Биографии    


Антонио Вивальди — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Антонио Вивальди — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вивальди. Неизвестная жизнь известного композитора

В истории музыки он — признанный гений, и вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, вследствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в гpyди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыке. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников: концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году, помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачом. Путешественники, прибывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечатлением окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро Паолина всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье: приступы астмы донимали Вивальди. Обе дeвyшки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытым. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные мaнycкрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Антонио Лучо Вивальди (1678-1741) — биография, жизнь и творчество итальянского композитора

Детство и юность

Ранние годы жизни описываются в биографии Вивальди кратко. Творчество его относится к позднему периоду Венецианской республики, когда город был крупным культурным и торговым центром, но уже начинал утрачивать свое влияние. Отец композитора Джованни Баттиста родился в уважаемой семье из Брешии, которая в 1665 году перебралась в Венецию. Джованни обучился парикмахерскому ремеслу и для развлечения клиентов время от времени играл на скрипке, как было заведено в итальянских цирюльнях того времени.

Музыка занимала все большее место в его жизни, он принимал участие в создании венецианского музыкального общества, а позже совсем оставил ремесло цирюльника, заняв должность главного скрипача капеллы в соборе Святого Марка. Джованни женился в 1677 году на Камилле Каликкью и 4 марта 1678 года у них родился первенец — Антонио Лючио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока и акушерка убедила родителей-католиков в необходимости тут же крестить ребенка.

Об этом осталась запись в церковном приходе Собора Сан-Джованни-ин-Брагора, что и позволило так точно установить дату рождения композитора. Доподлинно не известно, что повлияло на решение матери Антонио, преждевременные роды или случившееся в тот день землетрясение, но Камилла дала обет, что если ее ребенок останется жив, то посвятит свою жизнь Богу. Первенец выжил, но не отличался крепким здоровьем.

Исследователи предполагают, что склонность к композиции могла перейти от отца к сыну, так как известно об одной опере, написанной Джованни Вивальди и поставленной в 1689 году. Как видно на сохранившихся портретах, Антонио унаследовал от отца и цвет волос, который был рыжим. У четы Вивальди родилось еще несколько детей:

  • Маргарита Габриэла.
  • Жанетта Анна.
  • Сесилия Мария.
  • Бонавентура Томасо.
  • Франческо Гаэтано.

Братья пошли по стопам отца и стали цирюльниками, а о сестрах известно только то, что одна из них точно жила в Венеции.

Музыкальное образование

Всю жизнь композитор страдал от тесноты в гpyди, если говорить современным языком — астмы. Возможно, такая ситуация определила выбор любимого музыкального инструмента Антонио — скрипки, так как играть на духовых ему не позволяло состояние здоровья. Первые уроки музыки юному композитору дал Джованни Вивальди. Мальчик оказался настолько способным учеником, что с одиннадцатилетнего возраста стал заменять отца в капелле, когда тот отлучался из Венеции.

Некоторые источники называют и других учителей теории музыки и композиции:

  • Джованни Легренци.
  • Арканджело Корелли.

Явных свидетельств или автобиографии, подтверждающих эти предположения нет, но в ранних произведениях Вивальди исследователи отмечают влияние музыкальных стилей мастера игры на органе Легренци и римского скрипача Корелли. Первым произведением юного композитора считается работа под названием Laetatus sum (Будем ликовать), написанная в 1691 году.

Школа Оспедале делла Пиета

В 15 лет Антонио исполняет обет своей матери и начинает изучать церковные науки, чтобы сделать карьеру священнослужителя. Но занятия музыкой юный скрипач не думает бросать и еще до посвящения в духовный сан начинает преподавать игру на скрипке в школе, организованной при монастырском приюте для девочек Оспедале делла Пиета.

Подобные учебные заведения создавались для того, чтобы дать жилье и хорошее образование сиротам и брошенным детям, и финансировались из средств Республики. Таких учреждений в Венеции того времени было четыре. Мальчикам преподавалась торговля, а девочек обучали музыке, а самых талантливых направляли в популярный оркестр или хор в Оспедале.

