Юрий векслер биография личная жизнь жена
Биография
В начале 1940 года в семье знаменитого художника – постановщика киностудии «Ленфильм» Абрама Соломоновича Векслера родился сын Юрий. Династия Векслеров, евреев по национальности, вела свои истоки из Белоруссии, из города Витебска. В Белоруссии у отца остался брат Михаил, который также был художником.
Векслеры закончили Витебский художественный институт под руководством Юделя Пэна и Казимира Малевича. Поэтому естественным образом художественное чутье передалось и маленькому Юре, который впоследствии стал одним из самых знаменитых кинооператоров своего времени.
Юрий Векслер | Феникс
Свое детство Юрий Векслер провел в Ленинграде. Маленьким ребенком он пережил блокаду, отчего его здоровье сильно пошатнулось. Ростом Юрий вышел ниже, чем его отец, к тому же, всю жизнь потом часто болел. Но это не мешало ему в юности оставаться сорванцом и xyлиганом.
Отец часто брал Юрия в киноэкспедиции, где мальчик познал все тонкости киноискусства изнутри. Но Абрам Соломонович в какой-то момент устал терпеть вольности поведения своего сына и отправил его учеником фотолаборанта в цех комбинированных съемок. Такой выбор отец сделал неспроста: Юра к этому времени увлекся фотографией и проявлял способности в написании картин. Больше всего Юрий любил жанр портрета.
Юрий Векслер в молодости | Петербург
Работа увлекла Юрия Векслера настолько, что он погрузился в нее с головой и даже не пошел поступать в вуз после окончания десятилетки. В шестидесятые он участвует в съемках нескольких короткометражных лент в качестве помощника оператора.
Кино
В 1969 году Юрий Векслер встречает своего мастера. Им стал оператор Дмитрий Долинин, который сразу взял перспективного молодого человека в операторский коллектив для съемок фильма «Семь невест ефрейтора Збруева». Художественные и операторские находки Юрия были настолько точны и интересны, что его по праву указывают в титрах вторым оператором-постановщиком картины. А режиссер Виталий Мельников в последующих своих картинах каждый раз работал только с Векслером.
Юрий Векслер с камерой | TV Kultura
Особенностью операторской профессии является то, что часто даже маститые операторы остаются в тени славы актеров и режиссеров фильмов. Но только в кинематографических кругах знают, что успех картины во многом зависит от мастерства человека с камерой.
Именно оператор делает художественный замысел фильма видимым. На хороших операторов режиссеры и артисты буквально «молятся». А Юрий Векслер обладал именно таким чутьем, которое вывело многие фильмы в разряд культовых.
Юрий Векслер на съемках фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона” | Sobaka
Все работы Юрия Векслера можно отнести к значимым. Но прежде всего поклонникам запомнились его киноленты «Старший сын», «Отпуск в сентябре», «Женитьба», «Ключ без права передачи», «Пацаны», «Шерлок Холмс», «Зимняя вишня», «Царская охота». Свои фильмы Юрий Векслер снимал, не имея высшего образования, что в те годы было нонсенсом.
Интересен был его индивидуальный подход к каждому актеру. Он подолгу мог сидеть в гримерке рядом с артистом, беседовать с ним. А потом, следуя какому-то своему внутреннему наитию, давал комaнду снимать. В каждого исполнителя Юрий влюблялся как художник. Он тонко и точно выстраивал крупные планы.
Юрий Векслер на съемках фильма “Пацаны” | Кино-Театр
Обладая истинной интеллигентностью, Юрий Векслер оставался страшным трудоголиком. Он мог сутками искать кадр, работать без перерыва. Он не гнушался дружбой с самыми простыми людьми, подсобными рабочими.
В нем не было излишнего позерства и гордости. Как и полагается оператору, он был всегда в тени. Но режиссеры всегда могли положиться на его врожденное мастерство и чувство стиля. Все подготовительные работы он проводил незаметно, во время построения мизансцены. Таким образом, режиссеру уже не надо было ждать еще и выстраивания операторской картинки дополнительно.
