Биографии    


Жена эльдара рязанова биография личная жизнь

 Жена эльдара рязанова биография личная жизнь

Великий Мастер был очень счастливым человеком. В его жизни было все то, что составляет счастье. Была любимая работа и три женщины, три его любви, как три времени года. Одна была его весной: юной, ароматной, открытой. Вторая стала его летом: жарким, звенящим, глубоким. Третья стала его осенью: сильной, яркой, терпкой.

Очарование весны

Студент ВГИКа.

Со своей первой женой Зоей Фоминой Эльдар Рязанов познакомился во время обучения во ВГИКе. Он заметил милую и очень серьезную дeвyшку в студенческой компании. И влюбился. Безоглядно, безрассудно, как бывает только в молодости. Зоя не сразу ответила на чувства самого юного студента курса. Тем более, что она пользовалась успехом у мужчин. Но Эльдар старательно ухаживал за своей дамой сердца, всегда старался порадовать ее, а еще отовсюду писал ей нежные и трогательные в своей наивности письма.

Эльдар Рязанов и Зоя Фомина.

Зоя и сама не заметила, когда этот милый мальчик целиком занял ее сердце. Он стал для нее всем: другом, советчиком, а затем и мужем. Они вместе готовили свой дипломный фильм, вдвоем пришли в документальное кино.

В 1951 году в семье родилась дочь Оля, а Рязановы перебрались на дачу к другу. Молодой супруг очень редко бывал дома, стремясь обеспечить свою семью всем самым необходимым. Он ездил на съемки по всей стране. И так же, как в студенческие годы, писал подробнейшие, очень нежные письма своей красавице-жене. Он описывал ей те города, в которых бывал, людей, что встречались на его пути.

Эльдар Рязанов с дочерью Ольгой.

Эльдар и Зоя росли в профессии вместе, работали, учились, отдыхали всегда только вдвоем. Зоя Фомина была для него светлым очарованием молодости и весны. Но иногда так бывает, что любовь заканчивается. К сожалению, закончилась и эта весна. Все чаще в семье возникали ссоры, все ширилась между некогда любящими людьми бездна непонимания. Они расстались, чуть-чуть не дотянув до серебряной свадьбы. Оба бесконечно страдая от боли, причиненной другому.

Осталась только одна ниточка, соединившая их: дочь Оля, плод их красивой страстной любви. С ней Эльдар Александрович всегда поддерживал теплые отношения, обожал возиться с внуком Митей, помогал во всем.

Звонкая песня лета

Нина Скуйбина

А потом пришло лето. Знойный, взрослый, зрелый роман режиссера и редактора. К этому моменту Рязанов уже перешел из документалистики в художественный кинематограф.

Нина Григорьевна Скуйбина за несколько лет до встречи с Эльдаром Александровичем овдовела. Ее супруг, режиссер Владимир Скуйбин, скончался в 34 года после тяжелейшей болезни, во время которой постепенно атрофировались все мышцы. А Нина до последней секунды оставалась его незаменимым помощником, потому что даже повернуть голову он не мог самостоятельно.

Нина стала одна растить сына и никак не наделась встретить на своем пути новую любовь. Но судьбоносная встреча состоялась во время съемок «Берегись автомобиля». Вся съемочная группа наблюдала за небывалым преображением режиссера. Он искрился от счастья, его глаза сверкали небывалым блеском, он снова был влюблен и необычайно счастлив. Нина, его Ниночка, отвечала ему взаимностью.

Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина.

Многие пытались обвинить женщину в том, что она стала рабой Рязанова. На самом деле, ей была уготована совсем другая роль, роль вдохновляющей Музы. Именно в бpaке с Ниной были созданы лучшие фильмы Мастера. Это она была его первым критиком, советчиком, помощником. Нина Григорьевна никогда не работала в комaнде супруга, но фактически она помогала ему всегда и во всем. Влюбленный режиссер в присутствии своей Музы реализовывал одну идею за другой. Снимать фильм «Небеса обетованные» ему помогал сын Ниночки, который к тому времени тоже стал режиссером

Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина.