Кроме преподавания в обязанности Вивальди входит должность хормейстера и написание для воспитанниц школы музыки на духовные и светские темы. Такое положение дает юноше широкие возможности для творчества и воплощения разнообразных идей. Список произведений, написанных в этот период:

  • кантаты;
  • оратории и хоралы;
  • концерты;
  • произведения для голоса в оркестровом сопровождении на библейские темы.

Талант Антонио принес свои плоды — школа Оспедале делла Пиета прославилась у ценителей и знатоков музыки как лучшая в Венеции. В 1704 году произошло рукоположение молодого человека, но обязанности по проведению церковных служб он выполнял недолго.

Одна из версий связывает такое положение дел с состоянием здоровья, не позволяющим Антонио отстоять полноценную мессу. За цвет волос юношу прозвали рыжим священником.

По косвенным свидетельствам можно понять, что сочинение музыки настолько занимало мысли юного композитора, что он мог просто уйти посреди службы, чтобы записать какую-то тему или мелодию, пришедшую в голову. Вивальди остался посвященным в сан, но основным занятием избрал музыку и вскоре о нем заговорили как о скрипаче-виртуозе. Знатные гости Венеции бывали на виртуозных выступлениях музыканта и прославили его далеко за пределами Италии. Начали издаваться и партитуры музыкальных произведений Антонио Вивальди — вышло два сборника его сонат в 1705 и 1709 годах.

Композиторская деятельность

Хотя Вивальди известен большинству любителей классики как тот, кто написал Времена года, но композитор на самом деле является создателем множества замечательных произведений. Например, оперных партитур сохранилось до нашего времени около сорока, предполагается, что изначально их было не меньше девяноста. Интересный факт: Антонио был способен написать трехтактную оперу в течение пяти дней и отличался такой музыкальной фантазией, которая позволяла на одну тему сочинить множество вариаций.

Читайте также  Александр числов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Произведения оперного жанра

Свою первую оперу «Оттон на вилле» композитор написал в 1713 году. Автором либретто являлся Доменико Лалли, описывавший в нем краткий эпизод из римской истории. Премьера состоялась в том же году в небольшом театре городка Виченце. Видимо, представление имело успех, так как на него обратили внимание венецианские импресарио, а один из них, владелец театра Сан-Анджело Модотто, сделал Вивальди заказ на новую оперу.

Сотрудничество с Доменико Лалли и театром Сан-Анджело продолжалось долгие годы. Вторая опера была написана год спустя и называлась Orlando finto pazzo (Роланд, мнимый безумец). Основой либретто стал стих итальянского поэта Л. Ариосто в свободной переработке. Композитор писал и оратории — одним из лучших произведений Вивальди считается «Юдифь торжествующая», отличающаяся мелодичностью и колоритной оркестровой партией.

Ничто не могло надолго отвлечь Антонио от работы в театре, ни широкая популярность его как талантливого скрипача, ни возросшее из-за этого число учеников. В 1715 году театр Сан-Анджело делает ему заказ на написание двенадцати главных арий для оперы Nerone fatto Cesare (Нерон, ставший Цезарем).

Следующие пять лет считаются наиболее успешными с точки зрения творчества композитора. Театр ставит около десяти его опер, кроме того, в 1716 году Вивальди назначается руководителем всей музыкальной деятельности школы Оспедале. Об известности композитора за пределами Венеции говорит тот факт, что одна из его опер прошла на подмостках театра во Флоренции.

Консервативные музыканты не приветствовали необычный стиль Вивальди, а памфлет одного из них, Бендетто Марчелло, изображавший маленького священника со скрипкой в руках, так поразил композитора, что он на некоторое время приостановил работу над операми.

Работа и личная жизнь в Мантуе

Слава Вивальди как оперного композитора привела его в Мантую, где ему предложил место капельмейстера губернатор города — принц Гессен-Дармштадский, тонкий ценитель музыкального искусства. Композитор занимал эту должность с 1719 по 1922 год, а в 1921 году посетил Милан, где представил на суд публики свою драму Сильвия.

Как священник Антонио принял обряд безбрачия и не имел права на плотские утехи. В Мантуе судьба свела молодого капельмейстера и оперную певицу Анну Жиро, дочь французского парикмахера. В своих письмах Вивальди называет ее не иначе, как своей прилежной ученицей. Вероятно, благодаря знаниям секретов вокальной техники, Антонио действительно помог становлению Анны как певицы, обладавшей приятным голосом небольшого диапазона.

Анализ воспоминаний современников позволяет сделать вывод, что ее пение больше отличалось одухотворенностью и артистическим талантом, чем вокальными данными. Анна и ее сестра Паолина становятся неизменными спутницами композитора на долгие годы. Они путешествуют вместе с ним по Европе, хотя в те времена это было довольно опасно. Паолина приняла на себя и медицинские обязанности, заботясь об Антонио во время астматических приступов.

Когда срок службы капельмейстером кончился, вся троица вернулась в Венецию, где местные жители, острые на язык, прозвали Анну подругой рыжего священника. Слухи и домыслы о странной совместной жизни в одном доме священника и двух молодых женщин способствовали обострению отношений Вивальди с церковными сановниками, что очень его огорчало. Но несмотря на это, он твердо отстаивал честь своих спутниц и очень уважительно о них отзывался.

Творческие посещения Рима

Первая поездка в Вечный город в 1723 году была приурочена к постановке новой оперы Геркулес на Термодонте, содержание которой относится к девятому подвигу мифологического героя, намеревающегося заполучить пояс и меч царицы амaзoнок. Главное описание этого путешествия — римлянам так понравился музыкальный стиль Вивальди, что они перестали слушать другую музыку.

В следующем году на суд римской публики были представлены и прошли с триумфальным успехом оперы «Джустино» и «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью». Кроме того, композитор был удостоен аудиенции у папы Бенедикта XIII, где исполнил отрывки из своих произведений.

В этот период был написан и цикл «Искус гармонии и инвенции», куда вошли популярные сейчас сочинения А. Вивальди — Времена года. Четыре скрипичных концерта соответствуют четырем временам года и будят в воображении слушателя сцены, соответствующие каждому сезону:

  • Зима — катание на коньках и потрескивание огня зимними вечерами.
  • Весна — пение птиц и журчание ручьев.
  • Лето — звуки пастушьих дудочек и жужжание комаров.
  • Осень — танец пьяных крестьян и лай охотничьих собак.

Каждую часть цикла Вивальди связывал с сонетом, описывающим сцены, отображенные им посредством музыки. Впервые эти произведения были опубликованы в 1725 году в Амстердаме. Композитор писал сочинения и для других музыкальных инструментов с оркестром — флейты и мaндолины. Изменение типичного для барочной музыки концерта для нескольких солистов на индивидуальную лиричность и страстность сольного является главным творческим достижением Антонио Вивальди.

Последние годы жизни

Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования бpaка Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».

В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».

В последние годы жизни произведения композитора теряли популярность из-за изменившихся вкусов публики, а его финансовое положение сильно ухудшилось. Он решил принять приглашение Карла VI и переехать жить в Австрию. Однако cмepть императора вскоре после приезда Вивальди в Вену разрушила его надежды на должность композитора при дворе и обеспеченную старость. Жизнь великого венецианца заканчивается 28 июля 1741 года в нищете и вдали от родины.

На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.

Антонио Лучо Вивальди

Фото Все

Видео Все

«Диалог» — авторская программа Карины Абдуллиной на радио «Классика». Антонио Вивальди

По следам Вивальди.

Антонио Вивальди. «Иудифь» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Антонио Вивальди — биография

Антонио Вивальди – талантливый скрипач, композитор, дирижер, священнослужитель и педагог. Он создал более 90 опер и 500 роскошных концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях Вивальди пpaктически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям.

