Азарий плисецкий биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плисецкий.
Аза́рий Миха́йлович Плисе́цкий (род. 13 июля 1937 года, Москва, РСФСР, СССР) — артист балета, педагог и хореограф. Представитель театральной династии Плисецких — Мессерер: сын Михаила Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер, младший брат Александра и Майи Плисецких. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Живёт в Швейцарии.
Биография[править | править код]
На презентации книги «Жизнь в балете», 2018
Родился 13 июля 1937 года в Москве в семье советского деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер. Своего отца никогда не видел — тот был арестован 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже и расстрелян 8 января 1938 года, в период Большого террора. Весной, когда ему не было ещё и года, также арестовали и мать. Вместе с ней Азарий провёл первые годы своей жизни сначала в Бутырской тюрьме, затем в Акмолинском лагере жён изменников Родины, и, с осени 1939 года, — на поселении в Чимкенте (Казахстан). Вместе с матерью вернулся в Москву три года спустя, весной 1941 года.
Поступил в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1956 году. После выпуска не был принят в труппу Большого театра, так как там «и так слишком много Плисецких». Год спустя, в 1957 году, смог добиться того, чтобы его всё-таки взяли в театр. Участвовал в первых гастролях балетной труппы Большого театра в США. В 1962 году решил принять приглашение работать на Кубе, от которого сперва отказывался. В Кубинском национальном балете[en] был премьером труппы и партнёром прима-балерины Алисии Алонсо. Также начал преподавать классический танец, занимаясь с классом мальчиков. Там же на Кубе стал пробовать свои силы как хореограф, делая постановки для сценической пpaктики своих учеников.
В 1964 году участвовал в I Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария) в качестве партнёра сразу трёх кубинских балерин-конкурсанток: Мирты Пла[en], Авроры Бош[en] и Лойпы Араухо. Был отмечен жюри специальным дипломом за партнёрство. Вскоре после окончания конкурса женился на Лойпе Араухо.
В 1969 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Оставив Кубу, начал преподавать в разных странах. Сотрудничал во Франции с балетмейстером Роланом Пети, в Испании с Мадридским королевским балетом. Также работал в Японии, где осуществил постановки балетов «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» и «Дама с камелиями».
Как педагог особенно тесно работает с «Балетом Бежара». С 1992 года — педагог-репетитор школы-студии Мориса Бежара «Рудра»[1].
Работал в Нью-Йорке в Школе американского балета[en]. В 2006 году также проводил мастер-классы в Центре искусств[en] Михаила Барышникова. В 2008 и 2014 году побывал в России, где провёл мастер-классы в Большом театре, а также в Санкт-Петербурге и Новосибирске[2].
Личная жизнь[править | править код]
Азарий Плисецкий — большой любитель киносъёмки. В его личном архиве — заснятая им хроника многих балетных событий, известных артистов, включая сестру Майю Плисецкую, и других знаменитых деятелей своей эпохи.
Жена Азария Плисецкого Любовь Киви-Минскер.
Награды и звания[править | править код]
- 1964 — диплом за партнёрство I Международного конкурса артистов балета, Варна (Болгария).
- 1976 — Заслуженный артист РСФСР (25 мая 1976 года) — за заслуги в развитии советского искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР[3][4].
- 2017 — Орден Дружбы (21 августа 2017 года, Россия) — за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами, плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей[5].
Ссылки[править | править код]
- Азарий Плисецкий. Эксклюзив. Документальный фильм. 60 мин. 2014 Режиссёр Сергeй Шафир, Израиль
- Азарий Плисецкий. Эксклюзив. Интернет журнал «МЫ ЗДЕСЬ» Newswe.com
- Азарий Плисецкий. Жизнь делает лучше, чем ты задумал…. Документальный фильм. 4 серии. 2017 г. Россия-Культура. 16.01.2017 — 19.01.2017.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Азарий Плисецкий: «Балет — это диагноз» Интервью «Нашей газете» (Швейцария)
- Азарий Плисецкий — артист без границ. Интервью
- Артисты балета -> Плисецкий Азарий Михайлович
Этот замечательный хореограф и педагог у нас менее известен, чем его родная сестра балерина Майя Плисецкая, хотя для балета он сделал тоже очень много. Возможно, это происходит из-за того, что Азарий Михайлович уже очень давно живет в Швейцарии, и в России бывает нечасто.
