Биографии    


Биография альгиса жюрайтиса личная жизнь

 Биография альгиса жюрайтиса личная жизнь

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис познакомились на сцене и не расставались 20 лет. Об их любви в Большом театре ходили легенды. Неизмеримый талант и страсть – вот то, чем наградила Елену и Альгиса судьба.

Ни о какой любви Елена Образцова даже не мечтала. Разве что о любви к музыке. Худенькая дeвyшка, дитя войны, на тонких длинных ногах, в которых самым толстым местом были колени, уверенной походкой, вопреки воле отца пришла поступать в консерваторию. Ее взяли без экзаменов: редкий случай – приемная комиссия мгновенно разглядела в ней будущую оперную звезду.

Ноты, пюпитры, репетиции до поздней ночи – Елена не бегала на танцы, как ее сверстницы, учила и учила. «Ленка, останешься в старых девах!» – подначивали однокурсницы. Между собой ее даже прозвали монашкой.

Елена Образцова -биография личной жизни

Елене Образцовой исполнилось двадцать шесть, и слова подруг могли стать пророческими в личной жизни Образцовой, не встреть она в гостях у друзей импозантного и серьезного мужчину, физика Славу Макарова. «Вот мой будущий муж», – пронеслось в голове Образцовой. Так и случилось. Вячеслав -Петрович был старше, умнее, лучше разбирался в жизни.

В их отношениях он сразу взял на себя роль наставника. Елене нравилось, что он одержим служением науке так же, как она – музыке. Они поженились и прожили счастливо семнадцать лет. Пока не грянул гром…

Альгис Жюрайтис – биография, личная жизнь

В их доме бывали коллеги Елены Образцовой по Большому театру, в том числе Альгис Жюрайтис, известный литовский дирижер. Елена старалась каждый раз приготовить особенный ужин – Альгис был очень худым и не ел мяса. Но это была не единственная его странность. В Большом театре над Жюрайтисом часто подтрунивали – вегетарианец, йог, аскет. Он был необыкновенным человеком, гениальным дирижером.

Никогда не использовал дирижерскую палочку, управлял оркестром с помощью рук. Когда в Японии поклонники спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис со свойственным ему остроумием ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую». Он сочетал в себе несочетаемое: литовское хладнокровие уживалось со взрывным итальянским темпераментом, тяга к романтизму соседствовала с крайней необщительностью, а интеллект и огромный багаж знаний об искусстве и мире – с детской непосредственностью в выражении эмоций.

Будучи всю жизнь близок к буддистским идеям, уже в зрелом возрасте Жюрайтис крестился в православие с именем Александр. Всю свою необычайную энергию этот человек выплескивал на сцене, у него были сотни тысяч поклонниц во всем мире. А вот с личным – не везло. Альгис трижды был женат, у него были дочь и сын, которым он признался однажды, что не создан для семейного счастья. «Для этого тоже нужен талант, а я больше талантлив в музыке», – сокрушался он.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис: личная жизнь: За кулисами Большого

Нельзя сказать, что Жюрайтис не обращал внимания на приму Большого, красавицу певицу Елену Образцову. Ведь она тоже была незаурядной личностью. Вот она выходит исполнять свою коронную арию в «Кармен». Публика ахнула: неслыханное дело – оперная дива стоит на сцене босиком! Нигде, ни в одном оперном театре мира такого еще не было.

«Ну, скажите мне, откуда у бедной безработной цыганки деньги купить бархатные туфли с серебряными пряжками?!» – объясняла Елена свой смелый поступок. Она вообще всегда была смелой, почти xyлиганкой. Кто еще в зрелом возрасте рискнет попробовать себя в драматическом искусстве и сыграет в спектакле Виктюка, похудев для этого на 28 кг за два месяца?

А в 74 году на «Новой волне» в Юрмале Елена Образцова решила поxyлиганить и спеть вместе с рэпером Тимати, чем потрясла публику до глубины души… Нет, если Альгис и говорил, что не замечал эту Необыкновенную женщину, то конечно, лукавил.

