Биографии    


Нагибин юрий маркович биография личная жизнь фото

 Нагибин юрий маркович биография личная жизнь фото

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2020; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нагибин.

Юрий Маркович НагибинДата рождения 3 апреля 1920[1][2][3][…]Место рождения
  • Москва, РСФСР[1]
Дата cмepти 17 июня 1994[2][4][5][…](74 года)Место cмepти
  • Москва, Россия[3]
Гражданство (подданство)
  •  СССР
  •  Россия
Род деятельности писатель, сценарист, журналист, детский писатель, мемуарист, писатель-фантаст, специальный корреспондентЖанр проза, рассказ, повестьЯзык произведений русскийДебют «Двойная ошибка»Награды
Произведения в Викитеке Цитаты в Викицитатнике

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.

Биография[править | править код]

Настоящий отец будущего прозаика Кирилл Александрович Нагибин погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»[6]). Родившегося в Москве 3 апреля 1920 года сына, мать Ксения Алексеевна воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“»[7]. Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа. Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.

О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:

Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва[8], который поощрял первые литературные опыты Юрия.

В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.

В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году[источник не указан 1044 дня] был принят в Союз писателей.

В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.

В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов [9], входил в состав Художественного совета ВКСР [10].

В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель»[11].

Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

В 1981 году перенёс второй инфаркт[11].

В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии[11].

Личная жизнь[править | править код]

Юрий Нагибин официально был женат пять раз[12].

  • Первой его женой была Мария Асмус (с 1940 по 1942 год).
  • Второй бpaк — с Валентиной, дочерью И. А. Лихачёва, директора автозавода им. Сталина. Этот бpaк продолжался с 1943 по 1948.
  • Третьей женой была Елена К. Черноусова, племянница П. И. Старковского[13]. В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады Ада В. Паратова, которую он называл своей женой.
  • В четвёртый раз женился на Белле Ахмадулиной, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых ceкcуальных экспериментов поэтессы[14][15][16].
  • Последней женой писателя была ленинградская переводчица Алла Григорьевна, с которой он жил с 1968 года до конца своей жизни.

У Нагибина не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей»[11].

Творчество[править | править код]

Нагибин переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Он оправдывался: «я мог заpaбатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».

Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»

Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своём «Дневнике» сравнивал с водкой[12]: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное»[17].

Могила Нагибина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, — и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».Читайте также:  Ангела меркель биография личная жизнь дети

Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом[18], но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя[19].

Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.

— Вольфганг Казак[20]

Библиография[править | править код]

  • Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1973
  • Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Художественная литература, 1980—1981
  • Сочинения. В 11-ти т. — М.: Мосгорпечать, 1989—1993
  • Избранное. — М.: Терра, 1994
  • Юрий Нагибин, Сергeй Рыков. Юрий Нагибин: «Счастье в любимой женщине…» : интервью // Избранное : электр. изд.. — 2022. — 28 ноября.

Произведения[править | править код]

