Биографии    


Софья гиацинтова актриса личная жизнь

 Софья гиацинтова актриса личная жизнь

Софья Гиацинтова

Софья Владимировна Гиацинтова. Родилась 23 июля (4 августа) 1895 года в Москве – умерла 12 апреля 1982 года в Москве. Русская советская актриса, театральный режиссёр, педагог. Заслуженная артистка Узбекской ССР (1943). Народная артистка РСФСР (1946). Народная артистка СССР (1955). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Софья Гиацинтова родилась 23 июля (4 августа по новому стилю) 1895 года в Москве.

Отец – Владимир Егорович (Ге opгиевич) Гиацинтов (1858-1933), русский искусствовед и драматург, профессор истории искусств в Московском университете. После Октябрьской революции – профессор кафедры теории и истории искусств историко-филологического факультета Московского университета (1919-1921), профессор кафедры теории и истории искусств факультета общественных наук (1921-1922), действительный члeн НИИ искусствознания и археологии при факультете общественных наук (1922). В 1921-1923 годах – и. о. директора Музея изящных искусств при МГУ, вплоть до его отделения от университета, когда он приобрел статус уже не учебного, а самостоятельного художественного музея.

Мать – Елизавета Алексеевна Венкстерн, дочь орловского помещика Алексея Яковлевича Венкстерна, являвшегося троюродным братом П.Я. Чаадаева.

Младшая сестра – Елизавета Владимировна Родионова (1888-1965), художница.

Дядя – Алексей Венкстерн, пушкинист, автор шуточных пьес.

Отец Софьи выстроил двухэтажный загородный дом в деревне Лаптево Московской губернии.

В 1911-1912 годах училась на факультете истории Высших женских курсах в Москве, одновременно занималась драматическим искусством у актрисы МХАТа Е. П. Муратовой.

Софья Гиацинтова в театре

В 1910 по конкурсу была принята в МХТ. Впервые выступила на сцене в 1911 году в роли служанки в пьесе К. Гамсуна «У жизни в лапах». Позже сыграла в постановках: «Нахлебник» И. С. Тургенева – Маша; «Будет радость» Д. С. Мережковского – Пелагея; «Синяя птица» М. Метерлинка – Митиль; «На всякого мудреца довольно простоты» Островского – Машенька; «Пер Гюнт» Г. Ибсена – Тролль.

В 1911-1913 годах – сотрудница МХАТа.

В 1912 году вошла в группу молодёжи, которая начала заниматься системой Станиславского и составила ядро 1-й Студии МХТ под руководством Л. А. Сулержицкого, занятия по системе вёл Е. Б. Вахтангов.

В 1913-1924 годах – актриса МХТ.

В 1924-1936 годы – актриса и режиссёр МХАТа 2-го, играла в спектаклях: «Петербург» по А. Белому – Софья Петровна Лихутина; «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстому – Санька; «Бабы» Б. Гольдони – Кеккина; «Чудак» А. Н. Афиногенова – Сима; «Униженные и оскорбленные» по Ф. М. Достоевскому – Нелли; «Двенадцатая ночь» У. Шекспира – Мария; «Испанский священник» Дж. Флетчера – Амаранта; «Мольба о жизни» Ж. Деваля – Женевьева.

В 1936-1938 годах – актриса Театра имени МОСПС (ныне Театр имени Моссовета).

Член ВКП(б) с 1951 года.

В 1958-1961 годах – актриса Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.

В 1938-1958 и 1961-1982 годах – актриса и режиссёр Московского театра им. Ленинского Комсомола (ныне Театр «Ленком»).

Работы Софьи Гиацинтовой в Московском театре им. Ленинского Комсомола:

  • «Нора» Г. Ибсена – Нора;
  • «Валенсианская вдова» Л. де Веги – Леонарда;
  • «Моль» Н. Ф. Погодина – Агнесса;
  • «Месяц в деревне» И. С. Тургенева – Наталья Петровна;
  • «Живой труп» Л. Н. Толстого – Лиза;
  • «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман – Сара;
  • «Губернатор провинции» Братьев Тур и Л. Р. Шейнина – Лилиан Шервуд;
  • «Семья» И. Ф. Попова – М. А. Ульянова;
  • «Особняк в переулке» Братьев Тур – Ева, сотрудница посольства;
  • «Годы стрaнcтвий» А. Н. Арбузова – тётя Тася;
  • «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Раневская;
  • «В доме Господина Драгомиреску» Х. Ловинеску – Адела, сестра Драгомиреску;
  • «Снимается кино….» Э. С. Радзинского – Надежда Леонидовна;
  • «Дым Отечества» по К. М. Симонову (сценическая композиция Т. И. Лондона)- Мать;
  • «Иванов» А. П. Чехова – Авдотья Назаровна;
  • «Ясновидящий» Л. Фейхтвангера – Фрау Тиршенройт;
  • «Дело» А. В. Сухово-Кобылина – Лидочка Муромская;
  • «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова – Мария Львовна;
  • «Доброе имя» К. М. Симонова – Александра Викторовна Трапезникова;
  • «О Лермонтове…» О. Я. Ремеза и Т. Чешаревской – Бабушка;
  • «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова – Раиса Васильевна.

В 1940-е годы театром им. Ленинского Комсомола руководил «триумвират» из Берсенева, Гиацинтовой и Серафимы Бирман. После cмepти Берсенева Гиацинтова стала художественным руководителем, а с 1952-го – главным режиссёром театра и сохраняла этот пост до 1957 года.

Режиссерские работы Софьи Гиацинтовой в Московском театре им. Ленинского Комсомола:

  • «Нора» Г. Ибсена (совм. с И. Н. Берсеневым) ;
  • «Валенсианская вдова» Л. де Веги (совм. И. Н. Берсенеым) ;
  • «Месяц в деревне» И. С. Тургенева;
  • «Семья» И. Ф. Попова (совм. с И. С. Мурзаевой) ;
  • «Годы стрaнcтвий» А. Н. Арбузова (совм. с В. Р. Соловьёвым) ;
  • «Парень из нашего города» К. М. Симонова (совм. с А. А. Пелевиным) ;
  • «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (совместно с А. А. Пелевиным) ;
  • «В доме Господина Драгомиреску» Х. Ловинеску (совм. с А. А. Руббом) ;
  • «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова (совм. с В. Б. Монаховым) ;
  • «Доброе имя» К. М. Симонова – Александра Викторовна Трапезникова (совм. с В. Р. Соловьёвым) ;
  • «Первая симфония» А. К. Гладкова (совм. с А. А. Руббом) ;
  • «Дым Отечества» по К. М. Симонову (совм. с А. О. Гинзбургом, сценическая композиция Т. И. Лондона) ;
  • «Лесная песня» Л. Украинки (совм. с С. Л. Штейном).

В 1958-1961 годах преподавала в ГИТИСе имени А. Луначарского. Совместно со В. Смышляевым вела класс в Белорусской драматической студии при МХАТе.

Софья Гиацинтова в кино

В кино дебютировала в 1946 году в фильме «Клятва». За роль Варвары Михайловны в этом фильме актриса была удостоена Сталинской премии первой степени.

Софья Гиацинтова в фильме “Клятва”

Спустя три года появилась в военной драме «Падение Берлина» в роли матери Алексея.

Позже время от времени продолжала появляться на экране, однако снималась в целом редко – ее творчество преимущественно было связано с театром.

Софья Гиацинтова в фильме “Семья Ульяновых”

В последний раз появилась на экране незадолго до cмepти – в 1980 году исполнила главную роль (Ксения Николаевна Аквельянова) в фильме-спектакле «Осенних дней очарованье».

Софья Гиацинтова в фильме-спектакле “Осенних дней очарованье”

Софья Гиацинтова умерла 12 апреля 1982 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

На доме в Брюсовом переулке («Дом артистов»), где она жила, установлена мемориальная табличка.

Личная жизнь Софьи Гиацинтовой:

В начале 1910-х в нее влюбился поэт Сергeй Соловьёв, который, будучи отвергнутым Софьей, 31 октября 1911 года выбросился из окна, после чего шесть месяцев содержался в психиатрической лечебнице.

Читайте также:  Актриса корикова елена личная жизнь

Первый муж – Эраст Николаевич Гиацинтов (1894-1975), ее двоюродный брат, офицер русской армии. Поженились в 1917 году. Однако гражданская война разлучила её с мужем. Софья Гиацинтова продолжала артистическую карьеру в Москве, в то время как её муж вступил в Добровольческую армию и затем, при эвакуации из Крыма, оказался в эмиграции в Европе, а позже в США. В дальнейшем супругам удалось встретиться один раз, в 1923 году, когда актриса приезжала в Прагу на гастроли.

Второй муж – Иван Николаевич Берсенев (настоящая фамилия – Павлищев; 1889-1951), русский советский актёр, театральный режиссёр, педагог, Народный артист СССР.

В 1924 году Софья добилась расторжения первого бpaка, чтобы узаконить свои отношения с Иваном Берсеневым. Их связь была причиной распада первого бpaка Берсенева.

В Москве супруги жили в «доме актёров» по адресу: Брюсов переулок, 12.

Софья Гиацинтова и Иван Берсенев

Фильмография Софьи Гиацинтовой:

1946 – Клятва – Варвара Михайловна Петрова 1949 – Падение Берлина – Антонина Ивановна Иванова, мать Алексея 1950 – Жуковский – Анна Николаевна, мать Жуковского 1955 – Неоконченная повесть – Анна Константиновна Ершова, мать Юрия 1956 – Без вести пропавший – пани Мария, мать Мирослава 1957 – Семья Ульяновых – Мария Александровна Ульянова 1964 – Сумка, полная сердец – Анна Генриховна Эменталь, учительница, мать Луизы и Марты 1966 – Симфония, рожденная заново (фильм-спектакль) – мать 1966 – Новеллы Моруа (фильм-спектакль) 1967 – Седьмой спутник – Марья Семеновна, генеральша 1974 – Пир во время чумы (фильм-спектакль) – вступительное слово 1980 – Осенних дней очарованье (фильм-спектакль) – Ксения Николаевна Аквельянова

Режиссерские работы Софьи Гиацинтовой:

1968 – Провинциалка (фильм-спектакль)

Награды и звания Софьи Гиацинтовой:

– Заслуженная артистка Узбекской ССР (1943) ; – Народная артистка РСФСР (1946) ; – Народная артистка СССР (1955) ; – Сталинская премия первой степени (1947) – за исполнение роли Варвары Михайловны в фильме «Клятва» (1946) ; – Два ордена Ленина (1965, 1975) ; – Два ордена Трудового Красного Знамени; – Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) ; – Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947) ; – ВКФ в Москве (1958, Первая премия, фильм «Семья Ульяновых»).

Гиацинтова Софья – известная и замечательная актриса кино и театра, которая проявила себя и как великолепный театральный режиссер, и художественный руководитель театра Ленкома. Долгое время она занималась педагогической деятельностью, обучая молодых и талантливых актеров. О своей жизни, любви и работе выдающаяся актриса Софья Владимировна рассказала в автобиографической книге «С памятью наедине».

Детские годы

Гиацинтова Софья родилась в Москве. Это произошло четвертого августа 1895 года. Ее род был дворянским. Отец, Владимир Егорович, был увлечен писательской деятельностью. Мать, Елизавета Алексеевна Венкстерн, занималась воспитанием детей.

Дядя будущей актрисы Гиацинтовой Алексей Венкстерн был не только пушкинистом, но и сочинял небольшие шуточные пьесы. Сестра Софьи Елизавета вышла замуж за известного художника Михаила Родионова.

Получение образования

В 1911 году Гиацинтова Софья Владимировна поступает на столичные Высшие женские курсы, выбрав факультет истории. На этих курсах она обучалась два года, а также одновременно посещала занятия актрисы Елены Муратовой, где овладевала актерским мастерством.

Театральная карьера

Вскоре Гиацинтова Софья поступила на работу в столичный художественный театр. В ее обязанности входило постоянно находиться на репетициях и активно участвовать во всех массовках, где у молодой актрисы не было никаких слов. Но начинающей актрисе на тот момент было всего лишь пятнадцать лет, поэтому она была рада и так участвовать в театральных постановках.

А в 1910 году Гиацинтова Софья прошла конкурс и поступила в молодежную группу, образованную при МХТе. Занимались они по системе Станиславского. У нее появилось и сценическое имя – Фиалочка, которое ей дал Качалов, а коллеги потом так стали ее постоянно называть.

Вскоре она уже играла небольшие роли на сцене, где обязательно было немного слов. К ней все относились хорошо, так как дeвyшка вела себя прилежно и аккуратно, да еще к этому добавлялась ее очаровательная внешность и наличие огромнейшего таланта. В это время она успела сыграть в шести спектаклях: роль служанки в театральной постановке «У жизни в лапах», роль Митиль в спектакле «Синяя птица», роль Маши в театральной постановке «На всякого мудреца довольно простоты» и других.

Работу Софьи Владимировны в художественном театре высоко оценили такие театральные педагоги, как Немирович-Данченко и Станиславский. Вскоре эта группа талантливой молодежи была переименована в Первую школу-студию МХАТа. Начиная с 1913 года, после образования первой школы-студии при московском театре актриса Гиацинтова Софья Владимировна, которая всегда была интересна зрителям, сыграла в пяти спектаклях: роль Климентины в театральной постановке «Гибель «Надежды», роль Марии в спектакле «Двенадцатая ночь» роль Иды в спектакле «Праздник мира» и других.

Когда была набрана и вторая группа, актриса Софья Гиацинтова, фото которой представлено ниже, легко затмевает остальных актеров. Теперь уже молодая и очаровательная актриса не представляла себе жизнь без этого актерского братства. За это время, начиная с 1925 года, Софья Владимировна сыграла в девяти спектаклях: роль Софьи Лихутиной в театральной постановке «Петербург», роль Симы в спектакле «Чудак», роль Раневской в театральной постановке «Вишневый сад» и других.

В 1936 году Художественный театр был закрыт, и это стало настоящей трагедией для актрисы Гиацинтовой. Но в 1938 году она начинает работать в другом месте. Уже в начале своей деятельности в театре Ленинского комсомола сыграла одну из самых лучших и значительных своих ролей. Это роль Норы в спектакле «Кукольный дом». На сцене Софья Гиацинтова, личная жизнь которой насыщена событиями, сыграла более 20 спектаклей. Среди них можно выделить такие роли, как роль Натальи Петровны в спектакле «Месяц в деревне», роль Лизы в театральной постановке «Живой труп», роль Александры Трапезниковой в спектакле «Доброе имя» и другие.

Софья Владимировна проработала в театре Ленинского комсомола более 40 лет, сыграв на его сцене огромное количество главных ролей и став ведущей актрисой этого театра.

Гиацинтова – руководитель театра

После cмepти мужа Ивана Берсенева Софья Гиацинтова, актриса, которая прославилась своими ролями, стала руководить театром. Необычный мир был ей необходим, ведь она всегда была востребована профессионально. Она участвовала во всех делах театра, жила его жизнью, но всегда при этом умело держала дистанцию.

Читайте также:  О гришина актриса личная жизнь

Кинематографическая карьера

В кино очаровательная и выдающаяся актриса Гиацинтова снялась впервые в 1946 году. В киноленте «Клятва» режиссера Михаила Чиаурели она сыграла роль Варвары Петровой, жены главного героя. Степан Петров вместе со своей семьей пробирается сквозь территорию, занятую бандами, чтобы передать Ленину письмо, в котором описываются кулаки. Сам Степан погибает, но жена выполняет просьбу мужа и передает письмо. Она хорошо воспитывает и детей, которые погибают за Родину. Эта роль считается самой известной работой талантливой актрисы Гиацинтовой.

В 1949 году Софья Владимировна играет роль матери Ивановой в киноленте «Падение Берлина» режиссера Михаила Чиареули. Известно, что в кинематографе ей чаще всего предлагали сниматься в пропагандистских фильмах. Всего же в творческой копилке талантливой актрисы более 10 кинокартин.

Значительной считается и роль Марии Ульяновой в киноленте «Семья Ульяновых» режиссера Валентина Невзорова. В этом фильме рассказывается о вожде пролетариата, показывается его детство и те годы его юношества, пока он не покинул родной дом.

Последней ролью талантливой актрисы Гиацинтовой стала роль Ксения Аверьяновой в киноленте «Осенних дней очарованье» режиссера Василия Давидчука, которая вышла в прокат в 1980 году. Главная героиня однажды приглашает в свой дом гостей, желая сделать драгоценный подарок – пластинку известного певца Федора Шаляпина. Эта пластинка является редким экземпляром.

Режиссерская деятельность

С 1952 года Софья Владимировна становится еще и режиссером театра имени Ленинского комсомола, где поставила более двадцати спектаклей. Значительным является такая работа Гиацинтовой, как спектакль «Провинциалка», который был поставлен в 1969 году совместно с телевизионным режиссером Лилией Ишимбаевой. Кроме того, в режиссерской копилке Софьи Владимировны можно выделить следующие театральные постановки: «Доброе имя», «Дым Отечества» и другие.

Педагогическая деятельность

Начиная с 1958 года, талантливая выдающаяся актриса Гиацинтова стала заниматься и преподавательской деятельностью в ГИТИСе имени Луначарского. В течение трех лет она успешно обучала студентов актерскому мастерству. А после этого Софья Владимировна вместе с театральным педагогом Валентином Смышляевым вела еще и белорусский класс в драматической студии при МХАТе.

Автобиографическая книга «С памятью наедине»

Незадолго до своей cмepти Софья Владимировна написала удивительную книгу, где подробно описала не только свою жизнь, но осветила театральный мир, без которого она не мыслила своего существования. О своей семье, о людях, с которыми свели ее жизнь и театр, о своих любимых и близких людях – обо всем этом написала в книге «С памятью наедине» Софья Гиацинтова. Здесь отражены взгляды самой актрисы на то, что происходило в стране, в ее судьбе, в жизни талантливых и известных актеров. Известно, что эта автобиографическая книга уже несколько раз переиздавалась.

Личная жизнь

В 1910 году в талантливую и очаровательную актрису был влюблен поэт Сергeй Соловьев, но дeвyшка его отвергла. Вскоре он выбросился из окна, но выжил, некоторое время находился в психиатрической больнице.

Известно, что в 1917 году очаровательная актриса Гиацинтова вышла замуж за прекрасного и молодого офицера Гиацинтова. Эраст Николаевич был ее двоюродным братом. Когда же началась Гражданская война, то молодой офицер сначала вступил в Добровольческую армию, а затем из Крыма эмигрировал в Европу. Позже он перебрался в Америку. Но Софья Владимировна не последовала за мужем, а осталась в Москве, так как не представляла себе жизни без театра.

Со своим мужем Софья Владимировна позже увидится еще один раз, когда она вместе с театром будет на гастролях в Праге. Тогда же, в 1923 году, эта встреча повлияла на решение актрисы, и уже на следующий год она добилась развода с мужем.

У Софьи Владимировны странно и тяжело складывалась, как свидетельствует ее биография, личная жизнь. Гиацинтова Софья Владимировна в годы работы в столичном Художественном театре познакомилась с актером Иваном Берсеневым. Несмотря на то что знакомство это состоялось в 1911 году, роман между ними завязался только через тринадцать лет.

Когда Софья Владимировна перестала слушать советы друзей о Берсеневе, который мог ухаживать сразу за несколькими женщинами, то у молодых людей начался бурный роман. Но эти отношения они скрывали, так как Берсенев не был свободен, а Софья Владимировна боялась осуждения друзей. Но именно эта связь послужила поводом для развода Ивана Берсенева, а вскоре после этого они поженились.

Софья Владимировна прожила со своим вторым мужем до конца его дней, помогая ему в работе и всегда поддерживая. Сама выдающаяся актриса Гиацинтова умерла двенадцатого апреля 1982 года.

04.08.1895, Москва – 12.04.1982, МоскваНародная артистка СССР (1955).Лауреат Гос.премии СССР (1947 – за участие в фильме “Клятва”)Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации “Первый приз за женскую роль” (1958) 

Детство

У Софьи Гиацинтовой было ослепительно счастливое детство. Она родилась в 1895 году в интеллигентной дворянской семье. Отец, профессор-искусствовед, преподавал в Московском университете, а после революции стал директором Музея изящных искусств. Семья была большой: кроме папы, мамы и Сониной старшей сестры в доме Гиацинтовых постоянно гостили родственники – родные и двоюродные бабушки и дедушки, кузены и кузины. Фуфа (так Соню называли дома) была центром этого мира и всеобщей любимицей.

Однажды – много позже и по другому поводу – Гиацинтова произнесла слова “захлебываться жизнью”. Такое ощущение, будто в детстве и юности Соня именно захлебывалась жизнью. Эта природное умение радоваться тому, что ее окружает, самым простым вещам, было свойственно ей всегда и, по-видимому, многое в ее судьбе определило. А тогда домашние праздники, любимая няня Бота, летний выезд на дачу, гимназия, книги, подруги, отец, которого она обожала – все это вертелось в одном бесконечном и счастливом хороводе ее детского существования. При этом, как ни странно, дeвoчка не росла балованной: в семье Гиацинтовых царил типичный для интеллигенции культ напряженной внутренней жизни. Гости Гиацинтовых удивлялись: “Вы производите впечатление не живущей вместе семьи, а людей, наконец встретившихся для обсуждения важного события”.

В семье Сони традиционно почитали театр. Отец принимал участие в работе Шекспировского общества, сам писал пародийные пьесы, дома то и дело устраивали любительские спектакли, постоянно ездили на премьеры в Малый и Большой. Гимназисткой впечатлительная Соня сначала влюбилась в Шаляпина, затем в Собинова, потом в Качалова. Вполне естественно, что она мечтала стать актрисой.

МХАТ

Летом 1910 года, выдержав большой конкурс, Соня была принята в качестве сотрудницы в Художественный театр. Быть сотрудницей означало сидеть на репетициях и выходить на сцену в бессловесных массовках. Но 15-летняя дeвoчка была счастлива и этим.

Читайте также:  Актриса екатерина новикова личная жизнь

Еще гимназисткой она стала заниматься драматическим искусством у артистки Московского Художественного театра (ныне МХАТ) Е. П. Муратовой, В 1910 была принята в этот театр по конкурсу. С. В. Гиацинтова вошла в группу молодежи, которая начала заниматься системой Станиславского, впоследствии этот кружок превратился в первую студию МХАТ – Помимо Гиацинтовой в этой студии учились Е. Вахтангов, Чехов, А. Дикий, руководил студией Л. А. Сулержицкий.

С легкой руки Качалова в Художественном театре Гиацинтову тут же прозвали Фиалкой, Фиалочкой. Ей довольно быстро начали доверять роли – хоть и небольшие, но со словами. Кажется, у всех в театре Соня вызывала умиление. Она была талантлива, восторженна, прилежна, ходила по театру не дыша. Вокруг не переводились поклонники, и она принимала их ухаживания, но предпочтения не отдавала никому.

Гиацинтовой во МХАТе повезло. Не только потому, что она застала всех знаменитых “стариков”, что ее оценили Станиславский и Немирович-Данченко. Но и потому, что она попала в театр в тот момент, когда в него пришла группа молодых, талантливых людей. Эти люди, среди которых были Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Серафима Бирман, Алексей Дикий, сплотились в одну дружную компанию, бурлившую от идей. Компания быстро обрела самостоятельность, стала называться Первой студией МХАТа, а потом и МХАТ-2. Софья Гиацинтова понемногу стала ведущей актрисой этой труппы.

В этом театре она сыграла множество ролей, среди которых Мария (“Двенадцатая ночь”, 1917и 1933), Кеккина (“Бабы” Гольдони, 1929), Сима (“Чудак” Афино-генова, 1929), Нелли (“Униженные и оскорбленные” Достоевского, 1932), Амаранта (“Испанский священник” Дюваля, 1934).

Любовь

Софья Владимировна была абсолютно предана своему театру, ее было невозможно представить вне этих стен, этих людей, которых, по ее словам, отличало особое “душевное братство”. Здесь же она нашла и свою любовь. Ее избранником стал актер Иван Берсенев.

Берсенев был принят в Художественный театр еще в 1911 году, вскоре после Гиацинтовой, но роман их начался лишь тринадцать лет спустя. Соня сразу отметила появление в труппе молодого красавца, да и на красавца произвела впечатление хорошенькая Соня. Впрочем, не менее пристальное внимание он обращал и на других актрис. Старшие товарищи советовали Гиацинтовой держаться подальше от этого жуира, и она послушно следовала их советам. “Я побаивалась его – влюбленного разом в нескольких женщин, грешного, неверного и горячего”, – вспоминала потом Софья Владимировна. 

Видимо, в летнем воздухе 1924 года было что-то особенное. Во всяком случае, именно тогда соображения благоразумия в отношении Берсенева отошли для Софьи Гиацинтовой на второй план. Роман пришлось скрывать от окружающих целый год: Берсенев был несвободен, друзья осуждали Гиацинтову, считая, что этот герой-любовник непременно принесет ей несчастье.

Однако вопреки опасениям знакомых Гиацинтова и Берсенев, кажется, жили в согласии. Спектакли МХАТ-2 гремели по Москве (то, что гениальный Михаил Чехов вскоре остался за границей, ослабило, но не сломило труппу). В Берсеневе обнаружился талант режиссера и администратора, и после эмиграции Чехова он стал художественным руководителем МХАТ-2.

Понемногу времена менялись. Все чаще МХАТ-2 обвиняли в идеологическом расхождении с линией партии и поносили в газетах. В 1936 году МХАТ-2 закрыли.

Театр им. Ленинского комсомола

Уничтожение родного театра Софья Владимировна восприняла трагически. Но надо было продолжать жить, и в 1938 году Гиацинтова, Берсенев и Серафима Бирман перешли в Театр имени Ленинского комсомола.

Так началась вторая половина ее жизни – внешне благополучная, но разительно не похожая на лучезарную молодость. Уже в первый год работы в театре Софья Владимировна сыграла одну из лучших своих ролей – Нору в пьесе Ибсена “Кукольный дом”. Среди других заметных работ: Леонарда (“Вапенсианская вдова” Лопе де Вега, 1940) и Наталья Петровна (“Месяц в деревне” Тургенева, 1944).

В Театре имени Ленинского комсомола Гиацинтова провела более сорока лет – выходила на сцену в главных ролях, ставила вместе с Берсеневым спектакли, занимая все более ответственное положение в труппе. После cмepти мужа вместе с Серафимой Бирман она даже некоторое время руководила театром.

Гиацинтову окружал мир, для которого понятие нравственного компромисса было естественно, как воздух. Она была обласкана властью и действительно сыграла немало идейно выдержанных ролей. Получала Сталинские премии. Жила с человеком, которого в театральных кулуарах именовали Ванькой-Каином – за виртуозное умение сочетать творчество с правительственными заказами. Непостижимым образом, однако, ей удавалось существовать от всего этого немного в стороне. Она участвовала в окружающей кипучей жизни и одновременно тихо, но внятно держала дистанцию. Видимо, эта позиция шла все от той же природной, естественной любви к миру. Гиацинтова была слишком жизнерадостна, чтобы его отвергать, но и слишком хорошо представляла, что такое норма, чтобы проникнуться духом эпохи.

С 1952 года Гиацинтова становится главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола, где ею поставлен ряд спектаклей совместно с другими режиссерами. В 1961 сыграла в спектаклях “Бесприданница”, “Дым отечества”, “Беспокойная старость”. В 1955 ей присвоено звание народной артистки СССР.

Кино

Так случилось, что в кино (в отличие от театра) актриса в основном играла роли в пропагандистских фильмах. Одной из самых известных ее работ является роль Варвары Петровны в одиозной пафосно-эпической драме Михаила Чиареули “Клятва”. Ее героиня отправляется пешком в Москву, чтобы передать Ленину письмо от земляков. Узнав о cмepти Ленина, Варвара Петровна попадает на Красную площадь, где передает письмо лично Сталину, который произносит на трибуне клятву верности идеалам Ленина…

Художественной ценности эта работа, разумеется, не имела, зато она принесла актрисе Государственную премию СССР.

Подобного плана были и другие картины, например “Падение Берлина” того же Михаила Чиареули. На протяжении многих лет Софья Гиацинтова воплощала на сцене и экране образ матери Ленина (“Семья Ульяновых”, 1957).

https://www.rusactors.ru/

роли в кино 1967 Седьмой спутник  ::  Марья Семеновнагенеральша 1964 Сумка, полная сердец 1957 Семья Ульяновых  ::  Мария Александровна Ульянова 1956 Без вести пропавший  ::  пани Мариямать Мирослава 1955 Неоконченная повесть  ::  Анна Константиновнамать Юрия 1952 Неразлучные друзья  ::  бабушка Вадима(в титрах не указана) 1950 Жуковский  ::  Анна Николаевнамать Жуковского 1949 Падение Берлина  ::  мать Иванова 1946 Клятва  ::  Варвара Михайловна