Галина данелия биография личная жизнь
Галина Юркова-Данелия
Галина Ивановна Данелия (урожденная Юркова). Родилась 13 марта 1944 года в Руденске Минской области. Советская и российская актриса театра и кино, режиссер, галерист. Третья жена Ге opгия Данелия.
Галина Юркова родилась 13 марта 1944 года в Руденске Минской области.
Своего отца Галина не знала. Ее мать была певицей. После ареста деда, бывшего офицера царской армии, мать отправили в ссылку.
В юности увлекалась гимнастикой, училась в балетной школе, посещала музыкальную школу по классу на фортепьяно. Участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях.
После окончания школы переехала в Москву, где поступила в театральное училище им. Б. Щукина, окончила в 1970 году.
В 1970-1972 годах – актриса московского Академического театра имени Вл. Маяковского.
В 1972—1974 годах – корреспондент Комитета по радиовещанию и телевидению.
В возрасте 19 лет познакомилась с известным французским мимом Марселем Марсо. Их познакомил кинодокументалист Виктор Горохов.
Галина Юркова и Марсель Марсо
В 1979 году окончила режиссерский факультет ВГИК, мастерская И. Таланкина.
С 1979 – режиссер киностудии имени М. Горького.
Как актриса сыграла небольшие роли в лентах «Нервы, нервы», «Остановился поезд», «Кин-дза-дза!», «Француз».
В качестве режиссера сняла картины «Шутка?!..», «Француз» и «Божья тварь».
Сняла мультипликационный сериал «Лелик и Барбарики».
Занимается Фондом Ге opгия Данелия.
Владеет одной из ведущих российских галерей «Пан-Дан».
Личная жизнь Галины Данелия:
Имеет сына Кирилла, он художник.
Муж – Ге opгий Николаевич Данелия, советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, публицист, Народный артист СССР.
Галина вспоминала: “Мы познакомились, когда я была еще несовершеннолетней. Потом я занималась журналистикой и брала у него интервью для радио. По окончании Щукинского училища начала работать в Театре имени Маяковского. И вдруг один мой знакомый говорит: «Я поступаю на режиссерский во ВГИК. Почему бы вам тоже не попробовать?» В самом деле, почему нет? И поступила. Курс набирали Данелия и Таланкин. Но Ге opгий Николаевич подошел ко мне и сказал: «К себе я тебя не возьму». Я ответила: «Ну и не надо, не больно-то и хотелось». Потом уже, после окончания института, мы встретились с ним на «Мосфильме». Сначала я его даже не узнала! Он только вышел из больницы. Врачи долго не могли поставить диагноз, в результате Данелия пережил клиническую cмepть. Еле вытащили с того света. Он окликнул меня: «Галина! Не узнаешь?» Я смотрю на него: «Вам бы поправиться немножко». Во мне проснулась сестра милосердия, и я отвела Ге opгия Николаевича к Джуне – она пыталась его лечить. Честно говоря, Данелия, с его мощнейшей энергетикой, сам мог бы ее лечить. А позже мы поженились”.
Галина Данелия и Ге opгий Данелия
Фильмография Галины Данелия:
1972 – Нервы, нервы – эпизод 1982 – Остановился поезд – Галина Ивановна 1986 – Кин-дза-дза! – Людмила (Люсенька), жена Машкова (в титрах – Г.Юркова) 1988 – Француз – покупательница в аптеке (нет в титрах) 2008 – Фильм о фильме. Кин-дза-дза! Территория Данелии (документальный) 2012 – Ге opгий Данелия. Между вымыслом и реальностью (документальный)
Озвучивание Галины Данелия:
2013 – Ку! Кин-дза-дза (анимационный) – Люська из Гомеля
Режиссерские работы Галины Данелия:
1981 – Шутка?!.. (короткометражный) 1988 – Француз + автор текста песни 1991 – Божья тварь
Галина Юркова и Ге opгий Данелия.
Невероятным образом пересеклись судьбы этих двух людей. Когда Галина Юркова и Ге opгий Данелия стали мужем и женой, это вызвало множество обсуждений в творческой среде. Но их звезды уже сошлись в одной точке.
Ге opгий Данелия: встречи и расставания
Ге opгий Данелия.
Как любой талантливый человек, Ге opгий Николаевич обладал необъяснимой силой притяжения талантов. Это касалось не только профессии, но и личной жизни режиссера.
Ирина Гинзбург с дочерью Светланой.
