Биографии    


Зельдин биография личная жизнь

 Зельдин биография личная жизнь

Биография

Владимир Михайлович Зельдин появился на свет в январе 1915 года в городке Козлов Тамбовской губернии (сейчас Мичуринск). Кроме него, в семье Зельдиных подрастало ещё четверо детей. Владимир с братом и сёстрами рос в очень тёплой творческой атмосфере. Отец Михаил Зельдин был профессиональным музыкантом и дирижером. Он прекрасно играл на тромбоне. Мама работала учительницей музыки. Любовь к искусству прививалась детям с ранних лет. Все они научились играть на различных инструментах.

Актер Владимир Зельдин

Гражданская война заставила семью перебраться в Тверь, где на то время жила родная тётя Владимира Зельдина по отцу. Там маленький Владимир отправился в школу. Но проучился в ней лишь до 4-го класса: в 1924 году семья снова сменила место жительства. На этот раз Зельдины переехали в Москву.

Владимир Зельдин в молодости

Счастье и семейная идиллия длились недолго. Через 5 лет после переезда скоропостижно скончался глава семейства. Ненадолго пережила отца и мать: её не стало через 3 года после cмepти мужа. Но 14-летний Владимир Зельдин сумел устоять против пагубного влияния улицы. Он отправился на Таганку, где поступил в военизированную школу. Здесь царила строжайшая дисциплина. Курсанты усиленно занимались спортом. Зельдин освоил лыжи, теннис, играл в футбол и волейбол.

Владимир Зельдин

По окончании обучения Владимир Зельдин подумывал о военной карьере: он собирался стать военным моряком. Но недостаточно хорошее зрение не позволило осуществиться этим планам. Парень отправился на слесарный завод. Здесь он впервые попал на сцену. Дело в том, что на предприятии действовал кружок самодеятельности, куда Зельдин записался, чтобы занять свободное время. Вскоре ему так понравилось выступать, что он отправился на прослушивание в Театр Моссовета, где как-раз набирался актёрский курс. Владимира зачислили в студенты.

Фильмы

Владимир Зельдин обучался на курсе Евгения Лепковского. Танцевальное мастерство студентам преподавала известная балерина Вера Мосолова, которая на тот момент ушла из Большого театра. В 1935 году Владимир Зельдин окончил курсы. Из его выпуска сумели добиться успеха лишь двое студентов: сам Зельдин и Николай Парфёнов. Владимира оставили работать в Театре Моссовета. Здесь он сыграл свои первые роли в спектаклях. 

Владимир Зельдин в театре

Но через три года молодой артист перешёл в другой театр. Сейчас это Театр имени Гоголя, а тогда он назывался Театром Транспорта. На этой сцене были сыграны постановки по произведениям Шекспира («Комедия ошибок»), Шиллера («Коварство и любовь») и российских классиков.

В 1940 году творческая биография Владимира Зельдина сделала крутой вираж. Его игру в спектакле «Генеральный конкурс» увидела ассистентка известного режиссёра Ивана Пырьева. Она тут же порекомендовала талантливого актёра Ивану Александровичу. 

Владимир Зельдин в фильме «Свинарка и пастух»

Так Владимир Михайлович Зельдин получил свою первую звёздную роль в кино. Это была культовая картина «Свинарка и пастух», где он сыграл Мусаиба. В паре с Мариной Ладыниной получился отличный творческий дуэт.

Но после успешного кинематографического дебюта наступило затишье. Грянула Великая Отечественная война. Театр, в котором служил Владимир Зельдин, был эвакуирован. Год артист работал в Казахстане. После возвращения в столицу в 1943 году он вернулся на знакомую сцену. Зельдин выступал для раненых солдат и простых москвичей, поднимая боевой дух. За доблестный труд по окончании войны он был награждён специальной медалью.

Владимир Зельдин в роли Дона Кихота

В 1945-ом Зельдин начал выступать на сцене Центрального академического театра Российской армии. Он трудился чрезвычайно много, успевая играть блестящие роли в новых постановках и одновременно сниматься в кино. С участием артиста каждый год выходило по нескольку фильмов. Наиболее известные из них «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Женщина в белом», «Дядя Ваня», «Десять негритят», «Тайна черных дроздов» и «Парк советского периода».

