Владимир Сорокин — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Владимир Сорокин
Имя: Владимир Сорокин (Vladimir Sorokin)
Отчество: Ге opгиевич
День рождения: 7 августа 1955 (66 лет)
Кто родился в этот день: 14 чел.
Место рождения: Быково, Московская обл.
Карьера: писатель
Семейное положение: в бpaке
- Детство и юность
- Творческий путь
- Личная жизнь Владимира Сорокина
- Владимир Сорокин сейчас
Биография Владимира Сорокина
Творчество автора романов («Манарага», «Теллурия», «День опричника», «Сердца четырех», «Голубое сало», «Сахарный Кремль» и пр.), повестей, стихов, пьес, либретто и киносценариев довольно известно не только на родине, но и за рубежом благодаря переводам его произведений на десятки иностранных языков.
Литературу он успешно совмещает с живописью. Выставки его художественных работ проходили в Москве, Берлине, Венеции, Таллине. Полотна писателя высоко оценивали многие известные галеристы и художники.
Детство и юность
Каждое лето мальчик проводил у дедушки, работавшем лесником в Калужской области. С малолетства он полюбил деревенскую жизнь, лес, рыбалку, охоту и собак.
Родители часто переезжали, и ему пришлось за 10 лет сменить три школы. По причине неусидчивости и постоянной болтовни он считался нарушителем дисциплины и сидел обычно на задней парте. Творчески одаренный мальчик с 9 лет по воскресеньям посещал элитную изостудию при столичном музее изобразительных искусств им. А.Пушкина.
Первый свой литературный опус он написал в 14-летем возрасте. Это был рассказ для взрослых, подобный ходившим в те годы среди подростков историям типа «Бани», приписываемой Алексею Толстому. Владимир тогда не признался, что написал его сам: сказал, что перевел с английского языка, и ему поверили. В старших классах он уже писал декадентские стихи.
Получив аттестат, юноша поступил в институт нефтяной и газовой промышленности. Выбор он позже объяснил географическим расположением этого учебного заведения в соседнем доме, а также желанием иметь законные основания для освобождения от призыва в армию.
Первый серьезный рассказ Сорокина назывался «Заплыв» и был, по словам самого автора, «довольно визуальным». Знакомые прозаики его не одобрили, но зато он очень понравился его друзьям-художникам. Это подтолкнуло начинающего писателя на литературный путь.
В студенческие годы он открыл для себя и рок-музыку – после того, как один из приятелей привез из поездки в Швецию записи Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep. Знакомство с ними он называл «незабываемым».
Творческий путь
В 1983 году появился его дебютный роман «Норма», полный едкой сатиры на СССР, опубликованный неофициально, в самиздате. Спустя два года в Париже были напечатаны шесть его рассказов и роман «Очередь», сделавший Сорокина знаменитым. Одними ценителями изображение в нем советской действительности посредством реплик стоящих в очереди граждан было названо «неоднозначным и спopным», другими – «эталоном блестящей социальной сатиры». В Праге в журнале «Митин» в 1986 году был представлен рассказ «Кисет», в 1987-м – «Землянка».
Первая официальная публикация писателя на родине состоялась в 1989 году на страницах легендарного рижского литературного журнала «Родник», опубликовавшего несколько рассказов Сорокина. Позже он печатался и в других журнальных изданиях и литературных сборниках, включая «Вестник новой литературы», «Русслит», «Третья модернизация», «Три кита».
В 1990-м читатели московского искусствоведческого издания «Искусство кино» смогли прочесть его пьесу «Пельмени», в 1992-м – роман «Очередь». В том же году «Сборник рассказов» писателя, напечатанный «Русслитом», прошел предварительные этапы отбора и попал в short-list престижной Букеровской премии. В 1993 году писатель вступил в правозащитную организацию Пен-клуб, члeном которой оставался до 2017 года.
1994 году в России были опубликованы его романы «Норма», «Сердца четырех» (номинированный на международный Букер), «Роман», поэма в прозе «Месяц в Дахау», через год – пьеса «Русская бабушка», роман «Тридцатая любовь Марины», в 1997-м – сборник «Русские цветы зла» и пьеса «Dostoevsky-trip» («Путешествие в Достоевского») о наркоманах нового поколения, «сидящих» на литературе – Набокове, Чехове, Фолкнере, Бунине, Толстом.
В 1999-м вышла скандальная книга о фантастическом эликсире гениальности «Голубое сало». Ее главными персонажами стали культовые представители отечественной истории. Активистов организации «Идущие вместе» она настолько потрясла (в частности, эпизод близости Иосифа Сталина и Никиты Хрущева), что они инициировали судебное расследование инцидента. Минкульт признал этот сюжет сомнительным, но суд противозаконным не счел. В итоге заинтригованные читатели бросились скупать предмет раздора, и книга стала одним из самых продаваемых творений литератора.
В 2000-х он преподавал русскую литературу в Японии, познакомился с отличной от нашей культурой питания, создав роман «Пир» о еде, выступающей в качестве универсального языка. В тот же период вышла «Ледяная трилогия» и антиутопия «День опричника», повествующая о РФ 2027 года, отмежевавшейся от остального мира стеной, где показал себя, по мнению поклонников, как философ, аналитик и даже пророк.
В 2002 году писатель являлся обладателем приза жюри кинофорума «Окно в Европу» как сценарист ленты «Копейка». Спустя три года картина «4» по его сценарию была удостоена главной награды Роттердамского фестиваля.
2005 год ознаменовался очередным скандалом на сей раз вокруг оперы, созданной на сорокинском сюжете Леонидом Десятниковым «Дети Розенталя». У стен Большого театра проходили акции «Идущих вместе», в ходе которых рвались книги писателя и бросались в унитаз. Протестные мероприятия пошли на пользу постановке – она проходила с неизменным аншлагом.
