Биографии    


Шнитке биография личная жизнь

 Шнитке биография личная жизнь

Биография

Альфред Шнитке – советский и российский композитор, педагог и музыковед, творчество которого оставило большой след в искусстве. Его творения активно пропагандируют современные исполнители. Альфред Гарриевич гастролировал по Европе, будучи в числе немногих советских авторов, чьи произведения оказывались одинаково востребованными на родине и за рубежом. Талант, уникальный стиль, яркая индивидуальность делали сочинения Шнитке неповторимыми.

Детство и юность

Альфред Шнитке родился в городе Энгельсе 24 ноября 1934 года. Его родители были поволжскими немцами и имели еврейские корни. Родным городом отца мальчика был Франкфурт-на-Майне. Мать родилась в деревне Каменке. Родственники отца жили в столице, и это оказалось спасением, когда началась Вторая мировая война.

Альфред Шнитке

В семье Шнитке воспитывались трое детей: у Альфреда были младший брат и сестра. Вместе они пережидали военное время в Москве у бабушки. Благодаря родителям дети знали немецкий язык, и он был для них родным. Русский оказался вторичным.

С 11 лет Шнитке увлекался музыкой. Когда после войны его отец получил назначение в Вену, Альфред переехал туда с семьей. Мужчина работал корреспондентом и переводчиком для газеты «Österreichische Zeitung». В Австрии с 1946 года юноша получал музыкальное образование, а когда спустя 2 года семья вернулась в Советский Союз, продолжал занятия уже в Москве. Родители устроились работать в газету, а Альфред стал изучать музыку.

Альфред Шнитке в детстве

В 1958 году он получил диплом Московской консерватории по классу композиции, а позднее завершил обучение в аспирантуре. С 1961 года Шнитке стал преподавать чтение партитур и инструментовку в родной Московской консерватории, хотя учеников у него было немного.

В этот же период музыкант вступил в Союз композиторов. Чтобы заработать на жизнь, Альфред стал сочинять музыку для кинематографа. Педагогическую деятельность он не оставлял вплоть до 1972 года. Объем произведений, созданных для фильмов, непреклонно рос каждый год.

Музыка

Главным лейтмотивом всех произведений Альфреда Шнитке являются человек и его сущность. Переживания, испытываемые героем, личностные поиски, страсти и эмоции становятся заглавной темой композиций автора. В его музыке невероятным образом образуется симбиоз трагического и комического.

Композитор Альфред Шнитке

Маэстро оказался создателем термина «полистилистика», предполагающего совмещение разных эстетик. В 1972 году он написал первый балет «Лабиринты». В том же году в память о любимой матери композитор создал фортепианный квинтет, сформировавшийся впоследствии в «Реквием».

Шнитке был в числе композиторов, работавших с методом алеаторики, который позволяет исполнителям получить больший простор для импровизации. Показательным примером в этом случае оказалась созданная в 1974 году «Первая симфония». Впервые ее исполнил дирижер Геннадий Рождественский. Музыка такого рода считалась радикальной, поэтому, несмотря на наличие всех разрешений и допусков, филармонии Москвы и Петербурга не решились представить ее публике. Премьера состоялась в Нижнем Новгороде.

Композиция Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле»

Творчество Шнитке не имело жанровых или стилистических ограничений. В 1977 году «Concerto Grosso №1» принес популярность своему создателю. Его имя стало известным широкой публике. Любимым композитором автора был Иоганн Себастьян Бах. Создавая произведения, Шнитке вдохновлялся исполнительской манерой Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Анатолия Кремера.

Его увлекала полистилистика, вдохновляла народная духовная песня. Благодаря этому появился «Der Sonnengesang des Franz von Assisi». Позднее публика услышала «Вторую симфонию», за ней последовали еще 2. В том же 1977-м Шнитке пригласили в Парижскую оперу. В сотворчестве с художником Давидом Боровским и режиссером Юрием Любимовым маэстро создавал постановку «Пиковая дама» по произведению Петра Ильича Чайковского. Пушкинские цитаты и обновленное либретто сочетались со свежим взглядом на литературную основу.

