Актер кенигсон биография личная жизнь
Кадр из телеспектакля «Джентльмены, которым не повезло», 1977 г.
Быть актером – это не только в совершенстве владеть своим телом, но и голосов.
Именно этого принципа придерживался Владимир Кенигсон, который сыграл немало замечательных театральных ролей.
Однако многие знают его как человека, который своим голосом озвучивал героя знаменитого Луи де Фюнеса.
Причем, делал это настолько великолепно, что сам француз после просмотра фильма на русском однажды признался: «Я не знал, что я такой хороший актер».
Родился Владимир Кенигсон 25 октября 1907 год в Симферополе, в семье этнических шведов. Отец был простым рабочим, мать – домохозяйкой.
Все, что они могли ждать своему сыну, так это четыре класса образования в местной гимназии. Но этого хватило, чтобы молодого человека приняли студию Крымского драмтеатра, окончив которую, он стал полноправным члeном труппы.
Владимир Кенигсон довольно часто менял театры, успев поработать в Самаре и Днепропетровске. Он слыл прекрасным мастером сцены, но мечтал о больше, чем украинская провинция.
В 1941 году актеров Днепропетровского театра драмы эвакуировали в Барнаул. Там же размещался Камерный театр из Москвы, в который очень скоро перешел Владимир Кенигсон вместе со своей супругой, актрисой Ниной Чернышевской. Из эвакуации семья уехала вместе с театром в столицу.
Именно в Москве началась новая страница творческой биографии этого удивительного человека.
Он по-прежнему блистал на театральной сцене, покоряя зрителя умением перевоплощаться в самых различных людей. Однако именно в этот период началось его знакомство с кинематографом.
И первая же роль генерала Кребса в фильме «Падение Берлина» стала судьбоносной, так как за нее актер получил Сталинскую премию. Так колоритно сыграть врага до этого не удавалось никому.
Немцев, впрочем, на съемочной площадке ему приходилось изображать часто. Его герои стали настоящим украшением таких фильмов, как «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны», «Любой ценой», «Взрыв после полуночи».
С таким же успехом он представал перед зрителями в образе советских военных, чиновников и служащих, сыграв роли в таких картинах как «Любовь Яровая», «Огненный мост», «Они живут рядом».
Всего на счету актера – съемки почти в сорока фильмах и работа не менее чем в двадцать спектаклях.
Озвучиванием кинолент Владимир Кенигсон увлекся еще до войны, впервые его удивительный голос прозвучал в картине «Бесприданница» в 1936 году.
Более 80 работ, связанных с дубляжом, превратили актера в настоящего мастера озвучки. Его голосом говорят не только герои Луи де Фюнеса, но и барон Мюнхаузен, глава рода Монтекки и даже кентервильское привидение.
На сцене, в студии и на съемочной площадке этот человек был собранным и неутомимым. Он перенес на ногах инфаркт, даже этого не заметив, а на съемки фильма «Следствие ведут знатоки» сбегал из больницы.
Однако в быту актер был довольно сложным и деспотичным человеком. Он мог ввести для домочадцев нормы поедания буженины, выдавая каждому члeну семью в день по одному ломтику мяса, или же терроризировал зятя только потому, что в честь него был назван единственный внук.
В последние годы жизни, несмотря на слабое сердце, Владимир Кенигсон увлекся алкоголем. Его коллеги вспоминали, что он мог остановить репетицию спектакля, попросив отдых на 12 минут 30 секунд. Сперва все недоумевали, однако вскоре выяснилось, что этого времени ему как раз хватало, чтобы сбегать в ближайшую рюмочную и выпить водки.
Очередной раз в больницу актер попал осенью 1986 года с подозрением на инфаркт.
Диагноз подтвердился, однако медики заметили, что у пациента начали происходить необратимые процессы в головном мозге. Владимир Кенигсон перестал узнавать людей, не мог назвать своего имени, но при этом легко цитировал так любимого им Маяковского.