Она всегда оказывалась рядом в нужный момент. Если Нина Григорьевна видела, что Эльдар Александрович вот-вот взорвется, она просто протягивала ему бутерброд, припасенный в сумочке именно для такого случая. И большой человек из грозного начальника превращался в довольного жизнью и очень мягкого мужчину.

Огромной трагедией стала для режиссера cмepть его Музы. Они прожили в счастливом бpaке 22 года, деля на двоих и триумфальные победы, и творческие разочарования. Однако страшная болезнь не пощадила его любимую. Эльдар Александрович до последней минуты боролся с paком. Он возил супругу в лучшую клинику в Мюнхен. Однако все было напрасно. Нина Григорьевна скончалась. В кабинете мастера до последних дней висел портрет Ниночки. Ей он посвятил свою книгу «Неподведенные итоги»

Осенняя мелодия

Поздняя любовь

Эмма Валериановна Абайдулина впервые появилась в его жизни в 1987 году, когда брала интервью у знаменитого режиссера. Еще несколько раз судьба сталкивала их, но встречи были мимолетны.

Второй раз она пришла к нему на встречу в 1995 году, чтобы остаться в ней навсегда. Эльдар Александрович в это время еще не пришел в себя после cмepти супруги, он безумно тосковал и мучился от одиночества. Эмма Валериановна была дважды разведена и имела двух взрослых и вполне самостоятельных сыновей.

Эльдар Рязанов и Эмма Абайдуллина.

Она вытащила режиссера из пучины депрессии, помогла ему вновь встать на ноги, стала не просто супругой, другом. Легкая, веселая, задорная, она давала ему силы жить. Она стала ухаживать за ним, варила ему диетические супы и водила в больницу, гуляла с ним и помогала во всем. Эмма всегда говорила великому мастеру, чтоб он держался за нее изо всех сил. Ибо любовь творила чудеса. И Рязанов стал оживать, опять лучились его глаза, снова играла на губах счастливая улыбка.

Эльдар и его Эмма.

Возраст и многочисленные болезни не давали ему вести активный образ жизни. Но рядом была Эмма, которая не давала ему унывать. Она была всегда рядом, всегда приходила на помощь, она стала официальным редактором его фильма «Ключ от спальни». И неофициально – его ангелом-хранителем, который дарил ему счастье на протяжении его последних 20 лет. Великой жизни Великого Мастера.

С улыбкой светлой на тебя смотрю…

Три женщины были в его судьбе. Три времени жизни. Три его любви. И каждая была для него Даром небес. И для каждой он смог стать центром вселенной. Гениальный режиссер, Человек с большой буквы.

Романс “Хочется легкого, светлого нежного” исполняют Эльдар Рязанов и Эмма Абайдуллина

Эльдар Рязанов в молодости слыл изысканным франтом, носил модные прически, и наверняка имел успех у женщин. Тогда он выпустил свою первую комедию «Карнавальная ночь». Однако, совсем не из-за этого он ощущал себя счастливым человеком. Сердцем талантливого режиссера полностью завладела симпатичная Зоя Фомина.

Эльдар Рязанов (sensum-club.pro)

Первая любовь, бpaк, дочь

Рязанов заметил дeвyшку ещё учась во ВГИКе. Их чувства были пылкими и взаимными. Влюбленные не представляли, как смогут жить друг без друга. Зоя была на три года старше, постигала режиссерское мастерство на том же курсе, что и Рязанов.

Эльдар Рязанов в молодости (n1s2.starhit.ru)

Эльдар Рязанов в молодости (n1s2.starhit.ru)

Оба выбрали серьезный жанр – документалистику. Позже, для дипломной работы, снимали вместе фильм. Эльдар красиво ухаживал за своей избранницей, но она не воспринимала его всерьез. Настойчивость и искренность принесли плоды, и юноше удалось завоевать сердце однокурсницы.

