навыков: фехтовать, заниматься фигурным катанием, ездить на лошади. Но, как подчеркивает артист, это и есть судьба актера, который должен обучаться многим ремеслам, чтобы правдиво воплотить на экране образы героев.
Профессиональная деятельность
Тарковский пригласил артиста в одну из лучших своих картин «Андрей Рублев», где он органично вжился в образ. Этот фильм один из величайших в коллекции отечественного кинематографа. К сожалению, судьба у него была непростая. Картина, скорее, по идеологическим соображениям пролежала на полке почти 10 лет, и зрители увидели ее только в 1971 году. Также исполнитель участвовал в фильмах по романам Достоевского, идеально вписываясь в образы.
Кроме актерской карьеры Николая Петровича всегда интересовала и режиссерская деятельность. Он профессионально обучался не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. Снял он фильмы «Ванька-Каин», «Лермонтов». В последнем выступил и как сценарист, а не только режиссёр.
Пожалуй, наибольший расцвет его творчества приходится на 80-ые годы. Зрители увидели его в фильмах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Печники», «Камила», «Военно-полевой роман» с Натальей Андрейченко. Некоторые картины были рассчитаны на детскую и подростковую аудиторию. Именно в 80-ые годы он стал по-настоящему популярным, узнаваемым.
Фото: Николай Бурляев в фильме «Лермонтов»
Одной из лучших ролей по праву считается роль Иешуа в картине «Мастер и Маргарита», которая была снята в 1994 году. Каждое появление на экране было настоящей радостью для зрителей, ведь актер представал и в роли положительных персонажей, играл бесшабашных студентов, алкоголиков, фронтовиков, появлялся и в русской классике. Это далеко не полный перечень. Именно за столь разнообразные образы и полюбили его зрители на просторах необъятной страны.
Надо сказать, что роли исполнитель выбирал очень умело, он интуитивно чувствовал, какие картины будут успешными. Ориентировался он не на зрелищность, показательность, спецэффекты, а на мopaльный посыл, на пользу. Каждая картина должна нести нравственную пользу, быть полезной, интересной и только в последнюю очередь развлекательной. Такой подход оправдался, и артиста стали узнавать повсеместно. Если посмотреть его фильмографию, то наибольшее количество картин приходится на 70-ые и 80-ые годы.
А 90-ые годы были весьма сложным периодом для театра и кинематографа. На плаву оставались немногие. И за это десятилетие в актерской копилке Николая Петровича всего лишь 5 фильмов, среди которых «Мастер и Маргарита». Конечно, это очень мало для такого гения, привыкшего сниматься за одно десятилетие в не менее чем 10 картинах, участвуя в съемках каждый год. Но настали другие времена, и это сказалось на востребованности. Зато именно на 90-ые годы приходится один из лучших фильмов с его участием «Мастер и Маргарита». Он так убедительно сыграл Иешуа, что у многих людей проснулся небывалый интерес к творчеству Булгакова, к классике, к религии.
Профессиональная карьера в 21 веке
Некоторое преломление наступило в 21веке. В 2000-ых годах его пригласили в картину «Адмирал» (2008), где он сыграл Николая Второго. Сыграл он и Фёдора Тютчева в фильме, который создала Наталья Бондарчук. Снимался он и в картине про гоголя, где филигранно изобразил графа Александра Толстого.
Фото: Николай Бурляев в фильме «Адмиралъ»
Но постепенно, всё же, его творческая деятельность сходила на нет. Так сложилось, что в основном актёры востребованы в свои молодые годы. К сожалению, режиссёрская ипостась тоже не может порадовать поклонников разнообразием.
За свою карьеру исполнитель срежиссировал только 5 фильмов, правда, каждый из которых заслуживает внимания.
Последняя его режиссерская работа — это фильм 1990 года «Всё впереди», он поставлен по роману Василия Белова и повествует о талантливом учёном, который устал от городской суеты, то стресса в связи с многочисленными заграничными комaндировками и неурядиц в личной жизни. В результате он спивается, но затем, в момент просветления, он бросает всё, возвращается в деревню, где и находит свой душевный покой, проходит нравственное очищение. Пожалуй, каждая из режиссерских работ артиста поднимает тему нравственности, поиска человеком своего места в этом мире, прохождения через испытания и восстановления из пепла, словно птица Феникс.
Личная жизнь
Всего за плечами у артиста несколько бpaков. Первой его женой стала красавица Наталья Варлей, с которой они познакомились ещё в театральном. Однако этот бpaк не продлился долго, сказались издержки быта. Да и в целом, быстро выяснилось, что пара не совсем подходит друг другу. Второй раз Николай Петрович женился на Наталье Бондарчук, которая, кстати, дружила с Натальей Варлей. Этот бpaк было более длительным, в нём родилось двое детей: сын и дочь.