Детские и юношеские годы

Будущий скрипач родился в Венецианской республике 4 марта 1678 года в семье Джованни и Камиллы Вивальди. Его отец родился в Брешии, но когда ему исполнилось 10 лет, мать решила переселиться в Венецию. Джованни был музыкантом и цирюльником. Такое странное сочетание в те времена было обычным явлением – в обязанности цирюльника входило не только подстригание и бритье клиентов, но также их музыкальное развлечение.

Вивальди-старший умело совмещал парикмахерское мастерство с игрой на любимой скрипке. Он даже играл в оркестре при соборе Св. Марка. В дополнение его имя значится в перечне родоначальников местного музыкального общества и на обложке оперы за 1689 год.

Антонио Вивальди

Руководил упомянутым обществом автор опер и композитор Джованни Легренци. Исходя из вышеуказанных фактов, исследователи биографии Антонио Вивальди пришли к заключению, что талант и любовь к музыке он унаследовал от отца. Последний передал сыну мастерство игры на скрипке и безупречный слух. По одной из версий, юный Антонио даже изучал музыкальное искусство под руководством Джованни Легренци.

Точная дата рождения Вивальди была установлена по особым обстоятельствам. Мальчик был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, и принимавшая роды акушерка посоветовала немедленно крестить малыша на случай его быстрой кончины. Именно поэтому младенца окрестили в течение двух часов после рождения, что отображено в церковной книге.

Существует легенда, что в тот день в Венеции было землетрясение, и это событие спровоцировало преждевременные роды. Мать пообещала, что если сын будет жить, то станет священником. Антонио сумел выжить, но отличался хрупким телосложением и слабым здоровьем.

Мальчик страдал от астмы, а потому не мог свободно передвигаться и играть на духовых инструментах. При таких ограничениях скрипка стала для Антонио настоящей отрадой. Уже в десятилетнем возрасте Вивальди начал играть в капелле Св. Марка, выполняя обязанности отца.

13-летним мальчишкой Вивальди-младший стал работать при соборе – он открывал врата храма. Позже Антонио занимал и другие, более высокие церковные должности.

Только один раз он отслужил мессу, но был освобожден от этой обязанности из-за плохого здоровья. Юноше позволили заниматься исключительно музыкой.

В XVII веке венецианские священники могли совмещать служение Богу с написанием музыки. Это было таким же обычным явлением, как и музыкальные инструменты в цирюльне. К тому же Венецианская республика была одним из самых культурных государств мира. При этом в области духовной и светской музыки она шла впереди всей Европы.

Создание музыки

Вивальди начал преподавать игру на скрипке в 25 лет. Он трудился в консерватории «Ospedale della Pietà». Отметим, что консерваториями в то время назвались монастырские школы-приюты, где учились дети бедных и сироты. Подобные школы существовали за счет средств республики.

Консервотория «Ospedale della Pietà» где учился Вивальди

В заведениях для девочек в первую очередь преподавали гуманитарные науки. Особое место отводилось музыке, пению, исполнению псалмов и других духовных песнопений. Мальчики, учившиеся в соответствующих учебных заведениях, преимущественно изучали точные науки, так как должны были стать ремесленниками и торговцами.

Антонио Вивальди сначала учил воспитанниц приюта игре на скрипке, а потом стал преподавателем альта. Каждый месяц он составлял кантаты, концерты, оратории, вокальные произведения для хора и солистов ко всем церковным праздникам.

Талантливый композитор работал в школе-приюте в течение 1703 – 1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. Вивальди активно трудился, лишь для приюта сочинив более 60 различных творений: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.

Читайте также  Rob schneider - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Постепенно произведения Антонио Вивальди стали публиковаться. Так, в 1705 и 1709 годах были изданы два опуса композитора по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов, получивших название «Гармоническое вдохновение». В итоге, о талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами.

В 1706 году музыкант блистал во французском посольстве, а спустя три года его ораторией наслаждался король Дании Фредерик IV. В знак благодарности Вивальди посвятил монарху 12 сонат.

Портрет Вивальди

Важную роль в жизни Вивальди сыграло знакомство в 1712 году с Готфридом Штельцелем – немецким композитором. Спустя пять лет Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет.

Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. Первая опера Вивальди называлась «Оттон на вилле». Благодаря успеху этого творения молодого композитора заметили меценаты, и начали давать ему заказы на музыкальные произведения. Так, одним из первых стал владелец театра Сан-Анджело, который обратился к Антонио за написанием новой оперы.

В течение 1713 – 1737 годов Вивальди создал 94 оперы, но до сегодня сохранилось лишь 50 партитур, авторство которых точно установлено.

Некоторое время оперы великого композитора пользовались огромной популярностью, но любовь публики оказалась короткой. Венецианцы вскоре увлеклись творениями других мастеров, а оперы Антонио уже считались старомодными.

В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где презентовал свою драму под названием «Сильвия». К следующему году он подготовил ораторий на библейскую тематику. В течение 1722 – 1725 годов композитор жил в Риме, где создавал новые произведения и даже выступал перед папой римским, что было огромным достижением и честью для музыканта-священнослужителя.

В 1723 – 1724 годах маэстро написал свои самые известные концерты, получившие название «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают, что указанные произведения являются вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, хаpaктерных определенному сезону. Так, в этой музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.

Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между двумя выдающимися личностями зародилась настоящая дружба. Когда в Венеции слава композитора постепенно убавлялась, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями.

Тем не менее, на старости лет маэстро вынужден был продавать свои произведения за копейки, чтобы не превратиться в нищего. Венецианцы полностью утратили интерес к Вивальди, и композитор решил перебраться в Вену к своему покровителю Карлу VI. Но вскоре после переезда император умер, затем началась война, и талантливый скрипач лишился внимания почти всех поклонников.

Личная жизнь

Великий композитор был католическим священником, поэтому всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Тем не менее, личная жизнь Вивальди порождала много пересудов и домыслов. Нашлись недоброжелатели, которые усмотрели нарушение благопристойности в его отношениях с ученицей школы-приюта – Анной Жиро и ее родной сестрой Паолиной.

Портрет Анны Жиро

Маэстро был наставником Анны, которая поражала современников не столько силой голоса, сколько актерским мастерством. Именно для этой воспитанницы Вивальди сочинил большое количество опер и арий. Они проводили много времени вместе как на родине, так и во время выездных выступлений.

Вместе с тем, Паолина, сестра Анны, восхищалась гениальным учителем и добровольно стала его сиделкой и медсестрой. Она помогала Вивальди преодолевать болезни и врожденные недуги.

Долгое время высшее духовенство игнорировало чрезмерное увлечение священнослужителя светской музыкой, но не стерпело постоянного пребывания с ним молодых дeвyшек.

В 1738 году Вивальди и его спутницы хотели выступить на традиционном карнавале в Ферраре. Однако по указу местного кардинала-архиепископа известного композитора не пустили в город и отслужили мессу по его грехопадению.

Смерть композитора

Последние годы жизни одинокий и бедный Антонио Вивальди провел в Вене. Маэстро скончался 28 июля 1741 года, полностью забытый прежними обожателями. Тело композитора было похоронено на кладбище для бедных, а имущество распродано за долги. Младшие сестры Вивальди узнали о cмepти знаменитого брата лишь спустя месяц после его кончины.

Длительное время имя маэстро было забыто. Лишь один поклонник преданно хранил память о величайшем композиторе и его гениальных творениях – Иоганн Себастьян Бах. Он искренне ценил достижения Вивальди и потратил немало времени на расшифровку десяти его произведений для оркестра и различных инструментов. Творения венецианского композитора оказали заметное влияние на творчество немецкого органиста.