Через шесть лет Эльдар и Зоя поженились. Вскоре у них родилась дочь Ольга. Она была единственным ребенком Великого Мастера. Супругам приходилось часто находиться в разъездах. Но разлука только скрепляла их чувства. Они писали друг другу нежные письма. Эльдар ласково называл жену – Фома, а она его – Рыжик.

Эльдар Рязанов (bookz.ru)

Друзья и коллеги завидовали счастливой паре. Ведь они были не только супругами, но и соратниками. Их объединяла не только любовь, но и работа. Рязанов очень дорожил мнением жены, спрашивал советы, прислушивался к критике.

Любовный треугольник

Никто не мог усомниться в его порядочности. Он был хорошим семьянином, а бpaк все считали очень крепким. Рязанов обожал своих девочек, привозил им из-за границы целые чемоданы обновок. А ещё запрещенные книги, магнитофоны, красивую посуду и т.д. Все это невозможно было купить в СССР.

Зоя Фомина с дочкой и Эльдар Рязанов (sensum-club.pro)

Читайте также:  Гия гагуа биография личная жизнь где живет

Казалось, их счастливая семейная жизнь никогда не закончится. Еще немного и супруги отметили бы серебряную свадьбу. Но у режиссера давно была любовница, с которой он познакомился на съемках фильма «Берегись автомобиля» (1966 год).

На тот момент редактору «Мосфильма» Нине Скуйбиной было уже 40 лет. Она похоронила супруга, и собиралась свою жизнь посвятить сыну. Чувства Рязанова и Нины вспыхнули неожиданно. Коллеги видели, как изменился режиссер: постоянно шутил, придумывал оригинальные реплики, был в прекрасном настроении.

Нина Скуйбина и Эльдар Рязанов (kulturologia.ru)

Два года Рязанов жил на два дома, не решаясь бросить свою семью. Режиссер страдал, так как любил дочь и уважал супругу. Зоя много лет была верным его спутником. И все же в начале 70-х Эльдар Александрович подал на развод, хотя это решение далось ему совсем не просто.

Зоя Фомина не озлобилась на весь мир, сохранила все письма Рязанова, которые впоследствии могли перечитывать дочь Ольга и внук Дмитрий.

Эльдар Рязанов, Никита Михалков и Людмила Гурченко на съемках фильма «Вокзал для двоих» (img.gazeta.ru)

В 1972-м году Нина и Эльдар поженились. Новая любовь вдохновила режиссера создать такие замечательные фильма, как «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты».

Потеря и последняя любовь режиссера

Когда Нине Григорьевне исполнилось 60 лет ей врачи поставили диагноз – oнкoлoгия. Бедной женщине правду не сказали, и она до последнего думала, что лечит язву желудка. Рязанов тяжело перенес уход любимой супруги. Друзьям говорил, что больше никогда не женится.

Родные переживали за режиссера, и видели: одиночество превращает его в немощного старика. Именно в этот момент в его судьбе появилась Эмма Айбайдуллина.

Эльдар Рязанов и Эмма Айбайдуллина (kino-teatr.ru)

Веселая, легкая, энергичная женщина в буквальном смысле вдохнула в него жизнь. Окружила вниманием и заботой, водила на концерты и выставки, устраивала быт в его доме.

Их бpaк продлился 20 лет, до самой cмepти гениального режиссера. Как-то в одном интервью Эльдар Александрович сказал, что ему повезло со всеми тремя женами. Каждая подарила ему незабываемые минуты счастья, вдохновляла на творчество, и именно это продлевало его жизнь.

Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ???? и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники

Всем желаем здоровья и благополучия!

Великий Эльдар Рязанов частенько говорил: «Главная задача режиссера — окружить себя талантливыми людьми и заставить работать на себя» Этот принцип он распространял и на женщин – три раза мэтр вступал в законный бpaк, и все своих жен любил по-настоящему.