Жена Азария Плисецкого Любовь Киви-Минскер доктор наук, профессор EPFL, как и ее муж родом из России. Она окончила химический факультет Новосибирского университета, потом защитила диссертацию в Московском университете и в течение десяти лет преподавала в НГУ.
Решение уехать из России Любовь Киви-Минскер приняла в девяностые, когда российская наука оказалась на грани распада. В отличие от многих своих коллег, которые, чтобы добыть средства к существованию занялись торговлей, она не захотела изменять профессии и разослала свои резюме в несколько зарубежных университетов, а после того, как получила ответ с предложением пройти годовую стажировку в Технологическом институте Лозанны, согласилась.
На фото — Азарий Плисецкий с женой
Карьера в Швейцарии у Любови складывалась успешно – сначала она стала научным руководителем небольшой группы аспирантов, а через шесть лет — постоянным научным сотрудником, а для того чтобы стать профессором жене Азария Плисецкого понадобилось десять лет.
Любовь Киви внимательно следит не только за наукой, но и за творческой жизнью ее супруга – она постоянный зритель знаменитого фестиваля в Вербье. Жена Азария Плисецкого очень любит классическую музыку, знания, полученные в музыкальной школе, которую она окончила в детстве, позволяют ей играть некоторые произведения на фортепьяно.
Вместе с мужем она бывает на многочисленных музыкальных мероприятиях, которых в Швейцарии проводится огромное количество. Особая страсть Любови Киви-Минскер – это балет. Она любит наблюдать, как создается спектакль с самого начала до его премьеры и имеет эту возможность, ведь ее муж – профессор классического танца, из-под рук которого выходят великолепные постановки. Супруга Плисецкого старается бывать на всех его премьерах, в какой бы стране они проходили.
Любовь к балету у Азария Плисецкого зародилась еще в детстве, а его первой ролью стал трубач-солдатик в «Щелкунчике», которого он станцевал в балетном училище. Вместе с ним в этом спектакле принимала участие и его родная сестра, прославленная в будущем балерина Майя Плисецкая.
Несмотря на то, что он с отличием окончил балетное училище, в Большой театр его не приняли из-за того, что в тот период Майя была в опале – ее не выпускали за границу, следили спецслужбы, и только после того, как она вышла замуж за Родиона Щедрина, и ее оставили в покое, Азария приняли в Большой, в котором он танцевал с самой Ольгой Лепешинской. Вместе с ней он побывал на гастролях во многих городах Советского Союза и зарубежных стран.
В марте 1963 года Азарий Плисецкий уехал на Кубу, где проработал десять лет. Этот выезд был оформлен в виде оказания «технической помощи» братской социалистической стране, там он не только танцевал на театральной сцене, но и преподавал мастерство балета. На Кубе Плисецкий познакомился с Бежаром, труппа которого «Балет ХХ века» базировалась в Бельгии, и Бежар пригласил Азария провести уроки и с его танцорами, так началось их тесное сотрудничество. Но перейти на работу в труппу Бежара тогда Плисецкий не мог, ведь он был простым советским комaндировочным.
Читайте также: Певица ирина отиева биография личная жизньПосле Кубы Азарий Плисецкий вернулся в Большой театр, в котором проработал еще пять лет, а в 1978 году в Москву приехал Бежар, и снова позвал Азария Михайловича к себе. Бежар лично ходил просить об этом к тогдашнему министру культуры Демичеву, и Плисецкого отпустили, так он оказался в Брюсселе, где проработал три года. В 1992 году он стал педагогом-репетитором школы-студии Мориса Бежара, которая к тому времени уже обосновалась в швейцарской Лозанне, где позже Плисецкий познакомился со своей будущей женой.
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плисецкий.
Аза́рий Миха́йлович Плисе́цкий (род. 13 июля 1937 года, Москва, РСФСР, СССР) — артист балета, педагог и хореограф. Представитель театральной династии Плисецких — Мессерер: сын Михаила Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер, младший брат Александра и Майи Плисецких. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Живёт в Швейцарии.
