Светлана мартынчик личная жизнь дети
Мартынчик Светлана – известная российская современная писательница. Также она известна как художник и автор различных литературных и публицистических произведений, обзоров книг, рецензий. Большинство из них она публикует под псевдонимом Макс Фрай. На ранних этапах своего творчества писала в соавторстве с мужем Игорем Степиным.
Биография писательницы
Мартынчик Светлана родилась в Одессе в 1965 году. В данный момент она официально является гражданкой Украины, имеющей вид на жительство в Литве.
Высшее образование получала в Одесском государственном университете. Она училась на филологическом факультете, но окончить вуз не смогла. В 1993 году переехала на постоянное место жительства в Москву Мартынчик Светлана, а в 2004 году сменила ее на Вильнюс.
Рождение Макса Фрая
Первоначально под псевдонимом Макс Фрай скрывались два автора. Это Мартынчик Светлана и ее супруг Игорь Степин.
Они выпустили несколько популярных повестей, которые составляют серии под названиями “Хроники Ехо”, “Лабиринты Ехо” и, наконец, “Сновидения Ехо”. Всего они написали около 40 повестей. В них от первого лица рассказывается о приключениях обычного молодого человека. Но обычным он кажется только на первый взгляд.
Его жизнь и судьба резко меняются, когда он решает согласиться на странное предложение своего нового знакомого, которого встречает в своих снах. Этот знакомый берет его к себе на службу. Так Макс Фрай становится не только псевдонимом авторов, но и ключевым действующим лицом этих повестей.
Со временем раскрывается загадка того, почему главный герой произведений одновременно является и автором книг.
Писатели признаются, что считают Фрая букетом проектов совершенно разного уровня. Именно они помогают им преобразиться и привлекать все новых читателей к каждому произведению.
Псевдоним Фрая
Светлана Юрьевна Мартынчик вместе с мужем на протяжении определенного периода времени сохраняли определенную анонимность, не раскрывая перед широким кругом читателей информации о том, кто истинный автор книг. Более того, они не появлялись на публике, причем именно как авторы книг, в то же время многие их знали как успешных художников.
На популярном сайте “Физиономии русского Интернета” они сохраняли анонимность не без доли иронии. Вместо портрета под именем Макса Фрая был размещен портрет никому не известного темнокожего человека.
Параллельно в окололитературных кругах ходили шутки о том, что Макс Фрай – это симпатичный гoлyбоглазый негр. В свою очередь, данное утверждение привело к появлению слухов, что на самом деле под этим псевдонимом пишут никому не известные афроамериканцы.
Многие литературоведы, например, Мария Захарова, отмечали, что для автора Макса Фрая всегда была хаpaктерна определенная литературная игра, которая в полной мере проявилась и в выборе псевдонима. Ведь в буквальном переводе с немецкого языка это имя означает “максимально свободный”.
Раскрытие псевдонима
Светлана Мартынчик, биография которой приведена в этой статье, изначально не афишировала свое имя в книгах под авторством Макса Фрая. Хотя внимательные читатели могли заметить, что на книгах стоял знак копирайта Мартынчик и Степина.
Тайна была раскрыта в 2001 году на записи популярной телепередачи “Ночная смена”, ведущим которой был Дмитрий Дибров. Именно там Светлана впервые призналась, кто скрывается за именем культового писателя.
Примерно в тот же период возник конфликт между издательством “Азбука”, где печаталась Светлана Юрьевна Мартынчик книги под псевдонимом. Директор издательства попытался зарегистрировать на свое имя торговую марку “Макс Фрай”. Тогда авторы перестали сотрудничать с этим издательством и перешли к “Амфоре”.
Литературный критик Сергeй Бережной назвал всю историю, связанную с псевдонимом Макса Фрая, одной из самых забавных игр в отечественном литературном мире последних лет.
После того как тайна псевдонима была раскрыта, следующий роман вышел под названием “Энциклопедия мифов”. Он имел подзаголовок “Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа”.
В последнее время под этим псевдонимом пишет только Мартынчик Светлана. Книги выходят регулярно.
Работа с издательством “Амфора”
Работу с “Амфорой” героиня нашей статьи начала в 2000 году. Светлана Мартынчик (псевдоним – Макс Фрай) и в одиночку оказалась весьма плодотворным автором. Она начала не только писать про англичанина сэра Макса, но и создала и целую серию фантастических романов, и даже начала новый литературный проект под названием “Фрам”, который сложился из имени “Фрай” и названия “Амфора”. Он просуществовал 10 лет.
