Грачевского ералаш
Борис Грачевский с детства привык развлекать и смешить. Он родился в Москве, но сразу переехал в подмосковный дом отдыха “Полушкино”, где работали его родители. В его паспорте в графе “место рождения” так и написано: “Дом отдыха”.
Отец Грачевского, Юрий Максимович, был культработником. Мама работала в библиотеке. Хохочущая толпа, которую развлекал отец, окружала Борю с детства. Он так всем и говорил: “Мой папа человек-праздник”. Юрий Максимович проводил вечера анекдотов – желающие рассказывали анекдоты, а культработник на каждый анекдот выдавал по 3 анекдота на эту же тему.
С 5 лет Борис Грачевский стал участвовать в концертных номерах отца, а в 6 понял, что такое настоящий успех. Тогда отец разрешил ему участвовать в своем коронном номере – вместе они угадывали мысли. “Надо было очень много слушать, ждать всякие сигналы, значки, заложенные во фразах”, – вспоминает Борис Юрьевич.
Еще в школьные годы Грачевский был дворовым лидером. Однажды они с ребятами решили пойти в школу через речку, которая только-только покрылась тонким льдом. Борис встал на лед, а тот сразу начал трескаться. Отступать назад было стыдно, и Боря решил ползти. Он переполз речку на животе. Ни у кого из ребят не хватило смелости это повторить.
Первая профессия Грачевского – инженер-конструктор. Он должен был строить paкеты, но выбрал кино. Однажды он подошел к отцу и сказал: “Папа, помоги мне, я хочу работать в кино”. И отец устроил его на студию Горького грузчиком. Борис Грачевский в реквизиторских цехах, пока его не пригласили на картину “Преступление и наказание”. Должность называлась “разнорабочий”.
Чуть позже он попал на картину “Варвара-краса, длинная коса” знаменитого режиссера-сказочника Александра Роу. С тех пор Грачевский уже никогда не покидал студию Горького. Днем Грачевский старательно выполнял поручения на съемках, а ночью читал книгу Дейла Карнеги “Как приобретать друзей”, чтобы произвести впечатление на новых коллег.
Через пару месяцев Роу полностью полагался на своего нового администратора и даже предложил ему небольшую роль. Эта первая роль Бориса Грачевского в кино – он должен был стать чудовищем, которое живет под водой, высунуть руку из воды и сказать: “Должок!” Валяться на полу возле специального корыта и размахивать рукой в резиновой перчатке был готов только Грачевский. “А потом оказалось, что это моя главная роль в жизни”, – говорит он.
Борис Грачевский не боялся никакой работы. Нужно пол помыть – пожалуйста. В эпизоде сняться – запросто. Меньше чем за пару лет молодой администратор освоил едва ли не все кинопрофессии.
В 1974 году появился журнал “Ералаш”, куда Бориса Грачевского пригласили уже директором. Создатель киножурнала драматург Александр Хмелик был наслышан об упopном организаторе Грачевском. Он пригласил его работать и не ошибся. Грачевский словно стал для “Ералаша” талисманом. Первый же выпуск дал огромный успех.
С тех пор было показано более 700 сюжетов, а снято – намного больше. Грачевский вырастил несколько поколений звезд. Все они называют его “кинопапой”. Еще одно прозвище Грачевского “дядя Боря Ералаш”. Уже более 30 лет он руководитель знаменитого киножурнала.
В своем кабинете на киностудии “Ералаш” Грачевский проводит гораздо больше времени, чем дома. В соседнем кабинете проходят кастинги и репетиции маленьких актеров. Грачевский редко приезжает на съемки. Режиссеры, которые снимают сюжеты для “Ералаша”, обычно справляются без него. Работа киножурнала отлажена, как часы, и этим Грачевский очень гордится.
Традицию приглашать в “Ералаш” знаменитых актеров, певцов и телеведущих придумал Борис Грачевский. Это стало отличительной чертой “Ералаша”. В отличие от детей, зарплата которых вполне сопоставима со взрослой, приглашенные звезды снимаются совершенно бесплатно.
Среди знаменитых выпускников “Ералаша”: Саша Лойе, Александр Головин, Сергeй Лазарев, Юля Волкова, Федор Стуков.
