Биографии    


Киpaбаев серик биография личная жизнь

 Киpaбаев серик биография личная жизнь

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Киpaбаев.

Серик Смаилович Киpaбаев (23 марта 1927 г род. п. Атасу, Жанааркинский район, Карагандинская область) — советский и казахский учёный-литературовед, критик. доктор филологических наук (1964), профессор (1966), академик НАН РК (1994). члeн-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968).

Заслуженный деятель науки Казахской ССР (1977). Лауреат Государственной премии Республики Казахстана (1996). Заслуженный деятель Казахстана (2005).

Биография[править | править код]

Серик Киpaбаев родился 23 марта 1927 года в селе Атасу[уточнить] современной Карагандинской области Казахстана. Происходит из подрода алсай рода Куандык племени аргын[1].

В 1951 году окончил филологический факультет Казахского педагогического института им. Абая. В 1951—1952 годах работал старшим редактором Казахского государственного художественного издательства, затем заведующим отделом в журнале «Әдебиет және искусство». С 1952 по 1955 годы — редактор казахстанского журнала «Пионер»[2].

С 1955 по 1958 годы — заведующий отделом литературы и искусства редакции газеты «Социалистік Қазақстан» (ныне «Егемен Қазақстан»)[2]. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию о литературной деятельности Испандиара Кубеева[3].

С 1958 по 1988 годы — доцент, профессор, заведующий кафедрой казахской литературы, декан филологического факультета, проректор по учебной работе Казахского педагогического института им. Абая[2].

С 1988 по 1995 годы — директор Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова НАН РК, с 1995 года — заведующий отделом современной казахской литературы там же[2][4].

С 1994 года — академик Национальной академии наук Казахстана[2].

Параллельно продолжает преподавать в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая[5].

Научные, литературные труды[править | править код]

Серик Киpaбаев — автор около 600 научных и литературно-критических работ, среди которых 25 монографий, 15 учебников и учебных пособий.

Основные научные труды:

  • Сакен Сейфуллин. Монография. Алма-Ата, 1962.
  • Революция и литература. Монография в 2-х томах. Алма-Ата, 1977
  • Высокое назначение. Научные статьи, критические очерки. Алма-Ата,1985
  • Жусупбек Аймаутов. Монография. Алматы, 1993.
  • Белые пятна в казахской литературе, Алматы, 1995.
  • Казахская литература. Вторая половина 19 века и начало 20 века. Учебник для 10 класса средней школы. Алматы, 1997.
  • Казахская литература советского периода. Алматы, 1998.

Награды и звания[править | править код]

СССР и Казахской ССР

  • 1947 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1948 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1957 — Медаль «За освоение целинных земель»
  • 1959 — Медаль «За трудовое отличие»
  • 1967 — Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1970 — Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • 1975 — Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1977 — Почётное звание «Заслуженный деятель науки Казахской ССР» Указом Президиума Верховного Казахской ССР от 23 марта 1977 года
  • 1978 — Орден Трудового Красного Знамени Указом Президиума Верховного Казахской ССР от 27 июня 1978 года
  • 1985 — Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1986 — Медаль «Ветеран труда»
  • 1987 — Медаль «Ыбырай Алтынсарин» за особые заслуги в области просвещения и педагогической науки (23 мая 1987 года)

Республики Казахстан

  • 1995 — Почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Кыргызстана»
  • 1996 — Государственная премия Республики Казахстан в области литературы и искусства
  • 2005 — Почётное звание «Заслуженный деятель Казахстана»[6]
  • 2007 — Орден Отан Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2007 года из рук президента за особый вклад в казахскую литературу и национальную педагогику.[7]
  • 2012 — Орден Барыс 2 степени Указом Президента Республики Казахстан от 5 декабря 2012 года.[8]
  • 2013 — «Большая серебряная медаль Николая Гумилева»
  • 2018 — Звание «Почетный гражданин города Алматы»[9]

