Жена ярополка бывшая греческая монахиня
Собственная ее биография мало кого интересовала в древней Руси. Повышенное внимание древнерусских книжников к этой женщине было обусловлено исключительно тем, что, по преданию, Владимир, после убийства Ярополка, сделал ее своей наложницей — чем вызвал упopные слухи о том, что рожденный «грекиней» сын Святополк был «от двоих отцов» (Ярополка и Владимира). В связи с происхождением Святополка и упоминаются некоторые подробности биографии его матери.
В то же время показания древнерусских источников довольно противоречивы.
Так, «Сказание о Борисе и Глебе» сообщает о матери Святополка, что она прежде была черницей (монахиней), гречанкой родом, а Ярополк «поял» и расстриг ее, пленившись красотой черницы. Владимир же, убив Ярополка, захватил его жену, которая была уже беременной («непраздну сущу»). В этом незаконном бpaке родился «окаянный» Святополк, которого Владимир не любил, так как считал не своим сыном.
Здесь утверждается, во-первых, что матерью Святополка была расстриженная грекиня-черница (каким образом она попала в Киев, не поясняется) и, во-вторых, что Владимир не был родным отцом Святополка. Цель этих генеалогических разысканий вполне очевидна — убедить читателя в прирожденном «окаянстве» убийцы святых братьев-мучеников, проведя параллель с известным библейским персонажем — Авимелехом, незаконнорожденным сыном судьи израильского Гедеона, истребившем 70 своих братьев: «сей же Святополк, новый Авимелех, который родился от прелюбодеянья и избил (убил) братьев своих, сынов Гедеоновых».«Повесть временных лет» (Ипатьевский список), разделяя со «Сказанием» саму идею предопределенности Святополковых злодеяний, вместе с тем толкует ее по-своему: «у Ярополка была жена грекиня, и была она черницею, ее привел отец его Святослав и выдал замуж за Ярополка, красы для лица ее» (под 977 г.). «Владимир же завладел женой братней грекиней, и была она не праздна, от нее же родил Святополка. От греховного корня злой плод бывает, поскольку, во-первых, была его мать черницею, а второе, Владимир взял ее себе не по бpaку, ибо был знатный прелюбодей. Но отец его не любил, ибо был он от двоих отцов, от Ярополка и от Владимира» (под 980 г.).
Разночтения со «Сказанием» весьма значительны: одни подробности появляются (оказывается, грекиню привел Ярополку из Византии его отец, Святослав), другие исчезают (о «поятии» и расстрижении грекини Ярополком). Но наиболее важны два момента. Возвещая, как и «Сказание», о рождении Святополка «от двоих отцов», летописец в то же время фактически дезавуирует это известие тем, что прямо удостоверяет отцовство Владимира фразой, что именно он «родил» Святополка (грамматическая форма, употрeбленная в «Сказании» — «от нее же родился сей окаянный Святополк», — наоборот, тщательно отстраняет Владимира от участия в его рождении: не Владимир «родил» Святополка, а тот как бы сам «родился» от грекини) и был его отцом. Греховность же происхождения Святополка летописец видит в монашеском чине его матери и в том, что Владимир сожительствовал с грекиней незаконным образом, то есть сделал ее своей наложницей, тогда как для автора «Сказания» корень зла заключается исключительно в рождении Святополка от двух отцов, которые к тому же приходились друг другу еще и братьями.
На территорию Византии войско Святослава вторглось лишь однажды, в ходе кампании 970 г., следовательно, только тогда оно и могло на время завладеть каким-то византийским монастырем.
Переяславско-Суздальская летопись (XIII в.), следуя в основном тексту «Сказания», дополнила его сообщением «Повести временных лет» о том, что грекиня прибыла на Русь в качестве военной добычи, и собственным уточнением о времени ее пострижения в монахини: «Сего [Святополка] мать прежде была черница, грекиня, пленена в Царьграде. И была она красива, и поял ее Ярополк, брат Владимиров; по мужней же cмepти она постриглась в монастырь. Владимир же расстриг ее, из-за ее красоты».
Поздняя письменная фиксация, тенденциозность, морализаторство, смещение акцентов, разнобой в важных и второстепенных сведениях (вот еще мелкая, но хаpaктерная деталь: виновниками расстрижения прекрасной черницы оказались последовательно Святослав, Ярополк и Владимир), а также внутренние неувязки (Ярополк получает грекиню в жены после византийского похода Святослава в 970 г., а «непраздной» она становится только десять лет спустя, в 980 г.) — все эти особенности летописно-житийной разработки сюжета о рождении Святополка делают его типичным образцом литературного мифотворчества. В действительности русские писатели конца XI — начала XII вв., по всей видимости, уже не располагали почти никакими достоверными данными о Святополке и его матери.
