Бывший муж ушел в монастырь
Ситуации в жизни бывают абсолютно разные, но как повести себя супруге, если ее законный муж решил кардинально изменить свою судьбу и податься в священнослужители? Храм – это не логово любовницы, там свои претензии высказывать некому. Что же тогда делать?
Главное, насколько вы сильно любите своего мужчину и готовы ли бороться до конца за сохранение семьи. Возможно, ваша семья уже давно находится в стадии разрушения и чувства остыли, тогда не имеет никакого смысла напрягать себя и предоставить шанс мужу двигаться дальше своим путем. Другое дело, если вы его любите и хотите с ним жить до конца своих дней.
Для начала, следует поискать истоки такой перемены у мужа. Как правило, люди поворачиваются лицом к Богу в переломные моменты своей жизни, когда какое-либо событие заставляет переосмыслить свои взгляды на все происходящее. Целостность семьи как раз и проявляется в трудные минуты, когда поддержка должна идти от самого близкого человека. Старайтесь держать нити отношений в своих руках и как только заметили изменения в поведении супруга, сразу обращайте на это внимание. Между вами постоянно должен быть диалог.
Подключайте родственников к решению данного вопроса. Свекровь гораздо ближе знает вашего мужчину и наверняка сможет повлиять на него. Но, в целом, важно помнить о том, что православная церковь допускает наличие семьи у священнослужителей. Другое дело, если ваш муж решит проникнуться одиночеством и уйти в затворники. Тогда семья разрушится в одночасье.
Читайте также: Отчего в церкви становиться плохо?
Далее, ставим в курс дела близких друзей, которые провели с ним много времени и он вполне может воспринять их советы близко к сердцу. Не стоит пренебрегать услугами семейного психолога. Как ни бaнaльно это прозвучит, но проблемы могут быть скрыты в раннем детстве супруга и найти правильное решение он сам не в состоянии. В этом вам поможет опытный специалист, хотя некоторые считают психологов и астрологов настоящими шарлатанами, но и среди них есть действительно хорошие люди. В любом случае, хуже не будет.
Нет смысла чрезмерно давить на мужчину, если видите, что это не приносит результата. Отличным способом может послужить резкая перемена деятельности, например, поездка на море, отдохнуть на пару недель. Воздействие свежего морского воздуха, расслабленность, новые эмоции – глядишь, и не захочется от всего этого отказываться!
Читайте также: Кому не рекомендуется заходить в церковь?
Известный американский психолог Элизабет Кюблер-Росс, выделяет несколько стадий поведения человека, когда ему оглашают cмepтельный диагноз. Многие наверняка знают их наизусть, ведь они проецируются на множество других событий, происходящих в нашей жизни. Итак, это отрицание, далее идет гнев, затем торг, после депрессия и в конце наступает принятие того факта, который случился.
Как это связано с тем, что муж решил уйти в монастырь? Да самым прямым образом. Если вначале вы воспринимаете все это с раздражением и недоверием, то после начинается злиться. Как так он мог поступить, предать семью и жить ради себя одного! Потом вы начнете искать варианты продолжения жизни, как поступить с детьми (если они есть), на что жить. Решение обязательно найдется. В конце концов, решение супруга перестанет казаться странным и необдуманным.
Еще одним вариантом, станет путь, по которому вы пойдете за ним. И станете матушкой. Конечно, при условии, что ваша вера в Господа будет настолько сильной, как у мужа.
Состояние апатии у мужа завершилось неожиданным образом. Для начала он ушел с работы, на которой проработал 16 с половиной лет. Ушел спокойно: просто в один прекрасный день принес написанное дома заявление. Что же случилось? Почему так все произошло? Всему виной состояние апатии на работе, которое развивается как реакция на хронический стресс.А если подробнее? Что могло привести старательного, ответственного работника к столь серьезным переменам?
Состояние апатии. Куда оно приводит
Причина бaнaльна, но дело в том, что оно была всегда, ну почти всегда на протяжении этих шестнадцати лет. Задержки в выплате зарплаты от месяца и больше, по полгода просиживание без заказов и без всякой надежды – в ожидании лучших времен. Так и выpaбатывается состояние апатии к работе даже у самых трудолюбивых, самых терпеливых и лояльных начальству – у подчиненных, наделенных природой aнaльным вектором.
Для такого человека любые перемены в жизни – уже стресс, даже если это всего лишь переставленные не на то место тапочки. На стрессовую, да и на любую нестандартную ситуацию aнaльник реагирует одинаково: впадает в ступор. Ну а когда стресс повторяется и повторяется, тогда защитная реакция торможения становится привычной, и вот уже развивается состояние апатии – это полное нежелание и неспособность что-либо предпринимать. Скажете, это проблема одного неудачливого индивидуума? Нет. Этому может быть подвержен целый коллектив, если волею судьбы (а вернее – в силу профессиональной принадлежности) им всем дан aнaльный вектор.