В 2008-м вышел сборник антиутопических произведений живого классика «Сахарный Кремль», в 2010-м – повесть «Метель», изысканная и поэтическая, затрагивающая проблему вымирания интеллигенции и получившая премию «НОС» («Новая словесность») и «Большая книга». В 2011-м вместе с режиссером он был автором сценария фильма «Мишень», где сыграли Максим Суханов, Данила Козловский, Джастин Уодделл, Виталий Кищенко.
В 2014 году прозаик издал роман «Теллурия» о неком новом страшном Средневековье, наступившем в Европе после войн, отмеченный также премией «Большая книга». В 2015 году в Венеции он устроил перформанс с обнаженными женщинами в звериных масках и выставку своих картин под названием «Павильон Теллурии», в качестве живописного продолжения своего литературного творения.
В 2016 году начались съемки фильма по одному из самых провокационных рассказов писателя – «Настенька». Режиссером проекта выступил Константин Богомолов.
В Таллиннской портретной галерее в 2017 году как живописец он представил свою персональную выставку «Три друга», включившую 20 полотен, написанных маслом, и 10 графических работ. Каждую картину он намеренно писал в разных стилях – кубизм, классицизм, экспрессионизм и пр.
Правила жизни Владимира Сорокина
Иногда я чищу зубы не правой — а левой рукой. Иногда их утром вообще не чищу. Современный человек города живет автоматически, как машина, — каждый день он совершает ряд автоматических движений — начиная от чистки зубов, одежды, еды, работы. Он также автоматически любит, ненавидит, общается с родственниками, с животными. Про заpaбатывание денег я молчу — это вообще унифицировано. Я не хочу стать мясной машиной, я борюсь с этим: обязательно совершаю каждый день какой-нибудь зигзаг. Я перестал из-за этого даже путешествовать по европейским странам: западные города теперь слишком похожи друг на друга — езжу туда в основном по делу. Даже Африка уже цивилизованная. Остается Сибирь только — она не тронута. Это я серьезно.
Меня занимают лишь те люди, которые ведут себя не так, как современный человек — а лучше. Не являются автоматами. Меня возбуждает то, что не имеет отношения к реальности. Кинг Конг? Нет, это не по мне. Большая обезьяна теоретически может существовать. А вот такого кольца, как во «Властелине колец», быть не может — и мне это очень нравится.
Чем хороша Россия? Тем, что это страна гротеска, для писателя — просто Эльдорадо. Какой-нибудь швейцарский писатель, он вынужден искать что-то мучительно, а здесь — пожалуйста: всё лежит на поверхности.
Столько дичи вокруг. Мы были с женой в Переславле. Было жаркое, пыльное лето. Там на территории монастыря стоял храм, где венчали. Из этого храма выкатила бандитская бригада, человек пятнадцать с ежиками на головах — все в смокингах и с бабочками. Только на ногах у них были ковбойские сапоги. Жених нес на руках невесту, и я увидел его левую руку, пухлую руку потомственного крестьянина: на мизинце рос вот такой ноготь. Это блатная традиция, это идет еще с довоенных сталинских лагерей. Блатные отпускали себе там ноготь, и это показывало, что он не работает. А вообще это из Китая: у китайских чиновников тоже были такие ногти, они даже чехлы на них костяные надевали. Это показывало ранг. Я думаю, ноготь попал в сталинские лагеря из Китая через Дальний Восток — и потом в Переславль.
Дэн Браун — это да-а-а, это супер. Это же чизбургер из христианства, апокрифов и много чего еще. Я прочитал «Код да Винчи». Ницше написал о последнем человеке: последний человек, тот, что останется на Земле, — он будет размножаться, как блоха. Он смотрит на звезды и спрашивает: а что это такое?
Я прошел через богему 80-х. Это Кабаков, Мухомор, Монастырский. Хороша была Москва. В отличие от Питера, где все варились в одном котле, в Москве существовали разные круги, которые не пересекались между собой. И можно было запросто путешествовать из одного в другой. Я через все это прошел — и опять вернулся к семейным ценностям, к осознанной и, я бы сказал, ответственной жизни. Ночной клуб? Запросто и там себя представляю.
Никогда с женой не тряслись над деньгами — может быть, поэтому они у нас долго и не задерживались. Продудонивали их. Если у меня деньги есть — это хорошо. Если нет — ну это тоже неплохо: начинаешь ценить всё сразу, начинаешь вспоминать разные моменты жизни, когда их не было. Нет, я не бедствую, но бывают полосы — я же все-таки не Акyнин.
Дочки-близнецы — космическое явление. Представьте: два одинаковых человека перед вами сидят. Два человека, но одновременно и единый организм: они на расстоянии чувствуют, что друг с другом происходит.
Первый раз я влюбился во втором классе. Это была дачная история. А когда увидел ее в школе в форме — она мне сразу вдруг разонравилась. Она мне показалась такой же скучной, как и все там остальное.
В офисе есть особый эpoтизм — я это сам знаю: я работал в Японии преподавателем, работал здесь в журнале. Когда женщины затянуты в корсет корпоративной этики и забывают о женственности своей — в этом есть некая трогательность. Я жил в Германии какое-то время, и все думал: почему такое количество пopнофильмов, где действие происходит в офисе? Потом понял.
Школа абсолютно ничего для меня не открыла. У меня от школы одни мрачные воспоминания, каким-то карманным Освенцимом она была — хотя я и учился в трех подмосковных и одной московской. Что помню? У нас была игра «Казнь через повешение». Это когда тебе нажимают на сонную артерию, и ты теряешь сознание. Еще я умудрился получить двойку на уроке рисования— хотя и профессионально тогда занимался рисованием, в музее Пушкина. Это потому что вместо натюрморта я нарисовал динозавра. Девочки мне в школе не нравились. Нет, мне нравилась одна учительница, надо сказать, но мы же были неразвиты тогда, и я постеснялся ей признаться. Хорошо было, только когда я сбегал оттуда через окно в туалете на первом этаже. Помню это чувство, когда ты вылезаешь в окно, спрыгиваешь, бежишь, и всё — за спиной.
