Кторов биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Викторов.
Анато́лий Петро́вич Кто́ров (настоящая фамилия Ви́кторов; 12 (24) апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, там же) — советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1952). Народный артист СССР (1963).
Биография[править | править код]
Анатолий Викторов родился в Москве в старокупеческой семье: его дед держал лавку на Никольской улице[2]. Отец, однако, выбрал профессию инженера-технолога, впоследствии став крупным учёным-химиком[3]. Анатолий обучался в частной гимназии Страхова[2]. Брат Александр погиб в 17 лет под колёсами трамвая[4].
Когда Анатолию было пять, на его глазах загорелся соседский дом; он испытал шок и с тех пор заикался[3]. Что не помешало ему в 1916 году поступить в Школу-студию под руководством Фёдора Комиссаржевского, которую он окончил в 1919 году. Тогда же он излечился от заикания и сократил свою фамилию, став Кторовым[4].
Уже на втором курсе начал играть на сцене московского Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, созданном на основе студии, где служил с 1917 по 1919 год. После закрытия год служил в Государственном Показательном театре Василия Сахновского, но и он был закрыт. Тогда в 1921 году он поступил в 3-й театр РСФСР. Комедия, более известный как Театр Корша, в котором служил вплоть до 1933 года.
Его ближайшим другом был Игорь Ильинский, одногрупник по Школе-студии[5]. Яков Протазанов снял их дуэт в своих популярных кинокомедиях «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926) и «Праздник святого Иоргена» (1930), благодаря которым слава Кторова вышла далеко за пределы Москвы; его имя ставили первым на афише, и даже бытовало выражение «улыбаться, как Кторов»[2]. Уже один снялся в драматической роли Сергея Паратова в «Бесприданнице» Протазанова.
После роспуска Театра Корша Владимир Немирович-Данченко пригласил Кторова, его жену Веру Попову и Бориса Петкера во МХАТ СССР им. М. Горького, где он служил всю оставшуюся жизнь[4]. По мнению Виталия Вульфа, мог сыграть гораздо больше. Его с женой рассматривали как «коршевцев», актёров другой школы, исповедовавших другую идеологию, и им не предлагали крупных ролей[4]. Предпочтение отдавали Марку Прудкину, выступавшему в схожих амплуа, и Кторов был вынужден дублировать его[6].
В июне 1941-го года театр был на гастролях в Минске, когда началась война. Актёрам пришлось добираться до Можайска, смешавшись с толпами беженцев, а оттуда на товарном поезде — до Москвы. В ноябре 1942 года МХАТ эвакуировали в Саратов, где состоялась премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова, где Кторов исполнил роль главного антагониста, фашистского генерала Розенберга[2].
В 1962 году Ангелина Степанова предложила руководству поставить пьесу «Милый лжец» Джерома Килти, где она бы исполнила роль Стэллы Патрик Кэмпбелл, а Кторов — роль Бернарда Шоу. Это была «внеплановая» постановка, однако результат был с восторгом принят и худсоветом, и зрителями, а роль Шоу стала главным успехом артиста[4][6]. Спектакль шёл более 400 раз[2]. Его с триумфом показывали и на гастролях в Англии[4].
В середине 1960-х годов после долгого перерыва вернулся на экраны: Сергeй Бондарчук пригласил его на роль старого князя Болконского в «Войну и мир». Именно игру Кторова впоследствии особо выделяли критики. Последней кинематографической удачей Кторова стала блистательная роль короля в фильме «Посол Советского Союза».
За шесть десятилетий творческой деятельности сыграл 99 ролей. Искусство Кторова как актёра, обретая с годами отточенность и зрелость, не испытывало сложной эволюции; хорошие внешние данные и природный артистизм, мастерство сценического диалога уже в первые годы работы выдвинули его в число известных молодых актёров.
В последние годы испытывал большие проблемы с памятью, Степановой приходилось работать за двоих, и она отказалась играть в «Милом лжеце»[4].
Анатолий Петрович Кторов скончался 30 сентября 1980 года во сне в своей квартире[2]. Похоронен в семейной могиле на Введенском кладбище (7 уч.)[7].
