Владимир солоухин биография личная жизнь > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Владимир солоухин биография личная жизнь

 Владимир солоухин биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 августа 2022; проверки требуют 19 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Солоухин.

Владимир Алексеевич Солоухин
Солоухин, Владимир Алексеевич
Дата рождения 14 июня 1924
Место рождения село Алепино, Владимирский уезд, Владимирская губерния, РСФСР, СССР
Дата cмepти 4 апреля 1997 (72 года)
Место cмepти Москва,
Российская Федерация
Гражданство  СССР
 Россия
Род деятельности

писатель, поэт

Направление деревенская проза
Жанр повесть, рассказ, стихотворение, эссе
Язык произведений русский
Премии
Награды

Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин (14 июня 1924, село Алепино, Владимирский уезд, Владимирская губерния — 4 апреля 1997, Москва) — русский советский писатель и поэт, представитель «деревенской прозы».

Биография[править | править код]

Родился 14 июня 1924 в селе Алепино Владимирского уезда Владимирской губернии (ныне Собинский район Владимирской области) в крестьянской семье. Отец — Алексей Алексеевич Солоухин, мать — Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова)[1]. Владимир был десятым, последним ребёнком.

В 1942 г. окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик[2]. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942— июнь 1946, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был члeном редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»[3]. Солоухин отметил о лауреате Нобелевской премии, что Пастернаку следует стать эмигрантом: «Он там ничего не сможет рассказать интересного. И через месяц его выбросят, как съеденное яйцо, как выжатый лимон. И тогда это будет настоящая казнь за предательство, которое он совершил»[4].

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1968) — встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится oнкoлoгический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием) ; в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика[5].

Журнал «Коммунист» в № 2 за 1982 год содержал резкие нападки на писателя, в которых Солоухина обвиняли в «заигрывании с боженькой».[6] Затем кампания против «религиозно-мистических взглядов члeна КПСС Солоухина» вылилась в специальное «литературное» постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982)[7].

Публичные выступления В. А. Солоухина времён поздней «перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извpaщeнием ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Статья «Читая Ленина» вызвала критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»:

Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина[8].

Дом В. А. Солоухина в селе Алепино

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение». В 1990-е годы Солоухин испытал сильное разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущён реформами (в частности, приватизацией), проводимыми правительством Ельцина — Гайдара — Чубайса, и категорически не принял новые демократические порядки:

Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время. Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны <…> Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране. Он был возмущён приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки <…> «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он[9].

Демократия — это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917-го года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлeбaть не можем[10].

Был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II — этому факту посвящено стихотворение С.П. Щипачева «О человеке, носящем перстень»[11]; был также выведен в романе Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969) под именем Савва Богородицкий[12][13][14]. В романе «Последняя ступень» (1976, издан в 1995) озвучил мнение о солдатах вермахта как о «решительных соседях», которые пришли помочь населению СССР изгнать захватчиков-большевиков.Читайте также:  Игорь безродный биография личная жизнь

Также Солоухин был противником нивелирования различий между национальными культурами. В своём эссе «Что же понимать под сближением национальных культур?»[15] он писал:

Как бы нам, встав на эту точку зрения, вместо интернационализма не скатиться к самому элементарному и вульгарному космополитизму? Уже сейчас (по картине художника-абстpaкциониста) нельзя сказать, какой национальности этот художник, — итальянец, француз, американец или даже японец. Что же это, интернациональная культура? Уже сейчас между ними — абстpaкционистом-французом и абстpaкционистом-японцем — национального различия меньше, чем, скажем, между Сарьяном и Пластовым. Так что же это, хорошо? Если это хорошо, давайте писать на эсперанто.

Нужно думать о воспитании в людях единого, интернационального мировоззрения, а не о стушёвывании национального колорита. В остальном же да здравствуют Галия Измайлова, танцующая по-узбекски, Гоар Гаспарян, поющая по-армянски, Расул Гамзатов, пишущий по-аварски! Да здравствуют таджикский орнамент, казахская опера, эстонская скульптура, чукотская резьба по моржовой кости! Да здравствует великий русский язык, но и да здравствует сладкопевная, ни с чем не сравнимая, украинская мова!

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве, отпевание прошло в Храме Христа Спасителя в Москве. Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия[16]. Похоронен в родном селе Алепине.

Семья[править | править код]

  • Жена — Роза Лаврентьевна Солоухина (1926—2017)[17].
    • Дочь — Елена Владимировна Солоухина (1954), директор мемориального музея отца[18][19].
    • Дочь — Ольга Владимировна Солоухина (1956), живёт в Лондоне[20][17].

Награды и премии[править | править код]

  • Орден Трудового Красного Знамени (13 июня 1984 года).
  • Орден Дружбы народов (25 мая 1994 года) — за большой личный вклад в развитие отечественной культуры и современной литературы[21].
  • Орден «Знак Почёта» (28 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся[22].
  • медали
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) — за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды».

Произведения[править | править код]

Собрания сочинений[править | править код]

  • Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Голос, 1995 (вышли тома 1—3).
  • Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русский мир, 2011.
  • Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984., 100 000 экз.
  • Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1974., 75 000 экз.

Поэзия[править | править код]

  • Дождь в степи. — М.: Молодая гвардия, 1953.
  • Разрыв-трава. — М.: Молодая гвардия, 1956.
  • Ручьи на асфальте. — М.: Советский писатель, 1958.
  • Журавлиха. — М.: Московский рабочий, 1959.
  • Колодец. — М.: Правда, 1959.
  • Как выпить солнце. — М.: Советский писатель, 1961.
  • Имеющий в руках цветы. — М.: Советский писатель, 1962.
  • Жить на земле. — М.: Советский писатель, 1965.
  • С лирических позиций. — М.: Советский писатель, 1965.
  • Не прячьтесь от дождя. — М.: Правда, 1967.
  • Избранная лирика. — М.: Молодая гвардия, 1970.
  • Аргумент. — М.: Советский писатель, 1972.
  • Лирика. — М.: Советская Россия, 1975.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1975.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1976.
  • Седина. — М.: Советский писатель, 1977.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1977.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  • Стихотворения (1982).
  • Северные берёзы.— М.: Молодая гвардия, 1990.
  • Стихотворения (1990).

Проза[править | править код]

  • Рождение Зернограда. — М.: Правда, 1955.
  • Золотое дно. — М.: Советский писатель, 1956.
  • За синь-морями.— М.: Молодая гвардия, 1956.
  • Владимирские просёлки. — М.: Гослитиздат, 1958.
  • Владимирские просёлки. — М.: Молодая гвардия, 1958.
  • Терновник (1959).
  • Степная быль (1959).
  • Капля росы.— М.:Гослитиздат, 1960.
  • Капля росы.— М.:Молодая гвардия, 1960.
  • Ветер стрaнcтвий. — М.: Советский писатель, 1960.
  • Открытки из Вьетнама. — М.: Молодая гвардия, 1961.
  • Лирические повести. — М.: Московский рабочий, 1961, 1962.
  • Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963).
  • Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1963.
  • Свидание в Вязниках. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  • Времена года.— М.: Советская Россия, 1964.
  • Лирические повести. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1964.
  • Славянская тетрадь. — М.: Советская Россия, 1965.
  • Работа.— М.: Советская Россия, 1966.
  • Мать-мачеха. — М.: Советский писатель, 1966.
  • Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1966
  • Родная красота. — М.: Советский художник, 1966.
  • Письма из Русского музея. — М.: Советская Россия, 1967.
  • Лирические повести. — Ярославль, 1967.
  • Третья охота (1967).
  • Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1968).
  • Зимний день. — М.: Советский писатель, 1969.
  • Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1969.
  • Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1970.
  • Закон набата.— М.: Современник, 1971.
  • Капля росы. — Уфа, 1971.
  • Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1971.
  • Трава (1972).
  • Славянская тетрадь. — М.: Советская Россия, 1972.
  • Олепинские пруды. — М.: Современник, 1973.
  • По грибы (1974).
  • Посещение 3ванки (1975).
  • Приговор (1975).
  • Рыбий бог.— М.: Советская Россия, 1975.
  • Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995).
  • Слово живое и мёртвое (1976).
  • Прекрасная Адыгене. — М.: Советский писатель, 1976.
  • Камешки на ладони. — М.: Советская Россия, 1977.
  • Мёд на хлебе. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  • Ножичек с костяной ручкой. — Л.: Детская литература, 1978.
  • Под одной крышей. — Ярославль, 1979.
  • Время собирать камни. — М.: Современник, 1980.
  • Мать-мачеха. — Кишинёв, 1980.
  • Мёд на хлебе. — М.: Советская Россия, 1981.
  • Продолжение времени (1982)[23].
  • Камешки на ладони. — М.: Молодая гвардия, 1982.
  • Волшебная палочка. — М.: Московский рабочий, 1983.
  • Капля росы. — Л.: Лениздат, 1983.
  • Бедствие с гoлyбями.— М.: Советский писатель, 1984.
  • Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1985.
  • Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1986.
  • Прийти и поклониться. — М.: Правда, 1986.
  • Ножичек с костяной ручкой. — Киев, 1986.
  • Камешки на ладони. — М.: Современник, 1988.
  • Продолжение времени. — М.: Художественная литература, 1988.
  • Смех за левым плечом (1989).
  • Луговая гвоздичка. — М.: Советская Россия, 1989.
  • Читая Ленина — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1989. — 49 с. ISBN 3-7912-2030-6
  • Белая трава. — М.: Детская литература, 1990.
  • Возвращение к началу. — М.: Современник, 1990.
  • Время собирать камни. — М.: Правда, 1990. — 688 с., 500 000 экз.
  • Письма из Русского музея. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  • Древо. — М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Наваждение. — М.: Огонек, 1991.
  • При свете дня. — М.: 1992.
  • Солёное озеро (1992).
  • Последняя ступень. — М.: АО «Деловой центр», 1995.
  • Чаша (1998, опубликовано поcмepтно).
Читайте также:  Ингрид биография личная жизнь

Переводы[править | править код]

  • Гамзатов Р. Сказания. — М.: 1975.
  • Гафуров А. Абуталиб сказал. — М.: Современник, 1975.
  • Дерево над водой. — М.: Советская Россия, 1979.
  • Боцу П. День семьи. — Кишинёв, 1984.
  • Шерали Л. Моленье о дожде. — Душанбе, 1989.

Песни на стихи В. Солоухина[править | править код]

  • «Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»
  • «Захотелось быть» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»
  • «Мужчины» (Э. Колмановский) — исп. Мария Пахоменко
  • «Сыплет небо порошею» (С. Березин) — исп. Эдита Пьеха
  • «Лада» (В. Мулявин) — исп. группа «Песняры»
  • «Чета белеющих берёз» (Э. Колмановский) — исп. Ренат Ибрагимов
  • «Синие озёра» (А. Спаринский) — исп. Эдуард Хиль
  • «Волки» (В. Медяник) — исп. Владислав Медяник
  • «У моря» (по мотивам рассказа В. Солоухина «Девочка на урезе моря») — исп. Светлана Копылова

В кино[править | править код]

  • 1976 — Праздник на Печоре (текст от автора)
  • 2006 — Мочёные яблоки (по мотивам рассказа)
  • 2008 — Тайна чёрной доски. Владимир Солоухин (архивные кадры)

Отзывы[править | править код]

Литературовед, литературный критик, журналист, писатель и публицист Б. Г. Яковлев определял Солоухина как[24]:

талантливого литератора, но по своей славянофильской позиции склонного к крайностям суждений.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Камов Б. Н. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 544 с. — ISBN 978-5-373-03972-7.
  • Запевалов В. Н. Солоухин Владимир Алексеевич // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  • Солоухин, Владимир Алексеевич / Левицкий А. Р. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 675. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  • Яковлев Б. Г. Записки счастливого неудачника. — М.: Новый ключ, 2011. — 256 с. — ISBN 978-5-7082-0337-3.

Ссылки[править | править код]

  • Инна Симонова. Последняя ступень Владимира Солоухина
  • Ежедневный урок. Владимир Солоухин. телеканал «Культура»
  • Биография на Хроно.ру
  • Избранные произведения
  • Поэзия В. А. Солоухина
  • Страничка памяти Владимира Алексеевича Солоухина
  • Василий Песков. «Место высокое, бескомарное» («Комсомольская правда», 10 июня 2004)

Биография

Писатель Владимир Алексеевич Солоухин – яркий представитель деревенской прозы. Расцвет его творчества пришелся на 60-70-е годы XX века. Колоритная русская деревня с ее покосившимися колокольнями, яблоневыми садами, крестьянскими подворьями, живописная природа с тихими заводями и разнотравьем лугов, нехитрый сельский быт – на этом чарующем фоне писатель, как истинный патриот, воспевает главное – красоту и богатство русской души, историю и культуру родной земли, ставшую его судьбой.

Детство и юность

Владимир Солоухин родился 14 июня (по другим сведениям – 17-го) 1924 года в селе Алепино, Владимирская область. Отец – Алексей Солоухин, мать – Степанида Чебурова. Володя стал десятым ребенком супружеской пары. Семья Солоухиных происходила из зажиточных крестьян.

Владимир Солоухин в молодости

Дед мальчика по отцу – Алексей Дмитриевич – владел собственной воскобойней и кирпичным заводиком, на которых и работали отец Володи и его старшие братья. Яркие воспоминания детства, первые страницы своей биографии, Солоухин описал в повести «Смех за левым плечом» (1989).

«Запах воска и запах свежей размешанной глины – вот два запаха, которые явственно вплетаются в запахи моего детства: соломы, меда, малины, печного дымка… да мало ли!».

Начальную школу будущий писатель окончил в родном Алепино, потом стал ходить в соседнее село Чекрутино, где учился до 7-го класса. В 1938 году юноша поступил во Владимирский механический техникум, где неожиданно увлекся поэзией. Его первые стихотворные сочинения были напечатаны в городской газете «Призыв».

Дом Владимира Солоухина в селе Алепино

Парень окончил техникум в 1942 году, получив диплом механика-инструментальщика, после чего его сразу забрали в армию. Солоухин проходил службу в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

С окончанием Второй мировой войны завершилась и служба Владимира. И теперь он полностью посвятил себя любимому увлечению. Поступил в Литературный институт имени А. Горького, писал стихи, публиковался в «Комсомольской правде». После выпуска в 1951 году работал разъездным корреспондентом-очеркистом в журнале «Огонек», ездил по огромной стране, писал репортажи.

Книги

Первый сборник стихов Солоухина под названием «Дождь в степи» вышел в 1953 году и был тепло встречен критиками. В следующем же году – литературный дебют автора как прозаика: в свет выходит книга очерков «Рождение Зернограда» (1954), а следом и новое издание – «Золотое дно», оба труда написаны на тему поднимающегося сельского хозяйства.

Читайте также:  Сергeй горобченко биография личная жизнь фото с женой и ребенком фото

Владимир Солоухин читает стихотворение «Мужчины»

До конца 50-х автор много и плодотворно работает. Из-под его пера выходят поэтические сборники «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др. Но первый большой успех приходит к литератору в 1957 году с публикацией сборника повестей «Владимирские проселки».

Эти лирические произведения в формате дневниковых записей были написаны под впечатлением путешествий, которые Солоухин совершил вместе со своей женой Розой по владимирской земле. В книге великолепно описана культура русского быта, имеющая уникальную красоту и мудрость. «Владимирские проселки» прочитали миллионы читателей и еще долго писали автору положительные отклики.

Писатель Владимир Солоухин

Очень тепло читатель встретил и следующую работу литератора – сборник повестей «Капля росы» (1960), в которых Солоухин взглянул на родное село Алепино глазами простого крестьянского мальчика. Автобиографичная проза вообще особняком стоит в творчестве писателя. Многие его повести и рассказы родом из детства, молодости («При свете дня», «Соленое озеро», «Чаша», «Мститель» и др.).

Логическим продолжением темы русских корней стало новое направление в творчестве Владимира Алексеевича – рассуждение о русской культуре. Подобное настроение было навеяно знакомством и дальнейшей дружбой писателя с художником Ильей Глазуновым. Солоухин с восхищением наблюдает за работами мастера, особенно его трогает процесс реставрации старинных икон.

Владимир Солоухин и Илья Глазунов

Под большим впечатлением он пишет нашумевшие очерки «Письма из русского музея» (1966) и «Черные доски: Записки начинающего коллекционера» (1969). В них писатель стремился привлечь внимание к проблемам гибнущих памятников старины, православных святынь: храмов и усадеб, икон и прочего, за что подвергался резким нападкам со стороны партийных идеологов.

В 1964-1981 годах Владимир Алексеевич был члeном редколлегии журнала «Молодая гвардия». Живя в Москве, Солоухин продолжает писать о родных ему темах. В 1970-е увидели свет книги «Олепинские пруды» (1973), «Посещение 3ванки» (1975). В этот период у писателя ухудшается самочувствие, врачи выносят неутешительный приговор – paк. Солоухин ложится на операцию, после которой вновь возобновляет работу, много ездит в составе творческих делегаций, как по стране, так и за рубежом.

Владимир Солоухин и Александр Солженицын

В 1979 году состоялась памятная поездка в США, в ходе которой Солоухин конспиративно ездил в Вермонт повидаться с опальным и высланным из России писателем Александром Солженицыным. Побывал прозаик и в знаменитой Оптиной пустыне, о которой в 1980-е написал произведение «Время собирать камни» и сборник «Бедствие с гoлyбями».

В 90-х годах были опубликованы многие небольшие повести: «Древо» (1991), «Соленое озеро» (1994), «При свете дня» (1992). В 1995 году увидело свет самое сильное, по признанию критиков, произведение Владимира Солоухина – «Последняя ступень», которое было написано в 1976 году и пролежало в столе более 20 лет.

Владимир Солоухин

Роман-исповедь о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ веке, образе жизни в эпоху «застоя», извечных еврейских вопросах сам автор назвал своей «главной книгой», которая, по его словам, была написана «без оглядки» (т. е. без самоцензуры). Книга стала последним изданием, которое застал уже cмepтельно больной Солоухин. Произведение-мемуары «Чаша» опубликовано поcмepтно.

Личная жизнь

Личная жизнь и семейная жизнь писателя связаны с именем одной женщины – его супруги Розы Лаврентьевны Солоухиной. Они оба родом из центральной полосы России: он из Владимирской области, она из Орла. А познакомились будущие супруги на Крайнем Севере – в городе Нарьян-Мар, куда Роза приехала по распределению после окончания медицинского института в Ленинграде, а Владимир Алексеевич прибыл в качестве корреспондента журнала «Огонек».

Владимир Солоухин и его жена Роза

Чувства вспыхнули сразу, уезжая, Солоухин сказал Розе: «Мы будем вместе». Потом он еще несколько раз прилетал, будучи в комaндировках. В один из визитов и сделал любимой предложение. Свадьбу сыграли в Москве, на ней гулял весь «Огонек». Молодожены стали жить в комнате в коммуналке, а с появлением первенца Лены переехали за город, в Хлебниково.

Владимир Солоухин с семьей

Роза оставила карьеру врача, полностью посвятила себя мужу, заботам о детях, доме. Женщина стала верной помощницей Владимира Алексеевича: она ездила по редакциям, развозила рукописи, фотографии, забирала письма, приглашения, рецензии. Обустраивала быт, следила за тем, во что и как супруг одет, принимала его гостей.

Роза Лаврентьевна сопровождала мужа в путешествии (680 км) по родной владимирской земле, вела путевой дневник, печатала на машинке и ни разу не пожаловались на какие-либо трудности. Верная, преданная и любящая супруга родила мужу двух дочерей – Елену и Ольгу.

Смерть

В 90-е состояние литератора ухудшилось, болезнь вернулась и медленно подтачивала его силы. Несмотря на это, Солоухин держался мужественно, посещал мероприятия, ездил на встречи. Его не стало 4 апреля 1997 года.

Могила Владимира Солоухина и его жены

Отпевание писателя было первым в только что отреставрированном Храме Христа Спасителя, в деле восстановления которого Владимир Алексеевич принял самое непосредственное участие (руководил фондом восстановления храма). 7 июля 2017 года умерла любимая супруга писателя Роза Лаврентьева. Ее похоронили рядом с мужем на кладбище в Алепино.

Библиография

  • 1953 – «Дождь в степи»
  • 1955 – «Рождение Зернограда»
  • 1956 – «Разрыв-трава»
  • 1957 – «Владимирские проселки»
  • 1960 – «Капля росы»
  • 1964 – «Мать-мачеха»
  • 1966 – «Письма из Русского музея»
  • 1969 – «Черные доски: записки начинающего коллексионера»
  • 1973 – «Олепинские пруды»
  • 1977 – «Камешки на ладони»
  • 1980 – «Время собирать камни»
  • 1989 – «Смех за левым плечом»
  • 1991 – «Древо»
  • 1994 – «Соленое озеро»
  • 1995 – «Последняя ступень»


Годы жизни орловой любови

 Годы жизни орловой любови В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Орлова; Орлова, Любовь. Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января  1902, Звенигород — 26 января 1975, Москва) — советская актриса театра и кино......

20 11 2024 0:50:49