В первый раз он женился очень рано, в 21 год, увлекшись Ириной Гинзбург. И хотя их бpaку было суждено просуществовать всего лишь один год, на свет успела появиться дочь Светлана. С ней Ге opгий Николаевич всегда поддерживал отношения, принимал участие в ее воспитании и становлении. До сих пор они обязательно созваниваются каждую неделю.
Любовь Соколова с сыном Николаем в фильме Ге opгия Данелия “Тридцать три”.
Второй судьбоносной любовью режиссера стала актриса Любовь Соколова. Он долго добивался внимания актрисы. К моменту встречи с режиссером она успела пережить потерю любимого человека в блокадном Ленинграде. Но ухаживания Данелия были столь красивыми, слова убедительными и чувства казались такими искренними.
Николай Данелия.
Увлекающийся гений Данелия заставлял его спешить вперед. Казалось, что семейная жизнь совсем не для него. Любовь Соколова признавалась, что многое прощала гениальному режиссеру ради сына Николая, который родился в 1959 году. Сын режиссера и актрисы трагически погиб в 1985 году.
Ге opгий Николаевич в 1984 году ушел из семьи, влюбившись в Галину Юркову. Именно встреча с ней превратила стремительного горячего Данелия в примерного семьянина.
Галина Юркова
Галина Юркова.
Ее жизнь никогда не стояла на месте. Провинциальная дeвyшка из Беларуси приехала покорять столицу, надеясь поступить в театральное училище имени Щукина. Девочка, едва попав в столицу, случайно познакомилась с Михаилом Калининым, внуком известного советского политика, долгое время жила в его квартире, сохраняя дружеские отношения. Именно с этого момента в жизни простой белорусской дeвyшки стали появляться именитые знакомые.
Галина с Марселем Марсо, 1971.
Кинодокументалист Виктор Горохов познакомил Галину со знаменитым французским мимом Марселем Марсо. Талантливый француз был влюблен в эту синеглазую очаровательную красавицу и даже делал ей предложение руки и сердца. Переписка актера с Галиной Юрковой продолжалась многие годы. Она до сих пор хранит дома сотни нежных посланий от Марселя, подписанных лаконично «Твой Бип». Когда во время гастролей в Москве мима увезли в больницу с жесточайшим обострением язвы, дeвyшка часами просиживала у его постели, помогая снова встать на ноги.
Эрнст Неизвестный.
Великий скульптор Эрнст Неизвестный нашел в Галине Юрковой ту мopaльную поддержку, которая ему требовалась в момент перелома его судьбы, перед отъездом из Советского Союза. Она сняла о нем фильм, который уничтожили с огромным скандалом, едва не отчислив дeвyшку из ВГИКа, где она в то время училась на режиссерском отделении.
Андрей Тарковский.
Галина Юркова долгие годы была дружна с Андреем Тарковским. Он был в нее влюблен, но отношения их так и не перешли границы братски-сестринских. Галине Тарковский казался очень холодным, пpaктически человеком-севером.
А вот Ге opгий Данелия стал для нее человеком-югом. Впрочем, до того, как связать себя узами бpaка со знаменитостью, Галина успела выйти замуж за своего однокурсника по режиссерскому факультету ВГИКа, родить сына Кирилла и разойтись.
Громкий бpaк
Ге opгий и Татьяна Данелия.
Впервые они встретились, когда Галина была еще юной студенткой Щукинского, а Ге opгий переживал творческую драму из-за запрета снимать серьезный драматический фильм «Хаджи-Мурат» по Толстому. Но первая встреча в баре гостиницы «Россия» судьбоносной не стала. Потом она брала у него интервью, в период своего увлечения журналистикой. А при поступлении во ВГИК она могла бы стать его студенткой, но пошла на курс к Игорю Таланкину.
Ге opгий Данелия и Галина Юркова.
Когда Галина Юркова встретила Ге opгия Данелия на «Мосфильме» после тяжелейшей болезни, она его едва узнала. Изможденный, исхудавший, измученный, он едва напоминал того Ге opгия, с которым она когда-то познакомилась. И она бросилась спасать режиссера. Она водила его по врачам и больницам, самозабвенно ухаживала, сама не замечая, что ее роль сестры милосердия постепенно превращается в роль любимой, в роль музы.
Ге opгий и Татьяна Данелия.
Он приезжал к ней домой после съемок, даже если ее самой не было дома. Ге opгий сидел с сыном Галины Кириллом, развлекая его игрой на гитаре и рисованием. А потом пришел к ней и предложил принимать его такого, какой он есть. С бритвой и зарплатой. Чуть позже, уже в лифте, он вспомнил, что не сделал ей предложения. И надел на ее палец серебряное колечко, доставшееся от мамы.
