Биографии    


Ольга остроумова театр моссовета

 Ольга остроумова театр моссовета

Артисты:

  • Владимир Андриянов
  • Антон Аносов
  • Валерий Анохин
  • Ольга Анохина
  • Юрий Беркун
  • Елена Бероева
  • Татьяна Бестаева
  • Галина Боб
  • Александр Бобровский
  • Владислав Боковин
  • Станислав Бондаренко
  • Вячеслав Бутенко
  • Елена Валюшкина
  • Анатолий Васильев
  • Марк Вдовин
  • Сергeй Виноградов
  • Лилия Волкова
  • Юлия Высоцкая
  • Анна Гарнова
  • Александр Голобородько
  • Виктор Гордеев
  • Владимир Горюшин
  • Алексей Гришин
  • Екатерина Гусева
  • Евгений Данчевский
  • Павел Деревянко
  • Александр Домогаров
  • Нина Дробышева
  • Леонид Евтифьев
  • Александр Емельянов
  • Дмитрий Журавлев
  • Сергeй Зотов
  • Кристина Исайкина
  • Ольга Кабо
  • Вера Каншина
  • Валентина Карева
  • Роман Кириллов
  • Виталий Кищенко
  • Ирина Климова
  • Мария Кнушевицкая
  • Марина Кондратьева
  • Нина Коновалова
  • Геннадий Коротков
  • Нил Кропалов
  • Евгения Крюкова
  • Олег Кузнецов
  • Лариса Кузнецова
  • Гоша Куценко
  • Николай Лебедев
  • Надежда Лумпова
  • Яна Львова
  • Андрей Межулис
  • Анна Михайловская
  • Лариса Наумкина
  • Ольга Остроумова
  • Олег Отс
  • Дмитрий Подадаев
  • Дмитрий Попов
  • Антон Поспелов
  • Владимир Прокошин
  • Анастасия Пронина
  • Нэлли Пшенная
  • Иван Расторгуев
  • Евгений Ратьков
  • Татьяна Родионова
  • Дмитрий Савкин
  • Андрей Смирнов
  • Евгений Стeблов
  • Валерий Сторожик
  • Владимир Сулимов
  • Виктор Сухоруков
  • Анастасия Тагина
  • Валентина Талызина
  • Маргарита Терехова
  • Алексей Трофимов
  • Павел Усачев
  • Митя Федоров
  • Александр Филиппенко
  • Михаил Филиппов
  • Леонид Фомин
  • Юлия Хлынина
  • Татьяна Храмова
  • Юрий Черкасов
  • Светлана Шершнева
  • Алексей Шмаринов
  • Маргарита Шубина
  • Дмитрий Щербина
  • Маргарита Юдина
  • Валерий Яременко
  • Александр Яцко

Приглашенные артисты:

  • Сергeй Аронин
  • Владас Багдонас
  • Вера Баранова
  • Андрей Богданов
  • Лили Болгашвили
  • Юлия Бурова
  • Евгений Вальц
  • Наталия Вдовина (Сатирикон)
  • Дарья Гирник
  • Екатерина Девкина
  • Дарья Емельянова
  • Артем Ешкин
  • Иван Ивашкин
  • Захар Комлев
  • Анастасия Косарева
  • Анастасия Макеева
  • Ольга Моховая
  • Наталья Ноздрина
  • Михаил Панферов
  • Андрей Рапопорт
  • Андрей Шарков
  • Семен Шомин
  • Константин Юшкевич

Ольга ОстроумоваНародная артистка РФ, Лауреат Государственной премии СССР

В 1970 году окончила ГИТИС (руководитель курса — В. Вронская).

1970— 1973 гг. — актриса Московского ТЮЗа.  Играла в спектаклях: «Мужчина семнадцати лет» (Варя), «Поздняя любовь» (Лебядкина), «Тень» (Юлия Джули).

1973— 1983 гг. — актриса театра на Малой Бронной. Играла в спектаклях: «Варвары» (Лидия), «Волки и овцы» (Глафира), «Лунин, или cмepть Жака» (Она), «Веранда в лесу» (Лида), «Лето и дым» (Роза Гонсалес).

