Биографии    


Биография мериме личная жизнь

 Биография мериме личная жизнь

Биография

Француз Проспер Мериме известен нам как писатель. Его книги давно переведены на русский язык. По мотивам его произведений написаны оперы и сняты кинокартины. Однако он был также историком, этнографом, археологом и переводчиком, академиком и сенатором. Если читатель хочет погрузиться в прошлое, описанное подробно до мельчайших деталей, то произведения Мериме – хороший способ совершить путешествие во времени.

Детство и юность

Единственный сын богатых родителей родился в Париже 28 сентября 1803 года. Общим увлечением химика Жана Франсуа Леонора Мериме и его супруги, в девичестве Анны Моро, была живопись. За столом в гостиной собирались художники и литераторы, музыканты и философы. Разговоры об искусстве сформировали интересы мальчика: он с большим вниманием рассматривал картины и увлеченно читал сочинения вольнодумцев XVIII века.

Проспер Мериме в детстве

Он свободно владел латынью и с раннего детства говорил по-английски. Англофильство было традицией в семье. Пpaбабушка Проспера, Мари Лепренс де Бомон, семнадцать лет прожила в Англии. Его бабушка Моро вышла замуж в Лондоне. В дом захаживали молодые англичане, бравшие у Жана Франсуа Леонора частные уроки живописи.

Несколько лет раннего детства Проспер провел в Далмации, где его отец состоял при маршале Мармоне. Эта деталь биографии писателя объясняет глубокое и эмоциональное восприятие им народной поэзии, мотивы которой Мериме вплел в творчество. В восемь лет Проспер экстерном поступил в седьмой класс Императорского лицея, а после выпуска по настоянию отца изучал право в Сорбонне.

Проспер Мериме в молодости

Отец мечтал о карьере адвоката для сына, но юноша отнесся к этой перспективе без восторга. Окончив университет, молодой Мериме был назначен секретарём графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии. Позже стал главным инспектором исторических памятников Франции. Изучение памятников искусства и архитектуры стимулировало творческую энергию писателя и служило источником вдохновения.

Литература

Путь в литературе Проспер Мериме начал с мистификации. Автором сборника пьес была названа испанка Клара Гасуль, не существовавшая в реальности. Вторая книга Мериме – сборник сербских народных песен «Гузла». Как оказалось, автор текстов не собирал их в Далмации, а попросту сочинил. Подделка Мериме оказалось столь талантливой, что ввела в заблуждение даже Мицкевича и Пушкина.

Проспер Мериме в молодости

Историческая драма «Жакерия» уже не ставила задачи ввести читателя в заблуждение, а рисовала картину средневекового крестьянского восстания во всех неприглядных подробностях. Столь же детально и реалистично описана борьба за власть феодалов и клерикалов в «Хронике царствования Карла IX» – единственном романе писателя. Мировую славу Просперу Мериме принесли новеллы.

Иллюстрация к книге Проспера Мериме «Кармен»

Наиболее известна читателю «Кармен». Рассказ из жизни свободолюбивых испанских цыган был переложен для сцены, дополнен музыкой и красочными танцами, экранизирован. Красивая история трагичной любви цыганки и испанца до сих пор волнует читателей и зрителей. Не менее ярко выписаны образы в остальных «народных» и «экзотических» новеллах. Например, беглый раб в «Таманго».

Проспер Мериме

Путешествуя по Европе, Мериме тонко подмечал хаpaктерные национальные черты народов и наделял ими персонажей. Корсиканцы вдохновили его на создание «Маттео Фальконе» и «Коломбы». Сюжет «Венеры Илльской» писатель тоже задумал в путешествии. Создание мистической атмосферы далось автору нелегко, но он справился с работой блестяще. Этот рассказ Проспер Мериме называл своим шедевром.

Личная жизнь

Проспер Мериме не был женат и всю жизнь пользовался положением холостяка. Многие подробности любовных похождений писателя открылись любознательным читателям уже после его cмepти. Друзья и любовницы опубликовали сохранившуюся переписку, открыв секреты, которые, впрочем, Проспер никогда особенно не скрывал. Разгульные похождения молодого повесы в компании со Стендалем создали Мериме дурную репутацию.

Валентина Жозефина Делесер

Дольше всего продлилась любовная связь с Шарлоттой Мари Валентиной Жозефиной Делесер. Жена банкира Габриэля Делесера, мать двоих детей, одаривала Проспера своей благосклонностью с начала тридцатых годов до 1852 г. Одновременно с этой связью развивался роман с Жени (Жанной Франсуазой) Дакен, ставшей знаменитой благодаря изданию сохранившихся у нее писем писателя.

Завязала переписку дeвyшка. Желая познакомиться с известным писателем, она сочинила письмо от имени вымышленной леди Алджернон Сеймур, задумавшей проиллюстрировать «Хронику царствования Карла IX». Мериме попался на приманку. Предвкушая очередную интрижку, вступил в переписку с незнакомкой, попутно у своих английских друзей пытаясь выяснить ее личность.

Проспер Мериме и Женни Дакен

После нескольких месяцев переписки, 29 декабря 1832 года Мериме встретился с таинственной незнакомкой в Булони. Знакомство с Женни Дакен Мериме скрывал. Только близкие друзья, Стендаль и Саттон Шарп, были в курсе. С одной стороны, не хотел компрометировать приличную дeвyшку из буржуазной семьи, с другой – «официальная» любовница у него уже была. Мимолетная интрижка между Проспером и Женни со временем переросла в близкую дружбу, которую прервала cмepть писателя.

В 50-е годы Мериме был очень одинок. После cмepти отца он пятнадцать лет прожил вдвоем с матерью. В 1852 году Анна Мериме умерла. Отношения с Валентиной Делесер в том же году закончились окончательным разрывом. Кипучая творческая энергия начала иссякать. Пришла старость.

Читайте также:  Дмитрий марьянов биография и его личная жизнь

Смерть

В 60-е годы здоровье Мериме ухудшается. Его беспокоят приступы удушья (астма), отекают ноги, болит сердце. В 1867 году из-за прогрессирующей болезни писатель поселился в Каннах, где и умер тремя годами позднее – 23 сентября 1870 года. Мрачные предчувствия одолевали его перед cмepтью. 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, Мериме ожидал катастрофы и не хотел ее видеть.

Могила Проспера Мериме

В Париже сгорели его архив и библиотека, а оставшиеся вещи растащили и продали слуги. Похоронен Проспер Мериме на кладбище Гран-Жас. После cмepти писателя вышел сборник «Последние новеллы», лучшим из которых критики называют рассказ «Голубая комната». Стала достоянием читателей и личная переписка.

Библиография

Роман

  • 1829 — «Хроника царствования Карла IX»

Новеллы

  • 1829 — «Маттео Фальконе»
  • 1829 — «Таманго»
  • 1829 — «Взятие редута»
  • 1829 — «Федериго»
  • 1830 — «Партия в триктpaк»
  • 1830 — «Этрусская ваза»
  • 1832 — «Письма из Испании»
  • 1833 — «Двойная ошибка»
  • 1834 — «Души чистилища»
  • 1837 — «Венера Илльская»
  • 1840 — «Коломба»
  • 1844 — «Арсена Гийо»
  • 1844 — «Аббат Обен»
  • 1845 — «Кармен»
  • 1846 — «Переулок Госпожи Лукреции»
  • 1869 — «Локис»
  • 1870 — «Джуман»
  • 1871 — «Голубая комната»

Пьесы

  • 1825 — «Театр Клары Газуль»
  • 1828 — «Жакерия»
  • 1830 — «Недовольные»
  • 1832 — «Заколдованное ружье»
  • 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот»
  • 1853 — «Дебют авантюриста»

Прочее

  • 1827 — «Гусли»
  • 1829 — «Жемчужина Толедо»
  • 1832 — «Бан Хорватии»
  • 1832 — «Умирающий гайдук»
  • 1835 — «Заметки о путешествии по югу Франции»
  • 1836 — «Заметки о путешествии по западу Франции»
  • 1837 — «Этюд о религиозной архитектуре»
  • 1838 — «Заметки о путешествии в Овернь»
  • 1841 — «Заметки о путешествии на Корсику»
  • 1841 — «Опыт о гражданской войне»
  • 1845 — «Исследования по римской истории»
  • 1847 — «История дона Педро I, короля Кастилии»
  • 1850 — «Анри Бейль (Стендаль)»
  • 1851 — «Русская литература. Николай Гоголь»
  • 1853 — «Эпизод из русской истории. Лжедмитрий»
  • 1853 — «Мормоны»
  • 1856 — «Письма к Паницци»
  • 1861 — «Восстание Стеньки Разина»
  • 1863 — «Богдан Хмельницкий»
  • 1865 — «Казаки Украины и их последние атаманы»
  • 1868 — «Иван Тургенев»
  • 1873 — «Письма к незнакомке»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2022; проверки требуют 19 правок.