Альфред Шнитке в театре

Из-за скандальной статьи Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, Любимова не выпустили из Советского Союза для проведения генеральной репетиции. Премьера была сорвана. Руководство Парижской оперы отказалось от постановки. Воплотить художественный замысел создателей удалось в 1990 году в Карлсруэ. Позднее, в 1993-м, постановку осуществили в Бостоне, и только в 1997-м ее удалось увидеть московской публике.

1980-е стали периодом повсеместного успеха и признания для Шнитке. В 1983-м свет увидела кантата «История доктора Иоганна Фауста». Композитор не побоялся воплотить идею, которая смущала самого Иоганна Гёте. На написание произведения ушло почти 11 лет. В 1986 году вышел «Концерт №1 для виолончели с оркестром», а годом позже «Пятая симфония» и «Concerto Grosso №4». В период с 1984 по 1987 годы Шнитке сочинил «Три хора православным молитвам», «Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци», «Стихи покаянные».

Мелодия Альфреда Шнитке «Полет» из кинофильма «Сказка стрaнcтвий»

Наследие, оставленное Шнитке потомкам, насчитывает балеты и оперы, более 20 концертов, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, струнные квартеты, музыкальное сопровождение для кинокартин и спектаклей, вокальные и камерные сочинения. Композиции «Полет», «Вальс-раздолье» звучат в кинокартине «Сказка стрaнcтвий». Произведение «Экипаж» написано для одноименной ленты. В фильме «Синдром Петрушки» использована мелодия «Танго в cyмacшедшем доме».

Композитору присудили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и удостоили многочисленных наград, среди которых была и Госпремия за музыку к кинокартинам, преподнесенная в 1986 году.

Сюита Альфреда Шнитке из кинофильма «Экипаж»

Мультикультурный автор также был отмечен Государственной австрийской премией, врученной в 1991 году, и Императорской премией Японии, которую ему преподнесли годом позже. Шнитке работал по заказу Амстердамской и Гамбургской опер, был члeном Шведской королевской музыкальной академии.

В 1992-м опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» была презентована публике в Амстердаме. Спустя 3 года «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фаустена» вышли в Вене и Гамбурге.

Личная жизнь

Биография знаменитого композитора не была бы полной без упоминания о личной жизни. Шнитке был женат дважды. Первым бpaком маэстро сочетался с Галиной Кольцовой. Союз просуществовал непродолжительный период и закончился разводом.

Альфред Шнитке и его жена Ирина

Второй женой музыканта стала его студентка Ирина Катаева. В семье родился сын, которого назвали Андреем. Шнитке жил с избранницей в атмосфере любви и заботы и был неразлучен с ней до последних дней.

Смерть

1985 год оказался для Альфреда Шнитке роковым. Композитор перенес сразу несколько инсультов. Здоровье пошатнулось, и слабость постоянно одолевала мужчину. Несмотря на это, он не опускал руки и продолжал работать. В 1990-м семья переехала в Гамбург, где Шнитке стал преподавателем в Гамбургской высшей школе музыки.

Могила Альфреда Шнитке

Очередной инсульт, настигший музыканта, стал причиной его cмepти. 3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался. Он нашел последний приют на Новодевичьем кладбище в Москве.

На память поклонникам остались интервью, в которых композитор делится историями из биографии и интересными фактами о себе, его фото и бесcмepтная музыка.

Произведения

  • 1957 – «Симфония «нулевая» в 4 частях»
  • 1963 – «Соната для скрипки и фортепиано № 1»
  • 1965-1972 – «Сюита в старинном стиле»
  • 1966 – «Струнный квартет № 1»
  • 1971 – «Лабиринты». Балет в 5 эпизодах.
  • 1972 – «Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона»
  • 1986 – «Пер Гюнт». Балет в 3 актах с эпилогом.
  • 1991 – «Жизнь с идиотом». Опера в 2 актах.
  • 1993 – «Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях»

Альфред Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке. Родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе – умер 3 августа 1998 года в Гамбурге (ФРГ). Советский и немецкий композитор, педагог, музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986) и Государственной премии РФ (1995).

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе в Республике немцев Поволжья (ныне Саратовская область России) в еврейско-немецкой семье.

Читайте также:  Биография отца жанны фриске личная жизнь

Отец – Гарри Викторович Шнитке (1914-1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву, а в 1930 году – в Покровск (так назывался Энгельс до 1931 года), где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях. Его рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик».

Мать – Мария Иосифовна Фогель (1910-1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка. Она работала учительницей немецкого языка.

Младший брат – Виктор Гарриевич Шнитке (1937-1994), немецкий советский поэт, прозаик и переводчик.

Младшая сестра – Ирина Гарриевна.

Дедушка по отцовской линии – Виктор Миронович Шнитке (1889-1956), инженер.

Бабушка по отцовской линии – Теа Абрамовна Кац (1889-1970), филолог-германист. Работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки», романа Яна Петерсона «Наша улица». Перевела на немецкий язык романы А.А. Фадеева «Последний из Удэге» и А.Б. Чаковского «Weither leuchtet ein Stern» (совместно с сыном).

Двоюродный брат – Владимир Эдуардович Шнитке (1939 г.р.), правозащитник и общественный деятель, председатель петербургского общества «Мемориал», основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост».

Двоюродная сестра – Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, 1959 г.р.), американский славист.

В 1943 году отца Альфреда Шнитке призвали на фронт, а он с младшим братом Виктором были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии.

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

В 1946 году его отец был комaндирован в Вену – корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. Там Альфред начал обучаться музыке.

Альфред Шнитке в детстве

В 1948 году семья вернулась в Москву, затем поселились в подмосковной Валентиновке. Мать и отец работали в редакции газеты «Neues Leben». Позже в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор.

В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции – Р. Аллоярова.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

С 1962 года сочинял музыку к фильмам. Особенно много в 1970-е годы. Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке углубил психологическую емкость целого, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. В его активе музыка к таким известным картинам как «Белорусский вокзал», «Горячий снег», «Агония», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Мёртвые души».

Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма Мир «сегодня» («И все-таки я верю»), в Первом concerto grosso – танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в «Трех сценах» для голоса и ударных – музыка из «Маленьких трагедий» и т.п.

В 1985 году в крайне сжатый срок Шнитке написал 2 крупных и значительнейших своих сочинения – хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта X века Г. Нарекаци и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт a cappella полон лучезарного горнего света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

В 1986 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», созданным режиссёром Андреем Хржановским по рисункам и текстам А.С. Пушкина. Год спустя он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1989 году получил премию «Ника» за музыку к кинофильму 1967 года «Комиссар».

В 1989-1990 годах Берлинская научная коллегия предоставляла Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. В июне 1994 года Альфред Шнитке перенес третий инсульт. Шнитке пpaктически полностью парализовало, он лечился в гамбургской клинике. Медики создали специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. В таком состоянии Шнитке написал свое последнее произведение – Девятую симфонию, посвященную Геннадию Рождественскому. Сразу после выхода в свет Девятая симфония была отмечена международной премией «Глория».

Альфред Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года в 8 часов утра. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Его имя присвоено Московскому институту музыки.

Альфред Шнитке – Я, немецкий композитор из России

Личная жизнь Альфреда Шнитке:

Дважды был женат.

Вторая жена – Ирина Фёдоровна Шнитке (урождённая Катаева, 1941 г.р.), пианистка. Познакомились в 1960 году – Шнитке был репетитором у Ирины. На тот момент он был женат, но влюбился в красавицу-пианистку. “В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице”, – вспоминала Ирина. Поженились в феврале 1961 года.

В бpaке 23 февраля 1965 года родился сын Андрей, композитор и рок-музыкант.

Альфред Шнитке и жена Ирина

Альфред Шнитке и сын Андрей

Фильмография Альфреда Шнитке:

1988 – Я немецкий композитор из России (документальный) 1994 – Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)

Работы Альфреда Шнитке в кино как композитора:

1962 – Вступление 1964 – Вызываем огонь на себя 1965 – Похождения зубного врача 1966 – Шуточка (короткометражный) 1966 – Дневные звёзды 1967 – Начало неведомого века (киноальманах) 1967 – Комиссар 1967 – Дом и хозяин 1968 – Шестое июля 1968 – Стреляные гильзы (короткометражный) 1968 – Стеклянная гармоника (анимационный) 1969 – Тоска (короткометражный) 1969 – Ночной звонок 1969 – Вальс 1969 – Балерина на корабле (анимационный) 1970 – Чайка 1970 – Спорт, спорт, спорт 1970 – Дядя Ваня 1970 – Белорусский вокзал 1971 – Ты и я 1971 – Последний рейс “Альбатроса” 1972-1982 – Весёлая карусель (анимационный) 1972 – Право на прыжок 1972 – На углу Арбата и улицы Бубулинас 1972 – И все-таки я верю (документальный) 1972 – Горячий снег 1972 – Выше голову! (анимационный) 1972 – Былое и думы (фильм-спектакль) 1972 – Бабочка (анимационный) 1973 – Города и годы 1973 – В мире басен (анимационный) 1974 – Осень 1974 – Домик в Коломне (фильм-спектакль) 1974 – Выбор цели 1975 – Рикки-Тикки-Тави 1975 – Белый пароход 1975 – Агония 1976 – Сказ про то, как царь Пётр арапа женил 1976 – Приключения Травки 1976 – Повесть о неизвестном актёре (текст песни М. Григорьева) 1976 – Клоуны и дети (короткометражный) 1976 – Дрессировщики (киноальманах) 1976 – Восхождение 1977 – Я к вам лечу воспоминаньем (анимационный) 1977 – Счет человеческий 1978 – Отец Сергий 1978 – Капитанская дочка (фильм-спектакль) 1979 – Фантазии Фарятьева 1979 – Маленькие трагедии 1979 – Экипаж 1980 – Лариса (документальный) 1980 – И с вами снова я… (анимационный) 1980 – Дон Карлос (фильм-спектакль) 1981 – Прощание 1981 – Крепыш 1981 – Звездопад 1982 – Осень (анимационный) 1983 – Сказка стрaнcтвий (Pohadka o putovani) 1984 – Мёртвые души 1985 – Миниатюры (анимационный) (нет в титрах) 1985 – Любимец публики 1986 – Жизнь Клима Самгина (фильм-спектакль) 1987 – Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником (анимационный) 1987 – Любимое моё время (анимационный) 1988 – И свет во тьме светит (фильм-спектакль) 1988 – Акварели Волошина (документальный) 1989 – Посетитель музея 1989 – Валерий Золотухин. В свободное от работы время (короткометражный) 1989 – А это случилось в Виши (фильм-спектакль) 1990 – Школа изящных искусств. Возвращение (анимационный) 1990 – Лебединая песня (фильм-спектакль) 1990 – Записки cyмacшедшего (фильм-спектакль) 1991 – Палата номер шесть (фильм-спектакль) 1993 – Владимир Святой 1994 – Мастер и Маргарита 1999 – Пришельцам новым (документальный) 2005 – Вурдалак (анимационный) 2007 – Театральный роман (фильм-спектакль) 2009 – Карамaзoвы. Симфония страстей (фильм-спектакль) 2010 – Мёд (фильм-спектакль) 2012 – Анна Каренина. Интервью на фоне спектакля (фильм-спектакль)

Читайте также:  Алина кабаева биография личная жизнь мужья дети фото

Оперы Альфреда Шнитке:

1962 – Одиннадцатая заповедь (Счасливчик) 1991 – Жизнь с идиотом 1993 – Джезуальдо 1994 – История доктора Иоганна Фауста

Балеты Альфреда Шнитке:

1971 – Лабиринты 1985 – Эскизы 1986 – Пер Гюнт

Симфонии Альфреда Шнитке:

1957 – Симфония «нулевая» в 4 частях 1972 – Симфония № 1 в 4 частях 1979 – Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях 1981 – Симфония № 3 в 4 частях 1984 – Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная 1988 – Симфония № 5 = Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях 1992 – Симфония № 6 в 4 частях 1993 – Симфония № 7 в 3 частях 1994 – Симфония № 8 в 5 частях 1997-1998 – Симфония № 9 в 3 частях

Камерные произведения Альфреда Шнитке:

