Актер борис бабочкин биография личная жизнь > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Актер борис бабочкин биография личная жизнь

 Актер борис бабочкин биография личная жизнь

Биография

Когда звучит имя актера Бориса Бабочкина, знатоки советского кинематографа в первую очередь вспоминают блистательную роль Чапаева в одноименном фильме. Картина вошла в сотню лучших работ мирового кино и принесла всесоюзную славу Борису Андреевичу. Сам Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Станиславского списана с таких людей, как Бабочкин.

Детство и юность

Борис Бабочкин родился в январе 1904 года в Саратове. Отец служил на Рязано-Уральской железной дороге, мать преподавала в школе. Талант к творчеству Борису и старшему брату Виталию передался от Анны Маркеловны, любившей литературу и театр. Мальчики выступали на новогодних представлениях и даже ездили с отцом на небольшие «гастроли» по железнодорожным станциям.

Борис Бабочкин в молодости

Интерес к сцене у парнишки получил развитие во время учебы в Саратовском реальном училище, где Бабочкин читал стихи на публичных мероприятиях и частенько посещал постановки городского драматического театра. Больше года Борис прозанимался в студии при театре под руководством Александра Канина, лично знавшего Станиславского и Немировича-Данченко.

В 17 лет Борис приехал в Москву и поступил в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Именно этот представитель русской актерской школы стал для будущей знаменитости «учителем навсегда, на всю жизнь».

Фильмы

С кино Бабочкин познакомился случайно. В 1926 году актер приехал из Харбина и перебивался в Москве временными заработками. Зашел на биржу труда, а там пригласили сняться в немом фильме «Крылья ввысь».

Борис Бабочкин в фильме «Мятеж» (слева)

В следующем году, когда Борис уже жил в Ленинграде, поступило приглашение на роль в картине «Мятеж». Актер глубоко прочувствовал кинематограф, по собственному признанию, только после драмы «Заговор мертвых» о генерале Николае Юдениче.

На киностудии Бабочкин познакомился с друзьями-однофамильцами Ге opгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. У друзей была за плечами парочка фильмов, оставшихся незамеченными. Но Васильевы все же рискнули экранизировать роман Дмитрия Фурманова.

Борис Бабочкин в фильме «Чапаев»

Исполнитель главной роли рассказывал, что выстраивал образ героя из личных воспоминаний, когда в 1919-м попал в Первый Саратовский резервный полк и проходил обучение в ожидании нападения Деникина. В «Чапаеве» нет того, что в 21 веке называется простым, но емким словом action. Однако, как писал Марлен Хуциев:

«Никому никогда с течением лет, новых впечатлений и рубежей кино не казалось, что картина нуждается в иной кинематографической форме, в иной экранной выразительности».

«Чапаев» в какой-то момент стал спасением для семьи Бабочкиных. В годы репрессий почти вся труппа Большого драматического театра попала в жернова НКВД. Два сотрудника в открытую ходили по пятам артиста, а дома стоял приготовленный чемоданчик с вещами. Но все-таки что-то останавливало руководство карательных органов от ареста исполнителя такой знаковой роли.

Борис Бабочкин в фильме «Подруги»

Помимо образа знаменитого комдива, заметной работой стала роль Андрея в фильме «Подруги» с участием Зои Федоровой, Янины Жеймо, Василия Меркурьева. Оператором картины выступил второй муж Зои Алексеевны Владимир Рапопорт.

В 1938 году поклонники смогли увидеть Бабочкина в главной роли в военной драме «Друзья» о становлении советской власти на Кавказе. В основу повествования легли детали биографии революционера и первого секретаря Ленинградского горкома партии Сергея Кирова.

Борис Бабочкин в фильме «Актриса»

Во время войны, живя в эвакуации в родном Саратове, актер непрерывно снимался. На экраны вышли «Непобедимые» Сергея Герасимова и Михаила Калатозова, «Оборона Царицына» и «Фронт» братьев Васильевых, «Актриса» Леонида Трауберга.

В 1945-м Бабочкин закончил снимать и сниматься в картине «Родные поля». Актер считал этот фильм о ежедневном трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны одной из самых больших удач в своей творческой биографии.

