Биография шуберта личная жизнь
Биография
Воланд из романа Булгакова сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».
Эта цитата из бесcмepтного произведения «Мастер и Маргарита» хаpaктеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).
Композитор Франц Шуберт
При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.
Детство и юношество
Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).
Портрет Франца Шуберта
Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.
Дом Франца Шуберта в Вене
Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.
Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.
Франц Шуберт в молодости
Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:
«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».
А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.
Музыка
Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.
Франц Шуберт
Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды Моцарта, Бетховена и Глюка.
В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.
Нотный автограф Франца Шуберта
В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.
Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.
Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.
Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.
Франц Шуберт сочиняет музыку на природе
В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя Гете «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.
Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.
Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.
Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.
В 1823-м Шуберт становится почетным члeном Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.
Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.
Читайте также: Александра константинова биография личная жизньПосле грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной cмepти.
Памятник Францу Шуберту
Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.
«Что будет со мной… – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».
Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали члeном Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.
Личная жизнь
В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.
Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая дeвyшка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.
Франц Шуберт с Терезой Горб
Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.
Но, поскольку дeвyшка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.
Франц Шуберт
Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.
Смерть
Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.
Могила Франца Шуберта
Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.
Интересные факты
- На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
- Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
- Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
- Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
- Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его cмepти.
- В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
- После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.
Дискография
Песни (всего более 600)
- Цикл «Прекрасная мельничиха» ( 1823)
- Цикл «Зимний путь» (1827)
- Сборник «Лебединая песнь» (1827—1828, поcмepтный)
- Около 70 песен на тексты Гёте
- Около 50 песен на тексты Шиллера
Симфонии
- Первая D-dur (1813)
- Вторая B-dur (1815)
- Третья D-dur (1815)
- Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
- Пятая B-dur (1816)
- Шестая C-dur (1818)
Квартеты (всего 22)
- Квартет B-dur op. 168 (1814)
- Квартет g-moll (1815)
- Квартет a-moll op. 29 (1824)
- Квартет d-moll (1824—1826)
- Квартет G-dur op. 161 (1826)
31 января Францу Шуберту, известному австрийскому композитору и основоположнику камерной музыки, исполнилось 223 года со дня рождения.
Австрийский композитор XIX века Франц Шуберт, один из основоположников романтизма в музыке, по полной аналогии с его знаменитым соплеменником и предшественником В.А.Моцартом прожил недолго, немногим более 30 лет.Он так и не успел насладиться славой при жизни, но он оставил огромное творческое наследие.
Франц Петер Шуберт / Franz Peter Schubert родился 31 января 1797 г. в пригороде красивейшей столицы Вены в семье скромного школьного учителя Франца Теодора Шуберта из крестьян и поварихи Элизабет Фиц, дочери силезского рабочего. Вместе с Францем в семье было только пятеро детей, выживших из 14 родившихся. При этом родитель Франц-старший, кроме преподавания в школе, увлекался игрой на скрипке и виолончели на любительском уровне, а старшие братья Фердинанд и Игнац отлично владели клавиром и фортепьяно.
Выросший в таком музыкальном окружении Франц, естественно, с малолетства с упоением играл в составе семейного оркестра на регулярных музыкальных вечерах. К 7 годам Франц играл на клавишах уже без нот, был определен в церковную школу, где быстро освоил орган, а позднее в 11 лет был принят в придворную венскую капеллу, обладая красивым дискантом. Он был зачислен в шуолу-пансион Конвикт, преподаватели в которой вскоре высказали общее мнение – Франца уже нечему учить, его господь Бог наградил талантом.
И Франц сам подтвердил их мнение, в 13 лет написав первое музыкальное творение, а через 2 года юный Франц попал под опеку знаменитого композитора А.Сальери, который в знак признания его особого таланта обучал Франца основам композиции бесплатно. Но после ломки звонкого детского дисканта Франц покинул пансион, и уступив воле отца, отучился в учительской семинарии и стал учителем азбуки в начальных классах. Но учительство не увлекало Франца, при первой возможности он сочинял свои произведения, изучая труды Моцарта, Бетховена и Глюка.
Читайте также: Константин стрельников личная жизнь биография детиВ 17 лет Франц написал первую шуточную оперу и мессу, а к его 20-летию он стал автором уже 5 симфоний, 7 сонат и 300 песен. Часто музыка приходила к нему в голову во сне, и он вставал и немедленно записывал её в нотную тетрадь. В свободные вечера Франц устраивал домашние концерты и часто импровизировал для родственников и друзей. Попытка возглавить хоровую капеллу Вены была неудачной, зато он познакомился и начал сотрудничать с известным баритоном И.Фогелем, вместе с которым они часто выступали в самых престижных салонах австрийской столицы.
