Летчик серов биография личная жизнь
Ранняя гибель Анатолия Серова явилась «бомбой замедленного действия» в жизни его вдовы, актрисы Валентины Серовой, и сына, названного в честь отца
В 1939 году на экраны вышла комедия Константина Юдина «Девушка с хаpaктером». Вся страна влюбилась в исполнительницу главной роли – непосредственную и миловидную Валентину Серову. Мало кто знал, что молодая блондинка – уже вдова, а ее погибший муж – выдающийся летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов. Этой яркой паре был отпущен только год. После гибели Анатолия Константиновича оказалось, что все счастье своей маленькой семьи он унес вместе с собой.
Комбриг Анатолий Серов за учебой, 1938 год. Фото: wikimedia.org
Маленький Икар
Анатолий родился в 1910 году, в семье шахтеров, и все детство провел в темных штольнях, куда отец брал его с собой, пытаясь приобщить к горному делу. Когда ему было 12, учительница на уроке истории рассказала о его однофамильце, стрельце Серове, в 1699 году смастерившем крылья и совершившего хоть короткий, но полет. С тех пор мальчик заболел воздухоплаванием.
Опыты с самолетостроительством закончились плачевно: вывих голеностопа после прыжка на самодельных крыльях с бани уложил в кровать почти на месяц. Следующая разработка – воздушный змей – была не до конца продуманной, и ее подъемной силы оказалось недостаточно для того, чтобы поднять подростка в воздух. Может быть, и к счастью.
Из-под земли в небо
Зная о том, что в летные школы берут только лучших, он вгрызся в учебу, хоть до этого учился так себе. Потом с отличием закончил фабзавуч (средне-специальное заведение), стал передовиком производства и неугомонным общественником. Была еще проблема: с детства Толик был склонен к полноте. Так что приходилось пpaктически изнурять себя тренировками, чтобы держаться в форме. Спасли лыжи. Ежедневно увеличивая дистанцию, парень дошел до отметки в 60 километров. Этот пробег стал для него обязательным.
В Первой объединенной теоретической школе летчиков и авиатехников, Вольск, 1929 год. Фото: wikimedia.org
В 1929 году по комсомольской путевке Анатолий поступил в летное училище. По окончании он сначала был младшим летчиком, а к ноябрю 1932 года стал уже комaндиром звена. Неожиданно его перебросили на Дальний Восток, где пересадили на новый истребитель. Освоив незнакомую для себя машину, Серов предложил звену новое дело: групповой пилотаж. Над ними смеялись, называли акробатами, но наработки Серова вскоре были оценены по достоинству и стали применяться в военной авиации.
Серов грезил небом. Именно поэтому, поступив в Военно-воздушную академию и поняв, что там готовят руководящие кадры, управляющие самолетами с земли, он написал рапорт с просьбой перевести его на работу, связанную с испытаниями летательных аппаратов. Просьбу удовлетворили, и Серов стал комaндиром звена при НИИ ВВС РККА.
Родриго Матео из «чатос»
В 1937 году Анатолий отправился в Испанию, где шла гражданская война. Под именем Родриго Матео он служил в эскадрилье «чатос», где зарекомендовал себя отличным, хоть и недисциплинированным бойцом. Чего стоил только несанкционированный вылет Серова, когда уже в небе обнаружилось, что ему придется сражаться не с одним противником, как он предположил, а с девятью! Тем не менее виртуозное владение машиной позволило продержаться в небе до подхода других истребителей. В ходе этого боя он серьезно повредил две машины противника, сам при этом получив около пятидесяти повреждений.
Во время службы в Испании Серов разpaбатывал принципы и тактики ведения ночных боев. И снова над ним смеялись, но только поначалу. Вскоре его «ночные охоты» заставили франкистов прекратить ночные бомбардировки.
21 января 1938 года Серов вернулся в СССР, а уже 7 марта Калинин вручал ему Золотую Звезду Героя Советского Союза.
Роковое число
11 мая – значимый день в жизни Анатолия Серова. В 1938 году в этот день он женился на начинающей актрисе Валентине Половиковой. Роман был бурным, Анатолий сделал дeвyшке предложение уже на третий день знакомства, а еще через неделю они расписались. Жить пришлось то в гостиницах, то искать съемное жилье, но к сентябрю 1938 заслуженному летчику, комбригу Серову выдали квартиру, принадлежавшую ранее маршалу А. И. Егорову, арестованному в марте по обвинению в шпионаже. Сильный, красивый, в самом расцвете сил, удачливый, обласканный властями, любящий свою работу, имеющий талантливую, любящую жену – Анатолий был счастливым человеком.
Валентина и Анатолий Серовы. Фото: wikimedia.org
Так прошел ровно год. 11 мая 1939 года на вечеринку по случаю годовщины совместной жизни Серовы пригласили немало народа. Но вместо праздника пришла беда.
В этот день Анатолий в последний момент заменил не явившегося на сборы подчиненного. Для тренировки летчицы Полины Осипенко нужно было пpaктическое ознакомление с новой машиной, и для комбрига приготовили самолет. Первый вылет прошел успешно, но со второго самолет на базу не вернулся. Нашли его в 25 километрах от аэродрома. Очевидцы рассказали, что машина вошла в штопор при выполнении виража.
Причиной крушения была признана ошибка пилота. Действия экипажа охаpaктеризовали как «безобразные и преступные». Тогда нельзя было написать и слова о том, что сам испытываемый самолет был капризной машиной и не прощал малейшего отклонения от режима полета. Ведь «наши самолеты – самые лучшие!» А на самом деле там, где полет любой другой модели можно было бы выправить, УТИ-4 был безнадежен. Об этом говорит и статистика полетов 1939 года: с начала января по середину мая произошло 34 авиакатастрофы, в них погибли 70 человек, среди них пять Героев Советского Союза.
Читайте также: Группа 7б биография и семья личная жизньУТИ-4. Та самая капризная модель самолета, при обкатке которой погибли Анатолий Серов и Полина Осипенко. Фото: wikimedia.org
Осколки семьи
Валентина Серова с сыном Толиком. Фото: wikimedia.org
Спустя четыре месяца после торжественных похорон Анатолия в Кремлевской стене Валентина родила сына. Назвали его в честь отца, но счастья мальчику это в будущем не принесло. Он вырос трудным подростком, стал пироманом, неоднократно попадал в колонию за поджоги, а после и вовсе спился и умер в 35 лет.
Валентина снова вышла замуж. Ее супругом стал Константин Симонов, знаменитый поэт, писатель, общественный деятель.
Именно Валентине Симонов посвятил потрясающее стихотворение «Жди меня…».И, казалось, поначалу судьба пыталась как-то отплатить ей за раннее вдовство. Она прославилась после фильмов «Девушка с хаpaктером» и «Сердца четырех».
Но, как говорили, Валя не смогла никого полюбить так, как любила Анатолия Серова. Она не сумела справиться с воспитанием Толи, конфликтовала с собственной матерью, появились проблемы с алкоголем.
Кадр из фильма «Сердца четырех», 1941 год
В конце концов Симонов от нее ушел, ролей не стало. Серову нашли мертвой в разграбленной квартире за несколько дней до 58-летия.
Приветствую читателей и посетителей своего канала. Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы.
сын Анатолий Серов был очень похож на мать
Незадолго до Великой Отечественной войны молоденькая актриса вышла замуж за знаменитого лётчика-испытателя, проявившего героизм в Испанской войне, Анатолия Серова.
Они влюбились друг в друга мгновенно, и через 3 дня бурной любви Анатолий сделал Валентине предложение, а ещё через неделю они поженились.
Валентина Серова с мужем Анатолием Серовым
К сожалению, судьба отпустила им только год, но всё это время они были самыми счастливыми людьми на планете. Актриса была беременна, когда самолёт Серова не вернулся с учебного вылета при испытании самолёта.
Это произошло в их годовщину свадьбы, как раз в тот день, 11 мая, когда они поженились, и собирались с друзьями отметить это событие. Но вместо праздника в дом пришла беда.
Валентина Серова с мужем Анатолием Серовым
Сталин распорядился устроить пышные похороны – лётчика-героя захоронили в Кремлёвской стене. Сам вождь очень сочувствовал молодой, красивой вдове, на поминках усадил её рядом с собой, и всячески опекал, и поддерживал.
Рождённого через 4 месяца сына, актриса решила назвать в честь отца, Анатолием. Многие отговаривали её – плохая примета называть ребёнка именем безвременно умершего родственника, можно навлечь проклятие, но, убитая горем вдова никого не слушала.
Жила она с маленьким Толей в выделенной ей квартире маршала Егорова, арестованного за шпионаж. Говорят, в эти годы у белокурой красавицы был роман с маршалом Рокоссовским.
В 40-м, перед самой войной в неё влюбился писатель Константин Симонов и посвятил ей самое романтично-трогательное произведение военных лет «Жди меня». А в 1943-м, когда он на несколько дней прибыл с фронта, они поженились.
Константин предложил актрисе усыновить Толю, но она не согласилась. Государство выплачивало большую пенсию на ребёнка за погибшего отца, и Серова не хотела её терять.
Между тем, отношения отчима с пасынком не складывались – мальчик рос совершенно неуправляемым, несмотря на то, что имел плохое зрение, заикался, и вообще был болезненным ребёнком.
Валентина Серова с мужем Константином Симоновым и сыном Толей
Кончилось всё тем, что Валентина, под давлением второго мужа отправила сына в интернат, очень далеко, за Урал – то есть брать его оттуда на выходные и каникулы не планировали.
Сдали, как в детский дом, и забыли, хоть родственники погибшего лётчика умоляли актрису отдать мальчика им. Не отдала, опять же из-за большой кремлёвской пенсии, чтобы не потерять её.
Пребывание в этом интернате, который и оказался режимным детским домом, сказалось на Анатолии самым худшим образом. Полное отсутствие любви, внимания и заботы близких людей, жёсткие условия содержания и воспитания, ещё больше озлобили парня, сделали совсем безнадёжным.
слева Толя Серов, его сестра Маша Симонова и сын Симонова от первого бpaка Алексей
Выйдя в 16 лет из этого заведения, Толя стал пить, связался с плохой компанией, вместе грабили магазины и случайных прохожих. Однажды, ограбив и спалив чужую дачу, ребята были пойманы и осуждены. От большого срока Анатолия спас возраст, но выйдя на свободу он опять взялся за старое.
Мать, к тому времени и сама крепко пьющая, отказала ему в прописке, и, при помощи очередного сожителя, выставила за порог. Парень скитался, неприкаянный, также пил и воровал.
Женился на молоденькой актрисе Дае Смирновой, но через полтора года бросил её, сильно беременную. Жил у друзей, таких же как он – да там и не жильё было, а притоны.
Валентина Серова
Опять попытался пойти к матери, но она не открыла дверь, и он со злости разбил железной трубой её машину. Потом решил уехать из Москвы к родственникам отца в город Серов, названный в его честь. Но, так мечтавшие усыновить его в детстве, дядюшки и тётушки теперь в ужасе шарахались от такого племянничка.
Анатолий Серов-младший не повторил славный путь своего отца, но получил вместе с его именем почти такую же короткую жизнь. Отец погиб в 29 лет при испытании боевого самолёта как герой, и был удостоен почестей. Его сын тихо умер в 35 лет спившимся алкоголиком, и никто, даже мать, не пришёл на его похороны.
Читайте также: Виктор дробыш биография личная жизнь дети фото биографияА может, назови Валентина Серова сына другим именем, и судьба его сложилась бы по-другому. Как вы считаете?
Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком ????
Вам может быть интересно:
Три главных мужчины в жизни первой в мире дрессировщицы хищников Маргариты Назаровой
Он называл её «Бэби» – поздняя любовь и двоеженство великого артиста Валерия Золотухина
Как живёт сейчас 79-летний Гойко Митич – самый знаменитый индеец бывшего СССР
Владимир Серов у своего Ла-5
О летчике Владимире Серове написано немного, несмотря на то, что он был самым результативным летчиком-истребителем в ленинградском небе. Он не стал дважды Героем, не вышел в генералы, не написал мемуаров – он погиб 26 июня 1944 года. Даже не успел прикрепить к гимнастерке свою единственную Золотую Звезду. Он также стал единственным советским асом с боевым личным счетом за 30, который погиб в бою (Клубов, Тарасов и Краснов погибли в авиакатастрофах).
Владимир Ге opгиевич Серов родился 19 июля 1922 года на Кубани. Учился в аэроклубе. В 1941 году призван в РККА. В том же году окончил Краснодарскую венную школу летчиков. В апреле 1942 в звании сержанта направлен в 159 ИАП на Ленинградский фронт. Летал ведомым у майора А.Д. Булаева, в то время уже известного аса. Собственный боевой счет открыл в августе, сбив в группе Bf-109. К концу 1943-го года, по официальным данным, на его счету уже 9 личных и 6 групповых побед. К 5 апреля 1944 года Серов – старший лейтенант, заместитель комaндира эскадрильи 159 ИАП. Уже 20 сбитых немцев лично и 6 в группе. Представлен к званию Героя Советского Союза. Отправляясь в свой последний боевой вылет, имел на счету уже 38 личных побед – на то время рекордный результат для летчиков Ленинградского фронта и Балтийского флота. А дальше в боевом счете начинается пyтaница: по официальным данным, в своем последнем бою Серов сбил один «мессер», по полуофициальным – три. Причем одного из них тараном.
На памятном монументе, воздвигнутом в поселке Серово (переименован в честь летчика) в Курортном районе Санкт-Петербурга, указано 47 сбитых самолетов. Такое же количество указано в грамоте, хранящейся в историческом музее города Курганинска, на родине героя. 47 – общее число, минус 6 групповых = 41. Казалось бы, какая разница 41 или 39? Огромная! За этой разницей скрывается чье-то головотяпство и бездарность.
Ла-5 ФН
Итак, 26 июня 1944 года четверка Ла-5ФН, ведомая старшим лейтенантом Серовым, в 14.10 вылетела с аэродрома Яппиля в район Выборга для прикрытия наземных войск. Ведомым у комaндира летел мл. лейтенант Николай Ташлыков. Вторую пару составили мл. лейтенанты Владимир Головачев (ведущий) и Петр Сошин (ведомый). У н.п. Тали завязали бой с четверкой финских «Мессершмиттов». Неожиданно были атакованы еще четырьмя финнами. Ташлыков был сбит, самолет Головачева получил серьезные повреждения. Серову огнем из бортового оружия удалось сбить два «мессера». Третьего сбил тараном. Оба самолета рухнули на землю, но финну – сержанту Нильсу Тронти, удалось выпрыгнуть с парашютом. Он попал в плен. Серов же погиб. Головачев и Сошин вернулись на базу.
Счет 3:2 в нашу пользу. Жаль, конечно, что лучшего аса фронта потеряли, но это был его выбор: «таран – оружие смелых!» Однако летом 44-го таран был уже скорее оружием глупых, врага научились бить как положено – огнем и маневром. Позже версию с тараном перекроили в столкновение на лобовых курсах. С тем же Нильсом Тронти.
Действительно, Тронти был сбит 26 июня и попал в плен. Только это было около 11 часов, за три часа до взлета четверки Серова. Сбит он был в бою с группой из 14-го ГИАП, вероятно, лейтенантом Иваном Скляренко. К «тарану» Серова его подтащили «за уши», в качестве вещдока.
Только кому это было нужно? Полагаю, что комaндованию 275-й ИАД и 13-й ВА.
10 июня началась Выборгская наступательная операция советских войск в Карелии. За 10 дней Красная армия прошла с боями 120 километров и овладела Выборгом. А вот авиация совершенно не поспевала за пехотой и танками. 13 воздушная армия на тот момент располагала только одной истребительной авиадивизией – 275-й в составе пяти истребительных авиаполков. Из них на карельское направление были ориентированы всего два: 14-й гвардейский и 159-й. Сказалась недооценка финских ВВС. По имеющимся данным, финны под Ленинградом держали не более 40 истребителей устаревших типов. Но вражеские летчики были хорошо подготовлены и имели большой опыт, некоторые дрались со «сталинскими соколами» еще в Зимнюю войну. Оттого потери советских ВВС оказались неожиданно высокими. Два истребительных полка не могли справиться с возложенными на них задачами – прикрытие своих войск и сопровождение ударных самолетов. А финны, осознав катастрофичность ситуации на перешейке, перебросили туда авиационные части с других направлений. Кроме того, запросили помощи у Гитлера. Гитлер откликнулся на просьбу, уже 16 июня в Финляндию были переведены несколько подразделений Люфтваффе. Также были усилены поставки боевой техники для ВВС страны Суоми.
Чем дальше линия фронта отодвигалась от Ленинграда, тем сложнее было действовать советским истребителям. Увеличивалось подлетное время, сокращалось время действия над целью. В оперативном подчинении 13-й ВА находился 2-й Гвардейский ИАК ПВО в составе восьми авиаполков. Истребителей ПВО пришлось подключать к сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков. Но их аэродромы находились к Югу и Юго-Западу от Ленинграда, что еще более удлиняло путь. Перебросить же их ближе к месту боев комaндующий 13-й ВА генерал С.Д. Рыбальченко не решился, т.к. основной задачей ИАК ПВО считалась защита неба над городом.
Читайте также: Фото пелагея биография личная жизньК 26 июня 14-й ГИАП и 159-й ИАП уже были перебазированы на Запад Карельского перешейка на аэродромы близ поселка Рощино. Но и оттуда до линии фронта было километров 65. 22 июня к ним присоединился еще один полк 275 дивизии – 196-й. Он сел на аэродром у д. Бабошино, что было уже километрах в 35 от линии фронта. Но по какой-то причине полк до 28 июня боевой работы не вел. 14-й гвардейский и 159-й по-прежнему оставались главными «рабочими лошадками» воздушной войны. И уже успели хорошенько «просесть» в личном составе. Например, в 159-м погибли ветераны полка капитаны Богатырев и Вершинин, участники боев еще лета 1941 года. Получил тяжелое ранение, от которого через год скончался, один из самых уважаемых летчиков фронта Герой Советского Союза капитан Петр Лихолетов.
Ла-5ФН Петра Лихолетова.
Тем не менее, никто поставленных задач полкам не отменял – они по-прежнему летали на прикрытие войск и сопровождение. Как могли. В составе групп прикрытия и сопровождения было, как правило, не больше шести, а чаще вообще по четыре самолета. Противник же нападал, имея численное преимущество, – тут бы самим отбиться как-нибудь.
По официальной версии, четверка Серова вылетела в 14.10 по сигналу с КП дивизии на перехват вражеских бомбардировщиков, идущих бомбить переправу у Тали. Но в 14.00 финны (это были 11 «Бленхеймов») уже отбомбились – слава Богу, не попали. Ни о каком перехвате уже речи быть не могло. Скорее всего, это был «дежурный» вылет на прикрытие своих войск. Минут через 15 звено Серова уже было над линией фронта. 11 финских бомбовозов в том вылете сопровождали 13 финских Bf-109G-6. Чуть проводив обратно «Бленхеймы», истребители вернулись к линии фронта в надежде чем-нибудь поживиться. Кроме них в это время в воздухе находились и другие финские истребители. Кто из всей этой своры атаковал нашу четверку, установить очень сложно, т.к. финские летчики «настреляли» в том бою целую кучу Ла-5, Як-9, «Аэрокобр» и даже «Мустанг»! Никаких «Кобр» над линией фронта в то время не было, «Мустанги» вообще не принимали участие в боевых действиях. Все Як-9, которые могли в то время там находиться, вернулись на базу. На уничтожение Ла-5 претендовали также и немцы.
Из нашей четверки домой вернулись, как уже говорилось, мл. лейтенанты Сошин и Головачев. Сошин, прикрывая Головачева в самом начале боя, вел огонь по «мессеру», но безрезультатно ушел из-под атаки в облака – погода была очень облачной. Потом не смог отыскать ни своих, ни чужих. О бое ничего рассказать не смог. Головачев сообщил, что Ташлыков оторвался от группы, что с ним стало – неизвестно. Серов, со слов Головачева, поджег один «мессер». Затем они были атакованы еще парой «стодевятых». Серов увернулся, а машина Головачева получила серьезные повреждения. Ему пришлось выйти из боя. О судьбе комaндира больше ему ничего неизвестно.
Обломки машины Серова, а в них и тело были обнаружены на нашей территории. Сбитый «мессер» ему записан со слов Головачева. Финская сторона за собой потерь в боях не признает. С земли видели, что из какого-то горящего самолета летчик выбросился с парашютом, но ветер отнес его на вражескую территорию. Решили, что это был Ташлыков. Но в 2007 году поисковики подняли со дна озера Смирновское искореженный Ла-5ФН. Это был самолет Ташлыкова. Останки летчика были в нем. Значит, это не Ташлыков покинул горящую машину. Тогда кто? 26 июня 1944 года финский летчик Рейно Валли при посадке из-за бокового ветра вдребезги разбил свой «мессершмитт». Сам не пострадал. Может, так финны решили скрыть боевую потерю (и немцы, и финны так часто делали)? Может, это Валли болтался под куполом? Еще в тот день сильно поврежденную машину посадил Пентти Палм. Не по нему ли «безрезультатно» стрелял Сошин?
Не было трех сбитых Серовым «мессеров» в том бою. Не было ни тарана, ни столкновения. Просто он остался один, а их было много. Он сумел сбить одного и погиб. А история эта выдумана, чтобы снять с себя ответственность за неумелое руководство ВВС фронта, за гибель замечательных летчиков. За потери, которых можно было избежать. Всего за июнь месяц 13-я ВА и 2-й ГИАК ПВО потеряли в боях на Карельском перешейке 167 самолетов. Также большие потери понесли ВВС КБФ. Вот тебе и финны!
Еще можно добавить, что через три дня, 29 июня 1944 года там же, под Выборгом, погиб самый результативный летчик 14 ГИАП Герой Советского Союза капитан Зеленов Николай Андрианович. По официальной версии, проводил учебный бой с молодым летчиком, сорвался в штопор и разбился. Похоже на правду? Всего же 14 ГИАП на перешейке потерял 29 самолетов и 19 летчиков.
Фото из открытых источников