Ольга Аросева и Владимир Зельдин в сериале «Сваты»

В последние годы в силу возраста Владимир Михайлович снимается редко, но если появляется на экране, то в очень ярких и хаpaктерных ролях. Зрителям полюбился его герой в популярном сериале «Сваты»: Зельдин сыграл отца Ольги Николаевны. Его супругой по фильму была Ольга Аросева. А в 2014 году на отечественные экраны вышла мелодрама под названием «Лучшая дeвyшка Кавказа», в которой Владимир Зельдин сыграл одного из главных героев.

Народный артист СССР Владимир Зельдин

В копилке народного артиста СССР Владимира Зельдина 57 сыгранных ролей в кино. У него множество наград, среди которых и наиболее престижные в отечественном кинематографе. Это несколько премий «Ника», «Хрустальный Турандот», «Золотая маска» и 3 ордена «За заслуги перед Отечеством». Владимир Михайлович – был старейшим играющим актёром на планете. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Ещё один рекорд артиста зарегистрирован в 2013 году, когда Зельдин принял участие в эстафете Олимпийского огня.

Личная жизнь

В жизни артиста было три бpaка, два первых гражданские. Первой супругой Владимира Зельдина была Людмила Мартынова. С этой женщиной артист прожил всего год, начиная с 1939-го. В этом союзе родился единственный сын Зельдина, который умер в младенчестве.

Второй женой артиста была актриса Генриетта Островская, с которой Владимир Михайлович познакомился на съёмках картины «Учитель танцев». Вместе они прожили несколько лет, но и этот бpaк оказался непродолжительным.

Владимир Зельдин и его жена Иветта Капралова

Личная жизнь Владимира Зельдина изменилась в 1964 году, когда он женился на Иветте Капраловой, которая младше мужа на 20 лет. Капралова – журналист по образованию. Долгое время она трудилась редактором в Бюро пропаганды киноискусства. Вместе супруги жили до последнего дня жизни артиста.

Смерть

31 октября 2016 года Владимир Зельдин скончался в НИИ Склифосовского, где артист на протяжении трех недель находился на лечении. По словам супруги Иветты, актер страдал от пониженного давления, в результате чего врачи приняли решение о госпитализации. 

Похороны Владимира Зельдина

Новости о состоянии здоровья Владимира Зельдина были неутешительные. Врачи сообщали о тяжелом состоянии всеми любимого артиста. 31 октября в 09.00 сердце горячо любимого актера перестало биться. Владимир Зельдин умер в возрасте 101 года.

Фильмография

  • 1941 – «Свинарка и пастух»
  • 1952 – «Учитель танцев»
  • 1956 – «Карнавальная ночь»
  • 1970 – «Дядя Ваня»
  • 1978 – «31 июня»
  • 1978 – «Дуэнья»
  • 1981 – «Женщина в белом»
  • 1983 – «Тайна черных дроздов»
  • 1987 – «Десять негритят»
  • 1990 – «Искушение Б.»
  • 1998 – «Классик»
  • 2006 – «Парк советского периода»
  • 2010-2011 – «Сваты»
  • 2015 – «Убежать, догнать, влюбиться»

Владимир Зельдин — биография

Он слышал вживую выступление Владимира Высоцкого, был знаком с Анной Ахматовой, которая иногда посещала его в гримерке, он лично знал Василия Сталина и Юрия Гагарина. Владимир Зельдин прожил долгую и трудную жизнь, он был старше Октябрьской революции, пережил крах Империи и развал СССР, несколько раз он был на волоске от cмepти, но судьбе было угодно, чтобы он дожил до 101 года, и при этом выходил на сцену пpaктически до самой cмepти. Он был старейшим играющим актером, таких как он больше нет, и наверное, не будет никогда.

Читайте также:  Тина кароль биография личная жизнь сейчас

Картина «Свинарка и пастух» мгновенно сделала из мало кому известного артиста Владимира Зельдина настоящую звезду.