Читайте также Лариса гузеева - биография знаменитости, личная жизнь, детиМне в детстве было не скучно, только когда я музыкой занимался — с частным учителем. Школьное пение — идиотизм: нельзя петь из-под палки, не все хотят петь.
Не вижу снов. Сны видят или те, у кого много свободного времени, или те, у кого стресс. У меня ни того, ни другого.
Последний раз «ого!» я сказал, когда прочитал «Гламораму». Ничего не открыв, Эллис создал библию гламура, где люди и вещи одинаковы, где между BMW последней модели и дeвyшкой, сидящей в ней, — между ними нет разницы. И вещи даже больше, чем люди — они уже самодостаточны, а человеческое тело существует лишь для демонстрации этих вещей. А когда я читаю последний роман Пелевина или рассказы Толстой — я, конечно, отдаю им должное, но я не воспламеняюсь. Потому что вижу, как это сделано. Я сам писатель, я знаю, как делается современная литература — она создается за столом. С чем сравнить? Например, вы повар, и вам, скажем, подают тетерева в вишневых листьях — есть такое блюдо, я его умею готовить — или лобстера в коньяке. И через день вы его сами уже готовите.
Московский гламур — это новые голодные. Но это не голод по деньгам — а голод по вещам как абсолюту. 70 лет у нас, по выражению Бердяева, было изобилие идей и дефицит вещей. Сейчас, когда эти идеи умерли, их место заняли идеи вещей, то есть вместо марксизма сейчас — Kenzo и D&G. Но пока нет еще пресыщенности — а есть чувство легкой сытости. В глазах у всех — такая еще жажда, конечно. Это понятно: двадцать лет только прошло, это очень мало для такой огромной страны. И никого пока не рвет. В Европе тоже никого не рвет, но по другой причине — их вырвало в 68-м году, у них сейчас чистые желудки. И они уже не переедают.
Будни для меня отличаются от выходных только количеством машин на улицах. Но вообще-то я живу загородом.
Никогда не сообщу женщине, что она безвкусно одета, хотя и не люблю безвкусицу. Мне не хочется женщин обижать: они лучше мужчин — они впускают через себя жизнь, они не убили такое количество людей, как мы. Вот мужиков мне совсем не жалко.
Если мне интересен человек — очень быстро с ним сближусь. Я деликатный человек, но против всех этих поведенческих шор. Я не понимаю: как это так? В Америке не принято в глаза смотреть человеку. Это там даже чревато. Печально, что люди теряют непосредственность.
Я собственно в ледяной трилогии об этом говорю—показываю все как бы глазами братства света, которое ищет своих здесь. Но человечество все века было одинаково: люди боялись друг друга, и от этого великие войны, от этого изобретение адского оружия. Следствие — отчужденность.
Месяц назад зашел в метро — встречался с человеком, у которого не так много денег, чтобы подниматься. Метро не меняется: когда поезд стоит в туннеле — все, как и раньше, молчат. У меня в «Тридцатой любви Марины» она едет на завод с возлюбленным — поезд останавливается, молчание. Я помню это прекрасно. Человек, который начинал разговаривать — на него косились. Он что-то нарушал, и я понимаю что — вот эту разобщенность. Потому что она для этой толпы комфортна, а попытка контакта — это не комфортно. Это ужас современного человека. Марина говорит: почему молчим? Что мешает? Он, мудило полное, партийный, всерьез отвечает: Америка. Что мешает сейчас? Да в общем-то тоже самое.
Для меня главное, чтобы вещи были не противные на ощупь. Рубашка может быть с пальмами и с попугаями — не важно. Главное — чтоб не противная, с душой. Я как-то под Псковом на берегу озера нашел большой камень. Там лежал десяток камней, но мне понравился только один, я даже привез его в московскую квартиру. Я помню, как его поднял и понес до машины. Такие вещи я люблю — предметы, от которых идет тепло памяти.
Мне лучше покупать одежду в Берлине — я там все знаю, знаю, что мне нужно. Только не могу долго выбирать. И вообще не придаю одежде большого значения.
Часто вижу в европейских городах: идет пара — очень симпатичный парень, немного женственный, и такая, будем говорить, мало привлекательная, но сильная, мужеподобная жена. Женщина и мужчина поменялись местами. В Москве — то же самое. В Москве очень много инфантильных мужчин — и это естественно. Сюда попадают сильные люди из провинции, такие мачо — они тут зубами и локтями прорываются к пирогу, выгрызают место себе. А их дети — им уже нечего делать, дети лишь всем пользуются. Я очень хорошо помню 70-е, золотую молодежь — это были очень инфантильные ребята. Я сам был такой. Но после того, как я женился, я осознал себя.
Почему все таксисты изводят себя радио? Им легче нажать кнопку радио, чем выбрать диск. Самое ужасное — это выбор, потому что он зависит от тебя, от твоей воли. Когда выбираешь пластинку, вещь, человека даже — это ответственность. И ты наедине с собой в этот момент один. А не выбор чем хорош? Что выбирают за тебя — то есть ты чувствуешь себя ребенком, система выбора — она как бы мама твоя. Я рано понял идею выбора. В двадцать с чем-то лет я одновременно состоялся как и муж, и отец, и писатель. И мы сразу с Ирой стали самостоятельно жить — в военном городке, отец Иры военный был.
Никогда не буду голодать. Во‑первых, у меня две профессии: инженер-механик — я же закончил Институт нефти и газа, — и художник-оформитель. Во‑вторых, я неплохо готовлю.
Люблю белый цвет. Белые штаны люблю. У меня в квартире все белое: стены, диван, двери. И мало вещей. Это мне помогает соблюдать равновесие. Можно сказать, что я хочу уюта — я в общем-то уже не молодой человек, мне исполнилось недавно пятьдесят. Я хочу, чтобы каждое утро я мог заниматься работой в прострaнcтве, которое считаю родным для себя, где живут родные люди. Но это в работе тишина хороша — вечером можно поехать к друзьям в ресторан. Есть в этом некая прелесть, когда общаешься в ресторане при общем оживленном гуле: бу-бу-бу-бу. Вот моя формула.