Читайте также: Бывшая жена олигарха с рублевкиНекоторые историки (Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев) предполагали, что Ярополкова «грекиня» могла быть одной из женщин, которые склонили Владимира к крещению (древнерусская литература отдает первенство в этом деле княгине Ольге и ромейской жене Владимира — принцессе Анне).
Оригинал статьи на мем сайте “Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах”https://zaist.ru/news/knyazhenie_vladimira/a_u_yaropolka_byla_zhena_grekinya_/
Свое будущее Рогнеда представляла безоблачным. Она дочь полоцкого князя Рогволода, единственная дочь. И к ней едет жених – красавец-князь из самого Киева. Быть ей княгиней, править вместе с мужем, рожать сыновей, которые тоже будут княжить после отца.
Княжна Рогнеда, кадр из к/ф “Викинг”, в роли Рогнеды – Александра Бортич
Из всего, о чем мечталось, сбылось только последнее: ее сыновья будут править. Но счастья ей судьба не подарила. Был и красавец-князь, да не тот, которого ждала дeвyшка, а воспоминания о свадьбе станут ее самым страшным кошмаром на долгие годы.
Невеста князя Ярополка
Рогнеда Рогволодовна родилась около 960-го года, отец ее по преданию пришел из-за моря, скорее всего он имел варяжское происхождение, но родственниками с Киевскими рюриковичами полоцкие князья не были.
Согласно “Лаврентьевской летописи”, к Рогнеде посватались сразу два князя: Ярополк Святославич и Владимир Святославич. Это были братья, но братья только по отцу. Ярополк был рожден от жены Святослава Предславы, а Владимир появился на свет в результате “любви” Святослава с ключницей его матери paбыней Малушей.
Ярополку отец оставил Киев, а Владимиру Новгород. Князь Рогволод тяготел к союзу с киевлянами. Но дочь он все же спросил, а не хочет ли она выйти за Владимира, на что получил гордый ответ: “Не хочу разуть сына paбыни”.
Разувание мужа – древний языческий свадебный обряд, он символизировал власть мужа над женой, ее покорность. Рогнеда выбрала Ярополка и уже была объявлена его невестой. Ее уже собирались отвезти к жениху.
Даром, что у Ярополка уже была некая греческая монахиня, похищенная еще его отцом, то ли жена, то ли наложница. Но это не смущало никого в языческие времена. Что там наложница против княжны!
Завистливый брат
Рогнеда была тщеславна и горда, будь этих качество в ней поменьше, кто знает, как сложилась бы ее судьба?
А Владимир Святославович, как многие дети, которых ущемляли в детстве, был полон решимости взять реванш. Он не смог смириться с второстепенной ролью, с клеймом незаконного сына.
К тому же, Владимир считал Ярополка виновным в гибели еще одного брата – Олега Святославича. В общем, решил младший братец отобрать у старшего все: власть, землю и даже невесту.
Слова Рогнеды и ее отказ князю передали. К тому же, рядом был брат его матери Добрыня, прототип одного из известнейших богатырей.
Добрыня (потомок древлянского князя?) и убедил Владимира, что такое оскорбление от правителей Полоцка прощать никак нельзя. Владимир собрал в Новгороде войско и пошел на Полоцк.
Владимир Святославич
В битве отец Рогнеды потерпел поражение, попытался укрыться в Полоцке, но захватчики ворвались в город.
“Красная свадьба”
Все близкие Рогнеды и она сама оказались в плену разъяренного, обиженного отказом мужчины. Добрыня посоветовал Владимиру взять дeвyшку прямо сейчас, на глазах ее родителей. Это была месть. И Владимир отомстил.
А потом опозоренная дочь и сестра вынуждена была смотреть, как от руки “сына paбыни” пали ее родители и малолетние братья.
А дальше Владимир пошел на Киев, где одолел Ярополка, забрав у него и Киев, и греческую монахиню, возможно беременную Святополком Окаянным.
Рогнеда стала одной из шести языческих жен будущего крестителя Руси. И каково ей было жить с мужем, ведомо только ей.
Называют 7 детей, которых родила она от Владимира: Изяслав, Ярослав (будущий Мудрый), Всеволод, Мстислав, Предслава, Премислава, Мстислава.
Читайте также: Разведенные жены имеют право на наследство после cмepти бывшего мужаОтставка
Рогнеда даже покушалась на жизнь мужа, но между разъяренным отцом и матерью встал Изяслав, от которого поведут род князья Полоцка, нарекаемые Рогволодовичами, то есть – по “матчеству”.
В 988 году Владимир принял крещение в Корсуни. Принял вместе с рукой сестры императоров Византии Анны.
Согласно источникам, он предложил Рогнеде выйти замуж за кого она пожелает, но та отказалась.
Бывшая жена уехала вместе со старшим сыном в родной Полоцк. Есть мнение, что перед кончиной она приняла новую веру, которая в общем-то и освободила ее от мужа. Постриглась ли Рогнеда в монахини с именем Анастасия – достоверно неизвестно.
Во всяком случае, судьба не подарила ей того, о чем мечтала дeвyшка в юности.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
На своем сайте злючка.рф я публикую в том числе и исторические очерки, многих нет и не будет на канале, поэтому кликайте на синюю ссылку, всем буду рада.
Владимир состоял в нескольких языческих бpaках. Еще до своего сватовства к Рогнеде он уже был женат на «чехине». Согласно «Саге об Олаве сыне Трюггви» ее звали Аллогия, по Татищеву же «чехиней» была норвежская княжна Олава. Достоверных данных о ней почти нет, кроме того, что она родила Владимиру сына Вышеслава, ставшего новгородским князем и умершего еще при жизни отца.
Процесс сватовства к полоцкой княжне Рогнеде подробно описан в «Лаврентьевской летописи». Владимир, услышав, что брат его Ярополк собрался взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода, решил опередить его. Послал он к Рогволоду в Полоцк гонцов сообщить о том, что хочет дочь его в жены. Полоцкий князь же спросил о том у дочери, на что получил ответ: «Не хочу разуть сына paбыни, но хочу за Ярополка». Тогда Владимир собрал войско из варягов, славен, кривичей и чуди и пошел на Полоцк. Рогнеду уже собирались везти к Ярополку, когда Владимир напал на город. Рогволод вступил в борьбу с князем, но потерпел поражение и закрылся в городе.
В 978 году Владимир взял крепость и решил отомстить за оскорбление. По совету своего дяди Добрыни, который был братом ключницы Малуши, Владимир изнacилoвал юную Рогнеду на глазах ее родителей, после чего убил князя Рогволода, его супругу и сыновей. Рогнеду он принудительно взял в жены. Она получила имя Горислава и стала второй из шести жен Владимира. Княгиня поселилась на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино (в честь дочери Владимира и Рогнеды — Предславы). Рогнеда родила князю 7 детей.
Первенцем стал Изяслав, будущий полоцкий князь. В 987 году Рогнеда решила отомстить мужу за содеянное зло. Однажды князь приехал к ней в сельцо. Рогнеда ночью, когда Владимир спал, хотела его заколоть, но князь проснулся и успел отвести удар. За покушение Рогнеде грозила cмepтная казнь. Владимир приказал жене нарядно одеться, и уже было взял в руки меч, чтобы привести приговор в исполнение, но тут навстречу ему вышел маленький Изяслав тоже с мечом в руке. Владимир не смог убить мать на глазах у ребенка и созвал бояр, которые посоветовали пощадить Рогнеду и отправить ее в земли отца. Владимир воздвиг в полоцкой земле город Изяславль и поселил Рогнеду с сыном там. Оттуда пошла полоцкая ветвь Рюриковичей.
Вторым сыном стал Мстислав, но он, скорее всего, умер в младенчестве. Сын Ярослав сначала княжил в Ростове, после cмepти Вышеслава в Новгороде, а после победы над Святополком Окаянным занял киевский престол и вошел в историю как Мудрый. Всеволод стал владимиро-волынским князем, погиб в Швеции еще при жизни отца. Дочери Предслава и Мстислава были угнаны в 1018 году в Польшу князем Болеславом I, после того, как он взял Киев. До этого Болеслав сватался к Предславе, но получил отказ. Победитель сделал пленницу своей женой, хотя уже и был женат. Дочь Премислава же, по некоторым источникам, стала женой венгерского принца Ласло Лысого.
После убийства брата Ярополка Владимир взял к себе в наложницы его беременную жену, гречанку, которую, по некоторым источникам, звали Юлией. Она была монахиней, а привез ее за ее красоту в жены к сыну князь Святослав. Гречанка родила сына Святополка, который позднее в борьбе за власть убьет своих двоюродных братьев Бориса и Глеба и получит имя Окаянного.
От Адельи из Чехии у Владимира было три сына: Мстислав, князь черниговский и тмутаранский, Станислав, князь смоленский, и Судислав, князь псковский. От богемской княжны Мальфриды — сын Святослав, князь древлянский. От болгарыни Милолики — сыновья Борис и Глеб, которые княжили в Ростове и Муроме. Были у Владимира дети, чьих матерей установить не удалось. Сын Позвизд упоминается только в летописном списке детей Владимира, но, если судить по языческому имени, родился он до принятия князем христианства. Дочь Добронега-Мария же стала женой короля Польши Казимира I.
Женами Владимир не ограничивался. Если верить летописям, то было у князя 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белегороде и около 200 в Берестове. Владимир был настолько ненасытен в любви, что «всякая прелестная жена и дeвица страшились его любострастного взора». Князь не чтил святость брачных союзов или невинности и брал себе любую понравившуюся дeвyшку в любовницы.
В конце концов Владимир захотел в жены византийскую царевну Анну. Незадолго до этого князь послал в Византию большое войско, которое помогло победить мятежного полководца Варду Фоку. Взамен потребовал Владимир отдать в жены ему сестру императора Василия II. Византийцы согласились при условии, что Владимир примет крещение, но схитрили и «забыли» послать князю жену.
Читайте также: Аврора клуб бывших женКак мы помним, Владимир болезненно относился к подобным отказам и пошел с войском на Корсунь. Он потребовал отдать за него дочь градоначальника вместо принцессы, но и тут его ждал отказ. Тогда князь взял город в долгую осаду. Когда начался голод, среди горожан нашлось немало сторонников сдачи города, и ворота княжескому войску были открыты. В отместку за отказ Владимир поступил с семьей местного градоначальника, как с Рогволодом. А дочь его, посмевшую отказать князю, выдал насильно замуж за одного из предателей, сдавших город.
После взятия Корсуни Владимир вновь потребовал себе Анну в жены, пригрозив, что пойдет на Константинополь. В 988 году Анну выдали замуж за Владимира, а последний принял христианство под именем Василий. После крещения он приказал отпустить своих «языческих» жен, повелев им идти замуж за того, кого выберут. Кроме того, он пытался усмирить свою пoxoть и женолюбие, и даже специально собирал лекарей, которые должны были усмирить его плоть. Однако на радикальные меры в данном вопросе Владимир так и не решился.
Остаток жизни Владимир провел как благочестивый христианин. Детей в бpaке с Анной у него не было, но его предыдущая языческая жизнь оставила князю 11 сыновей. Вскоре его отпрыски начнут борьбу за киевский престол, а государство на годы погрузится в междоусобные войны и кровопролитие.
Видео дня. Россиянка с редкой болезнью стала звездой Сети
В Москве, на Боровицком холме, освятили закладной камень на месте установки памятника князю ВЛАДИМИРУ, крестителю Руси. Церковь не скрывает, что до обретения ХРИСТА князь творил страшные вещи. Тем очевиднее его духовный подвиг и чудо перерождения.
* Владимир – сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши. Родился около 960 года под Псковом, в вотчине своей бабки – княгини Ольги, которая в гневе сослала туда Малушу, узнав о ее беременности. Археолог Дмитрий Прозоровский еще в 1864 году доказал, что Малуша, хоть и была в статусе невольницы, являлась потомком князя Мала Древлянского, чей род сыграл выдающуюся роль в истории русской державы.
* «Повесть временных лет» так передает образ жизни Владимира до крещения:
«Был же Владимир побежден пoxoтью, а наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блyде, приводя к себе замужних женщин и растляя дeвиц».
Помимо этого, он состоял в нескольких официальных языческих бpaках, в частности с «чехиней» и «болгарыней».
* После cмepти отца Владимир стал Новгородским князем. Выступил против брата Ярополка, который княжил в Киеве. Узнав, что другой его брат – Олег, также бросивший вызов Ярополку, погиб, бежал в Норвегию. Вернувшись с новым войском, захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода. Его дочь, княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жены. Причем по совету дяди Добрыни сначала изнacилoвал Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и двоих братьев.
* C большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. Воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил сюзерена бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир сделал наложницей.
* В 988 году войско князя Владимира подчинило нынешний Херсонес (Корсунь), а сам он возжелал в жены себе сестру византийских императоров Василия ІІ и Константина VIII Анну. Обещал помочь с подавлением мятежа местного узурпатора Варды Фоки. А в случае неповиновения угрожал пойти походом на Константинополь. Согласие на бpaк было дано, но с условием, что Владимир примет крещение, дабы быть с женой одной веры. Князь согласился, что предопределило судьбу Руси.
* Приняв христианство и крестив подданных, князь переменился полностью. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что потребуется: еду, питье и даже деньги. Распорядился развозить продукты немощным. Запретил ритуальные языческие жертвоприношения, отменил cмepтную казнь, а также отказался от завоевательных походов.
Новая религия объединила разрозненные русские племена. Русь, окрепнув политически, обогатилась культурно и нравственно. До сих пор в мире без нашей страны не решается ни один важный вопрос.