Биографии    


Элеонора Беляева — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Элеонора Беляева — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Элеонора Беляева

Биография

Элеонора Валериановна Беляева, которая на протяжении трех десятков лет вела телепрограмму «Музыкальный киоск», запомнилась советским и российским телезрителям своей мягкой, интеллигентной манерой, с которой телеведущая знакомила публику как с примерами классической музыки, так и с современными авторами.

Элеонора Беляева появилась на свет в Воронежской области, в селе Рамонь. Отец Элеоноры был военным. Детство будущей телеведущей пришлось на время Великой Отечественной войны и последующие годы, тяжелые для всего Советского Союза. Как позже вспоминает Беляева в своих интервью, она на всю жизнь запомнила тяготы послевоенного времени, когда дети фактически жили на улице.

Элеонора Беляева в молодости

Благодаря своей матери, которая мечтала о музыкальной карьере для маленькой Эли, дeвoчка с отличием окончила Центральную музыкальную школу в Воронеже по классу фортепиано. Затем было Воронежское музыкальное училище, и, наконец, знаменитая столичная «Гнесинка». Изначально дeвyшка планировала поступать в Нижегородскую консерваторию, но родные убедили ее «метить выше». Родственники оказались правы: Беляева была принята на вокальное отделение вуза уже после первого тура.

Но певческой карьере не суждено было сложиться. На следующий день после очередного экзамена Беляева потеряла голос. Сказалось несколько причин: стресс из-за развода с первым супругом, а также изначальная ошибка гнесинских педагогов — вокал Беляевой определили как колоратурное сопрано, хотя у дeвyшки был диапазон лирического. Из-за этого обучение велось неправильно, что и привело к таким печальным последствиям.

Элеонора Беляева в молодости

Потеря голоса стала сильным ударом для певицы. К тому же, оставшись после развода с маленькой дочерью на руках, Беляевой нужно было искать средства к существованию. Какое-то время она занималась переписыванием нот, также приходились навыки игры на фортепиано — женщина давала частные уроки.

На телевидение Элеонора Беляева попала волей случая. Однажды, встретив на улице своего сокурсника Владимира Федосеева, она в разговоре обмолвилась о своем бедственном положении. Федосеев помог старой знакомой устроиться на телевидение редактором в отдел массовых жанров. Беляеву несколько раз переводили между отделами. Она работала и с народным творчеством, и с классической музыкой, прежде чем начала работать с Ниной Зотовой, которой Элеонора Валериановна до последних дней была благодарна за то, что та ввела неопытную выпускницу Гнесинского училища в мир телевидения.

«Музыкальный киоск»

«Музыкальный киоск», программа-дополнение к «Голубому огоньку», созданная по идее Александра Габриловича, впервые увидела свет в 1960 году. Изначально Элеонора Беляева работала редактором этой телепередачи, здесь ей изрядно пригодилось ее музыкальное образование. Однако, спустя полгода вышло так, что дeвyшке пришлось «закрыть дыру» в эфире и провести «Музыкальный киоск» вместо заболевшей ведущей. Первая попытка оказалась удачной, и Беляева была назначена ведущей программы, где и проработала более тридцати лет.

Элеонора Беляева в программе «Музыкальный киоск»

Из-за отсутствия рекламы «Музыкальный киоск» был основным источником информации для любителей музыки, ведь здесь меломанов знакомили с очередными музыкальными новинками. Несмотря на то, что эфир программы длился всего полчаса, а сам «Музыкальный киоск» выходил раз в неделю, подготовка материала занимала пpaктически все основное время.

Беляева добросовестно прослушивала все исполнения выбранного концертного произведения и выбирала самое достойное. Здесь ей пригодился тонкий музыкальный вкус, привитый еще во времена учебы в музыкальном училище.

Сама телеведущая в некоторой степени задавала формат программы. Ее элегантный внешний вид, вдумчивая подача материала и неизменно уважительное отношение к гостям «Музыкального киоска» завоевали горячую любовь телезрителей, которые называли Элеонору Валериановну «гранд-дамой советского телевидения».

Элеонора Беляева

Как и все передачи того времени, «Киоск» не избежал цензуры: как вспоминает телеведущая, ей настоятельно рекомендовали не упоминать в эфире имен Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, которые в свое время эмигрировали из Советского Союза. При этом цензура пpaктически не сказывалась на качестве самой программы благодаря тщательной ее подготовке и личному обаянию Элеоноры Беляевой.

Кроме того, ограничения касались также внешнего вида самих телеведущих. Так, однажды пришлось переписывать новогоднюю программу, так как женщинам-дикторам было запрещено появляться в кадре в брюках. Учитывая тот момент, что Беляева в «Музыкальном киоске» обычно сидела и видна была только по верхнюю половину тела, можно представить себе весь абсурд ситуации. Когда же Элеонора Валериановна сменила прическу, обрезав свою косу, редакция передачи была буквально завалена возмущенными письмами телезрителей. Последний факт можно скорее отнести к широкой популярности самой Беляевой.

