Биографии    


Андрей Усачев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Андрей Усачев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Андрей Усачев

Биография

У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.

Детство и юность

Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался Вальтером Скоттом, Фенимором Купером и Майн Ридом. «Двух капитанов» Вениамина Каверина и «Урфина Джюса» Александра Волкова «затер до дыр».

Писатель Андрей Усачев

Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» Давида Тухманова и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения Даниила Хармса, о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным баpaбанщиком, но поступил в институт электронной техники.

Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и комaндовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне — Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.

Андрей Усачев

В трудовой биографии автора детских рассказов множество пунктов: он охранял железнодорожную станцию и играл в ресторане, работал дворником и машинистом сцены в театре, убирал пляжи и редактировал журнал.

Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы

Литература

Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал члeном Союза писателей России.

Поэт Андрей Усачев с гитарой

Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим Чудом-юдом, баpaбашками и привидениями.

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.

Андрей Усачев и его книги

Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный хаpaктер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел дeвoчку, а не мухомор.

На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – Дед Мороз и Снегурочка, а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как

«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».

В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.

Андрей Усачев раздает автографы детям

Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».

Книга «Зоология для детей» — мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.

Андрей Усачев

В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».

Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» — откровенно плохой.

Личная жизнь

В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона — говорит, что в бpaке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные хаpaктеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.

Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорбллять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.

Андрей Усачев во дворе своего дома

Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения Дины Рубиной, Юза Алешковского или Людмилы Улицкой.

Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и Роальд Даль.

Андрей Усачев сейчас

В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.

Андрей Усачев в 2018 году

Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.

Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о Винни-Пухе, герое, которого в Советском Союзе прославил Борис Заходер. Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное Эдуардом Успенским. Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.

Цитаты

Лампа. Ночь. Библиотека. / Пушкин. Лермонтов. Шекспир. / Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…/ Как прекрасен этот мир!

«Поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех».

«Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».

«В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света».

Андрей Усачев – биография, фото, личная жизнь, новости, книги 2018

Андрей Усачев: биография

У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.

Детство и юность

Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался Вальтером Скоттом, Фенимором Купером и Майн Ридом. «Двух капитанов» Вениамина Каверина и «Урфина Джюса» Александра Волкова «затер до дыр».

Писатель Андрей Усачев

Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» Давида Тухманова и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения Даниила Хармса, о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным баpaбанщиком, но поступил в институт электронной техники.

Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и комaндовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне — Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.

Андрей Усачев

В трудовой биографии автора детских рассказов множество пунктов: он охранял железнодорожную станцию и играл в ресторане, работал дворником и машинистом сцены в театре, убирал пляжи и редактировал журнал.

Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы

Литература

Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал члeном Союза писателей России.

Поэт Андрей Усачев с гитарой

Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим Чудом-юдом, баpaбашками и привидениями.

Читайте также  Тейлор лотнер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.

Андрей Усачев и его книги

Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный хаpaктер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел дeвoчку, а не мухомор.

На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – Дед Мороз и Снегурочка, а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как

«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».

В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.

Андрей Усачев раздает автографы детям

Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».

Книга «Зоология для детей» — мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.

Андрей Усачев

В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».

Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» — откровенно плохой.

Личная жизнь

В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона — говорит, что в бpaке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные хаpaктеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.

Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорбллять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.

Андрей Усачев во дворе своего дома

Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения Дины Рубиной, Юза Алешковского или Людмилы Улицкой.

Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и Роальд Даль.

Андрей Усачев сейчас

В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.

Андрей Усачев в 2018 году

Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.

Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о Винни-Пухе, герое, которого в Советском Союзе прославил Борис Заходер. Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное Эдуардом Успенским. Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.

Цитаты

Лампа. Ночь. Библиотека. / Пушкин. Лермонтов. Шекспир. / Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…/ Как прекрасен этот мир!

«Поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех».

«Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».

«В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света».

Андрей Усачев – биография

Андрей Усачев является детским писателем, поэтом и прозаиком. Он появился в литературных кругах в сложные времена, когда все хорошие стихи были созданы и песни все написаны. Другой писатель, оказавшись на его месте, давно отправился бы на дно литературы: создавать критику на детскую литературу или рекламу. А Андрей Усачев взялся за упopную работу. Он все время ездил по редакциям, трудился на телевидении и радио, писал песни для постановок и спектаклей. И все у него выходило хорошо.

Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в городе Москва. Отец поэта – рабочий, мать была преподавателем истории. Согласно семейной легенде, дед Усачева был знаком с Надеждой Крупской и видел Гитлера вживую. Писать стихи поэт стал еще будучи подростком в вокально-инструментальном ансамбле, где играл на баpaбанах. После школы Андрей Усачев поступил в институт в Москве по изучению электронной техники, однако после четвертого курса оставил учебу. После армии поэт был взят на филологический факультет Калининского государственного университета, который закончил в 1987 году. Дипломная работа назвалась: «Поэтика стихов для детей Даниила Хармса».

В 1985 году автора начали публиковать, благодаря журналу «Мурзилка». После этого Усачев работал с «Пионером», «Веселыми картинками», «Крокодилом»; для них он писал фельетоны, юморески, стихи. Помимо этого, Андрей Усачев трудился сторожем, мойщиком посуды. Работал он также дворником и рабочим сцены.

В 90-м, благодаря Эдуарду Успенскому, поэт выпустил первый детский стихотворный сборник «Если бросить камень вверх», за который получил первую премию на конкурсе юных писателей. Спустя год вступил в Союз писателей. Несколько лет Усачев был сценаристом и ведущим передач для детей «Веселая квампания», «Кварьете», «Летающий диван». Довольно быстро Усачев стал известным автором в российской детской литературе. В 1994 году он издал поэтическую книгу «Сны Петушкова», в 1996 году – «Волшебную азбуку», в 1998 – «Сказочную азбуку», в 1999 – «Планету кошек» и «Шкатулку», в 2003 году – «Шуршащую песню», «Любопытную Варвару» и «Шел по улице жучок». Также у него есть сборники сказок и фантастики для деток «Умная собачка Соня»- 1996 год, «Сказочная история воздухоплавания» – 2003 год, «Оранжевый верблюд» – 2002 год и прочие.

В России издано свыше 100 детских книг Усачева. 2 его книги были выпущены в Израиле на иврите, 2 книги – в Украине, 2 – в Молдове. Печатается он также в Японии, Польше, Сербии. 5 книг Андрея Усачева советовало российское Министерство образования для обучения в школах в качестве учебников.

Музыку на стихи писателя сочиняли знаменитые композиторы: Теодор Ефимов, Максим Дунаевский, Павел Овсянников. К отдельным стихам Андрей Усачев написал музыку лично. По ТВ доносились свыше 50 детских песен с музыкой и стихами писателя. Свет увидели 20 аудиокассет с его сказками и песнями.

Помимо прозы и поэзии, он писал для кукольного театра. Самостоятельно и с остальными авторами создал свыше 10 пьес. Их показывают в 20 российских театрах. Усачев много времени отдал ТВ. В 1995-96 годах выпустил больше 100 программ. На студиях «СТВ», «Союзмультфильм» снято пятнадцать мультфильмов. Один из них является полнометражным.

По его сценариям различные студии России сняли десятки мультфильмов, также художественную картину из 40 серий «Дpaкоша и компания».

Андрей Усачев является автором 5 учебных книг, которые рекомендованы российским Министерством образования. Его труды были переведены на несколько языков, в общем их насчитывается 3 млн.

Усачев также писал известные пьесы для детского театра, новогодние сценарии. Помимо этого, он много внимания уделял песням: на сегодняшний день выпущено больше 10 его сборников. Андрей Усачев был лауреатом фестиваля «Золотой Остап» (2005 год), конкурсов «Книга года» (за произведение «333 кота») и “Петя и волк-2006” за лучшее произведение для детей.

Поэт Андрей Усачев: »Не надо растить гения, растите ребенка»

Как приучить ребенка к чтению? «Списки литературы» от известного поэта и писателя Андрея Усачёва

Галина Касьяникова шеф-редактор сайта 7ya.ru

  • «Списки литературы» от Андрея Усачева
  • Воспитание подростков: «поди угадай»

Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной «Умной собачки Сони» и логопедического бестселлера «Малуся и рогопед», размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.

— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?

— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.

Раз мы доросли до понятия «возрастная психология», то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, «Войну и мир» 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них выpaбатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать «Казаков», которые вполне доступны для детского восприятия?

Читайте также  Джессика честейн - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят «Тараса Бульбу» — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.

— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат «За родину, за веру». Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, «Преступление и наказание». Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уpoдовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот «корм», который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.

— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги «на вырост» — чтобы быстрее развивался.

— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который «Поросенка Бейба» написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.

По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие «успешность» вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему. Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как пеленать ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.

«Списки литературы» от Андрея Усачева

— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?

— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — «Филиппок» и другие.

— А какие вы можете порекомендовать книги, которых мы не читали в нашем детстве?

— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму «Чарли и шоколадная фабрика», хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм «Матильда» с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм «Ведьмы». Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.

— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?

— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия. Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия пpaктически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.

— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?

— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергeй Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — «Звездная книга. Поэтическая астрономия». Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще дeвoчки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.

— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.

— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.

— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?

— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно «взрослые» издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни cмepть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.

— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?

— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по баpaбану.

Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.

Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.

Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают paбы, а граждане возлежат — и читают.

— А сами вы что читаете?

— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме «почему люди не читают?» Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — «Пак с Волшебных холмов». У того же Киплинга я прочел «Сталки и компания» — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.

Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.

Читайте также  Чулпан хаматова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Воспитание подростков: «поди угадай»

— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: «Ничего не хочет — только развлекаться».

— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги. В классе я читал в раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дypaками — это норма, это надо просто пережить.

— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?

— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.

Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.

— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?

— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.

Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.

Андрей Усачев

Биография писателя

Андрей Усачёв родился 5 июля 1958 года в Москве. Учился в Московском институте электронной техники, однако после четвёртого курса перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета. Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала «Весёлые картинки».

Публикуется с 1985 года. В 1990 году его сборник стихов «Если бросить камень вверх» был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. На следующий год был принят в члeны Союза писателей. Довольно быстро Усачёв стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Среди его книг — поэтические «Сны Петушкова» (1994), «Волшебная азбука» (1996), «Мы играли в паповоз» (1998), «Сказочная азбука» (1998), «Шкатулка» (1999), «Планета кошек» (1999), «Шуршащая песня» (2003), «Любопытная Варвара» (2003), «Шёл по улице жучок» (2003), а также сборники сказок и фантастических историй для детей «Флюм-пам-пам» (1992), «Умная собачка Соня» (1996), «Баpaбашка, или Обещано большое вознаграждение» (1998), «Оранжевый верблюд» (2002), «Малуся и Рогопед» (2003), «Сказочная история воздухоплавания» (2003).

Всего же в России вышло более 100 книг писателя. Некоторые из его произведений были переведены на иврит, украинский, молдавский, польский и сербский языки. Его «Основы безопасности жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация прав человека», «Мои географические открытия» были рекомендованы для изучения в школах Министерством образования и науки России.

Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв также пишет пьесы для кукольного театра и песни. Он много работал на телевидении — писал сценарии и песни для передачи «Кварьете «Весёлая квампания»» и для многосерийного художественного фильма «Дpaкоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиоквампания» и «Летающий диван». По его сценариям поставлен ряд мультипликационных фильмов, в том числе «Умная собачка Соня» (1991, реж. Вадим Меджибовский), «Девица Бигелоу или жевательная история» (1995, реж. Эльвира Авакян), «Рыцарский роман» (2003, реж. Эльвира Авакян), «Девочка и крот» (2005, реж. Татьяна Ильина) и «Меню» (2007, реж. Аида Зябликова). В 2005 году как автор детских песен он был удостоен премии «Золотой Остап», а созданная им вместе с художником Виктором Чижиковым книга «333 кота» победила в номинации «Вместе с книгой мы растём» на конкурсе «Книга года». На следующий год он стал лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

Лучшие книги автора

Чудеса в Дедморозовке

Умная собачка Соня

Жуткие детские страшилки

Школа снеговиков

Похожие авторы:

Упоминание книг автора:

  • 100 книг, которые стоит прочесть ребенку, пока он не научился читать Подборки

Цитаты из книг автора

НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОБИЖАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УНИЖАТЬ ЕГО И ЖЕСТОКО НАКАЗЫВАТЬ!

ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ, ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА. BCE НАДЕЛЕНЫ РАЗУМОМ И ДOЛЖНЫ OТНОСИТЬСЯ К ДРУГ ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И CЁCТPЫ

Последние рецензии на книги автора

От Арктики до Антарктики.

