Биография товстоногова биография личная жизнь
Биография
Ге opгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Ге opгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.
Режиссер Ге opгий Товстоногов
Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.
Ге opгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Ге opгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.
Юный Ге opгий Товстоногов и его сестра Натела
Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.
Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.
Ге opгий Товстоногов
Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская комaнда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.
1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Ге opгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.
Театр
Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Ге opгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.
Режиссер Ге opгий Товстоногов
Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Ге opгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».
Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Ге opгий Товстоногов и Светлана Крючкова
В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.
В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.
Ге opгий Товстоногов на репетиции
Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.
Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Режиссер обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Главной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последний в городе стал притчей во языцех.
Читайте также: Михаил козак биография личная жизньЕвгений Лебедев и Ге opгий Товстоногов после спектакля «История лошади»
Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с прострaнcтвом и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зрительный зал театра наполнился публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя 3 месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.
Ге opгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.
Ге opгий Товстоногов в театре
Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. Театр обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших в городе.
Увлеченность артистов и появление собственного зрителя доказали, что метод Товстоногова является самым действенным. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет Ге opгий Александрович занимал пост директора театра, название которого теперь звучало по всей стране.
Памятник Ге opгию Товстоногову
За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.
Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.
В 1958 году Ге opгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.
Личная жизнь
Биография Ге opгия Товстоногова тесно переплетается с театральным делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Режиссер влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойной женщины, способной создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.
Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Ге opгия Товстоногова
Товстоногов считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала актриса Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943 году, а спустя 2 года молодожены развелись. В бpaке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр.
В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Избранницей оказалась актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался.
Ге opгий Товстоногов-младший, внук Ге opгия Товстоногова
Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника. Их также увлекла режиссура. Сыновья имели собственную манеру в творчестве, а Ге opгий Товстоногов-младший подсознательно шел по пути, который избирал дед. В 2012 году жизнь внука постановщика трагически оборвалась.
Смерть
Товстоногов возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. На 23 мая 1989 года была намечена премьера спектакля. Согласовав дату, постановщик сел в автомобиль, чтобы ехать домой, но так и не добрался до места назначения.
Большой драматический театр имени Ге opгия Товстоногова
Причиной cмepти режиссера стала остановка сердца. Для театрального Петербурга это оказалось трагедией. Не стало человека, вдохновившего несколько поколений. Ге opгий Товстоногов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств. Над захоронением установлен памятник в виде распятия.
После cмepти режиссера театру им. Ленинского комсомола присвоили новое название: Большой драматический театр имени Ге opгия Александровича Товстоногова. Фото режиссера и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто делятся в интервью воспоминаниями о работе и наставлениях мэтра сцены.
Читайте также: Русланова биография личная жизнь мужья детиМогила Ге opгия Товстоногова
Творческое наследие Товстоногова составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».
В память о Ге opгии Товстоногове сняты документальные фильмы «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения».
Постановки
- 1955 – «Оптимистическая трагедия»
- 1959 – «Варвары»
- 1959 – «Пять вечеров»
- 1962 – «Горе от ума»
- 1965 – «Три сестры»
- 1966 – «Мещане»
- 1969 – «Король Генрих IV»
- 1972 – «Ревизор»
- 1972 – «Ханума»
- 1974 – «Три мешка сорной пшеницы»
- 1975 – «История лошади»
- 1983 – «Смерть Тарелкина»
- 1985 – «На всякого мудреца довольно простоты»
- 1987 – «На дне»
Сегодня, 28 сентября, исполнилось 104 года со дня рождения культового театрального режиссера и педагога, выдающегося уроженца Тбилиси и талантливого мастера своего дела – Ге opгия Александровича Товстоногова
Он возвел саму сущность театра на новую степень, разрушив прежние мифы и мнимые установки. Ввел новое слово, которое до него не звучало на театральное сцене, и донельзя сблизил актера со зрителем. Так в чем же “товстоноговская харизма” – в стержне, в удивительном даре, хаpaктере или судьбе, рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.