Если бы тюрьма улучшала качество письма — все бы писатели сидели. Мне один критик пожелал тюремного опыта. Только наивный человек может такое посоветовать. Это все равно, если бы я пожелал ему, как Белинскому, заразиться туберкулезом и научиться харкать кровью — чтобы как следует чувствовать литературу.
В профессии надо быть бомбой. Нельзя прилипать к чему-то уже сделанному — нужен взрыв, нужно расчистить себе место, и потом уже делать свое, новое.
Биография Владимира Сорокина
Владимир Ге opгиевич Сорокин родился 7 августа 1955 года в подмосковном городке Быково. Родители часто переезжали с места на место, поэтому он поменял несколько школ. По словам писателя, он рос и воспитывался в обеспеченной и интеллигентной семье. Дедушка Сорокина был лесником и часто брал маленького внука в лес по грибы и ягоды. Писатель с восторгом вспоминает те дни из детства, когда он бродил по тропинкам, наслаждался пением птиц и любовался кронами деревьев, охотился и рыбачил на берегу реки.
После получения аттестата о среднем образовании Сорокин стал студентом Московского института нефтяной и газовой промышленности имени Губкина. В 1977 году получив диплом инженера-механика, Владимир Ге opгиевич не стал работать по специальности, а начал свою трудовую деятельность в тогда еще советском журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол, хотя на самом деле он в нём уже состоял, но при отформировании из вузовской ячейки порвал билет и учётную, спустив их после этого в унитаз.
Так как литератор не обучался в свое время в специализированном учебном заведении, он не смог поступить в художественный вуз. Но любовь к полотнам, краскам и карандашам, которая возрастала в юношеские годы, оставила след в биографии автора «Голубого сала»: будучи четверокурсником, он начал всерьез заниматься графическим искусством. Также занимался живописью и концептуальным искусством. Участник многих художественных выставок. Оформил и проиллюстрировал около 50 книг.
Как литератор сформировался среди художников и писателей московского андерграунда начала 80-х. Первая публикация произошла в 1985 году: в парижском журнале «А — Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В этом номере журнала, который стал первым и единственным, помимо 5 небольших рассказов, был опубликован отрывок «Очереди», которая в том же году была напечатана в другом французском журнале — «Синтаксис». Роман вышел сначала по-русски, а потом был переведен почти на все европейские языки.
Считается представителем постмодернизма. В рассказах и романах используются разнообразные литературные стили. В советское время был близок к кругу московского концептуализма, публиковался в самиздате (в частности, в «Митином журнале»). Первая официальная публикация в Союзе ССР относится к 1989 году, когда рижский журнал «Родник» поместил в ноябрьском выпуске несколько рассказов писателя. Чуть позже рассказы Сорокина появляются в российских журналах и альманахах «Третья модернизация», «Место печати», «Искусство кино», «Конец века», «Вестник новой литературы».
В марте 1992 года Владимир Сорокин выходит к широкому читателю — в журнале «Искусство кино» напечатан роман «Очередь» (в сокращении), издательством «Русслит» (Москва) публикуется сборник рассказов Владимира Сорокина, вошедший в шорт-лист Букеровской премии. Рукопись романа «Сердца четырёх» представлена на Букеровскую премию и попадает в шорт-лист.
В 1999 году Владимир Сорокин радует поклонников своего творчества романом «Голубое сало».
Книги Сорокина вызывали бурные дискуссии в СМИ, споры, а иногда и судебные разбирательства («Голубое сало», «Лед»). Так, например прокремлёвское движение «Идущие вместе» устраивало ряд акций, направленных против писателя (в том числе сжигало его книги), а также подавало в суд, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя пopнографическими. Суд в произведениях писателя не нашёл ничего противозаконного.
Читайте также Дмитрий исхаков - биография знаменитости, личная жизнь, детиВ сентябре 2001 года Владимир Сорокин был удостоен премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой». Также награжден американской премией Liberty (2005) за вклад в русско-американскую культуру и русско-итальянской премией Максима Горького за роман «Лед» (2010). В 2010 году за повесть «Метель» получил премию «НОС» (Новая Словесность). В 2011 году за эту же повесть получил премию «Большая книга». Помимо этого, Сорокин был награжден премией министерства культуры Германии, а в 2017 году снова стал лауреатом премии «НОС» и даже получил приз читательских симпатий «НОСа».
Кроме прозы Сорокин активно занимается кино и музыкальными проектами. Режиссёр А.Зельдович снял по его сценарию фильмы «Москва», «Мишень», И.Хржановский — фильм «4», «Дау». И.Дыховичный — фильм «Копейка». В 2003 году по заказу Большого театра РФ Сорокин написал либретто оперы «Дети Розенталя» на музыку Леонида Десятникова. Премьера состоялась 23 марта 2005 года в Москве, в Большом театре.
Книги Владимира Сорокина переведены на двадцать семь языков. На Западе его романы публиковались в таких крупных издательствах, как Gallimard, S. Fischer, DuMont, BV Berlin, Einaudi, Farrar, Straus and Giroux, NYRB.
Спустя тридцать лет Владимир Сорокин вернулся к живописи и написал два цикла: «Новая антропология» и «Три Друга». В 2017 году в Таллинской портретной галерее состоялась его персональная выставка. В этом же году писатель предоставил на суд общественности новое произведение под названием «Манарага»
До января 2017 года являлся члeном Русского ПЕН-центра. В январе 2017 года заявил о выходе из ПЕН-центра в знак протеста против действий Исполкома.
Циклы произведений
2002 «Лёд», опубликован издательством «Ad Marginem», Москва, 2002.
2004 «Путь Бро», Москва, издательство «Захаров», 2004.
2005 «23000», опубликован в «Трилогии», Москва, издательство «Захаров», 2005.