Запрос «Мериме» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Проспе́р Мериме́ (фр. Prosper Mérimée; 28 сентября 1803, Париж — 23 сентября 1870, Канны) — французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы, историк, этнограф и археолог[6][7][8][9].

В качестве главного инспектора исторических монументов заведовал составлением реестра исторических памятников (т. н. база Мериме). Член Французской академии, сенатор Второй империи. Много сделал для популяризации во Франции русской литературы.

Биография[править | править код]

Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 в семье химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. Его мать Анна-Луиза Моро также была художницей[10]. После окончания курса юридических наук в Париже был назначен секретарём графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции (их список до сих пор носит его имя). На этом посту Мериме много способствовал сохранению исторических памятников.

Именно Мериме оценил рисунки и обмеры исследователя готики Виолле-ле-Дюка и привлек его к реставрационной работе, благодаря которой «варварский» стиль был реабилитирован, а мы сегодня видим шедевры французской средневековой архитектуры без «наслоений», добавленных зданиям в годы увлечения классицизмом.

Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 г. подружился с графом де Теба и его женой, дочь которых стала впоследствии французской императрицей Евгенией. В качестве старого друга этого семейства Мериме был во время Второй империи близким человеком при тюильрийском дворе. Императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 г. Мериме был возведён в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III.

Служебная карьера и политика играли, впрочем, второстепенную роль в жизни и деятельности такого писателя-художника, каким по призванию был Мериме. Ещё изучая право в Париже, он подружился с Ампером и Альбером Штапфером. Последний ввёл его в дом своего отца, собиравшего у себя кружок людей, преданных наукам и искусствам. На его литературных вечерах бывали не одни французы, но также англичане, немцы и даже русские.

У Штапфера Мериме сошёлся и подружился со Стендалем и Делеклюзом, заведовавшим отделом критики в «Revue de Paris». Литературные вкусы и взгляды Мериме сложились под влиянием Штапферов и кружка Делеклюза. От них он заимствовал интерес к изучению литератур других народов. Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяла его из среды других французских писателей того времени. Особенный интерес он питал к России, Корсике и Испании. Больше, чем отшлифованная по общему шаблону жизнь мегаполисов, его влекли дикие, самобытные нравы, сохранившие национальную самобытность и яркий цвет старины.Читайте также:  Сатирик михаил задорнов биография личная жизнь

Проспер Мериме также участвовал в комиссии под председательством маршала Вайяна (1854). На комиссию была возложена работа по «собиранию, согласованию и опубликованию переписки Наполеона I, относящейся к различным областям государственных интересов». В 1858 г. было опубликовано 15 томов (охватывали период с 1793 г. по 1807 г.), которые были встречены критикой. В 1864 г. была созвана новая комиссия, работать в которой Мериме отказался из-за размолвок с маршалом.

Литературная деятельность[править | править код]

Акварельная иллюстрация к «Кармен» (1845)

На литературном поприще Мериме дебютировал когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля, как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса стрaнcтвующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.

В 1828—1829 годах выходят драмы «Жакерия» и «Семейство Карвахаля», исторический роман «Хроника времён Карла IX» и новелла «Маттео Фальконе». Мериме в это время деятельно сотрудничал в изданиях «Revue de Paris» и «National». Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. В конце 1839 г. он предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были путевой журнал и повесть «Коломба».

Благодаря успеху основанной на ней оперы Жоржа Бизе из всех произведений Мериме, пожалуй, наиболее известна новелла «Кармен», значительная часть которой посвящена описанию нравов цыган.Замысел новеллы возник во время путешествия Мериме в Испанию в 1830 году. Драматические страсти, бурлящие в сердцах горячих южан, у Мериме пересказаны сухим и сдержанным языком. Как правило, рассказчиком выступает рациональный наблюдатель-иностранец. Эмоции первобытных народов он противопоставляет малокровию цивилизованной Европы: «Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение»[11]. Литературоведы пишут, что в своих новеллах инспектор исторических монументов создал своеобразный «музей страстей человеческих»[12].

Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история дона Педро I, короля Кастилии, пользовалась уважением даже среди специалистов.

Последняя новелла, изданная при жизни Мериме, — «Локис», действие которой происходит в Литве. После cмepти Мериме изданы «Последние новеллы», где мистическое происшествие получает обыденное истолкование, и его письма. В 1873 г. были изданы Письма к незнакомке (Lettres à une inconnue). Скончался в Каннах, где похоронен на кладбище Гран-Жас.

Мериме и Россия[править | править код]

Мериме один из первых во Франции оценил достоинство русской литературы и овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. Он был большим почитателем Пушкина, в 1849 году перевёл его «Пиковую даму».

Мериме также был большим почитателем И. С. Тургенева и написал предисловие к французскому переводу «Отцов и детей», вышедшему в Париже в 1864 г. В 1851 году в «Revue des Deux Mondes» вышел его этюд о Гоголе, а в 1853-м — перевод «Ревизора».

Мериме интересовался и русской историей: в «Journal des Savants» он опубликовал несколько статей об «Истории Петра Великого» Н. Г. Устрялова и очерков из истории казачества («Les Cosaques d’autrefois»). История Смутного времени отражена в «Le faux Demetrius» и драматических сценах «Les Debuts d’un Aventurier» (1852).

Произведения[править | править код]

Роман[править | править код]

  • 1829 — «Хроника царствования Карла IX» (Chronique du règne de Charles IX)

Новеллы[править | править код]

«Экзотика, фантастика и мифология Мериме всегда точно приурочены к географическому прострaнcтву и неизменно окрашены в отчетливые тона couleur locale. «Корсиканский» миф, литературно-мифологическая Испания, Литва последовательно появляются на страницах повестей Мериме. Острота достигается тем, что литературная география Мериме неизменно воплощается в пересечении двух языков: внешнего наблюдателя-европейца (француза) и того, кто смотрит глазами носителей резко отличных точек зрения, разрушающих самые основы рационализма европейской культуры. Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения. То, что звучит как фантастика и суеверие для персонажа-европейца, представляется самой естественной правдой для противостоящих ему героев, воспитанных культурами разных концов Европы. Для Мериме нет «просвещения», «предрассудков», а есть своеобразие различных культурных психологий, которое он описывает с объективностью внешнего наблюдателя. Рассказчик у Мериме всегда находится вне того экзотического мира, который описывает»

  • 1829 — «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone)
  • 1829 — «Таманго» (Tamango)
  • 1829 — «Видение Карла IX» (Vision de Charles IX[14])
  • 1829 — «Взятие редута» (L’enlèvement de la redoute)
  • 1829 — «Федериго» (Federigo)
  • 1830 — «Партия в триктpaк» (La partie de trictrac)
  • 1830 — «Этрусская ваза» (Le vase étrusque)
  • 1832 — «Письма из Испании» (Lettres d’Espagne)
  • 1833 — «Двойная ошибка» (La double méprise)
  • 1834 — «Души чистилища» (Les âmes du Purgatoire)
  • 1837 — «Венера Илльская» (La Vénus d’Ille)
  • 1840 — «Коломба» (Colomba),
  • 1844 — «Арсена Гийо» (Arsène Guillot)
  • 1844 — «Аббат Обен» (L’Abbé Aubain)
  • 1845 — «Кармен» (Carmen)
  • 1846 — «Переулок Госпожи Лукреции» (Il vicolo di madama Lucrezia)
  • 1869 — «Локис» (Lokis)
  • 1870 — «Джуман» (Djoûmane)
  • 1871 — «Голубая комната» (Chambre bleue)
Читайте также:  Бен барнс биография о его личной жизни

Пьесы[править | править код]

  • 1825 — «Театр Клары Газуль» (Théâtre de Clara Gazul), сборник пьес
  • 1828 — «Жакерия» (La Jacquerie), историческая драма-хроника
  • 1830 — «Недовольные» (Les Mécontents), пьеса
  • 1832 — «Заколдованное ружье» (Le Fusil enchanté), пьеса
  • 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот» (Les deux héritages ou Don Quichotte), комедия
  • 1853 — «Дебют авантюриста» (Débuts d’un aventurier), пьеса

Путевые заметки[править | править код]

  • 1835 — Заметки о путешествии по югу Франции (Notes d’un voyage dans le Midi de France)
  • 1836 — Заметки о путешествии по западу Франции (Notes d’un voyage dans l’Ouest de la France)
  • 1838 — Заметки о путешествии в Овернь (Notes d’un voyage en Auvergne)
  • 1841 — Заметки о путешествии на Корсику (Notes d’un voyage en Corse)

Работы по истории и литературе[править | править код]

