Лилия толмачева биография личная жизнь дети
Лилия Толмачева – легендарная актриса, вклад которой в развитие театрального искусства был огромным. Талантливая артистка не раз награждалась орденами и медалями за 50 лет театральной деятельности. Биография актрисы Лилии Толмачевой будет поведана читателю в статье.
Начало творческого пути
Толмачева Лилия Михайловна родилась в СССР 6 июня 1932 г. в с. Руднево Сталинградской (теперь – Волгоградской) области. Родители будущего театрального деятеля были педагогами в школе. Современник актрисы О. Табаков обучался в школьные годы у мамы Лидии. Отец Толмачевой попал под репрессии в 1937 году, поэтому был вынужден расстаться с семьей.
Лилия в 5 лет оказалась в детском доме города Саратова. В 1941 году детский дом №1 посетили научные работники Саратовского педагогического института Евсеенко П. и Мостовская М. После этого в январском выпуске газеты “Коммунист” появилась статья о детском доме “Красный городок”. В ней говорилось, что в чистых и уютных комнатах с видом на Волгу живут одаренные ребята, которые занимаются музыкой, живописью, играют театральные пьесы. Среди них росла и Лилия Толмачева. Вначале театральным наставником Лидии была школьный учитель литературы, которая уговорила дeвoчку принять участие в спектакле. Будущей артистке театра и кино досталась роль Ларисы из пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”. Впоследствии юношеские грезы творческой натуры Л. Толмачевой привели к тому, что дeвyшка начала постепенно развивать актерскую карьеру.
Актриса Лилия Толмачева, фото которой вы имеете возможность увидеть в статье, стала заниматься серьезной театральной деятельностью под сценическим псевдонимом Лилия. Она, будучи выпускницей школы г. Саратова, поступает на курс актерского факультета в Школу-студию МХАТа, на обучение в мастерскую педагогов Станицына В. Я. и Блинникова С. К. После 5-летнего обучения (с 1946 по 1950 гг.) актриса начинает карьеру в Саратове со службы в ТЮЗе.
Работа в саратовском театре
Актриса Толмачева Лилия Михайловна играет Джульетту в постановке “Ромео и Джульетта” В. Шекспира и Веру Павловну в спектакле “Что делать?” на сцене Саратовского ТЮЗа. Следующей театральной ролью стала Доротка из пьесы “Волынщик из Стpaкониц”. В 1952 г. Лилии досталась роль Лики из пьесы “Два друга” Н. Н. Носова.
Карьера в ТЮЗе окончилась в 1954 году: Ирина из повести “Три сестры” А. П. Чехова, а также последняя роль, где Лилия играла в пьесе “Не называя фамилий” (автор – В. Б. Минко). После 2-летней работы в ТЮЗе актрисе пришлось вернуться в Москву.
Театр им. Моссовета
Знаменитый тогда Юрий Завадский, бывший руководителем Театра им. Моссовета, занимался в 1955 году поисками исполнительницы роли Нины в драме “Маскарад”. Лилии удалось пройти с успехом конкурс, претендуя на исполнение этой роли. Так Толмачева Лилия Михайловна стала служащей Театра им. Моссовета в Москве. Работа в нем продолжалась недолго.
После первой постановки в 1955 году Лилия Михайловна Толмачева сыграла горничную под руководством Завадского Ю. в пьесе “Кража” (Д. Лондон). В следующей постановке под названием “В тихом переулке” А. Мовзона артистка сыграла Лену (1955 г.) под руководством А. П. Шапса. Роль Ларуссон из “Карин Лефевр” досталась актрисе (1956 г.) на заключительном этапе работы в Театре им. Моссовета.
Театральные современники Лилии Толмачевой
В 1956 г. в составе молодого творческого коллектива актеров из Школы-студии МХАТ актриса начала карьеру в “Современнике”. Основателями театра стали талантливые деятели искусства Г. Волчек, О. Табаков, Е. Евстигнеев, О. Ефремов, И. Кваша и др. Театральный коллектив, к которому присоединилась актриса Лилия Толмачева в 50-х гг. ХХ в., открыл перед ней долгий путь в театральную жизнь. Историческая деятельность “Современника” началась с постановки спектакля “Вечно живые” по пьесе В. Розанова.
“Современник” стал частью жизни легендарной актрисы, которой она посвятила более 50 лет. Она не раз пыталась покинуть стены театра, но ее не отпускал коллектив, особенно бывший супруг артистки Олег Ефремов. Она считала семью основой человеческого достоинства, поэтому каждый раз оставалась и достойно служила театральному искусству.