  • Человек с фронта. — М.: Советский писатель, 1943
  • Большое сердце. — М.: Советский писатель, 1944
  • Гвардейцы на Днепре. — М.: Молодая гвардия, 1944
  • Две силы. — М.: Молодая гвардия, 1944
  • Ценою жизни. — М., 1944
  • Дважды рождённый. — М., 1945
  • Слава Николая Чистова. — М., 1945
  • Зерно жизни. Сб. рассказов. — М.: Московский рабочий, 1948
  • Государственное дело. — М., 1950
  • Господствующая высота. — М.: Советский писатель, 1951
  • Партийное поручение. — М.: Воениздат, 1951
  • Всегда в строю. — М.: Воениздат, 1953
  • Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1953
  • Трубка. — М.: Правда, 1953
  • Рассказы о войне. — М.: Воениздат, 1954
  • Зимний дуб. Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1955
  • Рассказы. — М.: Советский писатель, 1955
  • Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм (1958)
  • Скалистый порог. — М.: Правда, 1955; М.: Молодая гвардия, 1958
  • Мальчики. — М.: Детгиз, 1955, 1956
  • На озёрах. — М.: Правда, 1957
  • Рассказы. — М.: Гослитиздат, 1957
  • На озере Великом. — М.: Детгиз, 1958
  • Бой за высоту. — М.: Советская Россия, 1958, 1959
  • Человек и дорога. — М.: Советский писатель, 1958
  • Трудное счастье. — М.: Детгиз, 1956, 1958
  • Великое посольство. — М.: Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
  • Последний штурм. — М.: Воениздат, 1959
  • Павлик. — М.: Воениздат, 1960
  • Перед праздником. — М.: Молодая гвардия, 1960
  • Друзья мои, люди. — М.: Советская Россия, 1961
  • Ранней весной. — М.: Гослитиздат, 1961
  • Чистые пруды. — М.: Московский рабочий, 1962 По мотивам рассказа снят фильм «Чистые пруды» (1965)
  • Погоня. Мещерские были. — М., 1963
  • На тихом озере. — М.: ИХЛ, 1963; М.: Советская Россия, 1966
  • Страницы жизни Трубникова. — М.: Советская Россия, 1963. Экранизация — «Председатель».
  • Далеко от войны. — М.: Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
  • Размышления о рассказе. — М.: Советская Россия, 1964
  • Эхо. — М.: Правда, 1964. По мотивам рассказа снят фильм.
  • Далёкое и близкое. — М.: Советский писатель, 1965
  • Трудный путь (Председатель). — М.: Искусство, 1965
  • Зелёная птица с красной головой. — М.: Московский рабочий, 1966
  • Ночной гость. — М.: Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм.
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
  • Не дай ему погибнуть. — М.: Молодая гвардия, 1968
  • Чужое сердце. — М.: Молодая гвардия, 1969
  • Заброшенная дорога. — М.: Правда, 1970
  • Перекур. — М.: Советская Россия, 1970
  • Директор. Киносценарий фильма. — М.: Искусство, 1970
  • Переулки моего детства. Сборник рассказов. — М.: Современник,1971
  • Непобедимый Арсенов. — М.: Физкультура и спорт, 1972
  • Моя Африка. — М.: Наука, 1973
  • Ты будешь жить. — М.: Современник, 1974
  • Берендеев лес. — М.: Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
  • В апрельском лесу. — М.: Воениздат, 1974
  • Эхо. — М.: Детская литература, 1975
  • Где-то возле консерватории. — М.: Правда, 1975
  • Пик удачи. Повесть. — М.: Советская Россия,1975.
  • Маленькие рассказы о большой судьбе. — М.: Советская Россия, 1976
  • Комаров. — М., 1977
  • Литературные раздумья. — М., 1977
  • Остров любви. — М.: Молодая гвардия, 1977
  • Ливень. — Кишинев, 1979
  • Замолчавшая весна. — М.: Правда, 1979
  • Заброшенная дорога. — М.: Современник,1979
  • Царскосельское утро. — М.: Известия, 1979; М.: Советский писатель, 1983
  • Один на один. — М., 1980 (Роман-газета).
  • Киносценарии. — М.: Искусство, 1980
  • Мягкая посадка. Повесть. (1980)
  • Наука дальних стрaнcтвий. — М.: Молодая гвардия, 1982
  • Дорожное происшествие. — М., 1983 (Роман-газета).
  • Не чужое ремесло. — М.: Современник, 1983
  • Дворы, переулки и весь мир. — М.: Детская литература, 1984
  • Перекур. — М.: Современник, 1984
  • Река Геpaклита. — М.: Современник, 1984
  • Московская книга. — М.: Московский рабочий, 1985.
  • Посланец таинственной страны. — М.: Правда, 1985
  • Остров любви. — Кишинев, 1985
  • Зимний дуб. — Иркутск,1986
  • Лунный свет. — Минск, 1986
  • Музыканты. — М.: Современник,1986
  • Москва… Как много в этом звуке. — М.: Советская Россия, 1987
  • Время жить. — М.: Современник, 1987
  • Поездка на острова. — М.: Молодая гвардия, 1987
  • Терпение. — М.: Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
  • В дождь. — М.: Правда, 1988
  • Испытание. — М.: Физкультура и спорт, 1988
  • Сильнее всех иных велений. — М., 1988 (Роман-газета).
  • Человек с фронта. — М.: ДОСААФ, 1988
  • Рассказы о Гагарине. — М.: Детская литература, 1978, 1979, 1988
  • Вдали музыка и огни. — М.: Современник, 1989
  • Встань и иди. Сборник. рассказов. — М.: Художественная литература, 1989
  • Срочная комaндировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… Повесть. — М.: Киноцентр, 1989; М.: ,1991
  • Ильин день. — М.: Современник, 1990
  • Пророк будет сожжён. — М.: Книга, 1990
  • Недоделанный. Рассказ. Первая публикация // Журнал «Андрей». — 1991
  • Любовь вождей. Сборник рассказов. — М.: ПИК, 1991
  • Гардемарины, вперёд! — М., 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
  • Старая черепаха. — М.: Малыш, 1992
  • Комаров. — М.: Киноцентр, 1993
  • Перевертень. Рассказ. Уникальная авторская редакция и предисловие. Написан по заказу редактора эксклюзивно для Журнала «Андрей», 1994
  • Тьма в конце тоннеля. — М.: ПИК, 1994
  • Моя золотая тёща. Автобиографическая повесть. — М.: ПИК, 1994
  • Бунташный остров. Повесть. — М.: Московский рабочий, 1994.
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Роман. — М.: ПИК, 1995
  • Дневник. Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995
Читайте также:  Виталина цымбалюк романовская биография личная жизнь дети

Критика[править | править код]

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Пpaктик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
  • Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)[21]

Киносценарии[править | править код]

Документалистика[править | править код]

  • Юрий Нагибин. Берег трамвая. Документальный фильм. Автор: Владимир Мелетин. ООО «Арт-Нуво студия» по заказу ВГТРК. 2010 г. Россия-Культура. 04.04.2020. 39 минут.

Образ в искусстве[править | править код]

Юрий Нагибин выведен в телесериале «Таинственная страсть» (2016) под именем Марка Аврелова.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 Нагибин Юрий Маркович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ 1 2 Печко Л. П. Нагибин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5.
  4. ↑ filmportal.de — 2005.
  5. ↑ Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  6. ↑ Нагибин, 1996, с. 45.
  7. ↑ Нагибин, 1996, с. 56.
  8. ↑ Яков Семёнович Рыкачёв (Шихман) (1893—1976) — прозаик, критик, активный члeн РАППа. В 1937 году был арестован. До 1940 года боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической тематики в советской прозе («Наши Майн Риды и Жюль Верны» (Молодая гвардия , 1929, №5., с.87-91), после войны изменил свои взгляды и сам стал автором нескольких подобных произведений («Коллекция геолога Картье» (1963), «Дело Гельмута Шрамма» (1966), «Возвышение и падение Андрея Полозова» и др.) (https://www.el-history.ru/node/1421)
  9. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  10. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  11. ↑ 1 2 3 4 Дардыкина, Наталья. Плейбой нашего времени. «Московский комсомолец» № 1133 (7 апреля 2001). Дата обращения: 15 августа 2018.
  12. ↑ 1 2 Нагибин, 1996.
  13. ↑ Нагибин, 1996, с. 49.
  14. ↑ Нагибин, 1996, с. 138—141.
  15. ↑ Пахомова, Анжелика. Беллу Ахмадулину Юрий Нагибин выгнал из дома за лecбийский ceкc. Собеседник.ру (14 июня 2012). Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  16. ↑ Огрызко, В. Тайна утраты личности. «Литературная Россия» № 23 (2006). Дата обращения: 17 февраля 2022.
  17. ↑ Юрий Нагибин. Сборник прозы «Время жить». Дата обращения: 23 февраля 2013.
  18. ↑ Нагибин Юрий (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2013. Архивировано 15 июля 2012 года.
  19. ↑ Олег Павлов – Юрий Нагибин. «Дневник». Дата обращения: 23 февраля 2013.
  20. ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 271.
  21. ↑ А. Солженицын. Двоенье Юрия Нагибина. Журнальный зал. Опубликовано в журнале: «Новый Мир» №4, 2003.

Литература[править | править код]

  • Прохорова, Вера. Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены : мемуары в письмах и воспоминаниях / Вера Прохорова. Литературная запись и оригинальный текст Игоря Оболенского. — М.: Астрель, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-271-40033-9.
  • Нагибин, Юрий. Дневник / Общ. ред. Ю. Кувалдина. — 2-е изд., доп. и сверен. — М.: Книжный сад, 1996. — 698 с. — ISBN 5-85676-043-3.

Ссылки[править | править код]

  • Могила Ю. Нагибина
  • О Хлебникове
  • Л. Кафанова. А цель всё та же… // Советская Культура. — 1970. — 6 июня. — С. 4.
  • Кувалдин Ю. Заблyдившийся писатель. Независимая газета (17 июня 2004). Дата обращения: 17 февраля 2022.
  • Алексей Вейцлер. Статья о Ю. М. Нагибине и интервью с писателем в рубрике Авторы журнал «Андрей»

Свои первые рассказы Юрий Нагибин создавал еще в детстве, ему помогал отчим — писатель Яков Рыкачев. Нагибин прославился как автор автобиографических повестей и детских произведений. Помимо этого, он писал сценарии для фильмов, изучал историю Москвы и вел телепрограммы о писателях.

Студент ВГИКа и военный корреспондент

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребенка — адвокат Марк Левенталь, друг ее мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский вспоминал о Каневской: «Ксения Алексеевна была жестким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала».

В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Ее супругом стал писатель Яков Рыкачёв.

В детстве Нагибин увлекался футболом, даже входил в состав юношеской сборной «Локомотива». Однако мать и отчим часто предлагали ему попробовать себя в литературе. Первые произведения Нагибин создавал под руководством Якова Рыкачёва.

«Тогдашний тренер «Локомотива» француз Жюль Лимбек предсказывал мне большое будущее.

Но моя мать не хотела смириться с этим. Видимо, под ее нажимом отчим все чаще убеждал меня что-нибудь написать. Писание захватило меня. И я продолжал писать, упopно, с мрачным ожесточением, и моя футбольная звезда сразу закатилась».

В 1938 году Нагибин окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевелся на сценарный факультет ВГИКа.

Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале «Огонек» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 — «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь». В свободное от учебы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах.

Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени.

В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса.

В газете «Труд» Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта». Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом».

«Очень хорошая проза»: рассказы и сценарии Юрия Нагибина

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Читайте также:  Муж дочери юдашкина биография личная жизнь

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом. Он публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы «Зимний дуб», «Четунов, сын Четунова», «Трубка». Затем вышли сборники «Человек и дорога», «Чистые пруды» и «Ранней весной». Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы». Писатель вспоминал: «В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости».

С начала 1960-х Нагибин часто ездил в Ярославскую и Рязанскую области — в Мещеру и на Плещеево озеро. Там писатель общался с местными жителями, ходил вместе с ними на охоту. Его впечатления от поездок легли в основу так называемого Мещерского цикла: сборников «Зеленая птица с красной головой» и «Погоня. Мещерские были».

«Я старался не пропускать ничего у Нагибина

Много говорилось в тех рассказах о нравственном отношении к человеку, чаще всего к маленькому, и не столько в том понимании, которое рождает образ гоголевского Акакия Акакиевича, а в прямом — к детям. Учить детей светлому восприятию жизни — великое дело, но одновременно надо учиться у детей такому восприятию. Рассказы Нагибина Мещерского цикла, казалось бы, посвящены охоте, на деле же этот цикл порожден чувствами и мыслями, занимавшими писателя, когда он писал о детях, об отношении к ним. Мещерский цикл — очень хорошая проза».

В то же время Нагибин писал сценарии для фильмов. По ним в эти годы сняли около 20 кинокартин: «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Председатель» и другие. Писатель вспоминал: «Начал я с самоэкранизаций, это был период учебы, так и не завершенной в киноинституте, освоение нового жанра, затем стал работать над самостоятельными сценариями».

В 1964 году Юлий Файт экранизировал автобиографические рассказы Нагибина о Великой Отечественной войне. Режиссер писал: «Нагибин был классиком советской литературы, непререкаемым авторитетом в кино Мы вместе работали над режиссерским сценарием. Далеко не каждый писатель возьмется».

В 1966 году Юрий Нагибин поддержал Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которых осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в произведениях. Вместе с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Варламом Шаламовым и многими другими советскими поэтами и прозаиками Нагибин подписал «письмо 62-х» с требованием освободить писателей.

В 1970-х Нагибин работал над циклом автобиографических рассказов и повестей о своем детстве, в который вошли книги «Школа», «Переулки моего детства» и «Лето». Нагибин писал: «Мои рассказы и повести — это и есть моя настоящая автобиография». Создавал он и произведения для школьников — например, «Рассказы о Гагарине».

Вместе с японским режиссером Акирой Куросавой Нагибин написал сценарий фильма «Дерсу Узала». В основу сюжета легли произведения Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«В шестой раз сочетаюсь законным бpaком»: личная жизнь

Юрий Нагибин с супругой Беллой Ахмадулиной. Фотография: russianpulse.ru

Юрий Нагибин. Фотография: vm.ru

Юрий Нагибин с супругой Аллой. Фотография: matrony.ru

Юрий Нагибин был женат шесть раз. Его первой супругой стала Мария Асмус, дочь профессора Литературного института. Они поженились в 1940 году и прожили вместе около двух лет. Марии Асмус Нагибин посвятил автобиографический роман «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя». В нем он писал о своем первом бpaке: «Если человек без конца возвращается к какому-то переживанию своей жизни, значит, оно было очень важным, решающе важным, но так до конца и не понятым. Вот и я опять начинаю пережевывать жвачку под названием «первая любовь». Не отпускает меня эта тема моей жизни».

Вторая жена писателя, Валентина Лихачева, была дочерью директора автозавода имени Сталина. Нагибин познакомился с ней в 1943 году. Третьей супругой Нагибина стала Елена Черноусова, а четвертой — артистка эстрады и гимнастка Ада Паратова.

В пятый раз, в 1959 году, Нагибин женился на поэтессе Белле Ахмадулиной. Предложение ей прозаик сделал прямо на дне рождения бывшего мужа Ахмадулиной — поэта Евгения Евтушенко. Нагибин прожил с пятой супругой восемь лет. В автобиографической книге «Дневник» он вспоминал, что Ахмадулина была «холодна, как лед».

Последней супругой Нагибина стала переводчица Алла Нагибина. Они познакомились в 1965 году в гостях у общих друзей, а свадьбу сыграли в 1968-м.

«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным бpaком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех.»

Со своей шестой женой писатель прожил до конца жизни. Детей у них, как и в остальных бpaках Нагибина, не было.

Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина

Юрий Нагибин. Фотография: dokonline.com

Юрий Нагибин. Фотография: kino-teatr.ru

Юрий Нагибин. Фотография: fb.ru

Летом 1980 года Юрий Нагибин отправился в путешествие на Русский Север. Он побывал в Архангельске, Карелии, на Соловецких островах. Впечатления от этой поездки стали основой для соловецкого цикла рассказов и повести «Встань и иди», которую Нагибин посвятил своему отчиму Марку Левенталю. За это произведение в 1989 году писатель получил венецианскую премию «Золотой лев».

В 1980-х Нагибин продолжал писать детские произведения. Вместе с Ниной Соротокиной и Светланой Дружининой он создал сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». На телевидении выходили программы писателя, посвященные жизни Михаила Лермонтова, Николая Лескова и Сергея Аксакова.

В эти же годы Нагибин увлекся историей. Он написал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях.

«Вначале я был рабски предан Его Величеству Факту, затем пробудилась фантазия, и я перестал цепляться за зримую очевидность явлений, теперь оставалось отбросить сковывающие рамки времени. Протопоп Аввакум, Марло, Тредиаковский, Бах, Гёте, Пушкин, Тютчев, Дельвиг, Аполлон Григорьев, Лесков, Фет, Анненский, Бунин, Рахманинов, Чайковский, Хемингуэй — вот новые герои».

Нагибин изучал и историю Москвы. Он написал книги «Москва… как много в этом звуке» и «Всполошный звон. Книга о Москве».

Последние годы жизни Нагибин вместе с женой провел в Италии. Несколько раз он выступал с лекциями по русской литературе в университетах США. В эти же годы писатель работал над книгами воспоминаний «Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» и «Дневник». Юрий Нагибин умер 17 июня 1994 года. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.