Скончался актер 17 ноября 1986 года, похоронен на Ваганьковском кладбище, по иронии судьбы – рядом с так нелюбимым зятем, который ушел из жизни шестью годами раньше.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Наша статья посвящена народному артисту СССР Владимиру Кенигсону. Этот уникальный человек прожил долгую и насыщенную творческую жизнь и оставил яркий след в культуре страны. О его биографии, личной жизни и работе в театре и кино пойдет речь далее.
Краткая биография Владимира Владимировича Кенигсона
Кенигсон В. В. родился в 1907 году, 25 октября, в Симферополе. Его отцом был Владимир Петрович Кенигсон – дворянин, присяжный поверенный, по происхождению – швед, а мать будущего артиста – женщина из народа, кухарка, которая даже не была обучена грамоте.
Отец рано умер, и маленький Володя Кенигсон жил вдвоем с матерью. Она работала в ЧК уборщицей. Маленькая семья из двух человек жила на чердаке над квартирой председателя ЧК – Папанина. Жили очень бедно.
Мать смогла устроить Володю в симферопольскую гимназию, где он смог отучиться только 4 года. Несмотря на неполное образование и воспитание в бедной семье, Кенигсон обладал врожденной аристократичностью и благородной внешностью, которая досталась ему в наследство от отца.
Эти качества вкупе с незаурядными актерскими способностями позволили Кенигсону поступить в 1925 году в Симферопольский театр. Там он сначала занимался в учебной студии, а потом принимал участие в спектаклях. Позже Владимиру Кенигсону приходилось жить и играть в театрах других городов. Некоторое время актер успешно работал в Днепропетровске.
В войну артист вместе с эвакуированным театром из Днепропетровска попал в Барнаул. В том городе судьба подарила ему встречу со знаменитым Таировым. Режиссер вместе с артистами Московского камерного театра тоже жил в это время в Барнауле, в эвакуации.
Владимир Кенигсон пригласил Таирова посетить спектакли со своим участием. Позже актеры Камерного театра, присутствовавшие при тех событиях, вспоминали, что Кенигсон играл на сцене настолько профессионально и убедительно, что это вызвало у режиссера желание ввести его в состав своей труппы и взять с собой в Москву.
В Камерном актер прослужил до 1949 года (до закрытия театра). После чего он поступил в Академический Малый театр. В это время он начинает сниматься в кино.
Театральные работы актера
С первых своих шагов на знаменитой сцене Малого театра Владимир Кенигсон становится лидирующим актером. Он много играет в классическом репертуаре. Коллеги любили его и отзывались о нем как о великолепном партнере и неподражаемом артисте.
Самые известные театральные роли актера Владимира Кенигсона:
- Кречинский (“Свадьба Кречинского”).
- Кучумов (“Бешеные деньги).
- Иудушка (“Господа Голавлевы”).
- Стайн (“Ярмарка тщеславия”).
- Петр (“Власть тьмы”).
- Сиплый (“Оптимистическая трагедия”).
- Паскуалино (“Рождество в доме синьора Купьелло”).
- Чичерин (“Признание”) и др.
В 1956 году Кенигсон попробовал себя в роли театрального режиссера и поставил спектакль по пьесе Саважона – “Ночной переполох”.
Работа в кино
Талант Владимира Кенигсона нашел воплощение в целой серии кинематографических работ, которые принесли актеру признание и любовь широкого зрительского круга. Наиболее яркие киноработы Кенигсона:
- “Падение Берлина”.
- “Чрезвычайное поручение”.
- “Два билета на ночной сеанс”.
- “Право первой подписи”.
- “Взрыв после полуночи”.
- “Майор “Вихрь”.
- “Семнадцать мгновений весны”.
- “Бегство мистера Мак-Кинли”.
- “Последняя жертва”.
- “Средство Макропулоса”.
- “Берег”.
- “Голова Горгоны”.
- “Следствие ведут Знатоки”.
Актер дубляжа
Владимир Кенигсон много работал на озвучивании иностранных фильмов и советских анимационных лент. Его голосом говорят Луи де Фюнес, Жан Габен, Тото и другие звезды мирового кинематографа. Кенигсона называли асом дубляжа.