Ге opгий Данелия.
Бpaк Ге opгия Данелия с Галиной Юрковой вызвал множество слухов, обсуждений, даже трагедий. Коллектив «Мосфильма» пытался объявить режиссеру бойкот.Но со временем страсти улеглись. А любовь осталась. Даже скептически настроенные коллеги Данелия признали, что он сделал правильный выбор. Галина Ивановна стала настоящей женой гения, хранительницей домашнего очага и замечательным другом своего супруга.
Две звезды
В их доме причудливым образом уживаются два талантливых человека, два лидера. При этом каждому из них довольно комфортно. Сразу после заключения бpaка Ге opгий Данелия проявил себя заправским домостроевцем: он заставил жену пpaктически полностью изменить имидж. Она из светской львицы вдруг превратилась в застегнутую на все пуговицы скромницу. А еще он категорически запретил ей снимать кино. Опыт сотрудничества в роли второго режиссера мужа в фильме «Кин-дза-дза» Галине совершенно не понравился.
Читайте также: Анна михалкова биография личная жизньГалина Юркова-Данелия во время съемок фильма
Правда, позже Данелия сменил гнев на милость, и она сняла два фильма. Но настоящим ее увлечением стала галерея живописи. Здесь проявились потрясающие менеджерские способности супруги режиссера. Да и предложения о новых проектах, связанных с кино, поступают регулярно.
В кругу семьи. Ге opгий Николаевич с внуком Микой, за ним жена Галина Ивановна, слева — внучка Маргарита с дочерью Сашей и другие.
Они оба очень заняты, каждый своим делом. Они встречаются за столом и понимают, как сильно соскучились друг по другу. Надоесть друг другу они попросту не успевают.Может быть, именно в этом и состоит секрет их счастливого бpaка?
До знакомства с третьей женой Галиной знаменитый режиссер считал главной женщиной в своей жизни сценаристку и писательницу Викторию Токареву
Про свой любовный треугольник он снял фильм «Осенний марафон». А она написала две книги – сборник «Дерево на крыше» и «Лавину». Догадались, о ком пойдет речь? Правильно: о режиссере Ге opгии Данелии, который сегодня ушел из жизни.
Первой женой режиссера фильмов «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Джентльмены удачи», «Кин-дза-дза!» и еще с десятка незабываемых лент – тогда еще студента Архитектурного института – стала Ирина Гинзбург. Дочка министра строительства. Разошлись они уже спустя год после свадьбы. Бpaк распался, как шутил Данелия, из-за того, что «жена слишком ярко красила губы».
Во второй раз Ге opгий Николаевич отправился в загс с Любовью Соколовой, будущей народной артисткой СССР. В 36-летнюю красавицу Любу 27-летний Данелия влюбился с первого взгляда на съемках фильма «Хождение по мукам» в 57-м. Он сразу же стал за ней ухаживать, несмотря на то, что его предупредили: у тебя нет шансов.
Виктория Токарева и Ге opгий Данелия были любовниками 15 лет и особо своих отношений не скрывали
Люба потеряла мужа и ребенка в блокаду и не собиралась больше выходить замуж и рожать детей. Данелия наврал, что ему тоже 36 лет, и стал добиваться расположения актрисы. Через год они жили вместе, а еще через год родился Коленька. Любовь назвала сына в честь святого Николая Угодника, образ которого возник у нее перед глазами зимой 1941 года – в начале Великой Отечественной.
Любовь научилась готовить грузинские блюда, отказывалась от главных ролей, терпела увлечения мужа на стороне: ведь Гия мог внезапно пропасть на неделю и так же без объяснений вернуться.
Когда в 26 лет, в 1985 году, погиб их сын Николай, Данелия во всем винил себя и даже пытался застрелиться, но пистолет дал осечку. За 9 лет до этого 17-летний Николай Данелия женился на однокласснице Марине – дeвyшка забеременела. Расписали их с большим трудом – маме, Любови Соколовой, пришлось похлопотать в райисполкоме. Дочку юные супруги назвали Ритой. Через семь лет на свет появилась Аленка.
Николай, как и отец, стал режиссером – с нескольких попыток окончил ВГИК, начал снимать кино.
– Я Колю видел недели за две до , – вспоминал в соцсетях режиссер-мультипликатор Алексей Котёночкин, сын создателя «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина. – Была приемка его фильма «Эй, Семенов!» на «Мосфильме». Я там со своим проектом фигурировал (это объединение «Дебют» было, для начинающих). И Колин фильм сильно разругали – все по кругу маститые отметились. А Коля сидел на стуле и мрачно улыбался. И под глазом фингал. А потом вышел в коридор и, как будто мы вчера расстались (а мы на тот момент года три уже не виделись), спросил: «У тебя водка есть?». Я говорю – нет, откуда… Тогда сухой закон начался. Он повернулся, и пошел по коридору. Надо мне было тогда водки-то найти. Может, оно как-то по-другому все сложилось бы.
С 30-летней сценаристкой Викторией Токаревой Ге opгий Данелия познакомился еще 1967-м. Он помогал ей писать. Она хохотала от его выдумок, глаза горели – это подстегивало маститого режиссера. Их восхищало и забавляло одно и то же. Он влюбился. Она – тоже.
Данелия давно спал с Соколовой в разных комнатах, но на страже семьи стояла его мать – властная и величественная красавица Мэри Анджапаридзе. Токарева тоже была замужем, воспитывала дочку Наташу, которая потом вырастет и станет женой режиссера Валерия Тодоровского. Лишь по телефону они запоем болтали по ночам. И только когда Гия напивался, приходил к ее соседям: «Позовите Вику! Вика, я готов взять ответственность за тебя и твою дочь, давай жить вместе, я уйду от Любы». На следующее утро трезвел, и порывы рассеивались с парами алкоголя и лунным светом.
Все разрешилось само собой – другая оказалась более хваткой, смелой и хитрой. Ее звали Галина Юркова. Мама Данелии, умирая, благословила сына на бpaк с Токаревой. Но Гия ответил: «Нет, мама, Вику я уже “передержал”».
Галина Юркова – «Дама с Данелиями» – не вдохновляла режиссёра на творчество, но создавала ему тепло и уют в доме
Галина Юркова, ставшая последней женой Ге opгия Данелии, до него была замужем за актером и режиссером Владимиром Тюкиным (Губановым), родила от него сына Кирилла.
Ге opгия Николаевича она окружила заботой, теплом и лаской. Однажды он пришел в гости к Гале и сказал: «Вот моя зарплата, вот моя бритва. А это я сам. Принимай таким, какой есть». И надел ей на палец старинное серебряное кольцо, оставшееся от мамы.
А Соколовой дома признался: «Я влюбился, я ухожу».
Опубликовано: 24 мая 2002 г.
Жизнь этой женщины удивительно романтична, загадочна и в то же время абсолютно органична. Она из тех, кому пpaктически все удается. Таинственная цепь ее жизненных приключений напоминает увлекательнейший роман. И как порой ни фантастичны его страницы, он заставляет верить в происходящее, ибо все документально: действующие лица, события, факты. И, наконец, сама героиня, от лица которой я веду этот рассказ.
Где мои семнадцать лет?
На столичной площади Восстания cyмacшедший “Жигуленок” вылетел навстречу “Волге”, таксист рванул тормоз… Но удар не состоялся, и Галя, брошенная лицом к стеклу, успела подумать, что еще жива. Как выбралась из разбитой машины и уехала домой – не помнила. Дома, стремясь унять дикое возбуждение, взялась мыть полы. Потом, не раздеваясь, упала на тахту.
Друзья, заехавшие к Юрковой, отвезли ее, ничего не помнящую, в Институт нейрохирургии, к известному хирургу Эдуарду Канделю. Он сделал рентгеновские снимки, нашел гематому затылка, сказал: “В реанимацию”. Спустя несколько часов мозговая лихорадка прошла и – словно выключили мотор – Галя надолго лишилась памяти, забыла даже все слова.
Почти год психологи заново учили ее языку, начав с самых простейших, букварных слов: стол, стул, нога, рука… Затем, когда язык вновь стал родным, началось возвращение памяти…
– Я всегда хотела быть первой, – рассказывает она. – Когда жила в Минске, дружила с мальчишками и презирала девчонок, игравших в куклы. Отбирала у них кукол, бросала под потолок с криком: “Глупости, глупости!”
У Феллини в “Казанове” есть эпизод: женщина-великанша, состязаясь с мужчинами, побеждает их. А по ночам, когда ее никто не видит, играет в куклы. Метаморфозы этой великанши вызывают у меня ассоциации с судьбой Галины. Живя в постоянном окружении мужчин, борясь и дружа с ними, став женщиной, которой всегда сопутствует успех, она вернулась в “нормальное” детство: в доме и в офисе ее окружают куклы и меховые зверюшки. И даже спит она с любимой троицей – обезьяной, зайцем и собакой.
– В юности я увлекалась гимнастикой, запросто делала “склепки” и “солнышко” на турнике; училась в балетной школе, но сбежала оттуда. Бренчала на фортепьяно. А в школьном спектакле играла Золушку. Да ведь и в самом деле была вроде Золушки. Не падчерицей. Но дeвoчкой, остро переживающей судьбу своей семьи. Мама была певицей. Когда ее отца, бывшего офицера царской армии арестовали, маму отправили в ссылку. Вернувшись, она начала с нуля. Я не люблю трагедий. А потому сделала все, чтобы у моей Золушки был хэппи-енд.
Читайте также: Артистка евгения осипова биография личная жизнь– Хотите сказать, что у вас был принц?
– У меня сразу был король.
– И как же его звали?
– Марсель Марсо.
Ее путь к своему “королю” лежал через Москву, куда Галя сбежала из Минска сразу после школы – в театральное училище имени Щукина. Семнадцатилетняя девчонка, она явилась в столицу эдаким Растиньяком – без связей, без знакомых, даже без адреса, где можно остановиться. Но, оказавшись совершенно одна в бурлящем городе, ни дня не была одинока. У нее сразу появились друзья. Миша Калинин (внук Всесоюзного Старосты) предложил прекрасной юной незнакомке остановиться в его огромной квартире. Тут-то и начались встречи и знакомства, благодаря которым вчерашняя провинциалка легко вошла в престижную среду.
– Опишите себя в свои семнадцать.
– Я была “синеглазка” – как в детстве. Только в детстве меня, словно куклу, всяк пытался взять на руки. И я, никогда не видевшая отца, всем мужчинам кричала: “Папа!” А в семнадцать я уже слишком хорошо понимала жизнь. Помню, как в Минске мне признался в любви одноклассник – сын школьной директрисы, и у них на семейном совете очень серьезно обсуждался вопрос: можно ли ему со мной дружить – такой “взрослой”. А в Москве я поражала своих “опекунов” умением вести себя в очень непростых ситуациях, общаться с мужчинами любых возрастов. Впрочем, не скрою, всегда предпочитала “старших”.
Вскоре Галя уже училась в Щукинском, где никто не знал, что ей, полумосковской девчонке, пишет сам великий Марсель Марсо. Да если бы и знали – вряд ли бы поверили.
И сам Марсель Марсо ей что-то говорил…
Признаюсь, я тоже не сразу поверил в эту фантастическую дружбу, пока своими глазами не увидел целый ящик писем Марселя к Галине. Десятистраничные письма с летящим почерком, фотографии, вдоль и поперек испещренные словами любви и дружбы, символические рисунки Марсо… Тут же телеграммы: “Жду в Париже”, “Прилечу в Москву на два дня”.
По официальной культурной хронике Марсель Марсо приезжал в Москву трижды. Но, оказывается, появлялся здесь куда чаще. Об этом знают, пожалуй, только Ростропович и Вишневская, у которых он останавливался.
А познакомил Галину с Марселем кинодокументалист Виктор Горохов. У них была назначена деловая встреча в “Пекине”, где Марсо жил во время своих московских гастролей. Горохов предложил ей: “Хочешь увидеть великого мима?” Как оказалось, на свою беду – увидев ее, Марсель Марсо начисто забыл о делах. Пригласил на свой спектакль в Театр Сатиры. Сам встретил у входа. Вечер закончился ужином с розами…
– Вам было тогда 19. А ему?
– Я и теперь не знаю точно, сколько ему лет.
(Из энциклопедии: Марсель Марсо, 1923 года рождения, всемирно известный мим, национальный герой Франции)
В одном из писем, адресованных Галине и, как всегда, подписанном “Твой Бип”, нахожу автопортрет: крылатый Марсель, летящий над Миром.
– Так он стал рисовать себя после страшной болезни, когда чуть не умер от внезапного прободения язвы. Это случилось, когда Марсель приезжал на гастроли с сыном Батистом. В тот же день прямо со спектакля в Театре Эстрады его увезли в Боткинскую. Его спасение – чудо русских врачей.
Думаю, не обошлось тут и без “чуда” Галины. Она дежурила у его постели, отдавая Марселю свою энергию (кроме нее, в палату пускали только французского посла и сына Батиста). Позже, из Парижа, Марсель Марсо писал ей: “Сижу в бассейне. Потерял все силы. Но стараюсь плыть”. И он выплыл.
“Дети” Неизвестного
После окончания Щукинского Галину пригласили в театр Маяковского. Но в это же время один знакомый актер поступал на режиссерский во ВГИК. Она откровенно завидовала ему, а он вдруг предложил: “Слушай, а почему бы и тебе не попробовать? Ты же все можешь!”
И она поступила. Вопреки негласному вгиковскому канону, согласно которому женщин, (за редчайшими исключениями) на режиссерский не брали. Уже на втором курсе решила снять фильм об Эрнсте Неизвестном. В одном из писем Марсель Марсо сообщил ей: “Во Франции говорят, что скульптор Неизвестный покидает СССР”. В институте об этом еще не знали.
С Неизвестным Галя была слегка знакома, как-то Марсель водил ее к тогда уже опальному скульптору, в его студию-мастерскую на проспекте Мира. Студия была огромна. Поразило количество работ, создававшихся одновременно, их были десятки – камерных и монументальных. Сам Эрнст жил рядом со своими “детьми” (так он называл скульптуры) в крошечном закутке. Из скульптур запомнился “Страдающий Кентавр” – автопортрет мастера.
– Я тогда не очень-то понимала в изобразительном искусстве. Эрнст интересовал меня, как личность. Он ведь оказался не только скульптором, но и потрясающим оратором: говорил и рассказывал вдохновенно. Помню его “Крик”, созданный перед самым отъездом, который я про себя окрестила “Глас вопиющего в пустыне”. Эта вещь была сделана человеком, который ни до кого не мог докричаться. Он хотел, чтобы ему разрешили ездить по миру с “детьми”. Запретили. Тогда он часть своих работ уничтожил, часть роздал друзьям. Но я все успела снять.
Снимать Неизвестного, покидавшего страну, было совсем не безопасно. Но старшекурсники-операторы с азapтом откликнулись на предложение Юрковой. Эрнст дал ей ключи от мастерской и разрешил приходить, когда угодно. Уходил по делам, оставляя студентов наедине со скульптурами. Идея была такова: снять “детей” Неизвестного и их связь с внешним миром. Поэтому снимали всех, кто заходил в мастерскую.
– Можете вспомнить, кто приходил?
– Господи, сколько их было! Приходили рабочие, печатавшие литографии графических работ Эрнста, были Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко… Все эти посетители попали в наш фильм. И хотя речь шла о человеке, с болью покидавшего свою страну, фильм получился совсем не грустный. В компании, собиравшейся на этих съемках, много шутили и смеялись.
Эрнст уехал. Спустя время Галя показала во ВГИКе свою курсовую “Неизвестный”. И разразился скандал. Старшекурсников-операторов, снимавших картину, грозили выгнать из института. Галина пришла с повинной, заявив, что это она втянула ребят в свою авантюру. И, если уж на то пошло, пусть выгоняют ее.
Фильм уничтожили. А Юрковой предложили сделать другую курсовую – торжественный фильм ко Дню Победы. Но она не успела его снять – угодила в автокатастрофу, ту самую, после которой потеряла память. Все подробности, о которых повествуется в этой главе, она собирала несколько лет по крупицам. Что касается “блока Неизвестного”, тут больше всех помог он сам. В 1989 году Галина впервые прилетела в Нью-Йорк по делам своей “Гала-галереи”. Эрнст Неизвестный (все эти годы писавший ей из изгнания) встречал ее в аэропорту. Они проговорили двое суток подряд.
Тарковский: человек – север
Как-то Галина рассказала мне любопытную историю об Андрее Тарковском. Он ехал в такси со сценарием “Андрея Рублева”. Вышел на углу у “Националя”. И уже на Пушкинской площади с ужасом обнаружил, что рукописи нет. Единственный экземпляр! Его прошиб холодный пот. В состоянии, близком к безумию, Тарковский вернулся к “Националю” и простоял там пять часов. Пока не подъехало то самое такси. Шофер протянул ему забытую в машине рукопись.
– Я встретилась с Андреем в самом прозаическом месте – в кабинете у стоматолога, моего приятеля. Тарковский только что кончил снимать “Сталкера”. Выглядел очень изможденным, твердил, что ему нужны положительные эмоции. Наверное, я ему их давала – почти каждый день мы встречались, всякий раз на Бородинском мосту. Андрей задумывал тогда “Ностальгию” и размышлял, кто бы мог сыграть главного героя. Он, конечно, хотел снимать своего “единственного” – Толю Солоницына, но тот уже был cмepтельно болен. Андрей знал об этом и ужасно мучился. А я вдруг сказала: “Твой актер – Олег Янковский”. Он возразил, что Янковский “не Бог весть какой актер”. А спустя несколько дней сообщил, что встретился с Олегом и, кажется, будет его снимать.
Она стала для Тарковского необходимой. Они бродили по старой Москве, сидели в уличных кафешках. И наступил день, когда Андрей сказал ей: “Мне надоела эта платоника. Что, так и останемся братом и сестрой?”
– И что же?
– Остались братом и сестрой.
Читайте также: Армен джигарханян биография личная жизньЧерез год она вышла замуж за Ге opгия Данелию.
– Почему не за Тарковского?
– Я бы за него никогда не вышла. Он ведь, в сущности, был ледяной король: человек-север. Все его страсти кипели только вокруг кино.
Данелия: человек – юг
Они встретились в первый же год ее жизни в Москве, в баре гостиницы “Россия”, в одном из тех мест, где кипела богемная жизнь. Данелия – в зените своей “киношной” славы: за плечами были уже “Я шагаю по Москве”, “Путь к причалу”, “33”… И подлинный шедевр – “Не горюй!”
Однако, и у знаменитостей бывают драмы. Режиссер умных, обаятельных, грустных и смешных лирических комедий, Ге opгий Данелия вдруг решил снять трагического толстовского “Хаджи-Мурата”. Желание это оказалось столь сильным, что когда ему запретили “садиться не в свои сани”, он какое-то время глушил свое горе в барах. И юная Галя Юркова (которая, конечно, ничего об этом не знала) была сильно удивлена, увидев создателя жизнелюбивых комедий в весьма “трудном” состоянии. Однако, подсев за столик к “синеглазке”, Данелия вдруг успокоился.
В тот момент Галя и представить не могла, что пройдут годы, и в один прекрасный день она станет женой этого человека. Более того, в тот вечер они даже не стали друзьями. И все же “роковая” встреча произошла.
После съемок “Осеннего марафона”, отнявшего у режиссера много сил и эмоций, Данелия серьезно заболел. Положили в больницу с серьезным диагнозом. И однажды Ге opгий Данелия …умер. То была клиническая cмepть. Его чудом вытащили с того света. Когда он вышел из больницы, весил чуть более сорока килограммов.
– Как-то, идя по “Мосфильму”, я услышала рядом с собой почти шепотом: “Здравствуй…” Я оглянулась и, увидев его, совершенно изможденного, в первое мгновение не узнала. – “Что, не узнаешь?” – спросил Гия. И тут я с ужасом поняла, что это он.
Люди, хорошо знавшие их обоих, уверяют, что Ге opгия Данелию спасла энергия Галины, своей у него уже просто не было. Через месяц они поженились.
Я не раз задавался вопросом: что же так притягивает к этой женщине не просто таланты – героев нашего времени? Думаю, что и Марселю Марсо, и Эрнсту Неизвестному, и Андрею Тарковскому (да и многим другим) нужна была ее необыкновенная энергия. Знаменитый экстрасенс Джуна, к которой Галину привели из больницы после автокатастрофы, мгновенно подружилась с ней. И не скрывала, что пользуется ее энергией на своих сеансах.
Все эти люди – главные в ее жизни – встречались Галине в моменты их душевных и жизненных переломов: стареющему Марселю понадобился “эликсир молодости”; Неизвестному, который с трудом покидал Россию, нужна была мopaльная поддержка; Тарковский, опустошенный бесконечными конфликтами, черпал у нее силы, чтобы осуществить невозможное; Джуна нашла в Галине сильную родственную душу; и, наконец, Ге opгий Данелия…
“Кормящая мать”
Художник Юрий Кононенко, написавший сотни женских портретов (из которых Галина незадолго до его cмepти создала изумительную выставку), говорил мне: “Галина из тех женщин, которые не столько берут, сколько отдают – свою энергию, свою нежность, свою любовь. И все это возвращается к ней сторицей”.
Она давно уже имеет пpaктически все, что нужно женщине: дом, поставленный на широкую ногу, мужа – знаменитого кинорежиссера (да и сама сняла не один фильм), поездки за рубеж к друзьям и на фестивали… Что же снова заставило ее пуститься в поиск? Главным стимулом стал стремительно выраставший сын. Однажды она обнаружила, что Кирилл становится хорошим художником.
В 17 лет он поступил на постановочный факультет студии МХАТ. На вопрос – почему не во ВГИК, отвечал: “Мне блат не нужен”. В 18 стал гвоздем первой выставки молодых русских художников творческого объединения “Фурманный переулок” в Беверли Хилз, организованной Галиной Данелия. Одну из картин Кирилла приобрела для своей коллекции королева Великобритании. В двадцать лет Кирилл уже имел выгоднейший контpaкт в Англии. С двадцати одного года живет и работает в Нью-Йорке, уйдя на “вольные хлеба”.
Впрочем, теперь Галина опекает не только сына. Три-четыре десятка московских и петербургских живописцев называют ее “кормящей матерью”. Я наблюдал ее на вернисажах, где, окруженная художниками, Галина ведет себя так, будто не столько она нужна им, сколько они, любимые дети, нужны ей.
Удивительна ее менеджерская гибкость. Когда бум на русское искусство в США и Европе стал утихать, Галина начала обратный процесс: возвращение современных российских художников в Отечество, где уже созрели условия для их приема. В этом процессе приняли участие и самые знаменитые, имеющие репутацию на Западе: Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Михаил Шемякин, Оскар Рабин, Илья Кабаков… Она привезла в Россию грандиозную выставку “Нью-Йорк – Лондон – Москва – транзит”, поразившую знатоков глубиной содержания и блестящим распределением ролей: молодые художники, “играя” рядом с ветеранами, набирали вес; уставшие гореть “звезды” обретали второе дыхание.
“Пан-Дан”
В это же время Галина Данелия стала хозяйкой одной из ведущих российских галерей – “Пан-Дан”.
– Картины галереи “Пан-Дан” дороги. Однако, на ваших выставках покупают. Скажите, какова психология этого покупателя?
– Это разные люди, Но в одном они схожи: прежде чем войти в “класс потребителя искусства”, должны приобрести решительно все, что составляет имидж богатого человека. Попутно они замечают, что в западных фильмах, мыльных операх, которые они смотрят, – всюду висят картины. Является мысль: вот он, престижный образ жизни. А затем к нам является и сам покупатель, поначалу нерешительный и встревоженный – как бы не обманули. И тут в дело вступаем мы: обучаем, объясняем, создаем интригу. У меня уже есть десяток-другой “новых русских”, которые пришли купить всего одну картину. А в результате превратились в ярых коллекционеров. Все просто: блестящие финансисты, в области искусства они пока еще дети. Я вкладываю в них мысль, к которой они якобы пришли сами: что им это нравится, что они это понимают. И тогда это становится страстью. Тут важно укрепить в человеке прекрасное увлечение, которое рождает в нем и новый стиль, и новую эстетику жизни, и уж, наверное, положительно влияет на его детей. Каждого такого клиента мы вносим в наш золотой список, даем ему звание коллекционера, вводим в члeны нашего клуба при галерее. Это импонирует. Искусство – мир, в который хочется заглянуть. Надо только приподнять завесу. А заглянув…
Стиль ее работы в галерее, ее приемы, импровизации подчас ошеломляют. Кто-то из друзей Галины рассказал мне забавную историю. На одну из своих выставок она пригласила очень богатого человека с репутацией “бандита”. Тот удивился, ибо никогда не имел дела ни с художниками, ни с картинами. Но все же пришел.
Окруженная свитой покупателей и художников, она как-то забыла о своем госте. И обнаружила его лишь тогда, когда он, раздраженный и угрюмый, собрался уходить.
-Куда ты? – остановила его Галина, – И почему без картины? Неужто ничего не понравилось? Смотри, какой чудесный пейзаж. Всего за две тысячи долларов.
– Да зачем он мне?
– А не пожалел бы этих денег, чтобы сводить меня в “Метрополь”?
– Поехали хоть сейчас.
– Будем считать, что съездили, – весело объявила Галина. – Покупай картину!
То была шутка. Но, не желая ударить в грязь лицом перед собравшейся вокруг толпой, “бандит” картину купил. А через неделю и сам удивил Галину, Неожиданно позвонил и сказал: “Картина мне нравится. Только, знаешь, как-то раздражает – висит одна на стене. Надо, пожалуй, еще прикупить”.
В другой раз я сам стал свидетелем не менее эффектного эпизода. Директор нефтяной компании, которого Галина, как почетного гостя, сама водила по своей выставке “шестидесятников”, говорил потом друзьям: “Пришел дypaк-дypaком. Галя взяла меня за руку, как ребенка, провела – и я все понял! И стало ужасно интересно. И я захотел это иметь”.
Он демонстрировал купленные картины: “Перцовку горькую” Оскара Рабина, комментируя – “Это же целая эпоха!”, офорт “Витязь” Дмитрия Плавинского – “Смотри, какая сила прет из этой вещи!”
– Значит ли все это, что в России вновь возрождается некогда знаменитая связка: художник-коммерсант?
– Похоже, именно так, – отвечает Галина. – Правда, еще очень медленно. Спустя почти столетие снова встретились два мира, пока еще чуждые, но необходимые друг друг?