Биографии    


Наталья бесcмepтнова биография личная жизнь

 Наталья бесcмepтнова биография личная жизнь

Биография

Российский балет по праву считается одним из чудес света. На постановках Большого театра стремится побывать каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством и желает прикоснуться к прекрасному. Примы-балерины вызывают восторженную любовь в мире. В числе легенд балета присутствует имя Наталии Игоревны Бесcмepтновой.

Детство и юность

Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья дeвoчки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.

Наталия Бесcмepтнова в детстве

К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.

Поскольку обе дочери Бесcмepтновых любили танцевать, женщина решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.

Наталия Бесcмepтнова в молодости

Начало учебы балету проходило у студентки в классе легендарной наставницы М. А. Кожуховой. Девушка была ее любимицей. В 1959 году, за пару лет до выпуска группы, преподаватель ушла из жизни. Окончание училища прошло для Наталии под руководством С. Н. Головкиной. Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бесcмepтнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.

Балет

Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в дeвyшке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.

Балерина Наталия Бесcмepтнова

Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.

Вчерашние выпускники Бесcмepтнова и Лавровский дебютировали в профессиональном балете, исполнив на сцене ведущие партии в «Шопениане». Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бесcмepтновой.

Наталия Бесcмepтнова в роли Жизель

В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бесcмepтновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз. Она же стала последней в карьере танцовщицы.

Покорив сердца зрителей, Наталия Бесcмepтнова становится примой-балериной главного театра страны. За десятилетия работы на сцене балерина станцевала полностью классический репертуар театра, гастролировала по миру и блистала в амплуа лирических героинь. Критики мира восхищаются тем, как независимо, естественно дeвyшка держится на сцене. Наталия Игоревна не просто исполняла партию, дeвyшка жила в танце.

Наталия Бесcмepтнова на сцене Большого театра

В 1988 году балерина уволена из труппы театра. Главный балетмейстер, Юрий Григорович, супруг великой артистки балета, вынужден обновить коллектив. Труппа нуждалась в молодых талантах, а предыдущий состав отправлен на творческую пенсию.

К слову сказать, прима не огорчилась уходу из ведущего состава. На тот момент творческие амбиции балерины уже реализовались, Наталия Бесcмepтнова успела станцевать все возможные основные партии.

Наталия Бесcмepтнова

Взаимоотношения балерины с театром на этом не прекратились. В Большом Бесcмepтнова остается в должности преподавателя, а в спектаклях и гастролях участвует по контpaкту. После того как в 1995 году супруг уволен из коллектива в результате травли и скандалов с руководством, Наталия Игоревна помогает мужу в постановке спектаклей. Пара сотрудничает с российскими и зарубежными коллективами.

Педагог Наталия Бесcмepтнова

Фото, сохранившиеся после легендарных блестящих постановок, в которых участвовала звездная прима, концертные фильмы-спектакли с ее участием – сейчас это наследие и золотой фонд российского балета. Записи выхода на сцену стали наглядными уроками для сегодняшних студентов хореографических училищ. Воспоминания искусствоведов, критиков, коллег балерины собраны в иллюстрированном издании книги «Незабываемая. Наталия Бесcмepтнова», опубликованной в 2008 году.

Личная жизнь

С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году дeвyшка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.

Наталия Бесcмepтнова и Юрий Григорович

Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бесcмepтновой.

После скандальной травли Григоровича в театре Наталия Игоревна лично привезла заявление мужа об увольнении руководству. Уход балетмейстера из коллектива вызвал забастовку сторонников среди коллег, отказавшихся выходить на сцену. Организатором посчитали Бесcмepтнову. Звезду театра уволили, но Наталия Игоревна с успехом оспорила решение в судебном порядке.

Наталия Бесcмepтнова с мужем

Решение о восстановлении прав артистка привезла в театр вместе с собственным заявлением об уходе. Бесcмepтнова покинула Большой, которому подарила больше 30 лет творческой биографии, с гордо поднятой головой.

До конца жизни женщина поддерживала творческие карьерные идеи любимого мужа, помогала в постановке и реализации спектаклей на сцене.