“Современник” создавался именно как семья, которая являлась добровольным сообществом молодых актеров-единомышленников. Они всегда верили в одну идею, любили свое дело, призывая к нему друг друга. В те дни театр не являлся мероприятием для бездумных развлечений, каким он представляется порой в наше время.
Лилия Михайловна Толмачева относилась к первому призыву актеров, поэтому большинство идей О. Ефремова, связанных с открытием нового театра, оказались ей близкими. Она погружалась в искусство, отрицая премьерство и воспринимая театральную жизнь как главное явление свое творческого пути.
Актриса Лилия Михайловна Толмачева не ломала себя, не доказывала, что ее жизненные ценности стоят на первом месте. За это Лилию ценили и уважали в родном коллективе. Она смогла блестяще раскрыть свой хаpaктер, творческие способности, силу воли. Лилия Михайловна Толмачева редко участвовала в съемке кинокартин, поскольку считала себя служащим театральной сцены.
Роли в театре “Современник”
Толмачева Лилия Михайловна выступала во многих ролях, будучи актрисой нового театра “Современник” в Москве. В 1956 году ее утвердили на первую роль на сцене театра, которому она посвятила более полувека до 2013 года. Лилия сыграла Ирину Бороздину в спектакле “Вечно живые” у постановщика О. Н. Ефремова (В. Розанов).
В молодом “Современнике” не существовало высокой классики, но в нем трудились замечательные драматурги с современным направлением творческой мыслей: В. Розанов, М. Рощин, А. Володин и другие советские сценаристы. Постановки режиссеров позволяли вести серьезную беседу о злободневных проблемах современности. Блестяще сыгранная роль преуспевающей Агнии Шабиной, которую Лилия исполнила в спектакле “Традиционный сбор” В. Розова, не оставила равнодушным зрителя. Толмачева играла Надю из “Старшей сестры” А. Володина, а также многие другие роли.
Читайте также: Екатерина климова биография личная жизнь семьяРежиссерская деятельность
Поскольку театр считается коллективным видом искусства, актрисе Толмачевой Л. М. приходилось заниматься режиссерской деятельностью. Легендарная Лилия Толмачева стала режиссером 3 постановок на сцене “Современника”. Она была назначена коллегой по сценической деятельности Г. Волчек (1977-1978 гг.) постановщиком пьес Соколовой А. и Пиранделло Л.: “Фантазии Фарятьева”; “Генрих IV”.
Талантливая актриса была приглашена О. Н. Ефремовым в качестве постановщика пьесы Олби Э. “Все кончено” во МХАТе (1980 г.). Тогда ей пришлось руководить комaндой талантливых актеров с большим опытом. Она всегда верила в талант актеров и возможности психологической, но не концептуальной постановки пьес.
Награды Лилии Михайловны за актерское мастерство
У самой актрисы не было иной судьбы, ее роли отличались большим интересом к душевным тайнам и страстям героев пьес. Она тонко чувствовала их внутреннюю сущность, раскрывая ее в своей игре. Блестяще сыгранные роли позволили получить Лилии Толмачевой звание заслуженной артистки РСФСР в 1968 году после того, как она сыграла Настю из пьесы Максима Горького “На дне”. Толмачева Лилия Михайловна, ставшая народной артисткой РСФСР в 11.03.1981 г., награждена за вклад в сфере театра орденами Дружбы (1996 г.) и Почета (2006 г.)
В 1997 году награждена медалью “В память 850-летия Москвы”. Знаменитая актриса Лилия Михайловна Толмачева является обладательницей ордена IV степени “За заслуги перед Отечеством”, которым она была награждена в 2012 году за многолетний вклад, связанный со множеством ведущих ролей, сыгранных актрисой в течение всего театрального пути.
Кинороли
Лучшими ведущими киноролями стали Елизавета Александровна и Милда (последняя роль) из фильмов “Обыкновенная история” и “Крутой маршрут” по пьесам И. Гончарова и Е. Гинзбурга. Кинороли артистки немногочисленны, поскольку она посвятила свою жизнь театру, которому была предана до последнего вздоха.
Первая кинороль была сыграна актрисой Лилией Михайловной Толмачевой в 1958 году в картине под названием “Жизнь прошла мимо”. Л. Толмачева и О. Табаков вместе снимались в кинокомедии “Шумный день”. Этот фильм был популярным около полувека. Цензура советского времени пропустила на эту серьезную роль именно Л. Толмачеву. Молодящаяся актриса Аркадина в “Чайке” А. П. Чехова – комедийная роль, отлично сыгранная талантливой актрисой.