Юрий Векслер на съемках | НТВ
Советы Юрия Векслера по съемкам всегда были бесценны. Например, это он предложил проводить съемки «Женитьбы» зимой. Заснеженность улиц скрывала ненужный в кадре асфальт, делая все пейзажи исторически правдоподобными.
Оператор Векслер полностью создал художественный мир киноленты «Шерлок Холмс», одному из знаковых фильмов в его биографии. Ему принадлежит авторство образа самого детектива, источником вдохновения для которого послужили картины Сиднея Пейджета. Знаменитый кадр, в котором зрители видят со спины сидящих Шерлока Холмса и доктора Ватсона напротив камина, также был придуман оператором.
Личная жизнь
Первый бpaк оператора продлился 11 лет. После развода он некоторое время жил один. Поджарый, с офицерскими усиками и немного грустным взглядом Юрий пользовался популярностью у сотрудниц киностудии.
Юрий Векслер и Светлана Крючкова | Феникс
В 1974 году на съемках «Старшего сына» в личной жизни Юрия Векслера произошли значительные изменения: он познакомился со своей будущей женой Светланой Крючковой. Эта эффектная женщина и гениальная актриса стала на 15 лет музой оператора. С самого начала их романа страстно влюбившаяся артистка покинула Москву и переехала в Ленинград к своему возлюбленному.
Читайте также: Ян фрид биография личная жизнь детиШесть лет они прожили, не регистрируя отношения. Их расписали только накануне рождения сына Дмитрия в 1981 году. К этому времени Юрий, не отличавшийся хорошим здоровьем, уже перенес первый инфаркт. Это был тяжелый момент для обоих.
Юрий Векслер с семьей | НТВ
Роды прошли с осложнениями, при этом Светлане приходилось регулярно ездить в больницу к супругу. Усугубил ситуацию не вовремя начатый ремонт в квартире. В настоящее время сын Юрия Векслера живет во Франции и работает переводчиком. У оператора больше не было детей.
Юрий Векслер с семьей | Whos dated who
Юрий Векслер любил работать со своей женой. Из ее лица в кадре Юрий мог лепить любой кинообраз. Оператор не только занимался съемочным процессом, но и участвовал в создании грима для актера. По словам Светланы, он всегда давал ей дельные советы, которые попадали в точку. Это касалось и других ее работ. Вместе они работали на съемочных площадках фильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Женитьба», «Царская охота».
Смерть
В последние годы, на фоне возросшей популярности Светланы Крючковой супруги стали часто ссориться, что и привело в конечном счете к их разводу. Юрий Векслер пережил это расставание тяжело.
Причиной его cмepти спустя 1,5 года после разрыва отношений с женой стал второй инфаркт. Могила оператора находится на Сестрорецком кладбище города Санкт-Петербурга.
Памятник на могиле Юрия Векслера | Некрополь
В возрасте 51 года Юрий Векслер готовился к своему режиссерскому дебюту, которому не суждено было состояться. Он начал работу над сценарием военного детектива «Долгие ночные стоянки». Эту рукопись нашли после cмepти оператора на его рабочем столе. С гением прощался весь состав «Ленфильма».
Фильмография (оператор)
- Семь невест eфрейтора Збруева – (1970)
- Здравствуй и прощай – (1972)
- Странные взрослые – (1974)
- Старший сын – (1975)
- Ключ без права передачи – (1976)
- Женитьба – (1977)
- Шерлок Холмс и доктор Ватсон – (1979)
- Отпуск в сентябре – (1979)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона – (1980)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей – (1981)
- Пиковая дама – (1982)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры – (1983)
- Пацаны – (1983)
- Колье Шарлотты – (1984)
- Зимняя вишня – (1985)
- Презумпция невиновности – (1988)
- Царская охота – (1990)
- Зимняя вишня 2 – (1990)
- Лох — победитель воды – (1991)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2018; проверки требуют 12 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Векслер.
Юрий Абрамович (Аркадьевич) Ве́кслер (4 февраля 1940 — 29 сентября 1991) — советский кинооператор и сценарист. Лауреат государственной премии СССР (1985). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991).
Биография[править | править код]
Векслер был оператор от бога: темперамент, помноженный на интуицию, врожденная культура глаза плюс свобода от догм.
— режиссёр Игорь Масленников[1]
Родился 4 февраля 1940 года в Ленинграде в семье художника-постановщика Абрама Соломоновича Векслера. Племянник художника Михаила Векслера (1898—1974). В 1957 году начинает работать на киностудии «Ленфильм» учеником фотолаборанта. Не имея кинооператорского образования и формального диплома, прошёл все ступени профессионального роста. Мастером для него стал кинооператор Дмитрий Долинин, включивший его в свою группу сначала ассистентом, а потом вторым оператором[1]. А в титрах фильма Виталия Мельникова «Семь невест eфрейтора Збруева» (1970) они оба значатся операторами-постановщиками.
Юрий Абрамович Векслер также работал и над следующими фильмами Виталия Мельникова: «Здравствуй и прощай» (1972), «Старший сын» (1975) и «Женитьба» (1977). Фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» был снят в 1979 году, но пролежал на «полке» под запретом до 1987 года. С режиссёром Динарой Асановой были сняты фильмы «Ключ без права передачи» (1976) и «Пацаны» (1983).
Кинокритик Ольга Шервуд отмечает, что Юрий Векслер «был создан именно для отечественной киношколы тех лет, когда изображение само по себе говорило правды больше, чем „идейное содержание“. Осознавал первородство своей профессии в кино, но операторскую задачу понимал классически строго: видел её в том, чтобы подчинить себя драматургии и раствориться в ней»[2].Читайте также: Михаил гельфанд биография личная жизнь
В 1979 году вышел фильм Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», имевший большой успех у зрителей. На следующий год выходит продолжение «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (3 серии). Придуманный Векслером кадр, когда зритель видит со спины Холмса и Ватсона, которые сидят возле камина и беседуют, стал символом этого сериала. С Игорем Масленниковым были сняты экранизация «Пиковой дамы» (1982) и культовый фильм 1980-х годов «Зимняя вишня».
В 1980-е годы продолжилось сотрудничество с режиссёром Виталием Мельниковым. Были сняты фильмы «Чужая жена и муж под кроватью» (1984), «Первая встреча — последняя встреча» (1987), «Царская охота» (1990).
Юрий Векслер готовился к собственной постановке по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты «Долгие ночные стоянки», полудетективной современной истории с военными воспоминаниями[2].
Скончался от второго инфаркта 29 сентября 1991 года. Похоронен в Ленинграде на Сестрорецком кладбище.
Награды и премии[править | править код]
На съемках фильма “Царская охота”
- 1985 — Государственная премия СССР (за фильм «Пацаны»)
- 1986 — премия имени А. Н. Москвина, премия киностудии «Ленфильм» за лучшую операторскую работу («Первая встреча, последняя встреча»)
- 1991 — премия имени А. Н. Москвина за лучшую операторскую работу (за фильм «Лох — победитель воды»)
- медаль «За трудовое отличие» (22.08.1986)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.06.1991)
Семья[править | править код]
- Сестра — гримёр Лиана Аркадьевна (Абрамовна) Раппопорт (Векслер).
- Первая жена (1964—1975) — Инна (Валерия) Станиславовна Браун.
- Вторая жена (1975—1988) — актриса Светлана Крючкова
- Сын — звукорежиссёр Дмитрий Векслер (р. 1981).
- Третья жена и вдова Елена Геннадьевна Векслер (Поникаровская) (1989—1991).