Биография
На презентации книги «Жизнь в балете», 2018
Родился 13 июля 1937 года в Москве в семье советского деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер. Своего отца никогда не видел — тот был арестован 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже и расстрелян 8 января 1938 года, в период Большого террора. Весной, когда ему не было ещё и года, также арестовали и мать. Вместе с ней Азарий провёл первые годы своей жизни сначала в Бутырской тюрьме, затем в Акмолинском лагере жён изменников Родины, и, с осени 1939 года, — на поселении в Чимкенте (Казахстан). Вместе с матерью вернулся в Москву три года спустя, весной 1941 года.
Поступил в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1956 году. После выпуска не был принят в труппу Большого театра, так как там «и так слишком много Плисецких». Год спустя, в 1957 году, смог добиться того, чтобы его всё-таки взяли в театр. Участвовал в первых гастролях балетной труппы Большого театра в США. В 1962 году решил принять приглашение работать на Кубе, от которого сперва отказывался. В Кубинском национальном балете[en] был премьером труппы и партнёром прима-балерины Алисии Алонсо. Также начал преподавать классический танец, занимаясь с классом мальчиков. Там же на Кубе стал пробовать свои силы как хореограф, делая постановки для сценической пpaктики своих учеников.
В 1964 году участвовал в I Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария) в качестве партнёра сразу трёх кубинских балерин-конкурсанток: Мирты Пла[en], Авроры Бош[en] и Лойпы Араухо. Был отмечен жюри специальным дипломом за партнёрство. Вскоре после окончания конкурса женился на Лойпе Араухо.
В 1969 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Оставив Кубу, начал преподавать в разных странах. Сотрудничал во Франции с балетмейстером Роланом Пети, в Испании с Мадридским королевским балетом. Также работал в Японии, где осуществил постановки балетов «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» и «Дама с камелиями».
Как педагог особенно тесно работает с «Балетом Бежара». С 1992 года — педагог-репетитор школы-студии Мориса Бежара «Рудра»[1].
Работал в Нью-Йорке в Школе американского балета[en]. В 2006 году также проводил мастер-классы в Центре искусств[en] Михаила Барышникова. В 2008 и 2014 году побывал в России, где провёл мастер-классы в Большом театре, а также в Санкт-Петербурге и Новосибирске[2].
Личная жизнь
Азарий Плисецкий — большой любитель киносъёмки. В его личном архиве — заснятая им хроника многих балетных событий, известных артистов, включая сестру Майю Плисецкую, и других знаменитых деятелей своей эпохи.
Жена Азария Плисецкого Любовь Киви-Минскер.
Награды и звания
- 1964 — диплом за партнёрство I Международного конкурса артистов балета, Варна (Болгария).
- 1976 — Заслуженный артист РСФСР (25 мая 1976 года) — за заслуги в развитии советского искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР[3][4].
- 2017 — Орден Дружбы (21 августа 2017 года, Россия) — за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами, плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей[5].
Ссылки
- Азарий Плисецкий. Эксклюзив. Документальный фильм. 60 мин. 2014 Режиссёр Сергeй Шафир, Израиль
- Азарий Плисецкий. Эксклюзив. Интернет журнал «МЫ ЗДЕСЬ» Newswe.com
- Азарий Плисецкий. Жизнь делает лучше, чем ты задумал…. Документальный фильм. 4 серии. 2017 г. Россия-Культура. 16.01.2017 — 19.01.2017.
Примечания
Ссылки
- Азарий Плисецкий: «Балет — это диагноз» Интервью «Нашей газете» (Швейцария)
- Азарий Плисецкий — артист без границ. Интервью
- Артисты балета -> Плисецкий Азарий Михайлович
Эта страница в последний раз была отредактирована 6 апреля 2020 в 12:33.
Азарий Михайлович Плисецкий родился 13 июля 1937 года в Москве. Артист балета, педагог и хореограф, брат всемирно известной Майи Плисецкой, оказался в лагере для заключенных еще младенцем.
Азарий – герой первой серии документального сериала Coda Story “ГУЛАГ: репрессии не заканчиваются”.
Своего отца, Михаила Плисецкого, Азарий никогда не видел. В период, когда начался Большой террор, глава семейства Плисецких был высокопоставленным чиновником. Его арестовали 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже и расстреляли 8 января 1938 года.
Мать Азария Плисецкого, Рахиль Мессерер-Плисецкая, была звездой советского немого кино. Ее арестовали вслед за мужем 28 марта 1938 года. Вместе с восьмимecячным Азарием Рахиль отправили в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины.
Поселок Акмол, лагерь АЛЖИР
“Мама говорила, что я там научился первые фразы говорить, и что одной из первых таких связных фраз была “хочу за зону”, – рассказывает Азарий Плисецкий. – Первое воспоминание, очевидно, уже когда мы переехали из ГУЛАГа, из АЛЖИРа в Чимкент. Это было уже не заключение, а ссылка. Мне уже было больше двух лет”.
В момент ареста отца в 1937 году 11-летняя Майя Плисецкая училась в хореографическом училище. По словам Азария, старшая сестра вспоминала отдельные эпизоды: как пришли забирать отца, как он лежал бледный на тахте. Она была уверена, что он осознавал неминуемость ареста, который последует за исключением из партии. Михаил Плисецкий видел, что происходило вокруг, – аресты шли в массовом порядке.
Рахиль Плисецкая с сыном Азарием и дочерью Майей
В 1941 году с матери Азария была снята судимость, она получила разрешение вернуться в Москву. Весной 1941 года Мессерер-Плисецкая с четырехлетним сыном вновь оказалась в столице. На вопросы об отце мальчику еще долгое время говорили, что он пропал без вести на фронте.
Азарий вспоминает, что когда в 1953 году умер Сталин, эмоции по этому поводу были разные. Большинство людей рыдало на улицах, демонстрируя свою скорбь. Но не Рахиль Мессерер-Плисецкая.
“Я помню реакцию матери, когда она увидела в “Правде” этот портрет в черной рамке. Твердо, несмотря на всю свою мягкость, сказала: “Сдох, негодяй”. И меня это сильно шокировало. Это было очень большим контрастом с тем, что происходило на улице”, – рассказывает Азарий.
Похороны Иосифа Сталина
27 марта 1953 года издали указ “Об амнистии”. С 1954-го по 2004 год в СССР реабилитировали около 2,4 млн жертв репрессий. Тогда Рахиль Мессерер-Плисецкая сделала запрос, и ей прислали справку о реабилитации ее мужа, Михаила Плисецкого.
Читайте также: Надежда бабкина биография личная жизнь“Мать до последнего момента, до получения этой справки, все-таки надеялась, что он вернется”, – вспоминает Азарий.
Позже появились люди, которые знали его отца. Они стали навещать Мессерер-Плисецкую. Среди них был человек, который уговаривал мать не делать никакие запросы. Спустя какое-то время Азарий узнал, что этот человек был доносчиком.
“Когда в полной мере воссоздалась картина сталинских репрессий, когда мы получили возможность ознакомиться с делом отца, с его допросами, с его расстрелом через 15 минут после суда, конечно, преступность режима стала ясной абсолютно”, – оглядывается назад Плисецкий.
Майя и Азарий Плисецкие с кубинской балериной Алисией Алонсо, 1969 год
Азарий, его сестра Майя и брат Александр стали выдающимися артистами балета. Долгие годы Майя Михайловна оставалась примой-балериной Большого театра. Она была балетмейстером, хореографом и киноактрисой. Майя Плисецкая по праву считается одной из величайших балерин ХХ века.
“Все должны знать об этих страшных репрессиях, об этом геноциде собственного народа, который происходил в наше время. Особенно молодое поколение. В других странах люди каялись. Я очень сожалею, что у нас такого покаяния не было”, – говорит Азарий Плисецкий.
Азарий Плисецкий — личность в балете легендарная: в профессиональных кругах выдающийся балетный педагог известен и уважаем не менее своей родной сестры Майи Плисецкой. Он сотрудничал с такими балетными гениями, как Ролан Пети или Джон Ноймайер. Работал с Михаилом Барышниковым в его Центре искусств в Нью-Йорке и в Американской балетной школе Джорджа Баланчина. Давал мастер-классы балетной труппе Парижской оперы, театра Ла Скала, Нью-Йорк-Сити балета и во многих других всемирно известных балетных компаниях. И вот Москва, мастер-классы маэстро дает в своей альма-матер, труппе Большого театра, ведь именно отсюда он «родом»: здесь в 1957 году начал свою артистическую карьеру. Помимо всего прочего, Азарий Михайлович еще и интереснейший рассказчик, повидавший на своем веку немало важнейших для балетной истории событий, о которых в эксклюзивном интервью согласился рассказать «МК». И начал свой рассказ, конечно, с великого Бежара, его легендарной компании Bejart Ballet Lausanne и школы-студии «Рудра», с которыми сотрудничает уже много лет.
— Много ли русских в труппе Бежара и в его школе?
— Есть. У нас сейчас замечательная танцовщица Катя Шалкина, она с Украины, кончала школу в Киеве, потом училась у нас два года в «Рудре». Совершенно легко восприняла новый репертуар, новую эстетику, новую технику, много привнесла для труппы. Сейчас она ведущая танцовщица. Из Питера приезжают ребята; дeвoчку недавно приняли в школу из Вагановской академии с очень хорошими данными. Может быть, она тоже станет со временем звездой. Но в основном у нас сейчас 15 или 16 разных национальностей в труппе: из Австралии, Аргентины, Бразилии, из Мексики, США. Но больше всего французов и итальянцев, поскольку им географически легче к нам приехать.
— У театра Бежара в Лозанне нет своего здания?
— А зачем? Я всегда спорил с Наташей Касаткиной и Володей Василевым — они всю жизнь мечтали о своем театре. Столько энергии положили на это… А я всегда говорил: «Зачем?» Театр не обеспечишь своим репертуаром. Чтобы база была хорошая — это да. Залы должны быть. А театр для труппы — это нонсенс, потому что труппа — это как самолет. Все должно быть в полете.
— Правда, что в Парижской опере есть специальные люди, клакеры, которые всегда букают на спектаклях Бежара?
— Ну что вы, в Париже всегда бешеный успех, свободных мест не бывает.
— А в Лондоне? Экс-премьер английского Королевского балета Сергeй Полунин мне рассказывал, что там Бежар не имеет такого успеха, как во всем мире.
— Он прав. И в Америке тоже. Не воспринимают его там. Так сложилось. А Япония сходит с ума. И во Франции, где бы мы ни были. В Италии то же самое. А эстеты английские не воспринимают. Если вы с Майей поговорите про англичан, она вам выдаст… В Америке — там более примитивное восприятие. Они воспитаны на Баланчине.
— А уровень труппы Бежара по-прежнему такой же высокий, как и при его жизни?
— Высокий. Очень много танцовщиков хотят приехать, просматриваться. Но сейчас на данном этапе труппа состоит из учеников нашей школы-студии «Рудра». Это такое естественное пополнение труппы из собственных ресурсов.
— Тем не менее ведь сейчас в труппе нет такой звезды, как Хорхе Донн, — его знал весь мир.
— Хорхе Донн взлетел в своей известности еще и благодаря фильму Лелюша «Одни и другие». И, конечно, его исполнение «Болеро» стало знаменитым на весь мир благодаря этому же фильму. Сейчас таких знаменитостей, как Донн, нет. Хотя нынешний директор труппы Жиль Роман, несмотря на то, что он уже сходит со сцены, очень известен. Его приглашают на самые престижные гала. А в основном труппа следует заветам Бежара не выделять кого-то как звезд. То есть все равны — и все исполняют все. А Хорхе Донн… Это была тончайшая личность, изумительный человек, внеземной немножечко. Просто такой оголенный нерв. И красив как бог. И полностью отданный искусству, Бежару, поэтому Бежар всегда говорил, что «для меня танцовщик — это соавтор». Вы ведь видели спектакль Бежара «Дом священника»? Это ответ всему на счет Донна. Это такой гимн ему, он вошел в бежаровский золотой репертуар.
— Это невероятный хит. Когда его привозили в Москву, на него невозможно было попасть. В Кремль, где 6 тысяч мест, даже по контрамарке сесть было нереально.