1977 год — театр «Эрмитаж». Играла в спектакле: «Здравствуйте, господин де Мопассан».

С 1983 года — актриса театра имени Моссовета. Играла в спектаклях: «Живой труп» (Елизавета Андреевна Протасова), «Вдовий пароход» (Анфиса), «Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ариана), «Завтpaк с неизвестными» (Маша), «Печальный детектив» (Тетя Граня Мезенцева), «У врат царства» (Элина Карено), «Мадам Бовари» (Эмма Бовари), «Вишневый сад» (Раневская), «Не будите мадам» (Роза), «Муж, жена и любовник» (Дарья Ивановна), «Учитель танцев» (Фелисьяна), «Белая гвардия» (Елена Васильевна Тальберг), «Серебряный век» (Клавдия Тарасовна), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Бабушка).

Участвует в спектаклях текущего репертуара:

  • Путешествие с тетушкой (Августа Бертран)
  • Римская комедия (Дион) (Мессалина)
  • Ричард III (Герцогиня Йоркская)

Снималась в кино- и телефильмах: «Доживем до понедельника», «Город первой любви», «Море в огне», «…А зори здесь тихие», «Любовь земная», «Персональное дело», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Лунев сегодня и завтра», «Судьба», «Хомут для Маркиза», «Гараж», «Похищение Савойи», «Мелочи жизни», «Тихие троечники», «Василий и Василиса», «Не было печали», «Безумный день инженера Баркасова», «Столкновение», «Сестра моя Люся», «Время сыновей», «Я сделал все, что мог», «Башня», «Дни и годы Николая Батыгина», «Филёр», «Зимняя сказка», «Женщины, которым повезло», «Чаша терпения», «Очарованный странник», «Очень верная жена», «Прощальные гастроли», «Уснувший пассажир», «Не валяй дypaка…», «Змеиный источник», «Новогодние приключения», «Джокеръ», «По ту сторону волков», «Дни ангела», «Желанная», «Зачем тебе алиби?», «Фото», «Бедная Настя», «Женщины в игре без правил», «Карусель», «Сын», «Я тебя люблю», «Не родись красивой», «Капитанские дети», «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», «Адмиралъ», «Одна ночь любви», «Морпехи», «Ефросинья», «Бульварное кольцо», «Папа для Софии», «Подлец», «Ван Гоги».

Фотоальбом:

Ссылки:

  • «Ричард III»: история персонального ада, Елена Булова, Московская правда, [21-09-2020]
  • «Путешествие с тетушкой» в театре имени Моссовета, Мария Жидкова, DailyCulture
  • Премьера театра им. Моссовета стала бенефисом Ольги Остроумовой, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», [27-12-2018]
  • Ольга Остроумова два месяца выясняла отношения с сыном, 7дней.ru
  • Как мама стала тетушкой, Виктория Пешкова, Газета «Культура», [1-11-2018]
  • Здравствуйте, я ваша тетя!, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, [30-10-2018]
  • Чудо Ольги Остроумовой, Евгения Коробкова, Комсомольская правда, [21-09-2017]
  • Ольга Остроумова: «Раньше стыдились показывать плохое, сегодня прячут доброту», Денис Сутыка, Газета «Культура», [21-09-2017]
  • Ольга Остроумова рассказала об итогах фестиваля театров малых городов, Лариса Каневская, Российская газета, [4-06-2017]
  • Ольга Остроумова: «За бегемота больше не спрячешься», Виктория Пешкова, «Труд», [21-09-2012]

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2022; проверки требуют 38 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остроумова.

О́льга Миха́йловна Остроу́мова (род. 21 сентября 1947, Бугуруслан, (Оренбургская область), РСФСР, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка РФ (1993), лауреат Государственной премии СССР (1979).

Биография[править | править код]

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).

Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать — хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. В семье Остроумовых кроме Ольги ещё две дочери и сын: Раиса, которая работала инженером водного трaнcпорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Ге opгий, который в своё время работал на Байконуре, а сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.

Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.

Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем.

В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета[3].

В 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись.

Последняя и самая светлая любовь к Ольге Остроумовой пришла неожиданно. Встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла в кафе “Фиалка” на вечере, в котором оба участвовали. В кафе было прохладно, и Гафт одолжил Остроумовой свой пиджак, после концерта они разговорились, и он пригласил Ольгу в ресторан. Это и стало началом истории их любви, которая продолжается уже больше 20 лет. Они стали встречаться, осторожно приглядывались друг к другу. И вдруг Гафт пропал на 4 месяца. Он сразу почувствовал, что эта женщина – особенная, но сомневался, смогут ли они быть вместе. Позже в квартире Остроумовой раздался звонок и голос в трубке признался, что «больше не может без нее жить». «Будем считать, что первый акт закончился, а антpaкт затянулся», – пошутила она. Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».Читайте также:  Людмила николаевна малахова мать андрея малахова

Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».

Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.

Живёт и работает в Москве.

Семья[править | править код]

  • отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника) ;
  • мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
  • сёстры — Раиса и Людмила;
  • брат — Ге opгий;
  • первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
  • второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;
    • дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983) ;
    • внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012) ;
  • третий муж (с 1996) — Валентин Гафт[4] (род. 1935), актёр, народный артист РСФСР (1984).

Награды и премии[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (1982)
  • Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[5]
  • Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[6]
  • Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства[7]
  • Орден Дружбы (28 марта 2022 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[8]
  • премия имени А. Довженко.
  • «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»
  • Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978)
  • Царскосельская художественная премия (2007).
  • Звезда Театрала (2015)
  • Фигаро (2017)

Театральные работы[править | править код]

  • «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Амaнда Вингфилд

Московский ТЮЗ[править | править код]

  • «Мещане» М. Горького — Елена
  • «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
  • «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина

Театр на Малой Бронной[править | править код]

Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».

  • «Варвары» М. Горького — Лидия
  • «Враги» М. Горького — Татьяна
  • «Веранда в лесу» — Лида
  • «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
  • «Лето и дым» — Роза
  • «Лунин, или cмepть Жака» — Она

Театр «Эрмитаж»[править | править код]

  • «Здравствуйте, господин де Мопассан»

Театр им. Моссовета[править | править код]

  • «Вдовий пароход» — Анфиса
  • «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова
  • «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана
  • «Завтpaк с неизвестными» — Маша
  • «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева
  • «У врат царства» — Элина Карено
  • «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари
  • «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
  • «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна
  • «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна
  • «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
  • «Не будите мадам» — Роза
  • «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна
  • «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
  • «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина

Продюсерский центр Империал[править | править код]

  • «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова)[9] — Нат

Арт-Партнёр XXI[править | править код]

  • «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк)

Фильмография[править | править код]