Память[править | править код]
К 70-летию со дня рождения Юрия Векслера в январе 2010 года на канале «Россия» состоялся премьерный показ документального фильма режиссёра Владимира Непевного «Острова. Юрий Векслер».
Фильмография[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Юрий Векслер в Энциклопедии отечественного кино
- Острова. Юрий Векслер. Телеканал «Культура». Дата обращения: 23 апреля 2015.
Юрий Векслер
Юрий Абрамович (Аркадьевич) Векслер. Родился 4 февраля 1940 года в Ленинграде – умер 29 сентября 1991 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский кинооператор, сценарист. Лауреат государственной премии СССР (1985). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Снял фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Пацаны», «Зимняя вишня».
Юрий Векслер родился 4 февраля 1940 года в Ленинграде.
Отец – Абрам Соломонович (Шлемович) Векслер (1905-1974), советский художник, занимался рисованием в студии Шагала в Витебске, потом перешел к Малевичу и вместе с ним уехал в Академию художеств в Ленинград. Был художником-постановщиком в кино, работал на «Ленфильме» с 1929 года.
Сестра – Лиана Аркадьевна (Абрамовна) Раппопорт (урожденная Векслер), театральный гример.
Дядя – Михаил Векслер (1898-1974), художник.
В школьные годы посещал Дворец пионеров, семь лет обучался в рисовальной студии С.А. Левина. Как вспоминал Векслер, Левин учил не только рисованию, но пытался привить своим питомцам любовь ко всему, что связано с понятием культуры.
С 1957 года работал на киностудии «Ленфильм». Начинал как ученик фотолаборанта. Не имея кинооператорского образования и формального диплома, прошел все ступени профессионального роста.
Сам Юрий Векслер в интервью 1988 года рассказывал: “В детстве я много занимался рисованием и живописью, а мечтал быть шофером, но стал кинооператором. Почему?.. Не знаю… На «Ленфильме» работаю с 1957 года. Специального кинемато-графического образования не получил. Во ВГИК – не приняли”.
Юрий Векслер в молодости
Мастером для него стал кинооператор Дмитрий Долинин, включивший его в свою группу сначала ассистентом, а потом вторым оператором. В титрах фильма Виталия Мельникова «Семь невест eфрейтора Збруева», вышедшего в 1970 году, они оба значатся операторами-постановщиками.
Был оператором в известных фильмах Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба». Также у Мельникова работал в ленте «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» – фильм был снят в 1979 году, но пролежал на «полке» под запретом до 1987 года.
Как отмечали кинокритики, Юрий Векслер понимал операторскую задачу классически строго: видел ее в том, чтобы подчинить себя драматургии. В советское время он умел с помощью изображения обойти идейное содержание фильма и донести до зрителя правду.
В 1979 году был оператором фильма Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», имевшего большой успех у зрителей. В 1980-м вышло продолжение «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Также Юрий Векслер был сценаристом серии «Собака Баскервилей».
Придуманный Юрием Векслером кадр, когда зритель видит со спины Холмса и Ватсона, которые сидят возле камина и беседуют, стал символом этого сериала.
Читайте также: Биография личная жизнь актера олега харитоноваС Игорем Масленниковым им были сняты экранизация «Пиковой дамы» и культовый фильм 1980-х годов «Зимняя вишня». Работал в знаменитых фильмах режиссера Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Пацаны».
О работе кинооператора Юрий Векслер говорил: “Охаpaктеризовать современный стиль работы кинооператора непросто. Ведь работа кинооператора меняется вместе с кинематографом. Сейчас, например, ставят много ретро-фильмов, но, по-моему, ретро-изображения нет. А жаль… Свет, цвет – это в конечном итоге инструмент, которым пользуются операторы. Главное же – точный выбор стилистики изображения, которая естественным образом должна вытекать из драматургии и режиссерской тpaктовки (если она есть). Оператор должен вносить дополнение и в то, и в другое. Иногда для того, чтобы выдержать стиль, приходится отказываться от многих внешних эффектов. Картину «Пацаны» можно было снять эффектнее, но мне кажется, что фильм от этого только бы пострадал… Если оператор не чувствует смысла происходящего на экране, то работа над светом, цветом, композицией становится напрасной тратой времени. И как бы внешнее изображение ни поражало зрителя, – в результате для фильма только вред. Получить эффектное экранное изображение сейчас умеет пpaктически каждый вгиковец, но современному кинематографу этого мало… Для меня же главное – актер, его лицо, сиюминутность его состояния. Все остальное стараюсь подчинить этой главной зaдaче. Если предстоит выбор между состоянием актера и тщательностью отработки кадра, выбираю первое”.
Юрий Векслер и Динара Асанова на съемках фильма Пацаны
В 1980-е годы продолжилось его сотрудничество с режиссером Виталием Мельниковым. Были сняты фильмы «Чужая жена и муж под кроватью», «Первая встреча – последняя встреча» и «Царская охота».
В последние месяцы жизни Юрий Векслер готовился к собственной постановке по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты «Долгие ночные стоянки», полудетективной современной истории с военными воспоминаниями. Но не успел.
К 70-летию со дня рождения Юрия Векслера в январе 2010 года на канале «Россия» состоялся показ документального фильма режиссёра Владимира Непевного «Острова. Юрий Векслер».
Скончался от второго инфаркта 29 сентября 1991 года. Похоронен в Ленинграде на Сестрорецком кладбище.
Личная жизнь Юрия Векслера:
Трижды был женат.
Первая жена – Инна (Валерия) Станиславовна Браун. Состояли в бpaке в 1964-1975 годах.
Вторая жена – актриса Светлана Крючкова. Они познакомились на съемках фильма «Старший сын». Как говорила Светлана, это была любовь с первого взгляда: “Я была наcмepть влюблена в Векслера. Бросила Москву, МХАТ и поехала к нему в Питер”. 6 лет они прожили в гражданском бpaке, а перед рождением сына решили расписаться.
Сын – Дмитрий Векслер (1981 г.р.), звукорежиссер.
Их отношения продлились с 1975 по 1988 год. По словам Крючковой, на фоне ее возросшей популярности они стали часто ссориться – мужу казалось, что он все время остается в тени своей известной жены.
Юрий Векслер и Светлана Крючкова
Третья жена – Елена Геннадьевна Векслер (Поникаровская). Были вместе в 1989-1991 годах.
Сценарии Юрия Векслера:
1981 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (3 фильм) 2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Работы Юрия Векслера как оператора:
1970 – Семь невест ефрейтора Збруева 1972 – Здравствуй и прощай 1974 – Странные взрослые 1974 – Ксения, любимая жена Фёдора 1975 – Старший сын 1976 – Ключ без права передачи 1977 – Женитьба 1979 – Отпуск в сентябре 1979 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Знакомство 1979 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кровавая надпись 1980 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Король шантажа 1980 – Очки от солнца (короткометражный) 1980 – Куст сирени (короткометражный) 1982 – Пиковая дама 1983 – Пацаны 1984 – Чужая жена и муж под кроватью 1984 – Колье Шарлотты 1985 – Зимняя вишня 1987 – Первая встреча, последняя встреча 1988 – Презумпция невиновности 1990 – Царская охота (Royal Hunt, The / Ruské impérium) 1991 – Лох – победитель воды 1995 – Зимняя вишня (сериал) 2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Награды и звания Юрия Векслера:
1985 – Государственная премия СССР (за фильм «Пацаны») ; 1986 – премия имени А. Н. Москвина, премия киностудии «Ленфильм» за лучшую операторскую работу («Первая встреча, последняя встреча») ; 1991 – премия имени А. Н. Москвина за лучшую операторскую работу (за фильм «Лох – победитель воды») ; – медаль «За трудовое отличие» (22.08.1986) ; – Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.06.1991)
последнее обновление информации: 28.06.2020