Петр кончаловский биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 января 2016; проверки требуют 135 правок.
Пётр Петро́вич Кончало́вский (9 [21] февраля 1876, Славянск — 2 февраля 1956, Москва) — русский и советский живописец.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Биография[править | править код]
Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы
Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.
Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.
Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был члeном художественных объединений:
- «Союз молодёжи» (1911)
- «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
- «Бытие» (1926—1927)
- «АХРР»
Действительный члeн АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.
Был страстным охотником, имел охотничьих собак – пойнтеров, борзых[4].
Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Семья[править | править код]
- Отец — Пётр Петрович Кончаловский (1839—1904), литератор, переводчик и издатель.
- Старший брат — Максим Петрович Кончаловский (1875—1942), российский и советский врач, крупный клиницист, основатель школы клиники внутренних болезней.
- Младший брат — Дмитрий Петрович Кончаловский (1878—1952), во время Второй мировой войны сотрудничал с оккупационной администрацией на оккупированных немцами территориях, вёл[5] антисоветскую пропагандистскую работу.
- Тесть — Василий Иванович Суриков (1848—1916), русский живописец.
- Жена — Ольга Васильевна Сурикова (1878—1958).
- Дочь — Наталья Петровна Кончаловская (1903—1988), писатель. Муж — Сергeй Владимирович Михалков (1912—2009), детский писатель, Герой Социалистического Труда, автор гимна СССР и России.
- Сын — Михаил Петрович Кончаловский (1906—2000), живописец.
- Падчерица (дочь Ольги Васильевны Суриковой) — Зинаида Михайловна де Торси (1911—1984).
Внуки и правнуки[править | править код]
- Внуки
- Маргот Михайловна Кончаловская (род. 1941)
- Лаврентий Михайлович Кончаловский
- Екатерина Михалкова-Кончаловская (род. 1931) (жена писателя Юлиана Семёнова[6])
- Андрей Сергеевич Кончаловский (род. 1937), кинорежиссёр, Народный артист РСФСР
- Никита Сергеевич Михалков (род. 1945), кинорежиссёр, актёр, Народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов РФ
- Правнуки:
- Егор Андреевич Михалков-Кончаловский (род. 1966), кинорежиссёр
- Степан Никитич Михалков (род. 1966), актёр
- Ольга Юлиановна Семёнова[6] (род. 1967), журналист, публицист, актриса
- Анна Никитична Михалкова (1974), актриса
- Артём Никитич Михалков (1975), актёр
- Надежда Никитична Михалкова (1986), актриса
- Мария Кончаловская (1999) [7][8][9]
- Петр Кончаловский (2003)[7][8]
- Александра Кончаловская[8]
- Дарья Кончаловская[8]
- Наталья Кончаловская (II)[8]
- Елена Кончаловская[8]
- Праправнуки:
- Мария Егоровна Кончаловская — дочь Егора Кончаловского
- две дочери и два сына от Александры Кончаловской[8]
- три сына и одна дочь от Дарьи Кончаловской[8]
- Андрей Баков, Сергeй Баков, Лидия Бакова (дети Анны Михалковой)[10]
- Наталья Михалкова — дочь Артема Михалкова[11]
- Нина Гигенишвили, Иван Гигенишвили — дети Надежды Михалковой[12]
- Алиса и Юлиан Брайди — дети Ольги Семеновой[13]
- Александра Михалкова, Василий Михалков, Петр Михалков — дети Степана Михалкова
Награды и премии[править | править код]
- народный художник РСФСР
- Сталинская премия первой степени — за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства
- орден Трудового Красного Знамени
П. Кончаловский «Сирень в корзине» (1933)
Творчество[править | править код]
П. Кончаловский «Розы» (1955)
В живописи был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.
В начале XX века Кончаловский входил в пору творческой зрелости. Поиск своего пути в искусстве шел очень тяжело, он мучился от неудовлетворенности собой, и все только что написанные работы шли под нож. В 1907 году Петр Кончаловский с женой Ольгой и детьми Мишей и Наташей гостил в имениях Белкино и Бугры Боровского уезда Калужской губернии, именно в Белкине, как вспоминает Ольга Кончаловская, «началась у Петра Петровича совсем новая линия работы, после многих лет мучительных исканий он нашел путь и с этого момента считал свою жизнь ясной».
Петр Петрович много и плодотворно работал в Белкине, писал старый особняк, сад и окрестности в стиле импрессионизма. Кончаловские часто приезжали сюда в последующие годы, а спустя 25 лет приобрели имение Бугры у А. И. Трояновской, дочери И. И. Трояновского.
Мастерская художника расположена в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том самом подъезде, где жил М. Булгаков, со времён революции и поныне принадлежит семье Кончаловских. После Октябрьской революции Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. При помощи цвета художник стал передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни». При этом во многих известных его работах буйство красок не может заслонить и драматизм (портрет Вс. Э. Мейерхольда), и комизм (портрет А. Н. Толстого) ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета. Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник (будучи академиком в то время) не стал писать портрет И. В. Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фотографии.
Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. С внешним миром старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии.
Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее состоялась в 1922 г., Пятнадцатая – последняя прижизненная – в 1951 г.; Шестнадцатая персональная выставка в Москве и Семнадцатая персональная выставка в Ленинграде состоялись после cмepти мастера в 1956 г.[14]
Лермонтов в творчестве Кончаловского[править | править код]
Во время поездки по Кавказу в 1927, Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, в том числе навеянных лирой М. Ю. Лермонтова:
- «Мцыри. Гроза» (масло, собрание семьи художника) ;
- «С развалин Мцыри»;
- «Казбек»;
- «Пятигорск. Дом Лермонтова»
В 1941 году Пётр Петрович приступил к работе над портретом Лермонтова, который в основном закончил в 1943 году. Подготовительные рисунки, эскизы к портрету (масло, итальянский карандаш, графит) хранятся в семье художника.Читайте также: Мария вертинская биография личная жизнь
Театральные работы[править | править код]
Кончаловский также известен как мастер театральной декорации, в 1912 оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина. Сам художник эту работу относил к одной из своих лучших в этом жанре. Ныне 6 эскизов декораций и 17 эскизов костюмов хранятся в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина; эскиз декорации «Зима. Улица» можно увидеть в издании музея «Альбом. ЦГТМ им. Бахрушина, М., 1971, с. 140», 4 эскиза — в издании Пахомова, с. 338—390.
Графика и книжная иллюстрация[править | править код]
Художник оставил большое графическое наследие.
Пётр Кончаловский. Автопортрет в сером, 1911 год
Библиография[править | править код]
Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей[править | править код]
- Кончаловский: Художественное наследие / Вступительная статья А. Д. Чегодаева. — М., 1964.
- Нейман М. Л. П. Кончаловский: Творческий путь одного из выдающихся живописцев нашего времени — М.: Советский художник, 1967. — 328 с.
- Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876—1956: Каталог. — М., 1968.
- Автономова Наталия, Луканова Алла, Морозов Александр, Боулт Джон Эллис. Неизвестный Кончаловский / Составители Наталия Автономова, Алла Луканова; переводчик Сергeй Таск. — М.: Axiom Graphic, 2002. — 296 с. — ISBN 5-89189-002-X.
Статьи[править | править код]
- Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр.
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
- Вакар Ирина. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. — 2011. — № 99.
См. также[править | править код]
- Улица Петра Кончаловского в Москве (2018).
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Фонд Петра Кончаловского, официальный сайт
- Петра Кончаловского|Фонд Петра Кончаловского, страницa Wikipedia]]
- Кончаловский Петр Петрович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
- Кончаловский Петр Петрович: Биография, картины
- Кончаловский, Пётр Петрович в библиотеке «Старатель»
- Воспоминания А. Лабаса о П. Кончаловском
Биография
Петр Кончаловский – выдающийся российский и советский живописец, наследовавший традиции живописи Сезанна. Ему повезло быть признанным еще при жизни, а сегодня живопись и графику художника рады заполучить музеи и коллекционеры не только России, но и европейских стран.
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламaндца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Хаpaктерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мaзoчками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое».
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине»
Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Личная жизнь
Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил дeвyшке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.
Петр Кончаловский с женой (автопортреты)
Отношения в бpaке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.
Петр Кончаловский с семьей
Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.
Смерть
Петр Кончаловский умер в 79 лет, 2 февраля 1956 года, в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2017 году открылся музей-мастерская художника. Он расположен в Москве на Большой Садовой улице, в 10-м доме (том самом, где находится и «Нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты») – там Кончаловский с семьей жили с 1912 года.
Могила Петра Кончаловского
На церемонии открытия выступили не менее известные, чем сам Петр Петрович, потомки живописца: внуки Андрей Кончаловский и Никита Михалков.
Картины
- 1910 – “Наташа на стуле”
- 1910 – “Любитель боя быков”
- 1917 – “Шахерезада”
- 1922 – “Кусты”
- 1923 – “Автопортрет с женой”
- 1926 – “Миша, пойди за пивом”
- 1928 – “На Ильмень-озере”
- 1929 – “Девушка под зонтиком”
- 1929 – “Балаклава. Балкон”
- 1933 – “Ученики в мастерской”
- 1935 – “Натюрморт. Персики”
- 1943 – “Автопортрет с внучкой”
- 1948 – “С покоса”
Петр Петрович Кончаловский (9 (21) февраля 1876 года, Славянск, ныне Донецкая область Украины — 2 февраля 1956, Москва) — русский художник, на которого большое влияние оказало творчество французских импрессионистов и особенно Поля Сезанна.
Особенности творчества художника Петра Кончаловского: в натюрмортах Кончаловского заметно влияние кубизма и фовизма, в пейзажах очевиднее всего влияние Сезанна, а в портретах – фирменная ирония и проницательность самого Кончаловского; художник придавал одинаково большое значение как цвету, так и форме в своих произведениях.
Известные картины Петра Кончаловского: “Сирень в корзине”, “Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда”, “А. Н. Толстой в гостях у художника”.
Петр Петрович Кончаловский в своей жизни соединил множество казавшихся несовместимыми хаpaктеристик. Художнику полагается богемная «свобода нравов»? А он всю жизнь прожил с единственной женщиной, причем был отнюдь не «творческим украшением дома», а настоящим папой для своих детей. Пора «сбрасывать классиков с корабля современности»? Сбрасывал, не без того. И при этом писал семейные портреты, которые стали его ключевой темой. Честные эмигрировали, остальные подстраивались или запродались? А Петр Петрович Кончаловский остался. Отказался писать портрет Сталина и продолжил в советской России, в том числе в разгар репрессий, изображать на картинах сирень, собственных внуков, цветущие деревья и натюрморты. При этом – лауреат Сталинской премии. Не человек, а бесконечный парадокс.
Щедрый на таланты род
Родовые переплетения в семье Петра Петровича Кончаловского столь примечательны, что хочется с них и начать рассказ о художнике. Кончаловский – сын потомственного дворянина, издателя и переводчика. Женился на дочери прославленного живописца Василия Сурикова. Об их потомстве наслышаны даже те, кто далек от живописи. У Петра Кончаловского и его супруги Ольги было двое детей – дочь Наташа и сын Миша. Сын вторым бpaком женился на испанке Эсперансе, а дочь, поэтесса Наталья Кончаловская первый раз вышла замуж за разведчика Алексея Богданова. От этого бpaка родилась дочь Екатерина. Второй муж Натальи Кончаловской был на 10 лет ее младше – это писатель (тогда начинающий), драматург, поэт Сергeй Михалков. У них родилось два сына, оба ставшие впоследствии знаменитыми режиссерами – старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков. Сергeй Михалков также удочерил Екатерину, которая позже вышла замуж за Юлиана Семенова, он известен всему постсоветскому прострaнcтву как создатель Штирлица.
Семья и искусство? Совместить!
Тяга к рисованию у Петра Кончаловского проявилась с малых лет. Первое художественное заведение – Харьковская рисовальная школа (родился художник в Славянске – сейчас он входит в состав Донецкой области, а тогда – Харьковской губернии). Потом отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета, который Кончаловский вскоре бросил и окончательно ушел в живопись. Благодаря издательской работе отца он познакомился с Суриковым, Репиным, Васнецовыми, Врубелем, Коровиным, Серовым, Левитаном. По рекомендации Коровина в 1896 году Петр Кончаловский поехал в Париж, где обучался у представителей тулузской школы – Лоранса и Бенжамена-Констана – и писал портреты.
Читайте также: Седакова биография личная жизнь 2017Вернувшись в Россию, Кончаловский решил попробовать себя в святая святых русской живописи – петербургской Академии художеств. Хватило его ненадолго: прославленное заведение вызвало чувство глубокого разочарования, а впоследствии Петр Петрович Кончаловский даже сжег все картины, что написал в тот период. Из Академии он ушел в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского.
В 1902 году Кончаловский женится на дочери своего учителя Василия Сурикова. И становится Дадочкой, а Ольга Сурикова – Лёлечкой. Кстати, шафером на свадьбе у молодых был легендарный Врубель. По мнению одного исследователя, на первом же семейном совете молодые решили, что «будущая семейная жизнь должна быть сполна подчинена требованиям искусства и что ему не должны мешать никакие житейские условности». Неведомо, что подразумевал автор, но и в мемуарах родственников, и в воспоминаниях современников можно обнаружить, что Петр Кончаловский отнюдь не был оторванным от семейных дел гением. Напротив, Лёлечке очень повезло с мужем, а детям – с отцом. Наташа родилась уже через год, а спустя еще пару лет появился сын Миша. Кончаловский лично укладывал малышей спать, рассказывал сказки и пел колыбельные, беззаветно возился с ними во время болезней, выводил на прогулки и, конечно, учил рисовать. А что делала жена? Выполняла свою основную задачу – любила Дадочку, а также занималась домом, водила детей на занятия, обучала музыке и языкам, была основной моделью и главным художественным авторитетом для Петра Кончаловского. Каждый эскиз, каждая картина, прежде чем считаться готовыми, представали на суд любимой жены. Если она говорила: «Не то, Дадочка», – второго шанса картина не имела.
В поисках себя
Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспopными ван-гоговскими элементами, и “куски” от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», – признает родство с постимпрессионистами Кончаловский.
Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».
Война, Крым, революция
На зиму Кончаловские вплоть до 1914 года уезжали в Париж, где художник сблизился с Ле Фоконье, Матиссом, Пикассо. Летом перебирались к Средиземному морю. В Первую мировую войну Дадочку мобилизовали. Он всегда носил при себе письма из дома, в которых дети и жена в мельчайших подробностях описывали свою жизнь. А маленькая Наташа свои первые стихи написала именно для папы и отправила ему в письме.
После войны художник с семьей уезжает в Крым. Для него начинается этап «завоевания цвета и воздуха».
В картинах этого периода отчетливо видно, как Петр Петрович Кончаловский преображает и воплощает свое увлечение Матиссом: «Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части , как коршун вырывает сердце Прометея». Сравните картины: «Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде» Матисса и «Сосуды на красной скатерти» Кончаловского
Сезанном: «Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку» («Натюрморт с кувшином и фруктами» Сезанна и ташкентский натюрморт Кончаловского).
Ван Гогом: «При первом же взгляде Ван Гог захватил внутренним драматизмом своей живописи и тронул, прямо до слез».
Революцию Кончаловские встретили в Москве. Эмиграция не обсуждалась. Вся семья жила в неотапливаемой квартире, вечера проводили, сгpyдившись у чугунной печки. Согревшись чаем, Дадочка садился за пианино, а Лёлечка упopно учила с детьми французский. Несколько лет Кончаловский преподавал в живописной мастерской ВХУТЕМАСа, но быстро понял, что хоть преподавательская, хоть чиновничья деятельность слишком мешают искусству.
Быть советским художником? И честным человеком
Петр Петрович Кончаловский – уникальное явление в советской живописи тех кровавых лет. Он умудрялся оставаться «чистым» живописцем, избежав изображения на картинах экстаза советских рабочих от советской же действительности и обойдя портреты вождей. Кончаловский явно предпочитал писать Пушкина и Лермонтова , пейзажи и своих внуков. Велика заслуга Луначарского в том, что Дадочке было позволено всё это делать. Он пояснял удивленным и жаждущим пролетарского кумача критикам, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней».
Отказаться писать Сталина в то время не представлялось возможным. По крайней мере, так, чтобы при этом сохранить жизнь и свободу. Петр Кончаловский и не отказался, а лишь поинтересовался: «Когда я смогу встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Ему, наивному, пояснили, что об этом и речи быть не может, вождя придется писать по фотографии. На что Кончаловский искренне развел руками и посетовал, что он, увы, может писать только с натуры, по фото – не обучен, как жаль.
Дом в Буграх (Калужская область) художник купил в 1932 году. Когда разрушали Белкино, поехал и забрал выброшенную дверь, «через которую входил Пушкин», и установил ее в своей мастерской. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство. Отсюда родом многочисленные пейзажи и натюрморты. Здесь художник и умер в 1956 году. По воспоминаниям родных, напоследок стал очень жадно относиться ко времени – постоянно писал, ни дня не пропуская, словно стараясь успеть как можно больше.
Автор: Алена Эсаулова