ГодНазваниеРоль1968фДоживём до понедельникаРита Черкасова1970фГород первой любвиНюра1971фМоре в огнеЮля Приходько1972фА зори здесь тихие…Женя Комелькова1974фЛюбовь земнаяМаня Поливанова1976тфКогда-то в Калифорниимиссис Бэтси Беккер1976тфМартин ИденЛиза Конноли1977фСудьбаМаня Поливанова1977фХомут для МаркизаАнна Ивановна, мать Родиона1979фПохищение «Савойи»Валентина Соколова1979фГаражМарина, дочь профессора Смирновского1980фТихие троечникиРая1980тфМелочи жизни[uk]Наташа Бунина1981фВасилий и ВасилисаВасилиса1982фБезумный день инженера БаркасоваСофочка1982фНе было печалиЕвгения, бывшая однокурсница Потапова1984фСтолкновениеРута1985фСестра моя, ЛюсяКлава1986фВремя сыновейЛюдмила Кордина1986фЯ сделал всё, что могАнна Жилина1987фБашняКара Семёновна1987сДни и годы Николая БатыгинаВасена1987фФилёрНина1988тфЗимняя сказкаснималась1989сЖенщины, которым повезлоНаталья1989фЧаша терпенияЕлизавета Андреевна1990фОчарованный странникЕвгения Семёновна1992фОчень верная женаПолина Иванова1992тфПрощальные гастролиЕвгения Ростиславовна Чепалина1994фУснувший пассажирГалина Ге opгиевна1997фЗмеиный источникТамара Ге opгиевна, директор школы1997фНе валяй дypaка…Полина1999тфУ врат царстваЭлина Карено2002тфНовогодние приключенияснималась2002докЧтобы помнили: Алла БалтерИмя персонажа не указано2002сПо ту сторону волковмедсестра Маша2003фДжокерАтуева2003сЗачем тебе алиби?Ада Дмитриевна2003сБедная НастяМария Алексеевна Долгорукая2003фДни ангелаЛиля2003фФотоИмя персонажа не указано2003сЖеланнаяМария Григорьевна2004сЖенщины в игре без правилМария Петровна Громова2004корСынснималась2004сЯ тебя люблюСветлана Ге opгиевна2004докБорис Васильев. Чрезвычайный человекИмя персонажа не указано2005сКарусельЕкатерина Людвигoвна2005сНе родись красивойМаргарита Жданова2006докАндрей Ростоцкий: последний романтикИмя персонажа не указано2006докЭммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизниИмя персонажа не указано2006сБольшие дeвoчкиНадежда Николаевна Федорчук2007тфКарнавальная ночь 2, или 50 лет спустяЭлла, телережиссёр2007докЖизнь без вранья. Евгений МатвеевИмя персонажа не указано2007докОльга Остроумова. Очень личноеИмя персонажа не указано2007докОстрова: Евгений МатвеевИмя персонажа не указано2007докОстрова: Станислав РостоцкийИмя персонажа не указано2007сКапитанские детиНадя Гринёва2008докПамять о счастье (Семья Ростоцких)Имя персонажа не указано2008сОдна ночь любвиДарья Матвеевна Урусова

Шаблон:Втфильме

2009докЗинаида Кириенко. Роковая красавицаИмя персонажа не указано2010докГафт, который гуляет сам по себеИмя персонажа не указано2011сМорпехиЕкатерина Кузьминична Морозова2012докЕвгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегдаИмя персонажа не указано2012сЕфросиньяОлимпиада Фёдоровна Журавская2014фПапа для СофииМарина Александровна2015фПодлецснималась2018сГлаза в глазаснималась2022фВан ГогиЛюдмила Васильевна
Читайте также:  Панфилов никита семья

Озвучивание[править | править код]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Интервью Ольги Остроумовой киножурналу Наш Фильм
  • Ольга Остроумова на сайте rusactors.ru

21 сентября юбилей отметила народная артистка России Ольга Остроумова. В интервью «ВМ» актриса вспомнила, как начинала работу на сцене, рассказала, какое место в ее жизни занимает семья.

Ольга Остроумова призналась, что ей совершенно неинтересно играть тупых и недалеких, а вот сложных, коварных и даже злодеев — безумно интересно

В кинорепертуаре Остроумовой — семь десятков ролей, в том числе в таких культовых советских фильмах, как «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Гараж», «Василий и Василиса». Театралы же знают ее по блистательным работам в спектаклях «Варвары», «Враги», «Волки и овцы», «Вдовий пароход», «Мадам Бовари», «Учитель танцев», «Белая гвардия» и многих других. А разговор с актрисой начался с вопроса о ее отношении к личному юбилею. По словам Ольги Михайловны, «юбилеи хороши для театров».

— Говорю так не потому, что мне исполняется 70 лет, я свой возраст не скрываю, но сам факт юбилея меня напрягает. А вот для театра 95 лет — это возраст. Считается, что продолжительность активной жизни театра составляет 10–12 лет, потом надо что-то кардинально менять. У нас в Театре имени Моссовета столько раз все менялось — и режиссеры, и поколения артистов, благодаря чему он продолжает жить до сегодняшнего дня.

Актриса рассказала, что не скрывает свой возрастФото: Александр Алпаткин/РИА Новости

— Когда вы приходите в театр в качестве зрителя, вы наблюдаете за происходящим на сцене профессиональным взглядом или как обычный зритель?

