Биографии    


Актриса канаева татьяна личная жизнь

 Актриса канаева татьяна личная жизнь

Если вам приходилось бывать в Московском ТЮЗе, то непременно запомнилась игра Заслуженной артистки РСФСР Татьяны Канаевой. Возможно, вы помните даже кинофильм «Это мы не проходили», в котором актриса исполняла главную роль. Ее живая, искренняя, правдивая игра в разноплановых ролях никого не оставляла равнодушным. А начинала Татьяна Канаева в городе Дзержинске.

Она с родителями и сестрой жила в одном из баpaков за восьмой школой, что была «на 13-ом». В этой восьмилетке и училась Татьяна – дeвoчка живая, любившая гримасничать, в то же время очень ласковая. Отец в ней души не чаял, часто гладил по головке, приговаривая: «артисточка ты моя». Эти его слова глубоко запали в душу Татьяны. Как и первый театральный спектакль, увиденный ею в семь лет. Однажды с отцом она поехала в рабочий клуб на спектакль о Зое Космодемьянской. Девочка была потрясена перевоплощением артистов на сцене, их игрой и содержанием пьесы. Это и стало причиной выбора кружка в Доме пионеров, куда она записалась со школьными подругами.

А драмкружок вела известная в городе актриса местного театра Евдокия Белянкина. Ее наставления и были первыми уроками театрального искусства. Именно искусства, а не кривляния перед сверстниками, собиравшимися в школьном зале посмотреть на причудливых девчонок. С каждым новым занятием в драмкружке у Татьяны укреплялось стремление стать актрисой. Это сразу же заметила звезда дзержинской театральной сцены Нина Конакова, которая давала уроки мастерства в детском драмкружке. Разглядела Нина Александровна не только склонность, но и способность Татьяны легко вживаться в роли героев пьес. Потому и посоветовала поступать после восьмилетки в театральное училище. Но приемная комиссия сказала, что еще мала, чтобы приезжала через год. А поскольку в городских школах мест не было, пришлось в девятый класс ездить на поселок Свердлова в первую школу.

В 1965 году вновь поехала поступать в Горьковское театральное училище. И без труда прошла, хотя конкурс был огромный. Училась у «дяди Коли», как ласково называли руководителя курса Николая Селивестровича Хлибко его ученики. Это была легендарная личность: будучи студентом Ленинградского театрального института, добровольцем ушел на войну, был тяжело ранен. После войны играл в театре миниатюр у А. Райкина, затем работал ведущим актером в Ташкенте и в Горьковском драматическом театре. Как рассказывает Татьяна Канаева, у студентов театрального училища была возможность хоть каждый день ходить в театр, наблюдать за актерами, учиться у них многому. Иногда они участвовали в массовках, а Татьяне однажды доверили небольшую роль в спектакле «Ричард III», которого играл неповторимый Владимир Самойлов. В этом спектакле король-злодей сватается к юной принцессе Елизавете (Канаевой), а в минутной сцене гонца в том спектакле появлялся А. Панкратов-Черный. Приходилось Канаевой быть на сцене и с Владимиром Вихровым, Эрой Сусловой, Вацловым Дворжецким, с другими ведущими актерами Горьковского драматического театра. В 1968 году студенты курса Н.С. Хлибко давали дипломный спектакль «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Играла в нем, естественно, и Т. Канаева.