Детство и юность

Родился Владимир Зельдин 28 января 1915 года в небольшом городке Козлов под Тамбовом, в семье музыкантов. Сейчас его переименовали в Мичуринск. В семье Зельдиных подрастало пятеро детей, и все они были окружены заботой и вниманием родителей, росли в творческой обстановке. Папа Михаил Зельдин профессионально занимался музыкой, работал дирижером. Владел несколькими музыкальными инструментами, особенно любил тромбон. Мама Нина Зельдина всю свою короткую жизнь преподавала музыку. Родители старались привить любовь к музыке всем детям, они тоже постепенно овладевали музыкальными инструментами.

Владимир Зельдин в детстве

В 1920 году, в разгар Гражданской войны Зельдины переехали в Тверь, к родной сестре отца. Именно в этом городе Володя пошел в первый класс. Он отучился всего четыре года, и в 1924-м уже стал учеником одной из московских школ – семья перебралась в столицу.

Зельдины жили дружно и счастливо, но вскоре этой идиллии пришел конец. В 1929 году умер отец, которому было всего 52 года, спустя три года не стало и мамы, а ведь ей только исполнилось сорок семь. Володе на тот момент было всего четырнадцать лет, и он запросто мог пополнить ряды беспризорников, которых в то время было очень много. Но мальчик сам изменил свою судьбу, и не дал себе оказаться на дне жизни. Он стал курсантом военизированной школы на Таганке, которая славилась строжайшей дисциплиной и повышенными спортивными нагрузками. Здесь Володя преуспел в ходьбе на лыжах, в совершенстве играл в теннис, волейбол и футбол.

На фото Владимир Зельдин в молодости

После окончания школы Владимир собирался сделать военную карьеру, его манило море, и парень всерьез задумывался податься в военные моряки. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться, у него была близорукость, и о море пришлось забыть. Зельдин устроился на завод, и его взяли слесарем. Оказалось, что здесь работает кружок художественной самодеятельности, и Владимир от нечего делать в него записался. Вскоре он уже стоял на сцене, и понял, что ему очень нравится это занятие. Зельдин решил испытать судьбу, и пошел на пробное прослушивание в театр Моссовета, где в то время объявили о наборе на актерский курс. Владимир легко справился с заданием, и попал в число студентов.

Фильмы

Наставником Зельдина стал Евгений Лепковский, хореографию будущие актеры постигали под руководством знаменитой балерины Веры Мосоловой, бывшей примы Большого театра. В 1935-м обучение на курсах закончилось. Примечательно, что из двадцати пяти человек, которые были набраны на этот курс, успешными стали только двое – Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Зельдину предложили остаться в труппе Театра им.Моссовета, и именно здесь стартовала театральная биография артиста. Эта сцена видела его первые шаги в профессии.

Владимир Зельдин в театре

Этому театру артист служил на протяжении трех лет, а потом перешел в Театр Транспорта, который впоследствии переименовали в Театр им.Гоголя. Здесь Зельдин был задействован в основном в классическом репертуаре.

Первый крутой вираж в судьбе артиста произошел в 1940-м, когда Зельдин попался на глаза помощнику режиссера Ивана Пырьева. В то время Зельдин был задействован в постановке «Генеральный конкурс», и своей игрой произвел большое впечатление на ассистентку. Поэтому когда Пырьев стал подыскивать артистов для съемок картины «Свинарка и пастух», то Зельдин оказался первым в числе претендентов на роль Мусаиба. Он стал партнером Марины Ладыниной, и их дуэт смотрелся в кадре просто великолепно.

Владимир Зельдин в фильме «Свинарки и пастуха»

Когда началась война, все артисты получили повестки, но в тот момент съемки «Свинарки и пастуха» не были закончены, и пришел приказ на продолжение работы. Так Зельдин не попал на фронт, зато своим творчеством поднимал мopaльный дух советских людей. Киностудию «Мосфильм» срочно эвакуировали в Казахстан, поэтому после окончания съемок артист еще целый год служил там в театре. В Москву он вернулся только в 1943-м, и снова оказался на сцене родного театра. Он выступал перед ранеными и обычными зрителями, вселяя в них надежду на скорую победу. За вклад в развитие искусства ему была вручена специальная награда.