Хронологически верно читать «Трилогию» в следующем порядке: «Путь Бро», «Лёд», «23000».
Романы
1979—1983 «Норма», впервые опубликован издательством «Три Кита» совместно с «Obscuri viri», Москва, 1994
1983 «Очередь», впервые опубликован издательством «Синтаксис», Париж, 1985.
1982—1984 «Тридцатая любовь Марины», впервые опубликован «Изданием Р. Элинина», Москва, 1995.
1985—1989 «Роман», впервые опубликован издательством «Три Кита» совместно с «Obscuri viri», Москва, 1994.
1991 «Сердца четырёх», впервые опубликован в альманахе «Конец Века», Москва, 1994.
1999 «Голубое сало», впервые опубликован издательством «Ad Marginem», Москва, 1999.
2002—2005 «Ледяная трилогия», состоит из трёх романов — «Лёд», «Путь Бро» и «23000», Москва, издательство «АСТ», 2009.
2013 «Теллурия», Москва, издательство «Corpus», 2013.[14][15]
2017 «Манарага», Москва, издательство «Corpus».[16]
Пьесы
1988 «Русская бабушка»
1998 «С Новым Годом»
2006 «Капитал», опубликована в «Капитал: Собрание пьес», Москва, издательство «Захаров», 2007.
2009 «Занос», опубликована на сайте OpenSpace.ru[17]. Авторское определение жанра — «что-то вроде пьесы». Памяти Дмитрия Пригова.
Повести, рассказы, очерки
1994 «Месяц в Дахау» (поэма в прозе)
2000 «Лазурната мас» (роман «Голубое сало», опубликованный на болгарском языке)
2000 «Эрос Москвы» (очерк)
2004 «Вид на завтра. Рёв Годзиллы и крик Пикачу» (очерк)
2005 «Сердечная просьба»
2005 «Черная лошадь с белым глазом»
2006 «День опричника», Москва, издательство «Захаров», 2006.
2017 «Фиолетовые лебеди»
2017 «Белый квадрат»
Сборники
1979—1984 «Первый субботник», сборник рассказов. Впервые опубликован в 1992 году, тираж — 25000, издательство «Русслит». Затем в «Собрании сочинениий в двух томах» издательства «Ад Маргинем», Москва, 1998.
2000 «Пир», сборник рассказов, опубликован издательством «Ад Маргинем», Москва, 2000.
2002 «Утро снайпера»
2005 «Четыре», в сборник вошли киносценарии «Копейка» и «4», либретто к опере «Дети Розенталя» и 5 рассказов, опубликован издательством «Захаров», Москва, 2005.
2007 «Капитал. Полное собрание пьес». — М., «Захаров», 2007. — 368 с., 5 000 экз.
2008 «Заплыв», в сборник вошли рассказы и повести, написанные в кон. 1970-х — нач. 1980-х гг.
2008 «Сахарный Кремль», сборник рассказов по вселенной «Дня опричника»
2010 «Моноклон», сборник рассказов, издательство «Астрель»
2018 «Белый квадрат», сборник рассказов, издательство АСТ
Фильмография
1. 1994 «Безумный Фриц» (реж. Татьяна Диденко, Александр Шамайский)
2. 2001 «Москва» (реж. Александр Зельдович). Фильм получил главную премию на фестивале в Бонне, приз Федерации киноклубов России за лучший российский фильм года. Сценарий написан в 1997 году в соавторстве с Александром Зельдовичем
3. 2001 «Копейка» (реж. Иван Дыховичный). Фильм номинирован на премию «Золотой Овен» за лучший сценарий (написан в соавторстве с Иваном Дыховичным).
4. 2004 «4» (реж. Илья Хржановский). Фильм удостоен главного приза Роттердамского кинофестиваля
5. «Вещь» (фильм незакончен, реж. Иван Дыховичный — умер)
6. 2011 — «Мишень» (реж. Александр Зельдович). Сценарий написан в соавторстве с Александром Зельдовичем.
7. 2013 — «Дау» сценарий фильма написан в соавторстве с Ильёй Хржановским. Съёмки начались в 2008 году.
Сорокин, Владимир Ге opгиевич
1985 г., роман «Очередь» издается в Париже, в издательстве «Синтаксис».
Содержание
Биография
Учился в Московском институте нефтяной и газовой промышленности имени Губкина и Московском институте неорганической химии. Получив высшее образование по специальности инженер-механик, Сорокин в течение года работал в журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол. Занимался книжной графикой, живописью, концептуальным искусством. Участник многих художественных выставок. Оформил и проиллюстрировал около 50 книг.
Первые литературные опыты Сорокина относятся к началу 1970-х годов: в 1972 дебютировал как поэт в многотиражной газете «За кадры нефтяников». Как литератор сформировался среди художников и писателей московского андерграунда 1980-х. В 1985 году издал книгу во Франции, из-за чего вызывался в КГБ.
В 1985 году в парижском журнале «А — Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В том же году в издательстве «Синтаксис» (Франция) вышел роман «Очередь».
Считается представителем постмодернизма. В рассказах и романах используются разнообразные литературные стили. В советское время был близок к кругу московского концептуализма, публиковался в самиздате (в частности, в «Митином журнале»). Первая официальная публикация в СССР относится к 1989 году, когда рижский журнал «Родник» поместил в ноябрьском выпуске несколько рассказов писателя. Чуть позже рассказы Сорокина появляются в российских журналах и альманахах «Третья модернизация», «Место печати», «Искусство кино», «Конец века», «Вестник новой литературы».
В марте 1992 года Владимир Сорокин выходит к широкому читателю — в журнале «Искусство кино» напечатан роман «Очередь», издательством «Русслит» (Москва) публикуется сборник рассказов Владимира Сорокина, вошедший в шорт-лист Букеровской премии. Рукопись романа «Сердца четырёх» представлена на Букеровскую премию и попадает в шорт-лист.
Сюжеты его произведений неоднократно вызывали разногласия у читающей общественности. В частности, движение «Идущие вместе» устраивало ряд акций, направленных против деятельности писателя, называя его калоедом, а также подавало в суд, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя пopнографическими. Суд пopнографии в произведениях писателя не нашёл.
23 марта 2005 года в Большом театре России состоялась мировая премьера оперы «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова, либретто которой создал Владимир Сорокин.
Книги Владимира Сорокина переведены на десятки языков, в том числе на английский, французский, немецкий, голландский, финский, шведский, итальянский, польский, украинский, японский и корейский языки. На Западе его романы публиковались в таких крупных издательствах, как Gallimard, Fischer, DuMont, BV Berlin, Haffman, Verlag Der Autoren.
Член Русского ПЕН-клуба. Живёт в Москве. Женат, отец двух дочерей-близнецов.
Награды
- В 2001 г. был удостоен премии «Народный Букер».
- В 2001 г. — премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой».
- В 2005 г. награждён премией «Либерти».
- Также награждён премией министерства культуры Германии.
- в 2010 г. Лауреат международной премии Горького, литературной премии «Новая словесность» /«НОС»/ [1]
- в 2011 г. — вторая премия «Большой книги»
Библиография
- Полная библиография
- Тексты произведений
Циклы произведений
- 2002 «Лед», опубликован издательством «Ад Маргинем», Москва, 2002.
- 2004 «Путь Бро», Москва, издательство «Захаров», 2004.
- 2005 «23000», опубликован в «Трилогии», Москва, издательство «Захаров», 2005.
Романы
- 1979—1983 «Норма», впервые опубликован издательством «Три Кита» совместно с «Obscuri viri», Москва, 1994
- 1983 «Очередь», впервые опубликован издательством «Синтаксис», Париж, 1985.
- 1982—1984 «Тридцатая любовь Марины», впервые опубликован «Изданием Р. Элинина», Москва, 1995.
- 1985—1989 «Роман», впервые опубликован издательством «Три Кита» совместно с «Obscuri viri», Москва, 1994.
- 1991 «Сердца четырёх», впервые опубликован в альманахе «Конец Века», Москва, 1994.
- 1999 «Голубое сало», впервые опубликован издательством «Ад Маргинем», Москва, 1999.
- 2006 «День опричника», Москва, издательство «Захаров», 2006.
Пьесы
- 1985 «Землянка»
- 1988 «Русская бабушка»
- 1989 «Доверие»
- 1990 «Дисморфомания»
- 1994—1995 «Hochzeitreise»
- 1995—1996 «Щи»
- 1984—1997 «Пельмени»
- 1997 «Dostoevsky-Trip»
- 1998 «С Новым Годом»
- 2006 «Капитал», опубликована в «Капитал: Собрание пьес», Москва, издательство «Захаров», 2007.
- 2009 «Занос», опубликована на сайте OpenSpace.ru [2] . Авторское определение жанра — «что-то вроде пьесы». Памяти Дмитрия Пригова.
Повести, рассказы, очерки
- 1969 «Тетерев»
- 1969 «Яблоки»
- 1980 «Окружение»
- 1994 «Месяц в Дахау» (поэма в прозе)
- 2000 «Лазурната мас» (роман «Голубое сало», опубликованный на болгарском языке)
- 2000 «Эрос Москвы» (очерк)
- 2001 «Снеговик»
- 2002 «Хиросима»
- 2004 «Вид на завтра. Рев Годзиллы и крик Пикачу» (очерк)
- 2005 «Кухня»
- 2005 «Сердечная просьба»
- 2005 «Мишень»
- 2005 «Черная лошадь с белым глазом»
- 2005 «Волны»
- 2010 «Метель» [3]
- 2012 «Отпуск»
Сборники
- 1979—1984 «Первый субботник», сборник рассказов. Впервые опубликован в 1992 году, тираж — 25000, издательство «Русслит». Затем в «Собрании сочинениий в двух томах» издательства «Ад Маргинем», Москва, 1998.
- 2000 «Пир», сборник рассказов, опубликован издательством «Ад Маргинем», Москва, 2000.
- 2002 «Утро снайпера»
- 2002 «Москва»
- 2005 «Четыре», в сборник вошли киносценарии «Копейка» и «4», либретто к опере «Дети Розенталя» и 5 рассказов, опубликован издательством «Захаров», Москва, 2005.
- 2007 «Капитал: Собрание пьес», в сборник вошли полностью все пьесы, опубликован издательством «Захаров», Москва, 2007.
- 2008 «Заплыв», в сборник вошли рассказы и повести, написанные в кон. 1970-х — нач. 1980-х гг.
- 2008 «Сахарный Кремль», сборник рассказов по вселенной «Дня опричника»
- 2010 «Моноклон», сборник рассказов, издательство «Астрель»
Фильмография
- 1994 «Безумный Фриц» (реж. Татьяна Диденко, Александр Шамайский)
- 2001 «Москва» (реж. Александр Зельдович). Фильм получил главную премию на фестивале в Бонне, приз Федерации киноклубов России за лучший российский фильм года. Сценарий написан в 1997 году в соавторстве с Александром Зельдовичем
- 2001 «Копейка» (реж. Иван Дыховичный). Фильм номинирован на премию «Золотой Овен» за лучший сценарий (написан в соавторстве с Иваном Дыховичным).
- 2004 «4» (реж. Илья Хржановский). Фильм удостоен главного приза Роттердамского кинофестиваля
- «Вещь» (фильм незакончен, реж. Иван Дыховичный — умер)
- 2009 «Ловушка(Cashfire)» (реж. Александр Зельдович). Сценарий написан в 2002 году в соавторстве с Александром Зельдовичем и Олегом Радзинским.
- 2011 — «Мишень» (реж. Зельдович)
- 2012 «Дау» — сценарий фильма написан в соавторстве с Ильёй Хржановским. Съёмки начались в 2008 году.