— Спектакль довольно часто сейчас исполняется. Там всегда очень хорош был Жиль Роман. Замечательный просто! Жиль с Донном совершенно разные: если от Донна исходила аура такая светлая, то от Жиля энергия более отрицательная. Но колоссальная! Вот Бежар хотел из Октавио Стенли сделать звезду. Я помню, когда он его только привел в труппу и сказал: «Мы из него должны сделать за два года великого танцовщика». Я понял, что это блажь: обаятельнейшая улыбка, но данные…
Морис Бежар. Фото: Михаил Логвинов
— Но Бежар на Октавио придумал потрясающий номер — «Черный орел». И там он был фантастический.
— Но это не его заслуга, а Бежара. Он умел, что говорится, стул заставить танцевать.
— А как вы оцениваете хореографические способности нынешнего руководителя труппы Bejart Ballet Lausanne Жиля Романа?
— Мне нравится, что он делает. У него совершенно свой язык, который никак не повторяет Бежара. Ни его эстетику, ни его философию, ни хореографический язык. Он вполне самостоятелен. И потом, выдумка такая интересная у него. Всегда придумывает какие-то пластические, оригинальные решения. И в дуэтах очень интересный. Жиль и других приглашает на постановки, Тони Фабра например.
— Как сохраняются бежаровские балеты?
Читайте также: Наргиз биография личная жизнь— Бежара хватит надолго. Время от времени разные его балеты, конечно, возобновляются — и это основа репертуара компании. Прежде всего это бежаровские хиты, например, «Болеро», которым часто заканчивают программу, «Весна священная»… Могу сказать, что из всех «Весен», которые я видел, — бежаровская, наверное, самая мощная. Он ведь и начал с нее историю труппы в 1959 году. И вся слава бежаровской компании пошла от этого балета. Морис Гюисман тогда его пригласил в Брюссель. А у Бежара к этому времени была только маленькая труппа — 13 человек. И они соединили три группы: ту, которая была уже в «Театре де ла Моне», бежаровская и еще группа югославов, которых Бежар пригласил. Вот оттуда Душка Сифниос и другие. Соединил этих 46 человек и сделал «Весну священную». Большой же скандал был тогда. И слава разом пришла!
— Это правда, что после cмepти Хорхе Донна Бежар какое-то время запрещал танцевать «Болеро»?
— Нет. Танцевали все время. Я помню момент, когда Бежар решил переделать «Болеро» на мужчину: ведь «Болеро» сначала всегда женщина танцевала. А после того как этот балет станцевала Майя, Донн пошел к Бежару и сказал, что тоже хочет это станцевать. И тогда Бежар сказал: «Ладно, давай попробуем, мужчину поставим на стол. А кругом будут женщины». И сделал этот вариант — был страшный шок! Первый спектакль выглядел так: Донн в окружении женщин в длинных черных юбках, со всеми этими жестами. Но такой вариант прошел всего один или два раза. Потом был переходный вариант, когда танцовщика окружали и мужчины, и женщины. А сейчас только мужчины.
Жюльен Фавро и Катерина Шалкина в балете Бежара «Бхакти». Фото: Михаил Логвинов
— Я читал воспоминания, как Майя Михайловна буквально бредила «Болеро», мечтала станцевать этот балет. Письма писала Бежару. А почему Жиль Роман «Болеро» никогда не танцевал?
— Табу. Может, чувствует, что не его это.
— Хотел вас спросить по поводу Ролана Пети и Бежара… Какие у них были отношения?
— Недружественные. Хотя Бежар, когда еще был танцовщиком, работал у Ролана какое-то время. Но они всегда на дистанции держались. Поскольку я работал и с тем, и с другим, я помню, как приехал после Бежара к Ролану. Мы разговаривали, и он спросил: «А Бежар обо мне плохо говорит?» Я говорю: «Никогда!» Конечно, Бежар хитрее. Потому что у Ролана были потоки брани, а Бежар всегда очень сдержан был. Совершенно разные люди.
— А на Бежара повлияла эстетика Пети?
— Хоть Пети и немножечко старше Бежара, они совсем разные. Конечно, Ролан кончал школу Парижской оперы, а Бежар приехал из Марселя вообще мальчиком. Учился в каких-то частных студиях. А этот сразу и Гранд-опера, и все такое… У Ролана большие преимущества были.
— А с Нуреевым вы были знакомы?
— Да, мы же параллельно кончали школу. Он в Питере, я — в Москве. И обмен был, и не только на сцене. Даже в Серебряном Бору мы как-то вместе отдыхали — в Доме отдыха Большого театра. По-моему, фестиваль тогда был — 57-й год. И он приехал, поскольку должен был участвовать в фестивале. Я сконструировал первый акваплан, там был спасательный катер, и я попросил меня протащить на доске. А Рудик стоял на берегу и аплодировал.
— У них ведь с Бежаром в последние годы испортились отношения?
Здесь, видимо, нужно напомнить ту давнюю историю, что обсуждалась в свое время всеми мировыми СМИ, вызвала грандиозный скандал и навсегда рассорила двух балетных гениев, Бежара и Нуреева…
ИЗ ДОСЬЕ “МК”
Нуреев как руководитель балета Парижской оперы пригласил великого хореографа поставить для его труппы какой-нибудь балет. Бежар поставил «Арепо» (если прочитать это название наоборот, то как раз получится «Опера») и в качестве солиста выбрал своего любимца — танцовщика Парижской оперы Эрика Вю-Ана, который в те времена танцевал также и с труппой самого Бежара. Чтоб помочь ему продвинуться по иерархической лестнице оперы и добиться для него высшего статуса в балетном мире — этуали, он после спектакля, как это и принято по традиции, объявил перед публикой, что возводит его в ранг Звезды (ибо этуаль и означает «звезда»). На следующий день Нуреев созвал пресс-конференцию, на которой сообщил, что не одобряет такого продвижения, что сделано оно без его согласия и помимо его воли. В ответ Бежар выступил по французскому телевидению с таким заявлением: «Я обвиняю господина Нуреева во лжи и в намеренной организации этого скандала с целью, чтобы его имя, отсутствующее в программе спектакля, упоминалось в прессе… Я требую, чтобы незваного гостя выставили из оперы. Прощайте, господин Нуреев».
— И Рудик страшно обиделся, — объясняет мне Азарий Михайлович. — Вю-Ан остался в Парижской опере, а в труппу Бежара приезжал как приглашенный солист. Было это как раз, когда решалась судьба бежаровской компании: труппа уезжала из Брюсселя, где до того базировалась 28 лет. Мы тогда гастролировали в Питере. И эту ночь я хорошо помню, когда пришла телеграмма, что все-таки Лозанна выиграла тендер, и труппа будет теперь базироваться в этом городе. Эрик Вю-Ан в этой питерской поездке гастролировал с нами. И я помню ту ночь, когда все ждали исторического решения. Это был 87-й год.
— В России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны — Бежар один из любимейших у нас хореографов, а с другой — мы не имеем его хореографии ни в одном нашем театре…
— Довольно давно были вечера в классическом балете Касаткиной и Василева, когда я перенес к ним целую серию номеров с разрешения Бежара и Ролана Пети — этот самый первый опыт был очень позитивно принят. Назывался «Вечер западной хореографии». Но с тех пор было сделано мало шагов, чтобы показать репертуар такого класса в России. Но, с другой стороны, дирекция и руководитель фонда Бежара Жиль Роман очень скупо разрешают исполнение бежаровского репертуара вне труппы. Был такой интересный, но и несколько печальный опыт, когда Морис Бежар разрешил токийскому балету несколько своих произведений («Весна священная», «Жар-птица» и «Болеро»), и японцы очень здорово это выучили и стали танцевать по всему миру по значительно более низкой цене, лишив таким образом основную труппу возможности показывать это в оригинале. Поэтому сейчас очень опасаются такого, я бы сказал, «разбежаривания» репертуара.
— Тем не менее у многих наших компаний такая мечта сохранилась. В Большом театре, например.
— Не думаю, что это удастся. В лучшем случае это будут солисты Большого театра, участвующие в рамках балета Бежара. Я когда-то тоже с разрешения Мориса в Петербурге ставил балет «Бхакти». А потом — «Опус 5». Но опять же это были первые опыты обмена репертуаром. Сейчас, к сожалению, это не пpaктикуется.