Актриса Лилия Толмачева: личная жизнь, дети
С 3-го курса обучения Лилия Михайловна Толмачева состояла в бpaке с Олегом Николаевичем Ефремовым, но семья в 1952 г. распалась, просуществовав полгода. Артистка сумела сохранить дружеские отношения с бывшим супругом до последних дней его жизни. По словам артистки, у них с первым мужем были разные отношения к семье и дому, они часто ссорились. После очередного конфликта Толмачевой пришлось уехать в Саратов к больной матери. Супруги смогли развестись без каких-либо скандалов.
Были ли у актрисы Лилии Толмачевой муж, дети после первого горького опыта? Да, женщина решилась на второй бpaк. Второй муж легендарной актрисы Л. Толмачевой служил редактором в отделе поэзии издательства “Советский писатель”. Виктор Фогельсон был человеком, к которому мечтали попасть многие советские поэты 60-х годов. Все боялись его, но дружелюбие редактора и способность шутить были ценными качествами для творческих людей.
Виктор Фогельсон умел чувствовать слова, тонко ощущал ритм и рифму, имел глубокие познания в музыке и поэзии. Ему посвящал стихи Булат Окуджава, Варлам Шаламов писал ему письма с благодарными строками. С Виктором Фогельсоном в жизни актрисы появилось множество новых друзей. Детей у пары талантливых людей не было.
Смерть Лилии Михайловны
В 2008 году у актрисы Лилии Михайловны Толмачевой началась тяжелая болезнь, которая закончилась инсультом. 25 августа 2013 г. талантливой артистки не стало. Она умерла в Москве, прожив 81 год. Актриса была похоронена 29 августа 2013 года на московском Ваганьковском кладбище, возле супруга В. Фогельсона.
Неповторимая Лилия Толмачёва предпочла быть забытой, чем сниматься в рекламе и сериалах-пустышках
Неповторимая Лилия Толмачева предпочла быть забытой, чем сниматься в рекламе и сериалах-пустышках
В столичном театре «Современник» каникулы и траур: не стало 81-летней Лилии ТОЛМАЧЕВОЙ – актрисы из великолепной пятерки его основателей, включавшей Галину ВОЛЧЕК, Олега ТАБАКОВА, Игоря КВАШУ, во главе с легендарным Олегом ЕФРЕМОВЫМ. Он был тогда уже ее экс-мужем, но она примчалась ему на помощь и добрую треть века оставалась «лицом» придуманного им театра, на сцене которого сыграла более 30 ролей. И до конца своих дней его подмосткам не изменяла. Но чем и как жила эта необыкновенная женщина?
В наши шоу-сериальные дни имя и облик народной артистки России Лилии Михайловны Толмачевой оказались почти забыты. Первые скупые сообщения агентств о cмepти «звезды театра «Современник» эпохи его расцвета в 1950 – 1970 годы» не особо растрогали интернет-публику. Лишь благодаря Станиславу Садальскому, который к своим артистическим амплуа прибавил еще одно – блогер и на этом поприще быстро снискал приставку «народный», многие поняли, какую невосполнимую утрату понесла культура России. Находясь в больнице, по его словам с «пустяком», артист выставил в своем блоге фото и видеоролик театральных работ Толмачевой и снабдил их комментарием. Сетуя, что не смог докричаться до журналистов с просьбой сделать серию интервью с этой легендарной женщиной, Садальский обнародовал то единственное, которое за четверть века она дала Александру Мягченкову, нынешнему руководителю канала «Театр».
Читайте также: Пименов биография личная жизньРазвелись без скандала
– Нет-нет, я никогда не была ceкcи, – с испугом отмахивалась от этого определения Лилия Михайловна. – Но я все-таки была ведущей артисткой «Современника», и поэтому один-два поклонника, которые, по мысли Станиславского, должна иметь любая актриса, у меня, думаю, были.
Вряд ли с этим, отнюдь не кокетливым, утверждением согласятся те, кто видел Толмачеву на сцене. Она никогда не делала ставку на свою эpoтичность, как ее великолепная коллега и конкурентка по спектаклю «Двое на качелях» Татьяна Лаврова, которой Андрей Вознесенский посвятил ставшие песнями стихи: «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Миллион алых роз». Толмачева всегда играла личность, движимую волевой, интеллектуальной, а чаще – душевной энергией, взять верх над которой не могла даже врожденная ceкcуальность. Поэтому именно она так убедительно играла княжну Трубецкую в «Декабристах» драматурга Зорина и не позволяющую мужчине себя унизить «бoмжиху» Настю в пьесе Горького «На дне». А в «Большевиках» Шатрова – революционерку и Чрезвычайного Полномочного посла СССР Александру Коллонтай, перед умом и шармом которой не устояли западные лидеры, подписав документ о сотрудничестве своих государств с нашей «варварской страной».