Телеведущая Элеонора Беляева

В 1968 году за свой вклад в культурную сферу телеведущая получила премию «Золотое перо России», а спустя четырнадцать лет на пике своей популярности Беляева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

Юбилейный, тридцатилетний выпуск «Музыкального киоска» состоялся в 1992 году, эту передачу Беляева вела совместно с актером Александром Ширвиндтом. К сожалению, спустя три года «Киоск» закрыли из-за нерентабельности. Как вспоминала сама телеведущая, каждый новый руководитель канала пытался закрыть программу, но ее всенародная популярность не давала это сделать. Миллионы зрителей со всего Советского Союза были явно разочарованы, когда программу перестали трaнcлировать.

Фильмы

Элеонора Беляева дважды принимала участие в съемках фильмов: в 1978 году ей досталась небольшая эпизодическая роль в фильме-биографии Аллы Пугачевой «Женщина, которая поет» режиссера Александра Орлова, а затем в 1982 году Элеонора Беляева появилась в мелодраме «Путешествие будет приятным», где сыграла телеведущую.

Элеонора Валериановна не имела особых актерских амбиций, к тому же «Музыкальный киоск» за годы работы стал ее любимым детищем. Кинокарьера Беляевой оказалась весьма короткой, знаменитой актрисой она не стала, а ее роли не так известны широкой аудитории.

Элеонора Беляева в фильме «Женщина, которая поет»

После закрытия передачи Беляева какое-то время вела различные фестивали и концерты. На мероприятиях ей устраивали овации, но Элеонора Валериановна предпочитала нечасто появляться на публике. Как призналась «гранд-дама Центрального телевидения», она чувствует себя виноватой за то, что не уделяла должного внимания своей дочери, и решила наверстать упущенное в конце жизни.

Личная жизнь

Несмотря на то, что на протяжении всей жизни телеведущая пользовалась огромной популярностью, личная жизнь Элеоноры Беляевой оставалась загадкой для ее поклонников. Даже в последние годы жизни Элеонора Валериановна предпочитала обходить эту тему.

Элеонора Беляева

Известно, что она была замужем трижды, и всех троих ее мужей объединяло общее имя Анатолий. В свободное от работы время телеведущая любила вязать крючком и читать детективы. От первого бpaка у Беляевой есть дочь Мария.

В последние годы легенда отечественного телевидения больше проводила времени со своей семьей.

Смерть

20 апреля 2015 года знаменитая советская телеведущая скончалась в Москве.

Проводить в последний путь Элеонору Беляеву пришли лишь близкие родственники и друзья. На похоронах бессменной ведущей «Музыкального киоска» присутствовали ее единственная дочь Мария и внучка Анастасия. Баянист Анатолий Беляев, являвшийся мужем телезвезды, также прибыл на траурную процессию.

Могила Элеоноры Беляевой

Причина cмepти звезды советского телеэфира – оторвавшийся тромб. Могила Элеоноры Беляевой находится в Москве на Котляковском кладбище.

Элеонора Беляева — биография, фото, личная жизнь ведущей. «Музыкальный киоск»

Элеонора Беляева: Биография

Программа «Музыкальный киоск» закрылась еще в 1995 году, но Элеонору Беляеву — телеведущую этой программы по-прежнему узнавали на улице. К ней подходили просто для того, чтобы сказать несколько теплых слов. Недавно Элеоноры Валериановны не стало, а вместе с ней ушла светлая частичка нашего прошлого.

Всегда элегантная, спокойная и доброжелательная, с идеальной осанкой, она была воплощением истинной интеллигентности и благородства. Многие пытались копировать ее непринужденную манеру беседы, ее стиль в одежде. Но Элеонора Беляева всегда оставалась единственной и неповторимой, а ее передача уводила зрителей в прекрасный мир классической музыки, заставляя на полчаса забыть обо всех проблемах и заботах.

Ведущая «Музыкального киоска» Элеонора Беляева Элеонора родилась в 1935 году в селе Рамонь Берёзовского района Воронежской области в семье военногопоэтому ее безмятежное детство длилось недолго. Она навсегда запомнила жуткие бомбежки, уносившие друзей и близких, холод, голод и постоянный страх. Возможно, именно лишения, пережитые в юном возрасте, сделали ее впоследствии жизнерадостным и легким человеком. Нельзя грустить и отчаиваться, если есть крыша над головой, а твоей жизни ничего не угрожает, считала она.

Училась Элеонора на одни пятерки, а кроме обычной школы, посещала еще и музыкальную. Времени на игры с друзьями оставалось мало, но дeвoчка не переживала: она обожала музыку и мечтала стать оперной певицей. И у нее вполне могло бы получиться, если бы не трагический случай.