Просто Гога
Его называли просто Гогой. В нем был мощный ген мужества, интеллигентности, бескрайнего таланта. Страстный волшебник невысокого роста, с необычайным обаятельным тембром голоса. Товстоногов абсолютно не терпел фальши как в жизни, так и на сцене, и по сути был создателем первой советской фабрики звезд.
Он создал свою реальность театра, на его спектакли ходили, потому что они были фантастичны по мастерству, идее и зрелищности. Товстоногов был вне конкуренции. Именно при нем русский драматический театр был рожден как таковой.
© photo: Sputnik / Анатолий Гаранин
Режиссер Ге opгий Товстоногов
“О каких чувствах может идти разговор, когда в действиях нет логики?”, “Ничего не объясняйте зрителю, действуйте”, “Вы должны почувствовать разницу между: рассуждать на эту тему и жить этой темой”, “Ваши задачи не доведены до страстности”, “Надо все доводить до конфликта. Не рассуждайте, а злите партнера, уничтожайте, оскорбляйте” — эти и многие другие фразы Ге opгия Товстоногова отпечатались в памяти его многочисленных учеников.
“Много лет прошло с тех пор, но я часто думаю и никак не могу понять, почему для того, чтобы освоить на пpaктике эти в общем-то простые истины, понадобились годы, десятилетия? Сейчас, вчитываясь в свои старые студенческие записи, я вижу: выстраивая со студентами будущий спектакль, Товстоногов учил предельно активно проникать в психологию героев, отгадывать их желания, выстраивать действия. Я помню, что только над первой фразой Татьяны (“Взошла Луна…”) он работал с исполнительницей много дней подряд. Ничего подобного в то время не было в пpaктике наших театров. Там больше занимались страстями. Часто можно было слышать на репетициях крик режиссера: “Перестаньте заниматься психологией, это вам не МХАТ!” И потому репетиции Товстоногова нас поражали”, – вспоминал в своей книге “Режиссер уходит из театра” ученик Товстоногова, известный грузинский театральный режиссер Михаил Туманишвили.
© photo: Sputnik / РИА Новости
Советский и российский кинорежиссёр Михаил Туманишвили
“Театр — это добровольная диктатура”
Мало кто знает, что Ге opгий Александрович Товстоногов начинал как актер, а потом был ассистентом режиссера в Русском ТЮЗе родного Тбилиси. Это было начало 30-х годов прошлого века.
В 1938 году Товстоногов окончил ГИТИС, где учился у Андрея Лобанова и Алексея Попова. И в 1938-1946 годах он уже режиссер Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первой его постановкой стала драма “Дети Ванюшина” Сергея Найденова в 1938 году. После этого последовали “Кремлевские куранты” Николая Погодина (1940), “Парень из нашего города” Константина Симонова (1941), “Школа злословия” Ричарда Шеридана (1942), “Ленушка” Леонида Леонова (1943) и многие другие постановки.
В конце 40-х годов Ге opгий Товстоногов начинает работать в Центральном детском театре в Москве и других театрах российской столицы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате. А с 1949 года судьба занесла Ге opгия Товстоногова в Ленинград, где он был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров
Ге opгий Товстоногов
Потом же в его жизни произошел ключевой момент – в 1956 году Товстоногова пригласили на должность главного режиссера Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького (с 1992 года – имени Г. А. Товстоногова).
С приходом Товстоногова в театре начались увольнения и зачистки: он сразу уволил почти 2/3 труппы. Про него заговорили, что режиссер в своей творческой деятельности и в воспитании труппы исповедовал недемократический принцип: “Театр – это добровольная диктатура”.
Читайте также: Александр вертинский биография личная жизнь дети фото© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров
Режиссер Ге opгий Александрович Товстоногов
С Товстоноговым было трудно и легко одновременно. Но он стал режиссером, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Позже 30-летний период руководства БДТ Товстоноговым назовут “золотой эпохой”, а сам театр “эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции”.
Открыв новый сезон в 1956 году, режиссер выпустил три премьеры — “Шестой этаж” Альфред Жери, “Безымянную звезду” Михаила Себастьяна и “Когда цветет акация” Николая Винникова, ставшие визитной карточкой нового БДТ.
© photo: Sputnik / Алексей Даничев
Здание Государственного академического Большого драматического театра им.Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге
31 декабря 1957 года на сцене театра был поставлен спектакль “Идиот” Федора Достоевского, где князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Постановка стала одним из крупнейших событий советского театрального искусства.
Среди самых популярных его постановок 1960-х годов были “Варвары” и “Мещане” Максима Горького, в 1970-е годы режиссер поставил спектакли “Ханума” Авксентия Цагарели и “История лошади”, поставленная совместно с Марком Розовским, по “Холстомеру” Льва Толстого, где главную роль сыграл Евгений Лебедев. 12 октября 1987 года Товстоногов представил спектакль “На дне” Максима Горького, которому было суждено стать его последней премьерой. Пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, представляла собой трагедию о расплате за человеческое безверие.
© photo: Sputnik / P. Manushin
Артист Иннокентий Михайлович Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле по роману Ф.М. Достоевского “Идиот” в постановке Ленинградского Большого драматического театра
Высшие силы позаботились о нем до конца
Ге opгий Товстоногов всегда был в непрерывном поиске. Не прощал профессионального и никакого другого предательства, денно и нощно искал на сцене и в жизни “правду, а не правденку”.
Он пользовался завидной популярностью в женском обществе и в его жизни было немало женщин. Первой женой Ге opгия Товстоногова была грузинская актриса Саломе Канчели, которая ушла от него через два года после свадьбы. И оставила ему двоих сыновей – Александра и Николая. Второй супругой Товстоногова была актриса Театра имени Ленсовета Инна Кондратьева. Говорили, что муж-режиссер и жена-актриса – это не их история. Так что и этот бpaк также закончился разводом. Третья жена, гражданская, актриса Тамара Котикова была его бывшей студенткой. Придя в его жизнь, она не пришла в его театр. Наверное, поэтому они прожили семь счастливых лет. Но Котикова говорила про Товстоногова, что женщина не может разбить его сердце – потому что оно полностью принадлежит театру.
© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров
Ге opгий Товстоногов
При всем этом Товстоногов был невероятно одинок. Впрочем, как любой гений. Он как будто всю жизнь хранил какую-то горькую тайну…
facebook.com/ТЕАТР-ИМЕНИ-АС-ГРИБОЕДОВА
Один из самых близких людей Товстоногова на свете, его родная сестра Нателла, говорила, что единственное, от чего Ге opгий Александрович никогда не уставал – это театр. Со всеми его нервами, страстями, взлетами и падениями. Он действительно не мог без театра дышать, не мог, не умел и не хотел даже пробовать.
“У него была невероятная наблюдательность, – рассказывала Нателла Александровна в одном из интервью. – Когда что-то происходило, у него часто появлялся отсутствующий взгляд, и возникало ощущение, что он ничего не слышит и не замечает. А на самом деле – все, до мелочей, до тончайших нюансов…”, – вспоминала о режиссере театральный критик Наталья Старосельская.
© photo: Sputnik / Леся Полякова
Нателла Товстоногова
Говорили, что cмepть Ге opгию Товстоногову за рулем автомобиля предсказала цыганка, или он сам себе такой конец предсказал.
“Товстоногов хотел умереть, как артист Бабочкин, в машине. Говорил так. И это было ему даровано. Успел подрулить к тротуару и притормозить. С такою же подробною точностью, какою он владел на сцене. Высшие силы позаботились о нем до конца”, – писал о Товстоногове Алексей Волошин в книге “Записки нетрезвого человека”.
© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров
Главный режиссер Ленинградского государственного академического Большого драматического театра им. Горького Ге opгий Товстоногов (второй справа) на последней репетиции. Слева направо – актеры Светлана Крючкова, Евгений Лебедев, Олег Басилашвили.
Ге opгия Товстоногова нет уже 30 лет – целое поколение. Но это именно тот случай, когда и через сто лет театральный мир все еще будет его понимать, чувствовать и верить ему.