Читайте также: Юрий чайка биография личная жизньЛичная жизнь
Со своей будущей супругой Владимир Кенигсон познакомился еще в довоенные годы, в Днепропетровске. Они вместе играли в местном театре. Девушку звали Нина Чернышевская. Она, так же как и Кенигсон, не имела специального актерского образования, но благодаря своему таланту смогла стать театральной звездой Днепропетровска.
Когда Владимир Кенигсон влюбился в Нину, она была замужем. После ее развода влюбленная пара зарегистрировала свои отношения. Бpaк между Кенигсоном и Чернышевской был заключен в 1938 году.
В 1939 году у супружеской четы родилась дочь, которую назвали Натальей. Впоследствии она стала успешной актрисой, служила в Малом театре, потом в Театре на Таганке. Наталья Владимировна Кенигсон – дочь Владимира Кенигсон – была замужем за знаменитым актером Алексеем Эйбоженко.
Уход из жизни
После cмepти актера в 1986 году его близкие говорили, что он никогда не жаловался на здоровье, был очень терпелив. Однажды он на ногах перенес инфаркт, что выяснилось только через несколько дней, после снятия электрокардиограммы. С больным сердцем актер продолжал работать в театре, сниматься в кино.
Владимир Кенигсон скончался в Москве, в больнице. Незадолго до его cмepти лечащий врач решил проверить память своего знаменитого пациента и попросил Кенигсона назвать свое имя. Актер не смог ответить, но произнес: “Как у Маяковского…”. 17 ноября его не стало.
Похоронили Владимира Кенигсона на Ваганьковском кладбище. Рядом с ним лежит в земле его зять – Алексей Эйбоженко, покинувший этот мир в молодом возрасте, в 1980 году.
Лауреат Сталинской премии (1950)
Народный артист СССР (1982)
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1974)
Премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» К.Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов (1973)
Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР – роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И.Губача (1983)
Родился 25 октября (7 ноября) 1907 года в Симферополе.
Отец Владимира Кенигсона был дворянином, мать простой неграмотной женщиной, кухаркой. После cмepти мужа она работала уборщицей в ЧК, где председателем был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине. Во дворе, где жил Кенигсон, все время расстреливали людей. Одежду, снятую с расстрелянных, выдавали нуждавшимся, в том числе и Кенигсонам.
Образование у Владимира Кенигсона небогатое — всего четыре класса. Учился он в нынешней симферопольской 1-й гимназии, в той самой, что и будущий прославленный физик Курчатов. Курчатов был постарше, слыл xyлиганом, ходил со сломанным козырьком. Будущего великого ученого боялись все мaлoлeтки.
Затем, окончив драматическую студию, Кенигсон работал в симферопольском театре им. М.Горького, в других провинциальных коллективах, причем работал очень успешно, стал настоящей звездой этих театров.
Окончил студию при Симферопольском драматическом театре в 1925 году и был принят в его труппу. Играл на периферии – в Куйбышеве, Днепропетровске и других городах. Среди заметных ролей Кенигсона этого периода – Протасов в “Живом трупе” Льва Толстого, Свердлов в “Большевике” Д.Дэля.
Его артистическая карьера развивалась достаточно спокойно, неспешно, в духе положительных и примерных театральных традиций. Среди его довоенных ролей – Фердинанд из “Разбойников”, Уриэль Акоста, царь Федор Иоаннович. В годы войны с днепропетровским театром Кенигсон оказался в Барнауле, где его увидел на сцене Александр Таиров и позвал в свою труппу. Так Кенигсон оказался в Москве и стал актером Камерного театра Таирова. Играл в спектаклях “Мадам Бовари” (Родольф), “Без вины виноватые” (Незнамов). Куслана (“Жизнь в цитадели” А.Якобсона), Брагина (“О друзьях-товарищах” В.Масса и М.Червинского), Вилхо (“Ветер с юга” Э.Грина и В.Филиппова), Пике (“Лев на площади” И.Эренбурга), Мишу (“Раскинулось море широко” А.Корнейчука).
С 1949 года Кенигсон – артист Малого театра. С первых же шагов на прославленной российской сцене он занял лидирующее положение в труппе.
