Портрет натальи гончаровой жены пушкина > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Портрет натальи гончаровой жены пушкина

 Портрет натальи гончаровой жены пушкина

В пушкинские времена, когда фотографий не было, их роль выполняли, портреты, написанные живописцами. Поэтому мы сегодня посмотрим портреты Натальи Николаевны Гончаровой – жены великого русского поэта Александра Пушкина.

Отметим главное: Наталья Гончарова была красавицей. Известно высказывание Пушкина, что или он женится на ней, или никогда и ни на ком не женится.

Художник А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Примерно 1831-1832 годы. Здесь Наталье Николаевне 19-20 лет. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Поэт знал толк в женщинах, жене он посвящал стихи. По Натали, кстати, вздыхали многие. Царь Николай I – любивший красоваться бравой фигурой и превосходной посадкой на коне – по два-три раза в день скакал мимо окон Натальи Николаевны: знал, что она не могла его не заметить.

О Дантесе, волоките и виновнике гибели Пушкина на дуэли, мы вообще можем не говорить: он просто прилип к ней.

Тут важно понять: жена поэта Наталья Гончарова притягивала мужчин – как бабочек и мошек притягивает горящая свеча. А в пламени свечи, как известно, летящие на свет сгорают.

Сгорел и Пушкин.

Но вот оказия. Пушкина Наталья Гончарова не любила. Вокруг нее и ее причастности к закату «солнца русской поэзии» (после дуэли с Дантесом на Черной речке) много копий поломано. Но солнцем Пушкин был лишь для целого света.

А она вышла за него замуж, пожалуй, из-за того, что Пушкин был безмерно знаменит. Кто-то из историков видел в архиве визитную карточку Пушкина: там было лишь одно слово: «Пушкин». И ничего никому не нужно было больше объяснять.

Но у Гончаровых к нему отношение было двоякое. Маменька Натальи – тоже Наталья, но Наталья Ивановна, урождённая Загряжская – не хотела долгое время выдавать дочь за «нeблагонадежного вольнодумца» и картежника. Пушкин страдал, пытался исправить репутацию. В 1830 году он писал в письме шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу: «Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя…»

Потрет матери — Н. И. Гончарова. 1800-е годы. Неизвестный художник. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Тут надо сказать, что и мать Натали Гончаровой — Наталья Ивановна всегда отличалась незаурядной красотой. Думается, что немало мужчин предпочли бы именно ее с безумными, как глубокий омут, глазами и внутренним миром, а не ее дочь (жену поэта), про которую Цветаева потом язвительно напишет (цитирую Википедию): «Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч».

Сумасшедшинка в глазах будущей тещи А. С. Пушкина, конечно, большая вольность и метафора автора по отношению к ее прекрасному портрету. Но для понятия о семье Гончаровых процитирую фрагмент интервью со знатоком пушкинской биографии проф. Р. Г. Назировым, более развернутые отрывки из которого пойдут ниже:

В конце концов, маман соблагоизволила, смягчилась к Пушкину. Да и будущая невеста Наталья Николаевна Гончарова вдруг стала давать поэту намеки, что его хотят видеть. Он помчался свататься, заложил для женитьбы деревню Кистенёвку, которую подарил отец, поскольку Гончарова была бесприданницей.

А. С. Пушкин. 1836 год – за год до дуэли с Дантесом. Акварель П. Ф. Соколова. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Что подвигло Наталью Гончарову дать согласие на замужество? Наверное, тут много причин – возможно, тщеславие (стать женой первого поэта России), или житейский расчет, или хорошее отношение к Александру Сергеевичу Пушкину – но об этом пусть «пушкинисты» гадают.

Любви вот не было. Тут на автора сих строк – да как вы смеете! – яростной ордой накинутся историки и литературоведы, отстаивающие (в отличие от мазавших дёгтем образ Натальи Гончаровой очернителей ) светлый идеал жены поэта.

Но автор больше доверяет безвременно ушедшему от нас знатоку творчества Пушкина – профессору, заведовавшему кафедрой русской литературы, Р. Г. Назирову, диктофонную запись беседы с которым о Дантесе и Наталье Гончаровой автор сделал в свое время и хранит у себя (это, кстати, публиковалось в одной из газет):

Наталья Николаевна Гончарова и после Пушкина сумела устроить свою судьбу. Как не устроить, когда весь светский Петербург говорил об ее красоте. Процитирую опять пушкиниста-профессора Р. Г. Назирова:

Любила ли она своего следующего мужа – генерала П. П. Ланского, мы не знаем. Но она вышла за него замуж, составила ему партию и карьеру. И в нашей подборке портретов Натальи Николаевны Гончаровой только верхний портрет написан при жизни великого поэта А. С. Пушкина. Потом ее лик писал художник-портретист Владимир Гау, академик Императорской Академии художеств, придворный живописец.

