Актриса ольга селезнева личная жизнь
Владимир Андреев перед cмepтью признался, что его семью сотрясали конфликты
Второго сентября в московском Театре им. Ермоловой простились с его почетным президентом Владимиром Андреевым. Знаменитый артист, режиссер, педагог и муж не менее знаменитой 75-летней Натальи Селезневой, той самой пани Катарины из «Кабачка 13 стульев» и звезды кинокомедий Леонида Гайдая, скончался через два дня после своего 90-летия на подмосковной даче, где супруги провели всю пандемию.
Владимир Андреев, который с 1970 года возглавлял Театр им. Ермоловой, а в 2012-м передал бразды правления Олегу Меньшикову, оставшись почетным президентом труппы, в последние годы страдал ишемической болезнью сердца. Накануне его cмepти Наталья Селезнева уехала с дачи в Москву. В их квартире на Тверской, в доме по соседству с Центральным телеграфом, лопнул шланг в стиральной машине. Залило кухню. О кончине мужа Наталья Игоревна узнала от помощницы по хозяйству по телефону.
Автор этих строк не раз бывала в гостях у Андреева в их помпезной сталинке на Тверской, имеющей статус исторически ценного градоформирующего объекта. Мемориальные доски на фасаде гигантского дома свидетельствуют, что здесь проживали министр культуры Екатерина Фурцева, ученый-химик Николай Зелинский, хоровой дирижер Александр Свешников, поэт Роберт Рождественский, физик Юлий Харитон, актер и режиссер Олег Ефремов и многие другие великие сограждане.
Олег Меньшиков (слева) стал седой как лунь
С Владимиром Андреевым мы, как правило, беседовали в гостиной, в окружении книг и картин, написанных его любимыми художниками. Здесь собирался весь цвет артистический и поэтической Москвы. Супруга Владимира Алексеевича во время наших интервью всегда отсутствовала: она играет в Театре сатиры, снимается в кино, занимается тремя внуками. Но, разумеется, речь о ней заходила постоянно.
Наталья Селезнева — роскошная дама, любящая дорогую одежду, меха, французскую косметику… Я присутствовала на одной ее фотосессии, где народная артистка позировала в боа и ожерельях. Она всегда вела себя как прима, но между делом напоминала:
— Я — жена Владимира Андреева.
Злые языки судачили, что отношения между супругами были не такие безоблачные, как это могло показаться на первый взгляд.
— Моя жена — очень эмоциональная дама, — с улыбкой замечал Андреев. — У нее бывают бурные выяснения отношений с нашим сыном Егором — дипломатом. Я пытаюсь погасить конфликты, но иногда бывает горячо.
Безутешная вдова почернела от горя
Мало кто знает, что Селезнева — третья жена Андреева. В первый раз он женился на ученом-биологе, которая родила ему дочь Ольгу. Затем его супругой стала актриса Наталья Архангельская (Дуняша Мелехова из «Тихого Дона» Сергея Герасимова). С ней Андреев познакомился на кинопробах и вскоре переманил хорошенькую артистку из «Современника» в родной Театр им. Ермоловой. А потом бросил одну Наталью ради другой — Селезневой, у которой, кстати, тоже была весьма насыщенная личная жизнь. Например, вся Москва обсуждала роман юной звезды «Операции “Ы” и других приключений Шурика» с начинающим сценаристом Александром Червинским.
Судьбоносная встреча Андреева и Селезневой произошла на съемках фильма-сказки «Калиф-аист». Роман вспыхнул пpaктически сразу. В роли свата выступил пожилой актер Сергeй Мартинсон, который настоял, чтобы его женатый 38-летний друг Андреев обратил внимание на миловидную 23-летнюю Селезневу. А что же законная супруга Владимира — Архангельская?
— Наш развод произошел не потому, что кто-то от кого-то ушел, — уверяла она в интервью «Комсомолке». — Хотя мы прожили вместе семь лет, но он уже уходил от меня, потом возвращался, просил расписаться. Мы зарегистрировали бpaк. А через месяц подали на развод. К этому времени я была готова к расставанию в любую секунду… Разошлись, пожелали друг другу счастья. Такое редко, но бывает. И продолжали работать в одном Театре им. Ермоловой, вместе выходили на сцену. Возможно, еще и поэтому он мне остался близким, родным человеком.
Марианна Вертинская
Угадать по глазам
— Что вы поняли о любви? — интересовалась я у Андреева.
— Любовь — это состояние, когда человек готов отдать все ради другого человека. Необязательно постоянно объясняться в чувствах, дарить подарки, но без жертвенности любовь невозможна, — отвечал мудрый Владимир Алексеевич.
Из заграничных комaндировок он всякий раз привозил Наталье Игоревне миниатюрные статуэтки селезней.
— Расскажите о замечательных рисунках у вас на стене.
— Их автор — гениальная дeвoчка Надя Рушева. Она подарила мне два рисунка — иллюстрацию к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» и портрет дeвoчки — маленькой музы. С Надей мы были очень дружны. Она часто приходила в мой дом, и мы беседовали часами, а моя жена Наталья Игоревна ревновала.
Автопортрет Рушевой
— Неужели Наталья Селезнева может ревновать?
— Надя была неповторимой, особенной, неземной, сотканной из образов, и это вызывало чувство восхищения у всех мужчин, которые с ней общались. Если бы у вас был муж, и он часами беседовал с молодой очаровательной дeвyшкой, и постоянно говорил ей комплименты, как бы вы реагировали? С папой Нади, художником Николаем Рушевым, я делал спектакль для телевидения. Надя ушла из жизни в 17 лет (весной 1969 года, когда Селезнева была беременна сыном Егором. — А. З.) — она была очень больная, но рисовала постоянно, фанатично.
Читайте также: Личная жизнь актрисы зои зелинской— Как руководитель актерского курса в ГИТИСе, вы сразу видите потенциал будущего артиста?
— Некоторые мои ученики начинали очень посредственно, а потом взлетели высоко. Никогда не забуду поступление Елены Яковлевой, которая на третьем туре и бледнела, и краснела, и рыдала — и все по-настоящему, правдиво. Потом во время учебы Лена была сдержанная, негромкая, немного отстраненная, но личностное начало в ней очень сильное. А мой ученик Виктор Раков какой талантливый! Мало кто знает, что он еще скульптор, подарил мне свою скульптуру на сюжет сказок Пушкина.
Сын усопшего Егор и младший внук Коля у гроба
— А еще одна ваша ученица, Кристина Орбакайте, какая в жизни?
— Я угадываю человека по глазам. Глаза Кристины говорят о том, что она по-чеховски прекрасна. Ни разу не разочаровался в ее порядочности и в таланте. Жаль, она мало снимается и играет в театре. На мой взгляд, ее истинное призвание — сцена.
— Как вы относитесь к детям из элитных семей?
— Не разделяю людей по сословному признаку. Сам я — из простой семьи. Готов был идти рабочим на завод, если бы не поступил в театральный вуз. Началось с того, что мой товарищ Алексей Головин, который впоследствии стал известным артистом, позвал меня в Дом пионера, в драматический кружок, который вела удивительная женщина с грустными глазами Любовь Ларина. В этом кружке занимался и Ролан Быков, а потом к нам пришли Игорь Кваша, Лева Круглый… Помню свою первую маленькую роль — западного посла в постановке сказки Маршака «Двенадцать месяцев». Но какие костюмы нам шили! А был 47-й год, и государство находило деньги на драматический кружок.
— Не пожалели, что рекомендовали Олега Меньшикова на свой пост худрука Театра имени Ермоловой?
— Если бы я не был удовлетворен своим решением, то ушел бы из театра. Я руковожу мастерской на актерском факультете, пишу книги, словом, мне есть чем заниматься. Но я восхищаюсь организаторскими способностями Меньшикова и хочу работать с ним вместе. Перед тем как Олега Евгеньевича назначили руководителем, он прислал мне письмо, где была расписана программа развития театра. Признаюсь, что я очень боялся того обстоятельства, когда я назову имя преемника, а преемник не будет утвержден…
Пасынка автора шлягера «Черный кот» взорвали в компании чеченцев в центре Москвы
Знаменитый композитор Юрий Саульский оставил после себя богатое музыкальное наследие. Он сочинял и классические балеты, и мюзиклы, и музыку для спектаклей, фильмов, телепередач, и джазовые пьесы, и эстрадные шлягеры, среди которых нестареющий «Черный кот» на стихи Танича. В личной жизни маэстро был таким же многогранным. Воспоминаниями о Юрии Сергеевиче, скончавшемся 17 лет назад, с «Экспресс газетой» поделилась его вдова – Татьяна Карева-Саульская, музыковед, кандидат философских наук и журналист.
– С Юрой мы познакомились в феврале 1979 года в Ленинграде, куда приехали из Москвы по работе, – начала рассказ Татьяна Николаевна. – Меня отправили освещать Всесоюзный конкурс артистов эстрады для журнала «Эстрада и цирк», а Саульский был там члeном жюри. Жили в одной гостинице. Однажды композитор подошел ко мне в гардеробе и, подав дубленку, сказал: «Хочу представиться. Я – Саульский. Наверное, слышали?» Я ответила: «Извините, вас я не знаю, но с песнями хорошо знакома».
Между нами сразу пробежала искра. Взаимный интерес оказался cyмacшедший! Выяснилось, что мы еще и родились в один день – 23 октября, только в разные годы. Этот факт подействовал мистически. Когда вернулись в Москву, продолжали встречаться. Он значительно старше меня, опытней, но это была любовь.
На тот момент я пребывала в разводе и жила с девятилетним сыном Вадимом, а Саульский, которому было 50, был женат на актрисе Театра имени Ермоловой Ольге Селезневой. Они растили четырехлетних близнецов Рому и Анну. Со временем я стала шестой, если считать и гражданские бpaки Юрия, и, получается, последней супругой.
Ольга Селезнева родила от маэстро двойню. Фото: © РИА «Новости»
Его первая жена Юлия была скрипачкой и работала на радио редактором. Там они и познакомились. Родился сын Игорь, которому сейчас 68. 40 из них он живет в США. У его бабушки оказались еврейские корни, и в августе 1980 года они – Игорь, его мама Юля и бабуля – эмигрировали. Он вырастил там двух сыновей, есть внуки. Жена Игоря – американка. До знакомства с ней он работал в баре пианистом, а до отъезда из СССР был клавишником у Градского в группе «Скоморохи», у Макаревича в «Машине времени» и у Алексея Козлова в ансамбле «Арсенал».
А когда женился в Штатах, открыл там несколько компаний в области информационных технологий, стал крупным бизнесменом и давно уже долларовый миллионер. По-русски говорит с акцентом, а его дети и вовсе не знают родной язык предков.
При этом сам Игорь долго не мог вписаться в американскую жизнь. Первые четыре года мечтал вернуться в СССР и писал отцу письма с просьбой помочь. Они до сих пор у меня хранятся. Юра тогда обращался в Министерство иностранных дел, но сыну отказали в возможности вернуться домой.
Читайте также: Актриса цветаева анастасия геннадьевна личная жизньИгорь Саульский с Андреем Макаревичем (с гитарой) в «Машине времени» и с супругой – американкой Элизабет. Фото: Facebook.com
В 1990 году Юрий летал за океан на джазовый фестиваль и там познакомил Игоря с его младшим братом Андреем, своим сыном от следующей женщины. С мамой Андрея, своей второй женой – инженером Ириной Рябенькой, Саульский не был расписан. На момент их знакомства у Иры был другой молодой человек, но тут возник Юра, и она забеременела от него. Впрочем, они недолго были вместе – около года. Потом Ира вышла замуж за своего давнего возлюбленного Розонова и взяла его фамилию. Сын, которому Ира не позволяла общаться с отцом, последовал примеру мамы: став совершеннолетним, взял фамилию отчима, хотя внешне был вылитый Юра.
Со временем Игорь, Ира и ее муж тоже перебрались в Америку. Ирина своего супруга всю жизнь любила, они почти 60 лет вместе.
Валентина Толкунова долго надеялась, что Саульский к ней вернется. Фото: Globallookpress.com
Разбитые надежды Толкуновой
– После Ирины Саульский вернулся в первую семью, к Юле и Игорю, но они жили как кошка с собакой, и в 1966 году он ушел уже к третьей жене – певице Вале Толкуновой. Сбежал пpaктически без вещей. Вышел на лестничную клетку якобы вынести мусор, оставил ведро за дверью и был таков. Позже по телефону Ирина просила Юру к ним больше не приезжать.
С Толкуновой Саульский сблизился на гастролях вокально-инструментального оркестра ВИО-66. Когда он создал этот коллектив, понадобилась солистка. И Валя, которая до этого пела в хоре Центрального дома железнодорожников, пришла к нему работать. Они прожили четыре года, пока он не ушел к следующей даме. Понятно, некоторые обиды к Саульскому еще долго подтачивали Толкунову, но Юра благородно оставил ей хорошую квартиру. Потом они восстановили общение на всю оставшуюся жизнь. Она до последнего исполняла его песни и была благодарна композитору, что многому у него научилась. И, как мне кажется, втайне надеялась, что рано или поздно он к ней вернется. Но нет.