А затем началась профессиональная работа, сначала в Горьковском ТЮЗе. Недолго, правда. Обаятельную, хаpaктерную актрису пригласили в город Ростов, в знаменитый ТЮЗ, известный в театральных кругах на всю страну. И с первых же спектаклей Татьяна Канаева заявила о себе как талантливая актриса. Она играла в спектакле по пьесе Е.Шварца «Два клена», в спектакле «Город на заре». Но наибольший резонанс вызвало ее исполнение главной роли в пьесе А. Алексина «Мой брат играет на кларнете». Одна из работниц театральной службы признавалась, что Татьяна Канаева окончательно покорила ее «силой непосредственности, живой чистоты, настоящей правдой искусства. От премьеры к премьере крепнет, все ярче расцветает ее талант». В рецензии на спектакль ведущая ростовская газета отмечала, что «актриса Т.Канаева, обладающая редким амплуа травести, создает убедительный образ за счет обаяния, природной органичности и глубокого проникновения в психологию детского хаpaктера». О талантливой игре Т. Канаевой в пьесе А. Милан «Винни Пух и его друзья» подробно рассказывалось в журнале «Рампа и жизнь». Кто хорошо знал Т. Канаеву, истоки этого таланта видел в ее человечности. «Я просто счастлива, – говорила она в свой ростовский период работы, – что имею возможность сказать людям о самом главном – радости жизни». И это хорошо чувствовалось в игре актрисы. В частности, в спектакле «Жизнь Сент-Экзюпери», где «ее маленький принц был трепетным нервом спектакля, его камертоном», как отмечала в праздничном номере 8 марта 1972 года общесоюзная газета «Советская культура». За этот спектакль Татьяна стала лауреатом смотра творческой молодежи. Ее исполнение принца Дэлихьяра в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество» стало новой большой удачей, после которой известный театральный критик Ю.Немиров актрису Т. Канаеву называл не иначе как мастером.

Как ни хорош был Ростовский театр, но столичные подмостки привлекали больше. Канаевой пробиваться в Москву не потребовалось, ее пригласили. Тоже в ТЮЗ и тоже для исполнения героев молодежных пьес. Играть в них совсем непросто. Юношеский максимализм не терпит сюсюканья и фальши. К тому же столичная сцена быстро отвергает бесталанных, требует большей ответственности и определенных жертв. Т. Канаевой пришлось, например, снимать в Москве жилье. Одной из первых ее работ была знакомая уже главная роль в пьесе Е.Шварца «Красная шапочка». Удачными были и все другие спектакли. А вскоре Татьяне Канаевой предложили одну из главных ролей в фильме «Это мы не проходили». На съемочной площадке Татьяна встретилась с очень популярными Т. Пельтцер, Л. Овчинниковой, Р. Ткачуком и Е. Вестником. На экраны картина вышла в 1976 году и имела большой успех. Во многом благодаря искренней игре Татьяны Канаевой. Ее героиня – школьница Мила – оказалась похожей на тысячи других школьниц страны. Поверили в созданный Канаевой образ Милы и юноши, не лишенные романтики первой любви.

Читайте также:  Актриса елена яковлева личная жизнь фото

На другой съемочной площадке в 1975 году у молодой киноактрисы произошла встреча с Петром Вельяминовым. Хотя они оба были заняты в эпизодических ролях, их игра придала картине своеобразный «привкус». А в следующем фильме – «Вторая попытка Виктора Крохина», Татьяна Канаева снималась вместе с Людмилой Гурченко, Николаем Рыбниковым и Олегом Борисовым. Этот фильм рассказывает о трудной судьбе известного боксера. Наша землячка исполняла в нем роль любящей невесты боксера. Многие мужчины позавидовали бы такой теплой любви, которая в фильме помогает лучше понять и самого главного героя.

Совершенно иной по сюжету (о молодых ученых) в 1978 году была снята картина «Сегодня или никогда», в котором Татьяна Канаева сыграла обаятельную лаборантку Тасеньку. А в фильме «Сицилийская защита» (1980 г.) Артистка играла супругу генерала, в то же время выступала в необычной роли лейтенанта милиции. В этом остросюжетном детективном фильме на съемочной площадке Т. Канаева вновь встретилась с лучшими актерами советского кино: Павлом Кадочниковым, Александром Абдуловым, Ларисой Шагаловой, Александром Пашутиным.

Фильм «Сицилийская защита» имел большой успех у зрителей. Вскоре после выхода его на экраны кинотеатров Татьяне Александровне Канаевой было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР (1981 г.), что свидетельствовало не только о зрительском признании ее таланта, но и о высокой официальной оценке ее актерского мастерства. Это имело и большое пpaктическое значение для жизни Канаевой. Наконец-то ей дали отдельную квартиру.