Элеонора Беляева в молодости После окончания школы и Воронежского музыкального училища 20-летняя Элеонора Беляева заявила родителям: «Я еду в Москву». И, как ее ни отговаривали, поступила по-своему. Приехала в столицу, прошла прослушивание.

Ее голос понравился приемной комиссии, и она стала студенткой института имени Гнесиных. Как она была счастлива! На занятия не ходила, а летала, все у нее получалось, и она была уверена, что мечта близка. После выпуска Элеонора планировала петь на большой сцене.И вот дипломное выступление, она волнуется, но преодолевает себя, поет замечательно. А после этого у нее пропадает голос. Вердикт врачей был однозначен: «Вы больше никогда не сможете петь». Это был тяжелый удар, все планы, все надежды и мечты рухнули в один миг.

Читайте также  Майкл шин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личная жизнь

К этому моменту Элеонора уже была молодой мамой, а ее бpaк, которому не исполнилось и двух лет, трещал по всем швам. Она очень переживала, пыталась наладить отношения, но ничего не получалось. Скорее всего, то эмоциональное напряжение, в котором она тогда находилась, и стало главной причиной потери голоса. Пока у нее были любимая профессия и прекрасные перспективы, она, пусть и с огромным трудом, но держалась, терпела семейные неурядицы. А теперь она лишилась последней точки опоры. Это была самая черная полоса в ее жизни.

Мужа Элеоноры звали Анатолием. Она была уверена, что это ее судьба: когда ей было шестнадцать, на Крещение дeвyшка гадала на суженого -и ей назвали это имя. Тогда она лишь посмеялась, но, познакомившись с красавцем-музыкантом Анатолием Беляевым, поняла: это он. А когда туман влюбленности рассеялся, начались проблемы, с которыми молодые супруги справиться не смогли.

Первый муж Анатолий телеведущей Позже известная ведущая музыкального киоска Элеонора Беляева еще два раза выходила замуж. Оба ее супруга были инженерами, и обоих звали Анатолиями — гадание сбылось в тройном размере. Вот только ни с одним из них семейная личная жизнь не сложилась.

В дальнейшем, когда Элеонора Беляева стала одинокой женщиной, друзья часто пытались знакомить ее с «перспективными» мужчинами. Она была не в восторге от этих затей, не верила, что что-то получится. А уж если кандидата звали Анатолием, бежала от него, как от огня.

Музыкальный киоск

В двадцать пять лет Элеонора осталась одна с ребенком на руках пpaктически без средств к существованию. Бралась за любые подработки: переписывала ноты, давала частные уроки игры на фортепиано — и продолжала надеяться, что голос вернется. Однако чуда не произошло. Нужно было искать новую опору и новую цель в жизни.

Ей удалось устроиться в редакцию музыкальных программ на Центральном телевидении. Элеонора Беляева занималась выпуском передачи «Баян и аккордеон в России и за рубежом». Тема была близкой, ведь ее первый муж играл на баяне, и от него ведущая много узнала о народной музыке.

Вскоре молодого перспективного редактора перевели в отдел классики, это считалось повышением, а работа — более престижной. В то время один из режиссеров придумал передачу, посвященную новостям классической музыки. Формат был необычный: программа называлась «Музыкальный киоск», ведущая должна была вести рассказ на фоне витрины с пластинками и книгами.

Первые выпуски вела актриса драмтеатра, но однажды она заболела, и редактору Элеоноре Беляевой пришлось заменить ее на съемках. Новая ведущая так хорошо справилась со своей ролью, что руководство решило предоставить эту должность ей.

Элеонора Беляева действительно оказалась на своем месте. Она прекрасно разбиралась в музыке, знала и любила ее. У телеведущей был удивительный талант рассказчика. Она умела создавать особую атмосферу в студии, ее уютный мягкий голос обволакивал зрителя, погружал в иную, прекрасную реальность.

«Музыкальный киоск» смотрели и профессиональные музыканты, и любители классики. Даже люди, бесконечно далекие от мира филармоний и консерваторий, застывали перед экраном, плененные обаятельной ведущей. Школьники, приникшие к экранам в ожидании передачи «В гостях у сказки», которая шла вскоре после «Музыкального киоска», неожиданно проникались любовью к какому-нибудь произведению. И все это благодаря таланту ведущей Элеоноры Беляевой.

Больше 30 лет передача регулярно выходила в телеэфир, и все это время ее бессменная ведущая была на своем посту. Программу закрыли в 1995 году по бaнaльной причине: она не приносила дохода. В новых рыночных условиях такие проекты существовать не могли. Элеонора Валериановна Беляева не хотела сдаваться без боя. Она пыталась искать средства, договаривалась со спонсорами, и все вроде бы начало складываться, но плату за эфир неожиданно увеличили. Сумма была абсолютно неподъемной, и «Музыкальный киоск» прекратил свое существование.

Ведущей музыкального киоска пришлось уйти на пенсию. После стольких лет ежедневной кропотливой работы она осталась не у дел. У нее появилась масса свободного времени, это было странно и непривычно. Элеонора Валериановна пыталась браться то за одно, то за другое. Кончилось тем, что она серьезно заболела — сказались последствия длительного нервного напряжения.

Тогда у Беляевой и появилось время подумать обо всем, пересмотреть свою жизнь. Она поняла, что должна смириться со своим новым статусом. Много лет она была настоящей звездой, у нее была насыщенная жизнь -не многим так повезло. Но все когда-нибудь заканчивается. Теперь пришла пора стать самой обычной бабушкой, проводить время с любимой внучкой. Иногда ее приглашали вести музыкальные мероприятия: конкурсы, фестивали, а однажды она даже стала ведущей на юбилейном концерте первого мужа. Прежние обиды были забыты, и на закате дней бывших супругов связала искренняя дружба.

Смерть ведущей

В последние годы Элеонора Беляева все меньше появлялась на публике, но каждый такой выход заряжал ее энергией, потому что она видела: те, кто жил в Советском Союзе, по-прежнему ее помнят. «Тридцать лет с телеэкрана я говорила с людьми о том, что люблю сама, поэтому считаю себя человеком бесконечно счастливым и состоявшимся», — призналась телеведущая в одном из своих последних интервью.

20 апреля 2015 года в Москве Элеонора Беляева на 80-м году ушла из жизни. Причиной cмepти специалисты называют оторвавшийся тромб. Похоронили ведущую в Москве рядом с ее родителями.

Красота, не принесшая счастья: судьба советской «Катрин Денев» Элеоноры Беляевой

Ведущая легендарного «Музыкального киоска» много лет была на виду у миллионов телезрителей. Но никто даже не догадывался, насколько непростой была ее судьба.

Элеонора Беляева на протяжении трех десятилетий бессменно вела популярнейшую в свое время телепрограмму «Музыкальный киоск». Пожалуй, лишь «Утренняя почта» Юрия Николаева могла соперничать с ней по рейтингам.

Однако, две эти передачи в корне отличались друг от друга. «Утренняя почта» это был просто концерт в записи с небольшим представлениями звезд от ведущего.А Беляева в своем «киоске» не просто предлагала послушать хорошую музыку, но и много и красиво о ней рассказывала. Да и у Юрия Николаева в тренде была экстрада, а у Беляевой – классическая и камерная музыка.

А ведь когда-то красавица Элеонора сама мечтала о сцене, больших залах и славе певицы. Ее великолепная внешность здорово сочеталась с замечательным голосом. И главное, она была необычайно трудолюбива. И всегда, в любом возрасте, не ленилась и не стеснялась учиться чему-то новому.

У нее действительно был роскошный голос. Не зря же дeвyшку из глухой воронежской деревни без всяких экзаменов взяли в музыкальное училище. А после того, как она закончила его с красным дипломом, легко поступила в престижный столичный институт имени Гнесиных.

После окончания ВУЗа Элеонора Беляева получила то, о чем мечтала — диплом концертно-камерной и оперной певицы. Но так распорядилась судьба, что стать звездой оперной сцены ей так и не было суждено.

А всему виной оказались неудачи на личном фронте. Элеонора только-только закончила институт, когда ее бросил супруг, Анатолий Беляев. Но почве стресса дeвyшка лишилась голоса, и даже когда его более-менее удалось восстановить, о выходе на сцену уже можно было и не мечтать.

Правда, некоторые биографы называют и другую причину потери Беляевой голоса. Якобы это была ошибка педагогов, которые неверно определили ее лирическое сопрано как колоратурное, и допустившие фатальные ошибки в преподавании. В результате связки были сорваны, а карьеры певицы погублена.

Сама Беляева никогда не раскрывала причин, по которым так и не стала примой оперной сцены. Не рассказывала она и о своей, порой бурной личной жизни. Одних только мужей было трое. И что любопытно, все они были тезками. Первый муж Анатолий, второй – Анатолий, и третий тоже – Толик. Однако, ни с одним из них очень красивой Элеоноре Беляевой счастья найти так и не удалось.

Еще в первом бpaке Элеонора родила дочку Марию, которая много позже подарит своей звездной маме внучку Настю. Но это действительно будет позже. А тогда после потери голоса и ухода мужа нужно было чем-то заняться, чтобы не сойти с ума. Сначала Элеонора давала частные уроки музыки и переписывала ноты. А потом один хороший товарищ помог ей устроиться на телевидение. Простым редактором текстов для ведущих.

Но тут вмешался его величество Случай. Неожиданно заболела ведущая одной из программ, и начальство в отчаянии ткнуло пальцем на самую красивую сотрудницу и погнало ее в эфир. А Элеонора настолько достойно вела себя на программе, что ее тут же заметили, и чуть погодя пригласили вести «Музыкальный киоск». Тот самый, который потом прославит Беляева, а он прославит ее.

Читайте также  Михаил ширвиндт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Именно телевизионная карьера стала для нее главной, несмотря даже на то, что в ее карьере если несколько фильмов. Например, она снялась в эпизодических ролях в картинах «Женщина, которая поет» и «Путешествие будет приятным».

Но Беляева никогда не говорила о себе много. Не любила делать себе рекламу. До конца жизни звезда телевидения жила очень скромно, в обычной «двушке» вместе с дочкой и внучкой.

В начале двухтысячных из-за проблем со здоровьем она решила пройти медобследование, и у нее диагнострировали paк. Врачи предложили операцию, но предупредили, что гарантий никаких. Беляева очень любила жизнь, поэтому под нож хирурга легла. Операция оказалась удачной, и судьба подарила ей еще десять лет жизни рядом со своими близкими.

К этому времени «Музыкальный киоск» уже прекратил свое существование. Но Беляева не оставалась без дела. Несмотря на перенесенную болезнь и уже весьма преклонный возраст, она с радостью соглашалась быть ведущей различных музыкальных фестивалей и конкурсов.

Элеонора Беляева дожила до 79 лет, и умерла неожиданно. 20 апреля 2015 года у нее оторвался тромб в тот момент, когда она занималась домашним хозяйством. Не могла сидеть без дела ни минуты.

Проводить легендарную телеведущую пришли многие, включая ее первого супруга, которого она, несмотря на его предательство, простила и общалась в течение всей жизни.

Беляеву часто называли советской Катрин Денев, она была настоящим украшением советского ТВ. Ей пытались подрожать тысячи женщин огромной страны, но сама ведущая говорила о себе так: «Женщины писали мне, что хотели выглядеть как я. Но, увы! Моя красота мне счастья так и не принесла».

Элеонора Беляева — биография, личная жизнь, фото, «Музыкальный киоск», причина cмepти и последние новости

Элеонора Беляева: биография

Элеонора Валериановна Беляева, которая на протяжении трех десятков лет вела телепрограмму «Музыкальный киоск», запомнилась советским и российским телезрителям своей мягкой, интеллигентной манерой, с которой телеведущая знакомила публику как с примерами классической музыки, так и с современными авторами.

Элеонора Беляева появилась на свет в Воронежской области, в селе Рамонь. Отец Элеоноры был военным. Детство будущей телеведущей пришлось на время Великой Отечественной войны и последующие годы, тяжелые для всего Советского Союза. Как позже вспоминает Беляева в своих интервью, она на всю жизнь запомнила тяготы послевоенного времени, когда дети фактически жили на улице.

Элеонора Беляева в молодости

Благодаря своей матери, которая мечтала о музыкальной карьере для маленькой Эли, дeвoчка с отличием окончила Центральную музыкальную школу в Воронеже по классу фортепиано. Затем было Воронежское музыкальное училище, и, наконец, знаменитая столичная «Гнесинка». Изначально дeвyшка планировала поступать в Нижегородскую консерваторию, но родные убедили ее «метить выше». Родственники оказались правы: Беляева была принята на вокальное отделение вуза уже после первого тура.

Но певческой карьере не суждено было сложиться. На следующий день после очередного экзамена Беляева потеряла голос. Сказалось несколько причин: стресс из-за развода с первым супругом, а также изначальная ошибка гнесинских педагогов — вокал Беляевой определили как колоратурное сопрано, хотя у дeвyшки был диапазон лирического. Из-за этого обучение велось неправильно, что и привело к таким печальным последствиям.

Элеонора Беляева в молодости

Потеря голоса стала сильным ударом для певицы. К тому же, оставшись после развода с маленькой дочерью на руках, Беляевой нужно было искать средства к существованию. Какое-то время она занималась переписыванием нот, также приходились навыки игры на фортепиано — женщина давала частные уроки.

На телевидение Элеонора Беляева попала волей случая. Однажды, встретив на улице своего сокурсника Владимира Федосеева, она в разговоре обмолвилась о своем бедственном положении. Федосеев помог старой знакомой устроиться на телевидение редактором в отдел массовых жанров. Беляеву несколько раз переводили между отделами. Она работала и с народным творчеством, и с классической музыкой, прежде чем начала работать с Ниной Зотовой, которой Элеонора Валериановна до последних дней была благодарна за то, что та ввела неопытную выпускницу Гнесинского училища в мир телевидения.

«Музыкальный киоск»

«Музыкальный киоск», программа-дополнение к «Голубому огоньку», созданная по идее Александра Габриловича, впервые увидела свет в 1960 году. Изначально Элеонора Беляева работала редактором этой телепередачи, здесь ей изрядно пригодилось ее музыкальное образование. Однако, спустя полгода вышло так, что дeвyшке пришлось «закрыть дыру» в эфире и провести «Музыкальный киоск» вместо заболевшей ведущей. Первая попытка оказалась удачной, и Беляева была назначена ведущей программы, где и проработала более тридцати лет.

Элеонора Беляева в программе «Музыкальный киоск»

Из-за отсутствия рекламы «Музыкальный киоск» был основным источником информации для любителей музыки, ведь здесь меломанов знакомили с очередными музыкальными новинками. Несмотря на то, что эфир программы длился всего полчаса, а сам «Музыкальный киоск» выходил раз в неделю, подготовка материала занимала пpaктически все основное время.

Беляева добросовестно прослушивала все исполнения выбранного концертного произведения и выбирала самое достойное. Здесь ей пригодился тонкий музыкальный вкус, привитый еще во времена учебы в музыкальном училище.

Сама телеведущая в некоторой степени задавала формат программы. Ее элегантный внешний вид, вдумчивая подача материала и неизменно уважительное отношение к гостям «Музыкального киоска» завоевали горячую любовь телезрителей, которые называли Элеонору Валериановну «гранд-дамой советского телевидения».

Элеонора Беляева

Как и все передачи того времени, «Киоск» не избежал цензуры: как вспоминает телеведущая, ей настоятельно рекомендовали не упоминать в эфире имен Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, которые в свое время эмигрировали из Советского Союза. При этом цензура пpaктически не сказывалась на качестве самой программы благодаря тщательной ее подготовке и личному обаянию Элеоноры Беляевой.

Кроме того, ограничения касались также внешнего вида самих телеведущих. Так, однажды пришлось переписывать новогоднюю программу, так как женщинам-дикторам было запрещено появляться в кадре в брюках. Учитывая тот момент, что Беляева в «Музыкальном киоске» обычно сидела и видна была только по верхнюю половину тела, можно представить себе весь абсурд ситуации. Когда же Элеонора Валериановна сменила прическу, обрезав свою косу, редакция передачи была буквально завалена возмущенными письмами телезрителей. Последний факт можно скорее отнести к широкой популярности самой Беляевой.

Телеведущая Элеонора Беляева

В 1968 году за свой вклад в культурную сферу телеведущая получила премию «Золотое перо России», а спустя четырнадцать лет на пике своей популярности Беляева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

Юбилейный, тридцатилетний выпуск «Музыкального киоска» состоялся в 1992 году, эту передачу Беляева вела совместно с актером Александром Ширвиндтом. К сожалению, спустя три года «Киоск» закрыли из-за нерентабельности. Как вспоминала сама телеведущая, каждый новый руководитель канала пытался закрыть программу, но ее всенародная популярность не давала это сделать. Миллионы зрителей со всего Советского Союза были явно разочарованы, когда программу перестали трaнcлировать.

Фильмы

Элеонора Беляева дважды принимала участие в съемках фильмов: в 1978 году ей досталась небольшая эпизодическая роль в фильме-биографии Аллы Пугачевой «Женщина, которая поет» режиссера Александра Орлова, а затем в 1982 году Элеонора Беляева появилась в мелодраме «Путешествие будет приятным», где сыграла телеведущую.

Элеонора Валериановна не имела особых актерских амбиций, к тому же «Музыкальный киоск» за годы работы стал ее любимым детищем. Кинокарьера Беляевой оказалась весьма короткой, знаменитой актрисой она не стала, а ее роли не так известны широкой аудитории.

Элеонора Беляева в фильме «Женщина, которая поет»

После закрытия передачи Беляева какое-то время вела различные фестивали и концерты. На мероприятиях ей устраивали овации, но Элеонора Валериановна предпочитала нечасто появляться на публике. Как призналась «гранд-дама Центрального телевидения», она чувствует себя виноватой за то, что не уделяла должного внимания своей дочери, и решила наверстать упущенное в конце жизни.

Личная жизнь

Несмотря на то, что на протяжении всей жизни телеведущая пользовалась огромной популярностью, личная жизнь Элеоноры Беляевой оставалась загадкой для ее поклонников. Даже в последние годы жизни Элеонора Валериановна предпочитала обходить эту тему.

Элеонора Беляева

Известно, что она была замужем трижды, и всех троих ее мужей объединяло общее имя Анатолий. В свободное от работы время телеведущая любила вязать крючком и читать детективы. От первого бpaка у Беляевой есть дочь Мария.

В последние годы легенда отечественного телевидения больше проводила времени со своей семьей.

Смерть

20 апреля 2015 года знаменитая советская телеведущая скончалась в Москве.

Проводить в последний путь Элеонору Беляеву пришли лишь близкие родственники и друзья. На похоронах бессменной ведущей «Музыкального киоска» присутствовали ее единственная дочь Мария и внучка Анастасия. Баянист Анатолий Беляев, являвшийся мужем телезвезды, также прибыл на траурную процессию.

Могила Элеоноры Беляевой

Причина cмepти звезды советского телеэфира – оторвавшийся тромб. Могила Элеоноры Беляевой находится в Москве на Котляковском кладбище.

Жизнь в «Музыкальном киоске». Как Элеонора Беляева делала людей лучше

Советское телевидение, по сравнению с современным, и каналов имело ничтожно мало, и широтой форматов не баловало. С другой стороны, скандальных ток-шоу, где перемывают кости живым и покойникам, там не могло быть и в помине.

Читайте также  Михаил хмуров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Боец музыкального фронта

Каждый ведущий ЦТ в СССР автоматически превращался в звезду. За путешествия отвечал Юрий Сенкевич, за науку — Сергeй Капица, мир животных освещал Николай Дроздов, кино обозревал Эльдар Рязанов. Музыкальный фронт был поделен между «Утренней почтой» Юрия Николаева и «Музыкальным киоском» Элеоноры Беляевой.

«Утренняя почта» имела исключительно развлекательный формат, а программа Беляевой была посерьезнее. Львиная доля времени отдавалась на приобщение зрителей к классической и народной музыке, а легкий жанр шел десертом, этакой наградой за то, что сидящие у телевизора сделали над собой усилие, узнав что-то новое.

«Музыкальный киоск» был бы невозможен без личного обаяния ведущей. К Беляевой невозможно было не прислушиваться — ее улыбка и доверительный тон заставляли убрать руку от переключателя и вслушиваться в те направления музыки, которые обыватель обычно игнорирует.

Звездой телевидения Элеонора Валериановна становится не собиралась. Поворот в ее жизни произошел тогда, когда стала невозможна собственная певческая карьера.

С двумя «л»

Когда журналисты говорили ей о том, что у нее красивое имя, она с порога их осекала: «Ужасное!»

Папа-военный в 1935 году на радостях от рождения дочурки придумал ей имя, перед которым померкло даже его собственное. К тому же в документы его вписали с двумя «л» — Эллеонора. Так что имя-отчество будущей ведущей составляло отличную задачку для логопедической пpaктики.

Война застала семью в Воронеже. До последнего мама Эли была уверена, что до их города немцы не доберутся, поэтому убегали буквально в том, в чем были. На дороге колонну беженцев атаковал немецкий самолет. Элеонора Валериановна спустя годы вспоминала, что запомнила даже улыбающееся лицо пилота, расстреливавшего мирных людей. Ей с мамой в тот день повезло.

Мама Эли мечтала о том, что дочь получит музыкальное образование. Девочку отправили в музыкальную школу сразу после возвращения из эвакуации. Воронеж лежал в руинах, и по этим руинам Эля с большой папкой в руках ходила в мир дивных звуков.

Потерянный голос

Впрочем, спустя много лет в интервью «АиФ» она признавалась: «Учиться мне, скажу честно, не очень хотелось. Больше всего любила выходить на сцену во время концертов и объявлять что-то типа: „Бах. „Инвенция“. Исполняет ученица такого-то класса“. Тогда я даже представить себе не могла, что через много лет мне придется проводить большие конкурсы, фестивали».

Но со временем Эля втянулась в учебу. Центральную музыкальную школу города Воронежа она окончила с отличием, потом также с отличием завершила обучение в Воронежском музыкальном училище. В знаменитой «Гнесинке» Беляева училась по специальности «концертно-камерная и оперная певица». Тогда она еще не знала, что педагоги допустили роковую ошибку — ее лирическое сопрано оценили как колоратурное. Исходя из этого и учили, что привело к роковой развязке: «Когда пела диплом, у меня случился паралич верхних связок. Это была ужасная трагедия: 16 лет учиться и ничего не добиться».

Элеонора рано вышла замуж, родила дочь. Муж, знаменитый баянист Анатолий Беляев, еще в 12-летнем возрасте до слез растрогавший своим мастерством «первую леди» США Элеонору Рузвельт, понять жену не смог. В итоге к потере голоса добавился еще и развод.

Замена длиной в тридцать лет

Чтобы прокормить себя и дочь, Элеонора давала уроки музыки, переписывала ноты. Пока однажды дирижер Владимир Федосеев, знавший о трудностях Беляевой, не порекомендовал ее в редакцию музыкальных программ телевидения. На тот момент знания в профессии музыкального редактора у певицы, потерявшей голос, стремились к нулю. Коллеги посматривали косо на «блатную», шептались за спиной. Но нашлись и более дружелюбные, которые поддержали.

Ведущей «Музыкального киоска» Элеонора Беляева стала благодаря случаю. Первая ведущая заболела, а заменить ее должна была профессиональная актриса. Но та, увидев объем информации, пошла на попятную. Тогда в кадр пустили молодого редактора, которая справилась блестяще. Она думала, что это будет всего один раз, а оказалось — на тридцать лет.

О звездах советского ТВ в народе складывали легенды, но никаких сокровищ, элитных квартир и машин у них не было и в помине. Как говорила сама Элеонора Валериановна, «работали не за гонорар, а за идею».

Путевка в жизнь

Беляева великолепно подходила «Музыкальному киоску» — ее образование позволяло понимать то, о чем она рассказывает, со знанием дела разговаривать с лучшими мастерами классической музыки.

А со временем она сама стала запускать на музыкальную орбиту тех, кто потом становился мировыми звездами. Через беляевскую рубрику «Дебют» прошли Тамара Синявская, Владимир Спиваков, Евгений Кисин и другие.

Ее имидж был отдельным приемом. Вся съемочная группа продумывала то, какую прическу нужно делать к той или иной теме. Если, к примеру, предполагалась тяжелая для восприятия классическая тема, парикмахеры конструировали нечто сногсшибательное, чтобы зритель просто не мог оторваться от экрана. Пожалуй, она стала первой советской звездой, частью образа которой была коса. Когда Беляева решила ее отстричь, зрители едва не устроили бунт.

Цензура и упрямая натура

Ведущая «Музыкального киоска» была не против экспериментов и охотно показывала музыкальные номера из-за рубежа, которые, мягко говоря, выглядели не совсем по-советски.

«Вы, что не понимаете, что это нельзя?» — говорили ей. «Не понимаю», — упрямо мотала она головой и гнула свою линию. В итоге программы «Музыкального киоска» нещадно «резали», но Беляевой все-таки удавалось протащить «контpaбанду».

В 1975 году она стала инициатором первой телевизионной записи группы «Машина времени». Сами музыканты говорили Беляевой, что в эфир это не пойдет. «А мы на всякий случай запишем», — говорила она в ответ. Поставить «машинистов» в «Музыкальный киоск» ей не удалось, но запись стала раритетом и доказательством того, что Беляева — это далеко не только дама для любителей Баха и Шостаковича.

В 1982 году Элеоноре Валериановне было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Железная пята рынка

Я хорошо помню тот эфир «Музыкального киоска» в начале 1990-х, когда в самом конце с едва заметной грустью в голосе ведущая сказала: «Нас разлучают». Крик, скандал, полоскание грязного белья — это не стиль Беляевой. Поэтому зрители поначалу не могли понять — что же произошло, почему закрыли передачу? Неужели вчерашние поклонники переметнулись к простенькой попсе в духе «зараза — отказала два раза»?

Спустя десять лет Беляева призналась, что давление цензуры оказалось куда мягче давления рынка. Новые телевизионные боссы увидели в «Музыкальном киоске» чисто рекламный формат, и потребовали брать деньги со всех гостей за демонстрацию всех музыкальных номеров. На программу начали накладывать штрафы — например, за то, что «Музыкальный киоск» рассказал о музыкантах, наладивших производство баянов для детей. Рассказал, не взяв за это денег, и был наказан.

Беляева сражалась с отчаянием Дон Кихота, нашла спонсоров, но в итоге канал предложил ей еще платить и. за эфирное время. Формат нашего издания не позволяет приводить эпитеты, которых заслуживают телеменеджеры, похоронившие «Музыкальный киоск», но, думается, они и сами хорошо знают эти слова.

Таких уже не будет

После закрытия программы, которой было отдано тридцать два года, Беляева тяжело заболела. Вылечиться помогли коллеги и друзья.

В первом десятилетии XXI века «Музыкальный киоск» попытались перезапустить с новым ведущим и на новом канале, но в нем и близко не было той атмосферы, которая привлекала зрителей раньше.

Да и сама аудитория изменилась, утратив что-то ценное, что просто так не вернешь.

Нести образовательную миссию так, как это делала Беляева, сегодня на ТВ не может никто. Она играла, образно говоря, в «высшей лиге музыки», до которой нужно дорасти. Те рокеры и рэперы, которые поднимаются выше девочек, бросающих им трусики, стремятся к работе с классическими музыкантами, потому что только там становится ясно, чего на самом деле стоит хваленая звезда.

В последние годы жизни знаменитая ведущая общалась только с близкими — с дочерью и внучкой. Она умерла в 2015 году, несколько месяцев не дожив до 80-летия.

Суетливое современное ТВ сражается за рейтинг, ведущие ради популярности не стесняются ни скандалов, ни скабрезных шуток. На все это сверху с присущей ей интеллигентной грустью смотрит великая Элеонора Валериановна Беляева — подлинная служительница музыки, каких, видимо, уже не будет. По крайней мере, в рамках телевидения и интернета.