Любопытные факты

  • Огромная заслуга в открытии и изучении шедевров Вивальди принадлежит музыковеду Альберто Джентили. Именно он в начале ХХ века обнаружил 14 томов различных творений композитора.
  • До наших дней дошел один цветной портрет Антонио Вивальди и его можно встретить во многих современных учебниках. Тем не менее, вполне вероятно, что на картине нарисован другой человек, так как на ней отсутствуют инициалы, а изображение заметно отличается от других портретов маэстро.
  • Из-за медного цвета волос Вивальди прозывали в Венеции «рыжим священником».
  • Композитор был знаменит тем, что всего за пять дней мог написать на одну тему солидную трехактную оперу и множество музыкальных вариаций.
  • Композиция под названием «Летняя гроза (шторм)», которая входит в комплекс произведений «Четыре времени года» и была исполнена Ванессой Мей, считается одной из самых знаменитых мелодий в мире.
  • Многие убеждены, что Вивальди сочинил композицию «Танго cмepти». Но в действительности автором «Palladio» является композитор Карл Дженкинс, который написал это произведение в 1996 году. Также приписываемая маэстро песня «Эльфийская ночь (песнь)» была создана группой «Secret Garden».

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Антонио Вивальди — интересные факты из биографии

Ах, Вивальди! Кто не слышал его знаменитых «Времён года», которые и спустя столетия остаются потрясающими произведениями искусства и ничуть не меркнут? Музыка, казалось, жила в этом человеке, наполняла его, как оболочку, и выплёскивалась наружу незабываемыми операми…

Вивальди родился семимecячным, очень слабым, однако таким же рыжим, как и его отец, которого даже в оркестре св. Марка звали Rosso, то есть «красный».

От рождения у Антонио был серьезный недуг — сдавленная гpyдь, всю жизнь его мучила астма, страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком. Но физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Первым и главным учителем Антонио был его отец, Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. Джованни Батиста, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе.

Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» — низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма.

В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню.

Все эти годы музыка была главным его увлечением. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать помощником священника, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.

Антонио получил сан священника и право служить мессы, но вскоре перестал это делать, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что «рыжий священник» однажды во время торжественной мессы не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею насчёт новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место». Закончилось это тем, что ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.

В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий «Оспедале делла Пиета». Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

Став педагогом одной из лучших «консерваторий» Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов.

Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

В 1713 году Вивальди обращается к новому для него жанру — опере, которая на долгие годы станет важной сферой его деятельности. Несмотря на внушительные успехи на оперном поприще, на заманчивые предложения из других мест, он остался верен венецианской «консерватории» и неизменно возвращался в нее после длительных отпусков.

Читайте также  Кристи бринкли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После пяти лет растущего признания в Венеции слава выдающегося оперного композитора Вивальди быстро распространяется в других городах Италии и различных странах Европы.

В первые годы своих оперных турне Вивальди еще связан с Венецией. Однако затем положение меняется. С 1720 года начинается трехгодичная служба Вивальди у маркграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора в Мантуе.

С пребыванием в Мантуе связано событие, оказавшее значительное влияние на всю последующую судьбу Вивальди, — его знакомство с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера. Современники находили Жиро искусной и одухотворенной певицей с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом: «Она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У нее был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование».

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями.

Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Позднее это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям. Как явствует из письма 1737 года, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вместе с ним приезжает и Анна, которую острые на язык венецианцы скоро назовут «подругой рыжего священника». Но и далее Вивальди продолжает путешествовать по крупнейшим европейским центрам.

В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.

В свои 35 лет Антонио работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело».

Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах.

Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.

Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мaндолин.

Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.

Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, трaнcкрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736). Однако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы.

16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, — писал композитор, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб.

Отношения Вивальди с администрацией семинара тоже продолжали ухудшаться — и не только из-за его частых путешествий. В годы, когда в Италии выдвинулось новое поколение композиторов-скрипачей, музыка Вивальди уже казалась устаревшей.В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с «Пиетой», на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой.

Последнее упоминание его имени в документах «консерватории» связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию.

На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть нeблагодарную родину и искать признания на чужбине.

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года «от внутреннего воспарения», как было записано в погрeбaльном протоколе.

Сегодня одно из самых знаменитых произведений Вивальди «Времена года» признано величайшим достоянием эпохи барокко. Каждое его исполнение собирает полные залы, музыканты-виртуозы многие десятилетия стараются понять его суть, а балетмейстеры перевести неисчерпаемый сюжет на язык танца.

