Дочь александра пушкина
фото портрета Марии с сайта www. yandex.ru
Ранее я написала статью о Наталье Пушкиной, которую дома звали «бесенок Таша». Одна из читательниц попросила рассказать о судьбе детей А.С. Пушкина. Меня интересуют судьбы женщин, поэтому о мужчинах я не пишу. Думаю, что о них написано и без того немало. Выполняю данное обещание – это рассказ о старшей сестре Натальи Пушкиной – Марии.
Ссылка на статью (кликабельна): Непростая судьба Натальи Александровны Пушкиной
Мария Александровна родилась 31.05.1832 года в городе Санкт – Петербурге. Она была названа в честь покойной бабушки Александра Сергеевича — Марии Алексеевны Ганнибал.
Вот что написал Александр Сергеевич по поводу рождения дочери:
«…Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаянии, несмотря на всё моё самодовольство.»
Мария была очень любима отцом, тот просто не чаял души в дочери. Называл её по-русски «Машка, Маша, Машенька», никаких «Мари». Мария часто болела и отец беспокоился, в его письмах к жене постоянные вопросы:
«А Маша-то! Что ее золотуха и что Спасский (доктор)?»
«Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки?»
«Что моя беззубая Пускина?»
«…Что Машка? Чай, куда рада, что может вволю воевать»
«Машку не баловать, т. е. не слушаться ее слез и крику, а то мне не будет от нее покоя…»
«Целую Машку и заочно смеюсь ее затеям»
В 1837 году Александр Сергеевич был убит, у дочери почти не осталось о нём воспоминаний.
фото портрета Марии с сайта www. yandex.ru
В феврале 1841 года сестра Александра Сергеевича – Ольга Сергеевна Павлищева пишет мужу:
«Невестка моя хороша, как никогда. Старшая ее дочь на меня очень похожа и от меня не отходит, когда я прихожу. Я тоже люблю эту дeвoчку и начинаю верить в голос крови».
Мария получила хорошее домашнее образование. К 9 годам она свободно говорила, писала и читала по-немецки и по-французски. Росла задирой и частенько от её руки доставалось братьям.
Мария делала большие успехи в фортепьянной и шахматной игре, рисовании и рукоделии, изучении иностранных языков.
Внешность Марии была не столь блистательна, как у сестры Натальи, что называли первой красавицей своего времени. Мария также унаследовала черты отца, но современники отмечали, что её внешность была своеобразна, зато дeвyшку отличало изящество и грация.
Вот как описывает Марию современник:
«Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты её лица, может быть, были несколько крупны для женщины»
Биограф А.С. Пушкина Пётр Иванович Бартенев писал о Марии, что,
«выросши, она заняла красоты у своей красавицы матери, а от сходства с отцом сохранила тот искренний задушевный смех, о котором говорили, что он был у Пушкина также увлекателен, как его стихи».
В 1852 году Мария окончила привилегированный Екатерининский институт. После чего поступила на службу фрейлиной к императрице Марии Александровне, супруге Александра II.
фото портрета Марии с сайта www. yandex.ru
Одной из светских приятельниц-фрейлин Марии стала дочь А. О. Смирновой (Россет) — Ольга Николаевна, которой она писала:
«Мы веселимся здесь так, как еще никогда не развлекались; танцуем, катаемся верхом, делаем прогулки в Красное Село и ведем в высшей степени веселый образ жизни».
В апреле 1860 года Мария вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга генерал-майора, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве. Супруг был младше Марии на 2 года, на момент вступления в бpaк ей было – 28 лет, а ему – 26.
Леонид унаследовал от отца имение в селе Федяшево Тульской губернии, туда и уехали жить молодожёны. Леонид устроил масштабную перестройку: разбил усадебный парк и построил плотину с прудом на речке Федяшевке. Мария и Леонид были гостеприимными хозяевами, в их доме часто давали балы, литературные и музыкальные вечера.
В 1868 году Мария познакомилась с Львом Толстым. Т. А. Кузминская в своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» писала:
« … Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный столик подле неё; разговора я их не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не хаpaктером, не жизнью, а наружностью, Он сам признавал это»
В бpaке детей не было. В 1875 году умерла жена брата Марии, и она помогала брату воспитывать детей.
Вообще супруги жили счастливо дружно, но когда в 1877 году у Леонида начались проблемы – это отразилось на семейной жизни самым негативным образом.
фото Леонида с сайта www. yandex.ru
В 1877 году Леонид Николаевич застрелился. Против него были выдвинуты обвинения в хищении. Обвинения были несправедливы, мужчина не смог пережить такой позор, и на суде совершил самоубийство.
Леонид оставил записку со словами:
«Я … ничего не похитил и врагам моим прощаю».
Сами обвинения, суд, а после и cмepть супруга стали страшным ударом для Марии. В одном из писем родственникам она писала:
«Я была с самого начала процесса убеждена в невиновности в тех ужасах, в которых обвиняли моего мужа. Я прожила с ним 17 лет и знала все его недостатки; у него их было много, но он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю».
Князь Д.Д. Оболенский писал:
«Вся Москва была возмущена исходом гартунского дела. Московская знать на руках переносила тело Гартунга в церковь, твердо убежденная в его невиновности. Да и высшее правительство не верило в его виновность, не отрешая его от должности, которую он занимал и будучи под судом.
Один из родственников Занфтлебене был вскоре объявлен несостоятельным должником, да еще злостным, и он-то и оказался виновником гибели невинного Гартунга».
Воспоминания о тех событиях племянницы Марии – Е.Н. Бибиковой:
«Она вышла замуж уже старой девой за генерала Гартунга. Он последнее время заведовал коннозаводством и жил на казенной квартире на Тверской в Москве. Жили они не дружно, сперва у него в имении, в Тульской губернии, а затем в Туле.
Когда дела его пошатнулись, тетя уходила от него, а после известного суда, когда Гартунг застрелился в суде, тетя осталась без средств. Она написала письмо государю Александру II, вспоминая известное письмо Николая Пушкину, что дети Пушкина не будут в нужде, и прося о помощи. Ей назначили пенсию в 200 руб. в месяц, на которую она жила в Москве, на Кисловке в доме Базилевского, снимая мeблированную комнату, и жила очень скромно. Лето проходило в деревне у сестер, и это составляло ей экономию на зиму».
фото портрета Марии с сайта www. yandex.ru
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год рассказал о трагическом событии в семье М.А. Гартунг:
«Прокурор обвинил Гартунга в краже векселей, вексельной книги и других бумаг некоего Занфтлебена – процентщика, обязанности душеприказчика которого имел неосторожность взять на себя Гартунг. Он ничего не подозревал о коварных умыслах родственников процентщика. Когда судьи, объявив перерыв, удалились из зала суда, чтобы составить приговор, Л. Н. Гартунг “…выйдя в другую комнату… сел к столу и схватил руками свою бедную голову; затем вдруг раздался выстрел: он умертвил себя принесенным с собою заряженным револьвером, ударом в сердце. На нём нашли тоже заранее заготовленную записку, в которой он “клянётся всемогущим богам, что ничего не похитил и своих врагов прощает”. Главным виновником гибели Гартунга считали прокурора Н. Т. Шипова, который произнес на суде страстную речь. Владелец дома, где жил прокурор, отказал ему от квартиры, приказав немедленно выехать, не желая иметь, как он выразился, у себя убийц».
Леонид Николаевич был оправдан поcмepтно. Похороны генерала Гартунга состоялись при громадном стечении публики. Ему были оказаны большие воинские почести.
Читайте также: Фото градский с молодой женой на пляжеЕго cмepть стала для Марии страшным ударом, она продала поместье и переехала в Москву. Мария больше не вышла замуж, хотя она овдовела всего в 45 лет.
В 1880 году в Москве был открыт памятник Александру Сергеевичу, его дети присутствовали на открытии монумента. После Мария будет часто приходить к этому памятнику, навещать его, просиживать часы подле него.
фото портрета Марии с сайта www. yandex.ru
Б. Путилов коротко сообщает:
«Только в 1899 году, после прошения Марии Александровны к императору Александру II (думаю, что здесь цитата неверная – должен быть Николай II), размер пенсии Марии Александровны был увеличен с 240 до 300 рублей в год. Сумма скромная, но и на нее Мария Александровна умудрялась прожить с достоинством. Она всегда была весела, остроумна, любила общество молодежи и детей. Не переносила старушечьих сплетен и пересудов. Когда ей становилось особенно грустно, садилась за фортепиано».
02.05.1900 года в Москве была открыта городская аудитория-читальня, и Мария была её попечительницей вплоть до 1910 года.
Марию часто приглашали на вечера, посвященные творчеству отца. Она ходила на них с удовольствием, всегда старалась поддержать добрым словом начинающих поэтов.
Внучатая племянница старшей дочери Пушкина – С.П. Воронцова-Вельяминова вспоминала:
«Я хорошо помню тетю Машу на склоне лет, до самой старости она сохранила необычайно легкую походку и манеру прямо держаться. Помню ее маленькие руки, живые блестящие глаза, звонкий молодой голос».
Современники вспоминали, что Мария была «в старости очень женственна, любила хорошо одеваться. Каждый день ходила к парикмахеру на Арбате. В 80 лет говорила: «Терпеть не могу старух!».
фото Марии с сайта www. yandex.ru
Но грянула революция, Мария перестала получать пенсию – настали голодные времена. Мария переселилась в Москву, где сняла маленькую мeблированную комнатку. Потом поменяла ее на другую — в Собачьем переулке, который был стерт с карты города при строительстве Нового Арбата.
Мария жила очень бедно, её финансовое положение было настолько плачевным, что её сестра Анна Арапова (дочь Натальи Николаевны от второго бpaка с Ланским) обратилась за помощью к своей знакомой баронессе Врангель с просьбой не бросать в беде дочь великого поэта, последнюю из оставшихся в живых детей Пушкина. Баронесса Врангель, известная своей благотворительностью, написала письмо первому наркому просвещения А.В. Луначарскому.
фото заметки в газете с сайта www. yandex.ru
В 1918 году Луначарский А.В. ходатайствовал о назначении пенсии дочери Пушкина. Было решено «назначить М.А. Гартунг субсидию в размере 1000 рублей в месяц за счёт литературно-издательского отдела». Но пенсии она не получила, по одним данным – не успела и она пошла на оплату похорон, по другим данным – получила только раз.
Е.Н. Бибикова писала:
«Она умерла в 1919 году в нищете, так как ее лишили пенсии, а вещей у нее не было для продажи; а вернули ей пенсию при большевиках, и первый взнос пошел на ее похороны».
07.03.1919 года дочь Александра Сергеевича – гордости России – умерла от голода. Мария похоронена на Новом Донском кладбище
Правнучка поэта Наталья Сергеевна Мезенцова говорила:
«Ну в какой бы еще стране мог быть такой министр культуры, который дал роскошный особняк босоножке Дункан и при этом оставил в нищете дочь Пушкина?».
фото Марии с сайта www. yandex.ru
Правнучка поэта Наталия Сергеевна Шепелева вспоминала, со слов своей матери Веры Александровны, старшей внучки старшего сына поэта:
“Тетю Машу всегда отличало неизменное жизнелюбие и манеры ее были истинно манерами светской дамы, много лет прожившей в высшем кругу. Когда она появлялась в гостиной, то до самого позднего вечера в ней уже не умолкали шутки и смех. Очень тетушка следила за руками. У нее были красивые руки пианистки с длинными пальцами. Когда я смотрела на ее руки, то вспоминала о руках Александра Сергеевича, про красоту которых читала и слышала много раз. Баночки из-под кольдкрема и старинное жемчужное ожерелье – ожерелье Наталии Николаевны, в котором она стояла под венцом с Пушкиным – вот что было среди тех немногих памятных вещей, что достались родным после ее cмepти».
Надеюсь, статья была интересна) Если это так – ставьте лайк и подписывайтесь на канал)
Ольга Александровна Юрьевская – графиня Меренберг, супруга внука А.С. Пушкина
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна и её непростая судьба
Анастасия Михайловна де Торби – правнучка (по отцу) императора Николая I, и правнучка (по матери) А. С. Пушкина
Надежда Михайловна де Торби – правнучка (по отцу) императора Николая I, и правнучка (по матери) А. С. Пушкина
Мария Николаевна – своевольная дочь императора Николая I
Òðàãè÷åñêàÿ ñóäüáà ñòàðøåé äî÷åðè Ïóøêèíà Ìàðèè Ãàðòóíã (ñèñòåìàòèçèðîâàííûå ìàòåðèàëû Âèêèïåäèè)
Íàïîìíþ, ïðîñòèòå, ñêàæó î ãðóñòíîì: ñòî ëåò íàçàä äî÷ü ÷åëîâåêà, êîòîðûé áûë èçâåñòåí âñåìó ìèð, ïîãèáëà îò ãîëîäà òîãäà, êîãäà ìû ñòðîèëè «ñ÷àñòëèâóþ æèçíü» äëÿ âñåãî ìèðà. Áîëüíî, îáèäíî, ðå÷ü èä¸ò î ïåðâåíöå Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà, äî÷åðè Ìàðèè.
Ñòàðøàÿ äî÷ü çíàìåíèòîãî ðóññêîãî ïîýòà Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà Ãàðòóíã (Ïóøêèíà) ðîäèëàñü â íî÷ü ñ 18 íà 19 ìàÿ 1832 ãîäà. 7 èþíÿ äåâî÷êó, íàçâàííóþ â ÷åñòü ïîêîéíîé áàáóøêè Ïóøêèíà Ìàðèè Àëåêñååâíû Ãàííèáàë, êðåñòèëè â Ñåðãèåâñêîì âñåé àðòèëëåðèè ñîáîðå Ïåòåðáóðãà. Âîñïðèåìíèêàìè ó êóïåëè (êðåñòíûìè) áûëè: Åêàòåðèíà Èâàíîâíà Çàãðÿæñêàÿ è ãðàô Ìèõàèë Âèåëüãîðñêèé.
 ìëàäåí÷åñòâå äåâî÷êà áûëà î÷åíü áîëåçíåííîé. Ïóøêèí î÷åíü ïåðåæèâàë çà íå¸.  ïèñüìàõ ê æåíå ÷àñòî óïîìèíàë åå èìÿ, íàçûâàÿ òî Ìàøêîé, òî Ìàøåé, òî Ìàøåíüêîé: “À Ìàøà-òî! ×òî åå çîëîòóõà è ÷òî Ñïàññêèé?” (äîìàøíèé âðà÷ Ïóøêèíûõ) ñ áåñïîêîéñòâîì ñïðàøèâàë îí æåíó. “Ãîâîðèò ëè Ìàøà? Õîäèò ëè? ×òî çóáêè?” “×òî ìîÿ áåççóáàÿ Ïóñêèíà?” âåñåëî ïîäøó÷èâàë â ïîçäíèõ ïèñüìàõ, è òóò æå äîáàâëÿë: “Óæ ýòè ìíå çóáû!” À â ïèñüìå ê êíÿãèíå Âÿçåìñêîé ïîýò øóòèë: «Æåíà ìîÿ èìåëà íåëîâêîñòü ðàçðåøèòüñÿ ìàëåíüêîé ëèòîãðàôèåé ñ ìîåé îñîáû».
Íåñìîòðÿ íà áîëåçíåííîñòü è õðóïêîñòü, Ìàøêà-Ìàøåíüêà áûëà çàäèðîé, è ÷àñòåíüêî äîñòàâàëîñü îò íåå ìëàäøèì áðàòüÿì, Àëåêñàíäðó è Ãðèãîðèþ. Îíà ó÷àñòâîâàëà â èõ ìàëü÷èøåñêèõ èãðàõ â ìÿ÷, ñêàêàëà, êàê è îíè, íà äåðåâÿííîé ëîøàäêå-ïðóòèêå, ìîãëà è çà âèõðû ïîäåðãàòü áðàòöåâ, à ê êóêëàì øëà, êîãäà íà÷èíàëà ñåðäèòüñÿ íÿíÿ è ïðèãîâàðèâàëà, ÷òî âîò “óæî áåñïðåìåííî âñå ìàìåíüêå ðàññêàæåò”. (Èç âîñïîìèíàíèé À. Ï. Àðàïîâîé). Ìàìåíüêà. Åå ëàñêîâûå, òåïëûå ðóêè, íåæíûé è ãðóñòíûé âçãëÿä, íåãðîìêèé ãîëîñ, åå ñêàçêè è ïåñíè íà íî÷ü âñ¸ ýòî áûëî ãëàâíûì â æèçíè ìàëåíüêîé Ìàðèè, å¸ äâóõ áðàòüåâ è ñåñòðû.
Âëèÿíèå ìàòåðè, Íàòàëèè Íèêîëàåâíû áûëî îñíîâîïîëàãàþùèì. Ðàííèå ãîäû äåòñòâà Ìàðèÿ ïðîâåëà â Ïîëîòíÿíîì Çàâîäå, â äåðåâåíñêîì ïðèâîëüå: âåäü åå óâåçëè èç Ïåòåðáóðãà, êîãäà åé áûëî âñåãî-òî ïÿòü ëåò. Ìíîãî âðåìåíè îíà ïðîâîäèëà â èãðàõ íà ñâåæåì âîçäóõå. Áðàò ìàìåíüêè, Äìèòðèé Íèêîëàåâè÷ Ãîí÷àðîâ, ó÷èë ìàëåíüêóþ Ìàðè ñèäåòü â ñåäëå, áðàòü ëîøàäü â ïîâîäüÿ. Ó íå¸ íà âñþ æèçíü ñîõðàíèëàñü ïðÿìàÿ è ãîðäàÿ îñàíêà. Ìíîãî âðåìåíè îòíèìàëè ñåðü¸çíûå çàíÿòèÿ: èãðà íà ôîðòåïüÿíî, âûøèâàíèå, ÷òåíèå, óðîêè ãðàììàòèêè. Íàòàëèÿ Íèêîëàåâíà ñ÷èòàëà, ÷òî äåòè å¸ äîëæíû õîðîøî âëàäåòü ðóññêîé ãðàìîòîé è ðàçáèðàòüñÿ â ëèòåðàòóðå. Ñíà÷àëà çàíÿòèÿìè Ìàðèè ðóêîâîäèëà îíà ñàìà èëè å¸ ñåñòðà, òåòóøêà Àëåêñàíäðèíà.
Читайте также: Жена константина меладзе интервью после разводаÏîçæå, ïî âîçâðàùåíèè â ñòîëèöó (â 1839), íåñìîòðÿ íà ñòåñíåííîñòü â ñðåäñòâàõ, ñ Ìàðè è å¸ áðàòüÿìè (ïåðåä ïîñòóïëåíèåì òåõ â Ïàæåñêèé êîðïóñ) ñåðü¸çíî çàíèìàëîñü íåñêîëüêî ïåäàãîãîâ, ðåêîìåíäîâàííûõ äðóçüÿìè îòöà, Âÿçåìñêèì, Æóêîâñêèì, Ïëåòí¸âûì. Ìàðè äåëàëà áîëüøèå óñïåõè â ôîðòåïüÿííîé è øàõìàòíîé èãðå, ðèñîâàíèè è ðóêîäåëèè, èçó÷åíèè èíîñòðàííûõ ÿçûêîâ. Âñå çíàêîìûå îòìå÷àëè êðàñîòó è ïðèâåòëèâîñòü Ìàðèè. Îäèí ñîâðåìåííèê ïèñàë î íåé: «Ðåäêîñòíàÿ êðàñîòà ìàòåðè ñìåøèâàëàñü â íåé ñ ýêçîòèçìîì îòöà, õîòÿ ÷åðòû å¸ ëèöà, ìîæåò áûòü, áûëè íåñêîëüêî êðóïíû äëÿ æåíùèíû».
Áèîãðàô Ïóøêèíà ϸòð Èâàíîâè÷ Áàðòåíåâ ñâèäåòåëüñòâîâàë: «Âûðîñøè, îíà çàíÿëà êðàñîòû ó ñâîåé êðàñàâèöû-ìàòåðè, à îò ñõîäñòâà ñ îòöîì ñîõðàíèëà òîò èñêðåííèé çàäóøåâíûé ñìåõ, î êîòîðîì ãîâîðèëè, ÷òî îí áûë ó Ïóøêèíà òàê æå óâëåêàòåëåí, êàê åãî ñòèõè».
Ìàøà áûëà åäèíñòâåííîé èç äåòåé ïîýòà, êòî ñîõðàíèë õîòÿ áû ñìóòíûå âîñïîìèíàíèÿ îá îòöå. Êîãäà îí ïîãèá, åé ø¸ë ïÿòûé ãîä, à å¸ áðàòüÿ è ñåñòðà áûëè ñîâñåì ìàëåíüêèìè.
Çàêîí÷èâ ê 20-òè ãîäàì êóðñ äîìàøíåãî îáðàçîâàíèÿ è åäâà íà÷àâ âûåçæàòü â ñâåò, â 1852 ãîäó îíà áûëà âûñî÷àéøå ïîæàëîâàíà âî ôðåéëèíû è ñîñòîÿëà ïðè Ãîñóäàðûíå Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíå, æåíå Èìïåðàòîðà Àëåêñàíäðà Âòîðîãî. Ïîñåùàëà âå÷åðà, áàëû è ïðè¸ìû. Íà íå¸ îáðàùàëè âíèìàíèå ìíîãèå, æàæäàëè áûòü ïðåäñòàâëåííûìè åé, íî çàìóæ Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà âûøëà ïîçäíî, äâàäöàòè âîñüìè ëåò, â 1860 ãîäó, çà ãåíåðàë-ìàéîðà Ëåîíèäà Ãàðòóíãà (1832-1877), óïðàâëÿþùåãî Èìïåðàòîðñêèìè êîííûìè çàâîäàìè â Òóëå è Ìîñêâå, ÷åëîâåêà ãëóáîêî ïîðÿäî÷íîãî è áëàãîðîäíîãî.
×åì îáúÿñíèòü, ÷òî ñòîëü ïðèâëåêàòåëüíàÿ äåâóøêà, áûâøàÿ âñåãäà íà âèäó, íîñÿùàÿ ãðîìêîå è áëèñòàòåëüíîå èìÿ, âûøëà çàìóæ òàê ïîçäíî? Âîçìîæíî, åå ñåðüåçíîñòüþ è ðàçáîð÷èâîñòüþ, à, âîçìîæíî òåì, ÷òî íå îáëàäàëà îíà, â îòëè÷èå îò äðóãèõ áëåñòÿùèõ ñâåòñêèõ êðàñàâèö, ñëèøêîì áîëüøèì ïðèäàííûì, õîòÿ â íåñêîëüêî ìèíóò ìîãëà óâëå÷ü ïîíðàâèâøåãîñÿ åé ÷åëîâåêà îãíåì è æèâîñòüþ óìíîé, íåïðèíóæäåííîé áåñåäû, êðàñîòîþ óëûáêè, ðåäêèì ÷óâñòâîì þìîðà. Ãîâîðèëè, ÷òî ýòîò äàð ïîêîðÿòü áûë â íåé îò îòöà!
Âåðîÿòíî, Ëåîíèäà Ãàðòóíãà è Ìàðèþ Ïóøêèíó ïîçíàêîìèë è ñîñâàòàë íåóãîìîííûé è äîáðåéøèé îò÷èì Ïåòð Ïåòðîâè÷ Ëàíñêîé, ëþáèâøèé Ìàðèþ, êàê ðîäíîå äèòÿ. À ìîæåò, îíè ïîçíàêîìèëèñü è ñàìè, áëàãî â äîìå âñåãäà áûëî î÷åíü ìíîãî íàðîäó, ñðåäè íèõ íå òîëüêî ïèñàòåëè è õóäîæíèêè, íî è âîåííûå. Íàòàëèÿ Íèêîëàåâíà è íå äóìàëà ïðåïÿòñòâîâàòü çàìóæåñòâó Ìàøè, åé ïîíðàâèëñÿ çàäóì÷èâûé è âíèìàòåëüíûé ÷åëîâåê ñ ãðóñòíûìè ãëàçàìè.
Ó Ëåîíèäà Íèêîëàåâè÷à áûëî èìåíèå ïîä Òóëîé (ñ. Ïðèëåïû). Îí óíàñëåäîâàë îò îòöà èìåíèå â ñåëå Ôåäÿøåâî Òóëüñêîé ãóáåðíèè, òóäà è óåõàëè æèòü ìîëîäîæ¸íû Ãàðòóíã. Ëåîíèä Íèêîëàåâè÷ óñòðîèë ìàñøòàáíóþ ïåðåñòðîéêó: ðàçáèë óñàäåáíûé ïàðê è ïîñòðîèë ïëîòèíó ñ ïðóäîì íà ðå÷êå Ôåäÿøåâêå.
È ñåé÷àñ äâóõýòàæíûé äîì ïîðàæàåò ðàçìåðàìè: íà ïåðâîì ýòàæå áûëè êîìíàòû äëÿ ïðèñëóãè è ãîñòåé, êàáèíåò Ãàðòóíãà, îãðîìíàÿ áèáëèîòåêà è êàìèí, à íà âòîðîì 11 áîëüøèõ çàëîâ.
Ïî ñëóõàì, äîì áûë ïîñòðîåí ïî ïðîåêòó ñàìîé Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû.
Ðîäîâîå ãíåçäî ñóïðóãîâ, èõ ãîñòåïðèèìíûé, ùåäðûé äîì, ãäå ÷àñòî óñòðàèâàëèñü ìóçûêàëüíûå âå÷åðà è “÷àéíûå áàëû”, ñòàíîâèòñÿ èçâåñòåí â îêðóãå, ÷åòà Ãàðòóíãîâ îêðóæåíà âñåîáùèì âíèìàíèåì è óâàæåíèåì.
 íà÷àëå 1868 ãîäà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ïîçíàêîìèëàñü ñ Ë. Í. Òîëñòûì â äîìå ãåíåðàëà À. Òóëóáüåâà â Òóëå. Èõ âñòðå÷ó îïèñàëà ñâîÿ÷åíèöà Òîëñòîãî Ò. Êóçìèíñêàÿ:
«Äâåðü èç ïåðåäíåé îòâîðèëàñü, è âîøëà íåçíàêîìàÿ äàìà â ÷åðíîì êðóæåâíîì ïëàòüå. Åå ëåãêàÿ ïîõîäêà ëåãêî íåñëà åå äîâîëüíî ïîëíóþ, íî ïðÿìóþ è èçÿùíóþ ôèãóðó. Ìåíÿ ïîçíàêîìèëè ñ íåé. Ëåâ Íèêîëàåâè÷ åùå ñèäåë çà ñòîëîì. ß âèäåëà, êàê îí ïðèñòàëüíî ðàçãëÿäûâàë åå. Êòî ýòî? ñïðîñèë îí, ïîäõîäÿ êî ìíå. Ì-må Ãàðòóíã, äî÷ü ïîýòà Ïóøêèíà. Äà-à, ïðîòÿíóë îí, òåïåðü ÿ ïîíèìàþ… Òû ïîñìîòðè, êàêèå ó íåå àðàáñêèå çàâèòêè íà çàòûëêå. Óäèâèòåëüíî ïîðîäèñòûå».
Ëåâ Íèêîëàåâè÷ ïîæåëàë áûòü íåìåäëåííî ïðåäñòàâëåííûì äî÷åðè ïîýòà, ñåë çà ÷àéíûé ñòîëèê âîçëå íå¸. Îíè îæèâëåííî áåñåäîâàëè âåñü âå÷åð. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà, ïî åãî ïðîñüáå, ðàññêàçûâàëà îá îòöå (âåðîÿòíî, ñî ñëîâ ìàòåðè), äåëèëàñü ñâîèìè âïå÷àòëåíèÿìè î ëèòåðàòóðå è èñêóññòâå. Ëåâ Íèêîëàåâè÷ èñêðåííå âîñõèùàëñÿ òîíêîñòüþ å¸ âêóñà, ñâîåîáðàçíîñòüþ è ñìåëîñòüþ ìíåíèé è ñêàçàë ïîçæå Ñîôüå Àíäðååâíå, ÷òî Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà íå òîëüêî âíåøíå, íî è âíóòðåííå, âåðîÿòíî, ïîõîäèëà íà ñâîåãî âåëèêîãî îòöà. Äî÷ü ïîýòà íàñòîëüêî ïîðàçèëà òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå Òîëñòîãî, ÷òî îí îòîáðàçèë å¸ âíåøíèå ÷åðòû â îáëèêå ëþáèìîé ãåðîèíè ñâîåãî çíàìåíèòîãî “ñåìåéíîãî ðîìàíà” Àííå Êàðåíèíîé. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà «ïîñëóæèëà åìó òèïîì Àííû Êàðåíèíîé, íå õàðàêòåðîì, íå æèçíüþ, à íàðóæíîñòüþ. Îí ñàì ïðèçíàâàë ýòî». À â ÷åðíîâîì âàðèàíòå «Àííû Êàðåíèíîé» ãëàâíàÿ ãåðîèíÿ íîñèëà èìÿ Àíàñòàñèÿ Ïóøêèíà. Âîò êàê îïèñûâàåò Ëåâ Íèêîëàåâè÷ Àííó Êàðåíèíó â ðîìàíå: «Íà ãîëîâå ó íå¸, â ÷¸ðíûõ âîëîñàõ, ñâîèõ áåç ïðèìåñè, áûëà ìàëåíüêàÿ ãèðëÿíäà àíþòèíûõ ãëàçîê è òàêàÿ æå íà ÷¸ðíîé ëåíòå ïîÿñà ìåæäó áåëûìè êðóæåâàìè. Ïðè÷¸ñêà å¸ áûëà íåçàìåòíà. Çàìåòíû áûëè òîëüêî, óêðàøàÿ å¸, ýòè ñâîåâîëüíûå êîðîòêèå êîëå÷êè êóð÷àâûõ âîëîñ, âñåãäà âûáèâàþùèåñÿ íà çàòûëêå è âèñêàõ. Íà òî÷¸íîé êðåïêîé øåå áûëà íèòêà æåì÷óãó».
Ïðèâåòëèâîñòü Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû, ïðîñòîòà â îáðàùåíèè, èçûñêàííîñòü ìàíåð, êðàñîòà, îñòðîóìèå áðîñàëîñü â ãëàçà îêðóæàþùèõ, êàê è å¸ âñåãäàøíåå ñïîêîéñòâèå è íåîáûêíîâåííàÿ ïðèâÿçàííîñòü ê ìàòåðè, âûðàæåííàÿ â òðîãàòåëüíîé ëàñêîâîé çàáîòå î íåé. Î÷åíü íåæíî îòíîñèëàñü îíà è ê Ïåòðó Ïåòðîâè÷ó Ëàíñêîìó, íåðåäêî âûñòóïàÿ áóôåðîì ìåæäó âñïûëü÷èâîé ò¸òóøêîé Àëåêñàíäðèíîé è îò÷èìîì, ê êîòîðîìó îäèíîêàÿ ò¸òóøêà íåîñîçíàííî ðåâíîâàëà ñåñòðó, Íàòàëèþ Íèêîëàåâíó è ïëåìÿííèêîâ. Ïðÿìûõ âîñïîìèíàíèé î Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíå íå ñîõðàíèëîñü, ïðèõîäèòñÿ äîâîëüñòâîâàòüñÿ òîëüêî êîñâåííûìè ñâåäåíèÿìè è ôàêòàìè. Ïðÿìûõ íàñëåäíèêîâ ó íå¸ òîæå íå áûëî, ìåìóàðîâ îíà íå îñòàâèëà, ïåðåïèñêà å¸ íå ñîõðàíèëàñü, à åñëè è åñòü êàêèå-ëèáî äîêóìåíòû, òî îíè íåèçâåñòíû øèðîêîìó êðóãó ëèö.
À âîò ñóäüáà è æèçíü Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû â äàëüíåéøåì ñêëàäûâàëàñü íå ìåíåå òðàãè÷íî, ÷åì ó ãåðîèíè Òîëñòîãî. Âîò ÷òî ïèøåò Áîðèñ Ïóòèëîâ â êðàòêîì î÷åðêå “Äåòè Ïóøêèíà”, ïîìåùåííîì â æóðíàëå “Óðàëüñêèé ñëåäîïûò” (No.3-6 çà 2000ã.): “Ñ 1875 ãîäà Ãàðòóíã çàâåäîâàë Ìîñêîâñêèì îòäåëåíèåì ãîñóäàðñòâåííîãî êîííîçàâîäñòâà.
Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé â “Äíåâíèêå ïèñàòåëÿ” çà 1877 ãîä ðàññêàçàë î òðàãè÷åñêîì ñîáûòèè â ñåìüå Ì.À. Ãàðòóíã ñàìîóáèéñòâå å¸ ìóæà, îïóòàííîãî èíòðèãàìè áåñ÷åñòíûõ ëþäåé è îòäàííîãî ïîä ñóä. Ïðîêóðîð îáâèíèë Ãàðòóíãà â êðàæå âåêñåëåé, âåêñåëüíîé êíèãè è äðóãèõ áóìàã íåêîåãî Çàíôòëåáåíà ïðîöåíòùèêà, îáÿçàííîñòè äóøåïðèêàç÷èêà êîòîðîãî èìåë íåîñòîðîæíîñòü âçÿòü íà ñåáÿ Ãàðòóíã. Îí íè÷åãî íå ïîäîçðåâàë î êîâàðíûõ óìûñëàõ ðîäñòâåííèêîâ ïðîöåíòùèêà. Êîãäà ñóäüè, îáúÿâèâ ïåðåðûâ, óäàëèëèñü èç çàëà ñóäà, ÷òîáû ñîñòàâèòü ïðèãîâîð, Ë. Í. Ãàðòóíã “…âûéäÿ â äðóãóþ êîìíàòó… ñåë ê ñòîëó è ñõâàòèë ðóêàìè ñâîþ áåäíóþ ãîëîâó; çàòåì âäðóã ðàçäàëñÿ âûñòðåë: îí óìåðòâèë ñåáÿ ïðèíåñåííûì ñ ñîáîþ çàðÿæåííûì ðåâîëüâåðîì, óäàðîì â ñåðäöå. Íà í¸ì íàøëè òîæå çàðàíåå çàãîòîâëåííóþ çàïèñêó, â êîòîðîé îí “êëÿí¸òñÿ âñåìîãóùèì áîãàì, ÷òî íè÷åãî íå ïîõèòèë è ñâîèõ âðàãîâ ïðîùàåò”. Ãëàâíûì âèíîâíèêîì ãèáåëè Ãàðòóíãà ñ÷èòàëè ïðîêóðîðà Í. Ò. Øèïîâà, êîòîðûé ïðîèçíåñ íà ñóäå ñòðàñòíóþ ðå÷ü. Âëàäåëåö äîìà, ãäå æèë ïðîêóðîð, îòêàçàë åìó îò êâàðòèðû, ïðèêàçàâ íåìåäëåííî âûåõàòü, íå æåëàÿ èìåòü, êàê îí âûðàçèëñÿ, ó ñåáÿ óáèéö. Âïðî÷åì, Ëåîíèä Íèêîëàåâè÷ áûë â âïîñëåäñòâèè îïðàâäàí ïîñìåðòíî. Áðàê Ìàðèè è Ëåîíèäà Ãàðòóíã òðàãè÷åñêè îáîðâàëñÿ ÷åðåç 17 ëåò.
Читайте также: Свадьба артура волкова и анны хилькевичÑàìîóáèéñòâî ìóæà ñòàëî äëÿ Ìàðèè ñòðàøíûì óäàðîì. Îíà ïðîäàëà ïîìåñòüå è ïåðååõàëà â Ìîñêâó, òàê è îñòàâøèñü âäîâîé äî ñàìîé ñìåðòè. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ïîäîëãó æèëà â Ìîñêâå, â äîìå íà Ïîâàðñêîé (íûíå óëèöà Âîðîâñêîãî), ãäå ó ñóïðóãîâ áûëà áîëüøàÿ êâàðòèðà. Ïîñëå ãèáåëè ìóæà îíà áîëüøå íå âûõîäèëà çàìóæ, äåòåé ó íåå íå áûëî. Êîãäà ó Àëåêñàíäðà Àëåêñàíäðîâè÷à óìåðëà æåíà, Ì. À. Ãàðòóíã, óæå â ðîëè «òåòè Ìàøè», ïîìîãàëà âîñïèòûâàòü åãî îñèðîòåâøèõ äåòåé. ×àñòî ãîñòèëà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà â èìåíèè Ëàøìà, ó ñâîåé ñâîäíîé ñåñòðû Àëåêñàíäðû Ïåòðîâíû Àðàïîâîé, ñ êîòîðîé áûëà î÷åíü äðóæíà, ïðèåçæàëà ê íåé òàêæå â Ïåòåðáóðã. Áûâàëà Ì. À. Ãàðòóíã è â Ëîïàñíå èìåíèè áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ Ëàíñêèõ Âàñèëü÷èêîâûõ è â Àíäðååâêå, ó äðóãîé ñåñòðû Åëèçàâåòû Ïåòðîâíû. Âíó÷àòàÿ ïëåìÿííèöà ñòàðøåé äî÷åðè Ïóøêèíà
Ñ. Ï. Âîðîíöîâà-Âåëüÿìèíîâà âñïîìèíàëà: «ß õîðîøî ïîìíþ òåòþ Ìàøó íà ñêëîíå ëåò, äî ñàìîé ñòàðîñòè îíà ñîõðàíèëà íåîáû÷àéíî ëåãêóþ ïîõîäêó è ìàíåðó ïðÿìî äåðæàòüñÿ. Ïîìíþ åå ìàëåíüêèå ðóêè, æèâûå áëåñòÿùèå ãëàçà, çâîíêèé ìîëîäîé ãîëîñ».
Ñðåäñòâ ê ñóùåñòâîâàíèþ ó Ìàðèè íå áûëî. Êàê æèëà îíà ïîñëåäíèå ãîäû èçâåñòíî ìàëî. Á. Ïóòèëîâ êîðîòêî ñîîáùàåò: “Òîëüêî â 1899 ãîäó, ïîñëå ïðîøåíèÿ Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû ê èìïåðàòîðó Àëåêñàíäðó II, ðàçìåð ïåíñèè Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû áûë óâåëè÷åí ñ 240 äî 300 ðóáëåé â ãîä. Ñóììà ñêðîìíàÿ, íî è íà íåå Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà óìóäðÿëàñü ïðîæèòü ñ äîñòîèíñòâîì. Îíà âñåãäà áûëà âåñåëà, îñòðîóìíà, ëþáèëà îáùåñòâî ìîëîäåæè è äåòåé. Íå ïåðåíîñèëà ñòàðóøå÷üèõ ñïëåòåí è ïåðåñóäîâ. Êîãäà åé ñòàíîâèëîñü îñîáåííî ãðóñòíî, ñàäèëàñü çà ôîðòåïèàíî.
 1899 ãîäó â îçíàìåíîâàíèå ñòîëåòèÿ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ Ïóøêèíà â Ìîñêâå ñîçäàëè ãîðîäñêóþ áèáëèîòåêó-÷èòàëüíþ, êîòîðàÿ áûëà òîðæåñòâåííî îòêðûòà 2 ìàÿ 1900 ãîäà. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà áûëà ïîïå÷èòåëüíèöåé áèáëèîòåêè äî 1910 ãîäà, êîãäà ïðåêëîííûé âîçðàñò âûíóäèë å¸ óéòè íà ïîêîé, íî îíà îñòàâàëàñü ïî÷åòíûì ïîïå÷èòåëåì è ïðåäñåäàòåëåì ïåðâîé Îáùåñòâåííîé áèáëèîòåêè èìåíè Ïóøêèíà. Åå ÷àñòî ïðèãëàøàëè íà âñåâîçìîæíûå òîðæåñòâà, ïîñâÿùåííûå Ïóøêèíó, è íà ñêðîìíûå ëèòåðàòóðíûå âå÷åðà, ãäå ïèëè ÷àé è ÷èòàëè ñòèõè ïîýòû, çà÷àñòóþ íåèçâåñòíûå ïóáëèêå. Ïðèãëàøåíèÿ íà òàêèå âå÷åðà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ïðåäïî÷èòàëà âñåì îñòàëüíûì.
Ïðàâíó÷êà ïîýòà Íàòàëèÿ Ñåðãååâíà Øåïåëåâà âñïîìèíàëà, ñî ñëîâ ñâîåé ìàòåðè Âåðû Àëåêñàíäðîâíû, ñòàðøåé âíó÷êè ñòàðøåãî ñûíà ïîýòà: “Òåòþ Ìàøó âñåãäà îòëè÷àëî íåèçìåííîå æèçíåëþáèå è ìàíåðû åå áûëè èñòèííî ìàíåðàìè ñâåòñêîé äàìû, ìíîãî ëåò ïðîæèâøåé â âûñøåì êðóãó. Êîãäà îíà ïîÿâëÿëàñü â ãîñòèíîé, òî äî ñàìîãî ïîçäíåãî âå÷åðà â íåé óæå íå óìîëêàëè øóòêè è ñìåõ. Î÷åíü òåòóøêà ñëåäèëà çà ðóêàìè. Ó íåå áûëè êðàñèâûå ðóêè ïèàíèñòêè ñ äëèííûìè ïàëüöàìè. Êîãäà ÿ ñìîòðåëà íà åå ðóêè, òî âñïîìèíàëà î ðóêàõ Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à, ïðî êðàñîòó êîòîðûõ ÷èòàëà è ñëûøàëà ìíîãî ðàç. Áàíî÷êè èç-ïîä êîëüäêðåìà è ñòàðèííîå æåì÷óæíîå îæåðåëüå îæåðåëüå Íàòàëèè Íèêîëàåâíû, â êîòîðîì îíà ñòîÿëà ïîä âåíöîì ñ Ïóøêèíûì âîò ÷òî áûëî ñðåäè òåõ íåìíîãèõ ïàìÿòíûõ âåùåé, ÷òî äîñòàëèñü ðîäíûì ïîñëå åå ñìåðòè.
Âåùè áîëåå ïàìÿòíûå è çíà÷èòåëüíûå îíà ïåðåäàëà â ìóçåè è áèáëèîòåêó, ïîïå÷èòåëåì êîòîðîé áûëà”. (Öèòèðóåòñÿ ïî êíèãå Ì. Êîðøóíîâà è Â. Òåðåõîâîé “Ìàëü÷èøíèê” Ìå÷òàòåëüíàÿ ïîâåñòü.)
Ñåãîäíÿ Ìîñêîâñêàÿ ãîðîäñêàÿ áèáëèîòåêà èìåíè À. Ñ. Ïóøêèíà íàõîäèòñÿ íà Åëîõîâñêîé ïëîùàäè â ñòàðèííîé óñàäüáå XVIII âåêà. Íàä ïàðàäíîé ëåñòíèöåé âèñèò áîëüøîé ïîðòðåò Ì. À. Ãàðòóíã
Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà åäèíñòâåííàÿ èç âñåõ äåòåé Ïóøêèíà, äîæèâøàÿ äî Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè. Ñîâåòñêàÿ âëàñòü îáðåêëà å¸ íà ãîëîäíîå ñóùåñòâîâàíèå, ïðèïîìíèâ äâîðÿíñêîå ïðîèñõîæäåíèå è ïðèäâîðíóþ ñëóæáó.
Ÿ ñåñòðà Àííà Àðàïîâà (äî÷ü Íàòàëüè Íèêîëàåâíû îò âòîðîãî áðàêà ñ Ëàíñêèì) îáðàòèëàñü çà ïîìîùüþ ê ñâîåé çíàêîìîé áàðîíåññå Âðàíãåëü ñ ïðîñüáîé íå áðîñàòü â áåäå äî÷ü âåëèêîãî ïîýòà, ïîñëåäíþþ èç íàñëåäíèö Ïóøêèíà. Áàðîíåññà Âðàíãåëü, èçâåñòíàÿ ñâîåé áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ, íàïèñàëà ïèñüìî íàðîäíîìó êîìèññàðó ïðîñâåùåíèÿ Ëóíà÷àðñêîìó.  ïèñüìå áàðîíåññà ïðîñèò «ïîìî÷ü ïîñëåäíåé â æèâûõ äî÷åðè âåëèêîãî ïîýòà». (Ïèñüìî îò 10 èþíÿ 1918 ãîäà õðàíèòñÿ â Öåíòðàëüíîì ãîñóäàðñòâåííîì àðõèâå Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè).
 êîíöå òðóäíîãî è îñîáåííî ãîëîäíîãî 1918 ãîäà Ëóíà÷àðñêèé îòäàë ðàñïîðÿæåíèå, ÷òîáû äî÷åðè âåëèêîãî ïîýòà îêàçàëè ìàòåðèàëüíóþ ïîääåðæêó. Ê íåé ïðèøëà ðàáîòíèöà Íàðêîìñîáåñà äëÿ îáñëåäîâàíèÿ «ñòåïåíè åå íóæäàåìîñòè», è Íàðêîìñîáåñ, «ó÷òÿ çàñëóãè ïîýòà Ïóøêèíà ïåðåä ðóññêîé õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðîé», íàçíà÷èë åé ïåíñèþ, íî ïåðâàÿ ïåíñèÿ ïîøëà óæå íà ïîõîðîíû äî÷åðè ïîýòà
Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ÷óòü ëè íå åæåäíåâíî ïðèõîäèëà íà Òâåðñêîé áóëüâàð, ê ïàìÿòíèêó îòöà. Ìíîãèå ìîñêâè÷è îáðàùàëè âíèìàíèå íà îäèíîêóþ, âñþ â ÷¸ðíîì ñòàðóøêó, ÷àñàìè ñèäåâøóþ îêîëî ïàìÿòíèêà íà ñêàìåéêå… Â ëþáóþ ïîãîäó Ìàðèÿ áûëà ó ïàìÿòíèêà Ïóøêèíó íà Òâåðñêîì áóëüâàðå. Íåêîòîðûå, óâèäåâ åå, çàìåäëÿëè øàãè èëè îáîðà÷èâàëèñü. Íå ñîâñåì ïîíÿòíî áûëî èì, ÷òî äåëàåò âûñîêàÿ ñòðîéíàÿ, çàêóòàííàÿ â âóàëü æåíùèíà, ñ íîã äî ãîëîâû â ÷¸ðíîì. ظë 1918 ãîä, âñå, êòî òîëüêî ìîã, áåæàë èç õîëîäíîé è ãîëîäíîé Ìîñêâû íà îêðàèíû Ðîññèè. Òå, êòî îñòàâàëñÿ, ñòàðàëèñü ñèäåòü ïî äîìàì, ñîõðàíÿÿ ñêóäíîå òåïëî î÷àãîâ. Îíè ñòàðàëèñü ëîæèòüñÿ ñïàòü ïîðàíüøå àâîñü óëÿæåòñÿ ÷óâñòâî ãîëîäà.
 ðóêàõ ó Ìàðèè áûëè òî çåë¸íàÿ âåòî÷êà, òî ìàëåíüêèé áóêåòèê öâåòîâ, êîòîðûå îíà ïîòîì îñòàâëÿëà íà ñåðîì ãðàíèòå ïàìÿòíèêà. Îíà ïðèõîäèëà íà ñâèäàíèÿ ñî ñâîèì îòöîì, êîòîðîãî ïî÷òè íå ïîìíèëà, è êîòîðûé ñòàë äëÿ íå¸ ëåãåíäîé. Îíà íå âîñïðèíèìàëà åãî êàê ïàìÿòíèê. Ñèäåëà ó íîã, è åé êàçàëîñü, ÷òî ñëûøèò çà ñïèíîþ òåïëîòó äûõàíèÿ, çâó÷íûé âåñ¸ëûé ãîëîñ, çàðàçèòåëüíûé ñìåõ. Îíà íå ìîãëà íè÷åãî ïîìíèòü, íî êàêîå-òî ñìóòíîå âèäåíèå âñ¸ ðàâíî ïðåñëåäîâàëî å¸: ëàñêîâûé, íåâûñîêèé ÷åëîâåê, ñìóãëûé ëèöîì, ñ æèâûìè áëåñòÿùèìè ãëàçàìè, ïðîòÿãèâàåò ê íåé ðóêè è ïîäíèìàåò å¸ âûñîêî íàä ñîáîé. Ó íå¸ çàìèðàåò ñåðäå÷êî, îíà ïîâèçãèâàåò îò ñòðàõà è óäîâîëüñòâèÿ, à ÷åëîâåê ñìå¸òñÿ: “×òî, Ìàøêà, ðàçáîéíèöà? ×àé, êóäà ðàäà ââîëþ âîåâàòü?!” (Öèòàòà èç ïèñüìà Ïóøêèíà îò 1834 ã). Îíà ïðèõîäèëà ê íåìó êàæäûé äåíü â íàäåæäå âñïîìíèòü ÷òî-òî åù¸ è ïîãðóçèòüñÿ â áëàæåíñòâî ýòèõ âîñïîìèíàíèé. Ïåðåñòàëà ïðèõîäèòü, òîëüêî êîãäà ñìåðòåëüíî çàáîëåëà. Ýòî ñëó÷èëîñü â ôåâðàëå 1919 ãîäà. Ñåäüìîãî ìàðòà åå íå ñòàëî. Ñâèäàíèÿ äî÷åðè ñ îòöîì çàêîí÷èëèñü.
Ìîãèëà åå íàõîäèòñÿ íà êëàäáèùå Äîíñêîãî ìîíàñòûðÿ.
 ýêñïîçèöèè Ãîñóäàðñòâåííîãî ìóçåÿ Ë. Í. Òîëñòîãî èìååòñÿ ïîðòðåò Ìàðèè Ãàðòóíã, íàïèñàííûé È. Ê. Ìàêàðîâûì â 1860 ãîäó. Íà í¸ì Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà èçîáðàæåíà ñ æåì÷óæíûì îæåðåëüåì, äîñòàâøèìñÿ åé îò ìàòåðè, è ãèðëÿíäîé àíþòèíûõ ãëàçîê â âîëîñàõ.
Ìàðèÿ Ãàðòóíã
Ìóçåé ìóçååâ ìèðà Ýðìèòàæ. Ñêóëüïòóðû, êóáêè, ëåñòíèöû, ëåïíèíà. Õîëñòû: ñàäû, áàòàëèè, ïåéçàæ. Ìãíîâåíüÿ æèçíè êàæäàÿ êàðòèíà.
Ìàðèÿ âûðàçèòåëüíûé ïîðòðåò. Ëþáîâü ïîýòà ïåðâåíåö ëþáèìûé. È âçãëÿä, è æåì÷óã èçëó÷àþò ñâåò. Áåñöåííà íèòü íà øåéêå ëåáåäèíîé.
Ìàðèÿ Ãàðòóíã. Âçãëÿäà ÷èñòîòà, èçãèá â ïðè÷¸ñêå çàâèòêà ëèòîãî, ïîðîäû âåëè÷àâîñòü, êðàñîòà îäíàæäû âîñõèòèëè Ëüâà Òîëñòîãî.
È çâîíêèé, ýêçîòè÷íûé ñìåõ îòöà åãî æå óìèëèëè íåñêàçàííî. Âñ¸ ñòàëî âäîõíîâåíèåì òâîðöà è ïðîòîòèïîì ãåðîèíè Àííû.
Ãèðëÿíäà íåçàáóäîê â âîëîñàõ Èçÿùåñòâî â äâèæåíèÿõ, ïîõîäêå… È ôèëüì, è âàëüñ ëþáâè íà ïàðóñàõ Ïîäàðîê âñòðå÷à, â òâîð÷åñòâå íàõîäêà.