В 1945 году Владимир Зельдин поступил на службу в Центральный академический театр Российской армии. Артист пpaктически все свое время отдавал творчеству, он был задействован во многих спектаклях, и параллельно с этим выходил на съемочную площадку. Ежегодно фильмография Владимира пополнялась несколькими удачными работами. Среди самых любимых зрителем картин стоит остановиться на «Карнавальной ночи», «Учителе танцев», «Десяти негритятах», «Парке советского периода» и прочих.

В новом веке Владимир Зельдин уже не так активно снимается, ведь его возраст приблизился к очень почтенной отметке. Но если ему предлагают интересный проект, то артист не в состоянии отказаться, и с радостью принимает приглашение. Зрители запомнили его в комедийном проекте «Сваты», где он исполнил роль отца Ольги. Роль его супруги досталась Ольге Аросевой. В 2014-м Зельдин засветился в мелодраме «Лучшая дeвyшка Кавказа», причем сыграл одного из центральных персонажей.

Владимир Зельдин в сериале «Сваты»

В общей сложности фильмография артиста насчитывает пятьдесят семь картин. Его творчество получило заслуженные награды и премии самых разных престижных кинофестивалей. В его копилке имеется «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», несколько «Ник». Трижды Владимир Зельдин представлялся к ордену «За заслуги перед Отечеством». Он стал старейшим из всех играющих артистов планеты, и его имя занесли в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса. В 2013-м Владимир Зельдин удостоился чести нести Олимпийский огонь на открытии игр.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Зельдина удалась не сразу. Его первой гражданской женой стала Людмила Мартынова, с которой он жил на протяжении одного года. В 1939 году у них родился сын, ставший единственным ребенком артиста. Но так случилось, что он умер еще младенцем.

Владимир Зельдин с Генриеттой Островской

Затем Зельдин жил с актрисой Генриеттой Островской, которую впервые увидел на съемочной площадке фильма «Учитель танцев». Этот бpaк тоже был гражданским, и закончился через несколько лет.

Владимир Зельдин и его жена Иветта Капралова

И только в 1964-м его личная жизнь наладилась окончательно. Официальной женой Владимира стала Иветта Капралова, разница в возрасте с которой составляла два десятка лет. Она в свое время закончила журфак, и занимала должность редактора в Бюро пропаганды киноискусства. Их счастливая семейная жизнь продолжалась до самой cмepти Зельдина.

Читайте также:  Шаврина екатерина биография личная жизнь

Смерть

Владимира Зельдина не стало 31 октября 2016 года. На тот момент он уже три недели лечился в клинике Склифосовского. Владимир начал жаловаться на слишком низкое давление, и доктора настояли на госпитализации.

СМИ запестрели сообщениями о состоянии любимого артиста, а они были очень неутешительные. Доктора называли его состояние очень тяжелым, и в 9 часов утра 31 октября его не стало. Владимиру Зельдину шел 102-й год.

Похороны Владимира Зельдина

Местом упокоения великого артиста стало Новодевичье кладбище столицы, где его и похоронили с воинскими почестями 3 ноября 2016 года.

Избранная фильмография

  • 1938 Семья Оппенгeйм
  • 1941 Свинарка и пастух
  • 1956 Карнавальная ночь
  • 1970 Дядя Ваня
  • 1975 Полковник в отставке
  • 1979 Добряки
  • 1981 Женщина в белом
  • 1990 Канувшее время
  • 1992 Тайна
  • 1998 Классик
  • 2006 Андерсен. Жизнь без любви
  • 2006 Парк советского периода
  • 2006 Чёртово колесо
  • 2010—2011 Сваты
  • 2015 Убежать, догнать, влюбиться

Ссылки

  • Полная фильмография
  • Владимир Зельдин на сайте Центрального Академического театра
  • Интервью Владимира Зельдина: Живите до 100 лет
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Владимир Зельдин мечтал стать танцором, учился на скрипача, а прославился благодаря ролям в театре и кино. Фильм «Свинарка и пастух» с Зельдиным в главной роли удостоили Сталинской премии, спектакли с его участием годами не выходили из репертуара театров. Актер в 90 лет за роль Дон Кихота из Ламанчи получил престижную награду — премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль», и выходил на сцену даже в 101 год.

Зельдин — музыкант

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: vedomosti.ru

Владимир Зельдин родился в Тамбовской области, в городе Козлове (сегодня это Мичуринск). Мать, Анна Зельдина, происходила из местного купеческого рода Поповых, отец, Михаил Зельдин, занимался музыкой. В разгар Гражданской войны семья оказалась в Твери. Здесь Михаил Зельдин руководил оркестром и основал музыкальную школу. В городе не было своего театра, и Зельдин-старший стал организовывать гастроли столичных артистов. «Проделки Скапена» Мольера и «Ревизор» Гоголя были первыми драматическими спектаклями, которые увидел Владимир Зельдин. Как и четверо его старших братьев и сестер, он занимался музыкой, играл на рояле, скрипке и трубе. «Папа страстно мечтал, чтобы я стал музыкантом», — писал Зельдин в книге «Моя профессия: Дон Кихот». — «У меня с детства был абсолютный слух. Я считался очень музыкальным способным ребенком, но, честно говоря, танцевать я любил куда больше, чем музицировать».

С 1924 года Зельдины жили в Москве, будущий актер посещал школу с военным уклоном. В 12 лет Зельдин пытался поступить в училище при Большом театре — на отделение хаpaктерного танца. Но отец мечтал о его будущей музыкальной карьере и рассказал в приемной комиссии о том, что у сына якобы больное сердце. Зельдина не взяли, и он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных на класс скрипки.

В 14 лет Владимир Зельдин потерял отца, а через три года — мать. Параллельно с учебой ему пришлось подpaбатывать — он играл на трубе в оркестре Высшей пограничной школы. От поступления в консерваторию молодой человек отказался: на студенческую стипендию прожить было трудно. В 17 лет он подал документы в военное училище — и снова неудача, «срезали» на медкомиссии. Чтобы содержать себя, пришлось устроиться учеником токаря на завод «Опытный передатчик».

От музыки к актерской работе

Владимир Зельдин в молодости. Фотография: whosdatedwho.com

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: kulturologia.ru

Владимир Зельдин в молодости. Фотография: kinoistoria.ru

В начале 1930-х годов театр Московского областного совета профсоюзов (МОСПС, сегодня — Театр имени Моссовета) набирал молодежь в актерские мастерские. Зельдин увидел объявление и решил пройти прослушивание. Перед комиссией он прочел стихи Александра Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и его зачислили.

Его курсом руководил бывший актер Малого театра и МХТ Евгений Лепковский. Хореографию преподавали балерина Вера Мосалова и балетмейстер Галина Шаховская.

Она [Вера Мосалова] была женщиной чрезвычайно экстравагантной, требовательной и ненавидела лентяев. Под занавес урока она обычно всех учеников заставляла делать движение «ползунок». Присев надо было пройти вприсядку целый круг по репетиционному залу, поочередно выбрасывая вперед то одну, то другую ногу. «Ползунков» требовалось сделать определенное количество, это упражнение считалось пропуском на выход, на свободу. Если во время упражнения студент падал или не дай бог приземлялся попой на пол, неумолимая Вера Ильинична заставляла все повторять сначала. И так до тех пор, пока не получится. Некоторые, делая «ползунки», хватались за палку (у нас в классе был настоящий балетный станок), и тогда Мосалова даже била их по рукам. Я делал это упражнение запросто и с удовольствием, поэтому убегал с занятий первым.

Из 25 человек, поступивших в мастерские, закончили обучение десять. Владимир Зельдин остался в Театре МОСПС, но прослужил там недолго: ролей почти не давали, играл в массовках. Три года спустя, в 1938-м, актеру предложили сыграть в кино — эпизодическую роль в картине «Семья Оппенгeйм». В этом же году Зельдин перешел в Театр трaнcпорта (позднее — Театр имени Гоголя). Там в пьесе «Генеральный консул» Зельдина и заметила ассистентка кинорежиссера Ивана Пырьева, которая искала актера на роль в будущем фильме.

Первая главная роль: «Свинарка и пастух»

Владимир Зельдин (в центре) в роли Мусаиба Гатуева в художественном фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941)

Владимир Зельдин (во втором ряду слева) на юбилее Ивана Пырьева (в первом ряду второй справа). 17 ноября 1951. Москва. Фотография: архив Валентина Хухлаева / russiainphoto.ru

Владимир Зельдин в роли Мусаиба Гатуева в художественном фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941)

На роль чабана Мусаиба в «Свинарке и пастухе» пробовались многие актеры. Пырьев выбрал Зельдина: его герой должен был много петь, и музыкальность актера компенсировала недостаток опыта. А робость перед камерой и режиссером Зельдину помогли побороть партнеры по фильму — Марина Ладынина и Николай Крючков.

В разгар работы над картиной началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года группа возвращалась со съемок в Кабардино-Балкарии. Как только Владимир Зельдин вернулся в Москву, его направили в танковое училище. Однако уже через три недели всех мобилизованных члeнов съемочной группы вернули на площадку. Съемки продолжились в павильонах «Мосфильма», сцены на ВДНХ снимали между авианалетами.

Помню, как снимали последнюю сцену «Свинарки…» — ту самую, где старик чабан курит трубку, а мой Мусаиб Гатуев просит его: «Отец, ты стар. Но у тебя сердце юноши. Ты складываешь такие песни, которые поет весь аул. Сложи песнь о моей любви, пламенную и нежную, как весеннее солнце. Я вложу ее в конверт и отправлю заказным письмом на север, туда, где бор, где много-много снега…» Мне казалось, что ничего особенного тут играть не надо. Довольный, что мы уложились в график, я завершил свою сцену. Но вдруг Пырьев устроил такой разнос, что сделалось стыдно. Он заставил переснимать еще и еще — до тех пор, пока сцена не достигнет нужного качества. Ему было нужно, чтобы люди, уставшие от войны, бомбежек и лишений, глядя на экран, вновь почувствовали себя посреди прежней мирной жизни и поверили: все закончится хорошо.

Заканчивали картину уже в Алма-Ате, куда эвакуировали киностудию. Фильм вышел на экраны в 1941 году, а через год Ивану Пырьеву вручили за него Сталинскую премию.

Читайте также:  Эрдман биография личная жизнь

Владимир Зельдин остался в Казахстане на два года, здесь он работал в Русском драматическом театре. В 1943 году актер вернулся в Московский театр трaнcпорта.

Легендарные роли Зельдина в театре

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: teatral-online.ru

Владимир Зельдин в роли Альдемаро и Валентина Савельева в роли Флорелы в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: Рудольф Алфимов / sputnik.ru

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: teatral-online.ru

После окончания войны в Театре Красной армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии) режиссер Владимир Канцелев задумал поставить комедию испанского драматурга XVI века Лопе де Веги «Учитель танцев». В России это произведение никогда не шло. Перевод с испанского заказали Татьяне Щепкиной-Куперник — одной из лучших переводчиц Шекспира и Мольера. Она адаптировала старинный текст для русской сцены, поскольку многие понятия были незнакомы современному зрителю, а предметы давно вышли из обихода. Музыку написал композитор Александр Крейн, знаток испанских народных мелодий, автор балета «Лауренсия». Играть должны были ведущие актеры театра: Любовь Добржанская, Марк Перцовский, Борис Лисовой, Михаил Майоров. Не было лишь исполнителя главной роли — обедневшего дворянина Альдемаро, который влюбился в красавицу Флорелу и проник в ее дом под видом учителя танцев. Сыграть этого персонажа и пригласили Владимира Зельдина.

Первоначально режиссер не планировал вставлять в спектакль большие хореографические номера. Но потом Владимир Канцель увидел, как Зельдин танцует. И в постановке появились фрагменты настоящих народных танцев — тарантеллы, болеро, фанданго, паваны и других.

Спектакль с аншлагами шел в театре с 1946 по 1987 год — почти 2000 представлений. В половине из них главную роль играл Владимир Зельдин. В 1952 году сняли киноверсию постановки с первым составом.

В 1957 году в Театре армии поставили комедию Эдуардо де Филиппо «Моя семья», где Зельдин сыграл Коррадо Куоко — молодого неаполитанца, который гонял на мотоцикле и постоянно выяснял отношения с невестой. В 1962 году в СССР приехал автор произведения, классик итальянского театра. «Я поймал себя на том, что смотрю свою пьесу с захватывающим интересом. На какое-то время было забыто, что я автор и сам актер. Я точно подсматривал жизнь чужой семьи со стороны», — цитировал де Филиппо в своих мемуарах Владимир Зельдин. В 1960 году «Моя семья» Театра армии была записана для радио.

Фильмы и «третья молодость»

Владимир Зельдин (в центре) в роли Владимира Неделина в спектакле Юлия Гусмана «Танцы с учителем». Центральный академический театр Российской армии, Москва. 2010. Фотография: Екатерина Цветкова / meduza.io

Владимир Зельдин в роли Дон Кихота в мюзикле Юлия Гусмана «Человек из Ламанчи». Центральный академический театр Российской армии, Москва. Фотография: Михаил Фомичев / sputnik.ru

Владимир Зельдин в роли Александра Серебрякова в художественном фильме Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» (1970)

Всего в Театре армии Владимир Зельдин сыграл около 60 ролей, еще 50 он исполнил в кино. О двух картинах Ивана Пырьева — «Свинарке и пастухе» и снятом в 1947 году «Сказании о земле Сибирской» — Зельдин говорил: «Эти фильмы меня сделали». Лучшей своей киноролью он считал профессора Серебрякова в «Дяде Ване» Антона Чехова. В 1970 году пьесу экранизировал Андрей Кончаловский, музыку написал Альфред Шнитке. Зельдина на роль профессора Серебрякова предложил Иннокентий Смоктуновский, который сыграл в том же фильме главного героя. Увидев, с каким изяществом и фатовством Зельдин примеряет белый пиджак, который привезла ему супруга из Италии, Смоктуновский воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»

В автобиографической книге «Моя профессия: Дон Кихот» Владимир Зельдин писал: «После 80 лет у меня в кино началась вторая молодость. Нет, третья. Вторая пришла после Серебрякова». За последние 30 лет своей жизни актер снялся в 22 картинах, не отказывался даже от маленьких ролей, если «было что играть». В этот период появились его судья Уоргрейв в экранизации детектива Агаты Кристи «Десять негритят», дедушка Сполдинг в «Вине из одуванчиков» по Рэю Брэдбери, Шандор в киноверсии оперетты Имре Кальмана «Марица».

К своему 90-летию Владимир Зельдин сыграл Дон Кихота и Сервантеса в русской версии мюзикла «Человек из Ламанчи». За эту роль ему вручили премию «Хрустальная Турандот». Постановку на сцене Театра армии осуществил Юлий Гусман.

Зельдин «сшит» не по-стариковски. Он берется играть Дон Кихота и играет не умирающего старца (что было бы и позволительно, и понятно), старика-аристократа, что то ли вправду, то ли в видениях и старческом своем бреду был рыцарем Печального образа, который лежит и вспоминает. Он играет Дон Кихота мужчиной в полном расцвете сил, он поет, падает на одно колено перед дамой и мгновенно поднимается без посторонней помощи. И поет — лучше всех остальных в этом спектакле.

Зельдин играл на сцене до последних дней. В 101 год он участвовал в бенефисе «Танцы с учителем». 31 октября 2016 года актера не стало. Любимая жена Иветта Капралова, бpaк с которой продлился 52 года, пережила мужа лишь на три месяца. Детей у Зельдина не осталось, единственный сын от первого бpaка умер в 1941 году.