Инна гулая биография личная жизнь причина cмepти
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гулая.
И́нна Ио́сифовна Гу́лая[К 1] (укр. Інна Йосипівна Гула; 9 мая 1940, Харьков, Украинская ССР — 28 мая 1990, Москва) — советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1976).
Биография[править | править код]
Происхождение[править | править код]
Мать актрисы Людмила Константиновна Генфер, в девичестве Гулая (23.01.1919—31.03.2006), была дочерью члeна ЦК КП(б)У, наркома труда Украинской ССР Константина Макаровича Гулого (1887—1937), репрессированного в эпоху Большого террора[6][7][8]. В 1939 году её мать встретила будущего отца Инны, забеременела, однако тот бросил Людмилу, не захотев связывать судьбу с дочерью врага народа. Через некоторое время она познакомилась с уроженцем Золотоноши[9], военным инженер-капитаном, выпускником Московского института путей сообщения[10] Иосифом Соломоновичем Генфером (1905—?), в будущем — участником Великой Отечественной войны, кавалером ордена «Знак Почёта»[11][12], начальником Московско-Рязанской железной дороги. Услышав, что Людмила планирует aбopт, Иосиф сделал ей предложение в первый же вечер знакомства, женился и принял отцовство. Когда Инна подросла, мать рассказала ей о настоящем отце. В 19 лет Инна даже встретилась с ним, но, по словам матери, не испытала к нему никаких чувств, хотя тот очень переживал, что отказался от ребёнка, и вскоре умер от инфаркта[7].
Иосиф Генфер также рано ушёл из жизни, и Людмила Константиновна воспитывала дочь одна. Жили очень бедно, мама подpaбатывала портнихой. Она планировала отдать Инну в институт иностранных языков, но та с детства мечтала стать актрисой. По окончании средней школы не поступила в театральный институт и занималась в студии при Центральном детском театре. В 1962—1964 годах училась в Театральном училище имени Щукина.
Карьера и личная жизнь[править | править код]
В 1960 году дебютировала в кино, исполнив роль Оли Рыжковой в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском». В 1961 году сыграла в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» свою самую значительную роль — роль деревенской дeвyшки Наташи, доверчиво принимающей случайного человека за своего отца, пропавшего без вести на войне. Игра молодой актрисы отличалась высоким психологизмом и глубоким погружением в образ персонажа.
После этой работы Инна Гулая сыграла роль подруги Ярослава Гашека в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога», а в 1965 году в фильме Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперёд!» — Шурочку, дeвyшку начала 1930-х годов, захваченную пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями. Хотя в этих ролях не было достаточного материала для драматического развития, актриса открыла новую сторону своего таланта — тонкое чувство юмора[13].
Служила в московском Театре юного зрителя. В 1962 году вышла замуж за сценариста и поэта Геннадия Шпаликова; год спустя от этого бpaка родилась дочь Дарья. В 1966 году стала актрисой Театра-студии киноактёра. В том же году вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа Шпаликова. В этом фильме Инна Гулая сыграла свою последнюю главную роль, по выражению Любови Аркус, «русскую Джельсомину из заплёванного райцентра»[14]. В СССР картина прошла малозамеченной. По мнению киноведа Валерия Фомина, картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели[15]. У Шпаликова начался период творческой невостребованности. Инна Гулая также стала получать мало предложений сниматься в кино. Отсутствие работы осложняло и без того непростую семейную жизнь[16]. По воспоминаниям кинодраматурга Натальи Фокиной, жены Льва Кулиджанова,
[Талант] Инны, который был её тяжёлым бременем и игом, порабощал и мучил её и её близких. Она распространяла беспокойство и дискомфорт, что потом проявилось в семейной драме Инны и Гены Шпаликова. Какая-то в ней была «чёрная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в её привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги[17].
По мнению писателя и журналиста Александра Нилина,
…уже первая роль — сектантки в картине Ордынского «Тучи над Борском» очень болезненно ударила по её психике (сами обстоятельства, предлагаемые ролью [сектанты изуверскими радениями доводят дeвyшку до полубезумного состояния и совершают попытку распять её на кресте], оказались очень вредны для неё), на что вовремя никто не обратил внимания[18].
После скандалов и побегов Шпаликова из больницы, куда жена и тёща неоднократно клали его на лечение, Гулая в конце концов подала на развод, опасаясь за судьбу дочери[7]. В 1974 году Геннадий Шпаликов повесился, а через 16 лет, 28 мая 1990 года, ушла из жизни и сама Гулая. Обстоятельства её cмepти до сих пор доподлинно неизвестны. Актриса страдала от невостребованности в кино[19]. Родственники и друзья Шпаликова прямо обвиняли актрису в том, что она подтолкнула бывшего мужа к cмepти своим разводом, что привело к депрессиям и проблемам с алкоголем[7].Читайте также: Гелена великанова биография личная жизнь
Смерть[править | править код]
26 мая 1990 года мать и дочь актрисы обнаружили её лежащей без сознания в квартире у распахнутого холодильника; на столе стояли банка молока и кастрюля с гречневой кашей, приготовленные для еды. Врачи приехали не сразу. Гулая скончалась спустя два дня в больнице, не приходя в сознание[7][16][20]. По заключению медэкспертов, причиной cмepти стала передозировка снотворного[21]. Было заведено уголовное дело, закрытое за недоказанностью. Жёлтая пресса поспешила объявить cмepть самоубийством, однако Людмила Константиновна отвергла слухи. По её словам, дочь плохо спала в последнее время, принимала много снотворного и, скорее всего, просто не рассчитала дозу[7].
Похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (участок 38).
Отзывы[править | править код]
- Анатолию Эфросу приписывается выражение «Непосредственная, как Гулая»[18].
- Александр Нилин: «Инна была одарённее Люси Марченко, обладала лучшими внешними данными и человеком была намного хуже, чем Люся, что в профессии давало ей преимущество. Но со всеми своими капризами она так играла в пьесе Шварца „Тень“ Юлию-Джулию, что, по словам служившей одновременно с ней первой жены Бори Ардова, это становилось событием для их театра, из чьей труппы тогда не ушли ещё ни Инна Чурикова, ни Лия Ахеджакова, а героинь играла очень талантливая Тамара Дегтярёва »[18].
Семья[править | править код]
- Муж — Геннадий Шпаликов, поэт, сценарист (1937—1974)
- Дочь — Дарья Шпаликова (род. 19 марта 1963)
Фильмография[править | править код]
Комментарии[править | править код]
- ↑ Распространена традиция употрeбления фамилии актрисы в несклоняемой форме (Инны Гулáя и т. д.), отступающая от литературной нормы. Ср.:
Склоняемость-несклоняемость фамилий, пишущихся с буквой я на конце, зависит только от места ударения и происхождения фамилии. Несклоняемы фамилии французского происхождения с ударением на конце: Золя, Труайя. Все прочие фамилии на я склоняемы; таковы Головня, Зозуля, Сырокомля, Гамалея, Гойя, Шенгелая, Данелия, Берия[2].
Предлагаемая составительницей словаря ударений «Собственные имена в русском языке» Ф. Л. Агеенко модель словоизменения Гулáя, Гулáи (как свáя, Данáя)[3] оспаривается российским лингвистом В. И. Беликовым:
Актрису Инну Гулую я склоняю как Татьяну Толстую, не задумываясь, но и не чувствуя себя уверенным. Предлагаемая Ф. Л. Агеенко модель словоизменения вызывает недоверие, но как неспециалист я обращаюсь к периодике. «Кодифицированный» вариант в базе СМИ «Интегрум» вообще не встретился, «мой» — в пяти публикациях, но в двадцать раз чаще фамилия просто не склоняется. Любопытно, впрочем, что Людмила Чурсина, по версии газетчиков, говорит по-разному:
(1) …познакомилась с Шукшиным, Юрой Никулиным, Инной Гулой, Лёнечкой Куравлёвым… (Вести, Санкт-Петербург; 29.07.2006), (2) Мы с Инной Гулая жили в избе, сплошь завешанной иконами и различными травами (Российская аграрная газета; 31.03.2006),
— так что мнение подлинных знатоков просто так не узнаешь: тексты явно редактировались. Учитывая частотность украинской фамилии Гýлый[4] (а родилась актриса в Харькове), правильной по-прежнему считаю свою словоизменительную модель[5].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Internet Movie Database (англ.) — 1990.
- ↑ Еськова Н. А. Трудности словоизменения существительных : учеб.-метод. материалы к пpaкт. занятиям по курсу «Язык современной печати» / Госкомитет печати СССР, Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати ; отв. ред. М. В. Шульга. — М. : ВИПК работников печати, 1990. — 13.1. Склонение фамилий (п. 13.1.12).
- ↑ Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке : слов. ударений. — М. : Издательство «НЦ ЭНАС», 2001. — С. 89. — ISBN 5-93196-107-0.
- ↑ Ср. укр. гýлий ‘безрогий’.
- ↑ Беликов В. И. Стереотипы в понимании литературной нормы // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре : сб. ст. — М. : Издательский центр РГГУ, 2009. — С. 50. — ISBN 5-7281-1071-1.
- ↑ Гулый Константин Макарович (недоступная ссылка). Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. Дата обращения 6 декабря 2016. Архивировано 21 августа 2017 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Булкина Т. И. Поклон советскому кино. — М. : Издательский дом «Московия», 2011. — С. 99—104. — ISBN 5-7151-0333-9.
- ↑ Чепижный, 2018.
- ↑ Генфер Иосиф Соломонович. Память народа». Дата обращения 3 сентября 2020.
- ↑ Выпускники Института путей сообщения (1901—1966)]. Neystadt.org. Дата обращения 3 сентября 2020.
- ↑ Генфер Иосиф Соломонович. Документы о награждении. Память народа. Дата обращения 3 сентября 2020.
- ↑ О награждении орденами и медалями работников военно-восстановительных организаций железнодорожного трaнcпорта // Красная звезда. — 1943. — № 242 (5613) (13 октября). — С. 1.
- ↑ Фокина, 1967.
- ↑ Аркус, Любовь. Новейшая история отечественного кино. — СПб. : Сеанс, 2004. — Т. V : 1986—2000. Кино и контекст.
- ↑ Фомин, Валерий. Кинематограф оттепели // Материк. — М., 1996.
- ↑ 1 2 Мурзина, 2008.
- ↑ Фокина, Наталья. Когда деревья были большими. Посвящается Льву Кулиджанову // Искусство кино. — 2003. — № 11.
- ↑ 1 2 3 Нилин, 2015.
- ↑ Шпаликова, Дарья. Завещание отца. 7 дней.ru (январь 2012). Дата обращения 29 августа 2013.
- ↑ Чтобы помнили.
- ↑ Инна Гулая. Как они умерли. Дата обращения 31 августа 2013.
Литература[править | править код]
- Гулая Инна Иосифовна // Кино : Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 108.
- Нилин А. П. Станция Переделкино: поверх заборов : роман частной жизни. — М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. — ISBN 978-5-17-087072-1.
- Полухина Л. С. Инна Гулая и Геннадий Шпаликов. — М. : Алгоритм, 2007. — 224 с. — (Кинофестиваль). — ISBN 978-5-9265-0392-7.
- Фокина Н. А. Инна Гулая // Актёры советского кино. — М., 1967. — Вып. 3.
Ссылки[править | править код]
- Инна Гулая (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения 6 декабря 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
- Мурзина, Марина. Праздника не получилось. История любви Геннадия Шпаликова и Инны Гулая. Аргументы и факты (14 февраля 2008). Дата обращения 22 января 2020.
- Чепижный, Сергeй. Дед возглавлял Харьковский горсовет, внучка стала известной актрисой. Время (19 ноября 2018). Дата обращения 22 января 2020.
- Гулая Инна Иосифовна. Чтобы помнили. Дата обращения 6 декабря 2016.
- Чтобы помнили. Инна Гулая. YouTube. Дата обращения 6 декабря 2016.
Инна Гулая ярко дебютировала в кино 60-х. Но прошла хрущевская оттепель, и актриса не смогла приспособиться к новым веяниям. В конце-концов это сгубило всю ее семью.
Инна родилась в Харькове в 1940 г. Ее мать была дочерью расстрелянного “врага народа”. Инна росла без отца, детство было очень тяжелое. Она попыталась поступать в театральный институт – не вышло. Позднее она окончила училище имени Б.В. Щукина.
Яркий кинодебют
В 1960 г. первый раз снялась в кино – в главной роли в тяжелом антирелигиозном фильме “Тучи над Борском”. В следующем году она сыграла свою самую известную роль – Наташу в знаменитой картине Льва Кулиджанова “Когда деревья были большими”.
“Когда деревья были большими” с Ю. Никулиным
Сыграла блестяще. Инна сразу стала большой звездой экрана. Зрители отмечали необыкновенную красоту актрисы и глубину погружения в роль. Представляя фильм, Гулая вместе с другими создателями ездила на кинофестивали. Побывала в Карловых Варах, позировала на знаменитой красной дорожке в Каннах. При том, Инне Гулая в то время было чуть за 20. Казалось, на советские экраны восходит новая великая актриса с огромным творческим будущим. Кто бы мог подумать, что для молодой актрисы этот триумф окажется последним.
И. Гулая на Каннском кинофестивале
Семья
Инна Гулая вышла замуж в 1962 г. Избранником стал молодой перспективный писатель-сценарист Геннадий Шпаликов. Это именно он напишет сценарии к таким фильмам как “Я шагаю по Москве” и “Застава Ильича” (совместно с М. Хуциевым). Для Геннадия это был уже второй бpaк. С первой женой, актрисой Натальей Рязанцевой он расстался в том числе по причине собственного пьянства. Но Инну это не насторожило, она искренне полюбила Шпаликова и вскоре в молодой семье родилась дочь Даша.
С мужем и дочерью
Поначалу они оба были очень востребованы в творчестве, на семью времени почти не оставалось. В 1966 г. Шпаликов впервые стал режиссером. Картина называлась “Долгая счастливая жизнь”, сценарий к ней написал также Шпаликов, а на главную женскую роль он взял свою жену – Инну Гулая. Фильм вышел неоднозначным, очень авторским, зрители его не приняли.
Творческая невостребованность
Сейчас можно прочитать, что Шпаликов имел идейные разногласия с властью, за что она ему мстила, не давая работу ни ему, ни его жене. Вряд ли это было так. Основной причиной невостребованности сценариста стало его запойное пьянство, к которому он понемногу пристрастил и жену. У нее тоже работы теперь почти не было, все дни проходили в посиделках с близкими и не очень друзьями. Затем Инна все же выгнала мужа, после чего он сильно опустился, бездомный скитался по знакомым. Через 2 года после развода Шпаликов покончил с собой.
Трагический конец
Друзья и родные винили Инну Гулая в cмepти Шпаликова. Сама она очень тяжело переживала эту трагедию.
Последняя роль Гулая. ” Крейцерова соната”
Со временем стало обостряться душевное заболевание. Мать актрисы даже один раз положила Инну в психиатрическую лечебницу. Но лечение слабо помогло. 26 мая 1990 г. Инна Гулая была обнаружена в своей квартире, лежащей на полу без сознания. Через 2 дня в больнице она скончалась, так и не придя в сознание. Причиной стала передозировка снотворного. Было ли это самоубийство или несчастный случай выяснить не удалось.
К сожалению, трагично складывается судьба дочери Инны Гулая – Дарьи Шпаликовой. Начинала она также как актриса. Но cмepть матери тяжело отразилась на душевном здоровье дeвyшки. Вот уже много лет Дарья непрерывно находится на лечении в различных психиатрических больницах.
Инна Гулая была красивой, статной и популярной советской актрисой. На её плечи “свалилось” большое количество трудных испытаний, но она не унывала и запросто справлялась с каждым из них. Однако в какой-то момент против неё настроились многие коллеги, представители советской власти и даже родственники. Из-за этого актрисе пришлось уйти в забвение, отказаться от съемок и славы, и попытаться начать жизнь с чистого листа, но этого ей сделать уже не удалось. В статье мы расскажем, что случилось в жизни великолепной Инны Гулой.
Инна Гулая и её роль в кинокартине “Когда деревья были большими”. Кадр из фильма
Читайте также: Александр литвин биография личная жизньИнна Гулая появилась на свет в Харькове в 1940 году. Жизнь нашей героини могла оборваться не начавшись. Дело в том, что родной отец Инны ушел из семьи сразу же, как узнал, что супруга беременна, а мать не хотела, чтобы ребенок рос без отца, и поэтому решила прервать беременность. Благо нашелся достойный мужчина, который узнав об этой ситуации, предложил маме Инны сыграть свадьбу и взял ответственность отцовства на себя. Актриса говорила, что у неё было счастливое, но бедное детство. Отчим, хоть и стал для неё родным, но рано ушел из жизни, а мама работала портнихой и толком ничего не заpaбатывала, надеялась, что Инна с возрастом вытащит семью из бедности. Однако получив аттестат, Инна Гулая разочаровала мать, заявив, что хочет стать актрисой – в те времена эта была нестабильная и низкооплачиваемая профессия, а именитыми становились единицы.
Инна Гулая в молодости. Фото взято из свободного источника
Инна Гулая не смогла поступить в театральный вуз с первой попытки, но один из преподавателей увидел в ней талант и обаятельность, и посоветовал дeвyшке отправить своё резюме во все известные киностудии. Так Инна и сделала, и не пожалела. Она уже забыла о попытке стать актрисой, работала на автомобильном заводе и как-то придя домой, мама её обрадовала письмом с приглашением на съемки. Известный режиссер Анатолий Эфрос увидел фотографии Инны Гулой и решил, что она, как никто другой подходит для второстепенной роли Фиры Канторович в кинокартине “Шумный день”. Благодаря съемкам в этом фильме, сбылась главная мечта Инны Гулой – она не только сыграла персонажа в большом кино, но и стала востребованной среди других мэтров режиссуры, при том, что актерского образования у неё не было до середины 60-ых годов. Лично мне больше всего запомнилась её восхитительная игра в кинокартинах: “Хождения по мукам”; “Долгая счастливая жизнь” и “Когда деревья были большими”.
Инна Гулая с мужем – Геннадием Шпаликовым и маленькой дочерью Дарьей. Фото взято из свободного источника
В начале 60-ых годов Инна Гулая стала женой известного сценариста и режиссера Геннадия Шпаликова. Сложно сказать, какими их отношения были на самом деле. Кто-то из коллег говорил, что пара всегда ссорится, кто-то наоборот утверждал, что они дружны и счастливы. В их бpaке родилась прекрасная дочь Дарья. Супруги хотели, чтобы дочь пошла по их стопам, поэтому с раннего возраста они брали Дашу на съемки и по возможности выпрашивали для неё небольшие роли. Думаю, многие советские зрители помнят Дарью по фильмам “Крейцерова соната” или “Знак беды”. Проблемы в семье начались после выхода кинокартины “Долгая счастливая жизнь” – Инна Гулая сыграла одну из главных ролей, а Шпаликов был режиссером и сценаристом этого фильма. Советские власти холодно отнеслись к проекту и хотели запретить его к показу, после чего Геннадий Шпаликов резко выразился в сторону представителей власти. За это у него отобрали возможность работать в киноиндустрии. Инна Гулая попалась под “горячую руку” – государственный деятель Сергeй Лапин предупреждал кинорежиссеров, мол, не допустит их фильмы к показу, если Гулая будет принимать участие в съемках.
Инна Гулая и её дочь Дарья. Фото взято из свободного источника
Неудивительно, что муж Инны Гулой начал выпивать из-за случившегося. Актриса пыталась его вылечить от пагубной привычки: записывала его в клиники и на приемы к психологам. Ничего из этого, к сожалению, не помогло. Инна Гулая развелась с супругом из-за переживаний о безопасности дочери, а вскоре Геннадий Шпаликов наложил на себя руки. Родственники, друзья и коллеги считали, что несчастье произошло по вине актрисы. У Гулой началась депрессия, и она решила переехать подальше от цивилизации – на дачу, находящуюся в районе Переделкино.
Дочь Инны Гулой – Даша (2022 год). Кадр из телепередачи “Пусть говорят”
В мае 90-ого года Инна Гулая ушла из жизни из-за передозировки снотворным – ей было всего 50 лет. Дочь актрисы жила у бабушки, пока той тоже не стало. Потеря родных сильно повлияла на психическое здоровье Дарьи. Десять лет назад она начала проходить лечение в известной московской психиатрической клинике – там, она находится и сейчас.
Дорогие друзья, большое спасибо за то, что читаете нас и поддерживаете лайками – мы это ценим.