Мария ярыгина актриса личная жизнь
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский
Экранизация романов Александра Дюма в видении Ге opгия Юнгвальд-Хилькевича оказалась достаточно вольной, что не повлияло на популярность фильма среди зрителей. С выхода «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» до ленты «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» прошло 30 лет, но исполнители главных ролей согласились сыграть во всех трех частях продолжения: вновь собраться вместе ради общей работы было заманчиво.
Трудности, с которыми столкнулись артисты и операторы, остались за кадром, и зрители увидели лишь результат стараний авторов киноэпопеи. Теперь же в распоряжении «СтарХита» оказались уникальные фотографии бэкстейджа съемок.
«Д’АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА»
Валентин Смирнитский тщательно работал над образом Портоса, продумывая детали с художниками по костюмам
Пожалуй, самое большое впечатление на зрителей произвела первая часть киноэпопеи, которая, в свою очередь, делилась на три серии — «Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян», «Подвески королевы» и «Приключения продолжаются». Съемки проходили до августа 1978-го, а монтаж завершили еще через три месяца, однако картина вышла на экраны лишь спустя год.
Такая задержка случилась из-за конфликта между Ге opгием Юнгвальд-Хилькевичем со сценаристом Марком Розовским и поэтом-песенником Юрием Ряшенцевым. Как позднее рассказывал Розовский, в третью серию режиссер внес слишком много изменений, а также не прописал в титрах, что текст для композиции Миледи придумал Вениамин Смехов, а не Ряшенцев. Смехов и сам был не рад сложившейся ситуации: он не знал о разладе между коллегами и, к тому же, оказался недоволен тем, как Юнгвальд-Хилькевич отредактировал изначальный вариант его стихов.
Сценарист и поэт даже выиграли суд у режиссера, однако менять отснятый материал никто не стал, а бунтовщиков еще пять лет не пускали на телевидение. Обиды и поражения были забыты, когда все, кто трудился над фильмом, наконец, увидели результат на экране в 1979-м. В восторг пришли и зрители, и актеры, и операторы. Большую роль в успехе проекта занимала музыка и костюмы, превратившие советских артистов в настоящих мушкетеров.
«Мы все в определенной степени работали над внешностью своих персонажей. У нас были замечательные художник по костюмам Татьяна Острогорская и художник-постановщик Лариса Токарева», — делился Валентин Смирнитский с создателями документального фильма «Пока мы еще вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя».
Ирина Алферова до сих пор не любит вспоминать о съемках у Ге opгия Юнгвальд-Хилькевича
Сейчас, пересматривая культовый фильм, зрители отмечают, как органично каждый артист выглядит в своей роли. Но ведь изначально в амплуа д’Артаньяна должен был выступить Александр Абдулов, на позицию кардинала утвердили Михаила Козакова, а не Александра Трофимова, Констанцией Юнгвальд-Хилькевич видел только Евгению Симонову. Но встретив Михаила Боярского, режиссер осознал, что тот — настоящий гасконец, никто другой не воплотит главного героя так точно. Ге opгий Эмильевич на две недели ушел в запой — так боялся обидеть Абдулова, с которым дружил. Александр Гавриилович позвонил драматургу сам и с достоинством принял отказ.
Ирину Алферову режиссер утвердил на роль Констанции только потому, что по распоряжению Госкомитета по телевидению и радиовещанию без ее участия не разрешили бы взять Боярского. Отношения между актрисой и постановщиком были, мягко говоря, напряженными. До сих пор Алферова не может простить Юнгвальд-Хилькевичу, что тот ставил под сомнение ее талант. Впрочем, похвалы артистка не дождалась и от супруга Александра Абдулова.
Ирина Алферова: «Абдулов никогда не говорил, что я самая лучшая»
Но никакие конфликты не смогли испортить фильм, популярность которого превзошла все ожидания создателей.
«МУШКЕТЕРЫ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»
Большая часть съемок проходила в Таллине
Четырехсерийное продолжение истории о мушкетерах начали снимать летом 1990-го. Работа велась в Таллине, Одессе и Ленинграде. Конечно, многое изменилось: появился новый кардинал, Мазарини, воплощенный на экране Анатолием Равиковичем, подругой д’Артаньяна стала Мадлен, сыгранная Екатериной Стриженовой, а главным злодеем выступил сын Миледи — Виктор Авилов. Пение Михаила Боярского в этой части киносаги зрители не услышали: он сорвал голос на гастролях на Дальнем Востоке, и режиссер решил, что все композиции исполнит Игорь Наджиев. Актер не обиделся, ведь его вокал не пытались заменить — голос Наджиева звучал за кадром.
Михаил Боярский: «Иногда меня в иHTиMных местах дублер заменяет»
Казусов во время съемок картины «Мушкетеры двадцать лет спустя», пожалуй, было гораздо больше, чем в 1978-м. Так, в Одесской киностудии построили масштабные декорации для сцены встречи кардинала Мазарини и Мордayнта. Но у «сына Миледи» Виктора Авилова случился флюс, щека ужасно распухла. Смену уже хотели отменить, как вдруг режиссеру пришла в голову гениальная идея приглушить свет.
«В полумpaке на фоне камина и каких-то свечек сходятся два профиля с одной стороны — два заговорщика, два интригана. Вся сцена была построена на силуэтах, с приглушенным освещением. В результате получилось даже лучше, чем мы задумывали с самого начала», — рассказывал оператор Александр Носовский.
Из-за флюса Виктора Авилова снимали в полумpaке
У Михаила Боярского и вовсе случилась серьезная травма на съемках: он упал с лошади и сломал руку. Произошло это накануне любовной сцены д’Артаньяна и Мадлен, так что актер, разыгрывая страсть с Екатериной Стриженовой, был полностью одет и старался скрыть от камер гипс.
Ко всему прочему, в Таллине склад с реквизитом обворовали, и мушкетеры остались без своего оружия. Новые шпаги им выковали преступники из местной колонии — в обмен на выступление Боярского, Старыгина и Смехова.
Интересно, что во второй части киноэпопеи, в отличие от первой, Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов находятся примерно в том же возрасте, что их персонажи по книге Дюма. А вот Ольга Кабо, наоборот, слишком молода: 22-летняя актриса исполнила роль герцогини де Шеврез, которой по роману около 50.
«ТАЙНА КОРОЛЕВЫ АННЫ, ИЛИ МУШКЕТЕРЫ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»
В фильме главные герои не умирают, а едут воевать в пустыню
Параллельно с картиной «Мушкетеры двадцать лет спустя» велись съемки и следующей части о приключениях героев, так что фильм вышел уже в 1993-м. Сюжет сильно отличался не только от романа Александра Дюма, но и от исторических реалий, например, тяжелобольной кардинал Мазарини не умирает.
Кроме того, в книге главные герои погибают, а режиссер решил «отправить» их на войну в Африку. Благодаря этому ходу артисты побывали под Бухарой, где научились ездить на верблюдах.
«Я думал, что там кругом пустыня, пески, а оказалось какое-то поле и три холмика из песка. И вот мы в этих трех холмиках снимали «путешествие мушкетеров в пустыню Сахару». И пленка Kodak у нас появилась под эту историю, и весь фильм пpaктически был снят на эту пленку. На этот проект возлагались очень большие надежды», — рассказывал Александр Носовский.
Читайте также: Актриса гвоздикова личная жизньИгорь Старыгин на съемках картины
Однако ожидания не оправдались, и фильм оказался гораздо менее популярен, чем предыдущие. Почему так произошло? Возможные причины авторы проекта видели и в отсутствии финансирования, тормозившего съемки, и в том, что просто изменилось время и люди. С другой стороны, никто не спорил с очевидным фактом: переплюнуть успех «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» не удастся никогда.
«ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЕРОВ, ИЛИ СОКРОВИЩА КАРДИНАЛА МАЗАРИНИ»
Лянка Грыу сыграла дочь д’Артаньяна
Фильм сняли в трех версиях, прокатной, режиссерской и сериальной, поэтому и вышли они в разное время — в 2009-м и 2012-м. Сюжет начинается с печальных событий — гибели неразлучных друзей-мушкетеров. Новыми заступниками королевы Анны становятся дети главных героев. Не обходится без мистики: искренняя молитва д’Артаньяна, наблюдающего за наследницей с небес, на время возвращает умерших персонажей на землю.
Детей мушкетеров сыграли Лянка Грыу, Антон Макарский, Данила Дунаев, Ирина Пегова и Дмитрий Нагиев. Новые герои заимствованы не из романа Дюма, а из творчества его современных «продолжателей». Так, наследница д’Артаньяна Жаклин — персонаж, скопированный из фильма с Софи Марсо. Число исторических неточностей в картине достигло апогея: к событиям во Франции, освещенным в ленте, Фронда давно распалась, Мазарини умер, парламента не было.
«Ни один из «мушкетеров» не хотел сниматься в фильме, где герои должны были встретиться на том свете, — признавался Боярский. — Но, в конце концов, и для меня, и для Игоря, и для Вальки, и для Веньки это была прекрасная возможность еще раз вместе поработать. Хотя мы понимали, что это слабая работа и дважды в одну реку не войти нельзя».
Игорь Старыгин умер вскоре после окончания съемок
Для Игоря Старыгина эти съемки стали последними: он скончался в результате инсульта 8 ноября 2009-го. Символично, что в романе Дюма Арамис, напротив, единственный из четверки друзей остается в живых.
Одиночество, инсульт и алкоголизм «советского Алена Делона» Игоря Старыгина
Работая над фильмом, Михаил Боярский и исполнитель роли де Жюссака Владимир Балон загорелись идеей изменить сюжет. Они предложили режиссеру, чтобы в финальной части Балон стал пятым мушкетером, хотя тот всегда играл их главного врага.
«Юнгвальд-Хилькевич сказал, что это полный бред, никогда в жизни он такого не сделает, мол, представьте, что Миледи перешла бы на сторону мушкетеров, — делился со «СтарХитом» сценарист Максим Федоров. — Это повлекло серьезную обиду Боярского и Балона, хотя конфликта и не было. Но потом, незадолго до ухода из жизни Ге opгия Эмильевича, Боярский и Смирнитский к нему приехали домой, встали на колени и поцеловали ему руки со словами: «Это ты нас сделал, если бы не ты и этот фильм, неизвестно, как бы сложилась наша актерская судьба».
К слову, 14 февраля 2020 года в Белом зале Центрального Дома кино состоится премьера пятисерийного документального фильма «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя», посвященного созданию картин Ге opгия Юнгвальд-Хилькевича.
Со сценами дуэлей актерам помогал Владимир Балон
Михаил Боярский прекрасно держался в седле
Вениамин Смехов на съемках
В одном эпизоде Михаилу Боярскому выбили зуб шпагой
Михаил Боярский редко спорил с режиссером картины
Арамис и Атос стали любимыми персонажами зрителей
Олег Табаков прекрасно справился с ролью короля
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский стали близкими друзьями благодаря съемкам киноэпопеи
Александр Трофимов и Борис Клюев в первом фильме
Александр Трофимов и Маргарита Терехова быстро сработались
Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов могли убедить режиссера скорректировать сцену
Больше трети сцен снимали во дворцах
Михаил Боярский в первом фильме был гораздо старше своего персонажа
Максим Дунаевский не сразу нашел певца для исполнения вокальной партии Вениамина Смехова
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский исполнили многие сцены с первого дубля
Александр Трофимов и Алиса Фрейндлих на съемках первого фильма
Лев Дуров и Михаил Боярский подружились на съемках
Режиссер уверял, что у д’Артаньяна должна быть даже особая походка
Михаил Боярский помогал коллегам с эпизодами
Ге opгий Юнгвальд-Хилькевич давал Михаилу Боярскому ценные советы
Большое внимание режиссер уделял костюмам героев
У Михаила Боярского и Алисы Фрейндлих оказалось много совместных эпизодов
Вместо Михаила Боярского д’Артаньяном мог стать Александр Абдулов
Михаил Боярский был воодушевлен работой в проекте
Боярский, Юнгвальд-Хилькевич и Балон на обсуждении сцены
За кадром Олегу Табакову постоянно поправляли грим
Олег Табаков и Михаил Боярский много шутили на съемках
Костюм Миледи Маргарита Терехова меняла сама
Маргарита Терехова и Ирина Алферова почти не пересекались в кадре
Одна из самых эмоциональных сцен была у Маргариты Тереховой с Евгением Данчевским
Маргарита Терехова на съемке сцены в Бетюнском монастыре
Олег Табаков четко выполнял комaнды режиссера
Маргарита Терехова и Ирина Алферова в сцене убийства Констанции
Ирина Алферова с трудом сохраняла спокойствие, слушая критику режиссера
Ге opгий Юнгвальд-Хилькевич лично рисовал клеймо Миледи
Мария Ярыгина с режиссером
Для Алисы Фрейндлих роль королевы Анны стала одной из главных в карьере
По окончании съемок первого фильма группа устроила небольшой праздник
Во второй части киносаги появились новые персонажи
Каждую сцену Боярский и Смирнитский могли обсудить с режиссером напрямую
Актеры старались снять эпизод с первого дубля
Кардинала Мазарини сыграл Анатолий Равикович
На съемках присутствовали ассистенты
Декорации и сюжеты постоянно менялись
Актеры до сих пор ассоциируются у зрителей с культовыми персонажами
Крупные планы Михаила Боярского сохранились в большом количестве
В разгар съемок актеры не успевали даже поесть
Михаил Боярский с режиссером
Режиссер помогал актерам вжиться в роли
Ольга Кабо сыграла герцогиню де Шеврез
Ольге Кабо на съемках было 22, в то время, как ее героине по книге — около 50
Сцена с зеркальцем стала ключевой для образа персонажа актрисы
Алексей Петренко сыграл Карла Первого в «Мушкетерах двадцать лет спустя»
На площадке «Мушкетеров двадцать лет спустя» не обходилось без юмора
Съемки шли в Таллине, Одессе и Ленинграде
Екатерина Стриженова исполнила роль Мадлен
Зачастую съемки велись в темноте
Автомобили съемочной группы контрастировали с основными декорациями
Ге opгий Юнгвальд-Хилькевич, Павел Винник и Анатолий Равикович в работе над вторым фильмом киноэпопеи
Ге opгий Юнгвальд-Хилькевич, Алексей Петренко и Олег Белов на съемках второй части саги
С каждым фильмом ведущие актеры становились все дружнее
Михаил Боярский с Виктором Павловским
Съемки батальных сцен занимали особое место в фильмах
Распятие Арамиса символизировало внутренние перемены героев
Читайте также: Гюльчатай актриса личная жизньРежиссер создал свою версию экранизации романа «Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя»
В каждой части саги королева попадает в беду
Михаил Боярский жаловался на недостаток финансирования картины «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
Дмитрий Харатьян и Ге opгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма о приключениях героев 30 лет спустя
В каждую сцену режиссер вкладывал душу
Вычиткой сценария актеры и режиссер занимались ежедневно
Арамис как персонаж сильно изменился к концу эпопеи
Редкие кадры со съемок сохранились в цвете
В третьей части киноэпопеи мушкетеры едут воевать в пустыню
Валентин Смирнитский был не в восторге от перспективы ездить на верблюде
Вениамин Смехов часто падал с верблюда
Фото: личный архив Натальи Юнгвальд-Хилькевич, личный архив Александра Носовского, кадр из фильма «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»
Оказалось, что жених Софии отслеживал ее передвижения по телефону, но почему-то о пропаже спохватился только утром
Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
Со дня cмepти 32-летней Софии Конкиной, дочери заслуженного артиста России Владимира Конкина прошло уже больше десяти дней. И до сих пор обвинение никому не предъявлено. Напомним, женщина поздно вечером 22 сентября утонула в бассейне в центре Москвы. Скорая зафиксировала клиническую cмepть, но еще сутки за жизнь Софии боролись врачи больницы имени Боткина. Что стало причиной cмepти, до сих пор не установлено. Однако известно, что в крови женщины был алкоголь и снотворное. Расследование уголовного дела по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» продолжается.
Как удалось выяснить «КП», на днях следователи восстановили хронику событий последнего дня жизни Софии.
– Они изучили ее передвижения по городу, в том числе с помощью биллинга. Так, установлено, что из квартиры, на улице Зоологической, которую она снимала вместе с сожителем Михаилом Серовым, она ушла около 18.00 и поехала на работу шоу рум, – сообщила «КП» Юлия Нитченко, адвокат семьи Конкиных.
На работе София провела чуть больше часа. И все это время она переписывалась и созванивалась со своими подругами. В телефоне погибшей сохранились сообщения, в которых она предлагает им встретиться. Но никто из подруг так и не нашел время на общение.
– Они отвечали, что заняты, что не могут приехать в центр столицы, чтобы пообщаться с Софией, – продолжила Юлия Нитченко.
Что делала София за несколько часов до похода в бассейн, уже известно следствию.
– Нас, к сожалению, пока не посвящают в детали. До сих пор не представили следственную группу. А ведь нам есть чем с ними поделиться. Мы проводим свое расследование, – добавила Юлия Нитченко.
Уже завтра, 6 октября, адвокат Конкиных подаст заявление в Следственный комитет о проведении проверки по факту убийства.
– Надо проверить следственным путем эту версию. В деле много странных обстоятельств. К примеру, оказалось что жених Софии служил в морском флоте. Он заявил, что хорошо знаком со всеми способами убийств на воде. Отношения у них не были идеальными. Он открыто сейчас говорит, что не любил Софию, возможно, в тот день они поссорились. Интересный факт. Он подарил Софии мобильный телефон за несколько дней до трагедии. Скорее всего, он отслеживал по нему все ее передвижения. К примеру, он таким способом узнал, что за сутки до cмepти София встречалась с бывшим парнем. При этом в день ее пропажи он даже не пытался ее искать. В два часа ночи он был дома и знал, что София не вернулась. Странно, что он не обратится в полицию, не сообщил родным о ее пропаже. Тревогу он забил только на утро.
Напомним, София Конкина и Михаил Серов познакомились три месяца назад и почти сразу стали жить вместе. Мужчина работал в сервисе трезвый водитель. Ранее он был женат. Причем фамилия его первой жены тоже Конкина. Свою причастность к гибели Софии он отрицает.
Пролить свет на случившееся с Софией могли бы записи с камер видеонаблюдения, установленных в бассейне. Но их кто-то удалил. Сейчас адвокат семьи Конкиных добивается их восстановления.
Тем временем «КП» узнала, с кем будет жить единственная дочка Софии Конкиной, 11-летняя Алиса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
“Слег и даже не встает”: убитый горем после cмepти дочери Владимир Конкин выгнал родню
Звезда фильма “Место встречи изменить нельзя” сам не свой (подробности)
×å÷íåâà (ßðûãèíà) Ìàðèÿ (Ìàðôà) Ìèõàéëîâíà (22.06.1901-1986). Æèçíåîïèñàíèå
Ðîäèëàñü 22 èþíÿ 1901 ãîäà. Îòåö: ßðûãèí Ìèõàèë. Ìàòü: ßðûãèíà Àíèñèÿ Àíòîíîâíà. Áðàòüÿ è ñåñòðû: Ïðàñêîâüÿ, Àëåêñàíäðà, åùå ñåñòðà (èìÿ íå èçâåñòíî), Äìèòðèé, Àíäðåé, Ôåäîð. Îáðàçîâàíèå: íà÷àëüíàÿ øêîëà. Âûøëà çàìóæ çà ×å÷íåâà Âàñèëèÿ Ðîìàíîâè÷à (1900 02.08.1943). Ñûí: ×å÷íåâ Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ (25.03.1927-16.04.1995) Ïîòîìêè ïðàáàáóøêè íàçûâàþò åå áàáà Ìàíÿ. Îíà ðîäèëàñü â äåðåâíå. Ó åå ðîäèòåëåé ðîäèëèñü ñíà÷àëà ÷åòûðå äî÷åðè ïîäðÿä, îíà ÷åòâåðòàÿ. Îòåö ñûíà õîòåë, à ðîæäàëèñü îäíè äåâ÷îíêè. Îêðåñòèëè ìîþ ïðàáàáóøêó Ìàðôîé, ïîòîìó ÷òî îíà ðîäèëàñü â äåíü Ìàðôû ïî öåðêîâíîìó êàëåíäàðþ. Îòåö ìàõíóë ðóêîé è ñìèðèëñÿ. Ïîñëå ýòîãî ðîäèëèñü ïîäðÿä òðè ñûíà. Êîãäà åé áûëî òðè ãîäà, îíà çàáîëåëà è íèêòî íå íàäåÿëñÿ, ÷òî âûæèâåò. Ìàòü åé øèëà ïëàòüå äëÿ ïîãðåáåíèÿ. À äåâî÷êà âûæèëà è ïîòîì â ýòîì æå ïëàòüå áåãàëà. Êîãäà îíà âûðîñëà è ñòàëà æèòü â ãîðîäå, ñî÷ëà ýòî èìÿ íåìîäíûì è íàçâàëà ñåáÿ Ìàðèåé. Ïî äîêóìåíòàì îíà Ìàðèÿ Ìèõàéëîâíà. Âî âðåìÿ ôåâðàëüñêîé ðåâîëþöèè åé áûëî âñåãî 16 ëåò. Åå ðîäèòåëè óìåðëè îò ýïèäåìèè òèôà. Ñòàðøèå ñåñòðû ê òîìó âðåìåíè ïîâûõîäèëè çàìóæ è æèëè ñâîèìè ñåìüÿìè êòî ãäå. Áðàòèøêà-ïîäðîñòîê Äìèòðèé, ñáåæàë íà âîéíó, âñòóïèâ â ðÿäû Êðàñíîé àðìèè. À äâîå ìàëåíüêèõ ìàëü÷èøåê, Ôåäîð è Àíäðåé, îñòàëèñü íà ïîïå÷åíèè ýòîé ñâîåé ñåñòðû.  ãîëîä, ðàçðóõó. Íî êàê-òî âûæèëè. Æèëè îäíîé ñåìü¸é: ñåñòðà è äâà áðàòà. Ê 20-ì ãîäàì âñå íàëàäèëîñü, áîëüøå íå ãîëîäàëè. Âåðíóëñÿ ñ âîéíû Äìèòðèé. Íî çäîðîâüå ó íåãî áûëî ïîäîðâàíî è îí âñêîðå óìåð. Ïðàáàáóøêà ðàññêàçûâàëà, êàê â 18-ì ãîëîäíîì ãîäó åé ó êîãî-òî çàíî÷åâàòü ïðèøëîñü. Åå óëîæèëè íà ëàâêå ðÿäîì ñ êëàäîâêîé. È âîò íî÷üþ ëåæèò îíà, åñòü õî÷åòñÿ, à èç êëàäîâêè õëåáîì ïàõíåò. Íå âûäåðæàëà, ïðîêðàëàñü òóäà è îòëîìèëà ñåáå êóñîê. Ëåãëà îáðàòíî. Ïîòîì äóìàåò: «À äîìà-òî Ôåäüêà ñ Àíäðþøêîé ãîëîäíûå». Ñíîâà ïðîêðàëàñü â êëàäîâêó, îòëîìèëà õîðîøèé ëîìîòü è çà ïàçóõó ñïðÿòàëà. Óòðîì õîçÿèí ïîëåç â êëàäîâêó, óâèäåë, ÷òî êàðàâàé îáêîðíàëè, ñïðàøèâàåò: «Ýòî ÷òî òàêîå?» Äðóãèå ãîñòè ãîâîðÿò: «Ìîæåò, êðûñû?» Íà ýòî îí îòâåòèë: «À êðûñû-òî ðóêàñòûå». Òîò õëåá òîãäà áëàãîïîëó÷íî áûë óíåñåí. Åùå âñïîìèíàëà îíà î òîì, ÷òî êîãäà öåðêîâü â èõ ïîñåëêå ðàçðóøèëè, îäíà êîìñîìîëüñêàÿ àêòèâèñòêà ïëÿñàëà íà òåõ ðóèíàõ, à âå÷åðîì ó íåå íîãè îòíÿëèñü.
Читайте также: Актриса шукшина личная жизньÂðåìÿ øëî è íàñòàëà ïîðà æåíèòüñÿ. Ïðàáàáóøêà ñíà÷àëà æåíèëà ìëàäøèõ áðàòüåâ, çàòåì ñàìà âûøëà çàìóæ â 25 ëåò. Îíè ñ Âàñèëèåì Ðîìàíîâè÷åì ñàìè ïîçíàêîìèëèñü, ñàìè æå ðåøèëè ïîæåíèòüñÿ. À åé è ñïðàøèâàòü áûëî íå ó êîãî, ðîäèòåëè áûëè óæå â äðóãîì ìèðå. Ñâåêðîâü áàáû Ìàíè çâàëè Íàòàëüåé (1882-1942). Ïðàáàáóøêà ðàññêàçûâàëà, ÷òî ñî ñâåêðîâüþ ó íå¸ áûëè îòíîøåíèÿ ñâîåîáðàçíûå. Âðåìÿ îò âðåìåíè ñâåêðîâü íà÷èíàëà å¸ êðèòèêîâàòü. È áàáå Ìàíå ýòó êðèòèêó ïåðåäàâàëè. È òîãäà áàáà Ìàíÿ øèëà ÷òî-íèáóäü äëÿ ñâåêðîâè, êàêóþ-íèáóäü îáíîâó: òî ïëàòüå, òî áëóçêó, òî ïåðåäíèê íàðÿäíûé è äàðèëà. Ñâåêðîâü «òàÿëà», äîáðåëà è êàêîå-òî âðåìÿ îòíîñèëàñü ê ñíîõå ëîÿëüíî. Ïîòîì ñíîâà íà÷èíàëà êðèòèêîâàòü, è âñå ïîâòîðÿëîñü. Ìîæåò áàáóøêå Íàòàëüå ïðîñòî ïîäàðêè íðàâèëîñü ïîëó÷àòü òàêèì âîò îáðàçîì. Ñîñåäêàì õâàëèëàñü: «Ýòî ìíå Ìàðóñÿ ïîäàðèëà». È ýòî áàáå Ìàíå òîæå ïåðåäàâàëè, è åé áûëî ïðèÿòíî. Ñêîëüêî ó ñâåêðîâè áûëî äåòåé, íå èçâåñòíî, íî áàáà Ìàíÿ îäíàæäû îáìîëâèëàñü, ÷òî èõ áûëî òðè áðàòà (îäèí èç íèõ, ðàçóìååòñÿ, Âàñèëèé).
Íåìíîãî î ñóäüáå ñåñòåð. Îäíà èç íèõ â óåõàëà â Ïîëüøó ïî âûõîäó çàìóæ (Ïðàñêîâüÿ), ïðàáàáóøêà ÷àñòåíüêî ê íåé òóäà åçäèëà. Äðóãèå äâå â Ñòåðëèòàìàêå æèëè. Èõ ïîòîìêè, ìîè ðîäñòâåííèêè, ïðîæèâàþò íûíå â Ñòåðëèòàìàêå è Ñàëàâàòå.
Ìóæ ïðàáàáóøêè, Âàñèëèé Ðîìàíîâè÷ ×å÷íåâ, ïîãèá âî âðåìÿ Âåëèêîé îòå÷åñòâåííîé âîéíû, çàùèùàÿ Ðîäèíó îò çàõâàò÷èêîâ. Âòîðîé ðàç ïðàáàáóøêà âûøëà çàìóæ ïîñëå âîéíû çà ÷åëîâåêà, ïîáûâàâøåãî â ïëåíó ó íåìöåâ. Åãî òîæå çâàëè Âàñèëèé (êàê ïåðâîãî ìóæà Ìàðèè Ìèõàéëîâíû).  Ìîñêâå ó íåãî îñòàëèñü æåíà è ñûí, òîæå èìåíåì Åâãåíèé. Ãîâîðÿò, âòîðîé ìóæ áûë ìîñêâè÷, íî åìó çàïðåòèëè æèòü â Ìîñêâå è îêîëî Ìîñêâû çà òî, ÷òî áûë â ïëåíó. Æåíà íå çàõîòåëà áûòü äåêàáðèñòêîé, åõàòü çà ìóæåì â ïðîâèíöèþ. Ïðîæèë îí â òîì áðàêå â Ñòåðëèòàìàêå âåñü îñòàòîê æèçíè. Îí óìåð â 50-å ãîäû.
Íåìíîãî î âíåøíîñòè. Ðîñòó ñðåäíåãî. Ãëàçà ñâåòëî-ãîëóáûå. Òåëîñëîæåíèå íîðìàëüíîå. Ê ñòàðîñòè îáû÷íî ïîëíåþò, è îíà òîæå ïðèìåðíî ïîñëå øåñòèäåñÿòè íåñêîëüêî ïîïðàâèëàñü.
Îñòàâøèåñÿ ôîòîãðàôèè ïðîëèâàþò íåìíîãî ñâåòà íà åå äåÿòåëüíîñòü. Ñîãëàñíî èì, â 1932 ãîäó îíà îòäûõàëà â Ïÿòèãîðñêå, â 1946 ãîäó â Ñåðíîâîäñêîì êóðîðòå. Èìåþòñÿ ôîòîãðàôèè, ãîâîðÿùèå î òîì, ÷òî îíà ó÷àñòâîâàëà â ñàìîäåÿòåëüíîñòè, àãèòèðîâàëà çà ó÷àñòèå â âûáîðàõ. Êðîìå òîãî, ïî âîñïîìèíàíèÿì ðîäñòâåííèêîâ, îíà âåëà øèðîêóþ îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü ñðåäè ðîäíûõ è áëèçêèõ: çíàêîìèëà áóäóùèõ ìîëîäîæåíîâ, ó÷àñòâîâàëà â ñâàäüáàõ è ïîõîðîíàõ. Ïðàáàáóøêà áûëà æåíùèíîé î÷åíü ýíåðãè÷íîé. È äàæå áóäó÷è íà ïåíñèè, áûëà ñòàðøåé ïî ïîäúåçäó, ñëåäèëà çà ïîðÿäêîì òàì. È ó íå¸ áûë îáðàçöîâûé ÷èñòûé ïîäúåçä. Ñìîãëà ïîëó÷èòü äâå êâàðòèðû: äëÿ ñåáÿ â Ñòåðëèòàìàêå è äëÿ ñûíà â Óôå. Îíà áûëà î÷åíü îáùèòåëüíîé, çíàêîìûõ ó íåå áûëî ìíîãî. Óìåëà øèòü. Øèëà íà ìàøèíêå Çèíãåð ïëàòüÿ, þáêè, ïðî÷åå áåëüå. Ê íåé ñ çàêàçîì ñîñåäè ïðèõîäèëè, à åé ýòî áûëî ïðèáàâêîé ê ïåíñèè. Äðóæèëà ñ ñîñåäÿìè è ðîäñòâåííèêàìè.  Ñòåðëèòàìàêå îíà ñíà÷àëà æèëà â ÷àñòíîì ñåêòîðå, çàíèìàëà ïîëäîìà, â äðóãîé ïîëîâèíå æèëè ñîñåäè. Áûë îãîðîä. À ïîòîì òàì äîìà ñíåñëè, åé äàëè îäíîêîìíàòíóþ êâàðòèðó íà âòîðîì ýòàæå. Íà êðîâàòè ó íåå áûëà íàñòîÿùàÿ ïóõîâàÿ ïåðèíà. Åù¸ áûë ñòàðèííûé áîëüøîé êîìîä, à íàä íèì íà ñòåíå âèñåëà êàðòèíà Êðàìñêîãî «Íåèçâåñòíàÿ». Òàêàÿ êðàñèâàÿ ìîëîäàÿ äàìà åäåò â êàðåòå ïî Ïèòåðó. Êñòàòè, ó âëàäåëüöåâ îðèãèíàëà äàííîé êàðòèíû ñëîæèëàñü âåñüìà íåïðîñòàÿ ñóäüáà. Íå ìèíîâàëà òÿæåëàÿ ÷àøà è ìîþ ïðàáàáóøêó íà ñêëîíå ëåò. Âîò è íå âåðü ïîñëå ýòîãî â ìèñòèêó.
Óæå íàõîäÿñü íà ïåíñèè, îíà ïåðååõàëà â Óôó è æèëà â ×åðíèêîâêå. È âîò, ÷òî ïðèâåëî åå â Óôó. Åå ñûí (ìîé äåä) ïîñëå ðàçâîäà ïîëó÷èë îò ñâîåé îðãàíèçàöèè îäíîêîìíàòíóþ êâàðòèðó â ×åðíèêîâêå è óãîâîðèë ñâîþ ìàòü, êîòîðîé áûëî óæå ïîä âîñåìüäåñÿò, îáúåäèíèòüñÿ ñ íèì æèëïëîùàäüþ. Áàáà Ìàíÿ íå õîòåëà ïîêèäàòü ñâîþ êâàðòèðó, íî óñòóïèëà. Îíè îáúåäèíèëèñü â äâóõêîìíàòíóþ êâàðòèðó.
Áàáå Ìàíå â Óôå áûëî òîñêëèâî. Îíà îêàçàëàñü òàì îäíà, íèêîìó íå íóæíîé, áåç ñâîåãî ïðèâû÷íîãî îêðóæåíèÿ. Ó âñåõ ñâîÿ æèçíü, äåä ñ íîâîé æåíîé ðàñïîëîæèëñÿ â äðóãîé êâàðòèðå. Íåìíîãî÷èñëåííûå ðîäñòâåííèêè, ïðîæèâàâøèå â Óôå, ðåäêî íàâåùàëè åå. Îíà ïðîáîâàëà ïóñòèòü äâóõ ïàðíåé íà êâàðòèðó â êà÷åñòâå êâàðòèðàíòîâ. Îíè áûëè áðàòüÿ. Îíà äóìàëà, ÷òî ñ íèìè áóäåò âåñåëåé, íî îíè ÷àñòî íàäîëãî óõîäèëè, à ïîòîì è âîâñå ñúåõàëè. Ïîýòîìó èç Óôû îíà ïåðååõàëà â Ñàëàâàò, ãäå è ïðîæèëà îñòàòîê æèçíè ñ áðàòîì Àíäðååì. Òàì æå îíà è îáðåëà âå÷íûé ïîêîé. Êñòàòè, òàì æå íåäàëåêî îò íåå ïîêîèòñÿ è òà åå ñâåêðîâü Íàòàëüÿ Îäèí ðàç ìíå ñ ìàìîé äîâåëîñü ïîáûâàòü ó íåå â ãîñòÿõ â Óôå, ìû èìåëè âîçìîæíîñòü ïîçíàêîìèòüñÿ. Íà äâîðå ñòîÿë 1981 ãîä è ìíå áûëî âñåãî äâà ãîäà. Íî ñ ýòèì ó ìåíÿ âîçíèêëè äâå ïðîáëåìû. Ïåðâàÿ ÿ áàëîâàëñÿ. Âòîðàÿ ÿ áûë íàñòîëüêî ìàë, ÷òî ñîâåðøåííî çàáûë ýòó âñòðå÷ó. Êàê ÿ íè íàïðÿãàë ïàìÿòü, íè÷åãî íà óì ìíå ïðèéòè íå ìîãëî. Î÷åíü æàëü, ÷òî ìíå íå óäàëîñü çàñòàòü åå â áîëåå çðåëîì âîçðàñòå.
Íî åùå îäíî îáñòîÿòåëüñòâî âûçûâàåò âî ìíå íå ïðîñòî ñîæàëåíèå, à áîëåå ãëóáîêîå ÷óâñòâî. Äåëî â òîì, ÷òî áàáà Ìàíÿ è ìîÿ áàáóøêà Ìàðèÿ íå íàøëè îáùèé ÿçûê ìåæäó ñîáîé. Ïîñëå âûøåóïîìÿíóòîãî ðàçâîäà ìåæäó íèìè îáîðâàëàñü âñÿêàÿ ñâÿçü.  èþëå 1983 ãîäà áàáà Ìàíÿ ïîêèíóëà íàø ìèð. Óçíàë ÿ ïðî íåå óæå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Î íåé áàáóøêà âñïîìèíàòü íå ëþáèëà. Î òîì, ÷òî ñ ÷åãî íà÷àëîñü èõ ïðîòèâîñòîÿíèå, ê ÷åìó ïðèâåëî è êàêèå íåîáõîäèìî ñäåëàòü âûâîäû òåìà îòäåëüíîãî î÷åðêà. ß î÷åíü íàäåþñü íà òî, ÷òî áàáà Ìàíÿ ìíîãîå ïåðåîñìûñëèëà è ïðåäñòàëà ïåðåä Ãîñïîäîì Áîãîì ñ ÷èñòîé äóøîé.  ëþáîì ñëó÷àå, îíà ïðîøëà íåïðîñòîé æèçíåííûé ïóòü, äîáèëàñü ìíîãèõ íåïðîñòûõ öåëåé, ïðîÿâèëà íåçàóðÿäíûå êà÷åñòâà è â öåëîì çàñëóæèâàåò óïîìèíàíèÿ î íåé. Ïîýòîìó â ðàìêàõ äàííîãî î÷åðêà ÿ ñ íåé íå ïðîùàþñü.
Èçëîæèë ïî âîñïîìèíàíèÿì: Âàäèì Ìèðõàäèåâ, ïðàâíóê ïî ëèíèè Ìàðèÿ Åâãåíèé ÃàëèíàÂàäèì. Áëàãîäàðþ çà ïîìîùü â ñîçäàíèè î÷åðêà ñâîþ ìàìó Ãàëèíó Ìèðõàäèåâó è òåòþ Èðèíó ×å÷íåâó. 12.01.2020