  • Опыт о гражданской войне (Essai sur la guerre sociale) 1841
  • Исследования по римской истории (Études sur l’histoire romaine) 1845
  • История дона Педро I, короля Кастилии (Histoire de Don Pèdre Ier, roi de Castille) 1847
  • Анри Бейль (Стендаль) (Henry Beyle (Stendhal) 1850
  • Русская литература. Николай Гоголь (La Littérature en Russie. Nicolas Gogol) 1851
  • Эпизод из русской истории. Лжедмитрии (Épisode de l’Histoire de Russie. Les Faux Démétrius) 1853
  • Мормоны (Les Mormons) 1853
  • Восстание Стеньки Разина (La Révolte de Stanka Razine) 1861
  • Казаки былых времен 1863
  • Казаки Украины и их последние атаманы (Les Cosaques de l’Ukraine et leurs derniers attamans) 1865
  • Иван Тургенев (Ivan Tourguénef) 1868

Прочее[править | править код]

  • 1827 — Гусли (La Guzla)
  • 1829 — Жемчужина Толедо (La Perle de Tolède), баллада
  • 1832 — Бан Хорватии (Le Ban de Croatie), баллада
  • 1832 — Умирающий гайдук (Le Heydouque mourant), баллада
  • 1837 — «Этюд о религиозной архитектуре» (Essai sur l’architecture religieuse)
  • 1856 — Письма к Паницци
  • 1863 — эссе «Богдан Хмельницкий» (Bogdan Chmielnicki)
  • 1873 — Письма к незнакомке (Lettres à une inconnue)

Первые переводы повестей Мериме на русский язык:

  • «Илльская Венера» («Библиотека для чтения», 1837)
  • «Коломба» (там же, 1840)
  • «Двойная ошибка» («Современник», 1847)
  • «Варфоломеева ночь» («Исторический вестник», 1882)
  • «Кармен» («Дорожная библиотека», 1890).

Экранизации произведений[править | править код]

  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Артур Гилберт), Великобритания, 1907.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Джироламо Ло Савио), Италия, 1909.
  • «Сигаретница из Севильи» (The Cigarette Maker of Seville), США, 1910.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Сесил Демилль), США, 1915.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Чарли Чаплин), США, 1915.
  • «Медвежья свадьба» — по пьесе А. Луначарского, созданной по мотивам новеллы «Локис», (Режиссёры: Владимир Гардин, Константин Эггерт), СССР, 1925.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Жак Фейдер), Франция, 1926.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Лотта Райнигер), Германия, 1933.
  • «Вендетта» (Vendetta) — (реж. Мел Феррер), США, 1950. По мотивам новеллы «Коломба».
  • 1960 — по мотивам новеллы «Маттео Фальконе» на киностудии «Азербайджанфильм» был снят одноимённый фильм. Режиссёр-постановщик — Тофик Тагизаде.
  • «Таманго» (Tamango) — (реж. Джон Берри), 1958.
  • «Локис» (Lokis) — по одноименной новелле, реж. Януш Маевский, Польша, 1970.
  • «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone) — (реж. Ян Будкевич), Польша, 1971.
  • «Зверь» (La Bete) — по мотивам новеллы «Локис», (реж. Валериан Боровчик), Франция, 1975.
  • «Венера Илльская» (La Vénus d’Ille), Бельгия, 1962.
  • «Венера Илльская» (La Venere D’Ille), Италия, 1979.
  • «Кармен» (The Loves of Carmen) (реж. Чарльз Видор) — США, 1948.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Карлос Саура), Испания, 1983.
  • «Имя: Кармен» (фр. Prenom Carmen) — (реж. Жан-Люк Годар), Франция, 1983. По мотивам новеллы «Кармен» с реминисценциями мюзикла «Кармен Джонс», в основе которого лежит опера Жоржа Бизе с тем же названием.
  • «Кармен» — вариация на тему, (реж. А. Хван), Россия, 2003.
  • «Кармен из Каеличе» (U-Carmen e-Khayelitsha) — (реж. Марк Дорнфорд-Мэй), ЮАР, 2005. Сюжет перенесён в XXI век, в один из самых бедных районов Кейптауна.
  • «Коломба» (Colomba) — (реж. Лоран Жауи), Франция, 2005.
  • «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone) — (реж. Эрик Вюйяр / Eric Vuillard), Франция, 2008.
  • «Кармен» (Carmen) — (Жак Малатье), Франция, 2011.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Луков Вл. А. Мериме Проспер // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» [2010].
  • Мериме, Проспер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Краткая биография и библиография на сайте Французской академии.
  • Biblioweb: Biografie, Bibliografie, аnаlyse.
  • Биография. Проспер Мериме// Национальная библиотека Германии.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов