Валентин Серов — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Валентин Серов
Биография
Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения хаpaктера персонажей.
Портрет Валентина Серова
Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.
Детство и юность
Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю дeвyшку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.
Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились бpaком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.
Валентин Серов в молодости
Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.
Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со cмepтью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.
Автопортрет Валентина Серова
Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.
Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».
Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.
Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.
В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о cмepти заразившегося чумой гражданского супруга.
Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.
Автопортрет Валентина Серова
Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.
Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.
Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.
Живопись
На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.
Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»
Валентин Серов, рисуя дeвoчку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.
В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».
Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»
Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».
Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.
В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.
Картина Валентина Серова «Портрет Ольги Трубниковой»
Серова недаром называют портретистом царской семьи. В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину. С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.
Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».
Картина Валентина Серова «Миропомазание Государя Императора»
Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.
Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.
С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.
Картина Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.
В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.
Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»
Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».
Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстpaкционизм.
Картина Валентина Серова «Похищение Европы»
Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не хаpaктерно.
Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.
Картина Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»
Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом. Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, биceкcуала и будущего убийцы Григория Распутина. Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.
О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».
Личная жизнь
С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.
В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.
О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».
Смерть
Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.
Могила Валентина Серова
Смерть художника в России восприняли так же трагично, как cмepть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.
Читайте также Юдзуру ханю - биография знаменитости, личная жизнь, детиКак революция разделила семью и изменила жизнь династии художника Серова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сын первой профессиональной композиторши
Сам Валентин Серов был из очень интересной, но абсолютно не художественной семьи — его родителями были музыкальный критик и сочинитель Александр Серов и первая профессиональная женщина-композитор россии Валентина Бергман, крещёная еврейка. Второе обстоятельство заставило Серова с неизменным сочувствием относиться к евреям, и он всячески поддерживал Исаака Левитана, которому постоянно ставили на вид — как это, мол, еврейский художник смеет рисовать наши русские пейзажи. Однажды Левитана даже высылали из Москвы — при очередном приступе борьбы с еврейством.
Родители Валентина совместно выпускали журнал «Музыка и театр», бывший чуть ли не главным изданием о культуре в то время. Продвинутая мама вращалась в кругу нигилистов, хотя и более консервативные господа признавали её музыкальный гений. Она также, мягко говоря, не пылала страстью к «материнской карьере» и мало занималась сыном. С трёх до шести лет мальчик Валя даже жил не дома — у родственницы.
В шесть лет он осиротел — умер отец, и мать решила сразу приучить мальчика к какому-то ремеслу. Она отдала его учиться в коммуну художников. Коммуна вскоре развалилась, но Валентина Семёновна подыскала мальчику другого учителя, и не прогадала. В конечном итоге Валентин Серов стал прославленным живописцем.
К удивлению многих, женился он на дeвyшке ничем не примечательной, кроме разве дворянского происхождения — сироте, которая воспитывалась из милости в чужой семье. Но жили Валентин Александрович и Ольга Фёдоровна душа в душу. Ольга очень увлеклась мужем и его творчеством, посвящала всю себя его поддержке. Когда в сорок шесть лет он умер от проблем с сердцем, горе её не знало границ — но ей надо было поднимать ещё четверых детей. Двое старших хотя бы уже встали более-менее на ноги.
Александр — легенда Ливана
Сын художника Александр пошёл учиться на кораблестроительный факультет, но в итоге окончил первую школу воздушного флота, готовившую офицеров. Во время Первой Мировой служил инструктором — учил военных лётчиков. Революцию, в отличие от Ольги с Натальей, он не принял, уехал женой и маленькими детьми, Антоном, Танец и Леной, в Ливан. Там ему пришлось взяться за работу водителя асфальтового катка — её хорошо оплачивали, но позже он сумел сделать карьеру инженера в земельном кадастре.
Александр участвовал в разработке водной системы Ливана — всей страны, в рамках проекта, который предполагал обеспечить доступом к воде всё население этого жаркого края. Чтобы можно было провести ирригационные трубы, Александр сам взялся сконструировать станок для их производства — и справился. Он также разработал правила дорожного движения для страны и был первым, кто получил официальные водительские права.
Дома, чтобы помнить русский язык, Александр Серов читал вслух Чехова, каждый день. Общаться с эмигрантами не помогало — в этой среде царила французская речь. Умер он в середине прошлого века. Сейчас в Ливане живёт его сын Григорий. Французский для него родной, как и для других детей иммигрантов; женился он на француженке по имени Флоранс Купель. Григорий Александрович — архитектор. За свою жизнь он построил немало зданий и загородных вилл, притом не только в Ливане, но и других странах; считается, что он во многом определил «лицо» Бейрута в шестидесятых-семидесятых годах. Он также рисует акварели. Известно, что у него родилось трое сыновей, а в Париже растёт его внук Валентин.
Ге opгий — актёр французского кино
Уехал из России и другой сын Серова, Ге opгий (семья Серова не баловала разнообразием имён). Сменил по очереди Чехию и Германию, остановился на Франции. Там он стал актёром немого кино — под влиянием Михаила Чехова он всегда интересовался актёрским мастерством. Ещё до эмиграции он три года отыграл в МХТ. Продолжал он играть в театрах и во всех последующих странах.
Ге opгий снялся в центральных ролях в серии экранизаций популярных книг, вроде «Собаки Баскервилей» (1929, Германия, роль доктора Ватсона) или «Тараса Бульбы». Увы, но умер Ге opгий Валентинович очень рано, в тридцать пять лет — сердечный приступ случился во время театральной репетиции. Его похоронили под Парижем.
Антон и Михаил
Двое сыновей Валентина Серова предпочли остаться на родине — Антон и Михаил. Михаил во время Первой Мировой служил на фронте артиллеристом, вернулся домой ге opгиевским кавалером и пошёл учиться на архитектора. Женился на молодой актрисе Варечке — позже она, конечно, стала Варварой Николаевной. Их сын Дмитрий стал пианистом, но Михаил не увидел его взросления — умер в тридцать восьмом году в Москве.
Ещё один сын художника, Антон, остался в родном Петербурге и умер в войну во время Блокады. Сын Антона Ге opгий учился во ВГИКе, стал кинооператором на Центральной студии документальных фильмов, дожил до начала девяностых. Его собственный сын стал священником, сейчас это — протоиерей Антоний, однако заканчивал он тоже ВГИК. На его детей многие надеются как на продолжателей линии художника.
Женская линия
Из шести детей Серова двое, первая и последняя, были дочерьми. Старшую дочь звали Ольга, в честь матери. Она пошла по стопам отца, благо в его кругах было модно поощрять дeвyшек заниматься живописью профессионально. Впрочем, больше её запомнили не как художницу, а как автора книги воспоминаний об отце. Прожила она недолгую жизнь, всего пятьдесят шесть лет. Неизвестна точная причина её cмepти, но у многих детей Серова были проблемы с сердцем.
Дочь Ольги, Олечка Хортик (фактически, уменьшительно-ласкательная форма имени стала её общим прозвищем), получила филологическое образование и всю жизнь преподавала французский язык. В её доме долгое время жил молодой тогда Олег Табаков — его просто пригласили пожить, безо всяких условий. Он вспоминал, что семья Серовых отличалась щепетильной религиозностью, а в случае непредвиденных травм они продавали эскизы и рисунки знаменитого предка — их в доме хранилось много. Естественно, этого не делали слишком часто. На религиозные праздники в дом приглашались знакомые цыгане, которые тоже соблюдали Пасху и Рождество.
Младшая дочь Валентина Серова, Наталия, прожила короткую жизнь — сорок два года. Ей было три года, когда художник умер, девять лет — когда случилась революция. Сначала она уехала вместе с братом в Париж в двадцатых годах, там помогала ему строить карьеру и освоила фотографию. В начале тридцатых, уже состоявшейся фотохудожницей, вернулась на родину и вышла замуж за книжного иллюстратора и архитектора Дмитрия Горлова.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Валентин Александрович Серов
Фото Все
Видео Все
Валентин Серов / Цвет времени / Телеканал Культура
Валентин Серов — биография
Валентин Серов – известный русский портретист, автор полотна «Девочка с персиками», а также портретов многих знаменитых людей своей эпохи, продолжатель традиций художников 19-го века.
В. А. Серов, ученик Чистякова и Репина, был ярким представителем русской художественной школы. Его самым известным творением считается «Девочка с персиками». Основой творчества Серова был пленэризм, когда изображение света и воздуха выходит на первый план.
Фото: Валентин Серов
Поэтому многие его картины как бы пропитаны солнечными лучами. А визитной карточкой стиля в его творческой биографии служит «Автопортрет» художника.
Детские годы
Валентин родился в творческой семье музыкантов. Известный композитор А.Н. Серов, давал частные уроки музыки и влюбился в свою ученицу Валентину Бергман, которая была младше его на 26 лет. Через год после венчания у пары родился сын Валентин. Это событие произошло в 1865 году 7 января. С детства мальчик рос в атмосфере искусства. В доме часто бывали Тургенев, Репин, Антокольский, другие представители богемы.
Фото: Валентин Серов в молодости
Но со cмepтью отца в 1871-м жизнь мальчика резко изменилась. Его мать для продолжения музыкального образования отправилась в Мюнхен, а сына отдала в коммуну Друцкой-Соколовской. Именно тогда мальчик и увлекся рисованием. Когда коммуна через год распалась, мать забрала Валентина в Мюнхен и, заметив его художественные способности, направила на обучение к мастеру офорта Карлу Кеппингу.
Год спустя мама с сыном перебрались в Париж, где Тоша (так Серова его ласково называли близкие) познакомился с Ильей Репиным, прославившимся на тот момент «Бурлаками на Волге». Репин стал давать мальчику уроки и очень подружился с ним. Но это обучение долго не продлилось. В 1875-м семья вернулась в Россию, сначала в Петербург, а затем в Киев. Здесь будущий художник по совету Репина пошел в рисовальную школу Н. И. Мурашко, где его творчество отметили малой серебряной медалью.
Первые шаги художника
Обучение у Репина продолжилось уже в Москве, когда по стечению обстоятельств мальчик был отдан на воспитание своей тете Софье Степановне Колль. А вот учеба в гимназии давалась Валентину с трудом. Все его мысли были заняты образами будущих картин. Летом Репин брал мальчика с собой на дачу в Абрамцево, и он полностью погружался в творчество. Здесь им были нарисованы первые карандашные портреты Саввы и Татьяны Мамонтовых, а также самого Репина.
Читайте также Борис титов - биография знаменитости, личная жизнь, детиФото: Валентин Серов портрет
Осенью 1879-го Серов вместе с Репиным перебираются в Петербург. Летом следующего года они отправляются в поездку по Крыму, а затем по местам Запорожской Сечи. По возвращении в столицу Валентин поступает в Академию художеств как вольный слушатель, а также берет частные уроки у Чистякова. Он рисует карандашный портрет своего учителя, а Чистяков отмечает его глубокое художественное постижение образа. В 1881-м Валентин успешно сдает экзамены и зачисляется уже «академистом» сразу на 3-ий курс Академии.
Лето 1884-го Серов провел в Абрамцево и много работал. Тогда же и появился портрет Л.А. Мамонтовой – первое значительное его произведение. Здесь Валентин влюбляется в Ольгу Трубникову, и чувства эти взаимные. В 1885-м он получает в Академии серебряную медаль за написанный с натуры этюд. Но в сентябре уже не приступает к дальнейшей учебе, а едет в Одессу к невесте, где пишет этюд «Волы».
Признание
Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубниковой. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. За первую картину Серова наградили премией МОЛХ, а вторую приобрел для своей галереи Третьяков. Эти две картины очень тонко передают игру светотени, чем особенно увлекался художник, и что было изюминкой всего его творчества.
В январе 1889-го он женился на Трубниковой, а Репин был на церемонии венчания, проходившей в Петербурге, свидетелем. В сентябре пара отправляется на Всемирную выставку в Париж. А вернувшись, Серов занимается написанием целого ряда портретов, в том числе и портрета дочери генерала Драгомирова Софьи. Репин, передавая портрет заказчику, делает на нем несколько мазков, поправляя костюм и аксессуары, что сильно задевает Валентина. На какое-то время их отношения портятся.
В 1890-м рождается его первый ребенок – дочка Ольга. Серов с портретом отца участвует в 18-ой выставке Передвижников, о котором лестно отозвался критик Стасов. А портрет Мазини, выставленный на конкурсе МОЛХ, завоевал первую премию. Серов, как портретист, становится очень популярным. Он пишет портреты певца Таманьо, своего друга пейзажиста Коровина, художника Левитана, писателя Лескова.
Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. В своих работах Серов подчеркивал внутренние черты позировавших ему людей, которые были спрятаны от окружающих. Он также увлеченно пишет детские портреты. На картине «Дети» (1889 г.) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Саша и Юра были разными по натуре, несмотря на внешнюю схожесть, и художник сумел это передать в своей картине. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского хаpaктера.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Серов первым, как отмечают современники, уловил интеллигентность и мягкость хаpaктера императора. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства.
Дальнейшее творчество
Революция 1905 года произвела на Серова сильное впечатление. Он видел убитых, и это сильно потрясло художника. Он ушел из Академии художеств, которой руководил Владимир Александрович, великий князь, давший распоряжение применять военную силу против безоружных. Под впечатлением событий художник пишет темперой «Солдатушки, бравы ребятушки». Работа по своей манере отличается от его предыдущих полотен.