— Я абсолютно не слежу за спектаклем с позиции актрисы. Такое случается редко, лишь в том случае, если спектакль меня не захватывает. Тогда невольно начинаешь видеть, что красиво, что нет, как это технически сделано и как можно было бы сделать по-другому.

— Были ли в вашей жизни театральные потрясения?

— Дважды в жизни я рыдала в театре. Навзрыд. Один раз — на спектакле Юрия Еремина «Счастье мое», где очень сильно сопереживала героям. Правда, я в тот момент была беременна, возможно, сказалось мое состояние. А второй раз это случилось в БДТ. Работая еще в московском ТЮЗе, я оказалась на гастролях в Питере и в свой выходной пошла в Театр Товстоногова.

Надо сказать, в спектакле, который в тот день шел на его сцене, никакого сантимента не было. По сюжету пьесы на день рождения к герою не приходит ни один из его учеников. И вот двое персонажей — в исполнении Сергея Юрского и Эммы Поповой — садились за рояль, который на глазах зрителей поднимался из оркестровой ямы, и начинали играть в четыре руки. Они играли так, что мне их было неимоверно жалко, их так хотелось защитить, что… я разрыдалась. Вот такое сильное возникло сопереживание.

— Не зря, видимо, про хороших актеров говорят, что они «люди без кожи»… Интересно, а другие зрители реагировали так же эмоционально?

— В зале стояла такая тишина, что муха не пролетит! Зрители сидели не шелохнувшись, вжавшись в кресла. Потому что в такие моменты невероятная энергия хлещет со сцены, а по залу разлита такая душевность, что не передать словами.

Ольга Остроумова в фильме “А зори здесь тихие…”

— А как в театре относились к тому, что вы часто покидали сцену ради съемочной площадки? У вас же по нескольку фильмов выходило за год…

— Первый раз меня отпустили еще из театрального училища к Станиславу Ростоцкому на съемки «Доживем до понедельника» (фильм 1969 года. — «ВМ»). Я училась на курсе Павла Осиповича Хомского. Это было для всех странно, но я ничего не пропустила и сдала все экзамены. И потом Павел Осипович частенько ставил меня в пример новым студентам: «Вот почему Остроумова тогда умудрилась ничего не пропустить и все сдать?!»

Читайте также:  Сергeй светлаков жены

— Действительно, почему?

— Возможно, потому что для меня театр всегда был на первом месте.

— Вы несколько раз меняли театры. Переходы происходили болезненно?

— Нет. Павел Осипович взял нас, пять выпускников своей гитисовской мастерской, в ТЮЗ, который тогда возглавлял. А потом, когда Хомский ушел в Театр Моссовета, я в какой-то момент почувствовала, что мне в ТЮЗе делать нечего. Андрей Мартынов, с которым мы снимались в фильме «А зори здесь тихие», работал тогда на Малой Бронной и, встретив меня, предложил: «Переходи к нам». Я перешла. Вероятно, если бы к тому времени я не снялась в «Зорях…», то пришлось бы проходить кастинг. А так меня просто взяли, чему я очень рада. Десять лет я проработала на Малой Бронной, играла в спектаклях Анатолия Эфроса и Александра Дунаева. Много играла. Эти два режиссера — Дунаев и Эфрос — кроме профессиональных открытий подарили мне и открытия чисто человеческие. Александр Леонидович Дунаев прекрасно понимал, что дарование Эфроса, может быть, больше, чем его собственное. Но как он при этом его защищал, как достойно себя вел, когда был главным режиссером театра! Понимаете? Подобное человеческое товарищество очень влияет на становление молодых людей и на людей вообще, где бы ты его ни встречал — в театре, в кино, в жизни.

Актриса Ольга Остроумова в фильме “Доживем до понедельника” (режиссер Станислав Ростоцкий) Фото: РИА Новости

— «Новый режиссер» — что это для вас означает?

