Биографии    


Вениамин Каверин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вениамин Каверин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Вениамина Каверина

Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.

Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.

В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова. Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков. Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).

В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 — университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).

В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический хаpaктер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов. От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию — такова оказалась писательская эволюция Каверина.

Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано — в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «. самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка «Детства»»,— размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи — романы «Скандалист» (1928) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936). В главных персонажах обоих романов — студентах Нагине и Трубачевском — без труда распознается авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа — Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции. В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты

Тема Каверина — это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.

Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.

В «Эпилоге» (1989), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады. Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть комaндированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985).

В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей — в ФРГ). В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931) — наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь — она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.

Вениамин Александрович Каверин умер 2 мая 1989 года.

Каверин Вениамин Александрович

Вениамин Александрович Каверин — советский писатель, драматург, сценарист.

Содержание

  • 1 Вениамин Каверин / Биография
  • 2 Вениамин Каверин / Книги
  • 3 Вениамин Каверин / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 Вениамин Каверин / Диафильмы
  • 5 О жизни и творчестве
  • 6 Награды и премии
  • 7 Экранизации
  • 8 Памятники

Вениамин Каверин / Биография

Вениамин Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в интеллигентной еврейской семье. Отец, Абель Абрамович Зильбер, служил военным музыкантом, мать, Анна Григорьевна, была владелицей музыкальных магазинов. Вениамин Каверин был самым младшим из шести детей в семье Зильберов. Отец мало вникал в жизнь детей, и материальное положение семьи было нелегким. Большинство забот лежало на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты, по ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Огромное влияние на Вениамина также оказывал старший брат Лев, ставший впоследствии всемирно известным ученым-микробиологом и иммунологом.

В 1912 году Вениамин Каверин поступил в Псковскую губернскую гимназию, проучился там шесть лет. В 1919 году переехал в Москву, там же окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но оставил свои опыты после критических отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского. Служил в студенческой столовой, потом одновременно работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета. По совету Юрия Тынянова, которого считал своим литературным учителем, в 1920 году переехал в Петроград, там продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Во время учебы он увлекся немецкими романтиками, ходил на лекции и семинары.

В 1920 году Вениамин Зильбер представил на объявленный Домом литераторов конкурс свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился за него одной из шести премий. Этот рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на Горького, который похвалил начинающего автора и начал следить за его творчеством. Примерно в то же время Виктор Шкловский привел Вениамина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». В число «Серапионов» входили такие известные писатели, как Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин и поэт Николай Тихонов. Но Каверину ближе всех по духу был умерший в возрасте двадцати трех лет Лев Лунц. Вместе они представляли так называемое западное направление и призывали русских писателей учиться у зарубежной литературы. У всех «Серапионов» были хаpaктерные прозвища, у Вениамина таким прозвищем было «брат Алхимик». «Искусство должно строиться на формулах точных наук», — было написано на конверте, в котором Вениамин послал на конкурс свой первый рассказ. Псевдоним «Каверин» был взят писателем в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Читайте также  Борис плотников - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Первое произведение Каверина, опубликованное в 1922 году, — фантастическая новелла «Хроника города Лейпцига за 18. год»; в том же году Каверин женился на Лидии Тыняновой (младшей сестре Ю. Н. Тынянова), ставшей позже детской писательницей. В следующем году вышел сборник новелл «Мастер и подмастерья» (1923).

На творчество Каверина огромное влияние оказал Э. Т. А. Гофман, это ощущается по множеству различных персонажей, переживающих причудливые превращения, по затейливой фабуле, когда во время действия сменяются страны и эпохи. В 1923 году он окончил Институт восточных языков. После окончания университета в 1924 году Каверин был оставлен в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств.

До конца 1920-х гг. совмещал литературную работу с научной.

В повести «Конец хазы» (1924) Каверин переходит к новой творческой манере, обращаясь к психологической мотивировке хаpaктеров. В его первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928) в игровом ключе воссозданы хаpaктеры филологов и писателей 1920-х гг.; прототипом главного героя явился В. Б. Шкловский. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского — последнему он посвятил серьезный научный труд, выпущенный в 1929 году отдельной книгой «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения». Эта книга одновременно была представлена как диссертация, которую Каверин с блеском защитил в Институте истории искусств, получив звание научного сотрудника первого разряда.

Одно время он сочинял пьесы, некоторые имели успех, их ставили известные режиссеры, сам Всеволод Мейерхольд предлагал сотрудничество, но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах.

В начале 30-х годов Каверин приступил к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» — он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные особенности этих книг.

Интересные факты из жизни и биографии Вениамина Каверина

Вениамин Каверин прошел долгий жизненный путь, был свидетелем многих переломных исторических событий, которые он описал в своих произведениях. Его персонажами стали новые герои. Главный его роман стал настольной книгой для нескольких поколений молодежи, научив их честности, стойкости, верности, умению дружить. Сам писатель придерживался этих идеалов в течение всей своей жизни.

Именем писателя В.А. Каверина астрономы назвали астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).

Как все начиналось?

Писатель появился на свет в провинциальном Пскове в большом семействе военного музыканта и пианистки с консерваторским образованием. Из шестерых детей Вениамин был самым младшим. Все весьма талантливые, все добились успехов в искусстве и науке. С раннего детства будущий писатель много читал — классику, приключения. Любимым писателем был Стивенсон.

Влияние других людей в творчестве писателя

Огромную роль в становлении будущего литератора сыграл его старший брат Лев, который станет позже вирусологом, основателем целой научной школы, и одноклассник Льва, Юрий Тынянов, в дальнейшем тоже известный беллетрист и мастер слова. Друзья позже породнились: Каверин взял в жёны сестру Тынянова, а Юрий стал мужем сестры Вениамина.

В гимназические времена единственной серьезной проблемой у будущего мастера слова была математика.

Каверин в юности пробует силы в поэзии. В те времена стихосложение было широко распространено среди молодежи с гуманитарным складом ума.

Получение новой фамилии

Настоящая фамилия его была Зильбер, он придумал себе вымышленное имя по имени П.П. Каверина, одного из приятелей молодости А.С. Пушкина, описанного поэтом в 1-й главе «Евгения Онегина».

Студенческая пора

В 1919 г. В.А. Каверин перебирается в Москву, чтобы получить аттестат и поступить на историко-филологический факультет Московского университета.

Ему удается сочетать учебу и работу. Он ведет деятельную общественную жизнь, принимает участие в работе пушкинского семинара под руководством Всеволода Иванова, посещает литературные встречи с известными поэтами. По рекомендации друга в 1920 г. переезжает в Петроград и продолжает учебу сразу на двух факультетах.

Увлечение поэзией после того как его стихи раскритиковали О.Э. Мандельштам и В.Б. Шкловский, быстро остыло. Зато рассказ «Одиннадцатая аксиома» в 1920 г. выиграл конкурс и заинтересовал М. Горького.

«Серапионовы братья»: начало писательской деятельности

Огромное значение для воспитания В.А. Каверина как мастера слова имела его причастность к группе литераторов «Серапионовы братья», которая возникла в 1921 г. Название кружка руководители позаимствовали из произведения немецкого романтика Гофмана. Оно намекало на христианского аскета Серапиона и должно было обозначать высокое качество литературы и ее аполитичность. В первые годы советской власти такая позиция была непозволительна. Вскоре молодые люди поняли свою наивность, и среди них начались идеологические разногласия: группировка разделилась на западное крыло и восточное. Первые предпочитали приключенческие жанры, а вторые уделяли внимание изображению бытовых и фольклорных сюжетов.

Первое время это не мешало творческому сотрудничеству, но постепенно они совсем разошлись во взглядах, чему способствовали серьезные нападки критиков.

Однако свою первую новеллу, сочиненную в стиле Гофмана, Каверин опубликовал в сборнике этого кружка.

В течение 20-х годов писатель занимался одновременно литературной деятельностью и наукой: окончил аспирантуру и завершил книгу «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского», засчитанную ему за диссертацию.

Лучшие произведения

В 30-е годы Каверин начинает писать крупные прозаические произведения. Сначала появился роман «Исполнение желаний», посвященный творческим исследованиям ученых. Этой же теме посвящена трилогия «Открытая книга», написанная после войны. Романы оценили высоко: сюжет был построен достаточно замысловато, герои подчеркнуто контрастны. И это стало отличительным чертой стиля автора.

Большинству книголюбов мастер слова известен как создатель популярного романа «Два капитана». Романтические приключения и одухотворенность военной генерации молодежи покоряли книголюбов всех возрастов.

Память о героях книги «Два капитана»

Из окон псковской детской библиотеки виден памятник главным персонажам его книги «Два капитана» — капитану Татаринову и Саньке Григорьеву.

В Полярном Мурманской области находится площадь «Двух капитанов», получившая наименование по заглавию любимой книги. На Северном флоте в военные годы В.А. Каверин служил военным корреспондентом, за что получил орден Красной Звезды. Именно здесь было создано продолжение эпопеи, за которую ему в 1946 г. вручили Сталинскую премию. Вероятно, именно это позволило ему не подвергнуться репрессиям подобно старшему брату.

Последние годы

Хаpaктером Вениамин Александрович был очень миролюбивым, старался никогда не вступать ни в какие литературные и общественные конфликты. Он не был диссидентом. В советское время его литературная судьба складывалась довольно благополучно. Все его книги публиковались при жизни, за исключением последней книги воспоминаний. Была, конечно, критика, которая была связана с идеологией, но от нее никто не был застрахован. Каверин поступал по совести, он не вступал в партию и не всегда желал подчиняться ее установкам.

Так было в 1955 г., когда литераторам разрешили самим издать сборник «Литературная Москва», который буквально через год запретили.

В 1958 г., когда Каверин, верный своим принципам, единственный из всех писателей старшего поколения не стал травить Бориса Пастернака.

Так было и в 1962 г., когда Каверин во вступлении к «Жизни господина де Мольера» упомянул о другом романе М.А. Булгакова.

Читайте также  Василий суриков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Так, было и тогда, когда он отказался подписать письмо, направленное против врачей-убийц, и когда подписал обращение в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского.

Лучшие романы В.А. Каверина не один раз экранизировали. Целые поколения молодежи учились у его героев мужеству, порядочности, стойкости, умению любить и дружить.

Человек, который не совершал подлостей: почему Вениамин Каверин важен не только как автор «Двух капитанов»

19 апреля 1902 года родился Вениамин Зильбер, который вошёл в историю литературы под фамилией Каверин. Автор приключенческого романа «Два капитана» прожил 87 лет в сложную эпоху, когда подлость была обычным делом. Но ему было не в чем себя упрекнуть. Лиза Биргер рассказывает о биографии человека, который сделал таким популярным девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

«Хотя в моей жизни не произошло ничего необыкновенного, она отмечена неповторимостью, хаpaктерной почти для каждого из моих сверстников»

Вениамин Зильбер родился в Пскове в семье военного капельмейстера и владелицы музыкальных магазинов. Он был шестым из шестерых детей, только один из которых по странной прихоти судьбы вырос композитором, но всех ждала длинная, не всегда счастливая судьба. Свою «большую, беспорядочную, театрально-военную семью» он опишет 70 лет спустя в книге мемуаров «Освещённые окна». «Кажется, — скажет он со своим хаpaктерным, каверинским сомнением, — я был способный мальчик».

В «Освещённых окнах» описаны прогулки с няней, шпаги отца, как разучивали в гимназии кантату к трёхсотлетию дома Романовых, а ещё чувство оцепенения, мешавшее ему в учёбе, когда, витая в облаках, он забывал про землю. Каверин писал, что всё детство ему мешала учиться уверенность, что ничего плохого с ним не может случиться и мир ему совсем не угрожает — а если так, то зачем и стараться. Пройдёт много лет, прежде чем он от неё окончательно избавится, но со стороны его биография кажется примером именно такой судьбы, неприкосновенной.

«Я трудился ночами при свете коптилки, перемежая изучение арабских рукописей историей русской литературы»

Окончив гимназию, Вениамин Зильбер взял тетрадку со стихами, две трагедии и рукопись первого рассказа и уехал вслед за братом Львом в Москву. Здесь он поступил на историко-филологический факультет университета, но по совету мужа старшей сестры и своего литературного наставника Юрия Тынянова перевёлся в Петроградский университет на факультет арабистики.

Изучение истории русской литературы он совмещал с любопытством к восточной мудрости и науке

Наверное, именно оттуда он перенял алгебраическую страсть к точности. «Искусство должно строиться на формулах точных наук» — было написано на конверте, в котором Вениамин Зильбер отправил на конкурс Дома литераторов свой первый рассказ, «Одиннадцатая аксиома». Он был вдохновлён формулой Лобачевского о соединяющихся параллельных прямых — так, в финале соединялись параллельные истории средневекового монаха и современного студента.

Рассказ получил одну из первых премий, а его автор стал восходящей литературной звездой. Так он попал на заседание нового литературного кружка, «Серапионовы братья». Начальствовал над кружком Виктор Шкловский, который заходил на заседания молодых литераторов, качал головой и задавал вопрос: «А интересно всё-таки, какие из вас вырастут баобабы?» Именно в это время писатель взял себе псевдоним Каверин — по имени гусара, друга Пушкина, упомянутого в «Евгении Онегине». Там же он нашёл подтверждение своим литературным убеждениям: писать истории, но не политические памфлеты. «Братья» были, как сейчас бы сказали, принципиально аполитичны и искали вдохновения не в грохоте политической борьбы, а в западных сюжетах и фольклорных сказках. Стоит ли говорить, что им потом за это досталось сполна?

«Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона»

Первая книга Каверина, «Мастера и подмастерья», вышла в 1923 году, и во многом это ещё подражание его любимому Гофману. Герои книги — столяры, инженеры, учёные, — но действие происходит не в Союзе, а в средневековой Германии. Писателя интересуют не победы рабочих, а мистика и загадки мастерства.

Рассказы вызвали скорее недоумение окружающих его писателей. Горький советовал ему искать вдохновения в русском фольклоре — почему бы не обыгрывать русские пословицы, например? А критика писала: «Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить своё слово и вспомнить, что это слово — русское».

Как сказки сделали Корнея Чуковского любимым детским писателем, но испортили ему жизнь

Каверин обратился к русскому, но и здесь поначалу не имел большого успеха: его первый роман, «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), описывал литературную жизнь его времени. В героях без труда узнавался и сам автор, и его главный учитель Шкловский. В общем, литературные опыты Каверина начала 30-х годов были настолько посвящены литературе, что сегодня читаются уже как часть её истории, не более. Но он, прилежный ученик, продолжал отходить от любимого им Гофмана к другому любимому писателю — Стивенсону и его апологии приключений. Раз публика не принимает его сказки, может, приняла бы приключенческий роман.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Какими бы ни были искания Каверина, его судьба на общем фоне всегда казалась довольно счастливой: его близкий друг Евгений Шварц описывал Каверина как писателя, у которого вместо телеги судьбы был легковой автомобиль. Он всегда был ясен и доброжелателен, и «чувство это исходило у него из глубокой уверенности в своём таланте, в своей значительности, в своём счастье…».

Сам Каверин в мемуарах не кажется столь уж беспечно лучезарным. Его самого судьба миловала, но к близким была не столь благосклонна. В конце 30-х, когда Вениамин Каверин начинал писать «Двух капитанов», его брата, вирусолога Льва Зильбера, арестовывали три раза подряд, всякий раз пытали. Но он не подписал доноса ни на себя, ни на других. Вторая часть «Двух капитанов» вышла в 1944 году, и тогда этот роман принёс Каверину Сталинскую премию и по умолчанию прилагающуюся к ней неприкосновенность.

Через год, в 1945-м, Сталинскую премию получил и его брат, Лев Зильбер, — за открытие вирусной природы paка. Когда премию получил Сергeй Михалков, он счастливо выдохнул: «Теперь не посадят». У Каверина был козырь ещё сильнее: говорили, что роман полюбился самому Сталину. И это притом, что его имя в нём не упоминается ни разу — даже в эпилоге. Именно поэтому для многих поколений читателей героический роман стал ещё и эскапистским: он показывал, что героев куёт не общество, не партия и не власть, а что стать кем-то, кем быть не стыдно, — личная задача каждого из нас.

«Меня спасла склонность к самоотчёту»

Из любых мемуаров, которых Каверин, между прочим, оставил нам в избытке, очевидна его склонность к самоедству, высокий нравственный счёт, который он предъявлял самому себе. Лучше всего он сам скажет за себя в «Освещённых окнах»:

«Мысль о том, не трус ли я, — одна из самых острых, укоряющих мыслей моего детства. Именно она впервые поставила меня лицом к лицу с самим собою. Этот взгляд со стороны, иногда оправдывающий, но чаще осуждающий, через много лет помог мне „быть верным действительности“, как писал Стивенсон. Взгляд со стороны неизменно помогал мне перед лицом решений, грозивших бедой — бедой, от которой нетрудно было ускользнуть, принимая эти казавшиеся почти естественными решения».

В истории русской литературы Каверин остался не только как великолепный, но и увы, недооценённый автор: все его тексты, особенно удивительная зрелая проза, не смогли выйти из тени «Двух капитанов». Да и публиковать эту взрослую прозу в 70-х он уже, невзирая на всю прошлую неприкосновенность, не мог.

Но Каверина стоит помнить и как человека, не совершившего ни единой подлости в век, когда эта подлость казалась естественной, как дыхание (в мемуарной книге «Эпилог» он немало страниц посвятил этой удивлявшей его естественности: дорогие ему люди, совершая подлости, утверждали, что «не могли» иначе). Он не отвернулся от Пастернака, выступал за публикацию «Ракового корпуса», подписывал письма в защиту Синявского и Даниэля. В общем, никогда не отворачивался от чужой беды и в итоге стал невидимым для печати. И тогда нам, его читателям, сильно повезло.

Читайте также  Анфиса вистингаузен - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Повезло потому, что непечатавшийся Каверин сделал то же, что до него многие подцензурные авторы: ушёл в сказку. Первая, «Песочные часы», была опубликована в 1941-м, остальные понемногу публиковались в 1960–70-х, но только в 1981 году эти сказки вышли отдельным сборником. Они стали единой повестью «Сказки города Немухина» с иллюстрациями Ге opгия Юдина — такими подробными, что книга о Немухине казалась нашей первой настоящей книжкой-картинкой.

В обычном городе Немухине творились самые фантастические дела, и в этих историях о летающих мальчиках и превращённых в статуэтку дамах полностью отразилось юношеское увлечение Каверина Гофманом. Мир Немухина не совсем современный, разве что и там едят на обед сосиски. Он застывший вне времён, старый, где ещё в ходу обращения «Салфет вашей милости». Ну а учительница музыки, а на самом деле фея Варвара Андреевна, которая слышит цвета и говорит с небесами, — конечно же, память об увлечённой музыкой маме. Ну и, конечно, немухинские сказки отразили вечные сомнения Каверина, его выученную убеждённость, что человек может воспитать себя в добре, вопреки любому злу.

Здесь невежливый мальчик превращён феей в песочные часы и, расколдованный, уже больше никогда никого не обижал. Здесь Великий Завистник лопнул от собственной зависти. Здесь трусишка Петька прочитал много книг и трусом быть перестал. В немухинских сказках постоянно повторяется это усилие добра, которым Каверин и запомнится нам навсегда.

Вениамин Каверин

Страна: Россия Родился: 6 апреля 1902 г. Умер: 2 мая 1989 г.

Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия — Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина — гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории paка. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. — повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. — роман «Художник неизвестен».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех — их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» — он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя — романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до cмepти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Ге opгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бесcмepтным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза — рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) — обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах — «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) — ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).