Мать его единственного ребенка

Первой женой стала Зоя Фомина. Они вместе учились во ВГИКЕ, и дeвyшка была старше Эльдара на три года. Она не воспринимала ухаживания юного Эльдара всерьез, но амбициозный студент не сдавался. Он добился расположения своей возлюбленной, и они поженились

В 1951 году у супругов родилась дочка Ольга. Спустя много лет единственная дочь маститого режиссера обнародовала часть личной переписки своих родителей, из которой понятно, что Эльдар Александрович свою жену обожал. «Эти письма пропитаны эpoтикой. Папа просто умирал от любви, по началу не очень разделенной».

Воспитанием Ольги в основном занималась бабушка. Родители были погружены в работу, они оба бредили кино. Зоя Рязанова (Фомина) трудилась на Центральной студии документальных фильмов, на которой начинал свою кино карьеру и Рязанов.

Рязанов с Зоей были очень близки. Режиссер вспоминал, что они в Париже вместе ходили на cтpиптиз. Когда кто-то из французов спросил, откуда они, кто-то из их компании соврал, что из Югославии. Каждый советский человек, сходивший в заграничной комaндировке на cтpиптиз, рисковал стать не выездным.

Зоя была деятельной женщиной, и кроме роли жены и матери успешно реализовывалась в профессии. Она работала в качестве режиссера над такими документальными лентами, как «Твои книжки», «Спутник над планетой», «Великая Отечественная». Даже во время декретного отпуска она не сидела сложа руки – шила платья на продажу, одев в свои супермодные обновки всех дачниц в Пушкино.

Первый бpaк Рязанова продлился более двадцати лет, но пресловутый кризис среднего возраста нежданно подстерег эту удивительную пару. И внешне вроде бы все хорошо – супруги состоялись в профессии, вырастили прекрасную дочь… Но внутри семьи росло недопонимание, возникали конфликты.

Та любовь, что после сорока

В это время Рязанов встретил и полюбил другую. Он не стал отрезать по кусочку, он развелся стразу. В последнем своем письме к Зое он написал «Расстаться с тобой – все равно что содрать кожу». Хоть впереди и была новая любовь, полная новых впечатлений и главных фильмов, Эльдар Александрович болезненно прощался с таким большим, таким важным этапом в своей жизни.

Вторая жена Эльдара Рязанова – Нина Скуйбина работала главным редактором киноработников объединения «Мосфильм». Встрече с Рязановым предшествовала большая личная трагедия женщины – она похоронила своего первого мужа, режиссера Владимира Николаевича Скуйбина.

У первого супруга Нины обнаружили редкую болезнь, при которой постепенно атрофируются все мышцы. Свой фильм «На графских развалинах» он снимал частично парализованным, а последнюю картину – «Суд» уже полностью обездвиженным. Его руками, ногами и сердцем была верная жена, самоотверженная русская женщина, Нина Скуйбина.

Рязанов влюбился в нее с первого взгляда. В то время уже знаменитый режиссер, он мог рассчитывать на взаимность первых красавиц советского кино, но его выбор пал на умную, одухотворенную и по-настоящему сильную Нину Скуйбину.

В то время уже зрелые люди (Нине Суйбиной было 40 лет), они буквально опешили от нахлынувшего на них чувства. В то время Рязанов снимал «Берегись автомобиля», и все коллеги замечали, что с ним происходит что-то необычное. Бежит, сбивает всех с ног, ничего вокруг не видит и не слышит, и при этом светится от счастья.

Рязанов был влюблен, и они поженились. Уже в фильме «Берегись автомобиля» появляются те светлые, лирические, чисто рязановские нотки. Лучшие свои картины «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж» он снял, будучи в бpaке с Ниной Григорьевной.

Официально она не работала с ним в одних картинах, но была фактически редактором всех его фильмов. Она часто присутствовала на съемках, и могла в одно мгновения погасить любую вспышку ярости режиссера. Разозлившись на актеров, он мог вспылить, но неведомо откуда взявшийся бутерброд, ласковое слово смягчали эмоциональный всплеск мэтра.

Этот бpaк длился долго, пока cмepть не разлучила их. В 1994 году Нина Скуйбина умерла от paка. Супруг и сын от первого бpaка боролись до последнего, старались предпринять все усилия, отвезли любимую женщину в Мюнхенскую клинику, но ничего не помогло.

Эта смерь стала для Рязанова и его cмepтью. Похоронив жену на Новоддевичьем кладбище, он подготовил рядом место и для себя, и на могиле установил камень из двух половин. На одном из них была нанесена надпись «Нина Григорьевна Скуйбина- Рязанова», а под другим он хотел лежать сам.

Последняя женщина

Уход любимой женщины едва не убил самого Эльдара Рязанова. Он захандрил, у него обострились все болезни. Дочь, пасынок вместе со своей женой поочередно находились рядом с Рязановым, беспокоясь о его здоровье.

Спустя год после cмepти жены в жизни режиссера появилась Эмма Абайдулина. Она и раньше была знакома с ним, их жизнь периодически сталкивала, не сближая.

Читайте также:  Олег яковлев биография личная жизнь

Эмма была журналисткой, и в 1987 году брала у мэтра интервью. Позже их пути так же пересекались,

Эмма Валериановна родилась в 1941 году. Первым ее мужем был инженер конструктор, а вторым – известный композитор. Павел Аедоницкий, автор песен для Анны Герман, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко. Второй супруг был старше Эммы на 18 лет, и в связи с этим ее обвиняли в нечистоплотности, корысти, называли «охотницей за вдовцами», ведь незадолго до их свадьбы композитор похоронил свою жену. Этот бpaк не продлился долго, меньше чем через год супруги развелись.

Тогда, после cмepти жены Рязанова Эмма буквально вдохнула в него жизнь. Близкие и родный с благодарностью вспоминают имя третьей жены Рязанова, потому как сами стали свидетелями чудесного возрождения мэтра. Эльдар Александрович говорил, что живет только благодаря Эмме.

Будучи в бpaке с Рязановым, его третья супруга нигде не работала, полностью посвятив себя заботе о пожилом уже мастере, занималась редактурой его рукописей и других работ. В фильме «Ключ от спальни» она официально заявлена в титрах как редактор, а этого не удостаивалась ни одна из жен.

Эмма Абайдуллина была рядом с Рязановым до конца жизни, значительно отодвинув срок его кончины.

Единственное, о чем злословит кино сообщество, это о том, что она не выполнила волю покойного. Как известно, он хотел быть похороненным рядом со своей второй женой, Ниной Скуйбиной. Однако Эмма обратилась к Никите Михалкову, с которым у Рязанова были более чем натянутые отношения, с просьбой найти место на Новодевичьем кладбище. В итоге его похоронили отдельно.

Имя: Эльдар Рязанов ( Eldar Ryazanov )

Дата рождения: 18 ноября 1927 года

Дата cмepти: 30 ноября 2015 года

Возраст: 88 лет

Место рождения: Самара

Место cмepти: Москва

Деятельность: кинорежиссер, актер, драматург, писатель

Семейное положение: был женат на Эмме Абайдуллиной

Эльдар Рязанов – биография

Недавно страна простилась с любимым режиссером Эльдаром Рязановым. Его ироничные и трогательные фильмы много лет сопровождали нас, согревая душу и настраивая на романтический лад…

Многие приходят в ужас от мысли о возможной cмepти, но Эльдар Рязанов, уже зная, что дни его сочтены, спокойно готовился к своему уходу. Еще шесть лет назад в книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» режиссер написал: «Это только в песнях поют: “Еще не вечер!” Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать…»

Последние семь лет режиссер Рязанов то и дело попадал в больницы. То инфаркт, то инсульт, операция на ногах, на глазах…

– Все из-за лишнего веса, – признавался Эльдар Александрович. – А ведь я пытался худеть. Да что толку!

Из-за полноты у режиссера был и еще и деформирующий остеохондроз позвоночника – очень мучительный недуг.

– Боль в спине, суставах ног и рук – адская. Неделями не покидал отделение спинальной хирургии. Книгу не поднять, на ступеньку не встать…

Но что довело режиссера до такого состояния, почему на закате лет на его долю выпали такие страдания?

Эльдар Рязанов – биография детства

У Эльдара Александровича было тяжелое детство. Родился он в 1927 году. Отец Александр Семенович сначала служил в разведке в Китае, потом с женой Софьей (в девичестве Шустерман, но по понятным причинам в то время свои еврейские корни она не афишировала) переехал в Иран. Когда вернулся в Москву, стал начальником винного главка и на этой должности запил по-черному.

Домой иной раз в буквальном смысле приползал, а жену, которая пыталась его образумить, – бил. От такой жизни мама будущего режиссера сбежала, взяв его, трехлетнего, в охапку. Впоследствии она вышла замуж за инженера Льва Михайловича Коппа, и Эльдара воспитывал отчим.

Отца, успевшего жениться вторично и родить дочь, репрессировали и отправили в лагеря. В общей сложности он отсидел 17 лет. Спустя годы, в начале 1960-х, Александр Семенович все-таки нашел сына благодаря его фильмам. «Близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, – рассказывал потом Рязанов. – Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, а через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны…»

Началась Великая Отечественная война. На фронт Рязанов не попал по возрасту – был 13-летним мальчишкой. Но он навсегда запомнил пронизывающий холод и жуткий голод, который пришлось тогда пережить в эвакуации в Куйбышеве. Режиссер не мог забыть, как вместе с мальчишками искал на свалках резиновые шины, которыми топили печку, и сражался с полуметровыми крысами; как стоял в длиннющих очередях, чуть не сходя с ума от того, что нечего было есть.

– Я всю войну недоедал, поэтому потом и растолстел. Все никак не могу наесться…

А еще в эвакуации юный Эльдар пристрастился к алкоголю.

– Он притуплял чувство голода, – объяснял Рязанов. – Но однажды в 16 лет я допился до того, что чуть не умер! Врач, который меня откачал, сказал: «В этот раз повезло, но тебя смысла спасать нет. Ты ведь пить не перестанешь, значит, все равно умрешь!» Его слова так меня напугали, что 10 лет я не брал в рот спиртное вообще. Зато курить не бросал: смолил с семи лет.

– Тридцать пять годков не вынимал папиросу изо рта, – признавался Эльдар Александрович. – Так утром кашлял, что на лбу лопались сосуды!..

Эльдар Рязанов – работа в кино

Вторым разрушительным фактором был постоянный стресс. В работу над своими фильмами Рязанов уходил с головой и себя не щадил – каждой картине отдавал все свои силы и знания по максимуму.

А препятствий на пути было множество. Например, когда он снял половину своего первого фильма «Карнавальная ночь», в студии «Мосфильм» собрался худсовет – посмотреть, что же там «наваял» молодой дебютант.

– Они тогда разгромили меня полностью, – вспоминал Рязанов. – И в выражениях не стеснялись. «Какая ужасная пошлость! Жаль, что половина уже снята, -уже большой перерасход средств. Придется доснять и забыть и о фильме, и о режиссере, как о кошмарном сне». Это была проверка моего хаpaктера. Я мог обидеться на всех, плюнуть и плыть «как дерьмо по течению», но я сжал зубы и решил: «Я им покажу, как снимать комедии!»

В итоге картина стала лидером проката 1956 года. И все же забыть тот худсовет Рязанов не мог до конца своей жизни. Впрочем, и в съемочной группе «Карнавальной ночи» режиссера тоже испытали на прочность.

– Работали у меня профессионалы, и все вроде как знали, как снимать музыкальные комедии, -рассказывал Эльдар Александрович. – Не знал этого тогда только один человек – я. И вот все меня пытались учить «как надо». Однажды дело зашло слишком далеко. Пока я отошел к начальству, оператор занял мое место, скомaндовал: «Мотор!» – и актеры начали играть. Устраивать истерику я не стал. Подошел, сказал: «Этот дубль в пленке не проявляем» – и попросил переснять сцену. Больше такого они себе не позволяли…

Зрителям «Карнавальная ночь» пришлась по душе, но критики все равно остались недовольны: в образе завклуба Огурцова они увидели спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. Прошлись цензоры и по другим комедиям Рязанова. Так, после фильма «Берегись автомобиля» моралисты обвиняли режиссера в идеализации вора. «Служебный роман» восприняли как карикатуру на коллектив советских служащих, «Старики-разбойники» как попытку оклеветать органы правопорядка. А в «Иронии судьбы» цензоры углядели… открытую пропаганду алкоголизма.

Читайте также:  Павел майков биография личная жизнь дети

Самая смешная история, по признанию самого Эльдара Александровича, – у музыкальной комедии «Гусарская баллада», которую он снял к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: почему на роль Кутузова режиссер пригласил Игоря Ильинского, при одном взгляде на которого зритель начинает смеяться? Рязанов попытался убедить строгую чиновницу, что комедия вовсе не искажает историю Отечества, а романтизирует ее. Но та все равно требовала переснять все эпизоды с Кутузовым. Смягчилась, только когда за картину заступился Алексей Аджубей, зять генсека Никиты Хрущева.

Больше всего досталось ленте «Человек ниоткуда», снятой еще в 1961 году. В ней глазами наивного дикаря была показана советская действительность, что не могло не задеть партийных идеологов страны. «В художественном и идейном отношении этот фильм явно не оттуда», -объявил на съезде КПСС Михаил Суслов, и картину на долгие годы положили на полку.

Впрочем, нервы режиссеру трепали не только на родине, но и заграницей. Когда Рязанов поехал в Рим снимать «Невероятные приключения итальянцев в России», он был в бешенстве от того, что в СССР заграничным актерам созданы все условия, а советским в Италии – наоборот. Поселили в дешевой гостинице, кроме того, чинили всевозможные препятствия во время съемок. Режиссер тогда заперся в своем скромном номере и сказал, что не выйдет оттуда, пока им не предоставят нормальные условия. Итальянцы вынуждены были согласиться. Рязанов умел добиваться своего, но лишь он один знал, скольких нервных клеток ему это стоило.

Съемки «Итальянцев» были сложными в том числе и из-за обилия сложных трюков. Это сейчас на компьютере нарисуют все, что угодно, а тогда летчик шесть раз сажал настоящий авиалайнер на шоссе!

А съемки со львом? Андрей Миронов играл буквально в полуметре от хищника. На актера Нинетто Даволи лев даже напал – к счастью, итальянец отделался царапинами. А за все эти ЧП кто отвечает? Режиссер. И так – в каждом фильме…

Эльдар Рязанов – личная жизнь

В личной жизни Эльдара Александровича кипели настоящие страсти. С первой женой Зоей Фоминой режиссер познакомился еще студентом, когда учился во ВГИКе. Вместе сняли дипломную работу, устроились на студию документальных фильмов, расписались. Через год родилась дочка Оля. Супруга поддерживала Рязанова долгих 20 лет, помогала ему в работе, делила все бытовые трудности – они прошли и через коммуналки, и через безденежье. А потом ее родной Эльдар. .. полюбил другую.

Редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина была женщиной с трагической судьбой. За пять лет до встречи с Рязановым она похоронила мужа, режиссера Владимира Скуйбина. Того подкосила редкая болезнь – атрофия мышц. Он медленно угасал, сохраняя при этом ясное сознание и память и работая до последнего дня. И верная жена помогала ему вставать, одеваться, на съемочной площадке перелистывала для него страницы сценария и даже поворачивала мужу голову…

В 34 года Владимир скончался. Нина долгое время была в тяжелейшей депрессии, но рос сын Коля, и надо было жить для него. Она решила посвятить себя только ребенку, а о мужчинах – забыть навсегда. Но встретила Эльдара – и в ее жизнь ворвалась новая любовь. Эльдар Александрович этим чувством тоже был окрылен.

Скрыть свою связь от жены Зои было невозможно. Весь «Мосфильм» знал о романе в личной жизни режиссера Рязанова. И тогда супруга поставила ультиматум: или она с дочкой – или любовница! Эльдар пообещал порвать «порочную связь», но не смог: сердцу ведь не прикажешь. Около двух лет он метался между женщинами, пока однажды не ушел к Нине навсегда.

Вторую жену режиссер считал самой большой своей любовью. Их личная жизнь продлилась 22 года, и за это время Рязанов снял свои лучшие картины: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Скуйбина всегда была рядом с мужем – именно с ней он обсуждал идеи, сценарии, актеров.

А потом пришла беда. Врачи обнаружили у Нины paк. Причем в таком запущенном состоянии, что шансов на излечение не было. Ей сделали операцию, но это не помогло. Тогда Рязанов, пытаясь спасти жену, повез ее в Германию, однако и там врачи оказались бессильны перед страшным недугом. Супруги вернулись в Москву. Нина ужасно страдала от болей. Однажды, по словам друга семьи режиссера Василия Катаняна, Нина достала лекарство, чтобы прекратить свои мучения. Простилась с мужем и сыном Колей и вечером сделала себе укол…

Потеря жены в 1994 году стала страшным ударом для Эльдара Александровича.

– У нас с Ниной была трудная, но счастливая любовь, – рассказывал режиссер. – Когда ее на стало, мне казалось – жизнь кончена.

От одиночества и тоски ему хотелось выть. Снова сильно болело сердце. Но Рязанову дало силы жить… новое большое чувство!

С Эммой Абайдуллиной Рязанов познакомился давно, еще в 1987 году, когда она, журналистка, брала у него интервью.

– Она мне была симпатична и я ей, наверное, тоже. Но мы просто дружили.

Однако после cмepти Нины все изменилось, и судьба свела их вместе. Это была поздняя и нежная любовь двух одиноких сердец в личной жизни Эльдара Рязанова.

– Конечно, никто не ожидал, что я выкину такой фортель – сразу женюсь на другой, – объяснял Рязанов. – Но Эмма меня просто спасла. Она подарила мне новую жизнь.

Это не мешало режиссеру в своем кабинете и на даче оставить портреты Нины, и Эмма отнеслась к этому с пониманием. Поженились они в 1995 году. На долю Эммы выпала самая тяжелая доля – ухаживать за больным мужем.

– Мы с ней как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. Если бы не Эмма, то, может, и не стоило бы мне жить! -признавался Эльдар Александрович. – Но по счастью она рядом – благородное сердце, замечательная женщина, родной, ненаглядный друг. Куда бы ни забрасывала меня судьба, Эмма ездила со мной. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Она как бы в шутку говорит мне: «Держись за меня!», – а я вроде с юмором, а на самом деле серьезно отвечаю: «Только за тебя и держусь…»

Эльдар Рязанов – Болезнь и cмepть

За последние пять лет биография Рязанова – это мучительная борьба со cмepтью: Эмма много раз вырывала мужа из костлявых рук cмepти, но все неизбежно шло к трагическому финалу. Он устал бороться за жизнь.

– Все, мне пора. Я больше не буду снимать фильмы. Я стар и болен. И это – самое гадкое, что происходит с человеком, если его душа все еще молода. Ну ее, такую жизнь! – говорил мастер.

В ноябре прошлого года Рязанов снова попал в НИИ имени Бурденко с ишемическим инсультом и частичной парализацией левой половины головного мозга. Он лежал, не в состоянии даже говорить, мог только закрывать и открывать глаза. Выжил. Поправился. Выписали домой. А в сентябре этого года угодил в реанимацию уже с инфарктом. Опять обманул cмepть – в ноябре даже отметил 88-й день рождения в кругу близких, но пророчески заметил:

– Это последнее наше совместное фото!

Через два дня режиссер снова попал в реанимацию. Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло – в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября сердце Эльдара Рязанова перестало биться.

Через два дня режиссер снова попал в реанимацию. Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло – в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября сердце Эльдара Рязанова перестало биться.

Автор биографии: Евгений Строков