Н. Н. Пушкина. 1843. Портрет работы В. И. Гау. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

На портретах Владимира Гау 1843 и 1844 годов Натали еще Н. Н. Пушкина.

Н. Н. Пушкина. 1844. Акварель художника В. И. Гау. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

А 1849 году на портретах В. И. Гау и другого художника И. К. Макарова мы видим уже не Пушкину, а красавицу Н. Н. Ланскую. Снявшую с себе фамилию знаменитого поэта Пушкина, как меховую накидку со своих прекрасных плеч.

В. И. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1849. Фрагмент альбома лейб-гвардии Конного полка. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Читайте также:  Соловьев владимир рудольфович биография фото

На всех портретах прижизненных она недурна. Красивая. Ухоженная. Со спокойной красотой замужней дамы, у которой все устоялось и все бури позади. Видимо, от былых страстей уже не осталось следа, душевные раны залечены, мы видим перед собой зрелую и прекрасную в своей зрелости женщину. Вглядитесь в ее черты.

И. К. Макаров (?). Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849. Ранее приписывался Т. А. Неффу и датировался 1856 годом. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Портреты эти не являются шедеврами живописи, но тоже недурственны.

Только по ним мы можем судить о том, как выглядела Наталья Гончарова (впоследствии Ланская), идеал самого главного русского поэта А. С. Пушкина.

Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851 года. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org

Портреты и даны нами в хронологическом порядке – как летопись жизни красавицы с равнодушным к поэту сердцем, но, возможно, обыкновенным сердцем женщины.

Друзья, подписывайтесь на мой канал.

(Ïî÷åìó Êàðë Áðþëëîâ îòêàçàëñÿ ïèñàòü ïîðòðåò æåíû Ïóøêèíà)

Àëåêñàíäð Áðþëëîâ. Ïîðòðåò Íàòàëüè Íèêîëàåâíû Ïóøêèíîé-Ëàíñêîé (óðîæäåííîé Ãîí÷àðîâîé).Êîíåö 1831 – íà÷àëî 1832. Áóìàãà. àêâàðåëü. Âñåðîññèéñêèé ìóçåé Ïóøêèíà

   Ñ 1823 ïî 1835 ãîä Êàðë Áðþëëîâ æèë â Èòàëèè. Íî ïîñëå åãî âîçâðàùåíèÿ â Ðîññèþ ó íåãî áûëî âðåìÿ ïîçíàêîìèòüñÿ  ñ Ïóøêèíûì (Ïóøêèí ïîãèáíåò â 1837ã)
Ïîçæå Ïóøêèí è Áðþëëîâ  âñòðå÷àëèñü  íåîäíîêðàòíî  , î÷åíü õîðîøî îòíîñèëèñü äðóã ê äðóãó.Âîò  âûäåðæêà èç ïèñåì, ïîäòâåðæäàþùàÿ, ÷òî îíè áûëè çíàêîìû.

    À.Ñ. Ïóøêèí — Í.Í. Ïóøêèíîé, 4 ìàÿ 1836, Ìîñêâà:

«…ß óæå óñïåë ïîñåòèòü Áðþëëîâà. ß íàø¸ë åãî â ìàñòåðñêîé êàêîãî-òî ñêóëüïòîðà, ó êîòîðîãî îí æèâ¸ò. Îí î÷åíü ìíå ïîíðàâèëñÿ… Ó íåãî âèäåë ÿ íåñêîëüêî íà÷àòûõ ðèñóíêîâ è äóìàë î òåáå, ìîÿ ïðåëåñòü. Íåóæòî íå áóäåò ó ìåíÿ òâîåãî ïîðòðåòà, èì íàïèñàííîãî? Íåâîçìîæíî, ÷òîáû îí, óâèäÿ òåáÿ, íå çàõîòåë ñðèñîâàòü òåáÿ…».

