Биографии    


Пырьев биография личная жизнь дети

 Пырьев биография личная жизнь дети

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2020; проверки требуют 26 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пырьев.

Ива́н Алекса́ндрович Пы́рьев (4 (17) ноября 1901, с. Камень — 7 февраля 1968, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951)[1].

Биография[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Иван Пырьев родился в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. В 1904 году отец был убит в дpaке, мать отправилась в город на заработки, и Иван воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова. С восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе[2].

В 11 лет переехал в Мариинск к матери, но после ссоры с отчимом ушёл из дома. Скитался, подpaбатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.

В конце 1915 года сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Ге opгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем политруком, в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады[3].

Актёр[править | править код]

Параллельно учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.

В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский. В конце лета 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

С 1921 года Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергeй Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд[2].

В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении[1]. До 1925 года играл в Театре Мейерхольда, где, в частности, исполнил роль Алексиса Буланова в «Лесе», затем покинул и его[2].

Режиссёр[править | править код]

В 1925 году начал свою деятельность в кинематографе, впоследствии став крупнейшим советским комедиографом. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на киностудиях «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино»[2].

В 1929 году поставил свою первую сатирическую ленту «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. За ней последовал «Государственный чиновник», который сразу лёг «на полку», и Пырьеву пришлось перемонтировать его с ущербом для содержания.

Антифашистский фильм «Конвейер cмepти» (1933) стал первой звуковой картиной «Мосфильма» и позволил Пырьеву приступить к подготовке масштабной экранизации «Мёртвых душ»: к сценарию был привлечён Михаил Булгаков, музыку должен был писать Дмитрий Шостакович, декорациями занимался Николай Акимов, а роль Плюшкина согласился исполнить Всеволод Мейерхольд. Однако после того как в 1936 году в газете «Правда» была опубликована известная статья «Сумбур вместо музыки», задумку пришлось оставить[2].

В 1936 году снял фильм «Партийный билет», где прообразом главного антигероя послужил поэт Павел Васильев. Несмотря на успех картины, руководство киностудии подвергло её критике, Пырьева на два года отстранили от работы, уволили, после чего он был вынужден перейти на Киевскую киностудию, что положило начало новому периоду в его творчестве[2].

Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста» (1937), «Тpaктористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1949), романтические музыкальные фильмы «В 6 часов вечера после войны» (1944) и «Сказание о земле Сибирской» (1947). Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.

В последние месяцы Великой Отечественной войны выезжал на 2-й Украинский фронт для проведения документально-хроникальных съёмок и принимал участие в подготовке фильма о штурме Берлина[2].

В 1950—1960 годах отошёл от комедии, увлёкшись экранизациями произведений Фёдора Достоевского: «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамaзoвы» (1968). «Идиот» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», как и «Братья Карамaзoвы», во время съёмок которых Пырьев скончался, и завершали картину исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов[4].

Общественная деятельность[править | править код]

В 1946 году Пырьев стал первым за долгое время главным редактором журнала «Искусство кино», который не издавался с начала войны. Его стараниями журнал быстро возродился; по воспоминаниям Ростислава Юреньева, из-за нехватки кадров они вынуждены были публиковать статьи под множеством псевдонимов[5]. Вскоре началась кампания борьбы с космополитизмом, но из-за благожелательных рецензий на фильмы Эйзенштейна, Козинцева и других Пырьев в 1948 году был смещён с поста в связи с «утратой бдительности»[5].

В 1954—1957 годах был директором «Мосфильма», затем руководил творческим объединением «Луч» там же[1]. Пырьев начал масштабную перестройку кинопроизводства студии, в короткие сроки сумел «многократно увеличить её производственные мощности, решить проблему звука, произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных фильмов»[2].

В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме», которыми руководил с 1957 по 1965 год[1].

Пырьев также активно опекал начинающих талантливых режиссёров, в том числе помогая пройти цензуру; именно он вызвал на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко[6]. Он же пpaктически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь», несмотря на всё упорство, что положило начало его карьере[7]. По совету и протекции Пырьева Леонид Гайдай снял историко-революционную драму «Трижды воскресший», которая помогла ему вернуться в кино после «опальной» комедии «Жених с того света», а затем громко заявить о себе в киноальманахе «Совершенно серьёзно» (1961), также созданном под руководством Пырьева[8].Читайте также:  Александр невский биография актер личная жизнь

После долгих попыток сумел добиться организации Союза кинематографистов СССР вместе с Александром Згуриди, который, будучи профессиональным юристом, помог обосновать его экономическую независимость от государства[9]. Руководил СК вплоть до 1960 года.

Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва, члeн КПСС с 1956 года[1].

Скандалы и слухи[править | править код]

Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы

Существует версия, что Пырьев разрушал жизни молодых актрис, отказавших ему в притязаниях, из мести запрещая студиям их снимать. Одной из жертв так называемого «чёрного списка» считается Екатерина Савинова, снимавшаяся в «Кубанских казаках»: во время якобы деловой встречи она дала Пырьеву пощёчину в ответ на попытку ухаживать за ней. Из-за этого и другие режиссёры, такие как Всеволод Пудовкин и Григорий Чухрай, приглашая Савинову на пробы, в итоге отказывали ей, и актриса заработала нервный срыв[10]. Её муж Евгений Ташков подтверждал в интервью, что из-за некоего влиятельного режиссёра (его он не хотел называть по имени) Савинова долго жила без больших ролей, но при этом отрицал слухи о том, что это стало причиной cмepти актрисы (причиной послужила психическая болезнь, развившаяся на фоне осложнений от бруцеллёза)[11]. Кроме Савиновой в «список» часто заносят Клару Румянову[12], Людмилу Марченко и её друзей — актёров Владимира Гусева и Аллу Будницкую[13], а также ряд других актрис.

Как писал режиссёр Ге opгий Натансон, «О Пырьеве шли слухи, что он xyлиган, матерщинник и даже антисемит. Но в реальности это не подтвердилось. Его друзьями были Михаил Ромм, Сергeй Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков…»[14].

Смерть[править | править код]

7 февраля 1968 года, вернувшись со съёмок «Братьев Карамaзoвых», Иван Александрович лёг и умер во сне. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах» во время работы[4]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок).

На VI Московском международном кинофестивале (1969) Пырьеву поcмepтно присудили специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство[1].

Личная жизнь[править | править код]

  • Первая жена — Ада Войцик (1905—1982), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935).
    • Сын — Эрик Иванович Пырьев (1931—1970).
  • Вторая жена — Марина Ладынина (1908—2003), актриса. Народная артистка СССР (1950).
    • Сын — Андрей Ладынин (1938—2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.
  • Третья жена — Лионелла Скирда (род. 1938), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1991).

Фильмография[править | править код]

Режиссёр[править | править код]

  1. 1929 — Посторонняя женщина
  2. 1930 — Государственный чиновник
  3. 1931 — Понятая ошибка (отстранён от работы)
  4. 1933 — Конвейер cмepти
  5. 1936 — Партийный билет
  6. 1937 — Богатая невеста
  7. 1939 — Тpaктористы
  8. 1940 — Любимая дeвyшка
  9. 1941 — Свинарка и пастух
  10. 1942 — Секретарь райкома
  11. 1944 — В 6 часов вечера после войны
  12. 1947 — Сказание о земле Сибирской
  13. 1949 — Кубанские казаки
  14. 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с Й. Ивенсом)
  15. 1951 — Песня молодости (документальный) (совм. с Д. Васильевым)
  16. 1954 — Испытание верности
  17. 1958 — Идиот
  18. 1959 — Белые ночи
  19. 1961 — Наш общий друг
  20. 1964 — Свет далёкой звезды
  21. 1968 — Братья Карамaзoвы (завершён К. Лавровым и М. Ульяновым)

Сценарист[править | править код]

  • 1928 — Оторванные рукава (совм. с Б. Юрцевым)
  • 1928 — Переполох (совм. с А. Аравским)
  • 1928 — Третья молодость (совм. с А. Аравским)
  • 1930 — Будьте такими (совм. с Л. Соловьёвым)
  • 1931 — Понятая ошибка (совм. с П. Ильиным)
  • 1931 — Токарь Алексеев
  • 1933 — Конвейер cмepти (совм. с В. Гусевым и М. Роммом
  • 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с А. Фроловым)
  • 1954 — Испытание верности (совм. с П. Туром и Л. Туром)
  • 1958 — Идиот
  • 1959 — Белые ночи
  • 1962 — Наш общий друг (совм. с В. Логиновым)
  • 1964 — Свет далёкой звезды
  • 1968 — Братья Карамaзoвы

