Хаяо Миядзаки — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Немного о жизни и успехе Хаяо Миядзаки
БИОГРАФИЯ ХАЯО МИЯДЗАКИ
Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.
ДЕТСТВО ХАЯО МИЯДЗАКИ
Хаяо Миядзаки родился в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку – одном из 23 специальных районов Токио. Отец, Кацудзи Миядзаки, был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, возможно, поэтому Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает. Со старшим на два года братом Арито он часами рисовал разные самолетики и часто представлял себя их пилотом. Позже к «авиационным» забавам присоединились и младшие братья – Ютака и Широ.
Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.
Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.
КАРЬЕРА ХАЯО МИЯДЗАКИ
Сразу же после окончания университета в апреле 1963 года Миядзаки получил должность художника-фазовщика на киностудии Тоэй. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал Профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это приносило много проблем Хаяо, но юный художник никогда не уступал свои принципам.
В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, который пригласил Хаяо на должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»). Но уже через 10 дней после выхода фильма руководство Тоэй сняло картину с проката, мотивировав это тем, что проект оказался коммерчески провальным.
В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.
В стенах Studio Ghibli и увидели мир новые картины Хаяо – Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»), Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шепот сердца»), которая стала первым аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital. Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.
Японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки: биография, семья, творчество
Биографию Хаяо Миядзаки знает большинство поклонников мирового кинематографа. Это самый известный японский аниматор, сценарист, режиссер. Пpaктически каждая его работа становится настоящим событием, критики отмечают гуманизм и глубину его лент. В 2014 году он стал обладателем внеконкурсного почетного «Оскара».
Ранние годы
Рассказывать биографию Хаяо Миядзаки начнем с 1941 года, когда он появился на свет в Токио. Его детство пришлось на трудные для страны времена, он рос в разгар Второй мировой войны, которую Япония к тому же и проиграла. Тяжелое детство оставило определенный отпечаток на его личности и судьбе, сделав убежденным пацифистом и противником фашизма.
Раннее детство героя нашей статьи прошло в небольшом городке Акэбоно-те. Там он впервые восхитился летательными аппаратами, которые затем регулярно появлялись в большинстве его лент. Отец Хаяо работал на фабрике, производившей комплектующие детали для самолетов.
Семья Хаяо Миядзаки была многодетной, он был вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями он объехал пpaктически всю Японию, так часто переезжать им пришлось из-за болезни матери, которая страдала от туберкулеза. С места на место они переезжали около десяти лет, в 1956 году женщина неожиданно для всех окончательно вылечилась.
Постоянные переезды не помешали Миядзаки получить качественное образование. Старшую школу он окончил в 1958 году.
Выбор профессии
Примечательно, что с выбором профессии Миядзаки определился сравнительно рано. Анимация увлекла его, когда он еще учился в школе. Его покорил мультфильм «Легенда о белой змее». Впечатления оказались настолько сильными, что Хаяо решил попробовать свои силы в этом искусстве.
Он начал с собственной манги, но сразу столкнулся с серьезными трудностями. Оказалось, что он не умел рисовать людей, ранее его занимали только наброски моделей самолетов. К тому же, сравнив свои рисунки с кадрами аниме, которое его так вдохновило, он понял, что в деталях и подробностях копирует увиденный стиль, не пытаясь придумать что-то свое. В результате его первую работу никто так и не увидел, Миядзаки уничтожил свое творение.
Образование
В 1963 году герой нашей статьи поступил в университет Гакусюин, где принялся изучать экономику и политику. Эти предметы были далеки от искусства, зато в вузе он стал члeном книжного клуба. Под пристальным вниманием его участников оказалась детская литература, в том числе произведения европейских авторов.
В 22 года произошли важные перемены в биографии Хаяо Миядзаки. Он окончил университет и поступил на службу в одну из крупнейших японских анимационных студий — Toei Animation. Начав с азов, он достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице.
Поначалу Хаяо рисовал промежуточные стадии перемещения персонажей, уже через два года на его талант обратили внимание руководители. В 1965 году был по достоинству оценен его вклад в создание черно-белого анимационного фильма «Космические приключения Гулливера», ему даже позволили изменить концовку на свое усмотрение.
В конце 60-х — начале 70-х годов он параллельно работает сразу над несколькими проектами. Это экранизация манги «Корабль-призpaк», трилогия «Кот в сапогах» и мультфильм «Звериный остров сокровищ». Теперь уже он занимается отрисовкой ключевой анимации и раскадровкой. Параллельно рисует мангу, издает графическую новеллу «Народ пустыни». Она вышла под псевдонимом Сабуро Акицу.
Работа в этой компании принесла ему ценный опыт и нужные знакомства. Свою технику он совершенствовал под надзором знаменитого аниматора Ясудзи Мори, там же познакомился со своим будущим партнером и близким другом Исао Такахатой.
Перемены
Несмотря на определенные успехи и продвижение по карьерной лестнице, Миядзаки был недоволен тяжелыми условиями труда, которые существовали в компании. Вместе с другими аниматорами они создали профсоюз, который стал защищать интересы работников мультипликационных студий.
Такое поведение руководство восприняло как бунт. Мультфильм «Принц Севера», над созданием которого герой нашей статьи много работал, был снят с проката. Окончательно распрощаться с этой студией друзья решили в 1971 году. Они уволились.
Пpaктически сразу Миядзаки вместе с друзьями основывает собственный проект A-Pro. Но его старт приходится отложить, два следующих года герой нашей статьи и Такахата работают на компанию TMS Entertainment, дорисовывая продолжение сериала «Люпен».
Затем последовало сотрудничество с Nippon Animation. Именно в этой компании в 1978 году Миядзаки дебютирует в качестве режиссера. Его дебютом становится многосерийное аниме «Конан – мальчик из будущего», которое было сделано на основе манги «Невероятный прилив».
Еще через год друзья возвращаются в TMS. К тому времени в биографии Хаяо Миядзаки много успешных проектов, поэтому ему доверяют заниматься режиссурой. Его первым полномасштабным проекта становится мультфильм «Люпен: Замок Калиостро». Хаяо Миядзаки получает заслуженные похвалы, эта картина до сих пор остается одной из самых любимых у японцев.
Навсикая
Сам Миядзаки в интервью неоднократно отмечал, что оставил мангу, так как не был удовлетворен конечными результатами. Правда, такое мнение было не у всех.
В 1982 году издание Animage начинает публиковать его мангу о принцессе, которая живет в постапокалиптическом мире, борясь при этом за чистоту природы. Произведение под названием «Навсикая из Долины ветров» быстро набирает популярность. Вскоре мангу предлагают экранизировать, на что Миядзаки сразу соглашается.
К проекту он привлекает Такахату, который берет на себя обязанности продюсера. Аниматоры работают не покладая рук, уже в 1984 году на экраны выходит полнометражный фильм.
Критики и публика благосклонно восприняли первую самостоятельную полнометражную работу мастера.
Собственная студия
Окрыленные успехом друзья решают не останавливаться на достигнутом. Основывает собственную студию Хаяо Миядзаки вместе с Такахатой и редактором Animage. Она получает названием «Гилби». Именно здесь выходят главные шедевры японской анимации последних десятилетий.
Уже в 1985 году режиссер аниме Хаяо Миядзаки представляет на суд публики полнометражный фильм «Небесный замок Лапута».
В 1988 году на экранах появляется новый фильм под названием «Мой сосед Тоторо». Зрители оказываются в провинциальной Японии в середине XX века. Две сестры встречаются с милыми и странными духами леса. Этих мифологических персонажей сразу полюбили на родине режиссера и далеко за ее пределами.
После выхода фильма «Мой сосед Тоторо» выявилась яркая черта творчества Хаяо Миядзаки. Его главными героями пpaктически всегда становятся маленькие дeвoчки. Находчивые и смелые дeвyшки — главные героини «Ведьминой службы доставки», такая же ситуация сохраняется в большинстве других его работ.
«Принцесса Мононоке»
Считается, что именно мультфильм Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке» принес его студии известность во всем мире. Особенный успех у картины был в США. В 1996 году даже был подписан контpaкт со студией Уолта Диснея.
Как вспоминают об этом соглашении американцы, при его подписании Миядзаки был непреклонен, потребовав воспроизвести мультфильм в точности таким, каким он был в оригинале. В качестве аргумента он даже прислал самурайский меч, испачканный красной краской, призывая не резать его произведение.
После «Принцессы Мононоке» он захотел уйти в некоммерческую анимацию, но этим планам помешала cмepть одного из ключевых его коллег, Есифуми Кондо.
«Унесенные призpaками»
Очередным его проектом стала лента «Унесенные призpaками», которая вышла в 2001 году. Пожалуй, это самый известный мультфильм Хаяо Миядзаки. За эту работу он получил большое количество наград, картина успешно прошла в мировом прокате. Среди них у Хаяо Миядзаки премия Японской киноакадемии, «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.
Главная героиня картины — снова маленькая дeвoчка, которую зовут Тихиро. Ее родители оказываются в волшебной стране, в которой их превращают в свиней. Чтобы спасти их, Тихиро устраивается на работу к владелице этой местности, волшебнице Юбабе. Во время путешествия по этой сказочной стране дeвoчка знакомится с мальчиком и дpaконом Хаку, дeвyшкой Рин, Безликим богом, престарелым Камадзи.
В 2003 году Хаяо Миядзаки получил «Оскар» за эту работу в номинации лучший анимационный полнометражный фильм. В том году среди его конкурентов были «Ледниковый период», «Лило и Стич», «Планета сокровищ», «Спирит: Душа прерий».
Успехи и провалы
В 2004 году выходит еще одна успешная работа режиссера — полнометражная анимационная картина «Ходячий замок», основанная на одноименном сказочном романе английской писательницы Дианы Джонс. В центре повествования оказывается замок Хаула, прообразом которого, по признанию самого режиссера, стала избушка на курьих ножках из русских народных сказок.
Правда, вслед за триумфом последовал провал. В 2006 году вышли «Сказания Земноморья», ставшие экранизацией произведений Урсулы Ле Гуин. Миядзаки сам добивался ее согласия, но работу над лентой начал его сын Горо. В процессе съемок отношения между ними были предельно натянутыми, что сказалось на фильме. Картина не понравилась ни американской писательнице, ни большинству зрителей.
Но уже своим следующим проектом Миядзаки доказывает, что та неудача была лишь случайностью. В 2009 году он выпускает фильм «Рыбка Поньо на утесе». Картина получает две награды Венецианского фестиваля, много премий в самой Японии.
Это история о дружбе двух 5-летних детей. Мальчика по имени Сооске и дочери морской богини и колдуна, рыбки Поньо. Отец Сооске — капитан рыболовецкого судна, а сам он живет с матерью в доме на утесе.
Поньо вместе с сестрами обитает в жилище морского колдуна на дне океана. Однажды она уплывает, чтобы посмотреть на людей, случайно попадает в банку и оказывается выброшенной на берег, где ее и подбирает герой. Поньо влюбляется в него, мечтая теперь стать человеком.
После выхода этой работы Миядзаки берет перерыв продолжительностью шесть лет.
«Ветер крепчает»
В анимацию режиссер возвращается в 2014 году с картиной о знаменитом японском авиаконструкторе Дзиро Хирокоси. Лента «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки — это биография реального человека, который работал над созданием воздушных машин.
Картина была представлена на Венецианском кинофестивале, после чего режиссер официально объявил об окончании своей профессиональной карьеры. В мультфильме «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки рассказывает о создателе японских истребителей Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero.
Главный герой предстает перед нами мальчиком, который мечтает в будущем пилотировать самолет, но не может этого делать из-за своей близорукости. Тогда он и решает стать авиастроителем.
Личная жизнь
Миядзаки женат на сотруднице своей анимационной студии Акэми Ота. Свадьбу сыграли в 1965 году. В бpaке у них появилось двое сыновей — Горо и Кэйсукэ. Если старший стал аниматором, продолжив дело отца, то младший занимается резьбой по дереву. Сам Миядзаки признавался, что после рождения детей стремился снимать фильмы, которые бы, в первую очередь, понравились его детям.
Возвращение в профессию
Фанаты Миядзаки с воодушевлением восприняли новость о том, что режиссер передумал окончательно уходить из профессии. О своем возвращении он объявил в 2016 году. Известно, что он работает над полнометражной картиной под названием «Как вы живете», основанной на одноименной японской книге 1937 года о мальчике Дзюнъити Хонда, который получил прозвище в честь Коперника. В юности он потерял отца, был вынужден переехать к состоятельному дяде, где сразу стал объектом насмешек высокомерных кузенов. Ожидается, что эта картина выйдет на экраны в течение нескольких ближайших лет.
Также было известно, что он трудился над короткометражной лентой «Гусеница Боро», при создании которой использовал CGI-графику. Но в результате остался недоволен форматом, решив сделать еще один полнометражный фильм.
Хаяо Миядзаки — главный по аниме
Эта первая биография, опубликованная на нашем сайте. И раз она первая и возможно единственная, то должна быть посвящена действительно великому человеку. Долго над кандидатурой думать не пришлось. Есть только один человек, который сделал из аниме действительно самодостаточную культуру.
Сейчас есть много хороших мастеров своего дела, но есть только единственный номер один. Не знаю тех людей, которые бы смогли возразить против тезиса, что лучший в мире создатель аниме — это Хаяо Миядзаки.
Родился мэтр в 1941 году 5 января. Сам Миядзаки много раз говорил о том, что военные и первые послевоенные годы не особо сказались на нем. С одной стороны это похоже на правду. После начала войны семья сразу же уехала из Токио подальше от военных сирен в более спокойный Уцуноми.
Его отец был разработчиком самолетов, и от того его жизнь была более обеспеченной, чем у других. Кроме того, любовь к самолетам Миядзаки пронес через всю свою жизнь. Но вот с другой стороны, учитывая все работы режиссера, в них слишком часто мы можем наблюдать противостояние людей себе подобным и роли одного маленького, внешне ничем не защищенного человека. Разве после этого нельзя решить, что Миядзаки лукавит, говоря о роли войны в его жизни?
Уже в юности, в 1958 году он впервые видит на экране японский полнометражный цветной мультфильм «Заклинательницу белого змея». Наверно после этого он загорается идеей начать и самому заниматься развитием индустрии. Перед тем, как он пойдет работать в студию «Тоей», Хаяо оканчивает престижный вуз. В его дипломе значатся профессии экономиста и политолога. Но он уходит в рисунок. Это как лишний урок, который показывает, как нужно отказываться от всего лишнего и идти тем путем, который нравится тебе.
Тогда, в начале своего пути, Миядзаки не был кем-то из особенных, а был одним из многих. Толика удачи и большие усилия позволили ему выделиться среди прочих равных. Уже тогда у будущего классика аниме созрело ощущение, каким он видит свои фильмы. Он понимал, что стоит уходить от детской аудитории (куда сейчас движется вновь вся индустрия), нужно быть актуальным для взрослых людей. Для этого необходимо создавать сложную и глубокую картину, способную заставить любого на некоторое время остановиться и задуматься.
В это же время он знакомится с человеком, который станет его единомышленником и другом — Исао Такахата. Они вдвоем создавали и возглавляли профсоюз молодых аниматоров студии «Тоей». В той организации Миядзаки был председателем, а Такахата – вице-председателем. Чуть позже к ним присоединился Ясуао Оцука.
Они втроем уговорили студию на революционный для того времени шаг: создать полнометражную картину, одобренную художниками, а не продюсерами. Несмотря на такое соглашение, отношения между руководством и аниматорами с каждым месяцем ухудшались.
Читайте также Павел кузьмин - биография знаменитости, личная жизнь, детиТем не менее, работы над фильмом «Великие приключения Хоруса, принца солнца» продолжались и были закончены в срок (1968 год). Критики были потрясены картиной, если не сказать большего, приняли ее очень тепло и отзывы оставались только благосклонные. Тем не менее, сама студия то ли из-за собственного неумения, то ли чтобы отомстить зарвавшимся художникам, проваливает пиар компанию. А еще после 10 дней проката в кинотеатрах снимает фильм с показов и официально объявляет об убытках. После этого, всех троих создателей понижают в должностях и начинают выдавливать из организации.
Уже через год Миядзаки уходит из компании, а еще через два основывает собственную студию «A Pro». Тогда друзей посещает мысль об экранизации сказки шведской писательницы Астрид Линдгренд «Пеппи – длинный чулок». Но она отказывает на тот момент малоизвестным японским художникам. Возможно, если бы она знала, кем станут эти люди, то она не отказала им и в копилке мэтра был бы еще один широкоформатный фильм. А так, студию пришлось на время прикрыть и уйти работать на другую компанию «TMS».
Там Миядзаки и Такахата работают над сериалом «Люпен III». Но работают уже не рядовыми сотрудниками, а сидят в режиссерских креслах. Параллельно с этим, был создан первый по-настоящему популярный фильм от Миядзаки и Такахата – «Большая панда и маленькая панда». Его известности очень способствовал тот факт, что Япония тогда переживала настоящее помешательство на бело-черных мишках (хотя биологически они не такие уж и медведи).
После этого Миядзаки успел поработать на «Ниппон Анимейшен», специализирующуюся на выпуске мультипликации для широкого зрителя в формате ТВ-показа. При всей своей успешности, сам японский художник с большой неохотой вспоминает тот период свой жизни.
После пары лет работы на «Ниппон Анимейшен» он уходит и оттуда. Теперь он подписывает контpaкт с «Телеком Анимейшен Филм». Многие считают, что именно тогда он создаёт свой первый шедевр – «Забавные приключения господина Волшебная Птица». Насколько это правда, я судить не могу, к сожалению этой картины я не видел и своего мнения оставить не сумею.
Следующее аниме «Замок Калиостро» уже делает из Миядзаки всемирную знаменитость, приглашения работать приходят из Голливуда. Но японец отказывается, и как показало будущее, абсолютно не зря. Как знать, возможно если бы он уехал в Америку, там он и не сумел бы себя раскрыть. Зато здесь, в родных стенах, он мог творить и никто не гнал его со сроками сдачи проектов.
В начале 80-х годов Миядзаки вспоминает свою давнюю мечту – стать мангакой. Он начинает выпуск своей манги «Навсикая из Долины Ветров» (о ней мы писали ранее). Для тех, кому интересно, манга выходила с 1982 по 1994 года. Через некоторое время компания «Tokuma Shoten» предлагает экранизировать «Навсикаю…», за что мэтр и берется. Уже в 1984 году картина выходит на экраны. Фильм радушно приняли во всем мире, он собирал призы с различных кинофестивалей, но только Франция довела его до массового зрителя, но при этом зачем-то сократила на 30 минут.
Несмотря на это, Миядзаки получает всемирную известность, не просто как хороший художник, а как один из лучших создателей фильмов и встает в один ряд с ведущими режиссерами, в том числе и более классических «живых» фильмов с актерами. Теперь уже с основанием студии не могло быть проблем.
И в 1985 году появляется, впоследствии ставшая знаменитой студия «Гибли». Жива она и в наши дни и Миядзаки все также неустанно трудится на ее благо. Можно рассказывать и более подробно, но это уже называется «Другая история». Но именно с этого времени на экраны стали выходить настоящие шедевры классика: «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо». Режиссеры со всего мира, даже глава студии Дисней были вынуждены признать, что это самые лучшие фильмы, созданные путем рисунка. После создания в 1997 году картины «Принцесса Мононоке» (об этом аниме мы также уже рассказывали) Миядзаки заявляет о своем уходе из студии.
Но как оказалось, то был и не уход, а скорее время для отдыха. Уже в 2001 году Миядзаки берет доселе невиданную высоту, которая больше никому из японцев не была покорена. На экраны выходит «Унесенные призpaками» и начинает свое триумфальное шествие по кинофестивалям. И завершается оно в США, где ему вручается золотая статуэтка от киноакадемии. Как итог, «Унесенные призpaками» — первое аниме, получивший «Оскар».
Еще до этого о Миядзаке думали, как о великом режиссере, но теперь стали сравнивать с другим творцом из Японии – Куросавой. Но деятельность художника не ограничивается только созданием новых картин. Он активный борец за окружающую среду, эколог и его голос имеет определенный вес во власти. Лично я сам начинал знакомство с аниме с картин Хаяо Миядзаки. Наверно и многие другие тоже.
Лично я благодарен мастеру за то, что он показал, каким должен быть фильм. Благодарен за то, что ушел от общих стереотипов. Благодарен за создание в своих картинах очень личностных героев. А также за то, что никогда не сдавался, когда шел к своей мечте. Кстати, полный список аниме Хаяо Миядзаки вы можете найти на нашем форуме.
Хаяо миядзаки — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) – всемирно знаменитый японский аниматор, режиссер и сценарист. Обладатель премии.
Хаяо появился на свет 5 января 1941 года в Токио, Японии, в семье Миядзаки Кацудзи. Хаяо родился в годы Второй мировой войны, в это время его отец был директором «Миядзаки Эйрплейн» – фабрики по изготовлению деталей к самолетам «A6M Zero». Мама мальчика болела туберкулезом, переводилась из больницы в больницу, и потому семья часто переезжала.
Первый интерес к мультипликации Хаяо проявил в старших классах, когда увидел мультик «Легенда о Белой Змее» (1958) режиссеров Казухико Окабе и Тайдзи Ябусита. После этого Хаяо твердо решил стать мультипликатором.
После школы он поступил в престижный Университет Гакусюин, на факультет политики и экономики. Одновременно с постижением экономических наук студент Миядзаки изучал при университетском клубе детскую литературу.
После окончания вуза 22-летний выпускник поступил на работу фазовщика в «Toei Animation». А уже через год, в 1964-м, занял пост председателя профсоюза. В 24 года он женился на Акэми Ота, которая впоследствии родила ему двоих сыновей.
Режиссурой мультипликационных лент Хаяо начал заниматься с 30 лет. В 1971-м году он вошел в состав авторов мультсериала о гениальном воре «Люпен III» (1971-1972). Затем последовала работа над «Люпен III: Часть 2» (1977 – 1980) и «Люпен III: Замок Калиостро» (1979), «Конан – мальчик из будущего» (1978).
В 43 года Хаяо представил картину «Навсикая из долины ветров» (1984). И хотя это была не первая работа мультипликатора, именно с нее началось его восхождение на олимп славы как просветителя и творца. В 1985-ом вместе с другом и коллегой Исао Такахатой он основал анимационную «Студию Гибли», в которой и воплощались последующие работы автора.
Произведения Хаяо довольно скоро приобрели кассовый успех в Японии. Особенно прогремели «Мой сосед Тоторо» (1988), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононоке» (1997).
Интересно, что автор самых светлых и радужных анимационных фильмов считает себя «законченным пессимистом». «Но несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее», – признается Хаяо.
В 2001-м году его лента «Унесенные призpaками» стала самым прибыльным фильмом в Японии за всю ее историю. Благодаря этой картине слава японского мультипликатора облетела и весь мир. За «Унесенных призpaками» Миядзаки получил «Оскар» как автор лучшего анимационного фильма и главный приз Берлинского кинофестиваля, а также удостоился номинаций Европейской и Британской киноакадемий, на премии «Сатурн» и французский «Сезар».
В 2004-м году Миядзаки представил очередной шедевр – «Ходячий замок», вновь снискавший мировую славу и удостоившийся номинации на «Оскар» и на приз Венецианского кинофестиваля. В 2005-м году венецианское жюри удостоило его почетной награды «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф. Спустя три года Миядзаки вновь чествовали в Венеции, удостоив кипой призов за анимационный фильм «Рыбка Поньо на утесе» (2008).
В 2013-м вышла новая работа Хаяо «Ветер крепчает». Миядзаки заявил, что на этой ленте прекращает свою карьеру.
Первый сын великого мастера Горо Миядзаки (1967) также стал аниматором. А младший Кэнсукэ – резчиком по дереву.
Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки (яп. 宮崎 駿 Миядзаки Хаяо, род. 5 января 1941, Токио) — японский режиссёр-аниматор. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию — «Студию Гибли».
Некоторые свои произведения Миядзаки выпускал под псевдонимами Сабуро Акицу (яп. 秋津 三朗 Акицу Сабуро) или Тэрэкому (яп. 照樹務).
Биография Хаяо Миядзаки
Родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero. Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. Будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, увидел в кино анимационный фильм «Хякудзядэн» («Легенда о белой змее»). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором.
В 1963 закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 получил работуфазовщика в Toei Animation[2]. К 1964 году стал председателем профсоюза.
В марте 1965 женился на коллеге Акэми Ота. Двое сыновей: Горо и Кэнсукэ. Первый сын, против воли отца, снял анимационный фильм «Сказания Земноморья», второй — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шёпоте сердца». А в 2014 году был включен в Зал славы научной фантастики[4].
Творчество Хаяо Миядзаки
Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. Кроме того, он автор нескольких манг. За свою мангу «Навсикая из долины ветров» Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак. В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призpaками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех.
Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призpaками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.
В одном из своих интервью на вопрос «кем из режиссеров вы восхищаетесь» Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником.
Миядзаки также признается, что главным авторитетом в анимации для него является советский режиссер мультипликационного кино Лев Атаманов с его мульпликационным фильмом «Снежная королева».
В сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, Миядзаки заявил о завершении своей карьеры. Байопик «Ветер крепчает», согласно его словам, станет его последней режиссёрской работой[8].
Манга и другие графические работы Миядзаки
- Кот в сапогах (яп. 長靴をはいた猫 Нагагуцу о хаита нэко) — 1969
- Люди пустыни (яп. 砂漠の民 Сабаку но тами) — 1969—1970 (под псевдонимом Сабуро Акицу)
- Драгоценный остров животных (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима) — 1972
- Моей сестрёнке (яп. 妹へ Имо:то э) — шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
- Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика) — 1982—1994
- Коллекция набросков Миядзаки Хаяо (яп. 宮崎駿イメージボード集 Миядзаки Хаяо имэ:дзи бо:до сю:) — 1983
- Путешествие Сюны (яп. シュナの旅 Сюна но таб)) — 1983
- Век летающих лодок (яп. 飛行艇時代 Хико:тэй дзидай) — 1990 (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
- Записная книжка Хаяо Миядзаки (яп. 宮崎駿の雑想ノート Миядзаки Хаяо но дзассо: но:то) — графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с 1982 по1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году.
- Покрытые грязью тигры (яп. 泥まみれの虎 Доромамирэ но тора) — 1998—1999.
- Возвращение Ганса (яп. ハンスの帰還 Хансу но кикан) — 1994.
Фильмография Хаяо Миядзаки
Режиссёр, сценарист, раскадровщик
- Конан — мальчик из будущего (яп. 未来少年コナン Мираи сё:нэн Конан), аниме-сериал, 1978
- Люпен III: Замок Калиостро (яп. ルパン三世カリオストロの城 Рупан сансэи Кариосуторо но сиро), полнометражный аниме-фильм, 1979
- Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика), полнометражный аниме-фильм, 1984
- Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ1 青い紅玉(ルビー)の巻), аниме-фильм, 1984, студия Tokyo Movie Shinsha
- Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ), аниме-сериал, 1984, кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
- Небесный замок Лапута (яп. 天空の城ラピュタ Тэнку: но сиро Рапюта), полнометражный аниме-фильм, 1986
- Мой сосед Тоторо (яп. となりのトトロ Тонари но Тоторо), полнометражный аниме-фильм, 1988
- Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики») (яп. 魔女の宅急便 Мадзё но таккю:бин), полнометражный аниме-фильм, 1989
- Порко Россо (яп. 紅の豚 Курэнай но бута), полнометражный аниме-фильм, 1992
- Sora Iro no Tane (яп. そらいろのたね), ТВ-спэшл, 1992
- Nandarou (яп. なんだろう), ТВ-спэшл, 1992
- On Your Mark — музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska, 1995
- Принцесса Мононокэ (яп. もののけ姫 Мононокэ Химэ), полнометражный аниме-фильм,1997
- Унесённые призpaками (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но Камикакуси), полнометражный аниме-фильм, 2001
- Koro no Daisanpo (яп. コロの大さんぽ), короткометражный аниме-фильм, 2001
- Kujira Tori (яп. くじらとり?), короткометражный аниме-фильм, 2001
- Ходячий замок (яп. ハウルの動く城 Хауру но Угоку сиро), полнометражный аниме-фильм, 2004
- Рыбка Поньо на утёсе (Ponyo on the Cliff by the Sea) (яп. 崖の上のポニョ Гакэ но уэ но Понё), полнометражный аниме-фильм, 2008
- Со склонов Кокурико (Kokurikozaka kara) (яп. コクリコ坂から Кокурико-Дзака Кара), полнометражный аниме-фильм, 2011 — сценарист
- Ветер крепчает (Kaze tachinu) (яп. 風立ちぬ Кадзэ: тачину), полнометражный аниме-фильм -режиссёр
Сорежиссёр
- Люпен III (яп. ルパン三世 Рупан сансэи), аниме-сериал, 1971—1972 — эпизоды 7,8,10,11,13—23 (в паре с Исао Такахатой).
- Новый Люпен III (яп. 新ルパン三世 Син Рупан сансэи), аниме-сериал, 1977—1980 — эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки).
Эскизы фонов, компоновка
- Хайди, дeвoчка с Альп (яп. アルプスの少女ハイジ Арупусу но сё:дзё Хайдзи), аниме-сериал, 1974 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Джоанны Спири«Хайди»).
- Три тысячи ри в поисках матери (яп. 母をたずねて三千里 Хаха о тадзунэтэ сандзэн ри), аниме-сериал, 1976 (режиссёр Исао Такахата, в основу легла часть романа «Сердце» Эдмондо де Амичиса).
- Anne of Green Gables (яп. 赤毛のアン Акагэ но Ан), аниме-сериал, 1979 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Люси Мод Монтгомери).
Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация
- Принц Севера (яп. 太陽の王子 ホルスの大冒険 Taiyou no ouji Horus no daibouken), аниме-фильм 1968
- Панда большая и маленькая (яп. パンダコパンダ Панда копанда), короткий аниме-фильм, 1972 (режиссёр Исао Такахата).
- Панда большая и маленькая: Дождливый день в цирке (яп. パンダコパンダ 雨降りサーカスの巻 Панда копанда амэфури са:касу но маки), короткий аниме-фильм,1973 (режиссёр Исао Такахата).
- Самураи-гиганты (яп. 侍ジャイアンツ Самурай Дзяйанцу), аниме-сериал, 1973—1974 — 48 серий. Трансляция с 07.10.1973 по 29.09.1974.
Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж
- Помпоко: Война тануки (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Хэйсэй тануки гассэн Пон Поко), аниме-фильм, 1994 (режиссёр Исао Такахата).
- Шёпот сердца (яп. 耳をすませば Мими о сумасэба), аниме-фильм, 1995 (режиссёр Ёсифуми Кондо).
- Возвращение кота (яп. 猫の恩返し Нэко но Онгаэси), полнометражный аниме-фильм, 2002 (режиссёр Хироюки Морита)
- Ариэтти из страны лилипутов (яп. 借りぐらしのアリエッティ Каригураси но Ариэтти), полнометражный аниме-фильм, 2010 (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)
Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
- Животные на острове сокровищ (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима), аниме-фильм, 1971.
Ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
- Большое приключение Холса, Солнечного принца (яп. 太陽の王子 ホルスの大冒険 Тайо: но о:дзи Хорусу но дайбо:кэн), аниме-фильм, 1968 (режиссёр Исао Такахата).
Организация, ключевая анимация, раскадровка
- Али-баба и сорок разбойников (яп. アリババと40匹の盗賊 Арибаба то ёндзю:бики но тодзуку), аниме-фильм, 1971.
Ключевая анимация, раскадровка, дизайн
- Кот в сапогах (аниме) (яп. 長靴をはいた猫, 長靴をはいたネコ Нагагуцу-о Хайта Нэко), аниме-фильм, 1969, режиссёр Ябуки Кимио, студия Toei.
- Летающий корабль-призpaк (яп. 空飛ぶゆうれい船 сора тобу ю:рэйсэн), аниме-фильм, 1969.
- Что это? (яп. なんだろう Нандаро:), аниме-эпизод, 01.11.1992.