В том же 1981 году Татьяна Канаева была задействована в драматическом фильме «Ночь на четвертом круге». В 1988 году она снялась на узбекской киностудии в фильме «Дикарь», а на следующий год у режиссера Киры Муратовой в двухсерийной картине «Астенический синдром». В номинации «Лучший игровой фильм» он был удостоен двух премий «Ника». И хотя Татьяна Канаева играла в нем эпизодическую роль старшеклассницы, ее вклад в присуждение премии был несомненен, ведь невыразительных актеров в свои фильмы Кира Ге opгиевна не приглашала. В том же году Т. Канаеву позвали сниматься еще в одном, на этот раз в телевизионном фильме «Не сошлись хаpaктерами», вошедшем в золотую коллекцию отечественных кино. В этой семейно-бытовой драме Татьяна играла подругу главной героини (Ирина Мирошниченко) фильма, попавшую в весьма затруднительное положение. Снималась Т. Канаева и в трудные девяностые годы, правда, в эпизодических ролях фильмов «По Таганке ходят танки», «В той стране», а в 2015 году была занята в одной из главных ролей кинофильма «Радость», снятом по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова.

Имея звонкий, в то же время мягкий, пленительный юношеский голос, актриса озвучивала и дублировала многие фильмы. Еще в 1975 году в культовом двухсерийном музыкальном телевизионном фильме «Золотой ключик» ее голосом пел Буратино. В 1987 году в двухсерийном музыкальном фильме «Питер Пэн» Т. Канаева озвучивала роль главного героя. А всего было более пятидесяти озвученных ею фильмов: «Доктор Живаго», «Полицейская академия», «Годзилла»…

Как и в кино, Т. Канаева на сцене театра – это трогательная дeвyшка или взрослая женщина из жизни, каких много вокруг. Но ведь не каждой из них поверишь, не за каждой пойдешь. Героини Канаевой сразу подкупают ненавязчивой силой, правдой и добротой. Выпадает из памяти содержание пьес, но голос Т. Канаевой, образ, сыгранный ею, не забудешь. Он стоит перед глазами даже через много лет после просмотра спектакля. Это ли не талант? А когда от ее реплик не можешь удержаться от смеха, когда от некоторых ее монологов или от многоговорящего молчания на сцене у зрителей захватывает дух, ком подступает к горлу – это что?

Некоторые неверно думают, что ТЮЗ – театр только для молодых людей, что ставятся там предназначенные только для них вещи, какие и играла Т. Канаева. Не всегда так. Эта актриса успешно играла как детские, юношеские роли, так и для взрослой публики. Разве пьеса А.М. Горького «Последние» только для юношества? По масштабности проблематики и глубине конфликта она всегда считалась одной из самых главных в российском взрослом репертуаре. Татьяна Канаева исполняла одну из ключевых ролей в «Последних» – дeвyшки Веры. И замечательно исполняла. Неспроста главный режиссер театра им. Ленсовета Павел Хомский в 1980 году в спектакль по пьесе А. Штейна «Черный гардемарин» на роль Алиски – главную роль – пригласил Т. Канаеву. И публика осталась довольная этим выбором.

Во многих спектаклях сыграла Татьяна Александровна Канаева, в смешных и грустных, для детей и взрослых. Иногда приходится слышать, что ее выступления сродни игре Н. Румянцевой. Считаю, что это не так. У Татьяны Александровны своя удивительная игра, свои неповторимые образы в трагедийных и в комедийных фильмах и спектаклях. Например, потрясающее исполнение главной роли – Нины в спектакле по пьесе Дины Рубиной «Когда же пойдет снег?» Не случайно же появилась и телевизионная версия этого спектакля. И по радио она звучала не раз, в двухтысячных годах тоже.

Я смотрю на театральные фотографии Т. Канаевой, вспоминаю середину 60-х годов, и словно сейчас вижу, как по улице Грибоедова в сторону вокзала спешит невысокая миленькая дeвyшка. Танечка, как ее знавшие звали. Запомнилось все: ее внимательные глаза, очаровательная улыбка, спокойный, чистый голос. И вот эта наша дзержинская дeвoчка стала Актрисой с большой буквы. Со своим родным МТЮЗом она гастролирует сегодня по стране. И не теряет надежды, что приедет и в город, где начиналась ее замечательная карьера.

Автор: Вячеслав САФРОНОВ,

фото: архив Т.А. Канаевой

№103 (март 2018)

https://svetsky.com/magazines/103/ 

Творческая биография замечательной актрисы Киры Канаевой началась очень удачно. После премьеры драмы «Кавалер Золотой Звезды» она стала едва ли не самым молодым лауреатом Сталинской премии I степени. Казалось, дeвyшку ждут самые высокие вершины в кинематографе, но режиссеры как будто забыли о ней, о её таланте и яркой индивидуальности…

Кира Канаева

Читайте также:  Актриса мария порошина личная жизнь фото

О судьбе Киры Константиновны непозволительно мало информации. Она появилась на свет 9 июля 1927 года в городе Москве. Когда началась Великая Отечественная война наравне со взрослыми рыла окопы, перевязывала раненных в госпитале, ухаживала за больными.

Как многие советские дeвyшки мечтала о сцене, и несмотря на послевоенную разруху в стране поступила в Театральное училище им. Б. Щукина. В 1949-м году Канаеву приняли в коллектив Московского Театра Сатиры, которым руководил Б.Ф. Горбатов. Молодую актрису сразу ввели в репертуар, и доверяли играть разноплановых героинь. Например, в спектакле «Женихи» сыграла Мадинат, а в постановке «Личная жизнь» – Екатерину Круглову.

кадр из фильма «Кавалер Золотой Звезды», Сергeй Бондарчук и Кира Канаева

В 1950-м году Юлий Райзман утвердил Киру Канаеву на главную роль в историческом фильме «Кавалер Золотой Звезды». В картине также принимали участие Сергeй Бондарчук, Борис Чирков, Николай Гриценко, Иван Переверзев, Тамара Носова и др.

После премьеры Канаева проснулась знаменитой, зрителям полюбилась её героиня Ирина Любашевская – яркая, энергичная, красивая. За эту роль Кира Константиновна была удостоена Государственной (Сталинской) премии первой степени в 1952-м году. Вот только почему режиссеры не приглашали талантливую актрису на съемочную площадку, понять сложно.

В конце 1953-м года на экраны вышел фильм-спектакль Московского театра Сатиры по пьесе Н. Дьяконова «Свадьба с приданым». Главных героев сыграли Вера Васильева и Владимир Ушаков, а Кире Канаевой досталась роль второго плана. Но несмотря на это, зрители запомнили веселую кареглазую Галину (сестру гл. героини Ольги).

кадр из фильма «Свадьба с приданым», Вера Васильева и Кира Канаева

К сожалению, больше актрисе не предлагали интересные роли, последний раз сыграла небольшой эпизод в драме «Любушка» (1961 год). Ставшей невостребованной в расцвете творческих сил, Кира Константиновна не опустила руки, продолжала работать в театре, занялась педагогической деятельностью. Также написала книгу «Мера всех вещей», в которой размышляет о человеческих и духовных ценностях, взаимоотношениях, высокой культуре и интеллигентности, в какой мере мы ответственны за окружающий мир и самого себя, пишет о собственных жизненных наблюдениях. Книга издана в 1983-м году.

О личном и сокровенном

Кира Константиновна охотно делилась своим мастерством, опытом, знаниями, но тщательно скрывала личную жизнь и совсем не вспоминала о первой любви. На съемках картины «Кавалер Золотой Звезды» она очень понравилась Сергею Бондарчуку, но режиссер Юлий Райзман попросил именитого красавца «не трогать» молодую актрису. Слишком уж Кира была наивной, а Бондарчук уже тогда славился влюбчивостью и легкомысленным поведением.

От этого красавца режиссер её уберег, а вот от Ивана Переверзева не смог. В 1956-м году актер закрутил роман сразу с двумя советскими красавицами Аллой Ларионовой и Кирой Канаевой. Наверное, таким способом хотел забыть бывшую супругу Надежду Чередниченко, которая устала от его измен, пьянства и ушла к другому мужчине.

Иван Переверзев в фильме «Первая перчатка»,1947 год

Алла и Кира надеялись обрести счастье с ловеласом, вот только он никак не мог определиться: с кем же остаться? А думать надо было, ведь обе женщины ждали от него ребенка. Будучи на восьмом месяце беременности Алла Дмитриевна совершенно случайно узнала, что её благоверный женился, и буквально на днях. Оскорбленная и униженная она собрала вещи, и больше не хотела видеть Переверзева. Мы знаем, что вскоре актриса вышла замуж за Николая Рыбникова, родила дочь Алену, которую супруг любил как родную.