Его главной целью стала популяризация современного русского рассказа. Первые книги были обычными сборниками и антологиями молодых и начинающих авторов. Со временем появились книги, которые специально создавались под этот проект. При этом они были объединены одной темой, а тексты могли пересекаться один с другим. Персонажи кочевали из одного рассказа в другой.
С 2014 года Мартынчик стала сотрудничать с новым издательством – “АСТ”. В нем она продолжила выпускать произведения под псевдонимом Макс Фрай.
Сквозной персонаж
Мартынчик Светлана Юрьевна, биография, творчество которой во многом нашли отражения в ее главном герое Максе Фрае, сегодня хорошо известна и любима многими любителями русской словесности.
Описывая появление этого персонажа в “Предисловии правообладателей”, Мартынчик и Степин утверждали, что Фрай сам пришел к ним со стопкой рукописей, настаивая при этом, что фамилия его пишется именно так, как на этикетке alkohol frei.
Сюжет нескольких циклов писательницы посвящен похождениям сэра Макса. В основном действие происходит в городе Ехо, где он проходит службу в сыскном войске. Это организация, которая занимается контролем за использованием колдовства и магии в соответствии с кодексами и борется с ее помощью с различными преступлениями.
“Хроника Ехо” – так называется следующий цикл повестей Светланы Мартынчик. Личная жизнь писательницы была тесно связана с ее творческой карьерой. Ведь создавать образ Макса Фрая ей помогал ее муж – Игорь Степин. Он был больше известен как художник, тоже уроженец Одессы, художник, один из основателей панк-шансон группы “Клуб Унылых Лиц”.
Произведения
Под псевдонимом Макс Фрай Мартынчик писала о событиях, которые происходили в городке на окраинах Кеттари. Каждая книга из серии “Хроники Ехо” содержала исключительно одну историю из жизни обычных сотрудников тайного сыска, в котором работал Фрай.
Интересный факт, что исследованы эти тексты были не только литературными критиками, но и специальной программой, позволяющей провести лингвистический анализ текста. Она так и называлась – лингвоанализатор “Атрибутор”. Оказалось, что в текстах превалирует чисто женская эмоциональная и речевая основа. Именно она делает образ Макса Фрая таким неординарным и популярным.
“Лабиринт”
Повесть именно с таким названием открывает цикл “Лабиринты Ехо”. При этом существует еще одна версия – “Чужак”. Именно на ней настаивали сами авторы.
Во всем томе семь историй о похождениях сэра Макса. В первой же истории Макс рассказывает о себе читателю. Причем не только о биографии, но и о предстоящем переезде, который многим кажется мистическим. Макс перебирается в магический и загадочный мир Ехо. Так его назвали в честь самого большого мегаполиса этого королевства.
Вместе с начальником тайного сыска по имени Джуффин Халли они начинают расследовать серию подозрительных убийств. Все они произошли в доме соседа Фрая сэра Джуффина. Их жертвой чуть даже не стал его будущий коллега сэр Мелифаро.
Каково же было удивление персонажей романа и читателей, когда оказывается, что чудищем, наводившем страх на всю округу, был обычный энергетический вампир. Одержать над ним верх удается только после установки напротив него зеркала. В нем монстр видит ужасного противника и начинает с ним сражаться. Борьба с собственным отражением ни к чему хорошему не приводит.
“Путешествие в Кеттари”
Именно так называется одна из последних повестей этого цикла, написанных Мартынчик. В ней Макс вместе с сэром Шурфом отправляются в городок Кеттари, который является малой родиной сэра Халли.
В Кеттари они намерены выяснить, почему по дороге в этот городишко пропадают люди. А если кто и возвращается, то душевнобольным.
Приятели отправляются в долгое и опасное путешествие, на протяжении которого сэр Шурф рассказывает о своем прошлом. Когда друзья приплывают в Кеттари, Макс быстро знакомится с местным шерифом Махи Аинтом. Тот ему рассказывает, что его собственных сил хватило только на то, чтобы воссоздать по памяти тот мир, который был до войны.
Макс, удивленный происходящим вокруг, сам невольно принимает участие в создании города в Горах. Вскоре оба тайных сыщика получают задание решить вопросы с призpaком Старшего Министра. Внезапно перед самым отъездом в руках Макса оказывается талисман. Он способен открыть для него путь в Кеттари, если он еще раз захочет когда-нибудь оказаться в этом городе.
Второй том фэнтези-сериала называется “Волонтеры вечности”. В 1997 году в свет вышел третий том под названием “Темная сторона”. Он содержал повести “Тень Гугимагона” и “Простые волшебные вещи”.
Популярность также получили отдельные книги про Макса Фрая. Например, “Идеальный роман”, “Ключ из желтого металла”, “Сказки старого Вильнюса”.
Место жительства Макса Фрая – тоже загадка. То ли это Москва, то ли Питер, а некоторые и вовсе считают его эмигрантом, живущим за рубежом и занимающимся духовными пpaктиками. Упоминание о пpaктиках не случайно, поскольку знание эзотерических традиций неуловимо скользит в большинстве “фраевских” книг.
Книги этого писателя так же неуловимы, как автор. Их трудно отнести к определенному жанру – это не фантастика, не фэнтези и не психология, и в то же время – все это одновременно. Дети находят в этих творениях волшебную сказку, молодежь – мечту, а взрослые, уставшие от работы, – путешествие по прекрасным мирам, из которых не очень хочется возвращаться.
Нам посчастливилось повстречаться с Максом Фраем в Москве и уговорить его побеседовать с нами. Его, или, точнее, – ее. Потому что на самом деле Макс Фрай – это милая женщина Светлана Мартынчик, искренняя, открытая и удивительно обаятельная.
– Светлана, в ваших книгах вы так убедительно вошли в роль Макса, что мы ни на мгновение не заподозрили, что их автор – женщина. Как вам это удалось?
– Это было нетрудно. И вообще мне кажется, общество сильно преувеличивает роль гендерных различий. На мой взгляд, люди разных национальностей, разных поколений, разных профессий, разных знаков Зодиака, а также сенсорики и интуитивы отличаются друг от друга гораздо больше, чем мужчина и женщина одного психологического типа. Мой герой Макс, как и я, – эмоциональный интуитив, в его непредсказуемой жизни нет никакой логики. Мой псевдоним выбран именно благодаря моему герою. Мне хотелось, чтобы имя автора и имя персонажа, от которого ведется рассказ, совпадали.
– Какова реакция ваших читателей на то, что Макс – это Светлана?
– Разная. Порой совершенно непредсказуемая. У некоторых – ужасная. Молодым Максом оказывается, простите, престарелая тетка. То есть идет развенчание мифа, для кого-то очень болезненное. Некоторые самые страстные поклонники моего героя пишут: “Мы хотим, чтобы ты умерла”. Потому что тогда миф может быть в целости и сохранности.
– Миф может поддерживаться и вашей загадочностью. Вы не “светитесь” на телевидении и в газетах…
– Зачем делать то, что считаешь совершенно бессмысленным? Зачем сидеть на каком-нибудь глупом телешоу и отвечать на идиотские вопросы?
Читайте также: Иван панфилов личная жизнь дети– Ваше место жительства – такая же загадка, как имя…
– Последний год я живу в Вильнюсе, и это абсолютно мой город, я его обожаю. До этого одиннадцать лет прожила в Москве, причем без прописки и без регистрации. А родилась я в Одессе.
– Ваши книги трудно отнести к какому-либо жанру, хотя более всего они напоминают жанр фэнтези…
– А зачем вообще нужно все на свете классифицировать и запихивать в ту или иную ячейку? По-моему, это важно только для продавцов, чтобы они знали, на какую полку в магазине ставить ту или другую книжку.
– Светлана, расскажите о вашей семье.
– У меня замечательная ситуация, у меня нет семьи. Человек, с которым я живу, является моим другом, моим коллегой, кем угодно, но о семье у нас и речи нет. Детей у меня тоже нет. Потому что это абсолютно не мое.
– С 1996 года вы, можно сказать, стали признанным писателем. А кем вы были до того? И вообще, кто вы по профессии?
– А никто я по профессии, в том числе и не писатель. В свое время я сбежала с третьего курса филфака и высшего образования так и не получила. А вообще я чем только не занималась! Была художником-оформителем, делала интернет-проекты, год работала “в телевизоре”. В разные периоды жизни меня интересовали разные вещи, и это нормально. С другой стороны, если кто-то выбрал свой путь в юности и всю жизнь ему следовал, то, на мой взгляд, это тоже нормально. Кто-то стремится прожить одну большую жизнь, а кто-то – много маленьких. Главное, понять, к какому типу относитесь вы лично.
– У вас есть любимые писатели?
– Да, конечно. И один из них – Макс Фрай. Кроме шуток. Когда я в “загрузе” или депрессии, то люблю перечитывать свои собственные книги, они сильно поднимают настроение. Иногда я даже удивляюсь, как это я могла так здорово написать.
– Интересно, как вы пишете? Это полет, вдохновение или кропотливая работа?
– Да вы что, какая работа! Конечно же, полет. Я убеждена, что самые лучшие, самые искренние и настоящие вещи получаются именно на этом состоянии полета. Когда я пишу, то почти ничего не исправляю, более того, даже редактор мои книги пpaктически не правит. И это следствие именно вдохновения.
– А если вдохновение в один прекрасный миг исчезнет, то что вы тогда будете делать?
– Пойду в таксисты и буду лучшим водителем своего парка. Я классно вожу машину. Так что прокормить себя, если что, я смогу и без литературы.
– Для вас есть понятие “высокая” и “массовая” литература?
– Да, конечно. Но у меня есть и собственное мнение на этот счет. У нас любят вести разговоры насчет “высокой” литературы, но никто не задается интереснейшим вопросом, как та или иная книжка влияет на душевное состояние читателя. С этой точки зрения многие “ширпотребные” писатели могут оказаться гораздо позитивнее иных классиков. И если та же Донцова поднимает настроение своим читателям, то пусть она существует. Это же здорово.
– Вы лично ее читаете?
– Я – нет. Но я вообще странный человек. Я еще и чипсы не ем. А вообще литература, конечно, здорово влияет на жизнь. Если бы мне в 8 лет попался “Гарри Поттер” и я прочитала бы, что “Смерть для высокоразвитых людей – это не более чем увлекательное приключение”, то я выросла бы, наверное, более радостной и счастливой.
– В большинстве ваших книг отчетливо заметны эзотерические традиции, и, видимо, не случайно. Какими эзотерическими пpaктиками вы занимались?
– Это очень личный вопрос, не имеет смысла говорить о нем, потому что каждый живет только собственным опытом. И то, что подходит одному человеку, может не подойти для других.
Макс Фрай – главный герой популярной книжной серии. Долгое время про автора книг ничего не было известно, но в начале 2000-х годов писатель сам раскрыл себя. А вернее, писательница. В статье рассказывается о ее биографии и литературной карьере.
Светлана Мартынчик, или Макс Фрай
Загадка невидимого виртуального автора трех популярных серий повестей «Лабиринты Эхо», «Сновидения Эхо» и «Хроники Эхо», который не имел пола и скрывался под псевдонимом Макса Фрая, была раскрыта не так давно – в 2000-х годах. Им оказались даже 2 человека – Светлана Юрьевна Мартынчик, писательница, и Игорь Степин, художник и по совместительству ее муж, который на ранних этапах участвовал в написании некоторых произведений.
Псевдоним Макс появился, когда возникла идея о том, что у главного персонажа книги и автора должно быть одно имя. Фамилия Фрай переводится как «освобожден от», «без» (в данном случае получается сочетание «Без Макса»), что весьма красноречиво показывает задумку автора. Интересный замысел оказался весьма популярным, ведь собрал вокруг себя большую аудиторию ценителей творчества этого дуэта.
Уже после раскрытия настоящего имени Светлана рассказывала, что подобная «мистификация» не была каким-то коммерческим ходом, а сугубо личным, внутренним стремлением. И, пожалуй, оказалась права в том, что в таком псевдониме гораздо больше правды, чем в реальных именах и фамилиях, которые свою сущность все равно скрывают за масками.
Детско-юношеские годы
Будущая художница, писательница и руководитель интернет-проектов, украинка по происхождению, родилась в Одессе (тогда еще СССР) 22 февраля 1965 года и прожила значительную часть детства в Германии. Так случилось, что вместе с ее отцом, военным музыкантом, которого отправили туда служить, пришлось переехать и ей.
Читайте также: Людмила павлюченко снайпер личная жизнь дети мужВоспоминания о Берлине, где она прожила до 9 лет, остались самыми теплыми. Благодаря добрым и прогрессивным людям, прекрасному лесу, который окружал их дом, Мартынчик Светлана воспринимала этот город как идеальный. Поэтому так трудно было перестроиться и привыкнуть к другим реалиям, когда она вернулась в Одессу. Родной город 70-80-х годов вспоминался как место культурного и социального застоя, безысходности, где пpaктически невозможно было плодотворно трудиться и творчески развиваться.
Стремления к искусству проявились у Светланы еще в детстве. Причем они были весьма разноплановы. Интерес к литературе проявлялся в том, что дeвoчка была любительницей развлекать родных и гостей страшными сказками собственного сочинения. Сюжеты она брала из множества книг, которые приносила из библиотеки и читала от корки до корки. Поэтому логичным стало решение устроиться работать в библиотеку после окончания школы. В детстве Светлана начинает увлекаться фотографией. Получив свой первый фотоаппарат, который был подарком ее отцу как ветерану Великой Отечественной войны, она открыла для себя возможность визуальной передачи мира. Это стало предвестником самовыражения в изобразительном искусстве.
Высшее образование Мартынчик Светлана не получила. Будучи студенткой филологического факультета Одесского государственного университета, она бросила его на третьем курсе. В это время дeвyшка начинает искать себя как художник. А поиск этот стал возможным после знакомства в 1986 году со своим будущим соседом, другом и впоследствии мужем Игорем Степиным.
Начало творческого пути
Светлана Мартынчик и Игорь Степин стали прекрасным творческим дуэтом. Начали они с необычного – создания пластилинового мира, «Планеты Хомана». Такое увлечение пришло еще из детства Игоря и настолько увлекло пару, что им удалось создать не только самих игрушечных человечков, строения, но и их культуру, описать историю, мифы и даже календарь этих персонажей. Многолетняя работа принесла свои плоды. Она была представлена сначала на выставке в Москве под названием «Народ Хо», затем в Германии и США как проект «Мир Хомана» и, наконец, была описана в «Гнездах химер» самого же Макса Фрая.
Все это время пара активно копит на собственную квартиру, участвует во многих выставках, продает свои работы за границей. В 2004 году они переехали в Вильнюс, где и проживают сейчас. «Судьба не дypa, зря людей сводить не станет», – слова Макса Фрая, которые как нельзя лучше описывают этот продуктивный творческий и семейный союз.
Макс Фрай и литературная деятельность
До того как появился этот персонаж, Макс Фрай, Светлана Мартынчик не задумывалась о карьере писательницы. Вместе с мужем, создавая вымышленные миры, они придумывали и историю к ним, а по вечерам рассказывали их друг другу. Таким образом, в 1995 году была создана история о приключениях сэра Макса в Соединенном Королевстве со столицей под названием Эхо. Похождения героя и стала описывать Светлана, а ее произведения собрали в себе лучшие признаки пародии, детектива и фэнтези.
Уже в следующем году издательством «Азбука» начали выдаваться одна за другой повести автора Макса Фрая из цикла «Лабиринты Эхо»: «Простые волшебные вести», «Наваждения», «Волонтеры вечности», «Болтливый мертвец» и другие. Главным этот герой является также в произведениях под названием «Гнезда химер», «Мой Рагнарек», действия которых происходят в мире Хомана.
Более поздними стали серии «Сновидения Эхо» и «Хроники Эхо». Все эти произведения становились все более популярными среди читателей, а сама фигура таинственного Макса Фрая только разогревала интерес и привлекала внимание. Однако раскрытие настоящего авторства стало не за горами с появлением в 2002 году «Энциклопедии мифов» и «Подлинной истории Макса Фрая, автора и персонажа» в ней.
Причиной такого разоблачения стал конфликт Светланы Мартынчик с директором «Азбуки», который хотел сделать имя персонажа названием торговой марки и выпускать под ним массовые произведения других авторов. Несогласие с этим привело к тому, что следующие истории Светланы стали публиковаться в издательстве «Амфора».
Другие произведения и их особенности
Мартынчик Светлана после перехода к издательству «Амфора» произвела в литературный свет более 20 книг, среди которых «Кофейная книга», «Чайная книга», «Русские инородные сказки». Вместе с предыдущими произведениями они способны быть самостоятельными историями, с которых читатель может начать знакомство. Сочетание разных направлений и жанров – фантастические, героические повести, постмодернистская игра, юмористические и мистические рассказы – все это также сочетает мужественность поступков персонажа с легкостью и мягкостью изложения.
Светлана является автором и других произведений, таких как «Идеальный роман» (1999), «Книга одиночества», «Сказки и истории» (2004). Какими бы ни были они – индивидуальными или в соавторстве, женщина никогда не приписывала их только себе. Это касается и Макса Фрая – она считает его результатом общей работы с Игорем Степиным, который не только принимал участие в иллюстрировании книг, но и значился вместе со Светланой в качестве копирайтера.
Литературные заслуги
Мартынчик Светлана – разносторонне развитая личность. Ведь она успела стать публицистом, прозаиком, куратором книжных серий в издательстве, ведущим на радио, художником и фотографом. За это время удостоилась нескольких наград, например премии журнала «Мир фантастики» за «Хроники Эхо» (2005), в номинации за лучший мужской образ получила «Серебряную стрелу» в 2008 г.
Сама о себе говорит, что обожает природу (и растения, и животных), путешествия по городам мира и хорошую обувь.
Сама Светлана Мартынчик, биография и ее творчество стали уникальным симбиозом, создавшим хоть и вымышленную, но интригующую и уникальную историю, захватывающую все большее количество читателей.