Семья[править | править код]
- Жена — Вера Николаевна Попова (1889—1982), актриса, вместе работали в Театре Корша, во МХАТе.
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- 1919 — «Ванька-ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба — паж Жеан
Московский драматический театр (бывший Театр Корша)[править | править код]
- 1921 — «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Петлиц
- 1922 — «Мера за меру» У. Шекспира — Люцио
- 1923 — «Иудейская вдова» Г. Кайзера — Навуходоносор
- 1923 — «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайльда — Элджернон
- 1924 — «Чёрная месса» В. Г. Шершеневича по В. Сарду — Сын короля
- 1927 — «Пурга» Д. А. Щеглова — Генри
- 1929 — «Инженер Мерц» Л. В. Никулина — поручик Печерский
- 1932 — «Бесприданница» А. Н. Островского; режиссёр В. Г. Сахновский — Карандышев
- 1932 — «Попутчики» Л. Н. Сейфуллиной — писатель Шевелев
МХАТ[править | править код]
- 1933 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Блюменшен
- 1934 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Звонцов
- 1935 — «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса — Сэм Уэллер
- 1936 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Леонид Юрьевич Шервинский
- 1937 — «Земля» Н. Е. Вирты — отец Иона
- 1938 — «Достигаев и другие» М. Горького — Звонцов
- 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — Джордж Сэрфес
- 1941 — «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого — Тушкевич
- 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Долгоруков
- 1943 — «Русские люди» К. М. Симонова — Розенберг
- 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Александр Владимирович Серебряков
- 1948 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин
- 1949 — «Домби и сын» по Ч. Диккенсу — Кэркэр
- 1950 — «Враги» М. Горького — Николай Скроботов
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Коко
- 1952 — «Залп „Авроры“» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Бьюкенен
- 1953 — «Дачники» М. Горького — Суслов
- 1953 — «Ангел-хранитель из Небраски» А. М. Якобсона — Анкер Анкерсен
- 1956 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — иностранный писатель
- 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Эдуард Кроссмен
- 1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Автолик
- 1962 — «Убийца» И. Шоу — Муссе
- 1962 — «Милый лжец» Дж. Килти — Бернард Шоу
- 1965 — «Дон Кихот ведёт бой» В. Н. Коростылёва — Суворин
- 1967 — «Чрезвычайный посол» П. Л. Тура А. С. Тур — король
- 1968 — «Враги» М. Горького (возобновление) — Николай Скроботов
- 1970 — «Обратный счёт» Е. Г. Рамзина — Альберт Эйнштейн
- 1973 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — инженер Забелин
- 1974 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Дубельт
- 1977 — «Чеховские страницы» А. П. Чехова — Нюхин
Роли в кино[править | править код]
- 1925 — Закройщик из Торжка — городской повеса Толя
- 1925 — Его призыв — Владимир Заглобин, эмигрант
- 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — оштрафованный гражданин
- 1926 — Процесс о трёх миллионах — Каскарилья
- 1927 — Круг — Владимир Полонский, растратчик
- 1927 — Кто ты такой? — Друммонд, профессор-социолог
- 1930 — Праздник святого Иоргена — Коркис, вор
- 1931 — Железная бригада — инженер Грич, саботажник
- 1934 — Марионетки — До, принц
- 1936 — Бесприданница — Сергeй Сергеевич Паратов
- 1965 — 1966 — Война и мир — Николай Андреевич Болконский, князь
- 1969 — Посол Советского Союза — Король Густав V
Озвучивание[править | править код]
- 1956 — Чёрные скалы — Дамиров (роль М. А. Марданова)
- 1958 — Не пойман — не вор — Леон де Шавиль (роль Р. Армонтеля)
- 1962 — Как быть любимой — Томаш (роль А. Млодницкого)
Телеспектакли[править | править код]
- 1952 — Школа злословия — Джозеф Сэрфес, племянник
- 1962 — Рабочий день В.И. Ленина — Л.К. Мартенс
- 1963 — Верните плату за обучение — директор гимназии
- 1964 — Минута истории
- 1965 — Учитель словесности — Шeбaлдин, директор городского кредитного общества
- 1976 — Милый лжец — Бернард Шоу
- 1978 — Чеховские страницы (по рассказу А. П. Чехова «Лекция о вреде табака») — Нюхин
- 1980 — Альманах сатиры и юмора (по рассказу А. П. Чехова «Дорогая собака»)
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1938)
- Народный артист РСФСР (1948)
- Народный артист СССР (1963)[8]
- Сталинская премия первой степени (1952) — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения»
- Орден Ленина (1967)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1973, 1978)
- Медаль «За оборону Москвы» (1945)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Рудницкий К.Л. Анатолий Кторов // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1973. — С. 136—153.
- Полежаева Е. А. Анатолий Кторов. — Искусство, 1978. — 236 с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.
24 апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, Москва.
Заслуженный артист РСФСР (1938). Народный артист РСФСР (1948). Народный артист СССР (1963).
В 1919 году окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской. В 1917-1918 годах и в 1923 году — актёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской; В 1919-1920 годах — актёр Государственного Показательного театра; В 1921 году и в 1923-1933 годах — актёр Театра Корша.
С 1933 года — актёр МХАТа. С этого момента в судьбе Кторова многое изменилось, и, в частности, артист надолго — почти на три десятилетия — оставил кинематограф. В большой труппе МХАТ Кторов далеко не сразу обрёл себя. Тем не менее он не остался без ролей.
Знаменательным событием для актёра стала роль Бернарда Шоу в пьесе Джерома Килти «Милый лжец» (1962). Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актёра.
В 1965 году зрители снова увидели Кторова на экране, в фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”.
В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Анатолий Петрович Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я.А. Протазанова), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни. Зрителям герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х годов, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссёра С.Ф. Бондарчука, 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утёс.
Похоронен актёр на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Жена – актриса Вера Николаевна Попова, с которой вместе работал на разных сценах (театр Корша, МХАТ).
«Ванька-ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба, 1919 — паж Жеан «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского, 1921 — Петлиц “Мера за меру” Шекспира, 1922 – Люцио «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» О. Уайльда, 1923 — Элджернон “Иудейская вдова” Кайзера, 1923 – Навуходоносор «Чёрная месса» В. Г. Шершеневича, 1924 — Сын короля “Пурга” Щеглова, 1927 – Генри “Инженер Мерц” Никулина, 1929 – поручик Печерский “Попутчики” Сейфуллиной, 1932 – писатель Шевелев “Бесприданница” А. Островского, 1932 – Карандышев “Егор Булычев и другие” М. Горького, 1934 – Звонцов «Пикквикский клуб» Ч. Диккенса, 1935 — Сэм Уэллер «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1936 — Леонид Юрьевич Шервинский “Земля” Н. Вирты, 1937 – отец Степан “Достигаев и другие” М. Горького, 1938 – адвокат Звонцов «Школа злословия» Р. Шеридана, 1940 – Джозеф Сэрфес “Русские люди” К. М. Симонова, 1943 – Розенберг “Пушкин” М. Булгакова, 1943 – Петр Долгоруков «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1947 — Александр Серебряков «Последняя жертва» А. Н. Островского,1948 — Дульчин “Домби и сын” по Ч. Диккенсу, 1949 – Керкер «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1952 — Коко, барон Клинген “Дачники” М. Горького, 1953 – Суслов “Осенний сад” Л. Хелман, 1956 – Кроссман «Зимняя сказка» Шекспира, 1958 — Автолик “Убийца” И. Шоу, 1961 – политикан Муссе «Милый лжец» Дж. Килти, 1962 — Бернард Шоу «Обратный счёт» А. Гельмана — Альберт Эйнштейн “Дон-Кихот ведёт бой” В. Коростылёва – Суворин
Читайте также: Тимур батрутдинов биография личная жизнь фотоСталинская премия первой степени (1952) — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения». Орден Ленина (27.10.1967) Два ордена Трудового Красного Знамени (25.04.1973, 02.04.1978) Медаль «За оборону Москвы» (1945) Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946 Медаль «В память 800-летия Москвы»
последнее обновление информации: 07.12.19
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.
Анатолий Кторов: новости >>
11 ноября 2007
Сергeй Бондарчук решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик.
28 января 2007
Американо-итальянская киноверсия «Войны и мира» (1955), а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения стали теми побудительными мотивами, чтобы в Советском Союзе сняли свой вариант толстовского романа.
4 сентября 2006
В 1882 году была ликвидирована монополия императорских театров в обеих столицах. Актеры московского Пушкинского театра Модест Писарев и Василий Андреев-Бурлак решили организовать частный театр на товарищеских основах и привлекли к своему начинанию известного театрального деятеля и антрепренера Федора Корша.
22 июня 1941
В начале лета 1941 года начались традиционные летние гастроли театров. Московский Художественный театр им. Горького привез на гастроли в Минск спектакли «На дне», «Дни Турбиных», «Школа злословия» и «Тартюф».
Автор:
24 апреля 2015 07:04
Чтобы помнили!
«В наши дни, наблюдая за работой некоторых своих молодых коллег, я становлюсь в тупик. Мне непонятно, почему они так инертны, почему порой только формально выполняют указания режиссера, почему ничего не ищут сами, не мучаются оттого, что что-то у них не выходит? Почему они не испытывают глубокого интереса к искусству, которому решили посвятить жизнь? Почему так уверены, что все, что ни сделают, — прекрасно? Короче: почему они так не требовательны к себе?» Анатолий Кторов.
Анато́лий Петро́вич Кто́ров (настоящая фамилия — Ви́кторов) родился 24 апреля 1898 года в Москве. В 1919 году Кторов окончил студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. Дебютировал в 1917 году в театре имени В. Ф. Комиссаржевской, созданном на основе студии, где играл до 1919 года и в 1923 году. В 1919—1920 годах — актёр Государственного Показательного театра. В 1920—1933 годах с перерывами работал в Театре Корша. В 1933 году вступил в труппу МХАТа.
В юности Кторов заикался, и при переходе на второй курс студии было решено его сократить, но Певцов отстоял студента, доказывая, что заикание у молодого актера не органическое, и что оно пройдет. В 1917 году Анатолий Кторов дебютировал в роли денщика в спектакле «Безрассудство и счастье» на сцене театра Веры Комиссаржевской, где играл до 1920 года, параллельно окончив в 1919 году студию Федора Комиссаржевского. В той же студии учился Игорь Ильинский – друг и в будущем партнер Кторова в кино.
В 1919 году Певцов познакомил Кторова с актрисой Верой Николаевной Поповой. Ей было тридцать лет, и она играла с Певцовым в пьесе Леонида Андреева «Савва». Кторов влюбился сразу в женственность и несравненный талант Поповой, и вскоре они поженились. А в 1920-х годах Кторов стал настоящей звездой экрана, снявшись в фильмах Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Иоргена», «Марионетки» и «Процесс о трех миллионах».
Его вызывающее изящество, блестящий цилиндр, крахмальные манишки и отточенная пластика придавали особую притягательность мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем была связана особая эстетика торжествующего шика, блеска и ослепительного мужского магнетизма. В 1937 году Кторов сыграл Паратова в еще одном фильме Протазанова «Бесприданница», ставшем классикой русского кинематографа XX века.
В 1932 году Кторов сыграл в «Бесприданнице» Карандышева. Этот спектакль ставил В.Сахновский, и вся театральная Москва стремилась посмотреть Ларису в исполнении Поповой. Но судьба этого спектакля была предрешена. Вот фрагмент из письма Николая Радина Синельникову, написанного 5 февраля 1933 года: «31 января был последний спектакль в театре Корш. Бесславно кончил он свое 55-летнее существование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем… ни с прошлым, в котором было много значительного, ни с самолюбием работавших там актеров, ни даже с почтенной юбилейной датой. Приказом Наркомпроса художественный состав распределен между московскими театрами, здание передано со всем инвентарем МХАТу. МХАТ взял Попову, Кторова и Петкера». Театр видоизменялся и возникала новая система ценностей. Складывался новый тип культуры, резко отличавшийся от культуры 1920-х годов.
Читайте также: Робин танни биография личная жизнь
Триумф Кторова был связан со спектаклем «Милый лжец». Этот спектакль был поставлен в годы, когда ко МХАТу уже относились с предубеждением. Степанова и Кторов играли в спектакле пронзительно, их художественная логика анализировала каждую фразу, находя удивительные переходы от одной мысли к другой и заражая своим обаянием зрительный зал. Это была гениально сыгранная роль, Кторов играл Шоу ровно 14 лет: премьера состоялась в 1962 году, а 23 октября 1976 года спектакль прошел в последний раз.
Из-за недостатка интересных ролей Кторов несколько раз собирался уйти из МХАТа. «Я сам за последние восемь лет сыграл только одну роль в «Убийце» Ирвина Шоу, сыгранная роль Шоу в «Милом лжеце» была получена мною не от руководства, а из рук Степановой, она была инициатором этого спектакля», – писал он в очередном заявлении об уходе из театра 2 февраля 1964 года. Но из МХАТа Кторов не ушел, ему не позволила это сделать привязанность к театру и чувство долга. Много лет этот выдающийся актер ощущал себя ненужным в театре. Но то, что он сделал за свою творческую жизнь, снискало ему огромную любовь и почти культовое поклонение, хотя сам он этого не желал замечать.
Написать заявление об уходе из театра в 1964 году Анатолий Петрович вынудила также политика администрации театра. Чиновники избавлялись от коллег Кторова, и он посчитал неуместным продолжать свою работу во МХАТе. Для театра это было ударом, так как спектакль «Милый лжец» с участием Кторова и Степановой пользовался невероятным успехом. Из МХАТа Анатолий Петрович в итоге не ушел, но вернулся в кинематограф. Возвращение стало триумфальным. Роль старого князя Болконского, сыгранная Кторовым в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» стала одной из лучших в фильме. В 1969 году Кторов снялся в фильме «Посол Советского Союза», в котором сыграл короля скандинавской страны. Это была последняя роль Анатолия Петровича в кино.
Кторов отличался тем, что был духовной опорой для людей долгие годы. Он жил в стороне от того, что считал неактерским делом, всегда оставаясь самим собой, обладал шармом и изяществом не только на сцене, но и в жизни. В 1930-е годы в доме Кторовых часто собирались мхатовские актеры. В одном из писем А.Степановой к Н.Эрдману актриса сообщала: «Вчерашний вечер прошел неожиданно бурно. Миша Яншин кормил пять дeвyшек блинами, оттуда поехала на «булычевский» банкет к Поповой. Банкет был очень шикарен, в смысле ужина, обстановки и радушия, но, в силу многочисленности гостей, разнобоен и шумен». Это было в 1934 году. Кторов замечательно пел романсы, которые знал в большом количестве. В него влюблялись, им увлекались, но он был верен своей жене Вере Николаевне.
Во время 80-летнего юбилея МХАТа по традиции на сцене сидела вся театральная труппа, и при перечислении имен актеров раздавались овации. Особенно сильно они разразились при имени Кторова. Зал так грохотал, что торжественное заседание было прервано. Это было восхищение талантом и честно прожитой жизнью человека, который оставался редкой индивидуальностью на сцене и в повседневности.
За всю свою долгую жизнь Кторов он не дал журналистам ни одного интервью. В последние годы Анатолий Кторов и его жена Вера Попова бедствовали. А незадолго до cмepти Кторова положили в больницу на обследование. Его жена позже рассказывала, что он в пятницу вечером стал проситься домой. Врачей не было, и супруга пообещала забрать его домой в понедельник. «А в понедельник, Верочка», – сказал Кторов, – я умру». Испугавшись, Вера Николаевна уговорила медперсонал отпустить ее мужа. Он провел дома выходные и понедельник, а во вторник, 30 сентября 1980 года, после обеда прилег отдохнуть и не проснулся. Вера Попова, пережив Кторова на два года, умерла на 93-м году жизни в 1982 году, сыграв очень мало на сцене Художественного театра.
Анатолий Кторов был похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Признание и награды Сталинская премия первой степени (1952) — за роль Коко в спектакле «Плоды просвещения» народный артист СССР (1963) орден Ленина (1967) два ордена Трудового Красного Знамени (1973, 1978) медали
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми: