Тимур аскеров балет биография личная жизнь
Заслуженный артист Азербайджана Тимур Аскеров безумно рад, что спустя многие годы впервые выступил с гастролями на сцене Театра оперы и балета в Баку.
Кямаля Алиева
Заслуженному артисту Азербайджана, премьеру Мариинского Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета Тимура Аскерову, до объявления карантина впервые довелось выступить с гастролями на бакинской сцене со спектаклем “Лебединое озеро”. Своими впечатлениями Аскеров поделился в интервью Sputnik Азербайджан.
– Тимур, после долгого времени вы выступили в Баку на сцене Театра оперы и балета, на которой когда-то начинали свою карьеру. Что вы испытывали?
– Будучи еще студентом Бакинского хореографического училища (ныне Бакинская хореографическая академия), мы проходили пpaктику в Театре оперы и балета. Мы даже были задействованы в некоторых спектаклях, входивших в репертуар театра. Когда к нам приезжали гастролёры, то я безумно этому радовался. Для меня это был настоящий праздник. У меня было ощущение чего-то нового. С большим удовольствием наблюдал за выступлением зарубежных артистов.
Я мечтал, что когда-то и сам буду приезжать на родину с гастролями и выступать в красивом гриме, костюме. Моя мечта сбылась, чему я безумно рад. Вообще все, что я загадывал в детстве, сбылось.
Фотограф немецкой группы Modern Talking провел фотосессию азербайджанца >>
Что я испытывал, выступая на этой сцене? Был безумно рад, что наконец-то получилось приехать и станцевать для родного зрителя в родном театре. В первую очередь, был счастлив станцевать для своих родственников, которые не имеют возможности посмотреть мое выступление в Петербурге. В целом испытывал чувство гордости, танцуя на сцене в качестве премьера Мариинского театра. Это просто незабываемые эмоции.
© Azerbaijan State Academic Opera and Ballet Theater
Заслуженный артист Азербайджана Тимур Аскеров
– Как оценили выступление своих азербайджанских коллег?
– Очень многие артисты, с которыми я когда-то выступал на этой сцене, ушли из театра. На сегодняшний день труппа состоит из 38 человек. Среди них есть мои одноклассницы и одноклассники. Я был очень рад их всех видеть. Хочу отметить их высокий профессионализм и преданность своему делу, потому что несмотря на малое количество артистов, спектакли продолжают идти и радовать бакинского зрителя.
© AP Photo / Marco Arndt, File
– Часто ли приезжаете на родину?
– В основном приезжаю два или три раза в год повидать родителей, брата, родственников. Они также ко мне приезжают в Санкт-Петербург. Хотелось бы, конечно, чаще прилетать, но из-за сильной занятости не получается.
– Мариинский театр считается одним из лучших в мире, поэтому многие мечтают в нем работать. А как вам удалось в него попасть и было ли это вашей мечтой?
– Я с детства мечтал работать в этом театре. Артисты Мариинского театра часто выступали на бакинской сцене, также я смотрел очень много записей их спектаклей. Попасть в театр можно при помощи кастинга. Каждый год труппа театра помимо театральных кастингов организует также независимые, которые проводятся в Петербурге в Академии балета, где собираются разные художественные руководители. Одним словом, на сегодняшний день не представляет большой сложности попасть в этот театр. Сложность заключается лишь в том, чтобы вывести себя как артиста на должный уровень, чтобы заинтересовать руководителей.
В Мариинский театр я попал путем кастинга, как и в Киевский театр оперы и балета. Сейчас в современном мире не составляет труда связаться с руководителями по почте, отправить им свое видео, если вы считаете себя артистом, достойным этого театра. Я всегда мечтал работать в этом театре, о других даже не мечтал. Очень рад, что моя мечта осуществилась.
– В этом театре очень большая конкуренция, как вы с ней справляетесь?
– У нас в театре здоровая конкуренция и без нее не будет развития у артистов. С конкуренцией справляюсь не только я, но и все артисты, путем огромного объема работы, которой хватает абсолютно всем.
Театр ежедневно показывает спектакли. В месяц у нас 34 балетных постановки. Все живут дружно и мирно и заняты своей работой.
– За свою карьеру вы выступали в трех театрах разных стран. Каждый театр – это отдельная школа. Чему вы научились в этих трех школах?
– Бакинская школа, театр мне помогли тем, что я изучал и национальные танцы. Они тоже развивали определенную технику рук и ног, хаpaктер и харизму, которую нужно показывать на сцене. Мне удалось станцевать несколько национальных балетов. Они также помогли мне в дальнейшем.
В Киевском театре же я впервые познакомился с большими балетными спектаклями, такими как “Лебединое озеро”, “Щелкунчик” и другими. В этом театре я сделал первые шаги на пути к большой классике, но основному научился в Мариинском театре.
Азербайджанские певцы удивили необычным исполнением хита Шовкет Алекперовой >>
– Не было желания перебраться в Москву и танцевать в Большом театре?
– Меня много раз об этом спрашивали. Мариинский и Большой театры – абсолютно разные, но оба велики по-своему. Они оба красивы и знамениты на весь мир. Это два больших исторических театра. Тут не все зависит от моего желания. Если бы я горел этой идеей, то, конечно же, переехал бы в Москву. Но меня полностью устраивает моя работа в Мариинском театре. Мне тут все нравится.
Читайте также: Михаил гусман биография личная жизнь брат юлия гусмана– А вам не поступали предложения о работе из театров других стран?
– Да, и не раз. Когда я только делал свои первые шаги, очень многие труппы меня приглашали. Я отказывался, потому что уже попал в Мариинский театр. Меня тут все устраивало, поэтому не видел смысла начинать работу в другом театре.
© Photo : Мариинский театр
Балет Арифа Меликова Легенда о любви на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге
– В Мариинском театре вы также встретили свою любовь – Кристину Шапран. Говорят, что людям одной профессии очень трудно ужиться вместе, а у вас с этим как?
– Думаю, что если люди не подходят друг другу и им трудно ужиться вместе, то тут не важно, в одной они профессии, или нет. Если люди подходят друг другу и поняли, что им жить вместе комфортно, то тут специальность не важна.
Государственный ансамбль танца Азербайджана вошел в тройку лучших коллективов СНГ >>
– Танцевать с супругой труднее или легче, чем с остальными партнершами?
– В какой-то степени легче, а в какой-то степени трудно. Иногда сложно репетировать, так как близкие друг другу люди могут позволить себе сказать больше, чем чужие. Танцевать же намного легче, так как вы полностью друг друга знаете и доверяете, вас ничего не смущает и от этого спектакли проходят более реалистично и лучше получается вжиться в роль.
Более пяти лет в Санкт-Петербурге проживает наш соотечественник Тимур Аскеров. Это единственный азербайджанец – солист Мариинского театра. С труппой легендарного театра Тимур гастролирует в странах Европы, Азии и Америки. Он родился и вырос в Баку. Окончил Бакинское хореографическое училище в 2008 году, признан лучшим среди мужчин танцором в дуэтной номинации Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проходил в Большом театре в июне 2013 года под председательством Юрия Григоровича. О нелегком выборе театра и особенностях профессии Тимур рассказал в интервью газете VAKinfo.
– Тимур, с чего начинался ваш профессиональный путь?
– Все началось в 1998 году. Я посещал кружок национальных танцев. Вскоре этот кружок закрылся, и тогда я попросил родителей отдать меня в хореографическую школу. Мое обучение профессии началось с третьего класса, так как первые два класса я отучился в общеобразовательной школе. Тогда я даже не думал о классическом балете. Мне просто хотелось танцевать. Затем я поступил в хореографическое училище. Эти годы учебы были волшебными. Когда на смену скучным упражнениям у станка в первых классах пришло время заняться основами классического танца, нас взял опытный педагог Сергeй Богданов. Своей выучкой, профессионализмом и даже известным педантизмом он как-то естественно уберег нас, мальчишек, от лени, бесшабашности, дал понять, что балет – дело очень трудное и серьезное, требует безграничной требовательности к себе. Сергeй Владимирович бескомпромиссно добивался чистоты каждого движения, выразительности позы и даже осмысленного поворота головы. Он буквально гнул и ломал нас собственными руками, требуя запомнить ощущение в каждой позиции и отчетливо осознавать, как удобнее связывать азбучные элементы в комбинациях, как эстетично, естественно, не подчеркивая усилий, переходить из одной части той или иной танцевальной фразы к следующей в соответствии с рисунком поставленного балетмейстером танца. Вместе с учителем мы выpaбатывали манеры, упopно добивались чистоты любой детали, не прощая себе неряшливости или случайностей. Сергeй Владимирович научил нас, придавая огромное значение технике, уделять особое внимание психологической проработке образов, хаpaктеров. Даже в неурочное время, оставшись в классе, мы, превозмогая боль, тянулись в шпагате, выворачивали колени, отpaбатывали полетные прыжки, учились вертеть как можно больше пируэтов.
– А что было потом?
– После окончания училища в 2008 году я работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, а спустя год, в 2009-м, в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
– А как вы оказались в знаменитой Мариинке?
– Можно сказать, что помог случай. Дело в том, что в Киеве я работал с педагогом, который в свое время воспитал звезду мировой величины, одного из лучших танцоров балета Леонида Сарафанова. В то время он уже работал в Мариинском театре и, вернувшись на Украину, решил проведать своего педагога. В тот день, когда он пришел в оперный театр, мы отpaбатывали упражнения. Он застал нас в рабочем процессе. Нас познакомили, мы стали общаться, и он посоветовал мне попробовать силы в Питере. Сарафанов рассказал обо мне художественному руководителю Мариинки. Спустя месяц мне предложили работу в этом театре. Я не сразу согласился, ведь в киевском театре был задействован во всех спектаклях. Я понимал, что в такой момент очень опасно что-то менять и начинать все заново. Ведь в новом театре, где тебя еще не знают, пришлось бы все делать с нуля, показывать себя, завоевывать доверие, добиваться главных ролей, переучиваться. Но все же я согласился. Руководители Мариинки предложили выгодные условия сотрудничества.
Читайте также: Тимати биография личная жизнь жена фото дети– Кроме смены работы вам пришлось поменять и город, и страну, и окружение…
– Признаться, это была одна из причин, из-за чего я не торопился уезжать из Киева в Санкт-Петербург. Меня останавливала именно смена обстановки, места жительства. В Киеве я привык ко всему. У меня были друзья, круг общения, люди, которым я доверял. А пришлось все бросать и переезжать в другой город, где еще предстояло адаптироваться. Поначалу было сложно, однако о своем решении я не пожалел.
– А как вас приняли в Мариинке? В театрах, говорят, немало конкуренции и зависти, вам пришлось с этим столкнуться?
– Мариинский театр, как и любой другой большой театр, очень жесткий к новичкам. Там огромная конкуренция, и это естественно. Возможно, кто-то и считает желание быть первым конкуренцией, но для меня все артисты – это коллеги по работе. У нас не бывает конфликтов. Каждый артист в нашем театре заинтересован в успешном выступлении всей труппы.
– В каких спектаклях вы задействованы сейчас?
– За годы работы в Мариинском театре я станцевал пpaктически все ведущие партии классического репертуара. И сейчас я задействован почти во всех спектаклях нашего театра: в «Спящей красавице», «Баядерке», «Лебедином озере» и других.
– Вы выступали в трех театрах – Бакинском, Киевском и теперь Мариинском. Каждый театр – отдельная школа. Чему научила вас каждая из трех школ?
– Бакинская школа дала мне очень многое. В первую очередь, путевку в дальнейшую профессиональную жизнь. В Азербайджане помимо классического балета также изучаются народный фольклор, народные танцы. Там прекрасные педагоги азербайджанских танцев, о чем можно судить по качеству выступления Азербайджанского государственного ансамбля народных танцев. За год работы в Азербайджанском государственном театре оперы и балета мне довелось станцевать лишь в одном спектакле – «Девичья башня». Это прекрасный балет, в котором есть как классические движения, так и национальные. Работа в Баку стала хорошей подготовкой к выходу на более высокий уровень. Кстати, это отметили и высоко оценили хореографы следующих театров, где я работал.В Киевском театре я познакомился с большими классическими произведениями. Это балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В Баку, к сожалению, «Лебединое озеро» ставят очень редко и в нем в основном задействованы зарубежные артисты. Моим первым большим спектаклем стал «Щелкунчик». В Баку он идет в постановке Рафиги Ахундовой. Что касается Мариинского театра, то здесь я познакомился с этими же балетами, но в оригинальном виде. В целом мне интересно наблюдать и учиться новым вещам, познавая новые грани творчества.
– Какими качествами должен обладать артист балета, на ваш взгляд?
– Есть одна формула, она довольна проста. Целеустремленность, упорство и трудолюбие. Эти три качества должны преобладать в любом артисте.
– Каковы ваши планы? Хотелось бы вам перебраться в Большой театр?
– Танец – вся моя жизнь. Пока других планов я не строю. А что касается Большого, то с профессиональной точки зрения покидать Мариинку неприоритетно, да я и не хочу.
Беседовала Илаха Алекперова
Ну вот, поговорили о европейских и американских высоких танцовщицах, добрались и до наших, родных. Перефразировав классиков, про наших сегодняшних героинь можно сказать: «Их рост льстил мужчинам». Все эти дeвyшки не просто высокие: почти все они являются танцовщицами (либо были ими) двух знаменитых театров России – Большого либо Мариинского (за некторыми исключениями).
1. Кристина Шапран
Кристина Шапран – бывшая солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра, а ныне одна из первых солисток Мариинского театра. Считалась подающей надежды и выпускалась из АРБ им. Вагановой с помпой в 2011. Нельзя сказать, что карьера ее развивается слишком стремительно, однако до звания примы ей сейчас один шаг.
Кристина запомнилась телезрителю по участию в самом первом сезоне проекта “Большой балет” на канале Культура в 2012 году, где ее партнером был Сергeй Полунин. Публике пара приглянулась (они и после проекта часто танцевали вместе, а также вместе снялись в клипе Garage Mag), однако конец их совместного участия получился не совсем вразумительным: Полунин, в итоге, оставил партнершу, и заканчивал проект один (и выиграл его в мужской номинации). Об этом Шапран говорит так: “Он, как и большинство мальчиков, не очень любит дуэтный танец. Их в первую очередь интересуют сольные вариации. Однако в плане настроя, отдачи, безусловно, получалось поймать его импульс, хаpaктерную волну”.
Уже успела родить дочку и вернуться на сцену. Замужем за премьером Мариинского театра Тимуром Аскеровым.
Рост – 175 см
2. Ульяна Лопаткина
Описывать достоинства этой балерины можно очень долго. Каждый, кто видел ее танец, не может остаться равнодушным – настолько органично сливается с музыкой Ульяна и исполняет тот самый «душой исполненный полет». Свою карьеру она уже завершила в 2017 году.
Ульяна Лопаткина
Читайте также: Екатерина стриженова биография личная жизнь свадьба дочериСчитается, что именно Лопаткина совершила прорыв, и после нее в России стали все чаще появляться высокие балерины. Это, однако, не совсем так. Скорее, эту моду ввел у нас Олег Виноградов, худрук балетной труппы Мариинки в те годы, и Ульяна попала в струю. Просто помимо своего роста она, в первую очередь, выделяется свои талантом, музыкальностью, что и привлекает к ней внимание в первую очередь.
В интернете можно найти разные сведения о ее росте. Где-то пишут цифру 175, где-то 178. Сама Ульяна однажды в интервь сказала буквально следующее:
“Я не сразу родилась 176 см, и нигде это не было написано. По моим родителям можно было предположить, что будет средний рост или высокий. Папа был высокий, мама среднего роста”.
Алена Ковалева
Как и в случае с Мари-Аньес Жило (о которой мы говорили в статье о высоких балеринах Европы), рост Алены Ковалевой уже оброс легендами за те недолгие 4 года, что она находится на балетном небосклоне России. Как только она появилась, балетоманы тут же начали его обсуждать – он показался им просто громадным, далеко за 180 см. Сравнивали ее даже, например, с Николаем Цискаридзе на совместных фотографиях (рост Николая, по разным данным, 183-184 см), либо с другими танцовщицами. Однако сама Алена взяла да и “разочаровала” спорщиков – в интервью братьям Верникам сказала, что ее рост составляет «всего лишь» 177 см.
Алена Ковалева
Алена закончила Академию имени Вагановой в Санкт-Петербурге, а затем сразу переехала в Москву. Признается, что во время учебы испытывала проблемы с ростом мышц, отчего стала усиленно потрeбллять пасту – источник углеводов, необходимых для роста мышц. На данный момент в Большом театре Алене подобрали партнера, которым является 190-сантиметровый итальянский красавец Якопо Тисси. Пара смотрится чрезвычайно эффектно. При этом, по совместных номерам хорошо видно, как Алена, вставая на пуанты, чуть ли не на полголовы возвышается над своим партнером.
Алена Ковалева и Якопо Тисси
Анастасия Меськова
Слава этой балерины выходит за рамки только балета. В детстве выиграла конкурс “Утренняя звезда”, уже тогда снималась в кино (что затем будет делать еще неоднократно). Была одним из самых узнаваемых детей в 90-е годы. Закончила Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра, где добралась до ранга первой солистки.
Анастасия Меськова
По словам Анастасии, в детстве она плохо засыпала, поэтому ее отец ставил классическую музыку, чтобы ее убаюкать. Поэтому когда она научилась танцевать пpaктически сразу, как стала ходить. В Большом театре среди главных ее достижений – партия Джульетты в балете Прокофьева.
Рост – 178 см
Кстати, если вспомнить еще балерин, причастных к кино, то здесь ростом выделяется Наталья Трубникова.
Имя ее, наверное, известно многим по роли Мелисенты в фильме “31 июня” 1978 года. У нее есть также и другие роли в кино, однако основной деятельностью стала все же балетная карьера. Наталья закончила МГАХ (на тот момент МАХУ), в Большой театр не попала и являлась долгие годы солисткой музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Наталья Трубникова
Рост – 176 см
Мария Абашова
Мария – прима театра Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Вообще, она с Украины, и родилась во Львове. Была в детстве болезненным ребенком, чья детская медкарта, по ее же словам, была толщиной с «Войну и мир». Проблемы с позвоночником и мышечным корсетом была призвана решить художественная гимнастика, где она неожиданно стала делать успехи и выполнила звание кандидата в мастера спорта. Тогда-то ее “гимнастические” хореографы и посоветовали ей пойти в балет. Сие искусство постигала сначала во Львове (по ее словам, хотелось в АРБ им. Вагановой, но обучение ей там стоило бы дорого, как гражданке другой страны), затем в Австрии (г. Санкт-Пельтен, где ей предложили грант).
Мария Абашова
Рост Марии пригодился, ведь в театр Эйфмана, как известно, берут танцовщиц не ниже 172 см (мужчин – не ниже 182). Там она вышла на ведущие роли, среди ее главных партий – Балерина в “Красной Жизели”, балете, посвященном Ольге Спесивцевой, а также Анна Каренина.
Кстати, когда мы рассказывали о балеринах, успевших неоднократно стать матерями, мы как-то упустили из виду, что Мария Абашова входит в число прямо-таки многодетных балерин-матерей – у нее целых трое детей, рожденных непосредственно во время танцевальной карьеры.
Конечно, женскую часть труппы Эйфмана, в силу специфики отбора, можно было бы поместить в нашу статью в полном составе, но ограничимся главной его звездой.
Рост – 179 см
Продолжение в следующем посте.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!