В те времена цензура на столь ответственную роль не пропустила бы женщину, не обладавшую названными качествами. Но и комедийную роль молодящейся актрисы Аркадиной в чеховской «Чайке», которая не желала сдавать своих женских позиций ни в быту, ни на сцене и хорошо знала, как подчинить мужчину, которому седина ударила в бороду, а бес в ребро, она сыграла превосходно.
Словом, всех героинь Толмачевой не перечислить. Но роли придут потом. А на третьем курсе Школы-студии МХАТ Лилия вышла замуж за Олега Ефремова. Вместе они прожили недолго.
– Олег тогда работал в Детском театре, – вспоминала как-то Лилия Толмачева. – Жили вместе с его родителями в одной комнате, перегороженной шкафом. Виделись только ночью, а днем у каждого были свои дела. Не хочется говорить об этом подробно, но наше отношение к семье, к дому было абсолютно разным. Кажется, была очередная ссора, и я решила уехать, к тому же мама в Саратове тяжело заболела. Я спросила Олега: «Ты меня любишь?» – «Ну!» – ответил Олег и добавил: «Я хочу быть с тобой».- «Ты меня любишь, как Ромео Джульетту?» – не унималась я. «Ну и дypa ты, – сказал Олег, – и погибнешь оттого, что дypa». Кстати, эту фразу он говорил чуть ли не при каждой нашей встрече до конца своей жизни…
Но сведущие люди утверждают, что в 1957 году, через пять лет после развода, именно ради нее Ефремов создал «Современник».
Развестись в те годы было не просто. Нужно было или облить друг друга грязью, или долго жить порознь. Толмачева поступила в Саратовский ТЮЗ, через несколько лет вернулась в Москву, выиграв конкурс на роль в престижном Театре имени Моссовета. Как молодым супругам удалось развестись без скандала, не известно. О том, что пережила Лилия Михайловна в тот период, можно лишь догадываться. После признания единственной дочери Олега Ефремова – Анастасии, которую родила ему сценаристка и богемная дама Ирина Мазурок, сделать это стало легче.
– Я – ровесница «Современника», родилась как раз в то время, когда папа создавал театр, – рассказала Анастасия Ефремова, бывший завлит театра «Эрмитаж», а теперь глава фонда имени своего отца. – Тогда же возникла папина-мамина семья, которой было отмерено всего три года. Девяносто пять процентов времени он проводил в театре, а пять процентов оставалось на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ним были родные, жены, но это ничего не меняло. Я думаю, может быть, он вообще не был создан для семейной жизни. Уж во всяком случае, не с такой женщиной, как моя мама, которая требовала от мужчины большого внимания и бешеной любви.
Моя мама была женщиной до мозга костей… Отцу она изменяла… В моей метрике в графе «отец» стоял прочерк.
Но и влюбчивый, чертовски талантливый Ефремов обожал совершать немыслимые поступки. На гастролях в Ташкенте он ночью залезал по пожарной лестнице в номер Анастасии Вертинской и читал ей стихи, а утром гулял по городу в халате и тюбетейке, полученных из рук главы ЦК КПСС Узбекистана Шарафа Рашидова, и вовсю кокетничал со своей первой женой Лилечкой Толмачевой. Она же и спустя годы признавалась, как сильно тогда его любила и как надеялась, что залитый солнцем восточный город вернет ей его любовь.
Читайте также: Камолов биография личная жизньЭтого не случилось, но дружили они всю жизнь. Любопытно, что Ефремова с Мазурок познакомила в разгар своего с ним романа Галина Волчек, с 1972 года возглавляющая «Современник».
Замечательная пара
Как возник в жизни Лилии Толмачевой Виктор Фогельсон, сегодня уже не выяснить. Это был человек, которого знали все известные поэты СССР. Он работал редактором отдела поэзии издательства «Советский писатель», и все поэты-шестидесятники мечтали попасть именно к нему, поскольку очень ценили его чувство слова, ощущение ритма и рифмы, глубочайшее знание поэзии и музыки. И умение шутить. Он выполнял, казалось бы, две мало совместимые задачи – осуществлял первую цензуру и помогал авторам увидеть как бы со стороны свои огрехи и довести поэтический текст «до ума» – то есть до возможности его «пропихнуть». Все восхищались этой его способностью и дружелюбием, но и шли к нему со страхом: уж если Витя отложит рукопись, то это означает, что она либо слишком слаба, либо это непоправимый из-за крамолы «непроходняк».
За 30 с лишним лет он раскрутил почти всех ныне известных поэтов уникальной эпохи советского поэтического бума, когда поэт мог собрать стадионы. Но слова благодарности в его адрес можно встретить лишь в воспоминаниях диссидентов. Булат Окуджава, с которым Фогельсон был дружен, посвятил ему стихи: «Витя, сыграй на гитаре». И скупые благодарные строки можно прочесть в письмах опального Варлама Шаламова: Виктор Сергеевич был редактором всех пяти его прижизненных поэтических сборников. Когда отпевали поэта, который в тюрьмах и психушке лишился здоровья, но при этом полемизировал с Солженицыным, изрядно перегнувшим палку в своей критике строя, в храме в Замоскворечье у гроба стояли Виктор Фогельсон, Фазиль Искандер и Феликс Светов. Сотни писателей-москвичей и поэтов не решились на этот поступок, хотя и уважали Шаламова – кто за мужество, кто за стихи.
Вот такой мужчина стал вторым мужем Лилии Толмачевой, чьи родители были репрессированы. С ним в ее жизнь вошло много новых людей, дружбой с которыми она дорожила. Но театр оставался главным смыслом ее бытия. Детей у Лилии Михайловны не было.
– Лиля и Витя были замечательной, талантливой парой, – говорит актриса «Современника» Елена Миллиоти, десятки лет дружившая с Толмачевой. – Не помню, когда они поженились, это было очень давно. И умер Виктор тоже давно, в 1994 году. Он безмерно Лилю любил и всячески о ней заботился. О каких «других» романах Толмачевой вы спрашиваете? Я даже не понимаю вопрос. Бpaк с актрисой вас, говорите, смущает. А я сама актриса и замужем за актером. Мы 50 лет вместе, и я не выношу разговоров об обязательной неверности мужьям всех женщин и актрис тем более. Такие разговоры вообще не про Лилю. Она сделала карьеру артистки и режиссера, вовсе о карьере не думая. В ней не было ни йоты карьерных амбиций. И сделала ее, благодаря не мужьям и романам, а исключительно благодаря своему таланту. Представьте, такое бывает!
Говорят
* Последним любимым мужчиной Лилии Толмачевой был актер Олег Чайка. Многим он запомнился фразой из фильма «Сыщик»: «Знаешь, какая между нами разница? Я тебе могу дать в морду, а ты мне нет!»
* Все наследство Толмачевой отойдет актрисе Клавдии Коршуновой. Ее отец, народный артист России Александр Коршунов, занимался организацией похорон. Оба они работают в «Современнике». Клавдия, судя по всему, ухаживала за Толмачевой, которая два года назад пережила инсульт. Она была с ней и в последний день: Лилия не хотела вызывать «скорую», чтобы не ложиться в больницу.
В последний путь
* На похоронах было мало коллег. Судачили, что Галина Волчек лежит в клинике. Остальные «современники» в отпуске. Кроме Стаса Садальского появилась лишь на инвалидной коляске Людмила Иванова.
* Отпевали в церкви в Брюсовом переулке, там же, где и Наталью Гундареву.
* Похоронена на Ваганьковском кладбище. Она хотела лежать рядом с последним мужем, поэтом Виктором Фогельсоном.
СПРАВКА* Лилия ТОЛМАЧЕВА родилась 6 июня 1932 года в селе Руднево в нынешней Волгоградской области в семье педагогов. В школе у ее мамы учился Олег Табаков.
* В кино актриса снималась мало, но в тех немногих ролях, что сыграла, по признанию критиков была великолепна: «Обыкновенная история», «Жизнь Бетховена», «Большевики». Современному зрителю знакома по часто повторяемому фильму «Шумный день».
* Ее первой режиссерской работой в 1977 году стал спектакль «Фантазии Фарятьева», в котором главную мужскую роль исполнил Станислав Садальский. С тех пор она называет его своим любимым артистом. Затем Толмачева поставила «Генриха IV» Пиранделло. На сцене МХАТа шел в ее постановке спектакль «Все кончено» Олби.
* Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почета, орден Дружбы.