Наталия Бесcмepтнова

К сожалению, детей у супругов не появилось. Наталия Игоревна делилась, что не противилась полноценной семье, но сначала на рождение ребенка не оставалось времени, а потом не сложилось само собой. Заменил родного сына для четы племянник Михаил.

Современники вспоминали, что Бесcмepтнова не отличалась общительностью, а хаpaктер примы не называли легким. Однако коллеги уважали и ценили талант и трудолюбие звезды сцены. В обычной жизни Наталия Игоревна любила чтение книг, прогулки, обожала музыку и путешествия.

Читайте также:  Фото сталин биография личная жизнь

Смерть

Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бесcмepтнова в это время мучилась невыносимыми страданиями.

Наталия Бесcмepтнова в последние годы жизни

Виталий Вульф, будучи близким другом семьи, вспоминал: боль становилась настолько сильной, что жизнь казалась невыносимой даже для стойкой духом балерины. В больничную палату позволено было входить только племяннику Михаилу, сестре Татьяне и любимому мужу.

Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую комaндировку в Сеул, Бесcмepтнова настояла на необходимости поездки.

Могила Наталии Бесcмepтновой до и после установки памятника

Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась. Официальной причиной cмepти медики назвали paк, тяжелое заболевание почек. Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел.

Уже после похорон балерины, на церемонии поминания, генеральный директор театра зачитал приказ о восстановлении в должности Юрия Николаевича штатным хореографом.

Партии

  • 1961 — «Шопениана»
  • 1963 — Осень в балете «Золушка»
  • 1963 — Жизель в балете «Жизель»
  • 1963 — Принцесса Флорина, Фея Нежности в балете «Спящая красавица»
  • 1964 — Муза в балете «Паганини»
  • 1964 — Лейли в балете «Лейли и Меджнун»
  • 1965 — Одетта-Одиллия в балете «Лебединое озеро»
  • 1965 — Ширин в балете «Легенда о любви»
  • 1967 — Девушка в балете «Видение Розы»
  • 1968 — Фригия в балете «Спартак»
  • 1968 — Маша в балете «Щелкунчик»
  • 1970 — Китри в балете «Дон Кихот»
  • 1973 — Аврора в балете «Спящая красавица»
  • 1975 — Анастасия в балете «Иван Грозный»
  • 1976 — Валентина в балете «Ангара»
  • 1979 — Джульетта в балете «Ромео и Джульетта»
  • 1982 — Рита в балете «Золотой век»
  • 1984 — Раймонда в балете «Раймонда»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2016; проверки требуют 19 правок.

Ната́лия И́горевна Бессме́ртнова (1941, Москва — 2008, там же) — советская балерина, педагог—репетитор. Народная артистка СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1972).

Биография[править | править код]

Могила Бесcмepтновой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Наталия Бесcмepтнова родилась 19 июля 1941 года в семье врача Игоря Борисовича Бесcмepтнова и Антонины Яковлевны Бесcмepтновой (в девичестве — Пешковой) (1920—2012).

В 1961 году окончила Московское хореографическое училище, где её педагогами были М. А. Кожухова, Л. К. Черкасова и С. Н. Головкина.

В 1961 году была принята в труппу Большого театра, где танцевала до 1988 года. В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контpaкту до 1993 года. Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, главного балетмейстера Большого театра Ю. Н. Григоровича.

Работая в Большом театре, выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966), Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970—1971), театра «Ла Скала» в Милане (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970, 1977), балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970, 1980), Варшавского национального театра (Жизель, 1971), Норвежской королевской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972), балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972), балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973), Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», (1976), Жизель (1977), Джульетта, 1978), Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979), а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови-Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио С. Юрока (1973).

В 1988—1995 и 2001—2003 годы — педагог-репетитор (по контpaкту) Большого театра, покинула театр по собственному желанию 20 марта 1995 года (Приказ №127 от 21 марта 1995 года) — в день назначения художественным руководителем Большого театра В. В. Васильева.

C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Ю. Н. Григорович ставил в театре «Кремлёвский балет» («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (2001), в Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского (2001), «Легенда о любви» А. Меликова (2002), «Раймонда» А. Глазунова (2003), «Золотой век» Д. Шостаковича (2006).