В этом же году к 35-летию творческой карьеры Ермоловой Серов пишет ее ростовой портрет. Он также оттачивает мастерство карандашного рисунка. Портреты Шаляпина, Станиславского, Врубеля, Римского-Корсакова и других знаменитостей являются гордостью русской художественной школы. Возвращается Серов и к историческим личностям. Его картина темперой «Петр I» — одна из лучших в этом жанре. Грозный и стремительный Петр на фоне строящихся кораблей резко контрастирует со своей свитой, еле поспевающей за ним.
Последние годы
В 1907-м Серов путешествует по Греции. Красоты античности навевают ему мифологические образы картин «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая», написанные в 1910-м. Увлекается он и работами для театральных постановок. Занавес, расписанный для «Шахерезады», пришелся по вкусу зрителям Парижа и Лондона. Элементы античных барельефов просматриваются и в портрете Иды Рубинштейн, танцовщицы и восточной красавицы.
В своих работах художник стремится обострить выразительность формы, как в портретах Орловой и Гиршман, написанных в 1911-м. А вот портрет Щербатовой Серов закончить не успел. Спеша к ней на очередной сеанс, художник упал. Случившийся при этом приступ стенокардии стал причиной его cмepти. Так в 46 лет закончилась творческая деятельность этого блистательного русского художника.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Валентин Серов. Судьбы детей художника
Валентин Серов «Дети» (Саша и Юра Серовы) (1899 г., ГРМ).
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Дорогие друзья! У меня возник вопрос, когда мы смотрим на портрет известного человека, то все понятно, мы знаем, кто этот человек. Но часто художники рисуют детей, задумывались ли вы о судьбах детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников. Как пример: Валентин Серов «Дети» (Саша и Юра Серовы) (1899 г., ГРМ).
СУДЬБА ДЕТЕЙ ХУДОЖНИКА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Сначала, коротко, несколько слов о самом художнике, Валентине Серове. Валентин Серов родился 19января 1865 года в Петербурге, в семье Александра Николаевича Серова, знаменитого композитора, педагога и музыкального критика, мать – тогда была его ученицей. Отец женился в 43 года на своей 17-летней ученице Валентине Семеновне Бергман, ставшей первой русской женщиной-композитором. Ее родители владели небольшим магазином колониальных товаров. Она была талантливой пианисткой, но выйдя замуж, бросила учебу и посвятила свою жизнь семье. К тому же она увлекалась революционными идеями. После cмepти мужа в 1871 году Валентина уехала учиться музыке в Мюнхен, а сына определила в семью доктора Когана, соратника по революционной деятельности. Так юный Серов более чем на год попадает в организованную Коганом с друзьями коммуну в деревне. Быт их был устроен во многом по образцу коммуны, описанной Чернышевским. Детство мальчика было вообще кочевым. Обнаружив способности мальчика к рисованию, в 1874 году мать с мальчиком перебирается в Париж, где в то время находился И.Репин, который и стал его первым учителем. Мальчик брал уроки живописи у И. Репина, в семье которого жил в 1879 году, и в Москве. С 1894 года В. Серов состоял члeном Товарищества передвижных художественных выставок. С 1897 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1889 году – 29 января в Петербурге Серов женился на своей сверстнице, учительнице Ольге Федоровне Трубниковой, воспитаннице его родственников Симоновичей. Он часто бывал в доме Симоновичей, где и познакомился с Лелей Трубниковой. Спокойная и аккуратная она напоминала ему голландку. Позже она стала его невестой, а потом и женой.
Бpaк был счастливым, у них было 6 детей. две дочери и четыре сына: Ольга, Александр, Юрий, Михаил, Антон и Наталья.
Судьба отпустила Валентину Серову 46 лет. Чуть больше, чем Чехову или Левитану. Скончался художник 22 ноября 1911 года в Москве. Похоронен был на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их портреты.
Судьба детей художника сложилась естественно по-разному. Вот краткая информация: Ольга стала писательницей и умерла в СССР, через год после Победы, в 1946 году. Александр (1893-1960) прожил довольно долгую жизнь, 67 лет. Он окончил политехнический институт и стал инженером-судостроителем, был военным летчиком и т. д. Юрий (Ге opгий) Валентинович (1894 – 1932/3) стал актером. Михаил скончался в Москве в 1938 году. Антон вместе с женой погиб в Питере в блокаду, его внук стал священником, отцом Антоном. Наталья (1908–1950). В замужестве Горлова. В эмиграции жила в Париже. Профессионально занималась фотографией. После 1932 вернулась в СССР. Известны письма И. Е. Репина к Н. В. Серовой (1927). Умерла в 1950 году, похоронена на Новодевичьем. Сегодня прямые потомки художника живут в России, на Кипре, в США, во Франции и в Ливане.
Детская тема необыкновенно важна в творчестве Серова. Летом 1899 года Серов побывал на побережье Финского залива в Териоки (ныне — г. Зеленогорск, климатический курорт). Здесь он создал одну из лучших и самых тонких своих картин «Дети Саша и Юра» (1899, ГРМ).
На ней он изобразил старших сыновей. Ко времени создания этой картины Серов стал уже очень востребованным художником, много работал на заказ. Но иногда он, словно отдыхая, писал для себя лично «иHTиMные» портреты.
Оба сына художника, Саша (7 лет) и Юра (5 лет), изображены на веранде, обращенной к воде. Старший смотрит на панораму залива и угасающего северного неба, а младший повернулся к нам и глядит с задумчивым видом. Мальчики одинаково одеты и внешне похожи друг на друга. Но художник показывает разницу их состояний: серьезную сосредоточенность старшего и мечтательную задумчивость младшего, тонко подмечает хаpaктерность неповторимых детских жестов, наивность и чистоту. Картина написана широкими мазками, на полутонах — это настоящий импрессионизм в передаче впечатления от природы и настроения детей.
Читайте также Диана эстрада - биография знаменитости, личная жизнь, детиЮрий (Ге opгий) Валентинович (1894 – 1932/3) был актером, другом Михаила Чехова. (Михаи;л Че;хов (1891, Петербург -1955, Беверли-Хиллз, Калифорния) — русский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. Племянник Антона П. Чехова, сын его старшего брата Александра. С 1939 года жил в США, создал свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер и многие другие голливудские «звёзды»). Юрий покинул Россию во время революции. Сначала жил в Германии, затем — во Франции, где Жорж, как его здесь звали, стал довольно известным актером немого кино и работал на европейских студиях. Играл главные роли в фильмах «Собака Баскервилей», «Тарас Бульба» и других картинах. Умер рано, не дожив до 40. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. (. 6 октября 1927 года состоялась премьера первого звукового фильма — «Певец джаза»)
Больше всех из детей Серовых жизнь испытывала старшего — Александра. Он был мальчиком необычайно одаренным. Как-то семья Серовых собралась на берегу Финского залива. Саша Серов (ему было тогда лет 17) самостоятельно построил яхту по изданной в Швеции потрепанной книге (на шведском языке!). Он успешно ходил на ней по заливу, вызывая восхищенные возгласы у публики, толпившейся на берегу. Александр Серов окончил политехнический институт и стал инженером-судостроителем. Когда началась Первая мировая, он добровольно пошел в царскую армию. Попал он в британский воздушный корпус — созданный на территории России. Из Серова получился толковый летчик-ас. Александр Серов оказался на службе у белых – такая выпала ему карта! Много летал, был комaндиром эскадрильи, вместе с белыми откатился на юг. Попал в Грецию. Ему повезло — он устроился работать механиком. В Салониках познакомился с французом Дюрафуром, немного говорящим по-русски. Позднее выяснилось, что Дюрафур был близок к правительственным кругам Франции, которая, как известно, после Первой мировой получила часть территории бывшей Османской империи — в частности, Сирию и Ливан. Территории эти нужно было осваивать, требовались грамотные люди, инженеры, и Серов для этой цели подходил.
Валентин Серов
В алентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками», полотна с члeнами императорской семьи, афиша с Анной Павловой и портрет обнаженной Иды Рубинштейн — вспоминаем творчество известного русского художника.
«Взмахивал карандашом решительно и смело»
Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) — пианисткой и первой женщиной-композитором в России. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его cмepти Серов с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу.
Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.
Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и выpaбатывал собственные художественные взгляды.
Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».
«Все, чего я добивался, — это свежести»
Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но дeвyшку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.
В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой — она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.
Портретист императорской семьи
В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства — итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.
В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» — в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды. Над образом Александра III Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя — 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги — художник рисовал с натуры.
В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе — он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
Валентин Серов был члeном Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников — «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов. Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Лидер объединения Александр Бенуа вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохаpaктерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».
В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова — изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов — сын княгини Зинаиды Юсуповой.
После cмepти Павла Третьякова Серова избрали члeном совета Третьяковской галереи — он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.
В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф».
В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.