Когда Влад Топалов снимался в “Ералаше”, это был не известный всей стране певец, а пухлый мальчик, которого в школе дразнили “пирожком”. По сценарию Топалов должен был играть обжору, который предпочитает пирожки дeвoчкам. На съемках этого сюжета Влад съел столько булочек, что с тех пор ненавидит сладкое.
Скандальная певица дуэта “Тату” Юля Волкова тоже в детстве играла в “Ералаше”. Юля отлично сыграла, сюжет получился удачным, и Грачевский решил снимать продолжение. Спустя год Юлю снова пригласили на площадку. Но теперь дeвoчку никто не узнал. Нелепая прическа, красные волосы, безумный макияж. Кроме того, у Волковой выросла гpyдь. Грачевский заявил: “Мы не берем грудничков”. Съемки едва не отменили. Но выход был найден. Во время съемок гpyдь заматывали дeвoчке эластичным бинтом.
Женился Борис Грачевский в 21 год. В 23 года у него уже появился сын. Потом родилась дочка. Семья переживала разные периоды, но когда дочь выросла, супругов больше ничего не держало вместе. Они прожили вместе 35 лет. Но “Ералаш” отнимал у Грачевского слишком много времени. В итоге семья распалась. После развода бывшие супруги совсем не общаются. Свою бывшую жену он называет “вдовой”, словно давно для нее умер. Грачевский считает, что жена просто “не добежала с ним марафон жизни, ей не хватило дыхания”.
Читайте также: Личная жизнь зеленский владимирС дочерью Ксенией Борис Грачевский поссорился и уже 3 года не разговаривает. И никому не рассказывает, почему. Из родных рядом только сестра. Иногда позвонит вечно занятый сын Максим.
Сегодня Грачевский сам заботится о себе. Он старается проводить дома как можно меньше времени. Возвращаясь с работы, Грачевский остается один. Он никогда не ест дома. Просто домашних завтpaков ему готовить некому, а готовить самому для себя ему не интересно. Он ходит завтpaкать в кафе. Раз в неделю приходит помощница по хозяйству.
Борис Грачевский называет своей возраст “первой фазой второй молодости”. Каждый день он придумывает себе новое занятие: поет, пишет стихи, недавно снял большое, совсем не веселое кино “Крыша”. Он не любит выходные и нетерпением ждет, когда они закончатся.
“Я утром вскакиваю для того, чтобы быстрее что-то делать, я живу в огромном темпе. Такое ощущение, что я марафонец, который фигачит далеко-далеко,- говорит Грачевский. – Сейчас говорят, у тебя получилось кино, смотри, не брось “Ералаш”. Ну, как я могу бросить ребеночка, которого, несмотря на 35-летний возраст, надо все время учить ходить, все время держать за ручку!”
18 марта день рождения Бориса Грачевского, культового режиссера, создателя и художественного руководителя любимого многими поколениями киножурнала «Ералаш». Уже 46 лет миллионы «мальчишек и девчонок, а также их родителей» с удовольствием пересматривают старые серии и с нетерпением ожидают новых. С чего же все началось? Как получилось, что детский журнал стал делом жизни Бориса Грачевского? Благодаря чему удается на протяжении стольких лет поддерживать популярность киножурнала? Где находят юных актеров для его сюжетов? Чтобы ответить на все эти вопросы, пожалуй, пришлось бы написать книгу. Мы собрали самые любопытные факты, касающиеся «Ералаша», и представляем их в нашей статье.
Фото: https://russkiymir.ru/
«Фитилек» для детей
В 1974 году руководство Госкино прислало на студию им. Максима Горького приказ, в котором говорилось:
Детям тоже нужно над чем-то смеяться, нужен некий «Фитилек для школьников» («Фитиль» – сатирическая программа на советском и российском телевидении, в эфире с 1962 по 2008 год. – Прим. ред.).
За исполнение приказа взялись знаменитый писатель, драматург, киносценарист Александр Хмелик и никому в то время не известный студент факультета «организация кинопроизводства» ВГИКа Борис Грачевский.
Интересный факт
Что такое «ералаш» и почему именно так назвали киножурнал? Идею подала Маша, 13-летняя дочь Александра Хмелика. Памятуя о поговорке «Устами младенца глаголет истина», название довольно быстро утвердили.
Ералаш − вздор, пустяки, бестолочь, дичь, чужь, бессмыслица; смесь, всякая всячина, беспорядица, сумятица. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Для меня «Ералаш» – это страна детства, в которую мечтает вернуться каждый взрослый, − говорил Александр Хмелик. − Страна, где живут веселье и смех, радость и фантазия… В общем, это праздник, который всегда с тобой.
«Мотор, начали!»
Первый выпуск «Ералаша» был показан в телеэфире в 1974 году и включал три сюжета: «Позорное пятно» (по одноименному стихотворению Агнии Барто), «Ну почему мы так говорим?!» и «Дым, дым, дым!».
Для съемок эпизода «Ну почему мы так говорим?!» в одном из московских домов на целые сутки остановили лифт. Жильцы не проявляли ни малейшего недовольства, а, наоборот, только радовались тому, что все происходит в их доме. А причиной такой реакции стало то, что одну из главных ролей исполнял Спартак Мишулин, известный по роли в «Кабачке “13 стульев”». Как вспоминает Борис Грачевский, на съемочной площадке постоянно собиралась толпа зевак, которую ему приходилось раз за разом разгонять.
Спартак Мишулин. «Ералаш», выпуск №1.
О «Ералаше» в деталях
О заставках
Мультипликационные заставки для всех серий уже больше сорока лет создает Юрий Смирнов. До середины двухтысячных титры и анимация создавались вручную – составные части персонажей и предметов перемещались и кадрировались, на выходе получался короткометражный мультфильм. Сейчас все процессы по созданию заставок выполняются в специальных компьютерных программах.
Первые три выпуска открывались обычными текстовыми титрами. Мультипликационная заставка появилась лишь в четвертом выпуске киножурнала.
Фото: https://www.1tv.ru/
О песне
Знаменитая песня «Мальчишки и девчонки…» была написана Алексеем Рыбниковым на стихи Александра Хмелика. Долгое время она звучала в исполнении Елены Камбуровой. В 1996 году эстафету принял детский ансамбль «Непоседы».
О судьбах юных актеров
Далеко не все дети, принимавшие участие в съемках «Ералаша», становятся профессиональными актерами в дальнейшем. Перед авторами проекта на самом деле никогда и не стояла задача дать каждому ребенку путевку в артистическую жизнь.
Зачем нам столько артистов? Главное, что у детей остается в памяти на всю жизнь опыт – съемочный процесс, общение со зрителями – это очень ценно. Тем, кто идет дальше, конечно, легче – и в кино играть, и даже в театре», − отметил в одном из интервью Борис Грачевский.
Анна Цуканова и Александр Головин стали знаменитыми и востребованными актерами во много благодаря «Ералашу», который стал для них первым шагом в профессию. А вот, к примеру, Павел Степанов, один из самых узнаваемых рыжих ребят «Ералаша», выбрал другой путь. Поначалу он еще строил планы поступить в театральный вуз, хотел стать актером, но после армии окончил технический университет и сейчас работает электромехаником.
Александр Головин. «Ералаш», выпуск №169.
Читайте также: Консуэло де авиланд фотоЕще один знаменитый мальчик − Максим Сидоров, сыгравший в серии «Серега, выходи!». Помните, это его герой так долго собирался выйти строить с друзьями крепость, что зима успела смениться летом. Максим рассказывает, что теперь работает менеджером, но «Ералаш» не забывает – регулярно пересматривает новые выпуски с семьей и рассказывает дочери и сыну смешные истории со съемок.
Максим Сидоров. «Ералаш», выпуск №25.
О кастингах и «блате»
Недостатка желающих сыграть роль в «Ералаше» никогда не было. На кастинг и личную встречу с Борисом Грачевским (она во все времена была обязательной) и раньше, и в наше время приходят сотни детей и подростков. Задание на кастинге совсем не сложное − юных соискателей чаще всего просят прочитать стихотворение или спеть песню. Но на этом отбор не заканчивается.
Для «Ералаша» стараются находить особенных, ярких и неординарных детей. Важна не красота, а именно яркость внешности. Приметные черты лица или, к примеру, торчащие ушки и рыжие волосы могут решающим образом повлиять на выбор исполнителя главной роли в выпуске «Ералаша».
Твердое «нет» не прошедшим кастинг никогда не говорят. Не обижать и не расстраивать детей − правило комaнды создателей киножурнала. Ребенка всегда хвалят за усердие и дают профессиональные советы для повышения актерского мастерства.
Больше огорчаются родители, поняв, что им вряд ли перезвонят. Часто они начинают уговаривать ассистентов режиссера, отвечающих за подбор актеров, чтобы их детям дали второй шанс, а то и сразу взяли на съемки, мол, там ребенок точно раскроется. Но решение, принятое режиссером, никогда не пересматривается.
Кроме того, Борис Грачевский регулярно повторяет, что на кастингах «Ералаша» понятия «блат» не существует, все дети находятся в равных условиях. Отметим, например, что Илья Медведев прошел кастинг, как все остальные ребята, и лишь на съемках одного из сюжетов стало известно, что он сын Дмитрия Медведева.
Илья Медведев. «Ералаш», выпуск №201.
Киножурнал, дарящий счастье возвращения в детство
Мы все думали, поиграемся годик, ну два максимум…Но уже первый «Ералаш» был, как бомба! Так до нас никто не делал. Мы настолько любили то, что делали для детей и о детях, что продолжали и продолжали снимать выпуски. Журнал хорошо принимают, его любят. Это дает силы, – так говорит о деле своей жизни Борис Грачевский.
Да и как могло быть по-другому? Ведь детство – самый яркий и светлый период жизни для большинства людей. Без преувеличения можно сказать, что многие из нас были бы счастливы вернуться в те годы, когда мама и папа были молодыми, а мы сами могли позволить себе быть беззаботными и непосредственными.
Машины времени пока не существует, но есть «Ералаш», а чтобы снова увидеть мир глазами ребенка, достаточно посмотреть несколько серий этого замечательного киножурнала.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Борис Грачевский — биография
Борис Юрьевич Грачевский — режиссер и сценарист, директор детской передачи «Ералаш».
Карьера Бориса Грачевского не была головокружительной, он прошел путь от грузчика до директора «Ералаша», снял два полнометражных фильма и состоялся в жизни, как режиссер.
Наверное трудно найти человека, который бы хоть раз в жизни не смотрел «Ералаш». Заслышав его позывные, и дети и взрослые неслись к телевизорам, чтобы не пропустить очередную серию. Основателем и идейным вдохновителем полюбившегося миллионам зрителей киножурнала был Борис Грачевский.
Детство и юность
Родился Борис Грачевский 18.03.1949 года в Москве, в творческой интеллигентной семье. Семья с новорожденным сыном переезжает в Подмосковье, в небольшой городок Полушкино, где в доме отдыха трудились его родители.
Фото: Борис Грачевский в детстве
Мама мальчика работала в библиотеке, отец занимался культмассовой работой. Детские годы Бори прошли в доме отдыха «Полушкино», среди многочисленных отдыхающих. Его детские воспоминания связаны с этим местом. Он часто вспоминает свою первую любовь – четырехлетнюю дочь прачки, своего отца, который был настоящим человеком-праздником, мог удачно пошутить, чтобы поднять всем настроение. Он знал множество анекдотов, которые всегда вставлял к месту.
Боре было всего 5, когда он впервые вышел на сцену в концертном номере своего отца. В 6 лет к мальчику уже пришел первый успех.
В школе Борис всегда занимал лидирующие позиции среди одноклассников. Он часто вспоминает случай, когда мальчишки однажды осенью решили сократить путь к школе и пошли через речку. Лед был еще совсем тонкий, но Борис не испугался и пошел первым. Когда под ним лед начал трескаться, то мальчик назад не вернулся, а просто лег и ползком преодолел все расстояние. Ему удалось сохранить авторитет в глазах друзей, к тому же никто из них на лед не ступил.
В школьные годы Борис много времени уделяет спорту – играет в баскетбол и бегает на лыжах.
После школы Грачевский решил выучиться на токаря и стал студентом Калининградского механического техникума, который успешно закончил в 1968 году. По окончанию учебы он устраивается на завод токарем, а потом работает техником-конструктором. Далее была служба в рядах Советской Армии, откуда его комиссовали из-за травмы головы.
Творческий путь
По возвращению из армии, парень понимает, что работа токарем – это не предел его мечтаний. Он просит помощи у отца и тот помогает сыну найти работу на киностудии им.М.Горького. Его взяли грузчиком в реквизитный цех. Во время съемок фильма «Преступление и наказание» он перешел в разнорабочие. Юноша очень интересовался всем, что происходило на съемках. Потом он работал у прославленного А.Роу, во время съемок картины «Варвара-краса, длинная коса».
После двух месяцев съемок, Роу заметил восторженного парня и решил задействовать его в фильме. Борису дают совсем крохотную роль чудовища, которое должно было высовывать свою руку из воды. Это и стало началом творческого пути. Потом эпизодические роли были еще и еще. А в перерыве съемок Борису приходилось по-прежнему мыть полы и таскать реквизит. Зато появилась возможность изучить весь процесс съемок изнутри и увидеть азы режиссуры.
В 1969 году Грачевский становится студентом заочного отделения ВГИКа, сдав документы на специальность «Организация кинопроизводства». Диплом о высшем образовании он получил спустя 23 года.
Ералаш
В 1974 году А.Хмелик, занимавший должность заместителя главного редактора на киностудии, начал искать подходящую кандидатуру на роль директора в только что организованном киножурнале «Ералаш». Вспомнив о выдающихся организаторских способностях Грачевского, Хмелик предложил ему заняться проектом. Интуиция его не подвела – «Ералаш» стал популярным с самого первого выпуска.
Фото: Борис Грачевский в студии Ералаш
С 1974 по 1984 год Грачевский был бессменным директором полюбившегося многим киножурнала. За это время вышло почти 700 выпусков, в которых снимались ныне популярные, а тогда только начинающие артисты – А.Лойе, Ф.Стуков, С.Лазарев, А.Головин и др.
Присутствие самого Грачевского на съемках не требуется. Его задача – отладить съемочный процесс и настроить коллектив. Именно Борис Юрьевич первым предложил приглашать на съемки популярных певцов, актеров, шоуменов.
Фильмы
Свой первый полнометражный фильм с названием «Крыша» Грачевский снял в 2009 году. Потом была драма – «Между нот, или Тантрическая симфония», снятая в 2014 году, повествующая о пожилом музыканте, который влюбляется в молодую провинциалку. В этом фильме снялись А.Ильин и Я.Мелехова.
Личная жизнь
Свою первую жену Борис встретил в тот период, когда только устроился на киностудию разнорабочим. Девушку звали Галина, она училась в Московском ВУЗе и даже не восприняла всерьез ухаживания молодого человека. Но благодаря лидерскому хаpaктеру и поразительной настойчивости, Борис все-таки добился взаимности.
Фото: Борис Грачевский и Анна Панасенко
В 1970 году молодые люди поженились. Первым совместным жильем пары был баpaк, расположенным на окраине столицы. Когда молодые поняли, что скоро у них будет ребенок, то переехали жить в коммунальную квартиру, где жили родители Гали. В 1972 году у них родился сын Максим. Спустя 7 лет, в 1979 у пары родилась дочь, которую назвали Ксенией.
Их личная жизнь продлилась 35 лет и резко распалась. Развод был неожиданным для всех – ни родные и близкие, ни дети, не ожидали такого развития событий. Дочь так и не смогла смириться с уходом отца, считает его предателем и отказывается от общения с ним.
Второй женой Грачевского стала молодая актриса Анна Панасенко 1986 г.р. Их разница в возрасте была поразительной – 38 лет. Но это не стало преградой для заключения бpaка. Их бpaкосочетание состоялось в 2010 году, а спустя 2 года – в 2012-м они стали родителями дочери Василисы.
Этот бpaк постигла та же участь, что и первый. Развод состоялся в 2014 году, и был достаточно громким. Бывшие муж и жена очень хлестко выражались, не стесняясь давать друг другу неприятные хаpaктеристики и предъявлять обвинения.
Третьей женой Грачевского стала Екатерина Белоцерковская, актриса и певица. Они познакомились, когда Борис снимал свой второй полнометражный фильм. Ему 66, ей 31. Их свадьба состоялась в конце 2015 года на о.Маврикия, где немногочисленные гости поздравили молодоженов.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.