Борис Бабочкин в фильме «Фронт»

Спустя два года вышла очередная режиссерская работа Бориса Андреевича – «Повесть о «Неистовом». Это рассказ о миноносце Северного флота, который проводит через зону военных действий танкер с топливом и по пути вступает в бой с немецкой подводной лодкой.

В экранизации книги о легендарном летчике Алексее Маресьеве «Повесть о настоящем человеке» Бабочкину досталась небольшая роль комaндира полка.

Борис Бабочкин в фильме «Повесть о настоящем человеке»

Последней лентой в фильмографии блистательного артиста стал «Бегство мистера Мак-Кинли». Бабочкин сыграл богача, создавшего сеть подземных убежищ, в которых люди могли проспать не один десяток лет и проснуться в светлом будущем без войн и болезней.

Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал настолько абсолютного подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Бабочкин знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую артисту Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.

Личная жизнь

Семейная жизнь Бориса Бабочкина с одной-единственной женщиной оказалась счастливой. Супруга, балерина Екатерина Ге opгиева, происходила из знатного дворянского рода, по материнской линии состояла в дальнем родстве с Натальей Николаевной Гончаровой.

Борис Бабочкин и его жена Екатерина Ге opгиева

Екатерина до знакомства с Борисом жила благополучно в бpaке с режиссером, за которого вышла замуж в 16 лет и который был намного ее старше. Муж Катю сильно ревновал, запирал дома, но погасить вспыхнувшую страсть не смог.

Читайте также:  Ильин биография личная жизнь

По рассказам дочерей Татьяны и Натальи, мама не меняла фамилию на Бабочкину, поскольку не понимала, зачем это нужно при гражданской регистрации. Другое дело, если бы обвенчались. Говорила, что они с отцом муж и жена, пока любят друг друга.

Борис Бабочкин с дочерью Натальей

Единственное разногласие супругов заключалось в том, что Екатерина считала лучшей балериной Марину Семенову, а у Бориса на первый план всегда выдвигалась Галина Уланова. Различались супруги и во внешнем выражении чувств к детям. Мама, вспоминала дочь Татьяна, была сдержана и строга, а отец любил их обнимать и целовать.

Прямота и откровенность жены порой приводили Бориса в ужас. Однажды женщина не побоялась отвадить от дома Василия Сталина, когда заметила, что поздние застолья с сыном вождя народов начали мешать семейной жизни.

Смерть

Борис Андреевич в личном дневнике писал, что желал бы умереть стоя. Фактически так и произошло – актер скончался в машине по пути из Малого театра в оргкомитет Московского международного кинофестиваля. Причиной cмepти стал сердечный приступ, Бабочкин не успел принять лекарство, но сумел припарковать автомобиль, чтобы не спровоцировать ДТП.

Могила Бориса Бабочкина

Как потом рассказывали дети и внуки, их мама и бабушка тяжело переживала cмepть Бориса Андреевича. Любимый человек приходил к женщине во сне, а утром приходилось заново осознавать, что его больше нет рядом.

Фильмография

  • 1929 – «Мятеж»
  • 1932 – «Первый взвод»
  • 1934 – «Чапаев»
  • 1935 – «Подруги»
  • 1938 – «Друзья»
  • 1942 – «Оборона Царицына»
  • 1943 – «Фронт»
  • 1944 – «Родные поля»
  • 1948 – «Повесть о настоящем человеке»
  • 1959 – «Аннушка»
  • 1966 – «Дачники»
  • 1973 – «Плотницкие рассказы»
  • 1975 – «Бегство мистера Мак-Кинли»

Борис Бабочкин

Борис Андреевич Бабочкин Родился 5 (18) января 1904 года в Саратове — умер 17 июля 1975 года в Москве. Советский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1963).

Борис Бабочкин родился 5 января (18-го по новому стилю) 1904 года в Саратове в семье железнодорожника.

Мать – Анна Маркеловна, увлекалась театром, имела коллекцию фотографий знаменитых провинциальных актеров.

Отец служил в железнодорожном ведомстве.

Старший брат Виталий был актером (умер молодым).

