Биографии    


Дата рождения олег ефремов

 Дата рождения олег ефремов

Олег Ефремов — биография

Вся жизнь этого актера прошла в служении искусству. Олег Ефремов сумел доказать, что он первый среди первых и лучший среди лучших. Он всю жизнь стремился быть совершенным, и это ему удалось. Ефремова нет в живых уже без малого два десятка лет, но его творческое наследие продолжает служить людям. Он навечно остался в памяти благодарных коллег и поклонников, которые помнят все образы, созданные им в течение долгой творческой биографии.

Настоящая слава и любовь пришла к Олегу Ефремову после фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда».

Детство и юность

Родился Олег Ефремов 1 октября 1927 года в Москве. Родителей звали Николай Иванович и Анна Дмитриевна, они были совершенно не творческими людьми. У них была большая коммунальная квартира в одной из многоэтажек Арбата. Олег с детства дружил с Александром Калужским, который приходился внуком прославленному артисту Василию Лужскому, и с Сергеем Шиловским, приемным сыном писателя Булгакова. Олег часто заходил к Сергею домой, и каждый раз окунался в особую атмосферу творчества и интеллигентности, которая царила в этой семье. Ему нравилось общаться с Булгаковым, он запоминал все, что говорил великий писатель, даже не подозревая о том, какая величина стоит перед ним. В те годы Олег был не знаком с творчеством писателя, оно не предназначалось для его детского восприятия. Прошли годы, и именно сочинения Булгакова легли в основу репертуара театра «Современник», который основал Ефремов.

Фото: Олег Ефремов в детстве

Когда Олег Ефремов учился в школе, семья переехала в Воркуту. Его отца назначили на должность бухгалтера ГУЛАГа, и мальчику пришлось с детства постоянно соприкасаться с незнакомой ему лагерной жизнью.

Сцена привлекала Олега с юных лет. У мальчика был двоюродный брат, Ге opгий Меньшенин, с которым они постоянно играли в театр, сами делали бумажных кукол, придумывали элементарные декорации.

В детские годы Ефремов занимался в драматическом кружке Дома пионеров, руководителем которого была А.Г.Кудашова, в свое время закончившая студию М.Чехова.

В 1945 году друг детства Олега Ефремова Саша Калужский уговорил его пройти прослушивание во МХАТе. Они отправились втроем, прихватив с собой и Сергея Шиловского, но удача сопутствовала только Ефремову. Как удалось этому худому восемнадцатилетнему парнишке с совершенно не актерской внешностью обойти многочисленных конкурсантов, и стать студентом, так и осталось загадкой. Но факт остается фактом, он был зачислен в Школу-студию МХАТ с первой попытки, и попал в мастерскую к прославленным педагогам – Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. Его друзья по конкурсу не прошли, и Олег пообещал им играть и за них.

Олегу Ефремову очень нравилось все, чем он занимается, он понял, что нашел именно свое призвание, свое место в жизни. Поэтому он отдавал учебе всего себя, и поклялся, что будет оставаться верным однажды выбранному делу до самого конца. Вместе с другими первокурсниками он дал клятвенное обещание, которое даже скрепил кровью, полагая, что в этом и заключается вся серьезность и значимость данной клятвы. Олег Ефремов не нарушил свою клятву – вся его жизнь была сплошным служением искусству.

Олег Ефремов в молодости

Ефремов был прилежным студентом, учеба давалась ему легко. Парень все годы студенчества мечтал оказаться во МХАТе, и не кем-нибудь, а занять должность главного режиссера. После получения диплома о высшем образовании пришло первое разочарование – в театре для него места не нашлось, даже вакансия статиста была недоступна. Такого провала Олег не ожидал, но и тем не менее, руки опускать не стал. Ефремов нашел себе работу в Центральном детском театре.

Театр

Театральная биография молодого актера начала успешно складываться буквально с первых дней. В первой своей постановке «Ее друзья» он уже сыграл центрального персонажа – Володю Чернышова, и получил первую признательность зрителей. Игра Олега Ефремова была натуральной и подкупала искренностью, поэтому зрителям казалось, что перед ними никакой ни актер, а обычный паренек-старшеклассник.