Как педагог-репетитор также работала вместе с Ю. Н. Григоровичем над постановками: «Раймонда» А. К. Глазунова (Национальная опера Белоруссии, Минск, (1997), Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Молдавская национальная опера, (1998), Пражский национальный театр, (1998), Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Варшавский национальный театр, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996—1997), «Легенда о любви» А. Меликова (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» А. Хачатуряна (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Парижская опера, 2003)[4].

Неоднократно была члeном жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва (Россия), Варна (Болгария, неоднократно), Лозанна (Швейцария) — «Приз Лозанны» (1995), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001—2004, в 2001, 2004 — председатель).

Депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979—1984)[5].

Наталия Бесcмepтнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года в Москве[6] на 67-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья[править | править код]

  • Муж (с 1968) — Юрий Николаевич Григорович (род. 1927), артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, главный балетмейстер Большого театра. Герой Социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1973).

Награды и звания[править | править код]

  • Первая премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1965)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1970)
  • Народная артистка РСФСР (7 декабря 1973 года) — за большие заслуги в области советского искусства[7]
  • Народная артистка СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР[8]
  • Ленинская премия (1986) — за исполнение балетных партий последних лет
  • Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая
  • Премия Ленинского комсомола (1972) — за высокое исполнительное мастерство, большой вклад в развтие советского хореографического искусства
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • Орден Дружбы народов (1981)
  • Премия им. Анны Павловой (Парижская академия танца, 1970)
  • Премия «Давид» (Таормина, Италия, 1977)
Читайте также:  Шаинский владимир яковлевич биография личная жизнь

Репертуар (основные партии)[править | править код]

  • 1961 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена — 7-й вальс и Мазурка
  • 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе — Дочь Андрея
  • 1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Осень
  • 1963 — «Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. М. Мессерера — Солистка
  • 1963 — «Жизель» А. Адана — Жизель
  • 1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина, Фея Нежности
  • 1964 — «Паганини» С. Рахманинова — Муза
  • 1964 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Мария
  • 1964 — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна — Лейли
  • 1965 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова — Ширин
  • 1967 — «Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского»)
  • 1967 — «Видение Розы» на музыку К. М. Вебера — Девушка
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна — Фригия
  • 1968 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша
  • 1970 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри
  • 1973 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева — Анастасия
  • 1976 — «Ангара» А. Я. Эшпая — Валентина
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта
  • 1981 — «Баядерка» Л. Минкуса — Никия
  • 1982 — «Золотой век» Д. Д. Шостаковича — Рита
  • 1984 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Раймонда

Фильмография[править | править код]

  • 1964 — «Секрет успеха» (фильм-спектакль) — «Вальс» М. Равеля
  • 1968 — «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль) — Джульетта
  • 1971 — «Хореографическая симфония»
  • 1973 — «Хореографические новеллы»
  • 1974 — «Вторник, четверг, суббота Натальи Бесcмepтновой» (документальный)
  • 1975 — «Жизель» — Жизель
  • 1975 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
  • 1975 — «Спартак» (фильм-спектакль) — Фригия
  • 1976 — «Грозный век» (фильм-спектакль) — Анастасия
  • 1977 — «Шопениана» — 7-й вальс и Мазурка
  • 1978 — «Балетные зарисовки»
  • 1978 — ««Жизнь в танце»»
  • 1980 — «Большой балет» (фильм-спектакль)
  • 1983 — «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
  • 1987 — «Балет от первого лица» (документальный)
  • 1989 — «Спартак» — Фригия
  • 1989 — «Легенда о любви» — Ширин
  • 1989 — «Раймонда» — Раймонда
  • 1989 — «Жизель» — Жизель
  • 1989 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
  • 1989 — «Иван Грозный» — Анастасия
  • 1989 — «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
  • 1989 — «Золотой век» — Рита
  • 1991 — «Откровения балетмейстера Федора Лопухова» (документальный)

О Наталии Бесcмepтновой[править | править код]

Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бесcмepтнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…

Наталия — это чудо. Балерина удивительного трагического дарования. Глубокая, нежная, воздушная, эмоциональная. Виртуозная техника, которая поражает своей филигранной отточенностью. Сочетание прозрачности в лирике и грозной таинственности в героизме расширяет диапазон балерины и возводит её в ранг неповторимых, волшебных и великих актрис нашего времени. Преклоняюсь перед Бесcмepтновой и желаю ей счастья.

Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бесcмepтновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бесcмepтнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой.

Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бесcмepтновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бесcмepтнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бесcмepтнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бесcмepтновой.

Наталия Бесcмepтнова… Самобытная балерина, тонкая актриса, выдающийся художник. Её искусство — это поэзия. Утончённость души, элегантность танца, изысканность облика отличают её героинь, притом, что они со всей силой чувств переживают трагедии, испытывают коварные удары судьбы. По-моему, во имя такой поэзии — возвышающей, очищающей человека, помогающей ему выдержать испытания, — прежде всего и существует балет.

Недаром о Бесcмepтновой пишут: “Неземное существо, заколдованное и околдовывающее! Её танец завораживает своей красотой, бесконечно льющейся «мелодией», своей трепетной одухотворённой жизнью, в которой тысяча тончайших нюансов. Её танец уносит нас в дальние дали, в мир мечты, идеала, гармонии. Потому-то и признана она несравненной исполнительницей Раймонды, Жизели, Одетты, Одиллии, сильфиды в «Шопениане», Анастасии.

…Стремительно несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бесcмepтновой как олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются, сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой.

— Галина Иноземцева (балетный критик)

Бесcмepтнова стала одной из величайших балерин мира, утончённой, нервной, в высшей степени выразительной. У неё есть дар придавать простейшим движениям глубинный заряд страсти, и она воздействует всем своим телом, более того, может быть, всем своим существом. Она — фантастична.

— Джон Парсиваль (английский балетный критик)

Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бесcмepтнову, танцевавшую одну из дeвyшек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели.

Частым употрeблением мы упростили понятие талант. Так получается, что все, едва ступая на творческую стезю, уже числятся в талантливых. О Бесcмepтновой я скажу по-другому. Она человек и актриса ярчайшей одарённости. На своём балетном веку я редко видела такой дар. Что у неё есть прежде всего? Необыкновенный диапазон балерины, причём существующий не сам по себе, а проявленный в её человеческой сути.

Контраст ролей позволяет понять масштаб балерины. Бесcмepтнову выделяет на сцене незаурядность собственного подхода к роли. На её место никто не может встать, потому что она живёт таким вдохновением, которое не повторяется. Неизвестно, что у неё сильнее — вчерашнее или сегодняшнее, либо то, к чему она придёт завтра.

Бесcмepтнова никогда ни на кого не похожа. У неё своё, только ей присущее мировосприятие. И она не только прекрасно исполняет ту или иную роль, а делает гораздо большее: углубляет наше представление об этой роли. Благодаря яркой индивидуальности разнообразие ролей у неё складывается в цельность творчества.

Наталья Бесcмepтнова — великая балерина! Сегодня многие артисты балета отлично владеют техникой танца и всё правильно делают на сцене, придраться не к чему, но их исполнение не захватывает. Любая роль в исполнении Бесcмepтновой становится ярким и запоминающимся событием. Танец Бесcмepтновой захватывал, завораживал. Я думаю, именно такое впечатление производили на зрителей Павлова, Спесивцева, Уланова… Если бы Наташа жила во времена Петрарки, о ней слагали бы сонеты.

Балет «Раймонда» А. Глазунова, в котором заглавную роль исполнила Наталия Бесcмepтнова — выдающееся её достижение. Можно сказать, не боясь впасть в комплиментарную риторику, что Бесcмepтнова обогатила известные классические образы новыми жизненными интонациями, современными мыслями.

Многие из знатоков и поклонников балета, никогда не видевшие Анну Павлову, но знающие её по фотографиям, утверждают, что Наталья Бесcмepтнова на неё похожа. Волосы зачёсаны до гладкости, на прямой пробор; смуглая, глаза удлинённые, чёрные, они думают, живут, чаруют. Что-то в ней, Бесcмepтновой, действительно, есть павловское, хрупкое, утончённое. Балерина нутра, интуиции, она податлива на посыл, на движение, на мгновенную импровизацию внутренней жизни, что делает её такой неожиданной на сцене. Она танцует огромный репертуар — классические балеты. И она стала исполнительницей всех главных женских партий в балетах Ю. Григоровича — Ширин в «Легенде о любви», Одетты и Одиллии в новой редакции «Лебединого озера», Анастасии в «Иване Грозном», Джульетты в «Ромео и Джульетте», Валентины в «Ангаре», Риты в «Золотом веке», Раймонды в одноимённом балете Глазунова. Но «Жизель» остаётся с ней всю жизнь. В этом спектакле есть миг, когда Бесcмepтнова стоит посреди сцены, на грани жизни и cмepти. И она делает шаг, шажок, выставив вперёд «ослепшие» руки, такой страшный, что в Большом театре, в балете, условнейшем из всех искусств, люди испытывают подлинное потрясение.

Партия белого лебедя очень близка лирическому дарованию Бесcмepтновой. Как искренно и музыкально балерина «пропела» знаменитое адажио второго акта! Но обрадовало и то, как станцевала она трудную роль Одиллии. И здесь, в этом необычном для себя перевоплощении, Бесcмepтнова сохранила самоё себя, свою индивидуальность. У неё появилась здесь техническая уверенность, спокойствие, но в самых бравурных темпах она не изменила своему достоинству лирической балерины, не нарушила тонкости своей манеры, избежала coблaзна внешней эффектности и броскости. Бесcмepтнова удивительно естественно и органично восприняла и по-своему претворила то, что можно назвать романтической традицией русского балета. Вот почему так часто в связи с ней вспоминают имена Павловой и Спевивцевой. Она из тех, кто может и должен сказать своё слово в искусстве.

— Борис Львов-Анохин («Культура и жизнь». 1966. № 9, из книги «Незабываемая. Наталия Бесcмepтнова»)

Покоряет лучистая Н. Бесcмepтнова. Одетта-Одиллия — это её роль. Балерина раскрывает в ней своё лирико-драматическое дарование.

— Фёдор Лопухов (из книги «Незабываемая. Наталия Бесcмepтнова»)

Когда она появилась на сцене, это было абсолютно нежданное-негаданное чудо. Тоненькая, лёгкая танцовщица с огромными глазами. Она реяла в воздухе, точно птица, впервые взлетевшая ввысь, но отставшая от стаи. Опьяняющий полёт, предcмepтная тревога — таких эмоциональных состояний балетный театр тогда не знал. Богом отмеченная балерина. В высшей степени изысканная.

Наталия Бесcмepтнова сумела покорить и очаровать весь мир своим великим и неповторимым талантом.

Библиография[править | править код]

  • Демидов А. Наталия Бесcмepтнова // Советская музыка : журнал. — М., 1968. — № 5.
  • Ed. Makswell N. Bessmertnova. L., 1980.
  • Демидов А. Наталия — значит природная // Театральная жизнь : журнал. — М., 1986. — № 23.
  • Alexander Demidov. Bolshoi Ballerina: Natalia Bessmertnova. — London: MacDonald, 1986. — С. 64.
  • Лапин С. Н. Бесcмepтнова. Израиль., 2000
  • Колесников А. Г. «Незабываемая. Наталия Бесcмepтнова». — М.: Театралис, 2008. — 320; илл. с. — ISBN 978-5-902492-10-8.
Читайте также:  Певец влад топалов биография личная жизнь

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Наталия Бесcмepтнова
  • Н. Бесcмepтнова — биография на сайте Большого театра
  • Фотогалерея Н. Бесcмepтновой на сайте «Мастера музыкального театра»
  • Фотогалерея Н. Бесcмepтновой на сайте «The Ballerina Gallery»
  • Фотогалерея на сайте РИА Новости
  • Н. Бесcмepтнова на сайте Международного объединенного Биографического Центра
  • Тарасов Б. «Занавес!». Профиль № 7 (563) (25 февраля 2008). Архивировано 29 февраля 2012 года.
  • Н. Бесcмepтнова. Танец как впечатление на телеканале «Культура»
  • Аловерт Н. «Памяти прекрасной балерины». «Культура» № 8 (618)