В историю Малого театра вошли такие роли Владимира Кенигсона, как Неизвестный (“Маскарад” М.Лермонтова), Кречинский (“Свадьба Кречинского” А.Сухово-Кобылина), Кучумов (“Бешеные деньги” А.Островского), Иудушка (“Господа Головлёвы” М.Салтыкова-Щедрина), Пётр (“Власть тьмы” Л.Толстого), Стайн (“Ярмарка тщеславия” У.Теккерея), Паскуалино (“Рождество в доме синьора Купьелло” Э.Де Филиппо), Сиплый (“Оптимистическая трагедия” В.Вишневского), Танака (“Порт-Артур” И.Попова и А.Степанова), Чичерин (“Признание” С.Дангулова), Кемской (“Фальшивая монета” М.Горького), Дицман и Эдуард Аркадьевич (“Берег” и ” Выбор” Ю.Бондарева).
В Москве он сразу стал известным не только в театре, но и в кино, сыграв в картине «Падение Берлина» фашиста, генерала Крепса, помощника Гитлера. Иосиф Сталин, посмотрев картину, вынес резюме: «Вот так надо изображать врагов нашей родины!». Кенигсон получил за эту роль Сталинскую премию.
Позднее Кенигсон сыграл и самого Иосифа Виссарионовича в спектакле театра имени Ленинского комсомола «Восходящее солнце». Из исторических личностей артист побывал на сцене и экране и большевиком Яковом Свердловым, и дипломатом Чичериным.
Одно время его недолюбливала «хозяйка» театра, актриса Вера Пашенная. Как-то проходя по коридору, она, завидев Кенигсона, проворчала: «С каких это пор в Малый театр набирают евреев?!». Артист, услышав это, ответил: «Но, Вера Николаевна, я швед!» «Швед пархатый!» — не успокоилась Пашенная. Действительно, на шведа Кенигсон был совсем не похож, что не мешало ему утверждать о своих шведских корнях и ставить ударение в фамилии на первом слоге. Скорее, на шведа был похож светловолосый Алексей Эйбоженко — зять Кенигсона, тоже артист Малого театра. Зять и тесть то люто ссорились, то вместе пропадали, отмечая какое-нибудь событие. Так получилось, что тесть и зять снялись вместе в сериале «Семнадцать мгновений весны». Правда, в кадре не встречались. Эйбоженко сыграл представителя американской миссии, а Кенигсон некоего Краузе, ведущего пацифистские беседы с пастором Шлагом, которого играет Ростислав Плятт. Этот же дуэт Кенигсон — Плятт с блеском дублировал французских актеров — Луи де Фюнеса и Бурвиля, например, в комедии «Разиня».
Как режиссёр в 1956 году поставил на сцене Малого театра спектакль “Ночной переполох” М.-Ж.Соважона.
Лучшие черты творчества Кенигсона нашли воплощение и в целом ряде его кинематографических работ, принесших артисту известность и признание широкого зрителя: “Падение Берлина” (Сталинская премия, 1950), “Право первой подписи”, “Сотрудник ЧК”, “Чрезвычайное поручение”, “Взрыв после полуночи, “Два билета на дневной сеанс” и др.
В фильме “Падение Берлина”.
Список фильмов с участием Владимира Кенигсона внушителен, но, к сожалению, кинематограф использовал фактура, а не талант Кенигсона. Швед по происхождению, он играл иностранных шпионов и генералов вермахта. Коронные роли актеру подарил все-таки театр. Владимир Кенигсон блистал на сцене Малого театра в ролях классического репертуара. Одной из самых знаменитых его работ можно назвать роль Кречинского. 70-летний артист блестяще сыграл стареющего жуира и обольстителя.
В роли Кречинского.
Элина Быстрицкая: «У Кенигсона было прекрасное чувство формы, притом, что у него всегда было абсолютное совпадение с сущностью образа. Причем, такой выразительной формы он добивался какими-то деталями: пальчиками что-то делал, и это было точно про то самое, что надо».
Всенародную известность и любовь публики Кенигсону помог завоевать его голос. Для детей в советских мультфильмах он озвучил целый зоопарк зверей. Для взрослых на его “русском языке” заговорили знаменитейшие актеры: от Жана Габена до Луи де Фюнеса и Тото. Эти “закадровые” роли Кенигсона были шедеврами дубляжа, примерами полноценного сотворчества.
Читайте также: Сергeй чирков биография личная жизньКенигсон был настоящим асом дубляжа. Комичного Луи де Фюнеса зрители узнали и полюбили именно благодаря вдохновенному дубляжу Кенигсона (когда Фюнеса дублировал, например, Михаил Глузский, тоже очень хороший актер, образ был совсем не тот). Когда сам Луи увидел свои фильмы с кенигсоновским дубляжем, он произнес искренне: «Не знал, что я такой хороший актер». Сегодняшние варианты фильмов с участием Луи де Фюнеса, сделанные с синхронным переводом, тем, кто помнит дубляж Кенигсона – смотреть просто невозможно.
Александр Панкратов-Черный: «Он говорил всегда, что актер должен быть виден. Ему нравились операторы, которые снимали много крупных планов. Он говорил: «Значит, хочет заглянуть в глаза актеру, тянется к душе актера». А однажды сказал: «Санечка, если вам доведется сыграть, вы не отчаиваетесь, если сыграете плохо». Я спрашиваю: «Почему?» – «А вы пригласите меня на дубляж, я Вас продублирую, и это будет хорошо. Вы Луи де Фюнеса видели, «Фантомаса»? Это я сыграл».
В 1974 году Кенигсон был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 1973 году ему была вручена премия за роль Ярослава Пруса (“Средство Макропулоса” К.Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов. Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР (1983) – роль Бедьяра в спектакле “Незрелая малина” И.Губача.
В спектакле “Незрелая малина”.
О жизни Владимира Кенигсона рассказывает его внук – Алексей Эйбоженко-младший:
– Рассказывают, что однажды великая актриса Малого театра Вера Пашенная, проходя мимо вашего деда, Владимира Владимировича Кенигсона, в сердцах посетовала на то, что Малый театр заполонили евреи. Владимир Владимирович вспыхнул: «Вера Николаевна, я не еврей, я швед!..»
– Дед на самом деле был шведом! Хотя, глядя на меня, его внука, этого точно не скажешь. Правильно фамилия Кенигсон произносится с ударением на первый слог. Конечно, если делать упор на последний, слышится что-то одесское.
Предки деда — из Швеции. Мой прадед — дворянин, а вот пpaбабка — простая неграмотная женщина, кухарка, писать не научилась до конца жизни. Но это не помешало прадеду в нее влюбиться. И в 1907 году на свет появился Владимир Владимирович Кенигсон: отец записал сына на свою фамилию.
После cмepти прадеда будущий актер Кенигсон с матерью жили в Симферополе. Мать работала уборщицей в ЧК, председателем которого был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине.
Дед с мамой жили на чердаке, прямо над квартирой Папанина. Посреди чердака лежало большое бревно, и дедушка, не понимая, зачем оно нужно, взял пилу и бревно перепилил. А у Папанина внизу упала люстра — оказывается, это бревно ее держало…
Дед рассказывал, что людей расстреливали прямо во дворе их дома. Верхнюю одежду с убитых тут же снимали и относили на склад. Его потом кто-то туда по знакомству водил. Получилось так, что все детство дед проходил в одежде расстрелянных.
– Владимир Владимирович где-нибудь учился?
– Он закончил только четыре класса гимназии. Дед учился вместе с Курчатовым, только он был в первом классе, а Курчатов — в девятом. Тот был xyлиганом, ходил со сломанным козырьком, его боялись все мaлoлeтки.
Никакого актерского образования у деда тоже не было, только талант. Он начал играть на сцене и быстро сделался звездой южных провинциальных театров. Интересно, что и моя бабушка тоже не училась на актрису. Она с 13 лет жила в театре, и благодаря собственной одаренности стала звездой сибирских театров. С дедом они встретились в Днепропетровске. У бабушки к тому времени был муж, но дедушка так влюбился, что украл ее у законного супруга. Дело было в 1938 году.
Когда началась война, дед и бабушка с днепропетровским театром оказались в Барнауле. Туда же эвакуировался и знаменитый режиссер Таиров со своим Камерным театром. Таиров увидел дедушку на сцене в роли Свердлова и позвал его к себе в Москву — Кенигсон произвел на него колоссальное впечатление.
В Москве у деда карьера сложилась и в театре, и в кино. Вскоре после приезда режиссер Михаил Чиаурели пригласил его сниматься в «Падении Берлина» с Борисом Андреевым в главной роли. Деду досталась роль фашиста — генерала Крепса, помощника Гитлера.
Сталин, увидев на просмотре в кадре деда, приказал остановить фильм: «Что это за артист?» Ему говорят: «Кенигсон. Из Камерного театра». — «Вот так надо изображать врагов нашей родины!..» — похвалил вождь, и дед тут же получил Сталинскую премию. А в 1953 году они с бабушкой перебрались в дом, построенный Сталиным для артистов Малого театра, — к тому времени Кенигсон уже ушел из Камерного и служил в Малом.
В этом доме я и родился. В двухкомнатной квартире мы жили впятером: дедушка, бабушка, мама, папа и я.
Кстати, Владимир Владимирович очень хотел, чтобы его внука назвали Володей. Но мама назвала меня как папу, Алексеем. Дед негодовал. Когда меня пеленали, он заходил в комнату и нарочно пошире распахивал форточку.
– И как же под одной крышей уживались две творческие личности, ведь ваш отец, Алексей Сергеевич Эйбоженко, тоже был известным актером?..
– Как-то уживались. Дед и отец одновременно и любили, и ревновали друг друга. Ревновали к профессии. Иногда ссорились, не разговаривали, а порой вместе где-то пропадали. Потом звонили, их спрашивали: «Где вы?» Дедушка отвечал: «Мы в космосе…»
– Владимир Владимирович брал вас в театр?
– Один раз мы с ним и бабушкой пошли на спектакль, хотя вообще как зритель дед в театр не ходил. Приехали в шесть вечера (Кенигсон всегда приезжал на собственные спектакли за полтора часа). Ходим по театру, дед удивляется: «Что-то народа нет…» Я говорю: «Так народ придет без двадцати семь!..» Он пожал плечами: «Странно…» Прозвенел первый звонок, мы заняли места в зале. Я опять спрашиваю: «Зачем мы сели, ведь звонков должно быть три?» Дед невозмутимо отвечает: «Раз прозвенел первый, надо сесть…» Того, что происходит с другой стороны сцены, Кенигсон не знал совершенно, просто не представлял, как все устроено. Кстати, спектакль в тот раз был омерзительный. Но когда представление закончилось, дед шепнул мне на ухо: «Громче хлопай. Они все нас видят…»
А на свои спектакли дед звать меня боялся. Может, потому что я всегда был критически настроен к тому, что он делал, хороших слов не говорил. Высшей похвалой из моих уст было: «Нормально…»
Как-то я делал уроки, подходит дед и спрашивает что-то про свой спектакль: «Если я вот так сделаю, хорошо будет?..» Я, не поднимая головы, отвечаю: «Плохо. Ты наигрываешь…» И он не стал ничего менять. Дед всегда проверял на мне свои задумки…
– А когда озвучивал мультфильмы «Кентервильское привидение», «Тайна третьей планеты», интересовался вашим мнением?
– Нет. Дед даже не знал названий тех мультиков, которые озвучивал (кстати, он и сценарии никогда не читал. Просил, чтобы подчеркнули его слова, и все), поэтому и мнения моего на этот счет не спрашивал.
Как-то мы пошли с отцом в кинотеатр «Баррикады» — я его достал просьбами сводить меня на «Тайну третьей планеты». Отец не догадывался, что мультик озвучивал дед. Сидим, смотрим, вдруг какой-то робот голосом Кенигсона говорит: «У нас эпидемия…» Отец аж подскочил: «Ну, вот, и здесь он! Знал бы, не ходил…»
Читайте также: Колян из реальных пацанов биография личная жизньЗа такую работу платили хорошие деньги. На эти гонорары дед купил и первую дачу. Самыми известными фильмами, которые озвучивал Кенигсон, были комедии с участием Луи де Фюнеса. Говорят, когда Фюнес увидел себя в русской версии, он воскликнул: «Никогда не знал, что я такой хороший артист!» Озвучание было коньком деда.
В те годы было очень мало людей, которые владели этим мастерством, не больше десятка. Это сейчас можно что-то поправить на компьютере, тогда же нужно было произнести текст синхронно с речью актера да еще при этом играть за кадром. Артисты, которые могли все это делать, ценились на вес золота. У каждого режиссера на киностудии был свой человек, который занимался дубляжом. Деда обычно приглашали на киностудию «Союзмультфильм».
А вот отец этого совершенно не умел, не мог озвучить даже себя самого. Не попадал…
– Владимир Владимирович на правах старшего мог что-то посоветовать Алексею Сергеевичу?
– Помню один забавный случай. Отец на даче в Валентиновке и репетировал роль Мавра, у него был срочный ввод в спектакль. Я сидел рядом и учил уроки. На даче мы с родителями занимали второй этаж, а дедушка с бабушкой — первый. И вот отец сидит на втором этаже, а внизу, как тигр в клетке, ходит дедушка и через меня посылает ему письма — «Советы по поводу роли Мавра». Сверхзадача, которую ставил дед, была предельно ясна: чтобы все уже скорее закончилось, и можно было сесть за стол и выпить, Я прибегал с запиской наверх, а мать тут же меня отсылала: «Отнеси обратно!» Однако дед был настойчив, снова писал, приговаривая: «Они должны меня выслушать!..»
И вот ввод Мавра состоялся (Мавр у Эйбоженко был совершенно удивительный — белобрысый. Отец отказался от парика, лицо тонировал, а волосы оставались белыми, такими как есть). Мама стоит за кулисами, наблюдает за отцом, рядом — ящик водки для застолья. Мавра по сюжету душат, и последнее, что он произносит: «Дайте хоть стакан вина…» И вдруг отец на всю сцену: «Дайте хоть стакан водки!..»
…Дед никогда ни на что не жаловался, в Сочи на ногах перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумлялся: «Владимир Владимирович! У вас же инфаркт был!» На что дед невозмутимо ответил, — «Да? Не заметил…»
Свою последнюю роль в кино он сыграл в телесериале «Следствие ведут знатоки». Это было единственное дело, которое знатоки не раскрыли — герой деда сдался сам.
В фильме “Следствие ведут знатоки”.
На съемки мы его забирали уже из больницы. В фильме есть сцена, где его герой, подпольный цеховик, рассказывает знатокам о своих темных делишках. При этом просит о снисхождении, объясняя, что у него слабое сердце и он только что из больницы. Так вот, когда снимали эту сцену, дед в кадре достал из кармана свои настоящие справки из больницы. Знатоки читают, и у них глаза лезут на лоб, удивление было совершенно неподдельное.
Первую и вторую части фильма снимали с перерывом. И поначалу никто не обратил внимание на то, что в первой части у деда усы, а в конце их нет. Поэтому Мартынюку срочно добавили реплику. Обращаясь к деду, он сурово говорит: «Меняете внешность?..»
На съемках было много казусов. Дед снимался вместе с собакой. Он сам придумал ей кличку и все время говорил: «Абигайль! Девочка моя…» — это была его любимая фраза. Когда я ее услышал, заметил деду: «Ведь невооруженным глазом видно, что это не дeвoчка, а мальчик!» На что дед невозмутимо ответил: «Мне это неважно!..»
Дед скончался в больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Дед не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского…»
Леонид Филатов подготовил о Владимире Кенигсоне передачу из цикла “Чтобы помнили”:
РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
1949 – Дэкс «Незабываемый 1919-й» Вс.Вишневского
1952 – Мистер Холмс «Дорога свободы» Г.Фаста
1952 – Следователь «Живой труп» Л.Толстого
1952 – Драницын «Северные зори» Н.Никитина
1952 – Танака «Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова
1953 – Гетторе Гонзага «Эмилия Галотти» Э.Лессинга
1953 – Курт Шнейдер «Шакалы» А.Якобсона
1954 – Белышев «Опасный спутник» А.Слаповского
1954 – Титов «Иван Рыбаков» В.Гусева
1954 – Монахов «Варвары» М.Горького
1955 – Пикок «Проданная колыбельная» Х.Лакнесса
1955 – Маринелли «Эмилия Галотти» Э.Лессинга
1958 – Профессор Погода «Почему улыбались звезды» А.Корнейчука
1959 – Петр «Власть тьмы» Л.Толстого
1959 – Лорд Дарлингтон «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда
1960 – Милорд Стайн «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея
1960 – Шабельский «Иванов» А.Чехова
1960 – Полковник Кутов «Любовь Яровая» К.Тренева
1960 – Иван Рыбаков «Иван Рыбаков» В.Гусева
1962 – Неизвестный «Маскарад» М.Лермонтова
1963 – Дж.Корелл «Луна зашла» Д.Стейнбека
1963 – Праздников «Нас где-то ждут» А.Арбузова
1964 – Антонио «Украли консула» Г.Мдивани
1965 – Паскуалино «Рождество в доме сеньора Купьелло» Э. Де Филиппо
1967 – Сиплый «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского
1967 – Луначарский «Джон Рид» Е.Симонова
1969 – Кучумов «Бешеные деньги» А.Островского
1970 – Чичерин «Признание» С.Дангулова
1971 – Кречинский «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина
1972 – Кемской «Фальшивая монета» М.Горького
1973 – Ярослав Прус «Средство Макропулоса» К.Чапека
1976 – Иудушка Головлев «Господа Головлевы» Ф.Достоевского
1977 – Елисатов «Любовь Яровая» К.Тренева
1978 – Дицман «Берег» Ю.Бондарева
1980 – Великанов «Вызов» Г.Маркова, Э.Шима
1983 – Щеглов «Выбор» Ю.Бондарева
1983 – Бедьяр «Незрелая малина» И.Губача
1986 – Юсов «Доходное место» А.Островского
ПОСТАНОВКИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
1956 – «Ночной переполох» М.-Ж. Саважона
РОЛИ В КИНО:
1. «Голова Горгоны» (1986)
2. «Салон красоты» (1985)
3. «Приходи свободным» (1984)
4. «Лунная радуга» (1984)
5. «Он где-то здесь» (ТВ) (1982)
6. «По данным уголовного розыска» (1980)
7. «Огненный мост» (1976)
8. «Последняя жертва» (1975)
9. «Семнадцать мгновений весны» (сериал) (1973)
10. «Человек в штатском» (1973)
11. «За час до рассвета» (ТВ) (1973)
12. «Любовь Яровая» (1970)
13. «Моя судьба» (1970)
14. «Пассажир с «Экватора» (1969)
15. «Взрыв после полуночи» (1969)
16. «Удар! Еще удар!» (1968)
17. «Они живут рядом» (1968)
18. «Штрихи к портрету» (1967)
19. «Майор Вихрь» (1967)
20. «Два билета на дневной сеанс» (1966)
21. «Чрезвычайное поручение» (1966)
22. «Друзья и годы» (1965)
23. «Сотрудник ЧК» (1963)
24. «Цепная реакция» (1962)
25. «Иван Рыбаков» (1961)
26. «Дело «Пестрых» (1958)
27. «Огненные версты» (1957)
28. «Дорога» (1955)
29. «Аттестат зрелости» (1954)
30. «Падение Берлина» (1949)
31. «Бесприданница» (1937) … озвучание , 1970
ОЗВУЧИЛ МУЛЬТФИЛЬМЫ:
«ГУНАН-БАТОР» (1965)
«ГЛАВНЫЙ ЗВЕЗДНЫЙ» (1966)
«КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ» (1970)
«СИНЯЯ ПТИЦА» (1970)
«АЛДАР-КОСЕ» (1975)
«ЛЕБЕДИ НЕПРАДВЫ» (1980)
«ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ» (1981)вокальные партии:
«КРОКОДИЛ ГЕНА» (1969)
7 ноября 1907 года – 17 ноября 1986 года