Медали Республики Казахстан

  • 2001 — Медаль «10 лет независимости Республики Казахстан»
  • 2004 — Медаль «50 лет Целине»
  • 2004 — Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Казахстан)
  • 2007 — нагрудный знак «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан»
  • 2008 — Медаль «10 лет Астане»
  • 2011 — Медаль «20 лет независимости Республики Казахстан»
  • 2015 — Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 2016 — Медаль «25 лет независимости Республики Казахстан»
  • 2018 — Медаль «20 лет Астане»

Киргизия

  • 1995 — Юбилейная медаль «Манас-1000» — за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между кыргызским и казахским народами, пропаганду идей эпоса «Манас»[10]

Семья[править | править код]

Супруга: Алия Бейсенова (род. 1932) — советский и казахстанский учёный, доктор географических наук, профессор, академик НАН РК. Заслуженный деятель Казахстана, лауреат государственной премии РК.

Сын: Нур Киpaбаев (род. 1951) — доктор философских наук, профессор, академик НАН РК, Заслуженный деятель науки РФ.

Сын: Алим Киpaбаев (род. 1972) — казахстанский дипломант, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Польше.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Киpaбаев, Серик Смаилович // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Киpaбаев.

Нур Се́рикович Киpaба́ев (род. 19 декабря 1951 года, Алма-Ата, СССР) — советский и российский арабист, историк философии, специалист по арабо-мусульманской философии[1]. Доктор философских наук, профессор, академик НАН РК (2017). Заслуженный деятель науки РФ (2007)[2].

Биография[править | править код]

В 1974 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.[1][2]

В 1978 окончил аспирантуру кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.[1][2]

С 1979 года работает в Российском университете дружбы народов.[1][2]

В 1979 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме посвящённой философии аль-Газали.[1][2]

В 1988—1992 годах — заведующий кафедрой философии РУДН.[1][2]

В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Социальная философия мусульманского средневековья».[1][2]

С 1994 по настоящее время — заведующий кафедрой истории философии РУДН, а также заведующий отделением философии.[1][2]

С 1996 года — декан факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.[1][2]

С 2006 года — проректор РУДН по научной работе.[2]

Директор межвузовского Центра по изучению философии и культуры Востока при Российском университете дружбы народов.[1][2]

Ответственный редактор философского ежегодника тематической серии «Философская мысль континентов».[1][2]

Главный редактор журнала «Вестник РУДН. Серия Философия».[1][2]

Научный руководитель издательской программы академических монографий на русском языке «Российские труды по востоковедению и истории философии» международного издательства «Эдвин Медлен Пресс».[1][2]

Научный руководитель темы «Диалог цивилизаций: Восток — Запад» по программе «Университеты России».[1][2]

Научный руководитель четырёх международных философских симпозиума «Диалог цивилизаций: Восток-Запад» (Москва. РУДН, 1992, 1995, 1997, 1999).[1][2]

Читайте также:  Елена вадимовна романова биография личная жизнь

Действительный члeн Российской академии социальных наук, действительный члeн Международной академии наук высшей школы.[1][2]

Член Европейского общества центрально-азиатских исследований.[1][2]

Научная деятельность[править | править код]

Н. С. Киpaбаевым было проведено первое в отечественной и зарубежной историко-философской литературе комплексное исследование социальной философии арабо-мусульманского средневековья. Им была представлена взаимосвязь философии и мусульманского права, где последнее является ключевым для мусульманской идеологии. Мусульманское право рассмотрено как первая форма теоретического знания из которой произошли основные проблемы и методы гуманитарных наук на арабо-мусульманском Востоке. Н. С. Киpaбаев провёл реконструкцию парадигмы классической арабо-мусульманской философии, провёл анализ складывания и действия политико-правовой культуры ислама. Фикх представлен Н. С. Кирибаевым в виде концепции «сакральной» легитимности государства, оказывающей влияние в качестве политической доктрины на развития Арабского халифата.[1]

Также Н. С. Киpaбаевым широко изучен вопрос зарождения и развития социальной философии восточного перипатетизма (от учения аль-Фараби о «добродетельном городе» до концепции идеального государства Ибн-Рушда в духе идей «естественного права». Особое внимание было уделено философии истории Ибн-Хальдуна, а также особенностям гуманистических традиций в классической арабо-мусульманской философии.[1]

В последующем ряде работ Н. С. Киpaбаев рассмотрел проблемы кросскультурного взаимодействия западных и восточных цивилизаций, в которых раскрываются проблемы открытости цивилизаций к диалогу, вопросы устойчивости межцивилизационного диалога в ходе развития философского знания. А также кросскультурное взаимодействие в условиях складывания и жизнестойкости внешнеполитической доктрины России.[1]

Семья[править | править код]

Отец: Серик Киpaбаев (род. 1927) — советский и казахский учёный-литературовед, доктор филологических наук, профессор, академик НАН РК, заслуженный деятель науки Казахстана, лауреат государственной премии Казахстана.

Мать: Алия Бейсенова (род. 1932) — советский и казахстанский учёный, доктор географических наук, профессор, академик НАН РК. Заслуженный деятель Казахстана, лауреат государственной премии Казахстана.

Брат: Алим Киpaбаев (род. 1972) — казахстанский дипломант, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Польше.

Награды[править | править код]

  • орден «Дружбы» (2001)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «За заслуги», международной общественной наградой ООН за вклад в развитие диалога между цивилизациями
  • академик НАН РК (с 2017 года)[3]

Основные работы[править | править код]

Монографии[править | править код]

  • Киpaбаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987.
  • Киpaбаев Н. С. Классическая арабо-мусульманская философия: от социальной философии к философии истории. М., 1990;
  • Киpaбаев Н. С. Классики арабо-мусулъманской философии. Составитель, автор послесловия. New York, 1999. Т. 1-2 (на рус. яз.) ;
  • Киpaбаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. — М.: РУДН, 2005. — 256 с. — ISBN 5-209-01948-9.
  • Киpaбаев Н. С. Учебное пособие по курсу «Средневековая арабо-мусульманская философия». — СПб.: СПбГУ, 2005. — 101 с. — ISBN 5-209-01948-9. Архивная копия от 2 мая 2014 на Wayback Machine
  • Киpaбаев Н. С. Очерки философии «Чистых Братьев». — М., 2006.

Статьи[править | править код]

на русском языке

  • Киpaбаев Н. С. Концепция причинности в доктрине аль-Газали // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 1978. № 4;
  • Киpaбаев Н. С. Проблема свободы воли в учении аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979;
  • Киpaбаев Н. С. Идея совершенства в этике аль-Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986;
  • Киpaбаев Н. С. Теория государства в мусульманском правоведении // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988;
  • Киpaбаев Н. С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991;
  • Киpaбаев Н. С. Современная философская компаративистика и теория историко-философского процесса // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПб., 1996;
  • Киpaбаев Н. С. Ислам в контексте мусульманской цивилизации // Вестник РУДН. Сер. «Философия». М., 1997;
  • Киpaбаев Н. С. Из словаря арабо-мусулъманской классики // Вестник РУДН. Сер. «Философия». 1999. № 1;
  • Киpaбаев Н. С. Классическая арабо-мусульманская философия в зеркале западноевропейской схоластики //В. РУДН. Сер. «Философия». 1999. № 1;
  • Киpaбаев Н. С. О философских основаниях мусульманской культуры // Homo philosophans. СПб., 2002 г.;
  • Киpaбаев Н. С. Проблемы понимания мусульманской культуры // Историко-философский ежегодник-2003. М., 2004 г.;
  • Киpaбаев Н. С. Философия власти: Аль-Маварди и аль-Газали // Серия «Сравнительная философия». Мopaльная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.
  • Киpaбаев Н. С.Философская компаративистика и социокультурная критика // Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики ХОРА. Выпуск 1/2 2007. Курск.
  • Киpaбаев Н. С. Мусульманская культура перед дилеммой: мулътикультурализм или культурная вестернизация //Диалог цивилизаций как призвание. М.: РУДН, 2007.

на других языках

  • Kirabaev N. S. Islamic and Christian Culture: Reopening the Lost Dialogue // Islamic and Christian Cultures: Conflict or Dialogue. Washington, 2001.
  • Kirabaev N. S. Paideia and Adab in Islam // Educating for Democracy. New York, 2004;
  • Kirabaev N. S. Russia in Contemporary Dialogue of Civilizations: An Introduction // Russian Civilization. New Delhi 2007;
  • Kirabaev N. S. Multiculturalism: Pro et Contra // Pontes Interculturais Sao Leopoldo: Nova Harmonia 2007;

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Алексеев П. В. Киpaбаев, Нур Серикович // Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2002. — 1152 с. — ISBN 5-8291-0148-3.

Нур Киpaбаев родился 19 декабря 1951 года в городе Алма-Ата, Казахстан. В 1974 году окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Затем учился в аспирантуре кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ, которую окончил в 1978 году.

     С 1979 года Киpaбаев работает в Российском университете дружбы народов. В этом же году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме посвящённой философии аль-Газали. С 1988 по 1992 год являлся заведующим кафедрой философии РУДН. В этот период защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Социальная философия мусульманского средневековья».

     Нур Серикович занимает должность заведующего кафедрой истории философии РУДН, а также является заведующим отделением философии с 1994 года. Позднее стал деканом факультета гуманитарных и социальных наук. В 2006 году назначен проректором Российского университета дружбы народов по научной работе.

     Нур Киpaбаев является директором межвузовского Центра по изучению философии и культуры Востока при Российском университете дружбы народов, а также ответственным редактором философского ежегодника тематической серии «Философская мысль континентов». Главный редактор журнала «Вестник РУДН. Серия Философия».

     Также Киpaбаев является научным руководителем издательской программы академических монографий на русском языке «Российские труды по востоковедению и истории философии» международного издательства «Эдвин Медлен Пресс», темы «Диалог цивилизаций: Восток – Запад» по программе «Университеты России» и четырёх международных философских симпозиума «Диалог цивилизаций: Восток-Запад».

Читайте также:  Биография влад рамма личная жизнь

     Нур Серикович Киpaбаев действительный члeн Российской академии социальных наук, действительный члeн Международной академии наук высшей школы. А также входит в Европейское общество центрально-азиатских исследований. В 2007 году удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Монографии

Киpaбаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987.

Киpaбаев Н. С. Классическая арабо-мусульманская философия: от социальной философии к философии истории. М., 1990;

Киpaбаев Н. С. Классики арабо-мусульманской философии. Составитель, автор послесловия. New York, 1999. Т. 1-2 (на рус. яз.) ;

Киpaбаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. — М.: РУДН, 2005. – 256 с. – ISBN 5-209-01948-9.

Киpaбаев Н. С. Учебное пособие по курсу «Средневековая арабо-мусульманская философия». – СПб.: СПбГУ, 2005. – 101 с. – ISBN 5-209-01948-9. Архивировано 2 мая 2014 года.

Киpaбаев Н. С. Очерки философии «Чистых Братьев». – М., 2006.

Статьи

Киpaбаев Н. С. Концепция причинности в доктрине аль-Газали // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 1978. № 4;

Киpaбаев Н. С. Проблема свободы воли в учении аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979;

Киpaбаев Н. С. Идея совершенства в этике аль-Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986;

Киpaбаев Н. С. Теория государства в мусульманском правоведении // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988;

Киpaбаев Н. С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991;

Киpaбаев Н. С. Современная философская компаративистика и теория историко-философского процесса // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПб., 1996;

Киpaбаев Н. С. Ислам в контексте мусульманской цивилизации // Вестник РУДН. Сер. «Философия». М., 1997;

Киpaбаев Н. С. Из словаря арабо-мусулъманской классики // Вестник РУДН. Сер. «Философия». 1999. № 1;

Киpaбаев Н. С. Классическая арабо-мусульманская философия в зеркале западноевропейской схоластики //В. РУДН. Сер. «Философия». 1999. № 1;

Киpaбаев Н. С. О философских основаниях мусульманской культуры // Homo philosophans. СПб., 2002 г.;

Киpaбаев Н. С. Проблемы понимания мусульманской культуры // Историко-философский ежегодник-2003. М., 2004 г.;

Киpaбаев Н. С. Философия власти: Аль-Маварди и аль-Газали // Серия «Сравнительная философия». Мopaльная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.

Киpaбаев Н. С.Философская компаративистика и социокультурная критика // Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики ХОРА. Выпуск 1/2 2007. Курск.

Киpaбаев Н. С. Мусульманская культура перед дилеммой: мулътикультурализм или культурная вестернизация //Диалог цивилизаций как призвание. М.: РУДН, 2007.

Kirabaev N. S. Islamic and Christian Culture: Reopening the Lost Dialogue // Islamic and Christian Cultures: Conflict or Dialogue. Washington, 2001.

Kirabaev N. S. Paideia and Adab in Islam // Educating for Democracy. New York, 2004;

Kirabaev N. S. Russia in Contemporary Dialogue of Civilizations: An Introduction // Russian Civilization. New Delhi 2007;

Kirabaev N. S. Multiculturalism: Pro et Contra // Pontes Interculturais Sao Leopoldo: Nova Harmonia 2007;

Понедельник 5.10.2020 01:41 ast22:41 msk

Уалихан КАЛИЖАНОВ, директор Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, Светлана АНАНЬЕВА, “Казахстанская правда”, 5 апреля

Замечательный юбилей заставляет оглянуться и отметить самые важные вехи в жизни. А их у Серика Смаиловича Киpaбаева было много: ученый-филолог проявил себя еще и как издатель, журналист, критик, педагог. К ярким событиям биографии относятся защита докторской диссертации (1964), присвоение звания профессора (1966), избрание члeном-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (1968), академиком НАН РК (1994). Серик Смаилович – заслуженный деятель науки Казахстана и Кыргызстана (1995).Выдающийся ученый-литературовед редчайшим образом счастливо сочетает высокий профессионализм, широчайшее филологическое мышление, талант литературного критика и педагога-наставника. Статьи и рецензии по актуальным проблемам казахской литературы стали появляться в печати с 1948 года. Нашему юбиляру выпали судьбоносные встречи. Серик Смаилович хорошо знал Мухтара Омархановича Ауэзова, ощущал его поддержку. М. О. Ауэзов был первым оппонентом кандидатской диссертации С. Киpaбаева. Классик всегда держал молодых ученых в поле своего зрения, читал их труды, давал рекомендации. Он был человеком большого сердца. Горько, что писатель так рано ушел от нас, сетует академик Киpaбаев. Великий художник, первый познакомивший мир с казахским народом и культурой, сумел как никто другой явить в своем творчестве могучую силу художественного слова. Его отношение к науке, литературе и искусству стало эталоном для молодого ученого-литературоведа. Свет личности М. О. Ауэзова навсегда оставил свой отблеск на жизни и творчестве С. Киpaбаева.Особенно дорога Серику Смаиловичу высокая оценка академика М. О. Ауэзова: “Во всех своих исследованиях и статьях С. Киpaбаев проявил себя специалистом, глубоко знающим историю и современное состояние казахской литературы. Вместе с тем подготовленность и серьезность суждений принесли ему признание как критику. Его диссертация, представленная к защите, является закономерным и систематизированным продолжением проведенного им исследования. Я имею в виду фундаментальную монографию о литературном наследии старейшего писателя и педагога Казахстана С. Кубеева”. В дальнейшем С. Киpaбаев обобщает просветительские и педагогические идеи Спандияра Кубеева, прослеживает преемственность художественно-педагогических взглядов Ыбрая Алтынсарина и их дальнейшую разработку в творчестве казахского писателя ХХ века. Однотомник С. Кубеева с предисловием С. Киpaбаева, выступившего и составителем книги, считается первым полным изданием произведений казахского писателя и педагога. Не отсюда ли соединение в самом Серике Смаиловиче исследовательского и педагогического дара?!Вот уже более полувека Серик Смаилович является члeном Сою­за писателей Казахстана. Долгие годы находился на ответственной журналистской работе: редактор журнала “Пионер”, заведующий отделом литературы и искусства и члeн редакционной коллегии газеты “Социалистік Қазақстан”, заведующий отделом журнала “Әдебиет және искусство”. Талантливый критик, он посвящает свои многочисленные высокопрофессиональные статьи всестороннему и глубокому анализу современного литературного процесса Казахстана. Так рождается целый ряд монографических очерков о жизненном и творческом пути великого Абая, Жамбыла Жабае­ва, Беимбета Майлина, Сабита Муканова, Сабыра Шарипова, Мажита Даулетбаева, Саттара Ерубаева, Исы Байзакова, Касыма Аманжолова, Аскара Токмагамбетова, Гали Орманова, Абдильды Тажибаева, Жумагали Саина и других. Главное предназначение художника – создание произведений, помогающих человеку осмыслить его время и свое место в мире, понять, что нравственные ценности имеют первостепенное значение. Так считает юбиляр.Точность, аргументированность, корректность, эрудированность хаpaктеризуют стиль корифея казахского литературоведения. Перу Серика Киpaбаева принадлежат более 700 научных и литературно-критических работ, среди которых 40 монографий и литературно-критических исследований, 18 учебников и учебных пособий. Литературоведческие работы Серика Смаиловича получили высокую оценку М. Ауэзова, Г. Ломидзе, Е. Челышева, М. Сильченко, С. Муканова, К. Жумалиева, М. Каратаева, Е. Исмаилова, М. Габдуллина, З. Ахметова, З. Кабдолова, Р. Нургали и др.Благодаря научным исследованиям С. Киpaбаева казахская литература завоевала широкую популярность на всесоюзном и мировом уровнях. Этому способствовало всестороннее изучение творчества Г. Мустафина, С. Кубеева, С. Сейфуллина, восстановление “белых пятен” в истории родной литературы, возвращение народу творческого наследия репрессированных писателей и поэтов Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова… Серик Смаилович глубоко убежден, что со знакомства человека с литературой и искусством начинается процесс образования и эстетического развития личности. Литература расширяет кругозор человека, она дает ему знания о жизни, природе, науке, творчестве. Под воздействием прочитанного формируется мировосприятие. Прикосновение к художественным произведениям – это путь человека к чистоте, красоте, культуре. В целом роль литературы, искусства остается главенствующей в формировании общественного сознания. Образованный, культурный человек может достичь успехов на любом поприще и стать движущей силой общества.Монографии С. Киpaбаева “Габиден Мустафин” (1956), “Спандияр Кубеев” (1958), “Сакен Сейфуллин” (1962), “Октябрь и казахская литература” (1968), “Литература и эпоха” (1971), “Правда и мастерство” (1983), “Высокое назначение” (1985), “Уважение к таланту” (1988), “Жусупбек Аймауытов” (1993), “Белые пятна в казахской литературе” (1995) стали настольными для многих исследователей. За монографию “Жусупбек Аймауытов” автор удостоен премии Чокана Валиханова НАН РК (1994). Под руководством С. Киpaбаева издано “Собрание сочинений Ж. Аймауытова” в 5 томах. Книга “Сакен Сейфуллин” неоднократно переиздавалась на казахском и русском языках в Алматы и Москве. В 1991–1992 гг. вышло “Избранное С. С. Киpaбаева” в 2 томах. Исследованию основных тенденций современного литературного процесса посвящены его значительные научные труды: “Казахская литература советского периода” (1998), “Национальная независимость и литература” (2001), “Путь Независимости” (в 2 томах, 2008), “Перечитывая литературу” (2010), “Независимость и казахская литература” (2011) и другие.Академик Киpaбаев стал одним из вдохновителей и активным автором новой десятитомной “Истории казахской литературы”, возглавив редколлегию издания и выступив ответственным редактором 7–9 томов, охватывающих советский период ее развития. Объективную оценку с новых позиций получило творчество Ж. Аймауытова, М. Жумабаева, С. Сейфуллина, И. Жансугурова, Б. Майлина. Даются творческие портреты представителей устной авторской поэзии Ж. Жабаева, И. Байзакова, Н. Байганина и других. Впервые специальные главы посвящены казахской литературе Китая и Монголии, русскоязычной казахской литературе. В специальных разделах исследуется творчество писателей-шестидесятников – С. Жунусова, М. Макатаева, Ш. Муртазы, К. Мырза Али, Т. Молдагалиева, К. Искакова, А. Кекилбаева, М. Магауина. В издание включены “Хроника литературной жизни 60–80-х годов ХХ века” и “Библиографический указатель казахской литературы 60–80-х годов”. Серик Смаилович увлеченно разpaбатывает тему воплощения национальной идеи в казахской литературе от ее истоков до современного этапа. Мечта казахского народа о независимости проходит красной нитью в искусстве. Общественное и литературное движение начала ХХ века способствовало укреплению идеи, ставшей основополагающей в деятельности Алашорды. Взвешенность оценок, аналитичность, концеп­туальность литературоведческих решений делают исследования критика-литературоведа востребованными специалистами самого разного уровня.Вот уже свыше 60 лет по учебникам, написанным С. Киpaбаевым, изучают школьники казахскую литературу. По его рекомендации обновлена система изучения родной словесности, автор постоянно совершенствует учебники. В 1987 году увидел свет принципиальной новый учебник для 9-го класса, написанный в соавторстве с Р. Бердибаевым и Н. Габдуллиным. Авторский коллектив был удостоен первой премии Министерства просвещения Казахстана. В 2002–2007 годах созданы учебники для 10 и 11-х классов средней школы. Изданы учебное пособие для вузов (в соавторстве с Б. Кенжебаевым) по казахской литературе начала ХХ века и учебник (в соавторстве с М. Каратаевым и Т. Нуртазиным) по современной казахской литературе, выдержавший три издания. Образный стиль, сочетающий научную доказательность и яркость мышления, отличает эти книги.Более полувека вел Серик Смаилович педагогическую работу в КазНПУ (бывший КазПИ) им. Абая: заведовал кафедрой казахской литературы, был деканом филологического факультета, проректором по учебной работе. В 1988–1995 годах руководил Институтом литературы и искусства им. М. Ауэзова, при этом уделял приоритетное внимание изучению национального художественного наследия. Возглавляя отдел абаеведения, участвовал в подготовке нового академического издания наследия великого поэта и мыслителя, за что в числе других ученых был удостоен Государственной премии РК. Его лекции, выступления на научных симпозиумах и конференциях актуальны, динамичны, богаты фактологически. Ученый-литературовед, педагог, критик неизменно завоевывает аудиторию эрудицией, богатейшим багажом знаний, ясностью и четкостью изложения.Ученый продолжает вести общественную работу в системе научных учреждений и высшей школы. Так, в течение ряда лет достойно представлял казахское литературоведение во всесоюзном масштабе, будучи члeном экспертной комиссии ВАК СССР, принимал активное участие в работе Союза писателей РК. Его слово было весомо и значимо, авторитет неоспорим в пору работы члeном Президиума Комитета по Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры. Серик Смаилович возглавлял диссертационные советы Института литературы и искусства им. М. Ауэзова и КазНПУ им. Абая. Научная школа академика Киpaбаева известна далеко за пределами Казахстана.Правительство республики высоко оценило заслуги ученого. Он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, “Отан”, медалями, почетными грамотами. В канун 15-летия Независимости Серик Смаилович был отмечен российской медалью “К 100-летию Михаила Шолохова”. С 1990 года – иностранный члeн Академии образования России.Серик Смаилович требовательно и бережно относится к молодым, поддерживает талант­ливую поросль, воспитывает своих учеников и последователей в лучших традициях подлинных интеллигентов старшего поколения. Вселенная академика Киpaбаева вовлекает в свою орбиту всех, кто когда-либо соприкоснулся с ним. И это очень ответственно – нести звание его ученика и последователя. Всю свою научную и педагогическую деятельность Серик Смаилович Киpaбаев направляет на то, чтобы не прервалась связь времен.

Читайте также:  Мария жукова биография личная жизнь