Татьяна лаврова биография личная жизнь фото
Биография
Это ей Андрей Вознесенский посвятил знаменитые строчки «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь». Ради возлюбленной поэт совершал cyмacшедшие поступки, усыпая пол гостиничного номера в Нью-Йорке апельсинами. Ее мужьями были звезды советского кино Евгений Урбанский и Олег Даль, а дальними предками – промышленник Савва Морозов и революционер Николай Шмит.
Детство и юность
Татьяна Евгеньевна Андриканис – так звучит настоящее имя артистки – родилась в столице летом 1938 года. Судьба дeвyшки была предопределена: Татьяна выросла в семье, где оба родителя работали в кинематографе. Отец – кинооператор и режиссер-документалист, Народный артист РСФСР Евгений Андриканис. Среди достижений мамы – кинооператора Галины Пышковой – киноповесть режиссера Владимира Герасимова «Испытательный срок».
Татьяна Лаврова в молодости
Татьяна Андриканис по линии отца приходится внучатой племянницей революционера Николая Шмита и праправнучатой племянницей мецената и промышленника Саввы Морозова. Детство Тани закончилось в 12 лет после развода родителей. В 17 дeвyшка поступила в Школу-студию МХАТ, чему никто не удивился: Татьяна обладала всеми качествами, чтобы стать артисткой. В 1959 году Андриканис вручили диплом о высшем театральном образовании. В том же году молодую актрису приняли в труппу МХАТа, в чем был некий символизм: деньги на строительство театра вносил Савва Морозов.
Театр
На подмостках Московского художественного театра началась творческая биография Татьяны Лавровой – такой сценический псевдоним артистка взяла, вняв рекомендациям «найти русскую фамилию». На мхатовской сцене Лаврова с первых же спектаклей очутилась в центре: в чеховской «Чайке» она сыграла Аркадину, в спектакле «Наедине со всеми» – Наташу, в «Венецианском антикваре» – графиню Изабеллу.
Спустя 3 года Татьяна Лаврова покинула МХАТ и перешла в «Современник», где служила до 1978 года. Московские театралы запомнили звезду в спектакле «Двое на качелях», продержавшемся в репертуаре из-за бешеной популярности несколько сезонов.
Татьяна Лаврова на театральной сцене
Спустя десятилетия театральные критики вспоминали блистательную Лаврову в роли Гитель Моски. За 17 лет работы в «Современнике» Татьяна Лаврова сыграла главные роли в постановках «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне». Она стала примадонной театра, хотя в то время на подмостки «Современника» выходили звезды с именами, знакомыми всем и каждому. Татьяну Евгеньевну называли лирической героиней номер один.
В 1978 году Татьяна Лаврова вернулась на сцену МХАТа. Театр для актрисы стоял на первом месте, но всесоюзная слава пришла к ней после появления на экране.
Фильмы
Татьяна Лаврова впервые появилась на киноэкране в 1947 году, сыграв эпизод в мелодраме «Марите». Но дебютной для нее стала роль Вари Лебедевой в биографической художественной ленте режиссера Владимира Герасимова «Песня о Кольцове». Премьера фильма, оператором которого была мама актрисы, состоялась в 1959 году. В следующем году зрители увидели Татьяну Лаврову в еще одном фильме Герасимова «Испытательный срок» о буднях работников уголовного розыска. И снова артистка очутилась в звездной компании именитых коллег.
Татьяна Лаврова в фильме «Испытательный срок»
Но всесоюзная слава пришла к артистке в 1961 году вместе с драмой Михаила Ромма «Девять дней одного года». Главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которых сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, сделала актрису знаменитой. На кинофестивале в Карловых Варах драма Ромма получила главную награду – «Хрустальный глобус», в Мельбурне и Сан-Франциско фильм отметили дипломами, а в СССР – Государственной премией имени братьев Васильевых.
Татьяна Лаврова в фильме «Девять дней одного года»
Культовую мелодраму с 23-летней Татьяной Лавровой в главной роли посмотрело 23 миллиона советских и зарубежных зрителей. Но спустя несколько лет актриса обронила в интервью: «Моя история с кино не очень состоялась». После громкого успеха режиссеры не засыпали Татьяну Лаврову предложениями: на экране она вновь появилась лишь через 4 года. Премьера оптимистической драмы Михаила Швейцера и Софии Милькиной «Время, вперед!», в которой Лавровой досталась роль второго плана, состоялась в 1966 году.
Татьяна Лаврова в фильме «Время, вперед!»
Снова почувствовать себя в зените славы артистка смогла в 1967 году, когда зрители увидели фантастическую ленту «Таинственная стена». Сюжетные моменты картины в романе 1972 года «Пикник на обочине» повторили братья Стругацкие. Актер Лев Круглый (эмигрировал во Францию) сыграл ученого, Лавровой досталась роль супруги. Яркая роль в проекте – старшего лейтенанта Карпухина – сыграна Андреем Мироновым.
Татьяна Лаврова в фильме «Таинственная стена»
Зрительским успехом пользовалась и политическая драма «Вся королевская рать» режиссера Наума Ардашникова, снятая по роману Роберта Пенна Уоррена на Белорусской киностудии в 1971 году. Трио Ге opгий Жженов, Михаил Козаков и Татьяна Лаврова произвело на зрителей неизгладимое впечатление. В 1970-х актриса снялась в 14 лентах, наиболее заметной из них стала мелодрама «Вылет задерживается». В середине 1970-х за главную роль в этой картине Татьяне Лавровой на Международном кинофестивале в Монте-Карло вручили приз «Серебряная нимфа».
Татьяна Лаврова в фильме «Вылет задерживается»
В 1975 году состоялась премьера 2-серийной фантастической ленты «Бегство мистера Мак-Кинли» по сценарию писателя Леонида Леонова. Режиссер картины Михаил Швейцер доверил Лавровой роль миссис Перкинс. Главных персонажей фильма сыграли Донатас Банионис, Жанна Болотова и Борис Бабочкин. В образе уличного певца Билла Сигера появился Владимир Высоцкий.
Читайте также: Юлия маньковская биография личная жизньТатьяна Лаврова в фильме «Дневной поезд»
Достойна внимания и психологическая драма «Дневной поезд» Инессы Селезневой, в которой Татьяна Лаврова снова очутилась в окружении звезд советского экрана. 3-серийная драма «Дни хирурга Мишкина», где блистали Олег Ефремов, Жанна Болотова и еще десяток знаменитостей, тоже не прошла незамеченной. В 1980-90-х Татьяна Лаврова снимается мало. Из заметных проектов – 4-серийный политический детектив «Последний довод королей» и драма «Голос» Ильи Авербаха.
Татьяна Лаврова в фильме «Иное»
В начале 2000-х Татьяна Лаврова порадовала поклонников появлением в трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино» и драме Валерия Фокина «Превращение». В последнем проекте она появилась в образе мамы главного героя Грегора, которого сыграл Евгений Миронов. В 2002 году Лавровой за роль второго плана в комедии «Кино про кино» вручили приз от Гильдии актеров России, а в 2003-м – «Нику». Последней киноработой Татьяны Лавровой стала роль в 12-серийном триллере «Иное», премьера которого состоялась летом 2007 года.
Личная жизнь
Первый бpaк Татьяны Лавровой с актером Евгением Урбанским длился 7 лет. В талантливого красавца, которого называли советским Марлоном Брандо, Татьяна влюбилась студенткой. Старший на 6 лет Евгений играл на сцене театра имени Станиславского и был женат, но каждый раз, когда видел Лаврову на своих спектаклях, едва справлялся с волнением. Влюбленные поселились в театральном общежитии, потом ютились за ширмой в коммуналке, где жила бабушка Лавровой.
Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский
Но гражданский бpaк распался, как только актриса узнала об измене Урбанского. Она не простила его, но продолжала любить и общаться, даже когда Евгений женился. На сцене «Современника» Татьяна Лаврова познакомилась с Олегом Далем. В талантливого, искрометного Даля, выходившего на сцену, влюблялись все, но замуж он позвал Лаврову. Они расстались через полгода. По воспоминаниям коллег и друзей пары, Олег Даль злоупотрeблял спиртным, и Татьяна устала биться с пороком мужа.
Татьяна Лаврова и Олег Даль
1965 год оказался для Лавровой драматичным: женщина трудно переживала расставание с Далем, к этому добавилась горестная весть о гибели на съемках Евгения Урбанского. Роман с женатым Андреем Вознесенским был ярким, но коротким. Поэт метался между двумя женщинами, не решаясь бросить одну ради другой. Татьяне Лавровой он писал стихи и совершал ради нее безумные поступки. Но роман закончился болезненным расставанием и знаменитым стихом, в котором «кровоточит» каждое слово.
Татьяна Лаврова и Андрей Вознесенский
Третьим мужем Татьяны Лавровой стал футболист «Торпедо» Владимир Михайлов, в бpaке с которым родился сын Владимир. Свободолюбивая и яркая актриса не терпела ревность и желание мужа подавить, навязать правила. Михайлов раздражался, когда жена задерживалась после спектаклей, требовал отказаться от косметики и ярких нарядов. Лаврова ушла от мужа, забрав сына.
Татьяна Лаврова с сыном Владимиром
Владимир взял сценическую фамилию матери – Лавров. Он не продолжил знаменитую кинодинастию, став скульптором и дизайнером. У Владимира двое детей – дeвoчки Евгения и Аглая. Татьяна Лаврова обожала Женю и мечтала, что внучка выйдет на сцену.
Смерть
Народную артистку госпитализировали в начале мая 2007 года в московскую 19-ю больницу. Врачи заподозрили инфаркт, но сердце оказалось здоровым. После обследования прозвучал диагноз – бронхит. Татьяна Лаврова – заядлая курильщица, не расстававшаяся с пагубной привычкой десятилетиями. Кроме бронхита медики заподозрили у женщины paк желудка.
Могила Татьяны Лавровой
Татьяна Евгеньевна потребовала перевести ее в 57-ю больницу, где после осмотра у нее обнаружили пневмонию. Через неделю после перевода Лаврова скончалась, не дожив до 70-летнего юбилея год. Причиной cмepти актрисы стало воспаление легких. Похоронили звезду 1960-70-х на Троекуровском кладбище.
Фильмография
- 1959 — «Песня о Кольцове»
- 1960 — «Испытательный срок»
- 1961 — «Девять дней одного года»
- 1965 — «Время, вперед!»
- 1967 — «Таинственная стена»
- 1971 — «Вся королевская рать»
- 1974 — «Вылет задерживается»
- 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
- 1982 — «Голос»
- 1983 — «Последний довод королей»
- 1987 — «Так победим!»
- 2002 — «Кино про кино»
- 2002 — «Превращение»
- 2006 — «Иное»
Татьяна Лаврова — биография
Татьяна Лаврова (Андриканис) родилась в июне 1938 года, советская актрсиа театра и кино, более известная по театральным ролям в «Современнике» и МХАТе. Народная артистка РСФСР
Известная театральная, впоследствии кинематографическая актриса родилась в удивительной семье. Так, она являлась с дальней родственницей известным меценатам Морозовым, ее дедушкой был революционер Николай Шмидт, а мама работала оператором в киноиндустрии. На тот момент это была потрясающая редкость. Собственно, даже сейчас, если говорить об операторах кино, то большинство людей представят интеллигентного мужчину, стоящего за камерой. А в те времена это был настоящий фурор.
Фото: Татьяна Лаврова в детстве
Читайте также: Марина пирогова биография личная жизньРодилась будущая звезда в июне 1938 года, и ей пришлось в совсем юном возрасте пережить Вторую мировую войну. Ее отец прошел через все тяготы войны, он был кинооператором. Но, к большому счастью, он вернулся живым. Казалось бы, это огромная редкость, что никто из родных и близких не погиб в годы страшных испытаний. Но счастье не длилось долго.
Когда будущей актрисе было всего лишь 12 лет, родители разошлись, что нанесло ей душевную рану. Впоследствии мать снова вышла замуж, но создать по-настоящему счастливого домашнего очага не получилось, отчим так и не смог заменить дeвoчке отца.
Первые шаги в искусстве
Как часто и бывает, личности одаренные уже с самого раннего детства знают, чему будет посвящена их дальнейшая жизнь. С детства дeвoчка грезила сценой и кино. К тому времени кинематограф уверенно заявил о себе. Да, телевизоров ещё не существовало, но в огромный трепет приводили кинокартины, которые демонстрировались в специальных кинотеатрах на допотопных больших экранах.
Фото: Татьяна Лаврова в юности
К тому же, отдушиной был театр, куда можно было прийти и насладиться игрой любимых актёров. Татьяна твердо решила, что будущая жизнь свяжется именно с актерским ремеслом. Она не отличалась классической красотой, что так любят режиссеры при создании образов лирических героинь. Но в ней просматривалось безмерное обаяние. У неё были потрясающие глаза с таким проникновенным и острым взглядом, что даже суровых мужчин бросало в дрожь. Казалось, что дeвyшка обладает каким-то врождённым гипнозом, заставляя окружающих восторженно следить за ее мимикой, движениями.
Это очень ценное качество для артиста и, пожалуй, редкое. Гораздо больше распространена харизма, обаяние, но мало у кого можно встретить столь проникновенный и даже дикий взгляд. И конечно, этот талант наметанным взглядом оценили в приемной комиссии Школы-студии МХАТ, куда будущая звезда поступила в 1959 году.
Нет надобности говорить, что МХАТ всегда остаётся визитной карточкой и заветной мечтой для артистов со всей страны и ближнего зарубежья.
Особенно велик конкурс был во все актерские заведения в 50-ые, 60-ые годы, когда кино прочно вошло в жизнь, у людей появились телевизоры и они с замиранием сердца переключали каналы, просматривая любимые фильмы с замиранием сердца.
Выдержав дикий конкурс и проявив себя не хуже писаных красавиц со всей страны, Татьяна стала студенткой и с успехом закончила Школу-студию. После окончания ее сразу же приняли в труппу, что стало еще одним доказательством ее таланта.
Профессиональный путь
По стечению обстоятельств так получилось, что именно Савва Морозов, дальний родственник актрисы, в свое время выступил в роли мецената и на его деньги был сооружён МХАТ. В этом проявился некий символизм, но, конечно, она была принята в труппу не за заслуги ее дальнего и давно умершего предка. Это был настоящий бриллиант, и, пригласив актрису, режиссеры не ошиблись.
Надо сказать, что ее настоящая фамилия вовсе не Лаврова, а Андриканис, то есть греческого происхождения. Впоследствии актрисе после окончания учебного заведения настоятельно посоветовали взять более простую фамилию, и она остановилась на этой.
МХАТ предложил ей участие в потрясающих чеховских спектаклях, например, она сыграла Аркадину в чеховской «Чайке». Эта роль произведение, автор, спектакль не нуждаются в рекламе или представлении.
Она прослужила в МХАТе почти 3 года, а затем ее пригласили в «Современник», которому она отдала почти 17 лет своей жизни.
Признание в «Современнике», лучшие роли
«Современник» во многом возник, как экспериментальный проект, который был создан благодаря неуемной энергии талантливого Олега Ефремова. У него было потрясающее творческое чутье, и он отважился бросить вызов даже таким знаменитым храмам искусства, как МХАТ, Большой театр и другие.
Так как нужно было доказать, что «Современник» не «шарашкина контора», а конкуренция великому МХАТу, то Олег Ефремов, который основал свое детище в 1956 году, делал всё возможное, чтобы актёрский состав был безупречен. Он сумел притянуть в свой проект и заразить энтузиазмом бриллианты в искусстве, собрать лучших и сильнейших актеров страны. В их числе оказалась и неподражаемая Татьяна Евгеньевна.
Самой удачной работой на театральных подмостках можно назвать спектакль «Двое на качелях». Этот спектакль руководство приняло решение демонстрировать не один, а множество сезонов ввиду его бешеной популярности.
Собственно, до сих пор многие театралы знают его, он стал золотой классикой. Он и сейчас идет на подмостках, поскольку абсолютно органично вписывается в театральные каноны и словно создан для постановок.
Ещё были не менее потрясающие работы, которые также не нуждаются не только в рекламе, но и в описании: «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне».
Возвращение во МХАТ
В 1978 году, отслужив более десятка лет в «Современнике», она вновь вернулась на подмостки родного МХАТа.
К сожалению, жизнь актрис и актеров зачастую зависит от интриг, обстоятельств. На время ухода из «Современника» им руководила Галина Волчек, которая занимает эту должность и по сей день.
Читайте также: Виктория дайнеко биография личная жизнь ребенокСама актриса говорила, что после многочисленных гастролей потеряла голос и не смогла выступать. Но она не отказалась посетить кинофестиваль, проходившей в Германии, ведь там не планировалось ее сценическое выступление. Руководство «Современника» решило, что если актриса находится на больничном из-за срыва голоса, то должна лечиться, восстанавливаться, а не уезжать за границу на кинофестивали. Татьяна Евгеньевна сочла такое предложение несправедливым и написала заявление об уходе.
Существуют и другие версии, которые невозможно доказать или опровергнуть, они указывают на то, что причиной ухода после длительной службы стали бaнaльные интриги.