Обычно так и бывает, ведь aнaльники – лучшие исполнители: дотошные, стремящиеся все довести до совершенства, добиться в своем деле высшего профессионализма. Для них даже придумали специальное определение – горизонтальная карьера. Еще бы! Ведь карьерный рост для aнaльников – нонсенс: там нужны совсем другие качества: амбициозность, умение организовывать и дисциплинировать себя и других, быстрота реакции и принятия решений, психическая гибкость и готовность к переменам – то есть все свойства кожного вектора, обладатели которого и становятся лидерами.
Как же происходит, что состояние апатии затягивает даже не одного человека (один-то вырвался), а целый коллектив? Очень просто: когда руководители тоже обладают aнaльным вектором, а кожный если и есть – то не развит. Да, где-то когда-то был кожный директор, но, быстро смекнув, куда ветер дует, переключился на более перспективное направление. А оставшиеся сидят и ждут – пока им предложат заказы, пока решат организационные и юридические вопросы, пока… наверное, пока жареный пeтyx клюнет.
Читайте также: Бывший муж инны маликовой фотоПорой человек даже не понимает, что пребывает в состоянии апатии, вместо того, чтобы куда-то двигаться, что-то предпринимать, пытаться изменить ситуацию к лучшему. Только вздыхает: «Эх, вот раньше! Вот тогда мы жили, да! Помнишь, Вася?» Вася, конечно, помнит, он такой же. Это все жулики, конечно, придумали всякие интернеты и уводят заказы из-под носа. Ну сделали мы сайт! Так им же надо заниматься – а кто будет? Нам некогда, мы думу думаем (читай: сидим в оцепенении, ворчим и боимся на улицу нос высунуть – явные симптомы апатии). А как выживают работники, которым не платят зарплату, – это еще одна наша боль и стресс, который, тем не менее, не заставляет двигаться вперед, а только загоняет все глубже и глубже в состояние апатии.
Потому что не может быть рыбка – птичкой, не летать ей в поднебесье, хотя вроде и хвост есть, и нечто подобное крыльям тоже. Не может человек обмануть свои вектopaльные свойства, перестать быть самим собой. Поэтому, aнaльные мастера-золотые руки – не пытайтесь быть менеджерами, все равно не получится. Найдите кого-то, кто умеет бегать по встречам и договариваться, выбивать процент и торговаться о хорошей цене. Вы если и начнете, все равно сторгуете себе в минус, потому что будете стесняться запросить много. Потому что просто забудете включить в прайс свое рабочее время – вам ведь его не жалко, вы ведь так отчетливо видите все недостатки своей работы, что готовы отдать ее даром, лишь бы избавиться от свидетельства собственного несовершенства.
Так что же монастырь?
А это уже совсем другая история. Там муж будет преподавать – работать в семинарии учителем труда. Будет передавать накопленный опыт следующим поколениям. А это лучшая реализация для aнaльного вектора, для мастера в его высшей точке развития – сохранять и передавать опыт. И только благодаря этому не прерывается традиция. У него пройдет состояние апатии. Возможно, церковь остается последним оплотом настоящих приверженцев традиций, в данном случае – религиозных, прибежищем для aнaльного вектора.
Особенно тянет туда людей с aнaльно-зрительной связкой, где свойственная зрительному вектору искренняя любовь к ближнему, невозможность ударить в ответ, сочетаются с неспособностью aнaльника отнять у кого-то кусок, нажиться на чужом горе, с жаждой справедливости и «чтобы всем поровну», с верой в то, что деды жили правильно.
Сейчас на дворе кожная эпоха, в которой правит коммерция и закон – не всегда справедливый, но все же регулятор общественных отношений, ограничивающий наши первобытные позывы и сдерживающий проявления неприязни в обществе.
Анальникам приходится непросто – вписаться в новый мир, где ручная работа и совершенство в деталях ценятся все меньше, а сиюминутная коммерческая привлекательность все больше. И чтобы не впадать в состояние апатии, есть смысл, прежде всего, понять себя, найти свою уникальную нишу в стремительно меняющемся мире, и этим сохранить свою целостность, приносить пользу людям – а значит, чувствовать себя реализованным.
19 декабря 2012Наталья Дубяга
Написано с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читать также:
Почему проходит любовьДетский садизм. Ребёнок мучает животныхДетский садизм и разделение на чистое–грязное
Православие и Мир Яндекс.Дзен
Монашество формально не входит в число церковных Таинств, но по сути им и является: в постриге человек дает обеты и меняется, вплоть до смены имени. В какой-то степени (очень осторожно) монашество можно назвать вторым Крещением. К сожалению, как некоторые крестятся без осознания истинного смысла этого Таинства, так и монашество зачастую понимают в корне неверно.
1. «Монахи спасутся вероятнее, чем миряне»
Наивное и совершенно ошибочное представление, будто монашество само по себе делает человека ближе к Царствию Небесному. Известная история об Александрийском сапожнике, который простым семейным благочестием преуспел в стяжании спасения больше, чем монах-пустынник, свидетельствует, что миряне ничем не греховнее монахов. Монашество – это образ жизни и, так сказать, нацеленность на спасение.
А вот судимы за свои грехи монахи будут гораздо сильнее, чем миряне. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на иллюстрацию к «Лествице» преподобного Иоанна: лестница, по которой карабкаются монахи, а их ангелы пытаются поддерживать, а бесы – столкнуть вниз. Чем выше заберешься – тем сильнее падение.
2. В монашество – за карьерой?
Как ни странной, есть люди, которые стремятся сделать в монашестве церковную карьеру. Мужчины хотят стать настоятелями, а затем архиереями, женщины – игумениями. Не будем считать их обыкновенными честолюбцами: чаще всего в таких случаях искатель монашества надеется принести пользу Церкви, построить что-то новое, сломать несовершенные порядки и так далее.
В чем ошибка?
Во-первых, жизнь церковного карьериста просто невероятна скучна – ни рыба, ни мясо, ни вкуса, ни запаха. Либо человек становится плохим монахом, нарушающим обеты; либо он становится монахом подневольным, вынужденным жить совершенно не близкой ему жизнью в ожидании заветного епископства. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет более жестко: «Нередко такие люди уже в зрелом возрасте оказываются перед ситуацией, когда понимают, что их желание недостижимо, что они «выпали из обоймы» или так и не вошли в ту «обойму», которая поставляет кадры для архиерейского служения. И наступает страшнейший кризис. Человек понимает, что он погубил свою жизнь, лишившись многого ради иллюзии».
Читайте также: Бывший муж леры кудрявцевой матвей морозов фотоВо-вторых, Церковь не нужно спасать, в ней нужно спасаться. То есть пытаться защитить Церковь как свою религиозную общину, преодолевать какие-то трудности – вполне достойное дело. Но делать это надо на своем месте, не рваться куда-то. Это и есть то самое христианское смирение, без которого спастись невозможно.
3. Монах по послушанию
Принимать судьбоносные решения по послушанию – нельзя! Пожалуй, ничего нельзя добавить к словам «отца современного монашества» святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Прекрасно ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец, только перед духоносцем может быть явна душа ученика, только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. …
…В этом смысле завещавает и апостол: не делайтесь paбами человеков (Кор. 7, 23). Он повелевает самое служение господам совершать духовно, а не в хаpaктер человекоугодников, но в хаpaктере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам (Ефес. 6, 6). У людей ли я ныне ищу благоволения, — говорит, — или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Не знаете ли, кому отдаём себя как paбы в послушание — человеку плотского мудрования или Богу — кому как paбы отдаёмся в послушание: или греху и плотскому мудрованию в cмepть, или в послушание правде Божией и во спасение (Рим 6, 1)».
Действительно, мы не можем прозреть, насколько стоящий перед нами старец «духоносен». Даже лучший из старцев может оказаться в прелести, просто ошибиться, не понять человека. Поэтому советы мудрых священников стоит слушать, но относиться к ним трезво. Самые опытные духовники – только люди.
4. В монастырь – от несчастной любви!
«Я больше никого не полюблю!» – рыдает двадцатилетняя дeвyшка или сорокалетняя женщина после разрыва с сердечным другом или даже мужем. И уходит трудиться в удаленной обители.
Хорошо, если в монастыре настоятель/ница с опытом, и послушание затянется на несколько лет – а там и героиня остынет. Плохо, если в монастыре ее примут с распростертыми объятиями, через два месяца она напишет прошение на постриг, которое тут же будет исполнено – чтобы помочь сестре справиться со страстями.
Еще через несколько месяцев или недель в сердце начинающей монахини утихнет любовный ураган, и она с ужасом задастся вопросом: «Кто я? Что я здесь делаю?!» – в лучшем случае, она уйдет из монастыря. В худшем – загонит себя в тяжелейшую депрессию или иное психическое расстройство.
5. «О, как прекрасно монашество!»
У меня нет образования, не сложились крепкие социальные и дружеские связи, семьи тоже нет, работа нелюбимая… А может у меня даже есть образование, друзья и любимая работа, но – о! Длинные одежды! Четки до полу! Струящаяся с клобука наметка! Ночные бдения и скромные труды! Как это прекрасно, не сравнить с этим уpoдливым миром.
А попробую-ка я себя в монастыре!
Нет, дорогой друг. Так в монастырь не уходят. В миру тоже красиво и прекрасно. И труды могут быть не менее скромные, и молитва не менее глубокая. А в монашестве могут быть послушания на коровнике, в канцелярии, в трапезной – физически или интеллектуально тяжелые, скучные, раздражающие, лишающие не то что молитвы – обычного здоровья.
Единственный смысл монашества – желание полностью и безоговорочно посвятить себя Христу. Страх, что в суете дней отдалишься от Него, и радость от того, что можешь быть рядом с Ним.
Фото: monasterium.ru
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)