А что же Кира Канаева? По некоторым данным, она родила мальчика (пpaктически в то же время, что и Ларионова), и в скором времени сама бросила Переверзева. Ей тоже надоели загулы и измены любвеобильного красавца.

Кира Канаева (фото из свободного доступа в интернете)

Немного позже актриса познакомилась с киноведом и философом Валентином Толстых. Этот человек подарил Кире Константиновне долгожданное счастье и любовь, окружил вниманием и заботой.

В последние годы актриса часто болела, но поддерживала отношения с подругами, перезванивалась с друзьями, коллегами. 6 июля 2016 года Кира Канаева ушла из жизни, похоронена в Москве, но на каком кладбище неизвестно.

Уважаемые читатели, если у вас есть дополнительные сведения о Кире Канаевой пишите, пожалуйста, в комментариях. Заранее вам благодарны!

Если статья для вас была интересной:

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Огромное спасибо всем, кто уже подписался!

И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники.

Если упрощённо, то амплуа травести — это способность артиста перевоплощаться на сцене в персонажа другого пола. На самом деле, оно многогранно: это и оперные певицы, исполняющие мужские партии; и актёры-мужчины, играющие женские роли. Самым, пожалуй, известным артистом в этом амплуа был «всесоюзная Баба Яга» Ге opгий Милляр.

Однако чаще всего в театре (и значительно реже — в кино) прибегали к помощи женщин, когда нужно было сыграть ребёнка (дeвoчку или мальчика). Если в кино с детьми ведется постоянная работа в несколько дублей, чтобы добиться нужного результата, то отыграть, не отвлекаясь, многочасовой спектакль для юных созданий часто было непосильной задачей.

Причем, совершенно не означало, что в жизни эти актрисы также были похожи на ребенка. Они имели множество поклонников и, конечно, были способны играть и другие роли. На мировой сцене актрисами этого амплуа являлись Сара Бернар и Джульетта Мазина. Многие известные советские актрисы также начинали как травести. Однако их актёрские судьбы не всегда складывались одинаково удачно.

Читайте также:  Екатерина рябова актриса личная жизнь муж

Мария Виноградова и Валентина Сперантова

Надежда Румянцева, рост 151 см

Первыми ролями Надежды были 10-летние дeвoчки и мальчики на сцене Центрального детского театра. Однако она понимала, что не хочет на всю жизнь «застрять в теремке». Окончив ВГИК с красным дипломом, в кино Румянцева также начинала с ролей детей, но все-таки смогла перешагнуть через закрепившееся за ней амплуа травести.

В конце 60-х Надежда, находясь на пике популярности, пожертвовала своей карьерой ради мужа-дипломата Вилли Хштояна и отправилась с ним за границу.

Надежда Румянцева в фильмах «Звездный мальчик» (1957) и «Легкая жизнь» (1964)

Мария Баpaбанова, рост 156 см

С детства Мария была непоседливой дeвoчкой и всегда хотела быть актрисой. В 16 лет она решила, что имеет уже достаточный актерский опыт в самодеятельности, чтобы работать в театре. Ленинградский ТЮЗ, как ни странно, принял этот вывоз и дeвyшка сразу начала играть на его сцене.

Образование она получила несколько позже, когда стала сниматься в кино. В 30 лет она исполнила сразу две главных мужских роли в фильме «Принц и нищий» (1942). Многие помнят Марию и как одного из лучших Котов в сапогах.Дети её просто обожали, а вот со взрослыми принципиальная Баpaбанова часто конфликтовала. После войны она вступила в партию и настолько увлеклась этой деятельностью, что пpaктически забыла о кино и театре.

Когда повзрослевшая Мария все-таки вернулась в профессию, стало понятно, что как актриса-травести она уже выступать не может — время ушло. Зато она сыграла массу сказочных персонажей и по праву считается одной из Королев эпизода советского кино.

Мария Баpaбанова в фильмах «Принц и нищий» (1942) и «Гамлет Щигровского уезда» (1975)

Татьяна Канаева

Татьяна также была в детстве очень бойкой дeвoчкой, любившей погримасничать. Отец, который души в ней не чаял, называл её «артисточкой». Чем, скорее всего, предопределил её дальнейшую судьбу.

Канаева выходила на сцену Театра юного зрителя сначала в Горьком, где окончила театральное училище, потом в Ростове и в Москве. В кино она появилась впервые в 27 лет, сыграв сразу главную роль школьницы Милы Ходзицкой в фильме «Это мы не проходили…».

Кроме того, Татьяна занималась дубляжом. Её звонким голосом поет Буратино, говорят герои советских мультфильмов, Питер Пэн или, например, юная Кирстен Данст в «Интервью с вампиром».

Татьяна Канаева на театральной сцене и в фильме «По Таганке ходят танки» (1991)

Подробнее о Татьяне Канаевой в статье Вячеслава Сафронова

Татьяна Аксюта, рост 150 см

Татьяну Аксюту называют «вечной дeвoчкой». Зрителям она запомнилась по главным ролям в фильмах «Сказка стрaнcтвий» и «Вам и не снилось» (где она сыграла школьницу, когда самой было 24 года). Однако Татьяна никогда не считала себя киноактрисой, называя свою популярность «просто случайностью».

Выйти за амплуа травести Татьяне удалось в Российском академическом молодежном театре, где она проработала до 2002 года. Ныне Аксюта преподает актерское мастерство и давно не снимается.

Татьяна Аксюта на театральной сцене и в фильме «Вам и не снилось» (1980)

Алиса Фрейндлих, рост 153 см

Удивительно, но одна из самых женственных советских актрис также начинала с ролей маленьких мальчиков и девочек. Алиса Бруновна сыграла Малыша в спектакле Театра имени Ленсовета «Малыш и Карлсон», когда ей было за 30 и она сама уже была матерью.

Её второй муж режиссер Игорь Владимиров смог раскрыть драматический талант актрисы.

Алиса Фрейндлих

Мария Виноградова

В студенчестве Марию звали «Мухой» за темперамент и миниатюрность. Она вечно была в движении и играла на сцене юных созданий до сорока лет. Её карьера в кино началась в 1940 году в фильме «Сибиряки» — тогда ей было 18 лет и она играла ученицу 6 класса. Повзрослев, Виноградова сыграла множество эпизодических ролей, а также озвучила массу персонажей в советских мультфильмах, её иногда называют «голосом детства».

Мария Виноградова

Несмотря на то, что роли Марии знают пpaктически все, звания Народной артистки она так и не получила, её в шутку коллеги иногда называли «самой народной незаслуженной артисткой».

Валентина Сперантова, рост 152 см

А вот Валентина Сперантова была одной из немногих актрис-травести, кто получил звание Народной артистки. Кроме нее его дали еще Лидии Князевой (о которой — ниже). Её называли «всесоюзной бабушкой», однако карьера Валентины началась задолго до того, как она достигла этого возраста.

У её родителей было девять детей, включая неё и все они участвовали в домашних представлениях.

Валентина Сперантова на сцене и в фильме «Большая перемена» (1973)

Однажды юную Валю заметил один артист и посоветовал ехать в Москву поступать в театральный. Её путь к мечте был нелегким, однако все сложилось. Сперантову в театре называли «вечным мальчиком», которых она играла пpaктически до 50 лет. Однако время есть время… С трудом, но актрисе пришлось перейти на роли возрастных персонажей, благодаря которым её и запомнил кинозритель.

Лидия Князева, рост 145 см

Лидия Князева

Лидия Князева — актриса трагической судьбы. Она была первой женой Ролана Быкова, с которым они вместе выступали на сцене Московского ТЮЗа и снимались в кино. Артистичной Князева была с детства, однако в юном возрасте пережила сильнейший стресс, после которого пpaктически перестала расти — в деревне за ней погнался бычок и буквально прижал рогами к стене.

Конечно, все роли мальчиков и девочек на сцене ТЮЗа доставались ей, но после смены руководства ей пришлось уйти. Князева реализовалась также как преподаватель в ГИТИСе, воспитав целую плеяду современных актеров.