Четвертой женой Юры стала актриса Театра Армии Валентина Асланова. Полная противоположность спокойной, скромной и добропорядочной Вале. Но познакомившись с темпераментной и эмоциональной дeвyшкой с юга – Аслановой, Саульский снова утонул в чувствах. Но и тут, увы, все быстро прогорело.
Валентина Асланова прожила с композитором четыре года
Ну а пятой супругой Саульского стала, как я уже говорила, актриса Ольга Селезнева. В свое время она играла Айседору Дункан в спектакле Театра имени Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», а юный Сергeй Безруков, которому тогда было 22 года, – Есенина. По сути, Оля и открыла Безрукова, пригласив на эту роль. Мы с Юрой к ним на премьеру приходили.
С Селезневой и я, и мой муж общались до самого его ухода из жизни от oнкoлoгии. Она и в больницу к Юре на Каширку приходила, приносила еду, потому что я все время находилась рядом с ним и не успевала готовить. Наше с ним чувство, думаю, оказалось сильнее всех предыдущих, поэтому и прожили вместе 24 года.
Татьяна Карева-Саульская со знаменитым мужем и его близнецами – Анной и Романом. Фото из личного архива
Жаль, что общих детей Бог нам не дал. Но мы и моего сына вместе поднимали, и его близнецов. Часто ездили отдыхать все вместе – я, Вадим, близнецы, Юра и его бывшая свекровь – в Дом композиторов «Руза».
А потом у Юры стала расти опухоль на шее, под челюстью. В онкоклинике на Каширке маститый профессор сделал ему операцию и во время нее по ошибке перерезал глотательный нерв. С тех пор я кормила мужа через трубку. Одно время ему стало легче. Часто перед сильнейшей атакой болезни наступает облегчение, и человек начинает верить, что выздоровеет. Это и хорошо, вера обязательно должна быть… Юры не стало 28 августа 2003-го.
Вадик погиб в 37 лет. Фото из личного архива
А мой сын Вадик погиб в 2007-м. Ему было 37 лет. Жениться и завести детей не успел, хотя дeвyшка у него была, вместе жили. Вадим был очень доверчивым человеком, его молодость пришлась на разрушительные 90-е. Долго не мог себя найти, менял работу. То диджеем, то менеджером, то бизнесом начал заниматься. И вот во время его встречи с какими-то чеченцами в ресторане в Москве прогремел взрыв. Он погиб на месте. Вот такое мое горе матери.
Сейчас общаюсь с Юриными близнецами. Роману и Анне уже по 45 лет. Детей у обоих пока нет. Роман – сценарист и режиссер-документалист. Анна – телередактор и продюсер. Она не замужем, а Рома женат.
Прикинь!
- Авторские отчисления за шлягер «Черный кот» ежемecячно приносили Саульскому около 1 тыс. руб. при средней зарплате в СССР 120 руб. Правда, треть заработков композитора уходила на алименты.
Народный артист СССР Владимир Андреев даже с первой женой умудрился расстаться так, что она передала его в руки новой супруге — актрисе Наталье Селезнёвой — с легким сердцем. 27 августа Владимир Алексеевич празднует 90-летний юбилей.
Читайте также: Актриса юлия учиткина личная жизньАндреев родился 27 августа 1930 года в Москве. Знаменитый артист, театральный режиссёр, он относится к тем немногочисленным представителям творческой элиты, кто всю жизнь служит одному театру и никогда не был замечен в скандалах. В 1952 году он пришёл актёром в Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, в 1970-м стал главным режиссёром, в 1990-м — худруком, а в 2012 г. — почетным президентом театра им. М. Н. Ермоловой, уступив кресло худрука Олегу Меньшикову. Андреев умудрился выстроить работу труппы таким образом, что в коллективе не было обиженных ролями актёров, не случалось громких уходов и скандальных историй.
В свое время Андреев даже от первой жены — актрисы Натальи Архангельской — ушел так, что они остались друзьями. Более того, она его буквально передала в руки новой избраннице. Архангельская — народная артистка РФ, хорошо знакомая зрителям по ролям в фильмах «Тихий Дон» (Дуняша Мелехова), «Любушка» (Дарья Бурмина), «Таня» (Шаманова). Московский же театральный зритель видел Архангельскую в постановках Театра им. Ермоловой, куда она пришла в 1962 году.
Наталья Архангельская в фильме «Тихий Дон» (1958)
Роковую роль в личной жизни Андреева сыграли сказки Гауфа. Дело было так. В 1968 году 37-летнего актера пригласили сыграть превратившегося в птицу багдадского султана в музыкальный телефильм «Калиф-аист» Владимира Храмова по мотивам одноимённого произведенияВильгельма Гауфа. А 22-летняя Наталья Селезнёва исполнила в нём роль принцессы из Бенареса, превращенной злым волшебником в сову. К тому времени молодая артистка уже была настоящей звездой СССР: в 1965 году на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», где Наташа сыграла сдающую экзамены студентку Политехнического института Лиду в новелле «Наваждение».
Как рассказывают Наталья Игоревна и Владимир Алексеевич, у них случилась любовь с первого взгляда. Хотя Андреев был женат. Правда, официально бpaк длился лишь месяц, но на самом деле они с Архангельской прожили к тому времени много лет, в 1959 году у них родилась дочь Ольга. Надо сказать, что многие из свидетелей зарождения любви Андреева и молоденькой актрисы были против романа. Например, Валентин Гафт уговаривал своего друга не делать глупостей, не торопиться с разводом и не воспринимать всерьез отношения с пусть и красивой, но «пигалицей».
И тем не менее, влюбившись в 22-летнюю Селезневу, Андреев сразу поговорил с женой. Она его поняла, более того, в своих интервью Архангельская говорила, что «не переживала, наоборот, была рада за мужа, что он попал в хорошие руки». По признанию актрисы, ей юная Наташа была симпатична и как артистка, и как человек. Поэтому «с мужем рассталась с легким сердцем». Более того, расставание никак не сказалось на творческих отношениях бывших супругов, Архангельская продолжала получать роли в спектаклях Андреева.
Сразу после развода артиста с Архангельской в 1968 году Селезнева и Андреев расписались.
«Первые годы семейной жизни были очень тяжёлые: мы притирались друг к другу, — рассказывает «АиФ» жена Владимира Андреева Наталья Селезнева. — Володя был состоявшийся артист, ему — 37, мне 22 года. У него уже сложилось своё видение жизни, у меня же жизненные ориентиры только начинали маячить. Но, когда через год родился сын Егор, мы с мужем стали понимать друг друга намного лучше. Не оставляя работу ни на один день, мы выхаживали сынишку. Есть семьи, которые распадаются, когда возникают трудности, кто-то их не выдерживает. Режиссёр Плучек говорил: „Кто сдрейфил, тот сошёл с ринга“. Мы с Андреевым не сдрейфили, нас жизненные сложности лишь сплачивали. Мы вместе пережили очень многое… У меня была тётка, которую я безумно любила, она растила меня вместе с моей мамой. Когда мы сошлись с Володей, она очень болела и тяжело уходила из жизни. Видеть её страдания было невыносимо: она их мужественно преодолевала, и от этого мужества было ещё больнее на неё смотреть. Тетя не просила помощи, и от этого сердце разрывалось. Конечно, я делала всё, что было в моих силах, но случаются ситуации, когда ты бессилен перед судьбой. Володя тогда подключился и был рядом, мы вдвоём то страшное время пережили. Это была первая трудность. Потом у нас с жильём были проблемы, нам негде было жить, мы что-то продавали, покупали какую-то комнату, потом всё это меняли, переезжали, сидели на тюках, но всегда — вместе-вместе-вместе. Нам никто не помогал, материально рассчитывать было не на кого, только на самих себя. Потом наш сын Егор попал в больницу, мы опять были вместе. Потом у моей мамы случилась операция на сердце — и мы с Андреевым опять были вместе… Мама дожила до 89 лет, из которых последние 15 у неё были большие проблемы с сердцем. Я ухаживала за ней, летела со съёмок и спектаклей к маме. И всё время меня поддерживал мой муж. Я всё время чувствовала, что мы одно целое. Как-то уже у меня была 5-часовая операция под общим наркозом, когда я открыла глаза на каталке, первое, что я увидела, было лицо Андреева. Трудности сделали нас одним целым».