— Я всегда с интересом отношусь к новым режиссерам. Особенно к молодым. Потому что они часто предлагают то, чего я не знаю, не умею, или то, что мне непривычно. Но я сознательно стремлюсь к соприкосновению с этим новым.

— У вашего супруга Валентина Гафта в стихотворении «Театр» есть строки: «Кому-то говорим — удача, кому-то говорим — провал». Как вы относитесь к провалам? Были ли они у вас?

— А как же?! У меня был пример не очень удачного спектакля. Уже на стадии репетиции мне стало понятно, что это будет провал. Один молодой актер, который тоже работал в нем, все время нашептывал: «Надо валить ».

А я ему отвечала: «Да погоди ты! Ну интересно же репетировать». Ну и пусть будет провал, ничего страшного.

Помните пастернаковское «но пораженья от победы ты сам не должен отличать» ? Это хороший принцип. Хотя когда потом Валентин Гафт посмотрел этот спектакль, то задумчиво произнес: «Это что-то из жизни колобков ».

Нет, это не было бездарно, но было сделано с немыслимым перехлестом. И провал был сильнейший…

— Вы всегда играете роли, которые вам нравятся?

— В молодости актерам приходится, и мне тоже, играть то, что не нравится. Потому что твое мнение никого не интересует. Сегодня, конечно, уже спрашивают. К счастью, я даже в советском репертуаре соцреализма пpaктически не играла персонажи, которые мне совсем уж претили. То, во что не верю, играть не пришлось.

Ольга Остроумова в роли Бабушки и Александр Бобровский в роли Иллариона в сцене из спектакля “Я, бабушка, Илико и Илларион” в театре имени Моссовета Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

— Если сравнивать современную театральную молодежь с актерами вашего поколения в годы молодости — сильно заметна разница?

— Если я начну говорить, молодежь поменялась, вот мы в наше время были совсем другими, это будет выглядеть как старческое брюзжание. Догадываюсь, что и мы, наверное, у своих стариков тоже вызывали недоумение и недовольство.

Приходит новое поколение, и оно привносит в театральный процесс что-то свое. Я могу этого не понимать, не принимать, хотя…

У нас в театре очень много молодых ребят, с которыми мы говорим на одном языке, с которыми у меня одинаковое восприятие окружающего мира.

— Как вы отдыхаете? Хочется ли вам после отпуска возвращаться в театр?

— Я отдыхала три недели на море с внуком. А потом были бытовые хлопоты. Например, надо было на даче котел поменять. Никогда у меня не было переживаний вроде: вот, надо плестись на работу, а так не хочется! Наоборот, всегда хотелось, чтобы в театре скорее наступил новый сезон. Хотя с годами пришло осознание, что это «скорее бы» нас часто обкрадывает, ворует личное время, которое можно провести с семьей. Не надо спешить: вот есть свободное время и стоит посвятить его семье, хлопотам и заботам.

Потому что никто, кроме меня, этого не сделает, хотя, конечно, мне помогают все.

Так что я сейчас очень много времени провожу с внуками, с детьми. Я живу семьей.

— Это как-то сказывается на творчестве?

— А у актера все идет в работу, все на творчестве сказывается. Мы же играем людей, а не роботов. Хотя есть люди, которых играть не хочется. Вчера смотрела какую-то передачу по телевизору и ужаснулась. Там все время не людей, а каких-то питекантропов показывают. Раньше было стыдно выносить сор из избы, а сейчас на экран тащат все.

— Вам таких людей играть неинтересно?

— Мне совершенно неинтересно играть тупых и недалеких. Сложных, коварных, даже злодеев — безумно интересно! А если герой положителен на протяжении всей пьесы, если он хороший и прямолинейный — ну что с таким персонажем делать артисту? Значит, надо искать, где он плохой. Если персонаж отрицательный, ищи в нем хоть какие-то положительные качества. Это заповедь Станиславского.

— Ваш сын Михаил Левитин младший собирается ставить на сцене Театра имени Моссовета спектакль «Путешествие с тетушкой» Грэма Грина. Что у вас там за роль?

— Роль авантюристки. Неплохо для моих лет, не правда ли?