Актёр[править | править код]

  • 1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — клоун-фашист

Художественный руководитель[править | править код]

  • 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах)

Архивные кадры[править | править код]

  • 1978 — Иван Пырьев (документальный)
  • 2006 — Иван Пырьев (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2006 — Три с половиной жизни Ивана Пырьева (документальный)
  • 2007 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (из документального цикла «История киноначальников, или Строители и перестройщики»)
  • 2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)
  • 2010 — Клара Лучко. Поздняя любовь (документальный)
  • 2018 — Список Пырьева (документальный) ; ТВЦ
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
  • Народный артист СССР (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Тpaктористы» (1939)
  • Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949)
  • Ге opгиевский крест 3-й степени
  • Ге opгиевский крест 4-й степени
  • Три ордена Ленина (1938, 1948, ?)
  • Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961)[15]
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
  • МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
  • МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
  • МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950)
  • ВКФ в Киеве (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959)
  • МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959)
  • МКФ в Москве (Специальный приз (поcмepтно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969)[16]

Память[править | править код]

  • Именем режиссёра названа одна из улиц на западе Москвы.
  • На доме в Москве, где в последние годы жизни жил и работал режиссёр (Смоленская улица, дом 10), установлена мемориальная доска[17].
  • Один из переулков в Камень-на-Оби носит его имя.
  • Кинотеатр «Звезда» в Камне-на-Оби носит имя И. Пырьева; также на здании — мемориальная доска в честь режиссёра[18].
  • На набережной Камня-на-Оби установлен бюcт режиссёра.
  • В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр В. Мищенко.
Читайте также:  Любовь добржанская биография личная жизнь

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Кино. Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 340—341. — 637 с.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Анна Лис. Иван Пырьев. Чапаев.
  3. ↑ Захаров С. А. Это было недавно… Записки старого свердловчанина. — Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985. — С. 137. — 190 с.
  4. ↑ 1 2 Рогнеда Яценко. Рогнеда Яценко. Судьба Марины. Коллекция Караван историй (5 сентября 2017).
  5. ↑ 1 2 Любовь Аркус. Живой журнал. Сеанс (13 августа 2009).
  6. ↑ Аркус Л. Ю. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. — М.: Сеанс, 2004. — С. 66. — 754 с. — ISBN 5-901586-04-2.
  7. ↑ Афанасьева О. В. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или…. — М.: Алгоритм, 2016. — 240 с. — ISBN 978-5-906789-26-6.
  8. ↑ Пупшева М., Иванов В., Цукерман В. Гайдай Советского Союза. — М.: Эксмо, 2002. — С. 49, 63, 438. — 444 с. — ISBN 5-699-01555-8.
  9. ↑ Наталья Дардыкина. Жизнь Человека кинематографического века: вдова о легендарном режиссёре Александре Згуриди. Московский комсомолец (7 апреля 2016).
  10. ↑ Ненужная Фрося. Трагическая судьба Екатерины Савиновой. Аргументы и факты (17 апреля 2013).
  11. ↑ Татьяна Булкина. Поклон советскому кино. — М.: Издательский дом «Московия», 2011. — С. 290—294. — 384 с. — ISBN 5-7151-0333-9.
  12. ↑ Клара Румянова
  13. ↑ Сeкc наш и не наш. Почему россияне высмеивают жертв и сочувствуют агрессорам? | Republic.ru
  14. ↑ Натансон Г. Г. 320 страниц про любовь и кино. Мемуары последнего из могикан. — М.: Астрель, 2012. — 318 с.
  15. ↑ Иван Александрович Пырьев * Биография * Фотография
  16. ↑ Пырьев, Иван Александрович — RuData.ru
  17. ↑ Пырьев Иван Александрович
  18. ↑ «Звезда» экрана, или Кинотеатр сегодня

Ссылки[править | править код]

  • Надгробие И. А. Пырьева
  • Пырьев Иван Александрович
  • Биографии. История жизни великих людей.

Биография

Ивана Александровича Пырьева знают абсолютно все любители старого советского кино. Он писал сценарии и снимал одни из самых прославленных довоенных картин, например, «Свинарка и пастух», «Богатая невеста» и «Тpaктористы». Также на его счету великолепные экранизации произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамaзoвы», «Белые ночи» и «Идиот». Между прочим, именно он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», а также приложил массу усилий для создания Союза кинематографистов. За большой вклад в культурную жизнь страны Ивана Александровича наградили званием Народного артиста СССР.

Молодые годы Ивана Пырьева

Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется городом Камень-на-Оби. Родители Ивана были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в дpaке. Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении дедушки Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом. Маму, которая сразу после cмepти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда окончил начальные классы.

Фото Ивана Пырьева | Ностальгия по советскому

Когда три первых класса остались позади, мать увезла Ивана с собой в маленький городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. С отчимом Пырьев особого языка не нашел, так как мужчина часто выпивал лишнего, а в таком состоянии становился агрессивным и лез в дpaку. Такие взаимоотношения в итоге закончились потасовкой: устав от побоев, 14-летний Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью, сел в воинский эшелон и отправился на фронт.

Фото Ивана Пырьева | Музей актрисы Любови Орловой

В Первой мировой войне Иван Пырьев отличился большой храбростью, был удостоен Ге opгиевских крестов 3 и 4 степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, но потом стал политруком и агитатором. Жизнь Ивана Пырьева забросила в Екатеринбург, где он, не прекращая исполнять прямых обязанностей, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский, отдав дань уважения родному краю. Летом 1921 года Пырьев впервые видит выступление театра МХАТ, труппа которого приехала на Урал с гастролями. Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправляется в Москву, чтобы учиться этому искусству.

Фото Ивана Пырьева | LiveInternet

Иван Александрович оканчивает актерское, а впоследствии и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В. Э. Мейерхольда и погружается в кинематографическую деятельность. Но помимо фильмов Пырьев прославится и как издатель и главный редактор журнала «Искусство кино», а также как директор киностудии «Мосфильм», руководитель Высших режиссёрских курсов и как основатель Союза кинематографистов СССР.

Фильмы

Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава». 

Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер cмepти».

Возле камеры, на съемочной площадке фильма “Партийный билет” | Кино-театр

Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.

Читайте также:  Певец панайотов биография личная жизнь

С актерами фильма “Свинарка и пастух” | Кино-театр

Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.

С актерами фильма “Кубанкские казаки” | Кино-театр

Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Тpaктористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.

На съемочной площадке | Официальный сайт Алтайского края

После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамaзoвы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.

Личная жизнь

В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер cмepти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.

Первая жена Ада Войцик и сын

Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой дeвyшки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.

Со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем | Факты и комментарии

Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и дeвyшка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.

С третьей возлюбленной Людмилой Марченко | Новый факт

Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамaзoвы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.

С последней женой Лионеллой Скирдой-Пырьевой на съемках фильма “Братья Карамaзoвы” | Кино-театр

Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».

Смерть

В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Смерть Ивана Пырьева настигла 7 февраля 1968 года, когда он вернулся со съемок картины «Братья Карамaзoвы». Умер Иван Александрович во сне от очередного сердечного приступа. Последовавшее вскрытие показало, что мужчина перенес за последнее время шесть инфарктов, причем все шесть – на ногах, не прекращая работы над фильмом. Похоронили Пырьева на Новодевичьем кладбище.

Бюст режиссёра в городе Камень-на-Оби, Алтайский край | Википедия

Его именем назвали одну из улиц в Москве, а на доме режиссера на Смоленской улице установили мемориальную доску. Но основную дань уважения этому прославленному человеку оказали на его родине, в городе Камень-на-Оби. Там есть и улицы Пырьева, и мемориальная доска, кроме того, кинотеатр «Звезда» носит его имя, а также на набережной реки жители города установили бюcт великого земляка.

Фильмография

  • 1936 — Партийный билет
  • 1937 — Богатая невеста
  • 1939 — Тpaктористы
  • 1941 — Свинарка и пастух
  • 1944 — В 6 часов вечера после войны
  • 1947 — Сказание о земле Сибирской
  • 1949 — Кубанские казаки
  • 1954 — Испытание верности
  • 1964 — Свет далёкой звезды
  • 1968 — Братья Карамaзoвы