Выдающееся творение маэстро подарило ему поcмepтную славу и стало пророчеством его собственной жизни — первой частью было его обучение, второй признание виртуозом, третьей горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.

Антонио Вивальди, Биография, Личная жизнь

Антонио Вивальди был композитором 17-го и 18-го века, ставшим одной из самых известных фигур в европейской классической музыке.

Синопсис

Родившийся 4 марта 1678 года в Венеции, Италия, Антонио Вивальди был рукоположен в священники, хотя вместо этого он решил следовать своей страсти к музыке. Плодовитый композитор, создавший сотни произведений, он прославился своими концертами в стиле барокко, став влиятельным новатором в форме и образце. Он также был известен своими операми, в том числе Аргиппо и Баязет. Он умер 28 июля 1741 года.

Ранняя жизнь

Антонио Лучио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Его отец, Джованни Баттиста Вивальди, был профессиональным скрипачом, который также научил своего маленького сына играть. Через своего отца Вивальди познакомился с некоторыми из лучших музыкантов и композиторов Венеции того времени. Пока его пpaктика игры на скрипке процветала, хроническая одышка не позволяла ему овладеть духовыми инструментами.

Вивальди стремился к религиозному обучению и музыкальному обучению. В возрасте 15 лет он начал учиться, чтобы стать священником. Он был рукоположен в 1703 году. Из-за его рыжих волос Вивальди был известен в местном масштабе как «Il Prete Rosso» или «Красный священник». Карьера Вивальди в духовенстве была недолгой. Проблемы со здоровьем не позволили ему принести массу и заставили его отказаться от священства вскоре после рукоположения.

Музыкальная карьера

В возрасте 25 лет Антонио Вивальди был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà (Благочестивая больница милосердия) в Венеции. Он написал большинство своих основных работ в этой должности за три десятилетия. Ospedale был учреждением, в котором обучались дети-сироты — мальчики по профессии и дeвoчки по музыке. Самые талантливые музыканты присоединились к оркестру, который исполнял произведения Вивальди, в том числе религиозную хоровую музыку. Под руководством Вивальди оркестр привлек международное внимание. В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем.

В дополнение к его хоровой музыке и концертам, Вивальди начал регулярно писать оперные партитуры к 1715 году; около 50 из этих баллов остаются. Его две наиболее успешные оперные работы, «Торжествующее постоянство» и «Фарнас», были выполнены во множестве пробуждений в течение жизни Вивальди.

В дополнение к своей обычной работе Вивальди принял ряд краткосрочных должностей, финансируемых покровителями в Мантуе и Риме. Это было во время его пребывания в Мантуе, примерно с 1717 по 1721 год он написал свой четырехчастный шедевр «Четыре сезона». Он соединял пьесы с четырьмя сонетами, которые он, возможно, написал сам.

Поклонниками и покровителями Вивальди были члeны европейских королевских семей. Одна из его кантат, Gloria e Imeneo, была написана специально для свадьбы короля Людовика XV. Он также был фаворитом императора Карла VI, который публично воздал честь Вивальди, назвав его рыцарем.

Поздняя жизнь и cмepть

Вивальди известен как композитор и музыкант, Вивальди уехал из Венеции в Вену, Австрия, возможно, в надежде найти место в расположенном там императорском дворе. Однако после cмepти Карла VI он оказался без видного покровителя и умер в бедности в Вене 28 июля 1741 года. Он был похоронен в простой могиле после похоронной службы, которая продолжалась без музыки.

Музыканты и ученые возродили музыку Вивальди в начале 20-го века, в течение которого многие неизвестные произведения композитора были извлечены из неизвестности. Альфредо Казелла, композитор и пианист, организовал возрождение Недели Вивальди в 1939 году. Музыка Вивальди широко исполнялась со времен Второй мировой войны. Хоровая композиция «Глория», вновь представленная публике на Неделе Вивальди, особенно известна и регулярно исполняется на рождественских праздниках по всему миру.

Вивальди, включая около 500 концертов,повлияли на последующих композиторов, в том числе на Иоганна Себастьяна Баха.