Другое
- Фотоальбом «В глубь России» (совместно с художником Олегом Куликом)
- Либретто к опере «Дети Розенталя» на музыку Леонида Десятникова по заказу Большого театра
Галерея
Москва 2008. Авторы сценария к/ф «Мишень» Владимир Сорокин
Примечания
- ↑Писатель Владимир Сорокин стал лауреатом литературной премии «Новая словесность»
- ↑Владимир Сорокин. Занос — Вещь — Литература — OpenSpace.ru
- ↑Сочинение на заданную тему. Коммерсантъ № 54 (4354) (30 марта 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.Проверено 14 августа 2010.
Ссылки
- Официальный Сайт Владимира Сорокина
- ru_sorokin
- Facebook-группа «Владимир Сорокин»
- Сорокин на lib.ru
- Владимир Сорокин на проекте «Сноб»
- О Сорокине в Livejournal
- Интервью
Литература
Норма · Очередь · Тридцатая любовь Марины · Роман · Сердца четырёх · Голубое сало · Трилогия (Лёд — Путь Бро — 23000) · День опричника
Сергeй Андреевич · Соревнование · Геологи · Желудевая Падь · Заседание завкома · Прощание · Первый субботник · В Доме офицеров · Санькина любовь · Разговор по душам · Возвращение · Тополиный пух · Вызов к директору · В субботу вечером · Деловое предложение · Проездом · Любовь · Свободный урок · Кисет · Поминальное слово · Поездка за город · Открытие сезона · Обелиск · Дорожное происшествие · Памятник · Возможности · Морфофобия · Соловьиная роща · Ночные гости
Настя · Concretные · Аварон · Банкет · День русского едока · Ю · Лошадиный Суп · Зеркаlо · Пепел · Машина · Моя трапеза · Жрать! · Сахарное воскресенье
Марфушина радость · Калики · Кочерга · Сон · Харчевание · Петрушка · Кабак · Очередь · Письмо · На заводе · Кино · Underground · Дом терпимости · Хлюпино · Опала
Землянка · Русская бабушка · Доверие · Дисморфомания · Hochzeitreise · Щи · Пельмени · Dostoevsky-Trip · С Новым Годом · Юбилей · Капитал · Занос
Дети Розенталя · Четыре · Копейка · Москва · Cashfire
Розовый клубень · Тетерев · Яблоки · Мишень · Месяц в Дахау · Утро снайпера · Сердечная просьба · Хиросима · Лазурната мас · Окружение · Кухня · Снеговик · Черная лошадь с белым глазом · Волны · Эрос Москвы (очерк) · Вид на завтра. Рев Годзиллы и крик Пикачу (очерк)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Ерофеев, Венедикт Васильевич
- Баллиста
Смотреть что такое «Сорокин, Владимир Ге opгиевич» в других словарях:
СОРОКИН Владимир Ге opгиевич — (р. 1955), русский писатель. Принадлежал к литературному «андерграунду». В рассказах и романах («Очередь»,1985; «Норма», 1994; «Роман»,1994; «Тридцатая любовь Марины», 1995; «Голубое сало», 1999, «День опричника»), отмеченных шокирующе… … Энциклопедический словарь
СОРОКИН Владимир Ге opгиевич — (р. 1955) русский писатель. Принадлежал к литературному андерграунду . В рассказах и романах ( Очередь ,1985, Норма , 1994, Роман ,1994, Тридцатая любовь Марины , 1995), отмеченных шокирующе натуралистическими сценами, пародирует общие места… … Большой Энциклопедический словарь
СОРОКИН Владимир Ге opгиевич — (р. 07.08.1955, Подмосковье), писатель. Окончил Московский институт нефти и газа им. И. М. Губкина. Как литератор принадлежал к литературному «андерграунду». В рассказах и романах («Очередь»,1985; «Норма», 1994; «Роман»,1994; «Тридцатая любовь… … Энциклопедия кино
Сорокин, Владимир Ге opгиевич — Писатель; родился в 1955 г.; окончил Московский институт нефти и газа; работал художником оформителем; автор сборника рассказов «Обелиск» и др.; финалист Букеровской премии 1992 г … Большая биографическая энциклопедия
Сорокин, Владимир — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сорокин. Сорокин, Владимир Викторович (1905 ?) советский кларнетист. Сорокин, Владимир Ге opгиевич (р. 1955) российский писатель. Сорокин, Владимир Иванович (1938 2008) … Википедия
Владимир Ге opгиевич Сорокин — Писатель Владимир Ге opгиевич Сорокин родился 7 августа 1955 г. в подмосковном городе Быково. В 1977 г. окончил Московский институт нефти и газа имени Губкина по специальности инженер механик. Получив высшее образование, Сорокин в течение года… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Владимир Ге opгиевич Сорокин — Дата рождения: 7 августа 1955 Место рождения: п. Быково, Московская область … Википедия
Владимир Сорокин — Содержание 1 Сорокин 1.1 Сорокин, А 1.1.1 Александр Сорокин 1.1.2 Алексей Сорокин … Википедия
Сорокин — Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 … Википедия
Мемория. Владимир Сорокин
7 августа 1955 года родился писатель Владимир Сорокин.
Личное дело
Владимир Ге opгиевич Сорокин (60 лет) родился в посёлке Быково Московской области.
Учился в Московском институте нефтяной и газовой промышленности имени Губкина и Московском институте неорганической химии. Получив высшее образование по специальности инженер-механик, Сорокин не пошел работать по профессии, а устроился на работу в журнал «Смена», откуда через год был уволен за отказ вступить в комсомол.
Занимался книжной графикой, живописью, концептуальным искусством. Участвовал во многих художественных выставках. Оформил и проиллюстрировал около 50 книг.
В 1972 году Сорокин дебютировал как поэт в многотиражной газете «За кадры нефтяников». В 1975 году, по его собственному признанию, «попал в круг литературно-художественного подполья Москвы». Как литератор сформировался среди художников и писателей московского андеграунда начала 80-х. Был близок к кругу московского концептуализма, публиковался в самиздате (в частности, в «Митином журнале»).
В 1985 году в парижском журнале «А — Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В том же году вышла и его первая книга — роман «Очередь». Он был издан во Франции, в эмигрантском парижском издательстве «Синтаксис». Роман был опубликован на русском языке, а затем переведен почти на все европейские языки.
Первая официальная публикация в СССР состоялась только в 1989 году — рижский журнал «Родник» напечатал в ноябрьском выпуске несколько рассказов Сорокина. После этого его рассказы стали появляться в российских журналах и альманахах «Третья модернизация», «Место печати», «Искусство кино», «Конец века», «Вестник новой литературы».
В марте 1992 года журнал «Искусство кино», наконец, печатает роман «Очередь». В том же году издательством «Русслит» (Москва) публикует сборник рассказов Владимира Сорокина, вошедший в шорт-лист Букеровской премии. Также в шорт-лист попадает рукопись романа «Сердца четырёх».
Член Российского ПЕН-клуба с 1993 года.
В сентябре 2001 года Владимир Сорокин был удостоен премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой».
В 2002 году против писателя из-за романа «Голубое сало» было возбуждено уголовное дело по обвинению в распространении пopнографии. Следователи провели большую работу, было пять обысков в издательстве Ad Marginem, но в итоге дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
В 2003 году по заказу Большого театра РФ Сорокин написал либретто оперы «Дети Розенталя» на музыку Леонида Десятникова. Премьера состоялась в марте 2005 года в Москве, в Большом театре.
Живёт в Подмосковье. Женат, отец двух дочерей-близнецов.
Чем знаменит
Владимир Сорокин — писатель, сценарист, драматург, один из наиболее ярких представителей концептуализма, постмодернизма и соц-арта в русской литературе. Наиболее известны его книги «День опричника», «Ледяная трилогия», «Голубое сало», «Пир», «Сердца четырех», «Роман», «Норма», «Очередь». Многие из них вызывали бурные дискуссии в СМИ и соцсетях, споры, а иногда и судебные разбирательства.
Сорокин «подвергает деконструкции основные жанры и стили советской литературы, эстетику социалистического реализма; соединяет язык литературы социалистического реализма с языком «физиологического» натурализма, сюрреализма, абсурда, добиваясь впечатления шока; дискредитирует официальную культуру как источник идиотизации общества, выявляет маскируемое нормативными требованиями коллективное бессознательное. » (Ирина Скоропанова, «Русская постмодернистская литература»).
Книги Владимира Сорокина переведены на десятки языков, в том числе на английский, французский, немецкий, голландский, финский, шведский, итальянский, польский, украинский, японский и корейский. На Западе его романы публиковались в таких крупных издательствах, как Gallimard, Fischer, DuMont, BV Berlin, Haffman, Verlag Der Autoren.
О чем надо знать
Прокремлёвское молодежное движение «Идущие вместе» несколько раз устраивало акции, направленные против писателя, а также подавало в суд, требуя признания некоторых мест в произведениях писателя пopнографическими.
Летом 2002 года «Идущие вместе» установили на Театральной площади бутафорский унитаз из пенопласта, куда в компании пенсионеров из Подмосковья бросали брошюры с цитатами из романа «Голубое сало», предварительно залив их хлоркой.
После этого в одном из интервью писатель назвал члeнов организации «провокаторами, сжигающими книги». «Идущие вместе» обвинили писателя в клевете, настаивая на том, что книги они не сжигали, а топили в сортире. По словам активистов движения, эта фраза Сорокина обошлась им в 100 тыс. рублей, в которых после публикации им отказали спонсоры.
Пенопластовый унитаз в свою очередь вскоре пал жертвой экстремистской организации «Красные партизаны» — они взорвали его 400 граммами тротила у входа в офис «Идущих вместе».
Прямая речь
О своем творчестве: «Наверное, я всего лишь немного обновил литературный язык, расширил инструментарий. Возьмем XIX век, «Войну и мир», великий роман, где описана великая битва — Бородино. Там тысячи мужиков дерутся наcмepть — и ни одного матерного слова! Но это же нонсенс! Я уж не говорю про отсутствие эpoтических сцен».
О романе «Сердца четырех»: «Это не тяжелая вещь. А всего лишь испытание бумаги на прочность: что она может выдержать. Проверка литературы на ее пределы — если ударить молотом, что с ней будет? Для меня этот роман — как душ Шарко. Он, в общем, культурно-терапевтический хаpaктер носит».
Евгений Лесин о Владимире Сорокине: «Владимиру Сорокину повезло меньше всех. Про него электорат уверенно скажет: что-то там про какашки. И все. Люди запоминают только запоминающееся, а запоминающееся в нашей действительности чаще всего является чем-то глупым, пошлым и отвратительным.
Сколько людей, чаще всего литераторов, недолюбливают Сорокина, презирают его, говорят исключительно про те самые какашки, самого Сорокина, разумеется, не читав».
6 фактов о Владимире Сорокине
- В детстве Владимир Сорокин очень сильно заикался и «разговорился» только в студенческие годы.
- В юности Сорокин любил изображать соседей, друзей, актеров. Но лучше всего ему удавались пародии на Брежнева.
- Сорокин крестился в 25 лет.
- В 1984 году в Киеве Сорокина не пустили в привокзальный ресторан, потому что он был в джинсах. После этого он помолился, чтобы Советский Союз рухнул: «Я понял, что такое государство не должно существовать и искренне помолился вслух: «Господи, хоть бы рухнуло это проклятое государство!»«
- Перед написанием романа «Норма» Владимир Сорокин специально ел экскремент, и это также описыв в книге.
- Владимир Сорокин награжден американской премией Liberty (2005) за вклад в русско-американскую культуру и русско-итальянской премией Максима Горького за роман «Лед» (2010). В 2010 году за повесть «Метель» получил премию «НОС» (Новая Словесность). В 2011 году за эту же повесть получил премию «Большая книга».
Материалы о Владимире Сорокине