Фото: Олег Ефремов в театре

Прошло немного времени и ЦДТ приобрел статус самого популярного театра столицы. Олег Ефремов был задействован во многих постановках, и на его счету свыше двух десятков ролей. Он был мастером перевоплощения, поэтому в любой роли смотрелся очень органично. Он стал Самозванцем в спектакле «Борис Годунов» и Иванушкой-дypaчком в постановке «Конек-горбунок».

В 1955-м состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Именно под его руководством вышла музыкальная комедия «Димка-невидимка», авторами сценария которой были Михаил Львовский и Вадим Коростылев. Режиссерскую работу Ефремова оценили очень высоко, она понравилась не только зрителям, но и самым строгим театральным критикам.

Еще в студенческие годы Ефремов поклялся в верности методу прославленного Станиславского, и следовал его канонам всегда. Но наступили другие времена, и некоторые деятели от искусства признали его немодным. Олег Ефремов был другого мнения, поэтому решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь он к тому времени сам преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник».

Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени. Они ставили пьесы по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение со зрительным залом было очень живым и правдивым, театр даже не использовал занавес.

Олег Ефремов занимал должность режиссера театра «Современник», но со сцены не ушел. Именно от него исходила та атмосфера, которая была присуща только этому театру, и вся труппа его поддерживала. В 1970-м Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предлагал ему должность худрука. Это было исполнением той давней юношеской мечты, которую он записал в свой студенческий дневник.

На самом деле все выглядело не так радужно и безоблачно, как было в студенческих мечтах. МХАТ находился в состоянии развала, и Ефремову нужно было что называется «реанимировать» театр. Он предложил труппе своего театра перейти вместе с ним во МХАТ, но отказались все, кроме Евгения Евстигнеева. Прошло немного времени, и Ефремов справился с задачей, театр поднялся на прежнюю высоту. В труппе по приглашению Ефремова появился Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.

Труппа театра постепенно разрослась до таких размеров, что многие актеры сидели без работы – для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением о разделе театра, после которого он возглавил МХТ им.Чехова.

Очень подкосил здоровье Олега Ефремова безвременный уход одного из ведущих актеров и его лучшего друга Иннокентия Смоктуновского. После этой трагедии под руководством Ефремова вышла только постановка «Три сестры», которая стала его последней режиссерской работой. Через шесть лет, 24 мая 2000 года не стало и самого Олега Ефремова. Труппа его родного театра в то время гастролировала на Тайване, поэтому на церемонию прощания не попала. Зато поклонники буквально завалили живыми цветами Камергерский переулок, где находилось здание МХАТа, и поэтому даже не все смогли попрощаться с прославленным актером и режиссером.

Читайте также:  Аурика ротару биография семья фото

Фильмы

Дебют Олега Ефремова в кино состоялся в 1955-м. Его первый герой – комсорг Алексей Узоров из картины «Первый эшелон», снятой режиссером Михаилом Калатозовым. Дебют был настолько удачным, что Ефремову начали ежегодно предлагать по одной картине.

Олег Ефремов был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его герои получались органичными и естественными, казалось, что это и не игра вовсе, а настоящая жизнь. Среди самых ярких работ в кинематографе можно назвать картины «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!», «Три тополя на Плющихе». Когда Эльдар Рязанов искал актера на роль Юрия Деточкина, то сразу предложил ее Ефремову, но вскоре выяснилось, что актер обладает достаточно волевым хаpaктером, а герой должен быть мягким и поддающимся. Поэтому Деточкин достался Иннокентию Смоктуновскому.

Композитора Александру Пахмутову попросили написать песню к ленте «Три тополя на Плющихе», но она поначалу отказалась. А после просмотра снятого материала согласилась. Она увидела ту сцену, где Доронина поет, а Ефремов ее слушает, увидела взгляд Олега, который проникал в саму душу. Благодаря этому фильму появилась композиция «Нежность», которая не теряет популярности и в наши дни. Этот фрагмент признали самым сильным местом картины.

Личная жизнь

В личной жизни Олег Ефремов очень часто влюблялся. Впервые он влюбился еще в школе в Таню Ростовцеву. Девочка была младше на 2 года, и не обращала на него внимание. Олег пытался всеми способами исправить эту ситуацию, и придумал трюк с детскими сосками, наполненными водой. Такие своеобразные бомбочки летали в окно Тани до тех пор, пока однажды не попали в ее тетю. Это событие стало окончанием романа. Девушка впоследствии стала женой Юрия Никулина.

В студенческие годы Олег Ефремов воспылал страстью в Ирине Скобцевой, но дeвyшка предпочла другого. После этого его избранницей стала однокурсница Лилия Толмачева, которую он повел в ЗАГС. Они прожили вместе 6 месяцев, и Олег воспылал любовью к Маргарите Куприяновой. Актриса играла в его первой постановке «Димка-невидимка». В это время У Ефремова начались проблемы с алкоголем, и Лилия бросила его.

Олег Ефремов с женой

Новой симпатией Олега Ефремова стала актриса Антонина Елисеева. Она была старше на десять лет и имела мужа, но это не стало преградой для вспыхнувших чувств.

В 1955-м с легкой руки Галины Волчек у Ефремова начались отношения с Ириной Мазурук. Девушка была моложе, но в свои девятнадцать уже успела побывать замужем и развестись. Олег и Ирина жили в гражданском бpaке, но свадебное торжество все же организовали. У них родилась дочка Анастасия, но Ефремов не остепенился – он по-прежнему заводит романы со своими артистками.

В начале своей киношной карьеры Олег влюбился в актрису Нину Дорошину. Ирина в отместку тоже завела себе поклонников, которых даже звала домой и знакомила с мужем. После ухода Ефремова из дома, Ирина чуть не покончила жизнь самоубийством, но ее удалось спасти.

Отношения с Ниной Дорошиной складывались сложно, пара то сходилась, то расходилась, пока женщина не решила поставить окончательную точку. Она согласилась стать женой актера Олега Даля, но Ефремов испортил им все торжество. Даль и Дорошина вскоре развелись.

В разные периоды его жизни он был влюблен в Ирину Мирошниченко и Анастасию Вертинскую, но их отношения были недолгими.

В 1962-м Олег Ефремов снова женится. На этот раз его избранницей стала Алла Покровская. У них родился сын Михаил, и семейная жизнь продолжалась целых двенадцать лет, именно настолько женщине хватило сил закрывать глаза на похождения супруга.

Все дети актера стали творческими людьми. Сыну Михаилу пришлось долго искать свое место под солнцем, потому что его затмевала слава отца. Сегодня он популярный актер, так же как и его сын Никита. Анастасия Ефремова возглавляет театральный журнал «Страстной бульвар, 10», занимается организацией театральных фестивалей.

Избранная фильмография

  • 1955 Первый эшелон
  • 1966 Берегись автомобиля
  • 1967 Три тополя на Плющихе
  • 1969 Гори, гори, моя звезда
  • 1975 Лесные качели
  • 1975 Ольга Сергеевна
  • 1984 Чужая жена и муж под кроватью
  • 1995 Ширли-мырли
  • 1998 Чехов и Ко

Ссылки

  • Олег Ефремов: «Я в ответе за всех!»
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Полное имя: Олег Николаевич ЕфремовДата рождения: 1 октября 1927 г.Знак зодиака: ВесыВозраст: 72 годаМесто рождения: МоскваДата cмepти: 24 мая 2000 г.Деятельность: Актер и режиссер театра и кино, педагогОбразование: Школа-студия МХАТ Семейное положение: Был женатСупруг(а): Алла Покровская (1937—2022), Ирина Мазурук (1936—1985), Лилия Толмачёва (1932—2013)Дети: Анастасия Олегoвна Ефремова, Михаил ЕфремовРодители: Николай Николаевич Ефремов, Анна Дмитриевна Ефремова

Олег Ефремов — биография

Олег Ефремов – известный режиссер и актер кино и театра. Его биография многогранна и включает в себя много интересных фактов. Славу ему принесла роль в фильме “Три тополя на Плющихе”. Последующие фильмы: “Берегись автомобиля”, “Гори, гори моя звезда” и другие… продолжали увеличивать успех актера.

20 лет назад не стало Олега Ефремова. К cмepти он относился просто: «Отключился и все». Но это только с виду. За маской бравады скрывалось немало страхов и главный вопрос: а все-таки что там, за гранью?..

Детство и юность, семья

С самого раннего детства жизнь великого актера одаривала его встречами, которые влияли и на его мировоззрение, да и на жизнь тоже. Родился Олег Ефремов в Москве 1 октября 1927 года. Его родители жили небогато, поэтому очень долгое время маленький Олежка проживал в коммуналке, которая находилась на Арбате.

Но это было счастливое время для мальчика, потому что у него были настоящие друзья: Сергeй Шиловский и Александр Калужский. Только впоследствии Олег Ефремов смог оценить, что ему повезло не только с друзьями, верными и надежными, то и тому, что благодаря им состоялись встречи с великими людьми. Так, Саша Калужский был сыном знаменитого в то время актера Василия Калужского.

Но огромнейшее влияние оказали встречи с отцом Сергея Шиловского, который был приемным ребенком в семье Булгаковым. Когда Ефремов стал играть в театральных спектаклях, то разговоры с Михаилом Булгаковым помогли ему многое понять и разобраться в себе.

Школьные годы будущий киноактер провел в Воркуте, где смог наблюдать за тем, как проходила лагерная жизнь заключенных ГУЛАГа. Его отец работал в этом месте бухгалтером, поэтому интерес Олега Ефремова был неподдельным.

Еще в школьные годы Олег стал интересоваться театральным искусством и даже посещал драматический кружок при Доме пионеров. Это увлечение настолько понравилось будущему актеру, что о другой профессии он уже просто не мог мечтать. По воспоминания самого актера, в детском возрасте он вместе с друзьями дал обет о том, чтобы служить всю свою жизнь кино и театру. Эта клятва была скреплена кровью. И известный всему миру актер смог ее сдержать.

После окончания школы Олег Ефремов отправляется поступать во МХАТ. Экзамены он сдал с первого раза, хотя поступить было очень сложно. Все его друзья провалили экзамен. Повезло актеру и с курсом, который вели знаменитые актеры и режиссер Михаил Кедров и Василий Топорков. Тогда ему настолько понравилось учение Станиславского, что он в него не только влюбился, но и поклялся верности вместе со своими сокурсниками.

Читайте также:  Инна гинкевич личная жизнь

Карьера

Олег Ефремов, обучаясь во МХАТе, мечтал о своей карьере, думая, что станет главным режиссером своего учебного заведения. Но как только учеба была окончена, то выяснилось, что работы нет. С трудом актер устроился в Детский театр. Так начинается театральная биографии актера.

Но уже пpaктически сразу тогда еще неизвестному молодому актеру дали главную роль в одном из спектаклей. Его игра настолько понравилась зрителям, что с каждым новым спектаклем, где он играл главные роли, их становилось все больше. Вскоре Центральный детский театр стал самым популярным. В нем талантливый актер Олег Ефремов сыграл чуть более 20 ролей.

1955 году он пробует сам поставить на сцене театра комедию «Димка – невидимка», которая представляла собой литературно – музыкальную композицию. Его дебют прошел довольно успешно. Олегу Ефремову даже предложили поработать в школе – студии МХАТ, где он и сам ранее обучался, преподавателем. Его студенты позднее будут выступать на сцене театра «Современник».

Судьба знаменитого актера Олега Ефремова тесно связана с театром «Современник», где он был не только режиссером, но и актером. В 1970 году поступило предложение из МХАТа, о котором он когда – то мечтал. К сожалению, работа в этом театре оказалась не такой, о которой он когда-то мечтал, да и труппа, которую он собрал в «Современнике», кроме Евгения Евстигнева, отказалась последовать за ним.

Конечно же, Ефремову пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить славное имя этого театра, да и бывшие его коллеги по работе вскоре потянулись к нему. Так актеров во МХАТе стало много, а ролей на всех не хватало. Было решено разделить этот театр. Одну из этих половинок и возглавил Олег Ефремов.

Фильмы

Кинематографическая карьера в биографии известного актер театра началась в 1955 году, сыграв свою первую роль в киноленте «Первый эшелон». Ефремов настолько сильно погружался в роль, что режиссеры постоянно ему предлагали работу, поэтому и фильмы с его участием выходили пpaктически каждый год.

Будучи основателем и худ-руком «Современника», Олег Ефремов и сам выходил на сцену. На его попечении были постановки, молодые актеры, репертуар. Несмотря на плотный график, актер успевал сниматься. Каждую роль Ефремову удавалось сделать запоминающейся, даже если на экране он появлялся в эпизоде.

Чего стоит один только таксист Саша из картины «Три тополя на Плющихе». Его взгляд, устремленный куда-то вдаль, пока героиня Татьяны Дорониной исполняет знаменитую песню «Нежность», достоин «Оскара». Но Ефремов получил гораздо больше, чем статуэтки и награды: ему досталась огромная зрительская любовь.

Режиссер МХАТа

Возглавить легендарную Школу-студию при МХАТ Олегу Ефремову предложили в 1970 году. Разве можно было отказаться от такого предложения? Тем более сверху настоятельно попросили принять положительное решение.

МХАТ в то время находился в кризисе: труппа была не собрана, постановки не готовы, репертуар невнятен. Только сильный руководитель мог поставить все на свои места. Казалось, Олег Ефремов -именно такой.

Когда он предложил своей труппе перейти в новый театр вместе с ним, согласился только Евгений Евстигнеев. Чуть позже удалось переманить Иннокентия Смоктуновского, Татьяну Доронину, Александра Калягина. Вместе с ними играли и начинающие артисты. В конце концов, труппа разрослась почти до двухсот человек. Задействовать такое количество артистов было невозможно. В итоге в постановках участвовала лишь пара десятков, остальные сидели без работы.

Ефремов чувствовал себя будто в террариуме. Столько ссор и склок он никогда еще в своей жизни не встречал. На собраниях и репетициях режиссер, бывало, выкуривал по несколько пачек сигарет. Все от волнения…

В конце концов, в 1987 году ему пришлось принять непростое решение – разделить театр на две части. Многие обвиняли руководителя в том, что он забрал себе все театральные «сливки» – лучший состав труппы. Негласно МХАТ раскололся на «мужскую» и «женскую» половины. Во главе первой встал Олег Ефремов, а во главе второй оказалась Татьяна Доронина.

«Ефремовский» театр, получивший название МХТ им. А.П. Чехова, был сразу обласкан публикой, тогда как «Доронинскому» приходилось непросто. Между двумя актерами, которые давно и тепло дружили, на долгие годы пробежала черная кошка…

Личная жизнь

С трудностями и неудачами актер привык бороться двумя способами – забываться в алкоголе и любовных интрижках. Как поговаривали друзья, «под его молчаливым взглядом не могла устоять ни одна дама». Официальных жен у Ефремова было три, но в каждом бpaке он умудрялся крутить романы на стороне.

Первая избранница. Лилия Толмачева, терпела выходки и загулы мужа лишь полгода. После поняла: ее любимый – талантливый артист, но семейная жизнь – не для него. В доказательство тому Толмачева позже стала ведущей актрисой «Современника» и прекрасно ладила с бывшим мужем.

Со второй, гражданской женой Ириной Мазурук, Ефремов прожил три года, в этом союзе родилась дочь Анастасия. Расставание с ним далось Ирине непросто: когда Олег ушел, женщина перерезала себе вены на запястьях и шее. Всю оставшуюся жизнь она ходила с браслетами на руках и в одежде с высокими воротниками.

Простила ли его Анастасия? Мало того, что он бросил их с мамой: когда та сгорела от paка, не приехал даже на похороны! И на рождение внучки отреагировал равнодушно. Зачем-то делился с дочерью подробностями своих романов…

Третья супруга, Алла Покровская, продержалась дольше прежних жен. Много лет она закрывала глаза на измены мужа, занималась воспитанием их сына Миши. Но и ее терпению однажды пришел конец…

А что же увлечения на стороне? Их было немало! Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Людмила Максакова… В этот список попала даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Поговаривали, что для нее любовь оказалась без взаимности. Но в подробности не вдавались: все же о романе с «железной леди советской культуры судачить было небезопасно.

Пожалуй, самой долгой и трагичной оказалась связь Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной. Они познакомились еще в 1955 году на съемках фильма «Первый эшелон». Роман длился не одно десятилетие, то прерываясь, то вспыхивая вновь. Назло любовнику Дорошина даже вышла замуж – за актера Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и позволил себе гнусную выходку. Усадив невесту себе на колени, он с ухмылкой произнес: «А любишь ты, лапуля, все равно меня одного».

Говорят, после этого Нина с Олегом уединились на полчаса. Несчастный Даль был вне себя от гнева. Но… он любил, а потому на все закрыл глаза и все простил. Впрочем, этот бpaк был обречен. Как и отношения Дорошиной с Ефремовым.

Когда Олега Николаевича однажды спросили, почему он так и не позвал актрису замуж, тот ответил: «Жена должна быть тылом. А эта так и будет кокетничать».

Олег Николаевич Ефремов любил не только кино и театр: страстью его жизни были женщины.

Читайте также:  Сколько лет йен сомерхолдер

В итоге на склоне лет Ефремов остался один. «С папой не могло быть идеального бpaка ни у кого, – говорила Анастасия. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания».

Он и по жизни был одиночкой. По словам близких, даже находясь рядом с ними, Олег Николаевич всегда был сам по себе. Обидно!

Болезнь

Бывает, одно малозначительное событие накладывает отпечаток на всю жизнь. Так случилось и с Ефремовым. В молодости начинающий актер получил травму: упал во время спектакля, сломал ребро, а оно, в свою очередь, повредило легкое. Но, когда ты молод, подобные происшествия забываются быстро. Лишь с возрастом старая травма начала давать о себе знать все чаще.

В 1990-х у актера по-прежнему было много работы, но трудиться, как раньше, он уже не мог – появилась одышка, Ефремов быстро утомлялся. Врачи после ряда обследований не обрадовали: эмфизема легких. Однако считать себя больным и немощным Олег Николаевич отказывался категорически!

Чтобы вернуться к привычному ритму жизни, он обратился к знаменитому доктору Константину Павловичу Бутейко. Тот настаивал: Ефремову следует забыть про сигареты и меньше работать. Режиссер негодовал: «Но я не могу все бросить! Я только начал репетиции новой постановки!» Сопротивлялся, как мог, и, в конце концов, профессор перестал с ним спорить и лишь грустно вздохнул: «Смотрите, потом будет поздно…»

Ни одного курса лечения Олег Николаевич не довел до конца. Едва ему становилось лучше, он тут же переставал пить таблетки и отказывался от уколов. Неудивительно, что вскоре он уже не мог существовать без кислородного аппарата. В среднем пользоваться агрегатом приходилось по 15 часов в сутки, с перерывами. В ноздрях Ефремова крепились две трубки из тяжелого баллона. Он ворчал, злился, но деваться было некуда. Друзьям часто признавался: «Я все бы вынес! Пускай бы болели сердце, почки, любые органы! Но я дышать не могу…» И продолжал много курить…

В театре знали, что Ефремов тяжело болен. Кто-то жалел его, кто-то предпочитал не смущать своим сочувствием. Сам он старался не смотреть коллегам в глаза, боясь увидеть в них приговор: многие были уверены, что Олегу Николаевичу осталось недолго.

Он все так же продолжал проводить репетиции, решать рабочие вопросы. Но энтузиазма было все меньше: Ефремов будто чувствовал бесполезность всех своих попыток удержать ускользающую жизнь. «Вот поставлю я сейчас ‘Трех сестер, – рассуждал он, -и опять никто ни черта не поймет».

Его состояние усугубляли и непростые отношения с сыном. Будучи максималистом, начинающий актер Михаил Ефремов не раз заставлял отца краснеть за себя. Олег Николаевич взял сына к себе в театр, а тот, недолго думая, подрался с директором. Причина была веской – юноша узнал, что он разворовывает средства. Но отец поблажки ему не сделал и с позором выгнал из театра. После инцидента Олег Николаевич долгое время не общался с Михаилом, а потом оттаял. Даже звал его обратно, обещая хорошие постановки, но тут отказал худсовет.

Летом 1999 года Олега Ефремова отправили на лечение во Францию. С собой он взял Ветхий Завет, твердо решив прочитать его от корки до корки. Получилось. Но полностью отогнать тревожные мысли Олег Николаевич так и не мог. Однажды ночью ему не спалось. Из соседней палаты вывезли на каталке человека. Он был укрыт простыней. «Вот и меня так однажды повезут», – вырвалось у режиссера.

Впрочем, переживал он зря: терапия дала результаты. Врачи озвучили благоприятный прогноз, и Ефремов вернулся в Россию, исполненный грандиозных планов. Однако судьба вновь поставила подножку: несколько месяцев спустя Олег Николаевич упал у себя дома и сломал руку. А когда его несли на носилках до кареты скорой помощи, никто не догадался укрыть. На улице стоял ноябрь. Много ли надо человеку со слабыми легкими? У Ефремова развилась пневмония.

Словно по кирпичикам стало рушиться и без того хрупкое здоровье. Все чаще беспокоила больная нога – несколько лет назад врачи поставили диагноз тромбоз. Олег Николаевич даже ездил к филиппинским хилерам, которые, как считается, проводят операции без разрезов и инструментов. Местный специалист удивительным образом вынул тромб у русского пациента (чему тот, конечно же, не поверил). Но тогда боли действительно прошли, а сейчас вновь дали о себе знать.

Болело сердце, легкие работали лишь на 20%, упало зрение. На съемках фильма, посвященного 100-летию МХАТа, Ефремов выглядел глубоко больным человеком. Все больше сидел, с трудом передвигался. Снимать старались с одного дубля, чтобы лишний раз не утомлять мэтра.

В последние годы жизни Олега Ефремова старались не тревожить и не говорить ему о cмepти близких друзей. Один за другим уходили те, с кем режиссер шел по жизни. Об их кончине он узнавал позднее, долго плакал, причитая: «Куда же они все уходят?..»

30 апреля 2000 года, на Пасху, семья Ефремова собралась за большим столом. Здесь были дети, внуки. Ему так хотелось запечатлеть всех вместе! Было сделано несколько снимков, но пленка почему-то оказалась засвеченной.

Спустя месяц, 23 мая, врач сообщил ему: «Вам осталось жить около полугода». Это же целая вечность! Столько всего можно успеть! Окрыленный Ефремов вновь стал строить планы.

Смерть

На следующий день Ефремов почувствовал себя неважно, но от вызова врача отказался, решил просто отлежаться… Вечером в квартиру зашла его помощница Татьяна Горячева. Заглянула в гостиную – на столе чашка с недопитым чаем. Постучала в спальню. Не дождавшись ответа, открыла дверь. «Он лежал на кровати, спокойный, тихий, я дотронулась до руки – как лед», – рассказывала Татьяна. Рядом лежала раскрытая книга Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Приехавшие медики констатировали cмepть 72-летнего актера. Когда именно умер Олег Николаевич, неизвестно, но у его сына Михаила ровно в 13:45 24 мая 2000 года остановились наручные часы. Возможно, в эти минуты отец и отошел в мир иной.

Похоронить Олега Ефремова сразу не получилось – труппа его театра была на гастролях на Тайване. Коллеги хотели присутствовать на прощании и просили подождать. 31 мая 2000 года к зданию театра в Камергерском переулке было не подойти из-за моря цветов. Тысячи поклонников пришли проводить в последний путь своего кумира. А вместе с ними – Сергeй Юрский, Елена Коренева, Виталий Соломин, Юрий Любимов, приехал даже президент Владимир Путин.

Когда гроб вынесли из театра, чтобы везти на Новодевичье кладбище, небо внезапно затянулось свинцово-серыми тучами. В ту же минуту послышались раскаты грома, начался проливной дождь…

Спустя два года, желая отпраздновать день рождения режиссера, Галина Волчек устроила в театре небольшое торжество для своих. Гости были поражены: весь вечер над сценой, где выступали артисты, летала удивительной красоты бабочка.

Позже кто-то из присутствовавших поинтересовался у энтомолога: неужели бабочек можно увидеть в октябре? Тот заверил, что это маловероятно. Тем более под жаром софитов она бы наверняка погибла. Может, душа Олега Николаевича заглянула на огонек?..