Сын стал композитором, а дочь пошла по родительским стопам, она стала актрисой и в настоящее время работает в театре Маяковского. К сожалению, по каким-то причинам и этот бpaк не выдержал испытание временем. Третий раз артист женился на Инге Шаталовой, актрисе. У пары родилось двое детей: сын и дочь. Последний ребёнок появился в жизни звезды в весьма преклонном возрасте, 50 лет.
Фото: Николай Бурляев с женой
Актер признается, что он счастлив, гордится своими детьми, с предыдущими женами ему удалось сохранить хорошие, по-настоящему дружеские отношения.
В настоящее время он активно занимается кинофорумом «Золотой витязь», а также очень активен в общественной деятельности. Он учредил «Фонд православной культуры священника Павла Флоренского».
Активно высказывает исполнитель и свои политические, общественные взгляды. Он является православным человеком, посещает мероприятия христианской тематики, поддерживает сотрудничество с православной церковью. Николай Петрович не раз говорил, что является сторонником максимального запрета деятельности для лиц нетрадиционной ориентации. Он сетует на то, что слишком много таких персонажей в шоу-бизнесе, на телевидении, в кино и призывает власти всячески запрещать пропаганду гомоceкcуализма. И даже удалить с телевидения, с экранов данную тематику, которая могла бы быть расценена, как пропаганда нетрадиционной ориентации. Ему принадлежит ставшая известной фраза «Угодно грешить — пожалуйста в подворотню».
Актер не раз был награжден орденами почета, получал ордена и от Сербской православной церкви дважды. В 1996 году получил звание Народного артиста. Известно, что в марте 2014 года он подписал обращение к Президенту страны с поддержкой присоединения Крыма к России.
Избранная фильмография
- 1961 — Мальчик и гoлyбь
- 1962 — Без стpaxa и упрёка
- 1964 — Метель
- 1968 — Служили два товарища
- 1974 — Выбор цели
- 1979 — Маленькие трагедии
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1989 — Высокая кровь
- 1995 — Какая чудная игра
- 2009 — Гоголь. Ближайший
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Влюбленность в Вертинскую, бpaки с Варлей и Бондарчук. С какой попытки Николай Бурляев обрел семейное счастье?
С подросткового возраста актер начал сниматься в кино, а позднее и сам стал режиссером. Творчество свело Николая Бурляева с двумя женами: Натальей Варлей и Натальей Бондарчук. Однако создать крепкую семью с коллегами по цеху драматургу не удалось.
В свое время многие завидовали Николаю Бурляеву и называли его баловнем судьбы. Еще бы: актеру не было и 15, когда Андрей Тарковский утвердил его на роль в «Ивановом детстве», а ведь сниматься у мэтра мечтали сотни более опытных артистов. В дальнейшем Бурляев появился в еще одной картине драматурга — «Андрей Рублев».
Тогда Николай Петрович не подозревал, что однажды станет спасителем для бывшей возлюбленной Тарковского Натальи Бондарчук. Не мог артист предсказать и то, что два его бpaка с коллегами по цеху рассыплются в прах без очевидных причин, и только в 45 он найдет вторую половину в лице выпускницы ГИТИСа.
3 августа режиссеру исполняется 74, и наверняка сегодня он получит поздравления не только от друзей, детей и супруги, но и от бывших избранниц: ни одна экс-жена не затаила обиду на Бурляева. Как же, несмотря на препятствия и трудности, ему удалось достичь успеха во всех сферах жизни?
СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА
Семья Николая Петровича была тесно связана с театром: дедушка и бабушка выходили на сцену под псевдонимом Филипповские. Бурляевы жили в коммуналке на улице Горького, по соседству с самим Борисом Ливановым. Такое окружение способствовало зарождению в мальчике интереса к драматургии, но из-за детской психологической травмы он полагал, что никогда не сможет стать артистом: знакомый сильно испугал пятилетнего ребенка, и тот начал заикаться.
Старший брат Бурляева занимался шахматами, средний Борис — писал стихи, а в четвертом классе дебютировал в кино. Вдохновившись примером Бори, Николай тоже пошел на пробы — в фильм «Уроки истории», — но роли не получил. В сердцах мальчик заявил, что отныне навсегда забудет о мечте покорить зрителей и станет архитектором.
Однако судьба подкинула Коле Бурляеву еще один шанс. В июле 1959-го 13-летний подросток возвращался домой с прогулки, как вдруг его окликнул студент ВГИКа Андрей Кончаловский. Оказалось, несколько месяцев юноша искал подходящую кандидатуру на главную роль в короткометражке «Мальчик и гoлyбь» и нашел — в лице Николая.
А потом закрутилось: партнер по площадке Владимир Шурупов позвал Бурляева в Театр имени Моссовета на роль внука в спектакле «Ленинградский проспект». Затем и вовсе случилось чудо: по рекомендации Кончаловского легендарный Андрей Тарковский пригласил Николая на съемки «Иванова детства».
«При первом же взгляде на него я, 14-летний мальчишка, понял, что это особый режиссер. В 1961 году я пришел на «Мосфильм», увидел Андрея Арсеньевича и был пронзен этим человеком. От него шел какой-то магнетизм», — вспоминал актер.
Юный артист не догадывался, что драматург с самого начала возлагал на него большие надежды. Тарковский вел себя строго, поблажек не давал, скидок на возраст не делал. Лишь спустя много лет Бурляев прочел в мемуарах режиссера, что тот согласился на съемки только благодаря четырем гарантам успеха проекта: актеру Коле Бурляеву, оператору Вадиму Юсову, художнику Евгению Черняеву и композитору Вячеславу Овчинникову.
Сотрудничество с Тарковским продолжилось, когда Бурляев сыграл Бориску в «Андрее Рублеве». Желая развиваться в профессии, актер сосредоточился не только на пpaктике, но и на теории, окончив Щукинское училище, а позднее и режиссерский факультет ВГИКа. Первой самостоятельной работой Николая Петровича стал «Ванька-Каин», а в фильме «Лермонтов» он выступил одновременно как артист, сценарист и драматург.
«Были мистические мгновения. Когда я писал сценарий, жил один, погруженный в материал. Передо мной на столе стояла открытка: изображение Лермонтова кисти Заболоцкого. И когда я в очередной раз посмотрел на Лермонтова, его портрет начал просто на глазах меняться и превращаться в мое лицо. Это было всего какое-то мгновенье, но оно было. Не знаю, нужно ли это Лермонтову там, но здесь фильм необходим, — рассуждал режиссер. — До сих пор в школах преподносят неверный образ поэта, делая акцент на том, что он был агрессивен, дерзок, заносчив. Мне запомнилось именно это. Долгое время я пытался дистанцироваться от его образа: когда мне в юности говорили, что я похож на поэта, то вовсе не льстили».
ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ
У актера остались приятные воспоминания о юности: он был вхож в семью Михалковых, часто проводил праздники в их компании. На глазах Бурляева развивался роман Никиты Сергеевича и Анастасии Вертинской. Николай Петрович и сам был неравнодушен к красавице, но не стал ухаживать за ней из уважения к другу.
«Настенька — чудо природы, когда увидел ее у Никиты в доме… захожу — а там ангел сидит. Потом мы все втроем оказались в Щукинском училище», — делился актер в программе «Судьба человека».
Огромную роль в личной жизни артиста сыграла картина «Иваново детство»: как позднее признавалась Наталья Варлей, увидев там Бурляева, она впервые влюбилась. В свою очередь, 20-летний Николай Петрович воспылал чувствами к коллеге, посмотрев «Кавказскую пленницу». Вдохновленные друг другом, актеры поженились, но, к сожалению, их бpaк продержался всего три года.
«Мы расстались от того, что еще не умели выстраивать жизнь. Бабушка и мама относились к Коле хорошо, но, наверное, хотели для меня другой партии: более солидного человека, который мог вести меня по этой жизни», — рассуждала Варлей.
Поговаривали, что фильм «Как закалялась сталь» свел Бурляева с Натальей Бондарчук. Однако актер уверен: лично для себя он все решил, еще когда увидел артистку в «Солярисе». «Почему-то вдруг в сознании определил: она будет со мной. Прошел год, и судьба соединила нас в ленте Николая Мащенко. Уже дней 20 работали, и вдруг режиссер чем-то обидел Наталью Бондарчук, и она заплакала. Я подошел к нему и сказал: «Если еще раз себе такое позволишь — убью», — рассказывал Николай Петрович.
Читайте также Ирина лобачёва - биография знаменитости, личная жизнь, детиДраматург был обескуражен, но промолчал. А спустя неделю Мащенко заявил, что местный ЦК партии настаивает на том, чтобы Корчагина играл украинский актер. Бурляев понял, что не на шутку задел режиссера, однако спорить с ним не стал. Артист уехал, и Наталья Бондарчук вместе с ним.
Нельзя сказать, что актриса бросилась в объятья коллеги и с головой окунулась в роман, ведь она еще не отпустила старую любовь. Кратковременные, но пылкие отношения связывали звезду с человеком, которого Бурляев считал едва ли не отцом: Андреем Тарковским. «Коля бережно выводил меня из состояния полного отчаяния, он сумел это сделать. Благодаря Коле я продолжила жить полной жизнью. Вот только грянула нищета страшная: мы ушли от Мащенко, еще от одного режиссера… Но тут Коля встретил в Псково-Печерской лавре архимaндрита Алипия, тот дал ему денег, и на них мы существовали, наверное, полгода», — признавалась Бондарчук.
Так актер обрел и первого духовника, и надежду на светлое будущее. Жизнь начала налаживаться, влюбленные поженились, и у них родились дети Иван и Мария, которыми можно было гордиться. В восемь лет сын артистов написал 11 песен к спектаклю, в итоге отучился в консерватории и стал профессиональным композитором. Дочка пошла по стопам мамы и папы: окончила ГИТИС и устроилась в Театр Маяковского.
Наталья Сергеевна и Николай Петрович многое пережили вместе, но сохранить бpaк не смогли. «Мы расставались и снова сходились, пока окончательно не разошлись. Но духовно мы не разлучались. Коля женился на одной женщине в Белоруссии, которая родила ему сразу сына. Я легко отпустила Машку к ним в гости, но вдруг супруга заявила, что у нее есть свои дети, а наследники Натальи Бондарчук пусть остаются дома. Коля с ней тут же расстался», — откровенничала Бондарчук.
ГЛАВНАЯ ЖЕНЩИНА
80-е Бурляев называл своим золотым временем, ведь тогда он безупречно сыграл ключевых персонажей в картинах «Военно-полевой роман» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». А потом грянул кризис — актерский штат закрыли, в фильмы и постановки не звали. «Начал анализировать: этот коллега спился, тот — пошел в дворники, другой — открыл ресторан. А я что сделаю? И буквально за 10 минут пришло, что я должен организовать фестиваль позитивного кино. Как его назвать? По-русски, чем-то непобедимым — «Золотой Витязь». Дальше девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека», — описывал историю создания главного проекта в жизни Бурляев.
Именно «Золотой Витязь» подарил артисту главную женщину в жизни — Ингу Шатову. Девушка только окончила ГИТИС, ей прочили блестящую актерскую карьеру. Планы изменила встреча с Николаем Петровичем, которому была нужна хранительница очага, а не очередная супруга-актриса, пропадающая на съемках.
«Она стала моей помощницей, делала приглашения, звала актеров, развозила билеты, собственно, с ней я и создал кинофестиваль «Золотой Витязь». И с тех пор мы не расставались», — рассказывал режиссер.
Жена подарила артисту сына Ге opгия и дочку Дашу. Девочка появилась на свет, когда Бурляеву было 50. «Какая у нас с Ингой разница в возрасте? Всего 21 год! Она — чудесная мама, любит детей, наш дом, я и сам не терплю тусовок, так что все идеально», — подчеркивал актер.
Еще одним знаменательным событием для Николая Петровича стала роль Иешуа в «Мастере и Маргарите». Он долго отказывался воплотить на экране этот образ, ведь, как религиозный человек, считал себя недостойным. В итоге критики признали работу актера в картине чуть ли не лучшей за всю его карьеру.
В нулевых звезда порадовал поклонников появлением в драмах «Любовь и правда Федора Тютчева» и «Адмиралъ». В последние же годы артист перестал сниматься, так как больше заинтересован проведением фестивалей. Он признается, что ни о чем не жалеет, ведь сумел создать крепкую семью, сохранить теплые отношения с бывшими женами и сделать свой вклад в историю киноискусства.
Николай Бурляев
фотографии >>
биография
Бурляев Николай Петрович
Родился 3 августа 1946 года в Москве.
Заслуженный артист РСФСР (26.11.1984). Народный артист России (11.12.1996).
Дедушка и бабушка — Людмила и Диомид Бурляевы — были актерами передвижных малороссийских театров, под псевдонимом Филиповские выступали еще до революции. Дед был комиком, а бабушка — драматической актрисой.