Èç äíåâíèêà õóäîæíèêà-àðõåîëîãà Ô.Ã. Ñîëíöåâà (1801—1892 ãã.):

      «Ó Îëåíèíà ÿ âñòðå÷àëñÿ ñ È.À. Êðûëîâûì, Ê.Ï. Áðþëëîâûì, À.Ñ. Ïóøêèíûì, Ãíåäè÷åì, Æóêîâñêèì è ñ äðóãèìè áîëåå èëè ìåíåå èçâåñòíûìè ëèöàì腻.
Ïóøêèí âëþáèëñÿ â òâîð÷åñòâî Áðþëëîâà åù¸ äî âîçâðàùåíèÿ õóäîæíèêà â Ðîññèþ. Êàðòèíà “Ïîñëåäíèé äåíü Ïîìïåè” ïðèáûëà â Ðîññèþ ðàíüøå àâòîðà – â 1834-ì. Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ ïîñâÿùàåò åé íåñêîëüêî ïîýòè÷åñêèõ ñòðîê. È äàæå áîëåå òîãî: íà ëèñòå ÷åðíîâèêà – âìåñòî îáû÷íûõ ïðîôèëåé è àâòîïîðòðåòîâ – îí íàáðàñûâàåò ôðàãìåíò êàðòèíû Áðþëëîâà (âîçìîæíî, íàèáîëåå âïå÷àòëèâøèé åãî ýïèçîä).

Âåçóâèé çåâ îòêðûë — äûì õëûíóë êëóáîì — ïëàìÿ
Øèðîêî ðàçâèëîñü, êàê áîåâîå çíàìÿ.
Çåìëÿ âîëíóåòñÿ — ñ øàòíóâøèõñÿ êîëîíí
Êóìèðû ïàäàþò! Íàðîä, ãîíèìûé ñòðàõîì,
Ïîä êàìåííûì äîæä¸ì, ïîä âîñïàë¸ííûì ïðàõîì,
Òîëïàìè, ñòàð è ìëàä, áåæèò èç ãðàäà âîí.
À.Ñ. Ïóøêèí

    Êîãäà Áðþëëîâ ïåðåáðàëñÿ èç Ìîñêâû â Ïåòåðáóðã, îáùåíèå ïîýòà è õóäîæíèêà ïðîäîëæèëîñü. Øèðîêî èçâåñòåí âèçèò Áðþëëîâà äîìîé ê Ïóøêèíó: ïîýò, áóäòî õâàñòàÿñü ñâîèì ñåìåéíûì ñ÷àñòüåì, ïîî÷åðåäíî âûíîñèë è ïîêàçûâàë æèâîïèñöó ñâîèõ ïîëóñîííûõ äåòåé. Áðþëëîâ íå âïå÷àòëèëñÿ è äàæå ðåçêî ñïðîñèë Ïóøêèíà, çà÷åì òîò âîîáùå æåíèëñÿ.

À.Ñ. Ïóøêèí — Í.Í. Ïóøêèíîé, 18 ìàÿ 1836, Ìîñêâà:

«…Áðþëëîâ ñåé÷àñ îò ìåíÿ. Åäåò â Ïåòåðáóðã ñêðåïÿ ñåðäöå; áîèòñÿ êëèìàòà è íåâîë腻.
Êàðë Áðþëëîâ çíàë öåíó ñâîåìó òàëàíòó è áûë î÷åíü êàïðèçíûì õóäîæíèêîì. Îí íå ðàç îòêàçûâàëñÿ ïèñàòü ïîðòðåòû ëþäåé, ÷üè ëèöà ñ÷èòàë íåèíòåðåñíûìè ñêó÷íûìè èëè íåêðàñèâûìè. Îí äàæå ïîðòðåò èìïåðàòîðà Íèêîëàÿ I íå íàïèñàë.
Òà æå èñòîðèÿ âûøëà è ñ Íàòàëüåé Íèêîëàåâíîé Ãîí÷àðîâîé.
    
Áðþëëîâ íå ïîñ÷èòàë æåíó Ïóøêèíà êðàñàâèöåé: åìó íå ïîíðàâèëèñü å¸ ãëàçà – îíè áûëè áëèçêî ïîñàæåíû, äà åù¸ è êîñîãëàçèå èìåëî ìåñòî (êîñîãëàçèå Íàòàëüè Íèêîëàåâíû – èçâåñòíûé ôàêò, ñàì Ïóøêèí íàçûâàë å¸ “êîñîãëàçîé ìàäîííîé”).

      Ïëåìÿííèê Êàðëà Áðþëëîâà ϸòð Ñîêîëîâ (òîæå õóäîæíèê) îáúÿñíÿë, ïî÷åìó Áðþëëîâ íå ñòàë ïèñàòü ïîðòðåò æåíû Ïóøêèíà, íå ñòåñíÿÿñü â âûðàæåíèÿ:
Âñå âîêðóã ãîâîðÿò: Êàðë Áðþëëî⠗ ãåíèé! Ãåíèé! À ÿ âîò ÷òî ñêàæó: â ñòðàøíîì ñíå íå ïðèâèäèòñÿ æèòü ðÿäîì ñ ãåíèåì, èëè, íå äàé ãîñïîäè, ñîñòîÿòü â åãî áëèçêèõ ðîäñòâåííèêàõ.
   Äîêàçàòü? Ïîæàëóéñòà: âåëèêèé ñòèõîòâîðåö Ïóøêèí ñêîëüêî ðàç ïðîñèë åãî íàïèñàòü ïîðòðåò Íàòàëüè Íèêîëàåâíû? Ìîé äÿäþøêà Àëåêñàíäð åå ïèñàë — äèâíî õîðîøà. À Êàðë ÷òî æå?.. Óñëûøàâ, ÷òî ó ïîýòà æåíà — ýäàêèé ðîçàí÷èê, ñ íèì íà äà÷ó ïîåõàòü èçâîëèë, ãëÿíóë íàìåòàííûì ãëàçîì è çààðòà÷èëñÿ ïèñàòü, ññûëàÿñü íà òî, áóäòî áû îíà êîñàÿ!
     Èìåííî òàê õàìñêè è âûðàçèëñÿ! Íå âåðèòå ìíå, ñïðîñèòå äðóæêà åãî Òàðàñà Ãðèãîðüåâè÷à Øåâ÷åíêî, îí ñàì îá ýòîì íåîäíîêðàòíî óïîìèíàë è áóäòî áû äàæå îïóáëèêîâàë ãäå-òî, øåëüìà.

Î ÏÎÐÒÐÅÒÅ.

         Íàïèñàë ýòîò çàìå÷àòåëüíûé ïîðòðåò áðàò Êàðëà Áðþëëîâà- Àëåêñàíäð.Õóäîæíèê ïðèñòóïèë ê ïîðòðåòó â êîíöå 1831 ãîäà. Íàòàëüÿ áûëà òîãäà óæå â ïîëîæåíèè, íî áåðåìåííîñòü ïîêà áûëà ìàëî çàìåòíà. Íà ïîðòðåòå Ãîí÷àðîâà â äåâÿòíàäöàòèëåòíåì âîçðàñòå. Íà íåé ñâåòëîå ðîçîâàòîå áàëüíîå íåæíîå ïëàòüå, âîêðóã äåêîëüòå âûïèñàíû äâà ðÿäà êðóæåâ. Çíàìåíèòàÿ ôåððîíüåðà íà ëáó ìîëîäîé æåíùèíû è ñåðüãè ïðèäàþò ýòîìó ïîðòðåòó îñîáóþ èçþìèíêó è ïàðàäíîñòü.
           óøàõ ó Íàòàëüè êðàñèâûå ñåðüãè ñ î÷åíü äîðîãèìè áîëüøèìè áðèëëèàíòàìè. Ýòî âûçûâàåò êðàéíåå íåäîóìåíèå: Ïóøêèíû, âïðî÷åì, êàê è Ãîí÷àðîâû, áûëè äîâîëüíî áåäíû, âåëè î÷åíü ñêðîìíûé îáðàç æèçíè, îíè íå ìîãëè ïîçâîëèòü ïðèîáðåñòè Íàòàëüå ñòîëü äîðîãîå óêðàøåíèå.
      
        Ãîâîðÿò, ÷òî ýòè ñåðüãè äàë äëÿ ïîçèðîâàíèÿ íà ïîðòðåò Ïóøêèíó áëèçêèé åìó äðóã, êíÿçü Ìåùåðñêèé. Êîãäà ñóïðóãà ïîýòà ñòàëà ïîçèðîâàòü äëÿ ïîðòðåòà Áðþëëîâó, îí êàòåãîðè÷åñêè íàñòîÿë, ÷òîáû Íàòàëüÿ ïîçèðîâàëà òîëüêî â ýòèõ ïðåêðàñíûõ áðèëëèàíòàõ. Ïðè÷åì àëìàçû ýòè áûëè âîâñå íå îáû÷íûìè – â ñåðüãàõ íàõîäèëèñü çíàìåíèòûå «Øèðèèíñêèå àëìàçû», ïðî êîòîðûå õîäèëî ìíîãî íåëåïûõ ïðåäðàññóäêîâ è ëåãåíä. Ãîâîðèëè, ÷òî ýòè àëìàçû íèêàê íåëüçÿ áûëî íîñèòü ëþáîé æåíùèíå, êîòîðàÿ íå ïðèíàäëåæàëà ê èìåíèòîìó ðîäó êíÿçåé Ìåùåðñêèõ.

Читайте также:  Сколько сейчас аршавину лет

     Ïîðòðåò Íàòàëüè Ãîí÷àðîâîé Áðþëëîâà – ýòî åäèíñòâåííûé ïîðòðåò ýòîé æåíùèíû â àíôàñ, òî åñòü, êîãäà èçîáðàæåíèå íà ïîðòðåòå ñìîòðèò ïðÿìî íà çðèòåëÿ. Âñå äðóãèå åå ïîðòðåòû âûïèñàíû ëèáî â ïðîôèëü, ëèáî â òðè ÷åòâåðòè. Íà ïîðòðåòå Áðþëëîâà âèäíà, êàê òîãäà äåëèêàòíî ãîâîðèëè, «íåîïðåäåëåííîñòü âî âçãëÿäå», à ãîâîðÿ îáû÷íûì ÿçûêîì, Íàòàëüÿ Ãîí÷àðîâà áûëà êîñîãëàçîé.  Ãëàçà Íàòàëüè, áîëüøèå è âûðàçèòåëüíûå, áûëè ñëèøêîì áëèçêî ðàñïîëîæåíû äðóã ê äðóãó, ïðè÷åì îäèí ãëàç áåçíàäåæíî êîñèë.
     Íî ïîñëåäíèé ôàêò íå ïîìåøàë Àëåêñàíäðó Áðþëëîâó ñîçäàòü èñòèííûé øåäåâð.Ïîðòðåò óíèêàëåí òåì, ÷òî îí ñîâìåùàåò â ñåáå ïàðàäíîñòü è îäíîâðåìåííî òðîãàòåëüíîñòü, íåîáû÷àéíóþ âîçäóøíîñòü.

8 сентября 2012 г. – 200 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской

А.Брюллов.Н.Н.Пушкина. Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель. Всероссийский музей Пушкина
С обликом А.С.Пушкина нам повезло больше: он запечатлен в превосходных портретах Кипренского и Тропинина. Глядя на них, мы чувствуем полное совпадение нашего внутреннего представления с видимым образом. Иначе обстоит дело с изображениями Натальи Николаевны. При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет).

Единственное её изображение в детстве — рисунок неизвестного художника итальянским карандашом и сангиной, выполненный в возрасте шести-семи лет

Наталья Гончарова. Неизвестный художник. 1810-е гг. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Есть несколько пушкинских рисунков. Всего в рукописях Пушкина насчитывается четырнадцать изображений Натальи Николаевны

Портрет Н. Н. Гончаровой (?) (слева) чернила «Медный всадник» (V, 436—437) 6 октября 1833, Болдино

Все последующие ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества.

Ш. Мазер. Наталья Николаевна Пушкина. 1839 г.К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Райт Томас (Thomas Wright) Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) Частное собрание, Москва (1844)

Портреты Натальи Николаевны 1840-х годов почти все создавались по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. По словам Вяземского, Пушкина в то время была «удивительно, разрушительно, опустошительно хороша». Автор большинства акварельных портретов Натальи Николаевны этого периода — придворный художник Владимир Гау. Многочисленные акварельные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство. Самым удачным своим изображением Пушкина считала акварель 1843 года (не сохранилась), заказанную для альбома императрицы. На ней Наталья Николаевна была изображена в костюме в древнееврейском стиле, в котором появилась на одном из дворцовых балов.

В.Гау Портрет Натальи Николаевны Пушкиной 1841 г

В.Гау.Н.Н.Пушкина. 1842 г. Акварель. Всероссийский музей Пушкина

В.Гау. Н.Н.Пушкина. 1842-1843 гг. Акварель. всероссийский музей Пушкина

В.Гау Портрет Натальи Николаевны Ланской 1844 г

В.Гау. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Бумага, акварель. Институт Русской литературы.(Пушкинский дом) РАН

В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1849. Картон, акварель, белила. ВМП В.Гау Портрет Натальи Николаевны Ланской 1849 г