1963-1967 – Соната для скрипки и камерного оркестра 1963 – Соната для скрипки и фортепиано 1965 – Трио-соната 1966, 1980 1983, 1989 – 4 струнных квартета 1968 – Quasi una sonata для скрипки и камерного оркестра 1968 – Соната для скрипки и фортепиано 1972 – Сюита в старинном стиле (Suite in the Old Style) 1972-1976 – Фортепианный квинтет 1977 – Moz-Art a la Haydn 1977 – A Paganini 1978 – Соната для виолончели и фортепиано (посв. Наталье Гутман) 1981-1982 – Септет 1985 – Струнное трио 1988 – Фортепианный квартет 1994 – Соната для скрипки и фортепиано 1994 – Соната для виолончели и фортепиано

Альфред Шнитке

Гамбург, Вена, Загреб, Будапешт, Лондон, Амстердам – география городов, в которых состоялись премьеры произведений Альфреда Шнитке, включает в себя всю Европу. Он был одним из немногих советских композиторов, чьи произведения пpaктически в равной мере исполнялись как на родине, так и за рубежом. Это связано и с его многогранным талантом, уникальным авторским стилем, возникшим в перекличке с музыкой Малера, Брукнера, Шостаковича, и с его многонациональной и мультикультурной личностью.

Краткую биографию Альфреда Шнитке и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и именно немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет. В 15 лет Альфред поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. К этому периоду относятся и первые попытки писать музыку. Биография Шнитке гласит, что в 1953 он становится студентом Московской консерватории, где заканчивает и основной курс, и аспирантуру. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в альма-матер инструментовку.

У композитора было два бpaка. Со своей второй супругой, Ириной Федоровной Катаевой, он познакомился, когда она пришла брать у него уроки фортепиано для поступления в Институт им. Гнесиных. В 1961 году они поженились, в 1965 у пары родился сын Андрей. В 1986 он получил Госпремию РСФСР, год спустя – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1990 году композитор по приглашению уехал работать в Германию, где начал преподавание в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами.

Из-за последовавшего инсульта и нестабильной ситуации в России он решил принять германское гражданство. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии композитор написал Девятую симфонию. 3 августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало. Похоронен композитор в Москве.

Интересные факты о Шнитке

  • Музыка Шнитке нравилась далеко не всем. Однажды в Воронеже должен был исполняться его Второй скрипичный концерт. Накануне его отменили, распространив недостоверную информацию о болезни исполнителя. В вечер концерта скрипач и дирижер во фpaках встали возле концертного зала, чтобы зрители видели, что выступление не состоялось по идейным соображениям.
  • Несмотря на то, что А. Шнитке является композитором фильма «Белорусский вокзал», главная песня «Нам нужна одна победа» написана Б. Окуджавой. Шнитке принадлежит ее аранжировка и идея включения в финальный эпизод картины.
  • Одним из самых известных почитателей творчества Шнитке является балетмейстер Джон Ноймайер. На музыку композитора он поставил балеты «Трамвай «Желание»» и «Отелло». После личного знакомства в 1985 году хореограф заказал Шнитке балет «Пер Гюнт», премьера которого состоялась в Гамбурге 22 января 1989 года, вторая редакция увидела свет в 2015 году. В 2001 году в память о композиторе Ноймайер поставил на его музыку в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц».
  • Согласно биографии Шнитке, в 1965 году композитор специально для выступления своей жены Ирины на концерте современной музыки в Институте им. Гнесиных написал «Вариации на один аккорд».
  • В 1977 году в Парижскую оперу была приглашена советская творческая комaнда для постановки «Пиковой дамы» П.И. Чайковского – режиссер Ю. Любимов, художник Д. Боровский, композитор А. Шнитке. Был предложен совершенно новый взгляд на оперу, с включением в нее пушкинских цитат и редакцией либретто и партитуры. В советской прессе разразился скандал после разгромной статьи дирижера Большого театра А. Жюрайтиса. Любимова не выпустили из страны на генеральную репетицию, руководство театра отказалось от спектакля. «Пиковая дама» в версии Любимова-Шнитке была поставлена в 1990 году в Карлсруэ, в 1993 году – в Бостоне, а в 1997 – в Москве.

  • Одним из главных популяризаторов музыки Шнитке является Юрий Башмет. В 1986 году он стал первым исполнителем Концерта для альта с оркестром, под его управлением в России впервые прозвучала Девятая симфония.
  • Композиторы-современники по-разному относились к творчеству Шнитке. Его единомышленниками были С. Губайдулина и Э. Денисов. Радикально отрицательно высказывался о музыке Шнитке Г. Свиридов, положительно – Р. Щедрин, Д. Шостакович.
  • Любимым композитором Шнитке был И.С. Бах.

  • Училище, студентом хорового отделения которого был Альфред Гарриевич, с 1999 года называется Московский государственный институт музыки им А.Г. Шнитке. Согласие на присвоение институту его имени композитор дал лично. В 1998 на базе учебного заведения образован Шнитке-центр, а в 2000 году – открыт единственный в мире музей композитора.
  • Супруга композитора охаpaктеризовала его, как идеального человека и мужа – доброго, справедливого, честного и заботливого.
Читайте также:  Дмитрий журавлев биография личная жизнь

Творчество Шнитке

Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке. Его неповторимый творческий стиль сформировался в середине 60-х.

Шнитке одним из первых в Советском Союзе стал использовать метод алеаторики, дающий интерпретаторам большие возможности для импровизаций. Таким произведением стала Первая симфония (1974). Она посвящена дирижеру Г. Рождественскому – её первому исполнителю. Несмотря на то, что произведение имело все необходимые согласования, центральные филармонии страны – московская, ленинградская, не решились представить столь радикальную музыку. Симфония была впервые сыграна в Нижнем Новгороде. В 1972 на Всесоюзном конкурсе балета состоялась премьера первого балета композитора, «Лабиринты». Идея, либретто и хореография произведения принадлежали В. Васильеву.

В 70-е Шнитке ввел в музыкальный обиход термин «полистилистика». Он начал повсеместно применять этот принцип, сводя в одном произведении несочетаемые эстетики – Баха и нововенскую школу, Глинку и Вагнера. Из биографии Шнитке мы узнаём, что в 1972 году в память о скончавшейся матери композитор пишет Фортепианный квинтет, из него к 1975 году вырастает «Реквием. В 1977 композитор открыл цикл Concerto Grosso. Автор обособил эти концерты идеей непротивостоящего оркестру солиста. Музыка полистилистического Concerto Grosso №1 много раз использовалась автором для создания мелодий к фильмам.

В этот период Шнитке обращается к музыкальным истокам, народной, духовной песне. Так рождается «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на тексты Франциска Ассизского, «Миннезанг» для 52 хористов, основанный на поэзии средневековых немецких рыцарей. Вторая симфония родилась под впечатлением от посещения австрийского монастыря Сан-Флориан, в котором похоронен А. Брукнер. Католическая «невидимая месса», услышанная Шнитке там, предопределила хаpaктер и форму этой «симфонии на хоровом фоне». Третья симфония была написана на основе немецкой музыки, а Четвертая явилась воплощением грандиозного замысла, объединяющего религии. Шнитке музыкальными средствами описал принцип «Бог един», включив в музыку интонации православного, католического, протестантского и синагогального пения.

В 1983 году появляется кантата «История доктора Иоганна Фауста». Идею написать музыку к произведению Гёте композитор вынашивал несколько лет. Он отказался от создания оперы, поскольку считал, что тогда музыка вступит в противоречие с литературным первоисточником. В основе кантаты лежат последние главы И. Шписа «Народная книга». Тем не менее 11 лет спустя опера «История доктора Иоганна Фауста» все же была написана, а кантата включена в ее третий акт. Концерт № 1 для виолончели с оркестром 1986 года стал первым произведением, созданным композитором после болезни. По плану в Концерте должно было быть другое окончание, но Шнитке дописал финальную мелодию и усилил звучание виолончели микрофоном. Симфония №5 и Concerto grosso №4 (1987) стали одним произведением, в котором эти два знаковых для Шнитке жанра соединились сквозь призму авторского взгляда на музыку Г. Малера. В это десятилетие были созданы значительные хоровые произведения: Три хора по православным молитвам (1984), Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци (1985), «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы были написаны четыре симфонии, включая последнюю, Девятую, две фортепианные сонаты, оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо» по заказам Амстердамской и Гамбургской опер, Concerti Grossi №5 и №6.

Чужой среди своих

«Я, немецкий композитор из России…» – именно так назван биографический фильм об Альфреде Шнитке, вышедший в 1990 году. Полу-немец, полу-еврей, родившийся в Поволжье, в семье которого говорили исключительно по-немецки. Кем себя ощущал композитор?

Отец его, Гарри Викторович, несмотря на немецкую фамилию, был по национальности евреем, родился во Франкфурте-на-Майне, а в 12 лет с родителями переехал в СССР. С 1930 года семья обосновалась в Покровске (Энгельсе), где проживала большая община поволжских немцев. Там он познакомился с будущей матерью композитора – Марией Иосифовной Фогель, этнической немкой, мать которой вообще не знала русского языка. С отцом Альфред говорил по-русски, с матерью – по-немецки. В 16 лет при получении паспорта в графе «национальность» он написал «еврей».

Сам композитор признавался, что до конца не чувствовал себя ни немцем – поскольку родился и большую часть жизни прожил в России, ни евреем – поскольку не говорил на идише, ни русским – поскольку в нем не было ни капли русской крови. Несмотря на логичность завершения пути в Германии, она оказалась его последним домом по воле случая. В 1989 году Шнитке пригласили в Гамбург поработать, он уехал вместе с супругой. В 1991 году туда же перебралась семья его сына. Первоначально планировалось, что после нескольких лет работы супруги Шнитке вернутся в Москву, однако два инсульта композитора не позволили этого сделать – ему требовалось постоянное наблюдение врачей. Его семья живет в Германии и сегодня.

Проклятие Девятой симфонии

Бетховен, Шуберт, Дворжак, Брукнер, Малер… Этих музыкантов объединяет проклятие Девятой симфонии – для всех них она стала последней. Как и для Альфреда Шнитке. Он писал ее уже глубоко больным, левой рукой, поскольку правая сторона тела была парализована, а сам он почти не мог говорить, поэтому нотная запись требовала расшифровки и доработки. Премьера сочинения, интерпретированного и исполненного Г. Рождественским, состоялась в Москве 19 июня 1998 года. Шнитке, увидев отредактированную партитуру и услышав запись с концерта, был чрезвычайно огорчен результатом и запретил к исполнению эту редакцию. Так закончилось не только многолетнее сотрудничество – Шнитке написал для Рождественского более 30 произведений, но и дружба композитора и дирижера. Родные Шнитке считают даже, что именно эти переживания послужили причиной его скорой кончины.

Ирина Федоровна попросила Н.С. Корндорфа воссоздать симфонию по партитуре мужа, но в процессе работы композитор трагически погиб. Затем она обратилась к А. Раскатову. Премьера его редакции состоялась 16 июня 2007 года.

Однако истинно мистическим произведением в жизни композитора стала не Девятая симфония, а «История доктора Иоганна Фауста». После окончания кантаты его сразил первый инсульт, а после окончания оперы – последний, от которого он уже не оправился.

Музыка Шнитке в кино

Советский кинематограф невозможно представить без фильмов, в которых звучит музыка Шнитке. Между 1961 и 1984 годами им была написана музыка к более чем 60 картинам. Среди них:

  • «Мертвые души» (1984) и «Маленькие трагедии» (1979) М. Швейцера,
  • «Фантазии Фарятьева» (1979) И. Авербаха,
  • «Сказка стрaнcтвий» (1983), «Экипаж» (1979) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) А. Митты,
  • «Прощание» и «Агония» (1981) Э. Климова,
  • «Восхождение» (1976) Л. Шепитько,
  • «Горячий снег» (1972) Г. Егиазарова,
  • «Белорусский вокзал» (1971) А. Смирнова,
  • «Дядя Ваня» (1970) А. Кончаловского,
  • «Комиссар» (1967) А. Аскольдова,
  • «Вызываем огонь на себя» (1964) С. Колосова.

Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке:

  • «Лобстер», 2015
  • «Остров проклятых», 2010
  • «Куда приводят мечты», 1998

Музыку одного из последних выдающихся композиторов 20 века в полной мере открывает век 21. Время показывает неиссякаемый интерес исследователей и слушателей к его творчеству, включая малоизвестные и ранее неизданные сочинения.

Фильм о Альфреде Шнитке