Первое выступление Бориса на сцене состоялось благодаря отцу. Путейцы решили устроить большой новогодний праздник с концертом, в котором были задействованы члeнов семей железнодорожников. Семья Бабочкиных вывела на сцену сразу двух исполнителей: четырехлетнего Бориса и его старшего брата Виталия. Концерты проходили на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут. Братья Бабочкины выступали с декламацией стихов поэта Некрасова.

В 1912—1919 годах учился в 1-м Саратовском реальном училище.

Участвовал в Гражданской войне: в пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.

Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре под руководством А. И. Канина.

Рано осознал в себе актерский дар. По рассказу самого Бабочкина, его учитель Канин сказал ему: «Или ты будешь одним из лучших актеров страны, или умрешь на берегу Волги под лодкой».

В августе 1920 года уехал в Москву с рекомендательным письмом к Немировичу-Данченко, где поступил сразу в две театральные школы — в студию М. А. Чехова и в Государственную студию «Молодые мастера», где учился у И. Н. Певцова, но вскоре покинул студию М. А. Чехова.

Борис Бабочкин в театре

После окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.

В 1921 году, вернувшись в Москву, актёр ненадолго поступил в Московский драматический театр под руководством В. Г. Сахновского.

В 1922—1923 годах — актёр Воронежского драматического театра (ныне Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова).

В 1923—1925 годах — актер Театра имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), играл в постановке «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (роль — Братишка).

В 1925—1926 годах служил в Костромском драматическом театре им. А. Н. Островского.

В 1926—1927 годах — актер Самаркандского драматического театра, в 1927—1928 — Театра Сатиры в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова).

В 1928—1929 годах — актер Театра КВЖД в Харбине.

В 1929—1932 годах выступал на сцене театра Народного дома в Ленинграде, был задействован в постановке «Первая Конная» Вс. В. Вишневского (роль — Сысоев).

Борис Бабочкин в молодости

В 1932—1936 годах служил в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Среди его работ: 1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова — Кастальский; 1932 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий; 1934 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Самозванец; 1935 — «Пётр I» по А. Н. Толстому — Алексей; 1936 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков; «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов.

В 1936—1940 годах Бабочкин был актёром, в 1937—1938 — главным режиссёром, а в 1938—1940 годах — художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова) в Ленинграде. Играл в постановке «Дачники» М. Горького (роль — Влас).

Читайте также:  Островский биография личная жизнь

В 1940—1945 годах — актёр и режиссёр Театра имени Е. Вахтангова в Москве. Был задействован как актер в постановках: 1940 — «Учитель» С. А. Герасимова — Степан; 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — Огнев.

В 1941—1943 — актёр киностудии ЦОКС в Алма-Ате, в 1945—1949 годах — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра.

В 1949—1951 годах — актёр и режиссёр Малого театра в Москве. Как актер в Малом театре сыграл в спектаклях: 1949 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков; 1949 — «Незабываемый 1919-й» Вс. В. Вишневского — В.И. Ленин; 1954 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Самосад; 1955 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов; 1955 — «Иван Рыбаков» В. М. Гусева — Рыбаков; 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов; 1961 — «Бpaконьеры» Э. Раннета — Аадам; 1964 — «Дачники» М. Горького — Суслов; 1965 — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского — Сила Ерофеевич Грознов; 1966 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Почтмейстер; 1971 — «Достигаев и другие» М. Горького — Достигаев; 1973 — «Фальшивая монета» М. Горького — Яковлев; 1974 — «Гроза» А. Н. Островского — Кулигин.

Как режиссер поставил в Малом театре: 1956 — «Деньги» А. В. Софронова; 1957 — «Вечный источник» Д. И. Зорина; 1960 — «Иванов» А. П. Чехова; 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина; 1964 — «Дачники» М. Горького; 1965 — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского; 1971 — «Достигаев и другие» М. Горького; 1972 — «Фальшивая монета» М. Горького; 1974 — «Гроза» А. Н. Островского.

Работал также в театрах Могилёва, Бердичева, Пишпека.

В 1951—1952 годах — режиссёр Национального театра Софии (Болгария), участвовал в работе периферийных театров, преподавал в Театральной академии. В Национальном театре Софии поставил: 1951 — «Разлом» Б. А. Лавренёва; 1952 — «Дачники» М. Горького; 1952 — «Лейпциг, 33» Л. Компанейца и Л. Кронфельда.

По возвращении в СССР, в 1952—1953 годах, был главным режиссёром Московского драматического театра им. А. Пушкина, а в 1954-м — актёром Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки.

В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни.

Борис Бабочкин в кино

В кинематографе Бабочкин-актёр дебютировал в 1928 году в фильме «Мятеж».

Мировую известность принесла ему роль Чапаева, сыгранная в 1934 году в одноимённом фильме.

Впервые в советском кино актер, исполнивший главную роль в картине, стал полноправным соавтором фильма. Экранный образ знаменитого красного комaндира Гражданской войны вытеснил личность реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения Бабочкина. Чапаев в его исполнении обрел уникальную индивидуальность, в этой работе Бабочкин запечатлел тип человека революционной эпохи и показал русский национальный хаpaктер. Сыгранный Бабочкиным комaндир Красной армии был одновременно и талантливым военачальником, и мудрецом, и вместе с тем – деспотом, обладавшим причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделали Чапаева истинно народным героем, фольклорным персонажем, героем притч и анекдотов.

В 1934 году по личному указанию Сталина 30-летнему Борису Бабочкину присвоили звание народного артиста республики. В то время «народными» были всего несколько человек – Станиславский, Немирович-Данченко, Нежданова.

Борис Бабочкин в фильме “Чапаев”

Роль Чапаева оказалась ролью всей жизни Бориса Бабочкина, хотя сам он так не считал. Однополчане Чапаева и его родной сын говорили о сходстве актера и сыгранного им героя, хотя документальные кадры тех лет утверждают обратное. Это сходство было создано талантом, мастерством и трудом актера. При этом нужно отметить, что в революционные годы Бабочкин служил в той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия, он знал комaндарма Авксентьева, комиссара штаба армии Макарова, и был прекрасно знаком с жизнью рядовых бойцов.

Позже, в статье «30 лет спустя», Бабочкин писал: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью… И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него комaндиров я знал!.. Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая комaндировка, перед тем как начать работать над ролью».

Дочь актера Наталья Борисовна Бабочкина рассказывала: «О зрительской любви к «Чапаеву» тут нашему поколению и говорить нечего. А молодежь если и не видела этого фильма, то хотя бы слышала о нем. Но сама роль Чапаева неоднозначно сказалась на творческой судьбе Бориса Андреевича. Как-то в одной из передач радио «Свобода» американские критики отметили «страстность и эмоциональность» героя, считая, что «Чапаев представляет собой лучшее, что было в революции». А мне кажется, что слово «революция» можно заменить другим понятием. Бабочкин воплотил хаpaктер истинно народного героя, рожденного защитить людей от бед и несправедливостей, не жалеющего себя ради других. О Бабочкине-Чапаеве Андрей Тарковский говорил так: «Весь он как бриллиант, где каждая грань контрастирует с другой, из чего и вырастает хаpaктер, …герой-человек, и в этом его бесcмepтие».

Читайте также:  Я шведова биография личная жизнь

Начало Великой Отечественной войны застало Бабочкина в Риге, где он вместе с режиссером С. Тимошенко снимал фильм «Мертвая петля» о летчике Сергее Уточкине, чью роль сам исполнял. Съемки этого фильма были прерваны войной, и затем не возобновились. Тем не менее, всю Великую Отечественную войну, не считая поездок в осажденный Ленинград, Борис Андреевич продолжал сниматься.

За годы войны он снялся в главных ролях в полнометражных фильмах «Оборона Царицына», «Непобедимые», «Актриса», «Фронт» и «Родные поля». Последняя картина стала режиссерским дебютом Бабочкина в кино. Вместе с А.Босулаевым он поставил картину на «Мосфильме», рассказав в ней о жизни подмосковной деревни в военное время.

Борис Бабочкин в фильме “Оборона Царицына”

В 1947 году на экраны СССР вышла поставленная Борисом Андреевичем на студии «Мосфильм» картина «Повесть о «Неистовом», посвященная Великой Отечественной войне. Эта картина показывала на экране героический труд комaнды эскадренного миноносца «Неистовый», несшего патрульную службу по защите от фашистов трaнcпортных судов союзников на севере СССР.

Снялся в целом ряде других картин. В последний раз появился на экране в 1975 году в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» в роли Сэма Боулдера.

Борис Бабочкин в фильме “Повесть о настоящем человеке”

На протяжении многих лет Борис Бабочкин занимался педагогической деятельностью: с конца 1930-х годов преподавал в студии при Большом драматическом театре, с 1944 — во ВГИКе (Москва), где руководил актёрской мастерской.

В 1966 году получил звание профессора.

Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

Скончался Борис Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве. В тот день Бабочкин получил в театре отпускные, отвез статью в «Известия» и поехал в штаб кинофестиваля. Возле «Метрополя» ему стало плохо. Он сумел припарковать свою «Волгу» к тротуару, никого не задев в потоке машин, и рухнул на сиденье: сердце остановилось.

Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

могила Бориса Бабочкина

Являлся обладателем многочисленных званий и наград:

Герой Социалистического Труда (1974) — за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального и киноискусства и в связи с 70-летием;
Народный артист РСФСР (1935) ;
Народный артист СССР (1963) ;
Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение главной роли в фильме «Чапаев»;
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лаврова в фильме «Великая сила»;
Государственная премия СССР (1977 — поcмepтно) — за исполнение роли Сэма Боулдера в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»;
Три ордена Ленина (1939, 1967, 1974) ;
Орден Трудового Красного Знамени (1950) ;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945) ;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946) ;
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948) ;
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).

В Москве, на доме, где жил актер, установлена мемориальная доска.

В честь актёра было названо торговое судно (построено в 1984, списано в 2010 году).

Борис Бабочкин

Личная жизнь Бориса Бабочкина:

Жена — Екатерина Михайловна Бабочкина (1906—1988), балерина. В бpaке родились две дочери: Наталья Борисовна Бабочкина (род. 1929) и Татьяна Борисовна Бабочкина.

Борис Бабочкин с женой

Борис Бабочкин с дочерью Натальей

Фильмография Бориса Бабочкина:

1928 — Мятеж — мятежник Караваев
1930 — Заговор мёртвых — красноармеец
1932 — Возвращение Нейтана Беккера — Микулич
1932 — Первый взвод — Макар Бобрик
1934 — Дважды рождённый — Дубовик
1934 — Чапаев — Чапаев
1935 — Подруги — Андрей
1937 — Большие крылья — конструктор Кузнецов (запрещен к показу)
1938 — Друзья — Алексей
1941 — Чапаев с нами (короткометражный) — Чапаев
1942 — Оборона Царицына — поручик Молдавский
1942 — Непобедимые — инженер Родионов
1942 — Актриса — Марков
1943 — Фронт — Огнев
1944 — Родные поля — Иван Владимирович Выборнов
1947 — Повесть о «Неистовом» — Никитин
1948 — Повесть о настоящем человеке — комaндир полка
1950 — Великая сила — Лавров
1954 — Тревожная молодость — секретарь ЦК КП(б) Украины
1959 — Аннушка — Иван Иванович
1964 — Братья Васильевы (документальный)
1968 — Скучная история. Из записок старого человека (фильм-спектакль) — Николай Степанович
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Сэм Боулдер
1975 — Достигаев и другие (фильм-спектакль) — Василий Достигаев

Режиссёрские работы Бориса Бабочкина:

1944 — Родные поля (совместно с А. Ф. Босулаевым)
1947 — Повесть о «Неистовом»

Сценарии Бориса Бабочкина:

1966 — Дачники

Озвучивание Бориса Бабочкина:

1958 — Сказ о Чапаеве (анимационный)

Библиография Бориса Бабочкина:

1950 — Как тpaктовать «Грозу»
1952 — Год в Болгарии
1959 — Месяц в Индии
1960 — Заметки об искусстве актера
1958 — В театре и кино
1972 — Работа актёра в театре, кино и на телевидении