Однажды в темных коридорах Большого театра Альгис подошел к Елене и предложил спеть оперетту. Она была занята – собиралась на гастроли в Италию, поэтому отмахнулась: «Замечательно, я вернусь, и мы споем». А когда вернулась, Жюрайтис вдруг объявил: концерт оперетты даем через три дня. Как через три дня?! Она же не репетировала ни минуты! А там тексты на немецком, которого она не знала. Елена накинулась было на Альгиса, но встретила его растерянный взгляд – беспомощный, как у ребенка. Он не подумал…

И тогда Елена совершила для него этот подвиг: поставила ноты и читала с листа, но концерт спела. Когда занавес опустился, Альгис пришел в гримерку к Елене. Ему не нужно было ничего говорить – она все поняла. Между ними как будто искра пробежала. Случилась любовь, которая разрушила всю предыдущую, налаженную личную жизнь.

Этому не предшествовало никаких ухаживаний, цветов, свиданий. Но они оба поняли, что должны быть вместе. «Все, что я делаю на сцене, – это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь – Божий дар, от которого нельзя отказываться», – говорила в интервью Елена Образцова.

В театре ничего не скроешь, об их романе быстро узнали, у людей был шок. Все привыкли, что Образцова очень скрытная и строгая и на легкомысленные поступки не способна. Ей говорили: «Ты с ума сошла! Зачем тебе Жюрайтис?»

Читайте также:  Светлана светличная биография личная жизнь сын олега

Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису – 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно Образцовой. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу. Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды Лена сказала матери: «По-моему, Альгис тебя любит». Образцова попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу…

«Слава, ну что ты молчишь?! Разве ты не хочешь меня удержать? Сделай что-нибудь!» – в отчаянии заламывала руки Елена. На что муж лаконично ответил: «Это любовь. Что тут сделаешь?» Она знала, что он прав. Ей было больно уходить из семьи, но без Альгиса жить, есть, дышать она уже не могла. Тогда состоялся концерт – самый ужасный в ее жизни. В зале сидели оба: Альгис и Вячеслав. Они ждали, когда она сделает свой выбор. А выбора у нее уже не было…

Уход к любимому обошелся Елене очень дорого: дочь Леночка осталась с папой и два года общалась с матерью только по телефону, называя ее Еленой Васильевной. Материнское сердце разрывалось на части. Такого удара она не ждала. Но Образцова решила бороться за своего ребенка. И пусть пришлось выслушивать много гадостей, страдать, но потом с Леночкой они стали лучшими подругами, жить друг без друга не могли. Елена знала, что рано или поздно дочь ее поймет. Так и случилось – когда та выросла, вышла замуж, а потом развелась с третьим своим мужем, родила сына…

Елена и Альгис прожили вместе двадцать лет, как один день. Не было ссор, размолвок, упреков. Их объединяла общее дело – музыка, они оба принадлежали искусству. Много ездили вместе и по заграницам, и по России, вместе ставили спектакли. Елена впервые почувствовала себя абсолютно счастливой: рядом с ней был не только любимый мужчина, но и единомышленник. Ей больше не нужно было выбирать между семьей и работой.

Не нужно доказывать свое право на служение искусству. Не нужно ничего объяснять – Жюрайтис понимал все по ее глазам. Цена, которую Образцова заплатила за свою любовь, себя оправдала. Альгис очень любил ее руки, не было дня, чтобы он не сделал супруге массаж и не перецеловал их. Когда они ссорились, Елена сердилась: «Не трогай меня!» А он говорил: «Но они же не виноваты!» – и показывал на ее руки. И она все прощала.

Елена вспоминала: «Он был все время разный. Засыпая вечером, я никогда не знала, с каким человеком проснусь утром. Разговорить его было непросто – очень замкнутый был человек, но когда он начинал говорить, я просто заслушивалась. Вообще-то он молчун был и любил одиночество. Сначала я никак не могла этого понять: в нашем женском представлении, если любишь человека, хочется быть с ним как можно больше. Альгис очень меня любил, но ему хотелось одиночества: уходил на лыжах в лес или уезжал куда-то далеко на велосипеде… Потом я поняла его, и жизнь у нас наладилась».

Однажды во время гастролей Елена сидела в номере, ждала его звонка. И так рванулась к телефону, что сломала палец на ноге. В четыре часа ночи ее увезли в больницу, наложили гипс, и все концерты она пела в инвалидной коляске. Альгис в этой коляске ее возил по городу.

Он всегда дарил ей цветы. А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я “Жизель” играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антpaкте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антpaкте к нему в дирижерскую комнату. “Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила…” -признавалась Елена Образцова.

Страшный диагноз

Все оборвалось в одно мгновение. У Альгиса обнаружили paк, сделали операцию. Врач сказал Елене, что ему осталось три месяца. Он прожил полтора года… Все это время Елена была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Уверяла, что он поправится, а у самой кошки скрeбли на душе. Наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру и в завершение мук – умер Альгис.

Жить без него Образцова не хотела. Она оставила сцену, на два года сделалась отшельницей, пока друзья не втянули ее в работу. «Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю…» -постоянно говорила Елена.

…Елена Васильевна Образцова ушла из жизни 15 января 2015 года, пережив мужа Альгиса Жюрайтиса на шестнадцать лет. В память об этой гениальной паре остались записи концертов, интервью, телепередачи. Но главное, чему они научили нас своим примером, это то, что настоящая любовь есть, и она преодолеет все, если ее не предать.Читайте также:  Биография маршала жукова личная жизнь

Когда она выходила на сцену театра, зал вставал. Ее голос, наделенный невероятной силой и красотой, заставлял людей плакать и смеяться, сопереживая ее героиням. В лучах славы Елены Образцовой можно было затеряться. Но рядом с ней находился не менее талантливый человек, чем она сама – ее муж Альгис Жюрайтис. Она принесла серьезную жертву в дар своему чувству. И точно знала, что все было не зря.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни

Электрический разряд

Елена Образцова в роли Кармен впервые вышла на сцену босиком. / Фото: www.voxxter.ru

У Елены Образцовой была хорошая семья. Муж, Вячеслав Макаров, был ученым, физиком-теоретиком. В то время, когда Елена Васильевна гастролировала по всему миру, он воспитывал дочь и занимался хозяйством. Альгис Жюрайтис часто бывал в их доме. Супруги старались поддержать его после развода, готовили для него специальные вегетарианские блюда, потому что мясо он не ел, слыл аскетом и увлекался йогой.

Ни Елена Васильевна, ни Альгис Марцелович не проявляли друг к другу никаких чувств, кроме дружеских. И даже представить себе не могли, что когда-нибудь станут мужем и женой.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни

Все случилось в один миг. Мужа Елены Васильевны отправили на картошку, и он попросил Альгиса встретить супругу с гастролей. Он вошел в купе с огромным букетом, дежурно поцеловал ее. И обоих поразило, будто электрическим разрядом. С этого момента вся их жизнь резко переменилась. Дальнейшее существование друг без друга казалось просто немыслимым.

Альгис Жюрайтис. / Фото: www.aveclassics.net

Это было больно. Елена Васильевна разрывалась между двумя чувствами: любовью к своей семье, которую ей предстояло разрушить и любовью к Альгису. Когда она попросила мужа сделать что-нибудь, помочь ей справиться, он лишь развел руками. Разве можно противостоять любви?

Когда она в очередной раз вернулась с гастролей, мужа с дочерью в квартире уже не было, они переехали на дачу. Переживали все. Дочь, переживавшая возраст, в котором мир бывает только черным или белым, без полутонов, долгое время не могла простить мать. Она отказывалась общаться с ней, а по телефону обращалась исключительно по имени отчеству.

Елена Образцова с дочерью. / Фото: www.pomnipro.ru

Но Елена Васильевна не могла себе позволить потерять единственного ребенка. Она постоянно звонила, передавала подарки, помогала материально. Но Лена-маленькая смогла понять маму, лишь сама пережив несколько разводов. Они все же стали подругами, Елена Образцова и ее дочь, тоже избравшая для себя профессию оперной певицы.

Любовь сквозь музыку и музыка сквозь призму любви

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис. / Фото: www.dp.ru

Ее называли Еленой Прекрасной и лучшей Кармен ХХ века, а она больше всего любила в русском репертуаре роль Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина», а в зарубежном – Сантуццу из “Сельской чести”. Обе партии отражали внутренний мир самой актрисы, цельность, силу и глубину ее натуры, способность большой любви и страсти.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис на сцене. / Фото: www.drozdova-nina.ru

Альгис Марцелович мог бы затеряться в лучах ее славы, если бы сам не был сполна наделен талантом. Он дирижировал ярко и самозабвенно, одними пальцами. Она стояла на сцене в лучах софитов, а он вел ее сквозь музыку. Им было интересно вместе, потому что жили они, как одно целое. При этом они были настолько разными, что постороннему человеку было непонятным, как они живут вместе. Елена Васильевна была открытой, общительной, коммуникабельной. Она любила хорошие шутки и долгие уютные разговоры вдвоем

Елена Образцова. / Фото: www.facecollection.ru

Альгис Марцелович был очень закрытым и молчаливым. Иногда казалось, что он живет с какой-то неизбывной раной на сердце. Иногда ей удавалось разговорить мужа, тогда открывался ей его внутренний мир. Он мало говорил ей о любви, но купил кабриолет, чтобы катать ее по окрестным лугам: она очень любила аромат полевых цветов. Они проживали свою любовь, наслаждаясь каждым мгновением. Их чувства находили свое выражение в потрясающей музыке. И жизнь, и счастье казались вечными.

Альгис Марцелович, всю жизнь симпатизировавший буддисткой идеологии, на склоне лет вдруг принял христианство и был крещен в православии, получив имя Александр.

«Ибо крепка, как cмepть, любовь…»

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис. / Фото: www.stihi.ru

В 1997 году у него диагностировали oнкoлoгию, а через год, 25 октября 1998 его не стало. Елена Васильевна скорбела два года. Помогла пережить ей утрату музыка. Музыка, так ярко отражавшая ее чувства.

Она продолжала любить его и после его ухода. Когда ей поставили страшный диагноз, Елена Васильевна не сдавалась. Она выходила на сцену пока были силы. А потом ушла в иной мир с надеждой, что там ей Бог даст еще попеть.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни

В память об этой паре остались записи с потрясающей музыкой, оттененной великолепным голосом Елены Прекрасной.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис в момент первой встречи не могли предположить, что будут когда-нибудь вместе. История взаимоотношений Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской служит доказательством существования любви с первого взгляда.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010319/36084/

(1928-1998)

Литовский и российский дирижер Альгис Жюрайтис родился в 1928 году в провинциальном литовском городе Расейняй. В двадцатидвухлетнем возрасте он окончил Вильнюсскую консерваторию, где обучался искусству фортепианной игры у Стасиса Вайнюнаса. Но еще до ее окончания – в 1947 г. – он начинает приобретать опыт деятельности, связанной с оперой, будучи концертмейстером в консерваторской оперной студии. В дальнейшем опера становится его творческой судьбой – закончив консерваторию, он стал концертмейстером в Театре оперы и балета Литовской ССР. В качестве дирижера он впервые себя проявляет в 1951 г. – первым его спектаклем стала опера «Галька» Станислава Монюшко.

Читайте также:  Первая жена льва лещенко биография личная жизнь

В 1953-1958 году Альгис Жюрайтис обучается дирижированию в Московской консерватории, наставник его – Николай Аносов. Одновременно Альгис Марцелович работает в качестве дирижера-ассистента в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио. По прошествии двух лет после окончания учебы он становится дирижером Большого театра. В последующие десятилетия жизнь и творчество дирижера были связаны с этим театром. Первой его самостоятельной дирижерской работой здесь становится «Спартак», поставленный Юрием Григоровичем.

В 1968 году дирижер удостоился звания Заслуженного артиста РСФСР и стал победителем международного конкурса Академии Санта-Чечилия в Италии.

Отличительной чертой Жюрайтиса был отказ от использования дирижерской палочки. На вопрос, заданный ему в Японии, почему он так поступает, дирижер ответил однажды, что палочки нужны ему исключительно для еды, а в том, что касается музыки, он отдает предпочтение неотъемлемой живой части человека – рукам.

В репертуаре Жюрайтиса более 60 произведений – и опер, и балетов, среди которых есть и немеркнущая классика былых времен, и творения современников. Нередко он был дирижером-постановщиком. Им поставлены такие спектакли, как «Мазепа» Петра Ильича Чайковского, «Бал-маскарад» Джузеппе Верди, а также оперы в концертном исполнении – «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Когда Елена Образцова дебютировала в качестве режиссера, поставив оперу Жюля Массне «Вертер», в качестве дирижера выступал именно Жюрайтис.

С Еленой Образцовой Альгиса Жюрайтиса связывало не только творческое сотрудничество – они были супругами. Начало их союза было ярким. Однажды дирижер, встретив певицу в театральном коридоре, предложил ей концертную программу арий из оперетт. Елена Васильевна, занятая мыслями о предстоящих итальянских гастролях, ответила, не особо задумываясь, что споет, когда вернется. По возвращении в Москву Жюрайтис напомнил ей об обещании и заявил, что концерт состоится через три дня.

Для певицы это была очень нелегкая задача – и не только из-за столь малого срока, отведенного на подготовку: многие арии нужно было петь по-немецки, а Елена Васильевна не владела этим языком. И все-таки дирижер и певица не только преодолели все трудности и порадовали публику прекрасным концертом, но и поняли, что созданы друг для друга. Вот так – без цветов, подарков и долгих ухаживаний – решилась их судьба. Они прожили вместе шестнадцать счастливых лет, понимая друг друга без слов. Нередко дирижер, приходя домой, говорил супруге: «Сегодня я «Жизель» играл для тебя».

Дирижер участвовал в создании множества балетных спектаклей: «Скрябиниана», «Ванина Ванини» на музыку Николая Каретникова, «Весна священная» Игоря Стравинского, «Видение розы» на музыку Карла Вебера, «Икар» Сергея Слонимского, «Лейли и Меджнун» Сергея Баласаняна. Жюрайтис участвовал в постановке некоторых балетов за рубежом: «Лебединое озеро» в Риме, «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта» в Париже.

Коллегам и близким Альгис Жюрайтис запомнился как личность противоречивая. Литовское хладнокровие сочеталось в нем со взрывным темпераментом, а мощный интеллект и богатая эрудиция – с детской непосредственностью. Он не был многословным, но если начинал говорить, то делал это так, что слушать его можно было бесконечно. Альгис Марцелович любил уединение, летом проводил свободное время, уезжая куда-нибудь на велосипеде, а зимой – уходя в лес на лыжах. Жюрайтис – литовец по происхождению – большую часть жизни принадлежал к католической церкви, однако увлекался идеями буддизма (даже не ел мяса). Впрочем, его супруга Елена Образцова утверждала, что по духу он был если не русским, то определенно славянином, хотя родился и вырос в Литве. Возможно, по этой причине на склоне лет он пришел к православной вере и принял крещение под именем Александр.

В 1978 году в «Правде» и «Литературной газете» было опубликовано открытое письмо Жюрайтиса, в котором дирижер осуждал постановку «Пиковой дамы» Чайковского в музыкальной обработке Альфреда Шнитке и режиссерской интерпретации Юрия Любимова – Жюрайтис назвал этот спектакль «средневековым аутодафе над Чайковским», а его создателей – «инквизиторами». Это письмо в определенной степени испортило репутацию дирижера в творческой среде, ведь последствия его были весьма серьезны: запрет на выезд Любимова во Францию, срыв постановки, как следствие – международный скандал, бойкотирование советских культурных мероприятий западными театрами, в частности, Гранд-опера. Многие коллеги заметили его «партийно-обличительный пафос», не обратив при этом внимания на суждения чисто музыкального, художественного плана. И только тогда, когда спектакль все же появился на сцене, стало очевидным, что Жюрайтис был не так уж неправ.

В 1997 г. у Жюрайтиса был диагностирован paк. Болезнь прогрессировала стремительно, но – несмотря на свое тяжелое состояние – дирижер настаивал, чтобы его супруга не пренебрегала работой ради него. Жюрайтис ушел из жизни в 1998 году.

Музыкальные Сезоны