Франц продолжал сочетать учительство и сочинение музыки, написал ряд интересных композиций на стихи его любимого поэта Гёте, и наконец, его творения были изданы в 1818 г. Благодаря выступлениям в салонах Вены Франц приобрел массу полезных знакомств и начал прилично заpaбатывать. А когда оперившийся в 21 год Франц решил бросить преподавание в школе, отец в знак протеста лишил его крова и материальной помощи. Тогда Францу пришлось перебиваться как-то у друзей и жильем и деньгами.
Но первое серьезное творение Франца опера «Альфонсо и Эстрелла» вопреки его ожиданиям не была даже принята театром к постановке. Его материальное положение ухудшилось до предела, и он устроился при дворе графа И.Эстерхази учителем музыки детей графа. В свободное время Франц продолжил сочинять, но не все его работы были закончены, как например, его известная «Симфония No8» в виде наброска партитуры вошла в историю как «Неоконченная симфония». Ему приходилось творить в тайне на чердаке и при свете лучины на кусочках бумаги, Франц был катастрофически беден, но не хотел занимать деньги у друзей.
В 26 лет Франц Шуберт, наконец, получил должное признание, как композитор, став почетным члeном сразу двух музыкальных союзов Линца и Штирии. В тот же 1823 г. он сочиняет свой самый заметный песенный цикл «Прекрасная мельничиха» по сюжету поэта-романтика В.Мюллера о несчастной любви молодого парня. Этот цикл был прекрасно принят, Шуберту удалось прилично заработать на его исполнении. На волне его успеха в 1827 г. 30-летний Шуберт усердно работал над другим циклом на сюжет того же автора «Зимний путь». Но вопреки циклу о веселой мельничихе это творение вышло у композитора мрачным и пессимистическим.
Сам Франц назвал это его творение «венком из жутких песен», даже не осознав тогда, что оно стало жутким предвестником его собственной cмepти. Тогда он написал в заметках об его опасении, что в старости ему придется перебиваться подаяниями как нищему арфисту у любимого Гёте. Франц тогда не осознавал, что у него не будет старости.
Ведь в самом начале 1828 г. Франц стал члeном венского музыкального общества, а 26 марта того года у 31-летнего Шуберта состоялся первый авторский концерт. Концерт был триумфальным, публика приняла его с восторгом, а Франц в первый и последний раз узнал, что такое настоящий успех. На заработанные деньги этим концертом Франц купил свой первый в жизни концертный рояль.
Но успех у Франца Шуберта был впереди, к сожалению, поcмepтный, к моменту ухода из жизни в его багаже композитора-сочинителя романтической музыки было более 600 песен и 2 упомянутых песенных цикла, около 70 песен на стихи любимого Гёте, 50 песен на стихи Шиллера и Гейне, 9 симфоний и 22 квартета. Со всем этим наследием к музыкальному гению Франца Шуберту пришло, наконец, признание прежде всего на родине, а потом и за её пределами. После кончины Франца были обнаружены многочисленные никогда неизданные его рукописи, долгое время его авторство этих произведений на бумаге не было установлено.
Франц Шуберт скончался от инфекционного брюшного тифа после 2-недельной лихорадки 19 ноября 1828 г. в Вене на 32 году жизни. По его последнему пожеланию композитор был захоронен рядом с могилой его кумира великого Бетховена. На его могильном памятнике помещена хаpaктерная эпитафия: «Музыка здесь похоронила прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт».
Через 60 лет после cмepти Ф.Шуберта его прах, как и прах Бетховена, были перезахоронены на центральном кладбище Вены, а обе их могилы образовали памятный островок захоронений композиторов и музыкантов.
В личной жизни робкого и застенчивого Франца была одна большая любовь к русоволосой Терезе Горб, далеко не красавице, со следами перенесенной оспы на лице. Но Тереза привлекала Франца её увлечением той музыкой, которую он писал и исполнял. А когда она слушала музыку с упоением, её лицо преображалось и светилось счастьем. Но крайне бедственное материальное положения Франца пpaктически до самого ухода стало препятствием их супружескому союзу. По настоянию одинокой матери Тереза все же вышла замуж за состоятельного венского кондитера.
Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.
Детство
Франц появился на свет в пригородном районе австрийской столицы Вены 31 января 1797 года.
Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.
Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.
Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.
В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.
Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.
Обучение
В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.
В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.
В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.
В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.
А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.
Зрелые годы
Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной кат opги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.
Только в одном 1815 году Франц сочинил:
- 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
- 2 симфонии и 2 мессы;
- 144 песни и 4 оперы.
Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.
Музыка
Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.
В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:
- месса фа мажор;
- опера «Увеселительный замок сатаны».
В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.
Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.
Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.
Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.
В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.
Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.
Личная жизнь
Нужда стала помехой в женитьбе на любимой дeвyшке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, дeвyшку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.
Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И дeвyшка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.
Последние годы
К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.
Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент cмepти и так многое ещё мог сотворить.
В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.
После cмepти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.