Снеговички нацелены на прохождение всего света. Пятая книга приключений Деда Мороза и снеговичков поражает размахом)

Это уже не маленькие приключения местного масштаба, это уже мировые проблемы, к которым ты не можешь не иметь отношения. И вот наш юный Почемучка в компании снеговичков отправляется по океанам и морям из одной части света в другую, с Севера на Юг. ну такой юг, знаете, холодный)

Маленькие снеговички уже не маленькие, они уже могут столкнуться с чем-то большим, чем потеря мешка почты рядом с Дедморозовкой, они уже должны понимать, что такое ответственность, не просто за себя, но и за другого. Мало того, они уже должны начать применять то, чему их научили. То есть уметь ориентироваться на карте, понимать, что такое течение, уметь рассчитывать скорости и площади. Понимать зачем нужны разные вещи в путешествии. Что нельзя взять в путешествие на три месяца только одну банку тушенки, что запаса должно быть в разы больше. Что нельзя игнорировать технику безопасности, если задаться вопросом, почему именно так, то можно узнать ответ и понять смысл почему сделано именно так, главное — это спрашивать.

Они уже должны понимать, что такое враждебность и дружелюбие и отвечать за свои слова. Очень показательный момент слов за спиной дружелюбного капитана был. Когда Снеговичок считал, что его не понимают и нес откровенно враждебную идею. Он не пытался договориться, а думал, что так станет намного лучше, но получилось наоборот, он стал намного хуже в глазах и капитана и Деда Мороза. Никогда не говорите за спиной человека того, что не скажете ему в лицо, никогда не считайте, что кто-то дурнее вас — вам не понравится выглядеть как снеговичок) Казалось бы, такой маленький эпизод, но он имеет отношение к жизни и миру. Не только мусорные острова и пираты за наживой — проблемы мирового масштаба, о нет, они это уже конечный результат того, что решил человек в самом начале — враждебность или дружелюбие. И именно на этом фоне выглядит некрасиво со стороны Усачёва написать об акулах так, как написано в книге, я сейчас и о плавниках акульих и использование их даже без желания с ними договариваться. В жизни бывают ситуации, когда ты должен принять быстрое решение и понять, что с каким-то человеком вот прям сейчас ты договориться не можешь, а проблему надо решить быстро, но если вы посмотрите внимательно, то всегда, вот всегда увидите, что была возможность решить проблему мирным путем и договориться с человеком, даже, если это акула. Не бывает сразу злых людей, и акулы на самом деле не нападают просто так. Поэтому за акул обидно, так же как за пример с ними, потому что он не раскрыт, он слишком примитивен и узок, что сильно не свойственно автору, который в малой форме расширяет примеры и показательность их. Эпизод кажется сильно вымученным.

И если продолжать развивать тему жизни, что автор и делает, то нельзя пройти мимо темы отношений. Понемногу он нам показывает, как снеговики взаимодействуют друг с другом, но они все находятся под пристальным оком Деда мороза или даже Пирата, что делает их немного не самостоятельными. И поэтому на сцене появляется Снегурочка и прекрасный доктор Сан Саныч. С одной стороны, опять показательный пример девочек, которые выбирают враждебность, не-не, вот это задирание носа — это не самостоятельность, как им хотелось бы и вот это урезание желаний людей тоже не самостоятельность — это враждебность. Вы точно не хотите выглядеть как Снегурочка. Вы хотите быть как Сан Саныч, такими, к которым тянутся и это не слабость, как многим может показаться. Это сила человека. Очень показательно выглядят эти два человека, один открытый, а другая на три рубля дороже. Опять ситуация без выводов, увы, но хотя бы крючок автор закинул чтобы показать, что даже тот человек, к которому ты относишься хорошо, может быть враждебен и это надо понимать, а не оправдывать.

Книжка как всегда красивая, жаль, что местами словно не до конца додуманная, «а что я действительно хотел сказать?» Но как всегда огромный информационный блок, как всегда действенные примеры жизни. Как всегда, возможность расти самостоятельно маленькому Почемучке и вам быть с ним рядом, ведь вы тот большой словарь, к которому он будет обращаться) Опять новая тема чтобы расширить общение с ребенком и общую реальность. И все как всегда дается маленькими блоками, чтобы не потерять интерес ребенка и обсудить то, что прочитано) Это не только путешествие с Севера на Юг — это путешествие по будущей жизни, по тому, что предстоит встретить на своем пути)