Ещё подростком, в возрасте 13 лет, будущий актер снялся в короткометражном фильме «Мальчик и гoлyбь», над которым Андрей Кончаловский работал на учебной студии. На престижном Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году на конкурсе фильмов для детей картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала «Бронзового льва св. Марка». В фильме «Мальчик и гoлyбь» снимался Владимир Шурупов, профессиональный актер, который привел Бурляева в Театр имени Моссовета. Главный режиссер театра народный артист СССР Ю. Завадский занял новичка в постановке «Ленинградский проспект» по пьесе И. Штока. Главную роль беспокойного и доброго советского человека Василия Павловича Забродина в спектакле играл знаменитый Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его внуком, 14-летним Васей Забродиным. Юный артист сыграл с выдающимся мастером в 150 спектаклях. Когда в 1966 году Николай Дмитриевич скончался, Бурляев ушел из театра. В 1960 году Андрей Тарковский увидел Бурляева в тонстудии, где происходила запись «Мальчика и гoлyбя». Примерно через неделю позвонил Андрей Кончаловский и предложил прочитать рассказ Владимира Богомолова «Иван». А спустя еще неделю позвонили ассистенты Андрея Тарковского и предложили Николаю приехать на Мосфильм, на пробы. Юный актер был утвержден на главную роль в картине «Иваново детство» (1962). Мститель, маленький разведчик, оборвыш с убийственным металлом в руке. Как и лента «Мальчик и гoлyбь», фильм «Иваново детство» был представлен на кинофестивале в Венеции и получил главный приз — «Золотой лев св. Марка». Французский мыслитель Жан-Поль Сартр писал об Иване, главном герое картины: «Маленькая жертва знает, что ей нужно: кровь, мщение. Дорога любви закрыта для него навсегда».
В 1964 году Николай Бурляев поступил в Школу-студию имени Б.В. Щукина, сразу на 2-й курс актерского факультета. В дипломном спектакле «Волки и овцы», поставленном Евгением Симоновым, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым дипломом стала постановка пьесы «12 разгневанных мужчин» Р. Роуза. Режиссер — Никита Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных. В 1966 году сыграл роль Бориски в завершающей новелле «Колокол» кинофрески «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского. Фильм был «положен на полку» и вышел на экраны в 1971 году, а в 1988 году с другим названием — «Страсти по Андрею». Также долго шла к зрителю картина «Проверка на дорогах» («Операция «С Новым годом!»»), поставленная Алексеем Германом. Лента была закончена в 1972 году и тут же была запрещена. Фильм был списан в убыток («Ленфильм» компенсировал государству полную стоимость работы). Только в 1985 году картина обрела экран. Николай Бурляев сыграл эпизодическую роль — согласившегося служить гитлеровцам молоденького военнопленного. В 1972 году сыграл роль Алексея Ивановича в экранизации «Игрока».
Из интервью режиссера Алексея Баталова: «Для молодого человека такая роль — почти непосильный груз. Но тем не менее мы твердо решили, что Алексея Ивановича будет играть его сверстник. Потому что больше всего не хочется потерять в фильме страстность и реальный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в Достоевском».
В 1976 году закончил режиссерский факультет ВГИКа, дипломная работа — «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина. На ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене «Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения. В 1984 году сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина фильме «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского. Фильм был удостоен десятков международных наград, а в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужской ролью. В 1987 году Николай Бурляев завершает авторский фильм «Лермонтов», в котором выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Работа над фильмом длилась 6 лет, в съемках было занято 5000 человек, участвовало 185 актеров. В фильме использованы рисунки и картины Лермонтова, звучат стихи поэта в чтении самого постановщика. Лента получила негативную оценку, а режиссера обвинили в «националистическом экстремизме». Фильм «Лермонтов» ни разу не был показан на Центральном телевидении. В 1989 году режиссер Юрий Кара пригласил Николая Бурляева на роль Иешуа в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита». Натуру снимали в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Актер причастился и получил благословение на съемки от архиепископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме. Режиссерскую работу Николай Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. После этой работы возникло решение: вместе с Виктором Туровым и актером Владимиром Гостюхиным Николай Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею — в апреле 1992 года был организован киноцентр «Русский фильм». Первым пpaктическим деянием киноцентра стало создание Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь». Было решено открывать МКФ в день памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — 24 мая. Первый фестиваль в Москве собрал 20 фильмов и 30 участников — были представлены Россия, Беларусь, Украина и по одной картине от Чехии и Словакии. Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде — городе, который называют «сербскими Афинами». МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных, анимационных, студенческих и видеофильмов. Девиз фестиваля — «За нравственные, христианские идеалы. В 2001 году стал художественным руководителем киностудии «Отечество».
Председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов (1997). Президент Международного кинофорума «Золотой витязь» (1992). Член правления Союза кинематографистов РФ, члeн Союза писателей. Академик Международной славянской академии. Президент Фонда культуры казаков России.