Когда она вновь вернулась во МХАТ в 1978 году, то ей было уже 40 лет. Роли молодых героинь ей уже не доставались, да и конкуренция среди актрис значительно возросла. Поэтому о былых прекрасных ролях, которые ей достались после окончания Школы-студии, приходилось только мечтать.
По сравнению с былыми возможностями нынешние роли можно было сравнить с жалкими крохами. Но главной для неё была сама игра, которой она всецело отдавалась. И даже эпизодические появления в спектаклях были настоящим фурором. Она готовилась к ним так же серьёзно и ответственно, как артисты готовятся к главным ролям.
Кинокарьера
Однако по-настоящему известной на всю страну она стала именно благодаря кинематографу. Впрочем, это обычное явление, ведь даже самый знаменитый столичный храм искусства не может соперничать по своим возможностям с кинематографом, поскольку фильм за один раз имеют возможность просмотреть десятки миллионов человек.
Самые известные фильмы в ее биографии, благодаря которым она запомнилась зрителям были: «Песня о Кольцове», «Девять дней одного года», где она блистала с Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским. Надо сказать, что она параллельно с театром снималась в кино весьма активно, начиная с окончания Школы-студии. Но так получилось, что по-настоящему знаменитой ей сделала картина «Девять дней одного года». Другие прошли незамеченными, хотя ее фильмография насчитывает ровно 40 фильмов.
В последние годы жизни в творческой биографии Лавровой были и съемки в сериалах. Они, естественно, не могли ей заменить прекрасные образы, которые она создавала ранее.
Как-то, подводя итоги своей жизни, исполнительница отметила, что ее отношения с кинематографом не сложились. Возможно это и так, но обязательно стоит просмотреть все эти фильмы, в которых она появлялась. Это по-своему трогательные добротные советские картины, телеспектакли.
Личная жизнь и последние годы
Актриса несколько раз была замужем, и все мужья были знаменитыми актерами. Первым мужем стал Евгений Урбанский, настоящий ceкc-символ СССР, в которого были влюблены большинство женщин и совсем юных дeвyшек.
Фото: Татьяна Лаврова с мужем Евгением Урбанским
Да, это были не зарегистрированные отношения, но они длились 7 лет. Влюблённые жили в обычном общежитии и казались вполне счастливыми.
После нескольких лет личной жизни этот союз распался, однако они долгое время оставались друзьями. Затем актрису познакомили с Олегом Далем, который предложил ей выйти за него замуж. К сожалению, этот бpaк оказался недолговечным, продолжался он всего лишь полгода. Считается, что с Олегом Далем находиться было тяжело не только в виду специфичного хаpaктера, но и из-за злоупотрeбления спиртным. Татьяна Евгеньевна не смогла переломить ситуацию, и пара рассталась.
В 1965 году пришло печальное известие о том, что Евгений Урбанский погиб на съемках. Возможно, Татьяна продолжала его любить все последующие годы, и это известие восприняла крайне тяжело. К тому же, гибель его почти совпала с расставанием с Олегом Далем.
Третьим мужем актрисы стал футболист Владимир Михайлов, человек, далекий от мира искусства. Казалось бы, это должно было быть только положительным моментом, но муж ревновал Татьяну, он не хотел, чтобы она слишком много времени уделяла работе, задерживаясь после спектаклей. В итоге распался и этот бpaк. Но в бpaке родился сын Владимир.
Впоследствии он не стал актером, не пошёл и по стопам отца. Он выбрал свой путь, начав заниматься дизайном и созданием скульптур. У него двое дочерей, в которых Татьяна не чаяла души.
Причина cмepти
Актриса умерла 16 мая 2007 года. Внезапно она почувствовала себя плохо, обратилась в больницу. Сначала врачи подозревали проблемы с сердцем, но подозрения не подтвердились. Однако выяснилось, что у артистки запущенная форма бронхита, пневмонии, также было подозрение на paк желудка. Общее состояние ее было истощенным, она умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на Троекуровском кладбище города Москвы.
Фото: памятник Татьяне Лавровой
Избранная фильмография
- 1959 — Песня о Кольцове
- 1965 — Время, вперёд!
- 1974 — Вылет задерживается
- 1976 — Дневной поезд
- 1979 — Вторая весна
- 1982 — Голос
- 1983 — Долгая дорога к себе
- 1990 — Система «Ниппель»
- 1998 — Чехов и Ко
- 2003 — Другая жизнь
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.