Но, пожалуй, лучше всех передать душу Натальи Николаевны, ту, что Пушкин любил более, чем ее прекрасное лицо, удалось И.К.Макарову. Удивительна история всего семейства Макаровых, художников в нескольких поколениях и самого крупного из них — Ивана Кузьмича (1822 — 1897). В Петербург И.Макаров переехал в конце 1844 года, а с 1845-го, уже имея звание свободного художника, стал вольнослушателем Академии художеств по классу профессора А.Т.Маркова. Его отличная профессиональная подготовка вызывала удивление; отличали Макарова и человеческие качества: учась в Академии, он не забывал отца и помогал ему в работе (его отец, будучи крепостным, сам был художником и открыл в Саранске художественную школу). Вместе с пятнадцатью учениками они расписали в Пензе Спасский кафедральный собор (в 1847 и в 1849 годах). После пожара в Саранске, уничтожившего и школу и отчий дом, семейство Макаровых переехало в Пензу, и Иван Кузьмич в 1852 году помог отцу, передав ему значительную сумму, открыть новую художественную школу. Косвенно это свидетельствует о том, что еще до окончания Академии художник хорошо заpaбатывал. По чьей-то рекомендации он попал в семейство Шереметевых, для которых им написаны несколько портретов. Особенно же прославился художник портретами детей и не случайно в том же 1846 году он был приглашен вел. кн. Марией Николаевной в поездку по Италии, Германии и Франции в качестве учителя рисования для ее детей (второе такое путешествие он совершил в ее свите в 1853 году). Также не случайно, что семейству Ланских он был рекомендован именно в качестве детского портретиста. А первый портрет Натальи Николаевны он написал по собственной инициативе.

Читайте также:  Екатерина николаевна фоменко

И.Макаров. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Холст, масло. Государственный музей Пушкина

Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. Приписывается художнику Макарову (ранее приписывался Т. Неффу), выполнен ок. 1849, Всероссийский музей Пушкина

Наталье Николаевне Ланской на этом портрете 37 лет, она мать семерых детей. Многочисленные акварельные портреты В.Гау, а также портреты А.П.Брюллова, Райта и Мазера не смогли передать ни глубокой тонкости и одухотворенности ее красоты, ни главного выражения ее лица, запечатленного на портрете — тихой непреходящей грусти. Сама Наталья Николаевна и все ее близкие считали, что портрет очень удался: «… мне даже совестно согласиться, что портрет похож» писала она П.П. Ланскому летом 1849 года.

Макаров И. К. Портрет Натальи Николаевны Ланской (Пушкиной) – один из последних прижизненных портретов

Ланской Н.П. Natalia Lanskaya (Brodzany) (1852)

Исчерпана ли на сегодня портретная галерея Натальи Николаевны, все ли ее изображения известны? .. еще не найден портрет, написанный по просьбе Николая I в альбом царицы (не ранее 1843 года). Кто знает, может быть и упомянутый Пушкиным в мае 1836 года «прусак Криднер» все же успел-таки написать портрет Натальи Николаевны. Упомянут был и О.Верне. Более же других известна история создания другого — позднего — портрета Натальи Николаевны, написанного Карлом Лашем в Москве зимой 1856 года.

К.Лаш. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1856. Холст, масло (овал). Частное собрание

История его создания широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне». В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

У кого и где хранился этот портрет, никогда не воспроизводившийся, неизвестно. Портрет принесли в Русский музей для освидетельствования и подтверждения авторства Карла Лаша относительно недавно, а предложенная атрибуция была принята на научном заседании в Музее-квартире поэта на Мойке, 12. Хозяйка портрета знала, кто на нем изображен, но не рассказала ничего об истории его бытования. После исследования никаких сомнений в авторстве не осталось: подпись и дата слева на фоне одновременны живописи; использованные материалы, техника живописи и признаки старения подтверждали указанную дату «1856». Полностью соответствовали времени прическа и костюм изображенной. На портрете Наталье Николаевне неполных 45 лет. … В целом, портрет носит чисто светский хаpaктер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет. Карл Иоганн Лаш (1822–1888) приехал в Россию в 1847 году совсем молодым человеком. В 1856 году ему 34 года и у него, видимо, не так много заказов. Он возвратился в Европу, откуда спустя 30 лет снова приехал в Москву навестить родных и вскоре умер. К.Лаш известен в России несколькими работами лучшего качества, чем этот портрет Натальи Николаевны.

В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась. На фотопортретах второй половины 50-х — начала 60-х годов она предстаёт женщиной немолодой и болезненной

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Конец 1850-х — начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина