Биографии    


Режиссер анатолий васильев биография личная жизнь

 Режиссер анатолий васильев биография личная жизнь

Что такое по-настоящему творческий человек? Ведь творчество само по себе – это тот внутренний огонь, без тепла которого не сможет существовать сама личность такого индивида. И ради этого можно перетерпеть все. Но что случается, когда судьба сталкивает вместе двух таких людей? Разгорается ли этот огонь еще большим пламенем или вовсе гаснет, задохнувшись?

Детство

Биография Анатолия Васильева началась в предвоенной Москве. Он родился в теплое бабье лето, 26 сентября 1939 года. И, вероятно, сама природа наделила мальчика противоречивостью этого времени года, когда теплые, почти что летние деньки сменяются дождями и порывистым ветром. Таким и получился хаpaктер будущего известного актера и режиссера.

О том сложном для всей страны времени Анатолий Исаакович мало что помнит. Его счастливое детство длилось совсем недолго, одним махом перечеркнутое Великой Отечественной войной, как и детство миллионов других детей. Все они в одночасье стали детьми войны. Как и всех остальных, маленького Толика Васильева не миновали и рев воздушной тревоги, и мpaк дрожащего от взрывов бомбоубежища, в котором чаще всего он и играл со сверстниками.

А потом наступила замечательная весна 1945-го года.

Тот легендарный салют мальчик не видел. Ему было всего шесть лет, и его не взяли. Но зато запомнил длинные ряды пленных немцев, которых вели по улицам Москвы, и запах стpaxa, который от них исходил.

Юность

Творческая натура у Анатолия проявилась уже с детства. Он прекрасно запоминал длинные стихотворения и мог их выразительно прочесть. С удовольствием занимался в школьном театре, где принимал участие в первых в своей жизни постановках. Играл на гитаре и сочинял нехитрые песни.

Впрочем, по большому счету этот период времени в биографии Анатолия Васильева не обозначился ничем примечательным, кроме того, что уже тогда в жизни будущего известного актера и режиссера появился театр. Правда, довольно необычным образом – окончив школу, юноша устроился в 1958 году разнорабочим в только что основанный Московский театр драмы и комедии на Таганке, где и провел несколько лет, занимаясь в основном сборкой и монтажом декораций, пока его не призвали на службу в армии.

Таганка

В армии Анатолий все чаще возвращался мыслями к той непередаваемой атмосфере театра, с которой ему посчастливилось познакомиться, когда он работал в нем простым рабочим сцены. Отслужив, он решает связать свою жизнь с подмостками и в 1961 году становится студентом Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина.

В 1963 году прежде угасший Московский театр драмы и комедии на Таганке, в котором после школы трудился Васильев, претерпел преобразования. В него пришел педагог Юрий Любимов, вместе со своими учениками из курса Щукинского театрального училища, включая и Анатолия, возглавив этот, очень скоро ставший легендарным, театр, который в народе стали называть просто – Таганка.

Любимову удалось создать из некогда увядшего «цветка» настоящую новаторскую легенду. Труппа и весь коллектив, включая самого художественного руководителя – были друг другу своими и общались на равных, несмотря на царившую строгую иерархию в других заведениях Москвы.

Деятельность возрождающегося театра началась со спектакля «Добрый человек из Сезуана», поставленного Юрием Любимовым в 1964 году.

«Добрый человек из Сезуана»

Эта постановка прогремела по Москве, вызвав настоящий шквал восхищения.

Спектакль послужил отправной точкой в биографии Анатолия Васильева. Начинающий актер, вместе со своим другом и сокурсником, известным в будущем на всю страну актером Борисом Хмельницким, написал для «Доброго человека» музыку, которую хорошо оценили театральные критики. В этой же постановке и случилась первая небольшая роль Анатолия.

Спектакль также стал дебютом для таких будущих легенд театра и кино, как Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Алла Демидова и Владимир Высоцкий.

Притча «Добрый человек из Сезуана» о вечной борьбе между добром и злом до сих пор является своего рода символом знаменитой Таганки.

Режиссер

Окончив Театральное училище в 1966 году, начинающий актер решает продолжить обучение и поступает на режиссерский факультет Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссеров, продолжая служить в Московском Театре на Таганке.

Анатолию, которому в те годы было чуть за тридцать, его жизнь казалась простой и ясной. Он работал актером в любимом театре, а с 1970 года, после окончания курсов, стал еще и режиссером-постановщиком творческого объединения «Экран».

Его творческие поиски находили отдачу. Ничем не обремененный, все свое свободное время тратил на походы и путешествия, а его лучшими друзьями были рюкзак, палатка и гитара.

Однако в скором времени в биографии режиссера Анатолия Васильева случились перемены.

Читайте также:  Даша шпаликова биография личная жизнь

Марина Неелова

Марина Мстиславовна стала известной еще на третьем курсе Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, снявшись в знаменитой музыкальной картине «Старая, старая сказка», вышедшей на экраны в 1968 году. Там ее партнерами были такие легендарные актеры, как Олег Даль, Владимир Этуш и Ге opгий Вицин.

В 1970 году из Москвы в Ленинград, подальше от начальства, приехал снимать свою дипломную работу выпускник Высших режиссерских курсов Васильев. На главную роль хрупкой героини его короткометражного телефильма «Цвет белого снега» пробовалось более ста дeвyшек из балетных училищ, школ, даже просто с улицы. Однако никто не подходил. В конце концов с киностудии «Ленфильм», на которой вышла «Старая, старая сказка», прислали фотографию Нееловой.

Так была найдена актриса на главную роль в дипломной работе нашего героя, а в личной биографии режиссера Анатолия Васильева – его первая жена.

Вскорости он перевез Марину в Москву. Они поженились в 1970 году, сразу же после выхода «Цвета белого снега» на экраны. Свадебное торжество отмечали в легендарном ресторане грузинской кухни «Арагви». Свою молодую жену Анатолий привел в запущенную «хрущевку». Правда, вскоре он собственными руками перестелил весь пол и полностью ее отремонтировал, превратив во вполне приличное семейное гнездышко.

Пара прожила вместе всего восемь лет.

К этому времени бpaк двух независимых творческих личностей, постоянно занятых на съемках и работой в театре, полностью перегорел. Сама Неелова, признавая театральный гений Васильева, часто жаловалась на очень трудный хаpaктер мужа. Они разошлись тихо, без выяснений отношений, договорившись нигде не афишировать историю их взаимоотношений.

В биографии семьи Анатолия Васильева и Марины Нееловой словно бы стерты все страницы. Бывшие супруги совершенно прекратили общение и стойко выполняют данное друг другу обещание.

Ия

Ия Саввина, знаменитая актриса театра и кино, не имела актерского образования.

Однако это ей совершенно не помешало пpaктически всю свою жизнь оставаться одной из самых востребованных актрис страны. Ее дебют в кино состоялся в 1960 году, когда она сыграла главную роль в картине «Дама с собачкой», после которой проснулась знаменитой. Фильм был очень достойно оценен на Каннском фестивале, а начинающая актриса получила специальный приз.

Заслуженная слава не заставила себя долго ждать. Все зрители страны любят и помнят ее роли в таких фильмах, как «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Служили два товарища», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Гараж» и еще более сорока картин разных лет.

В биографии Анатолия Васильева Ия Сергеевна появилась в 1979 году. Оба взрослые и уже состоявшиеся творческие личности, побывавшие в бpaке, они встретились случайно во время совместного отдыха с их общими друзьями-артистами на Соловках, и уже больше никогда не расставались.

Последняя любовь

Домой, в Москву, Васильев и Саввина приехали, уже будучи парой. Сразу же начали жить вместе. Однако через какое-то время, устав от беспокойной и шумной столицы, купили дом в отдаленной деревне Дорофеево, где проводили все свободное время, живя обычной сельской жизнью, копаясь в огороде и ловя рыбу в местном пруду. Такая жизнь нравилась им обоим.

Оба они были людьми с непростым хаpaктером, однако Ия, все же, одержала победу в этой битве. С ранних лет имевшая обыкновение говорить правду в лицо, она никогда не стеснялась в выражениях, но при этом имела настолько крепкий стальной внутренний стержень, что Анатолий Васильев попросту сдался, о чем никогда не пожалел.

Вспомнилось в этой связи, как мы гуляли в лесу, я играл на гитаре, весь такой собой довольный. Она слушала, как мне казалось, не без интереса. А позже случайно прочел в ее дневнике впечатления по поводу этого случая: «Сидит на пне, сочиняет какую-то хрень на гитаре». А ведь слушала, и внимательно!..

До встречи с Анатолием Исааковичем Ия одна воспитывала сына Сережу от своего первого бpaка. Мальчик родился инвалидом, с синдромом Дауна. Врачи пророчили ребенку короткую жизнь. Однако благодаря самоотверженности Ии, ребенок вырос, научился читать и писать, разговаривать на английском языке, рисовать картины. Кроме прочего, он обладает феноменальной памятью и знает поэму «Евгений Онегин» наизусть. Правда, при этом остался в сознании ребенка пяти лет.

Сын Ии занимает важную часть биографии личной жизни Анатолия Васильева, на фото – режиссер и Сережа.

Сережа и Анатолий, к которому артист и режиссер начал относиться как к собственному ребенку, очень быстро сдружились.

Так появилась последняя семья в биографии актера Анатолия Васильева, которая просуществовала в гражданском бpaке тридцать два года.

Читайте также:  Виталий крюков биография личная жизнь

2011-й

На майских праздниках 2011 года у Ии Сергеевны случился инсульт. Врачи с трудом ее спасли. Очевидно, этот инсульт дал определенный толчок меланоме – большой родинке на спине актрисы, которую она однажды нечаянно сковырнула.

Эту опухоль вырезали, однако после инсульта метастазы начали разрастаться по всему телу, включая мозг и печень. Участь великой актрисы и последней любви Васильева была предрешена.

Ия Сергеевна сгорела за несколько месяцев. Последние недели своей жизни она уже не вставала с постели. За десять дней до своей кончины, актриса вдруг захотела официально скрепить их тридцатилетний гражданский бpaк.

Она вдруг сказала мне с горечью: «Вот уйду я из жизни… И кто ты был мне, кто я тебе? Кто мы друг другу — так и непонятно».И мы позвонили в ЗАГС, попросили прислать сотрудницу. Нам пошли навстречу, приехала женщина и провела церемонию. Ия, уже не встававшая с диванчика, на вопрос: «Согласны ли вы взять в мужья …?» усмехнулась: «А можно, я еще немного подумаю?»

За день до своего ухода Ия Сергеевна, словно прощаясь, неожиданно сказала мужу то, чего никогда еще не говорила:

Я очень тебя люблю!

Двадцать седьмого августа 2011 года знаменитой актрисы Ии Сергеевны Саввиной не стало. Она умерла на руках у мужа.

В биографии Анатолия Васильева дата cмepти его любимой жены пpaктически стала днем его собственной гибели. С уходом Ии вся его жизнь и работа совершенно потеряла смысл. При одном только упоминании о ней, из его глаз начинали течь горькие слезы.

Единственное, что удерживало его от желания последовать за Ией, была необходимость продолжать заботиться о ее сыне Сереже, которому обязательно нужны уход и забота.

Так они и живут вдвоем – любимые мужчины знаменитой актрисы. Со дня cмepти Ии прошло уже семь лет, но Анатолий Исаакович по-прежнему не может с этим смириться и все ждет, что вот-вот откроются двери их уютного домика в Дорофеево, и он снова увидит ее.

Анатолий Александрович Васильев (режиссёр)

Анатолий Александрович Васильев. Родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области. Советский и российский театральный режиссёр, педагог. Создатель театра «Школа драматического искусства» (1987). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).

Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне – Лопатинский район Пензенской области).

Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил.

После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета.

В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова.

В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем – второго режиссёра.

В 1977-1982 годах – режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова.

С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью.

В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии – несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской.

Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур».

24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя.

В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы».

В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова.

В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский.

Читайте также:  Алексей моисеев биография личная жизнь

В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию.

Театральные постановки Анатолия Васильева:

«Соло для часов с боем» О. Заградника; «Васса Железнова» М. Горького; «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина; «Серсо» В. И. Славкина; «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло; «Диалоги» Платона; «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло; «Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна; «Амфитрион» Мольера; «Плач Иеремии» В. Мартынова; «”Дон Жуан, или Каменный гость” и другие стихи» А. С. Пушкина; «К***» А. С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень») ; «Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж) ; «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт) ; «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар) ; «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок) ; «Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж) ; «Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж) ; «Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre) ; «Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик) ; «Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж).

Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем – абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом».

«Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», – говорил Анатолий Васильев.

В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова.

В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау.

Анатолий Васильев в фильме “Дау”

Личная жизнь Анатолия Васильева:

Подробности своей частной жизни не опубличивает.

Фильмография Анатолия Васильева:

1988 – Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный) 1989 – Анатолий Васильев – режиссер театра (документальный) 2002 – Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный) 2003 – Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный) 2005 – Острова. Анатолий Эфрос (документальный) 2018 – Дау (Dau) – Пётр Капица

Режиссерские работы Анатолия Васильева:

1974 – Соло для часов с боем (фильм-спектакль) 1976 – Степной король Лир (фильм-спектакль) 1985 – Серсо (фильм-спектакль) 1986 – Путь (фильм-спектакль) 1990 – Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) 1994 – Каштанка (короткометражный)

Сценарии Анатолия Васильева:

1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)

Награды Анатолия Васильева:

1988 – Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского – за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло; 1989, 2007 – два ордена Искусств и литературы (Франция) ; 1990 – премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина) ; 1992 – премия «Хаос» – премия Пиранделло (Италия, Агридженто) ; 1993 – почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» – за заслуги в области искусства; 1995 – премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 – лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) – за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»; 1999 – Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; 2000 – премия «Триумф»; 2005 – орден Академических пальм (Франция).